Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Провиантские склады. Провиантские склады Провиантские склады зубовский бульвар 2

  • Адрес: ул. Новая площадь, д. 12, стр.1
  • Вход: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00; среда и пятница: с 11:00 до 19:00.
  • Выходные дни: последняя пятница месяца, понедельник.

Провиантские склады – комплекс зданий, выполненных в стиле ампир. Одно из практически полностью сохранившихся крупных общественных сооружений начала 19 века.

Описание провиантских складов

Сначала предназначение комплекса было утилитарным, однако необходимо было создать правильный художественный образ для единства архитектурных ансамблей. Он включает в себя три корпуса, схожих между собой – они образуют парадный фронт застройки улицы Остоженка и площади, вместе с кордегардией, расположившейся во дворе.

Сам корпус представляет собой прямоугольное здание, состоящее из 2 этажей, каждый из которых имеет высоту 6 метров. Две внутренние стены – двухъярусные аркады – делят сооружение на три равные части.

Несмотря на то, что Стасов был создателем проектов строительных ячеек этого комплекса, над всем ансамблем работал архитектор Шестаков, который установил в этом тесном и участке неправильной формы крупные корпуса, и поставил на заднем дворе – у самой границы – здание кордегардии, а также чугунные ограды.

Весь комплекс представлен в виде цепи равнозначных звеньев, сомкнутых между собой, и выступающих также в качестве парадного фронта застройки Остоженки и площади.

Как используются Провиантские склады?

Склады были созданы для хранения запасов продовольствия для Хамовнических, Лефортовских, Спасских казарм и других военных подразделений, расквартированных неподалёку. Около века их использовали по назначению, а в революционное время они выступали в качестве пункта обороны российской армии. На одной из стен есть мемориальная доска с надписью.

Жизнь здания была нарушена в 1930-х годах, когда территорию отдали Генштабу РККА. Через почти 20 лет было проведено обследование помещения, которое выявило грубейшие нарушения в его эксплуатации, и это при том, что склады были памятником архитектуры, и значились как охраняемые государством. Комитет по делам архитектуры попросил вывести отсюда автобазу, однако это оказалось безрезультатным.

Уже в начале 21 века в качестве хозяина здания выступала автобаза специальных и грузовых автомобилей Генерального штаба, а реставрация в последний раз проводилась в 1980-е годы.

Правовые вопросы

На протяжении не одного десятка лет органы госохраны памятников Москвы много раз поднимали тему удаления автобазы с территории складов, и о том, чтобы передать комплекс профильным ведомствам. С 1999 уже существует договорённость с Минобороны о том, чтобы строить вместо них автохозяйства. Лишь в 2006 Провиантские склады начали окультуривать. Тогда Юрий Лужков вместе с Германов Грефом постановили передать их столице, наряду с другими памятниками архитектуры, такими как дом Пушкина на Арбате и Китайгородская стена. Вместо этого правительство построило новую автобазу, расположившуюся на Бережковской набережной и Рублёвском шоссе. За всё это пришлось заплатить около 1 миллиарда рублей. В то время собственником земли под Провиантскими складами выступал АПН.

В конечном итоге здание получил Музей истории Москвы в 2010. За два года до этого оно стало принимать посетителей, выступая в качестве выставочной площадки. Перед этим территория была очищена от горючих материалов, снято 10 слоёв пропитанного мазутом асфальта.

Музей Москвы

В начале лета 2007 года здесь повесили табличку «Музейное объединение «Музей Москвы». Наконец жители и гости города смогли посмотреть на ансамбль не только со стороны фасада, но и его интерьеры, где впервые были размещены выставки.

Сейчас здесь можно видеть экспозиции «Москва 18-19 веков», «Древняя и средневековая Москва», воссозданные заново, а также те, что созданы впервые – «Московская битва. Начало Великой Победы» и «Москва. 20 век. Лица эпохи».

Юные жители Москвы приходят на интерактивные программы – «Военное детство», «Дорогами предков», «Солнечная столица», и посещают различные экскурсии.

Строительство складов

Пока на месте будущих складов не началась застройка, здесь находилась городская слобода, большие владения бояр Стрешневых, а также пустые огородные участки.

Строительство заказал Провиантский приказ, который отвечал за снабжение провизией нашей армии. Работы начались в 1829 и закончились в 1835. Ими руководил Фёдор Шестаков, опиравшийся на проект Василия Стасова.

Первый проект «образцового» склада изначально создавался Стасовым за 8 лет до начала строительства, в дальнейшем он повторил его для столицы. При этом авторство ему было необходимо доказывать, обращаясь к архивным исследованиям.

Точная дата возведения неизвестна – источники дают разную информацию. Это может быть и 1829-1831, и 1830-1835 года.

Комплекс зданий Провиантских складов, расположенных в Москве по адресу Зубовский бульвар, 2, возвели в 30-х годах XIX столетия и они являют собой образец архитектуры зрелого классицизма. Построили их специально для военного ведомства.

О строительстве в Первопрестольной столице каменных складских строений для нужд армии заговорили еще в первые годы 1820-х, поскольку ветхие деревянные склады у Серпуховской заставы уже были непригодны для надлежащего хранения «казенного провианта». Изначально планировали возвести новые строения в том же районе, поблизости от Серпуховских ворот.

Проектирование складского комплекса в Москве поручили зодчему , а в качестве примера рекомендовали проектную документацию по строительству Воскресенских провиантских складов в Санкт-Петербурге, составленную в 1821-м году архитектором Василием Петровичем Стасовым.

К строительству приступили в 1829 году, но место уже было выбрано иное — на стрелке Садового кольца (ныне — участок по Зубовскому бульвару, 2) и .

Так как последняя примыкала к Садовому под острым углом, выделенный участок получил в плане форму трапеции, что потребовало от Шестакова внесения значительных корректив в проект Стасова, который разрабатывался с учетом регулярной планировки города на Неве.

В конечном итоге правый корпус разместили вдоль красной линии Остоженки, под углом к Центральному, но чтобы он гармонично вписался в ансамбль Провиантских складов пришлось его фасад, выходящий на Садовое кольцо, «стесать» еще и вровень с красной линией улицы, вдоль которой тянулся и центральный фасад Главного провиантского корпуса. Благодаря монументальности строений, скошенный угол не вносит диссонанс в восприятие объекта в целом.

Кроме этого, в основной проект были внесены и другие изменения:

  1. На внутренней территории, в дополнение, возвели караульное помещение (кордегардию).
  2. Вдоль улицы Остоженки и Зубовского бульвара установили кованую ограду.

Строительство складов завершили в 1835 году.

Архитектура и история Провиантских складов

Весь комплекс двухуровневых Провиантских складов выполнен в монументальной стилистике и в достаточно сдержанных формах.

Все фасадные плоскости гладко оштукатурены, за исключением центральной, на которую добавили отделку рустом.

Кроме этого, центральный и внутридворовые фасады оформлены порталами в форме трапеции, над которыми узкие оконные проемы перемежаются с полукруглыми, причем, последние утоплены в ниши.

Скромно представлена и декоративная лепнина. Основные ее элементы — это трехсторонние сандрики, а также венки и гирлянды.

Завершением строений является мощная карнизная часть, значительно выступающая за плоскость стен и оформленная триглифо-метопным фризом.

Внутреннее пространство всех Провиантских складов разгорожено аркадными перегородками на три нефа.

Отдельное внимание ограждению всего комплекса, которое занимает пространство между корпусами.

Так, опорные столбы исполнены по типу фасций, которые венчает знак древнеримских легионов — связанные боевые топорики. Кованая решетка оформлена поверху пиками и в начальном варианте была декорирована картушами с вензелем Николая I и российской имперской короной.

Музей Москвы расположен в старинном здании "Провиантские склады" в Москве по адресу - , д. 2, ул. , д. 48. Вход в музей как со стороны ул. Остоженка, так и с Зубовского бульвара.

Ближайшее метро: Парк Культуры.

Вход на территорию двора музея бесплатный. Выставки и экскурсии платные.

Музей Москвы рассказывает о том, какой была Москва в прошлом, как она меняется сегодня, какой может стать в будущем. Богатая и разнообразная коллекция музея позволяет изучать Москву с разных сторон, смотреть на любимый город под неожиданными углами.

Во дворе музея установлены скульптуры, проводятся выставки под открытым небом.

Центр документального кино

В здании музея располагается - кинотеатр, специализирующийся на документальном кино. Если Вы любите кино не для всех, то Вам сюда.

Историческая справкао здании Провиантских складов

Провиантские склады были построены в 1832-1835 годах по проекту архитектора Василия Стасова. В Москве по его проекту строил Федор Шестаков (иногда автором Провиантских складов считают именно его, а Стасова называют как автора "образцового" проекта). Склады состоят из трех приблизительно одинаковых по форме корпусов (различия вызваны непрямоугольной геометрией участка). Как и следует из названия, склады использовали для хранения провианта.

После революции 1917 года комплекс зданий передали Минобороны. Последние 30 лет военные использовали здания как гараж. Идея вывести из зданий гаражи Минобороны и создать здесь некий культурный центр относится к середине 1990-х годов. Сейчас в здании музейный комплекс.

Когда-то я обожала Музей истории Москвы, часто бывала там. В то время он располагался на Новой площади, в бывшем храме Иоанна Богослова, что под Вязом. В 2009 году Музей получил новую прописку — в бывших Провиантских магазинах на Зубовском бульваре (Садовое кольцо). Теперь он называется «Музей Москвы». Полная надежд, я отправилась туда.

Здания, которые занимал Музей Москвы

Комплекс зданий Провиантских магазинов на Зубовском бульваре, где сейчас располагается Музей Москвы

Провиантские магазины (Провиантские склады) принадлежат к самым лучшим архитектурным памятникам Москвы. Величественный ансамбль в стиле ампир был построен в 1830-1835 годах по «образцовому» проекту провиантского склада на 35.000 кулей, созданному архитектором В.П.Стасовым при Инженерном департаменте в Санкт-Петербурге. Строительство возглавил московский архитектор Ф.М.Шестаков.

Один из корпусов Провиантских складов, ныне — Выставочный корпус Музея Москвы

Провиантские магазины (склады) предназначались для хранения продовольственных запасов для Хамовнических, Спасских и Лефортовских казарм. Здания отличает крупный масштаб основных членений, мощный дорический антаблемент, наклонные стены и сужающиеся кверху дверные и оконные проемы в «египетском» стиле. Центральные части продольных фасадов выделены рустом.

Здания соединены строгой металлической оградой, украшенной военной символикой.

В начале 1930-х годов здания Провиантских магазинов и прилегающая территория были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. Это нанесло строениям огромный ущерб. Только в 2006 году было принято решение о передаче комплекса Музею Москвы.

В настоящее время в одном из зданий продолжается ремонт, а в остальных размещаются постоянные и временные экспозиции Музея Москвы, проводятся различные мероприятия для детей и взрослых. Сначала мы отправились смотреть историческую экспозицию . Билеты можно купить как на отдельную выставку, так и на все. Мы купили на все.

Я ожидала увидеть расширенный вариант той коллекции, которая хранилась в старом здании на Новой площади. Но, увы, всё обрывалось на XVII веке. Впрочем, эта экспозиция очень интересна.

Славянские украшения и предметы быта, найденные на территории Москвы

Представлены в Музее и различные макеты.

Музейная экспозиция показалась несколько незавершенной: оказался выброшен огромный пласт более чем трехвековой истории с XVIII по XXI век. Следующая экспозиция была временной — фотографии промышленности Москвы. Откровенно говоря, мне было здесь скучно. Да, красивые, интересные фотографии. Но стекла, которыми они были покрыты, бликовали. На мой взгляд, гораздо эффектнее они смотрелись бы на экране монитора.

Затем мы перешли в другое здание. Здесь сохранились пандусы для автомашин, а стены намертво впитали в себя запах выхлопов. Пока неясно: то ли здесь останется модный ныне «индустриальный» стиль, или интерьеры потом облагородят.

Здесь были три экспозиции. Одна — посвященная истории созданной в 1944 году автобазы №147 , принадлежащей Генеральному штабу Вооруженных Сил СССР. В настоящее время она находится в военном городке «Екатериновка» на Рублевском шоссе в Москве. Её автопарк насчитывает более 2000 автомобилей разного класса. Машины автобазы принимают участие во многих знаковых мероприятиях: военных парадах на Красной площади, соревнованиях по Танковому биатлону и других.

Другая экспозиция была посвящена истории Провиантских магазинов : различные планы, рисунки зданий. Интересно, но лично мне все это удобнее смотреть в книге или с экрана монитора. Специально ради этого идти в музей не вижу смысла.

Третья экспозиция разочаровала совершенно. Она была посвящена Чемпионату мира по футболу и называлась «И конечно же, футбол».

Экспозиция «И конечно же, футбол»

На мой взгляд, Музей Москвы еще очень «сырой». А вот на Провиантские магазины очень интересно посмотреть. Так что решайте сами, стоит ли платить 450 рублей на человека за все выставки.

Информация для посетителей:

  • Адрес: Москва, Зубовский бул., 2
  • Метро: Парк культуры, Кропоткинская
  • Телефон: +7 495 739‑00-08
  • Сайт: mosmuseum.ru
  • Открыто: вторник, среда: 10:00-20:00; четверг: 11:00-21:00; пятница — воскресенье: 10:00-20:00; понедельник — выходной день.
  • Стоимость билетов: от 100 до 450 рублей.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

ПРОВИАНТСКИЕ СКЛАДЫ

Чем ближе к нашему времени то или иное произведение архитектуры, тем больше сказывается в его расположении, форме и даже деталях желание архитектора прочно связать его с окружающими зданиями и особенностями места. Эти черты дают себя особенно знать в сооружениях, возводимых в городах. Таковы, например, широко известные Провиантские склады в Москве, выстроенные в 1832-1835 годах по проекту В. П. Стасова 1821 года (илл. 19).

Что может быть более утилитарным в архитектуре, чем здание складов, здание, предназначенное для хранения съестных и хозяйственных припасов! Кажется, достаточно возвести всего лишь четыре стены, перекрыть их крышей, устроить удобные подъезды и рационально расположить погрузочные и разгрузочные приспособления, как архитектору тут делать больше нечего. Однако В. П. Стасов, как и его ближайшие соратники по искусству, рассуждали иначе.

Здание Провиантских складов в Москве было задумано построить на одной из видных площадей древней столицы - Крымской, входившей в систему площадей, расположенных по Садовому кольцу. Следовательно, при всей важности утилитарной стороны сооружения - складов, они не могли быть простыми «коробками», в которых можно было удобно хранить те или иные продукты.

Помимо этого, архитектор хорошо помнил, что здания складов сооружались в Москве, в городе, опустошенном пожаром 1812 года, в городе, где делалось так много, чтобы восстановить его былой, столь притягательный облик, где сами восстановительные работы рассматривались как дело национальной чести. Естественно также, что одержанная победа над наполеоновскими войсками не могла не затронуть сознания архитектора, не могла не сказаться на характере его произведения. Однако Стасов великолепно понимал, что он не мог, задумывая здание складов, соорудить «памятник эпохи», где бы отражение национальной гордости, желание прославить великие деяния народа подчинили бы себе все остальное. Идя такой дорогой, он создал бы здание-декорацию, а не подлинное высокохудожественное произведение архитектуры, в котором бы гармонически соединились утилитарное, конструктивное и художественное начала, объединенные ясно выраженной идеей. Очевидно, что для понимания замысла Стасова, как и замысла всякого другого зодчего, мы должны знать историю, чтобы в свете условий тогдашней жизни, обстоятельств, развития страны и воззрений времени правильно разобраться в особенностях архитектурного произведения, вникнуть в сущность замысла и подробно рассмотреть его воплощение в натуре.

Проект каменных складов, как сказано выше, был выполнен в 1821 году в качестве типового, то есть не связанного с каким-то конкретным определенным местом. Здание представляло собой корпус размером 30?80 м, разделенное внутри каменной двухъярусной аркадой, которая служила опорой для стропильных ферм крыш и деревянных конструкций, связывавших продольные стены между собой. Вот этот-то типовой проект следовало применить в сооружении на Крымской площади на весьма неудобном участке.

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств свое го проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитек турную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка, ныне Метростроевская), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крым скую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым, способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий. Тем самым со стороны площади образовался протяженный фронт зданий, наделенный редким архитектурно-художественным единством, цельностью композиции, лаконизмом и выразительностью - теми свойствами, которые так ценились в эпоху русского классицизма.

19. В. П. Стасов. Провиантские склады. 1832-1835

Стасов, следуя заветам древних греков, ценил собственную красоту архитектурных произведений, а не украшающих их деталей. Чистота и ясность архитектурной формы - объема при минимальном количестве деталей достигает в Провиантских складах предела. Вместе с тем архитектор добивается исключительной образной силы произведения, невольно заставлявшей вспомнить о доблести русской армии, о великой победе над неприятелем.

Рассматривая массивные, даже величественные корпуса Провиантских складов, к слову сказать, весьма невысокие, следует присмотреться к умелому построению всего фронта трех корпусов. Здания складов не только оформили одну сторону небольшой площади, но и начали собой застройку внутреннего проезда когда-то здесь пролегавшего Крымского бульвара. Поэтому Стасов прибегает в их построении к определенному неторопливому, развертывающемуся вдоль проезда ритму четырежды повторенных крупных и законченных в себе частей фасадов. Он варьирует лишь детали, связывая их с местоположением корпусов. Так, на фасадах корпусов, выходящих своими торцами на площадь и бывший бульвар, он помещает вертикальные окна, не только отмечающие начало и конец ритмического ряда, но и перекликающиеся с такими же окнами, помещенными в середине центрального корпуса. Общей форме тяжелых, как бы распластанных приземистых корпусов вторят вытянутые прямоугольные, ничем не заполненные филенки боковых частей (ризалитов) центрального корпуса. В свою очередь, они связаны с рустованной стеной средней его части, воспроизводящей в штукатурке мощную кладку из больших квадров камня.

Эта согласованность и взаимная связь деталей, их повторяемость составляют характерные черты архитектуры складов без тени однообразия и монотонности, несмотря на белый цвет, в который выкрашены как стены, так и все детали. Однородность цвета органически объединяет плоскости массивных, по-египетски наклоненных стен, наличники порталов, венчающий дорический пояс из триглифов и прекрасные по рисунку лепные победные венки с лентами - единственные скульптурные детали, украшающие совершенные по силе и красоте здания (илл. 20).

20. В. П. Стасов. Провиантские склады. 1832-1835. Деталь

В общем облике Провиантских складов не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ритмический строй их редко поставленных, но найденных по масштабу люкарн, перекликается с рядом полуциркульных окон над порталами въездов. Последние своим трапециевидным построением не только отвечают наклону стен, но и подчеркивают занимаемое ими место в архитектуре зданий. Этой же цели служит тщательно выполненная из белого камня кладка портала, в особенности в его завершающей слегка выгнутой вперед части, выделяющаяся на фоне оштукатуренных стен. Рисунок клинообразно расположенных камней поражает своим совершенством, одновременно оттеняя монументальность архитектурных форм зданий складов.