Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Борение христа в гефсиманском саду. Слободской С., прот., Закон Божий


Моление о чаше (Гефсиманское моление) - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Gerrit van Honthorst. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Около 1617 г.

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).


Моление о чаше. Мозаика собора Святого Марка, Венеция.


Витберг Александр Лаврентьевич. Моление о чаше. 1806–1816

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня». От Матфея (26:36-46).


Джованни Беллини. Моление о чаше. 1465-1470


Перов Василий Григорьевич. Христос в Гефсиманском саду.

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня». От Марка (14:33-42)


Репин Илья Ефимович. Христос в Гефсиманском саду.


Giuseppe Cesari. Моление о чаше. 1597-98

«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». От Луки (22:39-46)


Поленов Василий Дмитриевич. Прискорбна душа Моя. 1889–1909


Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа - «нашел их спящими от печали».

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

*Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий - «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
*Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает - «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»;
*Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».


Глазунов Илья Сергеевич. Христос в Гефсиманском саду. 1992


Andrea Mantegna. Agony in the Garden (San Zeno). 1455

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества. Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 - 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.


Ге Николай Николаевич. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888


Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.


Paolo Veronese. Christ in the Garden of Gethsemane.


Sebastiano Ricci. Моление о чаше.


Andrea Mantegna. Моление о чаше. 1455


Paul Gauguin. Christ in the Garden of Olives. 1889



Эль Греко. Моление о чаше. 1605


Giovanni Domenico Tiepolo. Моление о чаше. 1772


Beato Angelico. Моление о чаше. Монастырь Сан Марко, Флоренция. Фреска (фрагмент). Около 1400–1455.


Giaquinto Corrado. Моление о чаше (фрагмент). Около 1754 г.


Lo Spagna. The Agony in the Garden. 1490


Giovanni di Paolo. The Agony in the Garden. 1445


Котарбинский Вильгельм Александрович и Сведомский Павел Александрович. Моление о чаше. Фреска Владимирского собора в Киеве.


Айвазовский Иван Константинович. Моление о чаше. 1897


Giovanni Battista Caracciolo (also called Battistello). Моление о Чаше. 1617


Duccio di Buoninsegna. Моление о чаше. 1308-1311


Нестеров Михаил Васильевич. Моление о чаше. 1899-1900


Gustav Dore. Jesus praying in the Garden.


Семчук Владимир. Моления о чаше.


Ге Николай Николаевич. В Гефсиманском саду. 1869–1880


Giacinto Brandi. Christ in the Garden of Gethsemane. 1650


Маковский Владимир Егорович. Моление о чаше. Эскиз. 1895


Репин Илья Ефимович. Моление о чаше. 1860-е.


Carl Heinrich Bloch. Christ In The Garden Of Gethsemane.


Sandro Botticelli. Agony in the Garden. 1500


Котарбинский Вильгельм Александрович. Моление о чаше.


Верещагин Василий Петрович. Моление о чаше. 1875–1880


Кошелев Николай Андреевич. Моление о чаше.


Бруни Фёдор Антонович. Моление о чаше. 1834–1836


Врубель Михаил Александрович. Христос в Гефсиманском саду. 1887-1888

После совершения Тайной Вечери - Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, - Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.

Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них - Петра, Иакова и Иоанна - Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.
Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: " " (Евангелие от Марка глава 14, стих 34).
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: " ".
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: " ".

Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.

Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, " ".

Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
" , - обращается Он к ним, - ".

В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: " ".

Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: "Радуйся, Равви", - и поцеловал Спасителя.

Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.

Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". "Это Я", - последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: " ". И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: " " И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: " ".

Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.

Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: " ".

Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.

Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85.


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192



А. И. Куинджи. 1901 г.

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы - «Христос в саду Гефсиманском».


Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии


Моление о чаше.
Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5
Государственный Русский музей


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5


Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела)
А. А. Иванов. 1850 г. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки



А. А. Иванов. 1840-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2
Государственная Третьяковская галерея


Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду.
Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5
Ульяновск


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5.
Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге


Моление о чаше.
Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5.
Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

Воскресный день


Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день


Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх - Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке


Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент
В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909-1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США


Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5.
Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше.
Е. Сорокин. 1904 г.

