Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Происхождение христианства как мировой религии. Христианство, как мировая религия

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Одной из самых крупных мировых религий на сегодняшний день является христианство. Насчитывается около 2,1 млрд. приверженцев этой религии. При этом представителей христианской общины можно встретить практически в любом государстве мира.

Согласно христианской апологетике, данная религия, в отличие от остальных религий мира, не создана людьми. Она дана человеку свыше в уже готовом виде.

Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Как показывают исследования в области истории религий, христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, многие философские воззрения мыслителей Древней Греции. Все это обогащало новую религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу, способную противопоставить себя всем национально-этническим культам и превратиться в массовое наднациональное движение.

Несмотря на то, что христианство объединило в себе религиозно-культурное наследие прошлого, оно вовсе не стало конгломератом разрозненных представлений. Оно стало цельным учением, которое получило всеобщее признание.

Первые христиане по своей национальности были евреями. Их прошлые религиозные представления формировались и развивались в русле иудаизма. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией.

В данной работе мы рассмотрим ряд вопрос, которые помогут глубже понять сущность христианства как мировой религии.

1.Возникновение христианства

Около 2000 лет назад в маленьком иудейском селении Вифлееме произошло на первый взгляд обычное явление: в бедной семье плотника Иосифа, у его жены Марии, родился сын, которого нарекли Иисусом. Но это, казалось бы, незначительное событие повернуло весь ход мировой истории и стало центром ее: недаром наше летоисчисление ведется от Рождества Христова. Палестина в это время управлялась царем Иродом Великим, находившимся в политической зависимости от Римского государства. После смерти Ирода царство его было разделено между тремя его сыновьями и постепенно перешло под непосредственное управление римлян. С 6 г.н.э. Иудеей (область Палестины со столицей Иерусалимом) управлял римский прокуратор, пятым из которых и был известный Понтий Пилат (годы его правления - 26 - 36 гг.н.э.). Большую часть населения Палестины в это время составляли евреи (отчасти смешавшиеся с другими племенами и народностями), исповедующие свою национальную религию - иудаизмРелигии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994, с. 46. .

Сущностью этой религии являлась вера в единого Бога (монотеизм), который заключил союз («Завет») с избранным Им народом - евреями. Богоизбранность данного народа состояла в том, что только ему, согласно Библии, Бог (Ягве) явил Свое Откровение через высшего из пророков - Моисея (хотя опыт избрания Богом отдельных личностей за их веру и праведную жизнь - Авраама, Исаака, Иакова и др. - восходит к самым истокам человечества). Суть этого Богооткровения запечатлелась в Законе (евр. «Тора» - учение), заключающемся в так называемом «Пятикнижии Моисеевом» - оно стало ядром Священного Писания иудеев (Ветхого Завета). Закон упорядочивал всю жизнь израильского народа и в первую очередь его нравственность. Это проявилось наиболее четко в известных десяти заповедях (Исх. 20; 2-17; Втор. 5; 6-21).

Постепенно Тора как божественный закон жизни обросла многочисленными толкованиями и устными преданиями. Позднее, в первые века н.э., они были объединены в свод, называющийся «Талмудом» (с евр. - изучение), ставший нормативным для последующего иудаизма. Из среды иудеев выделилась особая группа учителей Закона - книжников, совмещающих в себе функции ученых, учителей, юристов и судей и пользующихся большим влиянием на народ. К ним тесно примыкали фарисеи (с евр. - отделенные), составившие особую религиозно-политическую партию, задачей которой было поддержать в народе верность Закону и религиозное рвение. В целом фарисеи были враждебно настроены к проповеди христианства, но некоторые из них (Никодим, Иосиф Аримфейский и Савл - будущий апостол Павел) стали последователями Христа. Фарисеям противостояла религиозно-политическая партия саддукеев (название ее производят от Садока, бывшего священником при Давиде и Соломоне; Цар.1;32-39) - партия священнической аристократии, отличающаяся либеральным и космополитическим мышлением. Они признавали только писаный Закон, отвергая устные предания; отрицали, в отличие от фарисеев, существование ангелов и демонов, воскресение мертвых и загробную жизнь, не верили в Промысел Божий, управляющий миром. К христианам саддукеи относились еще более враждебно, чем фарисеи, и были яростными гонителями их Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997. .

Помимо этих указанных партий, в иудаизме эпохи земной жизни Христа существовал еще ряд религиозных течений: ессеи, терапевты и т.д. Особую группу составляли иудеи, живущие вне Палестины, --так называемые иудеи рассеяния (греч. «диаспоры»). Они, как правило, забывали родной язык, перенимали обычаи и нравы своей среды обитания, но сохраняли верность иудейской религии. Это не мешало им, соблюдая ее обряды, воспринимать и сочетать с иудаизмом религиозные и философские идеи греко-римского мира. Подобное сочетание породило так называемый эллинистический иудаизм, отразившийся в ряде литературных памятников, в первую очередь в сочинениях Филона Александрийского (современника Христа).

Наконец, для иудаизма последних веков до н.э. и первых веков н.э. была характерна напряженность мессианских чаяний - ожидание Мессии (греч. «Христос»), т.е. Помазанника. Иудеи представляли его себе как царя из рода Давида, который явится во всем блеске и великолепии земной славы и покорит евреям все народы мира. Но когда действительно в роде Давидовом родился Иисус Христос, то подавляющее большинство иудеев не признало в Нем Мессию, ибо личность и учение Христа коренным образом расходились с их представлениями о Мессии и его теократическом владычестве над миром. За Иисусом Христом последовала лишь незначительная часть израильского народа, составившая ядро будущей Церкви (Нового Израиля). Как и сам Христос, первые последователи Его принадлежали главным образом к неимущим слоям населения Палестины, хотя уже очень рано среди членов первохристианской общины стали появляться и состоятельные люди.

Из среды первохристиан Иисус Христос избрал и приблизил к себе двенадцать учеников, которые получили наименование Апостолов (греч. «апостелло» - посылать). Их Он посылает, чтобы они от Его имени возвещали Благую Весть (греч. «Евангелие»), т.е. распространяли христианское вероучение. После смерти Христа Апостолы в силу своего авторитета заняли руководящее место в первохристианской иерусалимской общине и стали основателями новых общин. Хотя в самой Палестине проповедь Христа нашла отклик в очень немногих сердцах, но после Его смерти и Воскресения число христиан стало быстро умножаться.

Еще до середины I в.н.э. христианство перешагнуло границы Палестины. Одним из новых центров его стала Антиохия, где ученики Христа впервые стали называться христианами. (Деян. 11; 26). Все большую роль стали играть в Церкви люди, обращенные из язычников. В деле миссионерства участвовали многие первохристиане, из которых самым выдающимся, несомненно, был Павел - Апостол язычников, разнесший Благую Весть по многим уголкам Римской империи Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994, с. 74. .

С проникновением христианства в сферу греко-римской культуры и цивилизации перед Церковью встали новые проблемы. Возникла необходимость убедить эллинов в том, что проповедь христианства не является безумием, а представляет собой единственно подлинную и высшую Мудрость Там же. С. 76. .

Христианская Церковь, при своем проникновении в греко-римский мир столкнулась с множеством проблем, главной из которых была проблема проповеди Благой Вести в понятиях и образах, доступных язычникам, но при сохранении неизменной сути христианского вероучения.

В течение нескольких первых столетий своего существования Церковь благополучно решила эту проблему: избегнув опасности эллинизации христианства, ей удалось христианизировать эллинизм. Но стояла еще не менее важная задача: найти гибкие и адекватные формы своего сосуществования с Римской империей.

2. Распространение христианства

Проблема их взаимоотношений христианской Церкви и государстварешалась на протяжении всей истории Церкви и не всегда однозначно. Однако эта неоднозначность определялась скорее позицией государства, чем Церкви. Смысл бытия земной Церкви можно определить словами Иисуса: «Отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22;21), т.е. ее деятельность является обособленной от деятельности государства. Христианство никогда не выступало как некое революционное движение (если такое и происходило, то христианство переставало быть христианством). Его основная цель - духовное преображение как отдельного человека, так и всего человечества, вследствие чего и могли произойти изменения в социально-экономических отношениях. Однако осуществление этой цели натыкалось на мощное сопротивление и инерцию человечества, организованной силой которого являлось государство. С первых своих шагов христианство сразу встретилось с этим сопротивлением, о чем свидетельствует конфликт Церкви с Римской империей, продолжающийся около трех веков.

На первый взгляд он представляется малопонятным. Римское государство отличалось терпимостью к религиозным верованиям различных народностей, входящих в его состав, запрещая лишь те культы, которые отличались антиморальным характером. Даже иудеям с их исключительным монотеизмом предоставлена была полная свобода богослужения (не позволялась только пропаганда иудаизма среди римских граждан). Религия для римлян являлась исключительно внешним обрядом, и именно этот обряд рассматривался как скрепляющая общество сила. Прочие национальные культы могли существовать, если они подчинялись богам Рима.

Христиане проповедовали веру в единого Бога, что противоречило интересам римского государства. Начались гонения на христиан, и их религия была объявлена недозволенной. То затухая, то вновь вспыхивая, они продолжались около трех веков. В итоге христианство постепенно завоевало Римскую империю.

Внешним выражением этой победы явился так называемый «Миланский эдикт» 313 г., объявивший христианство дозволенной религией, т.е. уравнявший его в правах с прочими религиями. Император Константин Великий, главный инициатор данного эдикта, в течение всего своего последующего царствования оказывал всяческое покровительство Церкви, хотя сам принял крещение только перед смертью. В конце IV в. христианство стало официальной религией Римской империи.

Образовавшийся союз церкви и государства базировался на двух основных идеях. Первой была идея, отраженная в евангельской притче («кесарево кесарю, а Божие Богу»): она предполагала разделение функций государства и Церкви. Другими словами, в гражданских делах все христиане, включая верховное духовенство, например, епископов, подчиняются императору, но в делах веры и нравственности император такой же сын Церкви, как и его подданные.

Вторая идея вытекала из первой. Это идея внутреннего согласия двух властей (светской и церковной). Она становится нормативной для всего православного Востока, в первую очередь для Византии и Руси.

По-иному сложились отношения между Церковью и государством в средние века на латинском Западе. Вторая идея здесь практически осталась бездейственной и не работала, а первая существенно исказилась. Это привело к теократии папизма, заключающейся в господстве Церкви (вернее, в стремлении к такому господству) над государством (точнее, над множеством государств).

По мере распространения христианства складывалась и территориальная организация Церкви. Основой ее являлись парикии (с греч. - жить по соседству, рядом), т.е. приходы, возглавляемые первоначально епископами. Умножение числа христиан и проникновение христианства в сельские, местности (оно сначала распространялось преимущественно в городах) привели к тому, что приходы стали возглавляться пресвитерами, а епископ, живущий в городе, объединял под своей властью управление многими приходами, расположенными в какой-либо местности.

К началу IV в. возникли метрополии - объединения ряда епископий (епархий) вокруг главного города той или иной провинции. Из этих городов первенствующее место получили Рим, Александрия, Антиохия и Константинополь (позднее к ним присоединился еще и Иерусалим). Епископы их со второй половины V в. стали называться патриархами (родоначальники); к александрийским и римским епископам часто применялось название «папа» (с греч. - отец, батюшка), за последними оно так и сохранилось.

Своеобразной формой организации внутренней жизни Церкви являлись соборы. Истоки этой формы восходят к так называемому Апостольскому собору (состоявшемуся в Иерусалиме около 49 г.н.э.). Позднее, начиная со второй половины II в.н.э., в практику вошли поместные соборы, на которые съезжались представители клира и мирян какой-либо области или провинции (а также ряда областей) для решения наболевших церковных вопросов. С прекращением гонений па христиан соборная форма решения этих вопросов достигает полного своего развития.

Царствование Константина Великого положило начало вселенским соборам, созываемым для решения наиболее важных догматических и канонических (церковно-юридических) проблем, касающихся всего христианского мира.

Специфичной формой внутреннего бытия христианской Церкви является монашество (греч. «монахос» - одинокий, единственный). Оно восходит к самым истокам христианства, сразу высоко поставившего идеал чистоты жизни и девственности. Но возникновение собственно монашества приходится на конец III-начало IV в. Широкое распространение христианства в этот период, охватившего все слои общества, породило негативный процесс обмирщения Церкви, чрезмерное приспособление ее к навыкам и образу жизни «ветхого человечества». Как реакция на этот процесс и произошел «великий исход» в пустыню подвижников.

3. Христианские святыни. Богослужение

Основы христианской религии изложены в Библии. Слово «Библия» в самих священных книгах не встречается, и впервые было использовано применительно к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским.

Первая по времени создания часть Библии получила название «Ветхий Завет», в отличие от «Нового Завета». Эта часть Библии представляет собой собрание книг, написанных на древнееврейском языке задолго до нашей эры и отобранных в качестве священных из прочей литературы древнееврейскими законоучителями.

Вторая часть христианской Библии - Новый Завет, собрание из 27 христианских книг (включающее 4 Евангелия, деяния Апостолов, послания Апостолов и книгу Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)), написанных в I в. н. э. и дошедших до нас на древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства.

Новый Завет состоит из книг, принадлежащих восьми боговдохновенным писателям: Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Петру, Павлу, Иакову и Иуде.

Христианские богословы считают библейские заповеди богооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственному значению

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Следует указать и два основных догмата христианства (сложение пальцев руки при крестном знамении символически указывает на них): учение о Святой Троице и учение о Лице Господа Иисуса Христа (или христология).

Первый догмат можно кратко сформулировать так: Бог един в трех Лицах или Ипостасях (греч. слово «ипостась» имеет множество значений и смысловых оттенков, но здесь подразумевается Личность). Троица есть Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Божественные Лица отличаются друг от друга своими ипостасными свойствами: Отец нерожденный и является «Источником» Сына и Духа; Сын же рождается (но это Его рождение нельзя соизмерять c категориями времени или пространства), а Дух «исходит» от Отца. В то же время три Ипостаси Троицы не есть три бога, так как они - один Бог, поскольку обладают одной природой или сущностью (единосущны). В таком своем виде христианский монотеизм отличается и от иудейского, и от античного (философского) монотеизма.

В ходе истории христианское богослужение претерпело значительную эволюцию. Первой евхаристией была известная «Тайная Вечеря» Иисуса Христа с Его учениками, о которой повествуется в Евангелиях. Затем утреннее богослужение (греч. «литургия» - служба, служение) отделилось от вечернего и таинство евхаристии стало совершаться на литургии.

Всенощное бдение и литургия, включающие в себя несколько церковных служб (полунощную, утреню, часы и т.д.), вместе составили суточный богослужебный круг. Помимо него, сложились и другие круги: седмичный (недельный) с особо торжественным богослужением в воскресенье, годовой и пасхальный. Литургическое творчество Церкви отразилось и закрепилось в ряде богослужебных книг: «Служебнике», «Часослове», «Минее Месячной», «Октоихе», двух «Триодях» («Постной» и «Цветной») и т.д. Знание и умение ориентироваться в них обязательны для каждого священнослужителя, изучающего литургику как предмет особой церковно-практической дисциплины.

Наряду со Священным Писанием христианское вероучение нашло наиболее полное выражение в сочинениях (творениях) отцов Церкви (святоотеческой письменности). Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо о понятия «церковное Предание», которое вместе с Священным Писанием является «столпом и утверждением» Церкви. Поэтому отцами Церкви признаются такие христианские учителя писатели, в которых Церковь своим соборным разумом единодушно признала авторитетных свидетелей Богооткровенной Истины, правильно толковавших и понимавших эту Истину Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006, с. 41. .

Из множества христианских писателей в ходе истории Церковью был произведен отбор соответственно критериям святости жизни и верности апостольской вере тех авторов, чьи произведения вошли в обильную сокровищницу святоотеческой письменности.

Во временном плане творения отцов Церкви непосредственно примыкают к книгам Нового Завета. Первыми из этих творений считаются писания так называемых апостольских мужей.

За ними следуют произведения апологетов. Они не признаются за отцов Церкви, и некоторые взгляды двух последних даже были осуждены на пятом вселенском соборе. Тем не менее, эти писатели дали сильный толчок развитию христианского богословия, отсекая их заблуждения. Церковь приняла в свой круг чтения («воцерковила») некоторые произведения данных писателей.

4. Православие и католицизм. Принятие христианства на Руси

Уже в начальный период своего существования христианство не представляло собой единую в административном отношении церковь. Процесс утверждения Символа веры на Вселенских соборах продемонстрировал серьезные расхождения между западным христианством (католицизмом) и восточным христианством (православием). На территории западной части Римской империи существовала единственная Римская католическая церковь, обязанная своим основанием деятельности апостола Петра, проповедовавшего в Риме и нашедшего там свою мученическую смерть.

Зародившись в восточной части Римской империи, православие в отличие от католицизма не подверглось жесткой централизации, а представляло собой конгломерат (совокупность) нескольких отдельных церквей, возглавляемых отдельными патриархами. Наиболее уважаемыми и старыми из этих церквей были четыре: Константинопольская (ее патриарх формально продолжал считаться главой всей Восточной церкви), Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская (являвшаяся самой древней патриархией на том основании, что первым епископом иерусалимской общины бы Иаков, брат Иисуса). Но просветительская деятельность этих церквей привела к тому, что во многие страны Восточной Европы христианство проникало именно в его православной трактовке.

К числу таких стран относились Сербия (кон. IX в.), Болгария (865 г.), Румыния (IV-V вв.) и др. Таким образом, можно говорить о том, что православному крещению подвергались не отдельные страны, а племена, проживавшие на территории будущих суверенных (независимых) государств. Формально эти племена считались независимыми, но признание церковного авторитета одной из православных церквей (как правило, речь шла о Константинопольской патриархии) делало их подвластными, пусть даже в церковном вопросе, Византии.

В результате Реформации (XIV-XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве - протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Восточные славяне были язычниками, обожествляющими силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. С развитием государственности, усложнением общественной жизни и социальной структуры общества язычество как религиозная система оказывалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Налицо было противоречие между установившимся государственным единством и очень разнородными языческими культами отдельных восточнославянских народностей. Единому государству должен был соответствовать единый культ. Историки отмечают стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995, с. 318.

Принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом следует учитывать, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г.

В общественной мысли России существуют и идеалогизированные трактовки причин принятия христианства Владимиром. Некоторые исследователи, вслед за митрополитом Илларионом (середина XI в.), объясняли его обращение Божьим откровением, т.е. тем, что Бог просветил его душу.

Советские историки считали, что христианство отвечало классовым интересам феодалов, т.к., проповедуя смирение и послушание, становилось эффективным идеологическим оружием, помогающим эксплуатировать трудящиеся массы.

Важно то, что принятие христианства оказало значительное влияние на развитие российской государственности.

Заключение

христианство католицизм православие

Христианство - крупнейшая по числу последователей мировая религия. Оно возникло в Палестине. Основателем его был Иисус Христос, по имени которого и была потом названа эта религия. Время возникновения христианства обычно относят к 33 г. христианской эры - году распятия Иисуса Христа, а Рождество Христово считается в христианском мире началом летоисчисления.

Сразу после возникновения христианство стало быстро распространяться по разным странам.

Священной книгой подавляющего большинства христиан (за исключением некоторых маргинальных групп) является Библия, состоящая из двух частей: Ветхого и Нового Заветов.

в настоящее время христианство не представляет собой единого целого, распадаясь на большое число отдельных направлений, течений и деноминаций. Основных направлений пять: православие, католицизм, протестантизм, монофизитство и несторианство.

Из-за этой дробности дать общую характеристику вероучения, обрядности и организации христианства в целом очень трудно. Тем не менее есть ряд черт, присущих большинству его направлений и течений. В догматике к таким общим чертам относится вера подавляющего большинства христиан в единого Бога, выступающего в трех лицах: Бога Отца, Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа Святого, составляющих Божественную Троицу.

Большинство христиан признают необходимость совершения таинств -особых священных действий, призванных дать верующим Божью благодать. Однако в вопросе о числе таинств, их понимании, форме и времени совершения разные направления христианства сильно расходятся.

Тема "Христанство" очень широко и не может быть полностью рассмотрена в данной работе.

Список литературы

1. Михайловский В.С. История религии. - Саратов, 2006.

2. Основы религиоведения/Под ред. И.Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.

3. Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. - М.: Искусство, 1997.

4. Религии мира/Под ред. Я.Н. Щапова. - М.: Просвещение, 1994.

5. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической борьбы. - М.: Высш.шк., 1995.

6. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века / Под ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Христианство как крупнейшая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Его три основных направления: католицизм, православие и протестантизм. Распространение по странам и количество приверженцев христианства.

    презентация , добавлен 19.01.2014

    Первый христианский император. Церковь в период правления Константина I, политические мотивы в отношении христианства. Победа христианской религии в Византии. Западное и восточное христианство в Римской империи в период праскола. Православие и католицизм.

    реферат , добавлен 20.01.2009

    Истоки и исторические условия возникновения и распространения христианства. Развитие и распространение христианства. Расхождение между западной и восточной церквями. Разновидности христианства. Христианство сегодня: социологическое исследование.

    реферат , добавлен 08.09.2008

    Христианство как религия о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести. Исторические предпосылки его возникновения. Православие, католицизм и протестантизм как версии христианства; основные канонические нормы и институты, характерные черты.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    История христианства в Европе. Королевство Армения как первая страна, установившая христианство государственной религией. Краткий обзор истории развития христианства и его течений. Общие сведения о католицизме, особенности православия и протестантизма.

    доклад , добавлен 11.12.2009

    История средневековой религии в Риме. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины. Централизация церкви. Ожесточенная борьба с инакомыслящими. Христианское богослужение. Результат воздействия христианских идей на общество и государство.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2016

    Католицизм и православие как Западная и Восточная Церковь - следствие раскола христианства. Особенности вероучения и культа католицизма, Ватикан, структура и организация католической церкви. История возникновения, устройство, Латеранские соглашения.

    реферат , добавлен 09.06.2008

    Возникновение и развитие христианства. Основные направления христианства. Католицизм. Протестантизм. Православие и основные положения христианства. Основные черты христианской религии. Священное Писание. Священное Предание. Таинства. Соборность.

    реферат , добавлен 17.02.2008

    Религиозная ситуация в Римской империи, история ее зарождения и развития, характер отношений между различными религиозными течениями. Разнообразие римских религий. Конфликт Христианства и Митраизма в Римской империи, оценка преимуществ Христианства.

    реферат , добавлен 12.12.2012

    Классификация мировых религий. Христианство как самая многочисленная религия в мире, его направления - католицизм, православие, протестантизм. Ислам - государственная религия большинства стран Азии и Африки. Будда - реальный человек, основатель буддизма.

Стоит в одном ряду с исламом и буддизмом, позволяют масштабы ее распространения и влияние на ход истории. Если говорить об остальных течениях, то они абсолютно не рассматривают, какая сила движет развитием человечества. Таким образом, получается, что из сферы их внимания полностью выпадает история. А вот христианство как мировая религия, пожалуй, единственная рассматривает ее как процесс неповторяющийся, направленный в одну сторону и управляемый Богом от начала (от момента сотворения) и до конца, то есть до страшного суда.

Суть его заключается в драме человека, совершившего грехопадение и отпавшего от Бога, но имеющего возможность, по милости Его, обрести искупление через Спасителя и церковь. Итак, христианство как мировая религия почти с первых минут своего существования было связано с важнейшими моментами истории, повлиявшими в дальнейшем на судьбу человечества в целом.

В конце 20 века Оксфордский университет опубликовал интересные данные. Согласно им, на тот момент христианами называли себя почти полтора миллиарда человек на Земле, то есть треть ее населения. Для сравнения: ислам в то время исповедовали 720 млн., а буддизм - 270 млн человек.

В наши дни христианство как мировая религия - это термин собирательный, в который включены три направления: протестантизм, православие и католицизм. В их рамках в течение более чем двухтысячелетней истории возникло множество религиозных объединений. Все последователи данного направления верят в Иисуса Христа. Для них он является и человеком, и Богом одновременно. Они полностью принимают его учение и стараются своим поведением соответствовать ему и в жизни.

Как и в любой другой религии, в этой тоже имеется своя культовая книга - христианская Библия. Она состоит из двух считающегося священным и у последователей иудаизма, и Нового, написанного после смерти Иисуса и повествующего о его жизни и учении. Последний состоит из четырех Евангелий, оставленных последователями Христа, к существующим в мире общинам, Деяний апостолов и Апокалипсиса, или Откровения. Все эти части признаны священными, так как были написаны людьми не от себя, а по внушению Духа Святого. Христиане верят, что Иисус своим воскресением победил саму смерть и всем людям дал надежду на новую, вечную жизнь. Таким способом происходит примирение рода человеческого с Господом Богом.

Возникло христианство, когда Римская империя - цивилизация, основанная на рабстве, находилась уже на грани упадка. В конце концов, в низах созрело осуждение богатых и властвующих, появилось стремление к преображению жизни. В таких условиях христианство с его убеждениями появилось как нельзя кстати. Первые последователи Иисуса без сомнений верили в то, что Бог очень скоро и лично вмешается в дела, происходящие на Земле, уничтожит существующий мир и установит свой. Также христианство привлекало обещанием спасения. Причем надежда появилась у всех страждущих, в том числе и у бедных.

В то время существовало сразу несколько общин, внутри которых выделялось по несколько сект и ересей. Во главе каждой из них стоял пресвитер, появились и новые должности: дьякон, епископ.

В конце 4 века Римская империя после многовековой вражды на почве религиозных и политических разногласий раскололась на восточную и западную части. Вместе с этим произошло и разделение церквей. Во главе восточной стали патриархи, а западной - римский епископ (папа). С этих пор христианство забыло о периоде гонений и, наоборот, стало государственной религией. И даже полный разрыв (в середине 11 века) между двумя ветвями не способствовал его уничтожению. Просто в Юго-Восточной и Восточной Европе преимущественно установилось православие, происходящее из Византии, а в Западной - католичество.

Ныне христианство как мировая религия стало еще масштабнее, его позиции сильны как никогда. Теперь количество его последователей превышает 2 млрд. человек. Наиболее крупная в мире эта религия и по географической рапространенности. Ведь практически не существует страны, в которой не было бы как минимум одной христианской церкви.

Становление христианства как мировой религии

Греческая мифология

Христианство утвердило себя в качестве мировой религии не в той культуре, в которой возникла, а в греко-римской. Как подчеркнул русский философ Вл. Соловьев, «двумя путями – пророческим вдохновением у евреев и философской мыслью у греков – человеческий дух подошел к идее Царства Божия и идеалу Богочеловека» (Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. М., 1988. Т. I. С. 271). Поэтому начнем главу с рассказа о греческой мифологии, составившей затем духовную основу римской мифологии и философии, в которой и произошло становление христианства как мировой религии.

Мифология Греции и Рима важна для нас не только сама по себе, но и потому, что христианство как мировая религия сформировалось именно в Древнем Риме, который перенял в основном греческую мифологию, хотя деятельность Христа проходила в Палестине. В этом смысле на становление христианства повлияло не только то, что Ветхий Завет монотеистичен – в нем один Бог, но и то, что в древнегреческой мифологии присутствует верховный бог Зевс, переименованный римлянами в Юпитера.

Представления греков о происхождении мира сходны с имеющимися у других народов. Раньше всего зарождается хаос, а следом широкогрудая Гея и сумрачный Тартар, «в земных залегающий недрах глубоких», сообщает Гесиод в поэме «Теогония», написанной в VII в. до н. э. В «Теогонии» систематизированы местные мифологии многочисленных городов-государств. Получилось четыре поколения богов. Исходная пара – бог Неба Уран и его жена богиня Земли Гея. От них происходит поколение титанов. Младший из сыновей Крон (от него время – хронос) и его сестра Рея порождают новое поколение богов. Наиболее известны из них Зевс, ставший верховным богом Олимпа, его жена Гера – покровительница брака, их братья Посейдон и Аид, сестра Деметра – богиня Плодородия. Вселенная была поделена между Зевсом, Посейдоном и Аидом. Зевсу досталось небо, Посейдону – море, Аиду – подземное царство.

Следующее поколение: Аполлон – бог света и искусства, Афина – богиня мудрости, Афродита – богиня красоты, Арес – бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это прикованный к кавказской скале по приказу Зевса.

От Мнемозины – богини памяти – у Зевса родилось 9 муз: Урания – муза астрономии, Клио – муза истории, Каллиопа – муза эпоса, Эвтерпа – муза лирической поэзии, Полигимния – муза гимнов, Эрато – муза любовной поэзии, Терпсихора – муза танца, Мельпомена – муза трагедии, Талия – муза комедии.

В «Теогонии» встречаем непорочное зачатие Геей Урана, нимф, Понта. Зевс рождал богов, имея помимо жены многочисленных любовниц, но при желании мог справиться и один, как было с Афиной, которая родилась из его головы. Боги появлялись на свет и без посторонней помощи – Афродита родилась из пены морской после оскопления Зевсом своего отца Крона.

Есть в греческой мифологии не являющиеся богами герои, такие, как полубог Геракл. Знаменитые 12 подвигов совершены им с целью достичь того, о чем мечтал Гильгамеш, – бессмертия.

У греков сформировалось представление о золотом веке, который существовал в прошлом, когда появились первые люди. «Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон» (Хрестоматия по истории мировой культуры… С. 196). Затем были люди серебряного века, которые жили до 100 лет и не воевали друг с другом; люди медного века, которые любили воевать, были грубы и жестоки. Люди нынешнего железного века – нечестивые, злобные, несправедливые и лживые. Впрочем, не сами они во всем виноваты. Как Ева в Библии, так Пандора в греческой мифологии ответственна за человеческие неурядицы. Первая женщина, сотворенная Гефестом по повелению Зевса, из любопытства открыла сосуд, в котором заключены людские пороки, болезни и несчастья и выпустила их на волю, отчего до сих пор страдает род человеческий. По мнению Вико, название золотому веку дала пшеница, что свидетельствует о том значении, которое придавалось возделыванию земель. Золотом называли и шерсть («золотое руно»), а дальше идут золотые яблоки, золото как металл и золотые монеты.

Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной ежегодно спускаться в Аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инанне. Штайнер интерпретирует миф о Деметре как символ души и ее вечного превращения в смене рождений и смертей.

Греческие боги совершали огромное количество деяний, которые копировались с человеческих поступков, что привело к «заземлению» божественного и не понравилось Платону, советовавшему правителям брать пример с египетской культуры. Этот совет оказался утопическим, но мифология уступила свое лидирующее положение философии. Значение мистерий (элевсинских, посвященных богине Деметре и др.) постепенно сходило на нет, и вместе с тем миф покидали мистические силы, ослабляя его.

То, что греки и вслед за ними римляне не проводили резкой границы между богами и людьми, допускали свободное общение между ними и у них существовал особый разряд полубогов (например, Геракл), а другие герои – Менелай, Агамемнон, Одиссей – становились божествами и имели свои культы, облегчало принятие римской цивилизацией христианства с его Богочеловеком. В Древней Греции «богом делалось данное лицо за человеческие свойства, но только усиленные, достигшие божественных размеров, поэтому боги характеризуются красотой, силой, ведением, и одно только свойство качественно отделяет их от людей – их бессмертие. Боги Греции – человекобоги, и религия греков – чистейший антропоморфизм» (История религии… С. 50). Но человекообразие греческих богов имело и отрицательную сторону, которая также способствовала замене греческой мифологии христианством. Эта замена была вызвана дальнейшим усилением морального аспекта религии.

Греческая мифология – самая четкая, логичная, последовательная и яркая, и поэтому не случайно именно она прорвала собственные рамки и стала предпосылкой философии. Психея превратилась в понятие души, Афродита – в понятие любви и т. п. Но и в философии, особенно на ее первом этапе, остается много мифологических представлений, например, представление о посмертном суде доходит до Платона и описывается им в «Федоне». Совершившие преступления мучаются в Тартаре до тех пор, пока не вымолят прощения у своих жертв. «В этом состоит их кара, назначенная судьями» (Платон . Федон. 114Ь).

Основные элементы греческой религии – молитвы, жертвы, гадания. «Храмы строились фасадом на восток и содержали в себе изображения богов и иногда священные реликвии вроде якоря аргонавтов, плеча Пелопса, крови Геракла и т. п. Тот или иной храм приобретал влияние и популярность в зависимости от каких-либо чудотворных изображений, хранившихся в нем, статуй, источавших миро… и т. д.» (История религии… С. 55).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

XVIII Монархия как верховенство нравственного идеала. - Значение религии и христианства. - Независимость монархии от народной воли. - Подчинение монархии народной вере Итак, для того, чтобы единоличная власть могла получить значение Верховной, то есть чтобы могла

3.1. Становление представлений в динамичном основании явлении религии Переход исследовательского интереса от «характеристик» вещей к «функциям» стал характерным признаком научной методологии последних десятилетий. Функциональный подход в современной общенаучной

4.1. Становление представлений о целостности религии Субстанциональный подход предполагает выявление абсолютных, предельно глубоких и всеобщих оснований любых форм статичности и динамичности, субстратности и функциональности исследуемых явлений. Термин «субстанция»

Глава 4 Становление китайского дзэн-буддизма (чань) История Дзэн – это учение о просветлении, зародившееся на основе буддийского мистицизма. Несмотря на то что практика дзэн лежит вне пределов рациональных категорий, это не избавляет нас от необходимости прибегнуть к

Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.

Происхождение Христианства

Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.

Как-то давно, когда я учился в университете на историческом, спрашивал у преподавателя Античности на перемене, а мол, Иисус -то как был на самом деле или нет? Ответ получил такой, что все источники указывают на то, что такая личность была. Ну а вопросы о чудесах, которые описаны в Новом Завете, каждый сам решает, верить им или нет.

Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.

Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься... Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!

С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, .

Основные положения Христианского учения

  • Мир создан Богом. Это первое положение этой религии. Не важно, что ты думаешь, может Вселенная и Земля, а тем более жизнь появилась в ходе эволюции, но любой христианин тебе скажет, что Бог создал мир. И если особо сведущ, то может даже год назвать — 5 508 год до новой эры.
  • Второе положение — человек имеет искру Божью — душу, которая вечна и не умирает после смерти тела. Эта душа изначально была дана людям (Адаму и Еве) чистой и незамутненной. Но Ева сорвала яблоко с древо познания съела сама и угостила Адама, в ходе чего возник первородный грех человека. Возникает вопрос, зачем это древо познания вообще росло в в Эдеме?.. Но это я спрашиваю, так как в конечном счете от рода адамова)))
  • Третье положение — этот первородный грех Иисусом Христом был искуплен. Так что все грехи которые сейчас есть — результат твоей греховной жизни: чревоугодия, гордыни и пр.
  • Четвертое — чтобы искупить грехи, надо покаяться, соблюдать церковные установления, и вести праведную жизнь. Тогда, может быть, и заслужишь себе место в раю.
  • Пятое, если будешь вести неправедную жизнь — сгинешь в аду после смерти.
  • Шестое — Бог милостив и прощает все грехи, если покаяние искренне.
  • Седьмое — будет страшный суд, придет Сын человеческий, устроит Армагеддон. И Бог отделит праведников от грешников.

Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.

Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков