Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Пренатальная педагогика как новая отрасль педагогических знаний. Пренатальная и перинатальная педагогика мир детей Портфолио пренатальная педагогика

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения

Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Разговоры в чате о ресурсах по пренатальной педагогике, программах и результатах

1. Система МИР и основы пренатальной и перинатальной педагогики - обучения будущего ребенка в период беременности и в первые месяцы после рождения"

На вопросы отвечает вице-президент Российской народной академии наук (РНАН), президент Академии образования, социального и экономического развития (АОСЭР) Павел Викторович Тюленев.

Павел Викторович, какую программу Вы могли бы порекомендовать нашим беременным женщинам? Чем им занять с пользой то свободное время, которым они иногда располагают? Когда и кто предложил замечательный термин: пренатальная педагогика? Ведь этим понятием был нанесен сокрушительный удар по «традиционной педагогике», которая вводила в заблуждение и внушала всем, что обучать ребенка можно только с семи лет!

Итак, Вопрос 1: На чем основана возможность реализации методов перинатальной педагогика, если такие методы существуют?

Ученые сравнительно недавно установили, что к 4 месяцам развития эмбриона человека уже сформирован слуховой аппарат. Теперь уже многие педиатры и акушеры знают, что с 4-х месяцев беременности матери ребенок уже слышит звуки. Можно ли повлиять на интеллектуальное развитие ребенка в период беременности?
Открытие и практическая проверка того, что это возможно, было сделано нами в конце 80-х годов.
Сегодня в Интернете и в литературе можно встретить информацию о воспоминаниях людей, которые помнят себя ещё до рождения, но до сих пор это воспринимается как фантастика, если не записки сумасшедших. Огромное давление стереотипов поведения общества и семьи заставляет человека забыть, что с ним происходило, что он слышал и что чувствовал. Представьте, что было полвека тому назад!
Память человека устроена по-разному, но под гипнозом удаётся выяснить о том, что помнит человек о своём предродовом развитии, и это уже никто, кроме самых закоренелых ретроградов, не оспаривает. Меня все годы после рождения беспокоили некоторые воспоминания в своем предродовом периоде, и постепенно в большинстве из них я разобрался – они помогли мне понять, что и как необходимо делать, чтобы ребенку эти воспоминания пошли на пользу.
Что может вспомнить и рассказать ребенок о своём предродовом развитии? На самом деле, 9 месяцев – это меньше одного года. Не такой уж большой срок для большого разнообразия событий: однообразное питание, не такое уж разное поведение матери, несколько праздников, и хорошо, если матери есть с кем поговорить, пообсуждать интересные темы… Но представьте себе такую ситуацию: а что, если мама начнёт целенаправленно и квалифицированно заниматься со своим будущим ребенком так, что он запомнит и после рождения вспомнит почти каждый день из этих занятий!

Вопрос 2: Не могли бы Вы рассказать немного об истории возникновения пренатальной педагогики? Почему-то никто об этом ничего не пишет…

Итак, немного истории. В 50-60-е годы, когда мне - из-за болезни матери - пришлось заняться «жесткой практической педагогикой» со своими младшими братьями. Мне надеяться было не на кого я много читал и решал все педагогические вопросы самостоятельно и радикально, анализируя всю доступную мне информацию. Но тогда даже тема развития ребенка сразу после рождения – раннее развитие детей - была запретной.
По этой же тематике, как я выяснил 12 лет спустя параллельно начал работать и о ней во всеуслышанье начал говорить только Б.П. Никитин - ему терять было нечего. Он порвал с традиционной педагогикой после того, как в 1957 году Первый секретарь МГК (Московского горкома) КПСС Л. Фурцева и Академия педагогических наук (АПН) не позволили ему с группой других педагогов-новаторов возродить известный во всём мире «проект А.С. Макаренко». Уволенный из системы «традиционного образования», Б.П. Никитин буквально в те же дни женился и начал создавать новую, родительскую педагогику «с нуля и до семи лет»: с самого рождения своих семерых детей. Так, несмотря на репрессии, запреты и гонения, начался штурм устаревших и ошибочных догм не только «начального образования», но и перинатального периода развития детей. В период сразу после рождения Б.П. Никитин обращать внимание на необходимость развития и закрепления хватательного и опорного и других «врожденных» рефлексов… Об этом вы сможете прочитать в книгах Никитина, которые я рекомендую всем - для начального ликбеза.
Поскольку я работал в системе Академии наук СССР, меня, как научного работника всегда интересовали фундаментальные вопросы и, в частности, проблема максимально возможного развития ребенка: что есть, на самом деле Человек? Каковы пределы его обучаемости?

Но до появления результатов системы МИР в конце 80-х и начале 90-х годов никто не знал и не говорил о том, что можно начинать развивать, воспитывать и обучать детей до рождения!
Между тем мною были получены конкретные практические результаты в 1988 году и вскоре я создал Центр «Содействие развитию и воспитанию детей». Этот центр обосновался в недрах ГлавНИВЦа Министерства геологии и начал с 1991 года регулярно рассылать сообщение о начатом мною проекте «Развивая детей – развиваем Россию» через факс-модемы при помощи двух компьютеров. Сохранившиеся протоколы рассылок этого своеобразного факс-спама показывают, что с каждого из компьютеров цели достигало до 500 факссообщений еженочно.

Сегодня можно обнаружить немало сайтов, где в общих словах и обтекаемо рассказывают о пренатальной педагогике. При этом ни слова не говорится об том, кто впервые раскрыл возможности развития и обучения в дородовой период? На сайтах как-то странно и поголовно умалчивают о том, этот термин впервые появился в системе МИР и настоящий бум начался как только по телевидению я решил показать наши результаты по расширенной моей методике «Читать – раньше, чем ходить: начинать обучение чтению раньше, чем родить».

Вопрос 3: Как возник или вошел в употребление термин пренатальная педагогика? Каковы его связи с понятиями перинатальная и неонатальная педагогика?

В конце 90-х и начале 2000-х годов после безуспешных попыток провести через Администрацию президента Ельцина, а затем и В. Путина Указ о переходе на новое оптимальное образование, я специально предпринял своеобразную информационную атаку на нескольких форумах, где рассказывал об удивительных результатах предложенной мною пренатальной и перинатальной педагогике.
У педагогов эта атака вызвала шок, но зато ко мне стали обращаться врачи – педиатры и гинекологи … Дело было сделано!

Эти термины подхватили как-то сразу.
Затем появились консультанты, начали создаваться центры. В частности, появился Центр Цареградской, которая даже стала выпускать собственную газету для посетителей и пренатальных педагогов. Я побывал, проанализировал работу этого центра, и так же, как в случае с практикой Лазарева с его СОНАТАЛом пришел в ужас: нарушались главные законы и принципы интеллектуального развития в раннем возрасте ребенка!
Что можно сделать, чтобы исправить положение?
Я всячески приветствую попытки педагогов и врачей разобраться в раннем развитии, до рождения и после рождения. Но для этого потребуется потратить десятилетия исследований и получить реальные результаты, как сделал это я. Сначала надо учиться, учиться и учиться в системе МИР – постараться хотя бы повторить результаты – ну а потом имеет смысл двигаться дальше и проводить исследования уже будучи обученными специалистами в области Интеллектики. Это необходимо для того, чтобы не наделать непоправимых или трудноисправимых ошибок занимаясь с детьми.
Категорически не рекомендую обращаться к «специалистам», которые не обучались в нашем Центре МИР ребенка и не используйте не проверенные нами и на аттестованные в системе МИРР методики. Другой рекомендации в нынешнюю эпоху авантюризма, мошенников и шарлатанов я не могу дать. Но самое главное: следите, смотрите за результатами. Если результаты у независимых родителей получаются феноменальные, удивительные и замечательные – значит и методика должна быть эффективная. Но когда показывают результаты в 1 % (один процент) при ошибке социометрических исследований в 5 – 10 % и более, то это вообще смешно и представляет собой попытку повесить обычную «лапшу на уши».

В нашей системе Методов Интеллектуального Развития Ребенка - МИР ребенка – мы выделяем два основных периода: пренатальный – дородовой, и перинатальный – после родовой, который длится 2-3 месяца сразу после рождения. Этот период ещё называют иногда неонатальным периодом. По моему мнению пренатальный и перинатальный термины больше подходят для наших целей, так как тут сами слова демонстрируют ту малую грань между этими периодами и тесную между ними связь.

В свою очередь дородовой период делится ещё на два основных периода, которые мы называем мирклассы: для них нужны свои программы и курсы обучения и развития плода. Но, на самом деле, более детальных микропериодов в пренатальный период существует гораздо больше! Но не будем распыляться. Скажем лишь одно: в пренатальный период формируются задатки будущего ребенка. Мать формирует фундаментальные основы будущей личности.

Вопрос 4: Можно ли говорить о том, что существует какой-то длительный опыт и статистика использования пренатальной педагогики?

Интересно, что через 15 лет после получения интересных результатов я обнаружил, что в некоторых мировых религиях сохранились традиции, в которых случайно или сознательно используется это качество человека для его интеллектуального развития в период внутриутробного развития. То есть, в принципе можно сказать, что пренатальная педагогика уже имеет тысячелетний опыт использования и можно проанализировать некоторые результаты её применения теми или иными семьями или народами.

В системе МИР ребенка методы обучения будущего ребенка начали целенаправленно рекомендоваться и использоваться с 1987 года. Было обнаружено, что ребенок, которого обучали в пренатальный период стихам А.С. Пушкина, в 2,5 года прекрасно и бегло мог читать поэму Руслан и Людмила», в семь лет обнаружилось, что он знал наизусть всю поэму «Евгений Онегин»! Аудио- и видеозаписи этих фактов Вы сможете послушать и посмотреть в Интернете по ссылкам с сайта www.rebenokh1.narod.ru.

Разумеется, есть и другие знания, которые лучше всего дать в пренатальный и перинатальный периоды, чтобы не тратить драгоценное время на их усвоение в будущем.

В этот период будущей маме надо выбрать или составить себе и будущему ребенку какую-то простую программу для перинатального обучения составить. :)

Скажем, озвучить по 10 - 20 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10-ти программам МИРР. Думаю, что больше - не надо. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе, так как тут можно навредить. Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к тем дилетантским рекомендациям, которые имеются сейчас во многих книгах, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы найдете объяснения, что как и когда надо делать? Узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех - уже поздно!», Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Помните о главном: те чувства, те эмоции, которые Вы испытываете, будет испытывать и Ваш будущий ребенок: здесь и сейчас.

Помните, что Вы сегодня формируете матрицу будущих эмоций ребенка.

В период беременности Вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем - сначала "Химунок", а затем, с 4-го месяца добавляется "Слышунок".

Обратим внимание на второй миркласс, который начинается с 4-го месяца беременности и который называется «Слышунок».

То есть, с 4-го месяца Ваш плод развивается под влиянием двух интеллектообразующих факторов: он чувствует Ваши биохимические молекулы, которые обращаются в кровеносной системе будущей матери, и слышит - одновременно.

Итак, если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

Какие точно объёмы и на каких языках ваш ребенок может запомнить – мы говорить пока не будем. Об этом вы найдете информацию по ресурсах РК МИР и после регистрации.

Полный текст и рекомендации этой главы, а также результаты пренатального и перинатального обучения ребенка можно найти на сайте www.rebenokh1.narod.ru

2. Материалы обсуждения в чате руководства МИР пренатальной и перинатальной Педагогике и ссылки на ресурсы в Интернет

Http://vk.com/id153333881

Http://www.baby.ru/blogs/post/48704104-25392300/
Питание при планировании и беременности! Статья всем представительницам прекрасного пола!!! Читайте все-все интересно

Полный текст материалов обсуждения в МИР-чатах и ссылки на различные ресурсы - см. www.rebenokh1.narod.ru/mir0200.htm

Ты беременна и не знаешь как себя вести? Веди себя естественно, но не забывай, что теперь ты не одна. Мы расскажем тебе, что такое пренатальная педагогика , как общаться и взаимодействовать с ребенком и с самой собой.

Скажи "добро пожаловать"

Подобно тому, как ты ожидаешь появления ребенка на свет, плод также запрашивает разрешения на рождение у тебя. Это такой себе двусторонний процесс приглашения друг друга и обоюдного согласия. Это происходит в «темных» уголках мозга, то есть за пределами нашего сознания. Но иногда мы начинаем осознавать, что ребенок, и правда, стучится в дверь...

Ребенок, прежде всего, должен знать и чувствовать, что он желанный. Существует теория, что именно оттого, что у беременной женщины возникали сомнения о том, готова ли она стать матерью, стоит ли заводить ребенка – дети рождаются с отклонениями, с проблемами со здоровьем. Не думай, что плод ничего не чувствует – чувствует, особенно тебя.

Связь


Беременная связана с ребенком по всем каналам: физически, эмоционально, энергетически. Поэтому тщательно следи не только за своими поступками, а и за мыслями, настроением. Если хочешь, чтобы ребенок был добрым – делай добрые дела, хочешь, чтобы был умным – читай книги, творческим – рисуй, пой. Все просто. Ты сама, как никто другой, знаешь «не зная», то есть на подсознательном уровне о своей связи с малышом. Думай о малыше, заботься о себе, таким способом ты заботишься о нем – брось вредные привычки, если такие были, употребляй только здоровую пищу. Разговаривай с ним, желай «доброго утра» и «спокойной ночи», как члену семьи. В дохристианские времена Киевской Руси, если умирал ребенок до года, считалось, что он ушел потому, что ему не подошла семья, в которой он родился, и отправился искать другую. Так что, если задуматься об этом веровании, значит, возможно, не мы выбираем, а нас выбирают? Ведь не доказано и никто не знает, что нас ждет после смерти и что ждало перед жизнью. Будь уверенна: ребенок тебя слышит во всех смыслах этого слова. Неизвестно, когда появляется связь с ребенком, но известно, что она остается до конца дней.

Пренататальная педагогика


Период от оплодотворения до появления на свет – это пренатальный период . Следовательно, пренатальная педагогика – это воспитание, процесс общения и взаимодействия с плодом. Наука еще не имеет достаточно знаний о том, как воспитывать ребенка в утробе, но все же доказано, что связь есть и мы можем повлиять своими эмоциями, музыкой и мировосприятием на становление личности в будущем. Медициной доказано, что на 22 день начинает биться сердце у эмбриона, органы чувств плода формируются и уже функционируют к 20-й неделе, а после 22-й недели ребенок способен выжить вне утробы матери – то есть в искусственных условиях. Ребенок уже живет!

Существуют разные взгляды на то, когда у ребенка формируется характер и ценности – до 5, до 4, а японцы вообще говорят, что до 3. Поэтому, чем раньше ты начнешь свое воспитание и общение с ребенком – тем лучше!

Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский План Перинатальная педагогика как наука Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Народная педагогика о жизни до рождения Перинатальная педагогика как наука Перинатальная педагогика - молодая отрасль педагогики, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Задача перинатальной педагогики: сформулировать основные правила поведения беременной женщины для развития здорового ребенка, опираясь на знание закономерностей внутриутробного развития плода. Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Внутриутробное воспитание малыша Развитие ребенка до рождения Помесячное развитие плода Внутриутробное воспитание малыша Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности Физический уровень. Сознательное отношение к питанию. Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Ментальный уровень. Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Развитие ребенка до рождения Восприимчивость плода Движения плода Вкусовые ощущения плода Слуховые ощущения плода Зрительные ощущения плода Познавательная деятельность плода Личность плода Помесячное развитие плода К 4-м неделям у ребенка закладываются практически все жизненноважные органы - нервные ганглии (прообраз мозга), легкое, желудок, печень, поджелудочная железа, эндокринные железы. К этому времени у него формируются первичная почка - мезонефрос, зачатки рук и ног, а также 4 пары жаберных дуг: На 5-й неделе беременности у зародыша формируются мочевой пузырь, прямая кишка, половые валики, продолжают развиваться бронхи и легкие, а также закладывается окончательная почка - метанефрос. На 6-8-й неделе у ребенка формируется лицо, у него уже можно разглядеть появляющиеся глаза и уши, а также пальчики рук и ног. В это время происходит интенсивный рост головы, которая может составлять половину от всей длины туловища. Размер ребенка на 8-й неделе около 3-х см: Плодный период внутриутробного развития Этот период продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. В это время происходит дальнейшее развитие и созревание всех органов и систем ребенка. Ребенок увеличивается в размере, набирает массу. В возрасте 3 месяцев длина ребенка уже составляет около 9 сантиметров, он уже начинает двигаться, хотя мать этих движений еще не замечает. В 4 месяца его длина уже около 16 сантиметров, он уже умеет открывать и закрывать рот, если дотронуться до его губ: С 16-20-й недели мама уже начинает чувствовать шевеления своего ребенка. В 24-25 недель беременности длина плода уже составляет 30 сантиметров, а масса - около 700 грамм: В 28 недель все органы ребенка уже сформированы, однако не совсем зрелые. Длина его при этом составляет около 35 сантиметров, а масса - около 1000 грамм. В этот период у ребенка уже появляется шанс выжить в случае преждевременных родов: В возрасте 32-х недель масса ребенка уже около 1600 грамм, а длина его в этот период уже около 40 сантиметров. И, наконец, в 40 недель беременности ребенок уже вполне созрел и готов к самостоятельной жизни. Начинаются роды… Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода Внутренние тератогенные факторы Внешние тератогенные факторы Критические периоды внутриутробной жизни плода Дородовая диагностика пороков развития плода Народная педагогика о жизни до рождения Психология беременности Симбиоз «мать-дитя» Биохимическая связь Гормональная и эмоциональная связь Нервно-психическая связь Психологические особенности беременной Антенатальная психология Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода Научное подтверждение мудрости народных традиций как истоков перинатального воспитания Звуки музыки в жизни плода Значение психологического комфорта матери для здоровья плода Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции Психология рождения Развитие нервной системы и головного мозга Психический опыт новорожденного Генетическая программа развития и обучение Основы формирования здоровой психики ребенка Подготовка родителей к воспитанию ребенка в семье. Условия для формирования здоровой психики ребенка Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Хахлева Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ ДС № 10 «Светлячок» г. Старый Оскол

Совсем недавно в педагогической науке появилось новое направление исследования – пренатальная педагогика . Педагогика – это наука об обучении и воспитании подрастающих поколений. Слово «пренатальний» заимствовано из французского языка и означает «пре» – до, «наталь» – рождение.

Одна из важнейших задач человечества – это продолжение рода. Основное внимание в древности уделяли погружению будущей матери в мир хорошего и прекрасного . В дальнейшем – правильному отдыху и питанию беременной .

В 20 век выявлен интересный факт, который перевернул представления ученых о сущности дородового воспитания и привел к возникновению целой науки – дело в том, что в мозгу новорождённых было обнаружено много атрофированных нейронов. Ученые предположили, что это происходит во время внутриутробного развития из-за их невостребованности, то есть ребенок теряет часть своего интеллекта еще до рождения. В результате дальнейших исследований и экспериментов к концу 70-х – началу 80-х гг. в Европе и Америке утвердились идеи раннего дородового развития ребенка и сформировались пренатальная педагогика и пренатальная психология. Будущие мамы и папы излишне активно включились в процесс дородового воспитания. Дошло до того, что среди беременных было модно один день в неделю отказываться от еды, чтобы ребенок начинал активно двигаться и просить пищу. Увлечение подобными физическими тренировками плода для многих закончилось кесаревым сечением.

В Россию пренатальная педагогика пришла с перестройкой, в середине 90-х годов широко распространилась методика М. Лазарева, направленная на обучение будущей мамы основам общения с еще не родившимся ребенком.

Пренатальная педагогика – молодая наука, поэтому в современном обиходе появились такие понятия, как пренатальная педагогика, пренатальное обучение, пренатальное воспитание. Современная пренатальная педагогика черпает знания из пренатальной и перинатальной психологии (она формируется как отдельная научная дисциплина), акушерства, гинекологии, педиатрии.

·Пренатальный период – от принятия решения родителями зачать малыша до 28 недели беременности.

·Перинатальный период – с 28 недели беременности до первых недель жизни малыша. Таким образом, пренатальный период в развитии малыша относится не только к ребёнку, но и его родителям.

Пренатальная педагогика – мода или необходимость?

Пренатальная педагогика – это целенаправленное, осознанное воздействие на еще не родившего ребенка с целью улучшения его интеллекта, формирования определенных качеств личности, укрепления нервной системы и здорового развития ребенка в целом.

Все чаще в книгах и учебниках пишут не «плод», а «внутриутробный ребенок». Еще до рождения ребенок слышит, различает голоса, чувствует ритм и музыку. Еще до рождения начинается формирование личности ребенка, его эмоциональное, интеллектуальное, психическое развитие, и именно пренатальный опыт в будущем станет основой личности человека.

Все это означает, что пренатальная педагогика – это объективная реальность, а не просто очередное модное увлечение, и будущим родителям необходимо ее принять. Есть официальная статистика, подтверждающая эффективность методов пренатальной педагогики, их позитивное влияние на общее психофизиологическое развитие детей и их здоровье.

Простые и доступные методы пренатальной педагогики . Методы пренатальной педагогики – это особые методы и средства самого раннего воздействия на ребенка с целью его развития.В сущности, многие из методов пренатальной педагогики – это простые и доступные действия, которые любящие родители выполняют постоянно.

1. Первый и самый важный методфизический контакт с ребенком . Это и поглаживания живота, и нежные прикосновения мамы или папы. Любой ребенок ждет этих минут, реагирует на приятные тактильные ощущения, отвечает движениями. Вы, наверное, обращали внимание, что многие будущие мамы часто кладут одну или обе руки на живот – так они поддерживают постоянную связь с ребенком.

2. Физический контакт нужно совмещать с речевым воздействием . Говорите с ребенком, рассказывайте, что видите вокруг, что делаете. После рождения дети узнают голоса родителей. Песни, которые Вы будете петь еще не родившемуся крохе, сказки, которые будете читать, ребенок узнает после рождения. Именно они станут самыми любимыми, помогут успокоить малыша.

3. Музыкальное воспитание ребенка начинается в утробе матери. Моцарт, Вивальди, Шопен и др. классики необычайно благотворно влияют на развитие детей. Существуют и специальные музыкальные сборники для беременных, построенные на принципах пренатальной педагогики. Например, сборник «Музыка рождения» М. Лазарева.

4. Умственные упражнения и творческие занятия будущей мамы (рисование, лепка, пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, рукоделие и т.д.) вовлекают ребенка в процесс познания окружающего мира. Живите полной жизнью, ходите на концерты и выставки, посещайте музеи. Ваши впечатления станут мощным импульсом для развития ребенка, создадут благоприятный эмоциональный фон.

Введение 2

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя» 4

Сенсорные способности плода. 6

Эмоциональный след в формировании личности ребенка 8

Запись информации на клеточном уровне. 12

Отношение к плоду во время беременности. 13

Заключение. 15

Литература. 17

Введение

Рождение малыша – значительное, полное счастливых переживаний, событие в жизни каждой женщины. Осознание своей новой роли приходит как светлое, трепетное чувство, наполняя жизнь новоиспеченной матери непознанным ранее смыслом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться задолго до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

Из уст в уста передается известная притча:

Пришли отец и мать к мудрецу и говорят:

Нашему малышу уже целых пять дней, посоветуйте, когда нам начать его воспитывать?

На что мудрец глубокомысленно ответил:

Дорогие мои, вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней!

Таким образом, воспитание – это процесс, к которому нужно отнестись со всей ответственностью, причем еще до рождения ребенка.

Исследования, проведенные учеными разных специальностей, подтверждают наличие и указывают важность взаимосвязи между определенными событиями, происходившими во время беременности, или самочувствия матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по мнению самих матерей, в характере или поведении ребенка.

В 1982 году Андре Бертин создала Национальную ассоциацию пренатального воспитания (НАПВ). По замыслу создателей этой ассоциации она должна стать связующим звеном между проводимыми исследованиями и супружескими парами и матерями. Создание такой организации говорит о том, что пренатальное воспитание действительно оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное развитие ребенка после его рождения.

По мнению ученых данной ассоциации, пренатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни.

В древности считали, что беременные женщины и молодые мамы связаны незримой энергетической нитью с Космосом. Во время беременности женщина становится более чувствительна и восприимчива ко всему тому, что видит и слышит вокруг. А то, что чувствует мама, чувствует и ее ребенок. Этим и занимается пренатальная педагогика.

Для древних цивилизаций значимость периода беременности была абсолютно непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития.

В Древней Индии для беременных женщин устраивали храмовые обряды, во время которых женщины наслаждались прекрасными танцами, слушали мелодичную музыку.

В Древнем Китае существовали специальные заведения для беременных, где они могли отдохнуть и полюбоваться произведениями искусств, погулять в ухоженных садах и парках.

Современные научные исследования, проводимые специалистами четырех различных направлений, позволяют выделить важнейшие факторы, играющие роль в воспитании плода еще в утробе матери. К ним относятся:

    сенсорные (от лат. sensus – чувство, ощущение.) способности плода (изучаются специалистами разного профиля);

    эмоциональный след (обнаружен и изучается психологами и психоаналитиками);

    способность элементарных частиц, составляющих атомы, молекулы и живые клетки, «записывать» информацию (область интересов физиков);

    действие морфогенетических полей (Морфогенетические поле – поле, в котором формируется тело человека), (выдвинуто в качестве гипотезы одним из английских биологов).

Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя»

Воспитание можно определить как «предоставление условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие ребёнка». Воспитывая живое существо, мы подразумеваем под этим его формирование и развитие в процессе развертывания движения жизни внутри него самого. Это происходит благодаря тому физическому, эмоциональному, ментальному материалу, который он получает из окружающей среды.

После рождения ребенка процесс воспитания характеризуется тремя этапами:

1. впитывание информации;

2. подражание;

3. личный опыт ребенка.

Однако в период внутриутробного развития опыт и подражание, естественно, отсутствуют. Впитывание информации в перинатальном возрасте максимально и протекает на клеточном уровне. Новорожденный уже прожил девять месяцев, впитывая в себя информацию, поступающую от матери и от внешних раздражителей, которая в значительной степени сформировала базу для его дальнейшего развития.

Роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать-это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, которое определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Пренатальное воспитание несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Мать является посредником между внешним миром и плодом. Человеческое существо, формирующееся внутри матки, не воспринимает окружающую мать среду напрямую, однако, оно непрерывно улавливает ощущения, чувства и мысли, которые вызывает у матери окружающий её мир. Это существо регистрирует, запоминает первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

Говоря о проблемах дородового обучения эмоциям, важно отметить, что эмоция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и плодом, возможно, является одним из самых решающих факторов, влияющих на развивающуюся психику ребенка, особенно на ее эмоциональную составляющую.

Во время перинатального периода развития ребенок живет практически «одной жизнью» с матерью. Сегодня доказано, что при стрессе гормоны надпочечников матери выбрасывают в кровь катехоламины (гормоны стресса), а во время положительных эмоций (радости, успокоения), гипоталамические структуры вырабатывают эндорфины (гормоны радости), которые, проникая через плацентарный барьер, непосредственно воздействуют на плод. Следовательно, мать и ребенок представляют собой единый организм, и каждый из них в равной степени страдает от неблагоприятного влияния внешнего мира, которое записывается в долговременной памяти, оказывая воздействие на всю последующую жизнь ребенка. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода, спокойствие и возрастание уровня сенсорного восприятия плода.

Сенсорные способности плода.

Органы чувств соответствующие центры мозга плода, отвечающие за сенсорное восприятие, развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями.

Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери.

Вкус у плода уже хорошо развит, плод даже может отдавать предпочтение одного другому. Это было установлено путем добавления в амниотическую жидкость (околоплодную воду, которую потребляет плод) сахара, после чего плод употреблял двойную порцию этой жидкости. При добавлении же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости снижалось в несколько раз. Внутриматочная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет потреблять после рождения и которая характерна для региона проживания родителей.

На сегодняшний день наиболее хорошо изучены чувствительность и слух. Кожа плода подвергается непрерывному воздействию мышц матки и брюшной стенки. Таким образом, это дает возможность поддерживать тесный контакт между отцом, матерью и плодом через брюшную стенку. Отмечено, что когда отец или мать совершают нежные поглаживания живота, то ребенок ощущает эти прикосновения и ещё до рождения он чувствует эмоциональное успокоение и заботу родителей, что в дальнейшем сказывается на его дальнейших отношениях с родителями уже после рождения и когда он становится более взрослым ребёнком.

Внутренне ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг плода, формируются уже в конце шестого месяца беременности. Звук оказывает огромное влияние в развитии не только плода, но и дальнейшей самостоятельной жизни ребенка. Звуки голоса матери и отца отличаются по тембру и частоте, поэтому важно, чтобы оба родителя принимали участие в беседах с малышом. Можно просто рассказать, как прошел день, как вы ждете его появления на свет, можно спеть нежную песенку – замечено, что колыбельные, которые мать пела во время беременности, лучше успокаивают новорожденных, поскольку они давно им знакомы! Эти разговоры устанавливают контакт между родителями и ребенком, и он сохранится на долгие годы.

Малыши часто узнают песни и музыку, услышанные в пренатальном периоде, причем они действуют успокаивающе на ребёнка и могут использоваться родителями, например, при его сильном эмоциональном напряжении как успокаивающее средство. Что касается рок-музыки, металла и альтернативной музыки, то всеми специалистами отмечается, что она приводит плод в состояние бешенства. Он начинает причинять матери непереносимые страдания, которые она испытывает от бурного движения плода. Такое воздействие на плод является негативным и отрицательно действует на его развитие в утробе матери и на состояние психики уже после рождения. Дети родителей, увлекающихся рок-музыкой, чаще страдают различными нервными расстройствами. Избежать такого отрицательного влияния можно - прослушивание классической успокаивающей музыки.