Моление о чаше.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94x72.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея


Моление о чаше.
Неизвестный автор. До XX века


Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками - братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х - первая половина 1890-х гг. Холст, масло.


Моление о чаше.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» - все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Моление о чаше.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.

) горе. Интересно обратить внимание на название «Гефсиманский сад». Гефсимания — оливковый пресс или пресс для выжимания оливок. Происходящее иллюстрируют, что значит быть под прессом. Чтобы получить ароматическое масло, его нужно выдавить. Тоже самое происходило и со Христом: чтобы получить елей для исцеления нашей души, Христу пришлось пройти путь пресса и кровоточия. Чтобы нам не подвергнуться той же участи, но получить спасение посредством Его жертвы, Ему пришлось подвергнуться ужасу Божьего гнева за грехи множества людей.

Искушение Христа происходило именно в саду. Символично, так как искушение Адама тоже происходило в саду (), там же человек впал в грех через искушение:

Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.

Посредством «второго Адама» происходит освобождение человечества от проклятия греха:

Первый человек (Адам) принес грех в мир — Последний (Христос) искупил мир от греха;

Первый Адам отошел от Бога Отца в саду — Иисус Христос приходит к Богу в саду ;

Адам был наг и бесстыден, но потом одет — Христос был одет, стал наг и понес стыд ;

Адам согрешил из-за дерева — Богочеловек понес на деревянном кресте наши грехи.

Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Христос взял в сад вместе с Собой троих самых приближенных учеников и, удалившись, начал «скорбеть и тосковать» (). Сердце Христа было стеснено, мучилось, испытывало печаль и глубокую скорбь. Видно, что это была непростая печаль, но «смертельная скорбь», которая разрывала Его душу.

Христос понимал: смерть неизбежна. Иуда уже продал Его и ведет солдат. В скором времени Его будут истязать, а потом распнут. Христос в борении, но Он не ненавидит Бога, не бежит от Бога, не спорит с Богом, не гневается на Него. Наоборот Он стремится к Богу!

Многие люди в сложных обстоятельствах позволяют себе грех, оправдывая себя страданиями, дающими карт-бланш на грех: «Бог должен мне немного греха!» Обжорство, алкоголь, сигареты, порнография, наркотики, сплетни, гнев, оскорбление и раздражение — вот самые распространенные грехи самоправедника.

Мольба Христа

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…

В молитве раскрывается наша суть. Один известный человек сказал: «Я могу сказать с большой степенью уверенности кто является христианином, а кто нет, просто слыша как этот человек молится». Когда Христос скорбел, жаждой Его сердца было бегство к Небесному Отцу.

Когда мы скорбим, где ищем утешение для своего сердца? Кто наши партнеры по молитве? Когда последний раз мы преклонили колени в молитве?

Христос сам отдает Свою жизнь, никто не забирает ее. Он не бунтует, не сомневается в любви Отца, не проклинает Бога за страдания. Он демонстрирует почтение и уважение к Своему Отцу, стоя перед Ним на коленях.

…говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Христос нам приоткрывает завесу Своей молитвенной комнаты и показывает, каким образом Он проходит период борений и искушений. Это единственная молитва, в которой Христос молится о Самом Себе. Бог по вдохновению Духа Святого желает показать нам то, что было скрыто (в том числе и от спящих учеников, которым в ту ночь не было дела ни до своего духовного состояния, ни до духовных борений их Учителя). Из этого отрывка видно, как нужно встречать искушение: «Бодрствуй! Бодрствуй и будь внимателен к уроку, которому Христос желает тебя научить!»

Господь хотел научить Своих лучших и приближенных учеников встречать искушения, полагаясь на Бога, а не на себя. Самонадеянные ученики должны были научиться смирению и пониманию своей нищеты духа, прежде чем Бог сможет использовать их для созидания Своего Царства. Христос хотел, чтобы ученики осознали свою немощь и избавились от ложного чувства непобедимости и самоуверенности.

Чтобы пройти искушения и встретить их по достоинству реалистично, нам необходимо понимать природу своего человеческого сердца и знать, что говорит по этому поводу Бог:

Христос демонстрирует, что Он, будучи Сыном Божьим, нуждался в поддержке Своего Небесного Отца;

Падшая природа человека не желает осознавать свои слабости, но непорочный и совершенный Христос знал Свои человеческие слабости, и приносил борения «пред лицо Своего Отца»;

Признавая Свои слабости и нужду в силе Небесного Отца, Он сделал то, в чем не видели необходимости Его самые любимые ученики;

Христос демонстрирует в Своей жизни подчинение Своему Небесному Отцу;

Отношение к Богу как к Отцу — с таким пониманием мы должны приходить к Нему!

В начале служения сатана трижды искушал Христа в пустыне. Если сопоставить хронологию Евангелий, видно, как Он трижды противостоял борениям () и в молитве взывал к Своему Небесному Отцу.

Оба искушения (в пустыне и в Гефсиманском саду) были тайными: наша самая большая борьба проходит наедине с самими собой в сердце и мыслях. Мысли постоянно атакуют нас, желая сломить нашу волю и повлиять на наши приоритеты, доводы, аргументы, ценности и, в конце концов, на наши поступки.

Борьба в наших сердцах и мыслях происходит постоянно: когда мы в одиночестве работаем за компьютером, едем на эскалаторе или идем по улице. Борьба происходит даже на церковном собрании, внутри человека кипит огромнейший внутренний мир с его искушениями, сомнениями, соблазнами, сонливостью и безразличием.

Чем было вызвано такое состояние Христа? Почему томилась Его душа и жаждала уединения с Богом? Ответ на этот вопрос мы находим в самой молитве: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» Христос умоляет, чтобы Господь пронес эту чашу мимо Него. По иудейскому обычаю царь подавал чашу своим гостями. Образ чаши — это участь (переживания), ниспосылаемая людям Богом. Это чаша от Господа, которая приносит либо благословение, либо проклятие в жизнь человека:

Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

…ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.

Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить [чашу].

Выпить чашу означает выпить в полной мере без остатка, чего бы это ни стоило. Чаша, которую испил Христос, — это чаша страданий, унижения, Божьего гнева, проклятия и смерти.

Такую же чашу Господь предложил пить Своим ученикам, и из истории мы знаем, что каждый из них испил ее до дна (), только не в таком масштабе и значении, в котором она была уготована Христу. Все апостолы погибли за Евангелие со страданиями, а Иоанн умер в ссылке.

Но чаша, которую должен был испить до дна Иисус, это не просто чаша страданий, унижения, плевков, предательства, оскорбления, насмешек и разорванного в клочья тела — перечисленное лишь малая доля того, что Христу нужно было перенести. И Он осознавал это «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» . Это та чаша Божьего гнева, вины и проклятия, которую Иисус Христос должен был испить до дна за наши грехи, будучи наказываем Самим Богом. Все жертвы Ветхого Завета не способны были простить грехи человеческие, они лишь еще в большей мере показывали нашу вину и греховность, ужас нашего греха.

Смерть, кровь маленького ягненка не может решить проблему освобождения от проклятия за грехи. Кровь ягненка не способна возродить духовно из падшего состояния. Жертва животных не в состоянии избавить от лукавого сердца, которое испорчено первородным грехом. Жертвы не способны освободить от смерти и вечной погибели. Писание говорит, что «расплата за грех — смерть» (). И каждый из нас должен быть уничтожен за наши грехи и гореть в аду прямо сейчас всю вечность! Только так может быть восстановлена справедливость.

Либо мы должны умереть за свои грехи по справедливости, либо необходима искупительная жертва вместо нас. Кто-то должен умереть и сполна заплатить за наши грехи, поскольку каждый из нас оскорбил Святого Бога своими словами и поступками. Нужна совершенная жертва — совершенный непорочный Агнец. И этим Агнцем должен был стать именно Христос, чтобы примирить «с Собою мир» и угасить пылающий Божий гнев и Его Святую ярость над нами.

Послушание Христа

Это ключевое утверждение Христа, которое Он произнес, обозначает отказ от всех Своих прав в пользу подчинения Божьей воле. Иисус как «последний Адам» () не поддался искушению, но пожелал исполнить волю Божью в отличие от первого Адама. Божья воля для Христа была важнее, чем Его собственные желания. Это путь для тех, кто противостоит искушениям, ропоту, боли, потере близкого, смертельному заболеванию, раковой опухоли, вести о гибели сына или дочери. Да будет воля Твоя, а не моя! То, Кем для нас является Бог, определяет, как мы проходим искушения.

Мы видим пример Христа, который демонстрирует этот же принцип на протяжении всей Своей жизни. Он был искушаем в пустыне и говорил о том, что «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божьим» (). Мы видим, как Христос предпочел послушание Божьему Слову удовлетворению своих физических нужд.

Трудности всегда предоставляют возможность проявить нашу верность, послушание Богу и выразить наше поклонение Ему по-настоящему. Именно это и совершил Христос, несмотря на невероятно сильные борения и искушения.

Подобно тому, как в искушении в пустыне Бог укреплял Его, так и в борениях в Гефсиманском саду Бог послал Ему помощь, и Ангел небесный укреплял (греч. «давал силы, поддерживал») Его. Этот пример — обетование для нас, что Господь обязательно придет на помощь и поддержит во время борений и искушений, когда мы всячески будем вопиять к Нему, умолять Его о помощи и силе для нас, чтобы устоять в борьбе. Бог остается верным, и Дух бодр, даже когда плоть наша немощна.

Из истории христианства мы видим Бога, который давал первым христианам силу не отрекаться от Христа, но продолжать быть верными Своему Господу, исповедуя только Его как единственного Бога. Люди, которые переживали самые сильные страдания в истории человечества за имя Христово, многократно свидетельствовали о том, что в это самое время, когда они продолжали уповать на Бога, оставались Ему верными, Бог давал сверхъестественный мир, покой, силы прощать обидчика, возможности проявлять любовь к обижающим и унижающим их.

Бог давал людям силы славить Его даже тогда, когда их тела сжигали на костре (Яном Гусом). Подобно Стефану, который прославлял Бога и молился за своих обидчиков, прося Бога об отсрочке суда для разъяренной толпы (). Подобно Иову, когда он потерял в одночасье все свое состояние, имущество и всех детей, но не отрекся от Бога (). Подобно Седраху, Мисаху и Авденагу в раскаленной печи (), которые не поклонились царь как богу. Бог давал силы быть стойким за свою веру 12 лет в тюрьме Джону Буньяну, когда его семья нищенствовала, а дочь была слепа. Находясь под «прессом» написал самое выдающееся произведение «Путешествие пилигрима», самая читаемая книга после Библии. Бог давал силы Мартину Лютеру, когда он потерял своего ребенка. Находясь под «прессом», он проводит великую Реформацию в период ультиматумов, клеветы и критики. Господь заботился и помогал быть продуктивным для царствия Божьего Жану Кальвину, несмотря на его жуткие проблемы со здоровьем, смерть жены и ребенка. Выдающийся труд классика реформатского богословия «Наставление в христианской вере». Господь утешал Джона Оуэна, который потерял 12 детей. Находясь под «прессом», стал выдающимся английским пуританином, который написал большое количество серьезных, глубоких, богословских, богоцентричных трудов.

Этот список людей, которые продолжали быть зависимыми от Бога, не полон. Именно находясь под «прессом» жизненных трудностей они были более всего использованными для Божьей славы.

Борьба и усердие Христа

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Это самое сильное и напряженное место в Священном Писании, где у нас есть возможность видеть интенсивность скорби Иисуса. Везде, где Христос страдал или плакал в Новом Завете, была скорбь не о самих людях, но о катастрофической силе разрушения впоследствии греха (например, плач об Иерусалиме и о Лазаре). Напряжение было таково, что у Христа лопались капилляры под кожей и кровь выходила через поры вместе с потом.

«Душа моя скорбит смертельно» ( ; ) — предельный уровень переживаний, который способен привести к Его смерти.

Мы видим, что борьба не уходит с появлением Ангела, но Бог помогает проходить эти борения, которые терзают душу и словно способны разрывать ее на куски.

В переводе с греческого слово «борение» означает: «битва, состязание, смятение, мучение, душевная борьба, сильное страдание, агония». Это то, через что проходил Иисус. Через подобное мы проходим на разных этапах нашей жизни. Христу ведома сила наших страданий, ввиду того, что Его борения были куда большими, чем наши. Из-за того, что Христу ведома наша «агония», Он способен нам сострадать и не просто сострадать, но Он показывает нам путь, куда бежать — в объятия нашего Небесного Отца с нашими горячими молитвами. Когда Христос находится в борении, Он не заявляет о Своих правах, не говорит о Своем статусе и положении. Чтобы не страдать, Он еще прилежнее молится.

Интерпретацию этого события в Гефсиманском саду апостол Павел однажды делает в Послании к евреям:

Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

Один проповедник в размышлении над этим эпизодом сделал интересное заключение. Он заметил, что «уникальность или особенность страданий Христа, которые отличаются от наших с вами страданий, в подавляющем большинстве страданий, заключается в том, что в большинстве случаях в наших страданиях есть наша вина, мы страдаем, так как нам жалко себя, нам обидно, мы раздражены, мы боимся». Страдания Христа и Его дальнейшие крестные муки были несправедливыми. У Христа не было греха, Он был без вины и порока, подобно Ангцу. Иисус был менее всех достоин того, чтобы быть наказанным. Это Его не касалось, но из любви Он взял то, что принадлежало по справедливости нам.

Почему Христос еще был в борении, и Его молитва была еще более усердная? У него была ясность понимания, насколько велико наказание за грех. Если Христос трепетал перед наказанием за чужие грехи, то насколько людям в мире необходимо серьезно относиться к своим проступкам, неверию и злодеяниям. Он должен был претерпеть полноту яростного гнева Божьего: «чашу ужаса и опустошения» () и «чашу ярости» ( ; ).

Христу пришлось пережить всю взятую вместе боль, которую переживали когда-либо все люди на этой земле. Думаю, что поэтому Его сердце разорвалось, когда Он был на кресте. (Подтверждение этому мы находим в том, что когда воин пронзил ребро Иисуса, оттуда вытекла кровь с водой.) Реакция Христа — свидетельство тому, насколько ужасен Божий гнева, пот с кровью, которые стекали с Его лба, — подтверждение ужасу Божьего суда! Апостол Павел так же об этом свидетельствовал:

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева.

Молитва Христа ясно показывает нам, насколько велико наказание за грех. Если Сын Божий трепетал перед Божьим наказанием, насколько больше должен трепетать человек, поскольку он заслужил это наказание за свои грехи. Нам важно понять: для Бога нет маленьких и больших грехов. Любой грех — это преступление, бунт, предательство, оскорбление, идолопоклонство, против Святого Бога неба и земли. Мы грешим, потому что не хотим подчиняться Богу, но сами хотим быть богами. Поэтому поступаем своевольно и голосуем за себя! Любой даже самый маленький грех, как нам кажется, — это неповиновение Божьим заповедям и нарушение Божьего закона. Последствие этого для каждого кто согрешает: «расплата за грех — смерть» (), а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если вы собираетесь быть христианином по-настоящему, перестаньте идти сегодня по пути Иуды. Если вы не покорились Богу, вы — Божьи враги, вы не нейтральны по отношении к Нему. Христос говорит: «Кто не со мною, тот против Меня» (). Кто становится другом мирским ценностям, тот становится врагом Богу (). Грех — это измена Богу (). Вот почему гнев настолько велик за наши грехи!

Наставление Христа

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Мы видим, что ученики не были готовы бодрствовать, внимать Христу и быть с Ним заодно. Отяжелевшие глаза и сильная усталость свидетельствуют о недостаточной внутренней прочности.

Несмотря на второй призыв Христа, ученики проявляют удивительную слабость. Еще несколько часов назад они обещали бороться за Христа, были готовы воевать с мечом против римских оккупантов, но не осознавали, насколько слаба человеческая плоть сама по себе, а Христос знал об этом. Хороший урок Иисуса: «дух бодр, плоть же немощна», поэтому «бодрствуйте и молитесь» ().

Некоторые люди, когда переживают скорби, занимаются обжорством, другие — спортом, чтобы снять напряжение, а кто-то прямиком идет принимать горячую ванную. Но есть и такие, кто подобно ученикам ложится спать, чтобы убежать от действительности. В самих этих вещах нет ничего плохого, но если мы таким образом пытаемся спасать самих себя, это становится идолопоклонством. Мы свою надежду полагаем не на Бога, а на материальные вещи, уповая на них и подавляя внутреннюю печаль.

Из это стиха мы видим, что ученики спали из-за печали (греч. «муки, скорби»), в то время как Христос, испытывая скорбь, прибегал к Отцу и молился еще более прилежно. Удивительный контраст и урок для нас: Бог желает, чтобы мы проходили скорби и тяжелые жизненные обстоятельства.

Подводя итог размышлениям над данным отрывком, можно прийти к следующим выводам:

1. Взирайте на Христа и подражайте Его зависимости от Бога, когда вы проходите борения и искушения в вашей жизни. Чтобы не поддаться соблазну, принимайте решение подчиняться Божьей воле вопреки всему. Пусть подчинение Божьей воле будет важнее, чем наши собственные желания.

2. Взирайте на Христа и утешайтесь примером богобоязненного «Мужа скорбей». Христос способен нам сострадать и понять нас, благодаря Своей человеческой природе.

3. Взирайте на Христа и ужасайтесь тяжести Божьего гнева за свои грехи.

4. Взирайте на Христа и благодарите Бога, что «чашу скорби» Он пронес мимо нас и излил сполна на Голгофском кресте.

5. Взирайте на Христа и возрастайте в любви к вашему Господу и Спасителю, Который возлюбил нас до смерти и смерти крестной.

4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)

После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его » (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими » (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).

Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».

В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня » – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело ».

Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.

Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».

Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».

В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною » – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе» .

Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там ») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».

Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»

И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:

10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».

Из книги Псалтирь автора Давид царь

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1 Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с апостолами перешел Кедронов поток, и все они вошли в большой масличный сад, залитый светом луны. Гефсиманский сад был по склонам Елеонской горы и спускался к

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Размышления о Евангелии от Иоанна автора Чистяков Георгий Петрович

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН Густав Доре. Молитва Иисуса в Гефсиманском садуВ словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин., 12:27- 29) РВ, ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа

Из книги Евангельская история. Книга третья. Конечные события Евангельской истории автора Матвеевский Протоиерей Павел

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2 По окончании молитвы, в которой Господь наш Иисус Христос предал учеников своих и всех верующих всеблагому промышлению отца небесного, он перешел в сопровождении святых апостолов на восточную

Из книги О догмате Искупления автора Быстров Василий Дмитриевич

2. Гефсиманская молитва. Учение высокопреосвященнейшего митрополита Антония об Искуплении различается от общепринятого церковного учения двумя особенностями:центр тяжести в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится с Голгофы на Гефсиманию;искупительный

Из книги Семейные секреты, которые мешают жить автора Кардер Дэйв

Из книги Свет во тьме светит. Размышление о Евангелии от Иоанна автора Георгий Чистяков Священник

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН В словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин. 12:27- 29), ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё.

автора Сахаров Софроний

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Моление о чаше (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1). Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Поток Кедрский, или Кедрон, что значит

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 4 Яко исчезоша яко

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Гефсиманская молитва Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Моление о чаше Из учеников взял он с собой только Петра и обоих сыновей Зеведеевых. И как остались они одни, начал ужасаться и тосковать. И сказал затем им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отошел чуть в сторону, пал лицом на

Из книги Видеть Бога как Он есть автора Сахаров Софроний

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе