Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Первобытные люди во время игр учились. Праздничная игра «В гостях у первобытных людей

Цель: становление положительного отношения к результатам труда человека.

Задачи:

— обогащать первоначальные представления о жизни и быте первобытных людей;

— стимулировать проявление познавательного интереса к изменению образа жизни человека;

— формировать навыки самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности;

— дидактическая игра «Историческая лента» (жилища, предметы освещения).

Оборудовани е: видеописьмо, видеопроигрыватель, проектор, слайды (изображение первобытного человека, пещеры, где он жил), настольно-печатные игры «Труд древних людей», «Кому что нужно для труда?», «Дорисуй и раскрась хижины», кусочки вареной и сырой моркови (по числу детей), диктофон.

Ход НОД

Воспитатель . Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо: «Дорогие ребята! К вам за помощью обращаются ученики первого класса. Мы очень любим принимать участие в конкурсах, праздниках, выставках, которые проходят в детском Доме творчества. Скоро там будет проводиться выставка по теме “Доисторическая жизнь”. На эту выставку нужно представить рисунки, аппликации, поделки, макеты, которые рассказывают о том, как жили первобытные люди. Мы, группа учеников первого класса, решили все вместе сделать макет “Уголок древнего мира”. В общих чертах мы представляем, как он должен выглядеть: обязательно должно быть жилище. Но при обсуждении вопроса о том, какой был дом у первобытного человека, наши мнения разделились: одни ребята считают, что первым жилищем древних людей была пещера, другие думают — хижина, а один мальчик сказал, что жилищем первобытного человека была землянка. И вдруг кто-то вспомнил о том, что у вас в группе есть такой макет, и вы так много знаете о жизни первобытных людей. Поэтому мы решили обратиться именно к вам за помощью: расскажите нам, пожалуйста, о том, как жили первобытные люди». Ребята, как мы можем помочь нашим друзьям?

Дети. Мы можем рассказать им о жизни первобытных людей, можем выслать наши рисунки, аппликации, пригласить их в гости, подобрать иллюстрации.

Воспитатель . Я очень рада, что вы готовы помочь ребятам. А чтобы ваши рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о жизни первобытных людей. Ребята, а вы знаете, почему древних людей называли первобытными?

Дети . Потому что они были первыми.

Воспитатель . Да, слово «первобытный» состоит из двух частей: «первый» и «быт». Быт — то, чем пользуется человек в своей жизни (мебель, посуда, дом), чтобы питаться, не замерзнуть от холода, освещать помещение. Как вы думаете, было ли все это у первого на Земле человека? Легко ли ему жилось?

Дети отвечают.

Почему ему жилось очень трудно?

Дети . Без одежды ему было холодно, негде было укрыться от дождя, ветра, спрятаться от диких животных, он часто голодал.

Воспитатель . Ребята, а почему первобытный человек не мог построить себе жилище, ведь со всех сторон его окружали леса, горы?

Дети . Он не умел строить дом, у него не было подходящих инструментов.

Воспитатель . Да, ребята, человек тогда еще не знал, как использовать деревья, камни или глину. Трудно приходилось человеку без дома. Послушайте об этом стихотворение.

Ребенок

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

И в заботах невеселых

Человек мечтал порой,

Как с добычею тяжелой

Возвращается домой.

Как семья его встречает,

Тесно сидя у костра...

И теперь он точно знает —

Дом найти ему пора!

К. Нефедова

Воспитатель. Ребята, и где же нашел свой первый дом человек?

Дети . В пещере.

Воспитатель. Верно! Сначала люди жили в пещерах, которые они не строили сами, а находили их.

Воспитатель через медиапроектор показывает детям изображение пещеры, в которой жил первобытный человек.

Ребята, были ли в пещерах мебель, посуда?

Дети. Нет.

Воспитатель. Как же люди обходились без всего этого?

Дети . Они сидели на камнях, ели руками, спали на земле, на теплых шкурах, без кроватей и подушек.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, чем питался первобытный человек, предлагаю поиграть еще в одну игру.

Игра-лото «Труд древних людей»

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, коренья, грибы, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения задания они рассказывают о том, что нарисовано на картинках.

Воспитатель предлагает детям попробовать по одному кусочку сначала вареной, а потом сырой моркови, спрашивает, какая из них мягче, легче жуётся, делает с детьми вывод, что это сваренная морковка.

Воспитатель. Первобытные люди сделали очень важное открытие — они научились использовать огонь, готовить на нем еду. Сначала люди очень боялись огня — они не умели его добывать и видели его, только когда молния попадала в дерево, поджигала его и начинался большой пожар. Постепенно люди стали замечать, что огонь дает тепло, отпугивает диких зверей, что коренья или мясо, которые побывали в огне, намного мягче сырых. И они решили использовать огонь — после лесного пожара они собирали еще горячие угли, приносили в свои жилища и хранили их в специальном углублении в земле — делали очаг. Почему они тщательно оберегали его от ветра и воды?

Дети. Потому что зажигать огонь сами они еще не умели.

Воспитатель . Как же человек научился самостоятельно добывать огонь?

Дети. Огонь стали получать в результате трения дерева о дерево.

Воспитатель . Верно! Человек научился самостоятельно добывать огонь из искры, которая возникает при трении дерева, чирканья камнем о камень. Как вы думаете, легче ли стала жизнь древнего человека после того, как в его пещере появился огонь?

Дети . Да.

Воспитатель . Почему?

Дети . Огонь давал тепло, отпугивал диких животных, освещал пещеру; пища, приготовленная на костре, была вкуснее, чем сырая.

Воспитатель. Продолжим наш разговор о быте древних людей. Первые предметы, которыми пользовался человек, были очень простыми, для их изготовления не требовалось сложных инструментов. Из чего они были сделаны?

Дети. Из дерева, камня, костей животных.

Воспитатель. Предлагаю поиграть в игру, которая напомнит вам о том, какие важные приспособления придумывал древний человек, чтобы работа была успешной.

Игра «Кому что нужно для труда?»

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого нарисованы древние люди, занимающие разным трудом: охотник, рыболов, женщина, шьющая одежду, и орудия труда, приспособления, необходимые этим людям: копье с наконечником из оленьего рога, стрелы с каменными и костяными наконечниками, нож из острого камня и крупных костей рыбы, костяная игла для шитья одежды, лодка, выдолбленная и£ ствола дерева. В центре листа — вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, дети подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Детям нужно соединить линиями людей и приспособления, орудия труда; назвать предметы, рассказать о них и сказать, для чего они нужны людям, здесь изображенным.

Воспитатель . Ребята, а кто научил древних людей делать эти предметы и приспособления?

Дети. Они их придумали сами.

Воспитатель . Да, возможности использования или изготовления предметов человек часто обнаруживал случайно: ложка появилась, когда однажды, перемешивая пищу широкой палочкой с углублением, он заметил, что в ней осталась еда; вилка — после того, как он понял, что брать горячую еду палочкой с двумя зубчиками удобнее, чем одной. Ребята, на что был направлен труд древнего человека?

Дети . На то, чтобы добыть еду, защитить себя от непогоды, от диких зверей.

Воспитатель . Верно! Труд древнего человека был направлен на то, чтобы защитить себя от стихии (ливень, град), от диких животных, чтобы сделать предметы, которыми удобно пользоваться. Ребята, наши друзья-первоклассники просили подробнее рассказать о жилищах древних людей. Как вы думаете, удобно было людям жить в пещерах?

Дети . Нет.

Воспитатель . Почему?

Дети . В них не было дверей, окон, дым от костра оставался в пещере, свет проникал через вход, поэтому там было темно.

Воспитатель . Да, ребята, пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников, но все же была ненадежным жилищем. Дверь тогда еще не придумали, поэтому вход постоянно приходилось охранять от непрошенных гостей. Со временем человек стал понимать, что жить в пещере неудобно: в нее протекает вода, в ней сыро, темно и холодно. Кроме того, не в любой местности были пещеры, а жить где-то надо! Человек стал думать, не построить ли себе жилище самому? Предлагаю поиграть в игру, в ходе которой вы вспомните о том, какие жилища древние люди научились строить сами.

Игра «Дорисуй и раскрась хижины»

Дети делятся на три микрогруппы, каждая из которых получает незаконченное изображение жилища древних людей (хижина, лачуга, шалаш). Нужно угадать, из чего на каждой картинке человек строит дом, дорисовать и раскрасить картинки. После выполнения задания дети рассказывают о том, что нарисовано на картинках, из чего человек строит дом, почему он строил такие дома.

Воспитатель . Ребята, вот мы и вспомнили о том, как жили первобытные люди. Ваши рассказы о жизни первобытных людей я записала на диктофон. Сегодня после сна мы с вами отберем рисунки, аппликации, иллюстрации о жизни древних людей и вместе с записью ваших рассказов отправим их нашим друзьям- первоклассникам. Думаю, это поможет ребятам в изготовлении макета, и они смогут принять участие в выставке, которая будет проходить в детском Доме творчества.

Марина Пурина

МКДОУ детский сад №77 г. Новосибирск

Сюжетно-ролевая игра «»

Проводилась во время тематической недели «Быт. Мебель, бытовая техника» .

Участники : дети 6-7 лет

Составила : воспитатель Пурина Марина Геннадьевна

Цель : знакомство детей с жизнью первобытного человека

Задачи :

Воспитывать интерес к истории развития человека ;

Развивать любознательность;

Расширять поисково-познавательную деятельность детей;

Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре и игре.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь.

Развивать память, логическое мышление, речь, интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Закрепить с детьми полученные знания, доставить детям радость и удовольствие от сюжетно-ролевой игры .

Активизация словаря : жилище, пещера, племя, священный огонь, ритуальный танец, наскальные рисунки.

Материал и оборудование : пещера, шкуры животных, «костер» , камни и палочки для «разведения» костра, «копья» , силуэты животных, листы бумаги, «река» , шпажки, мелки.

Музыкальное оформление : «Звуки Африки» , «Звуки барабанов» .

Предварительная работа :

Чтение книг и энциклопедий по теме «Древний мир» , «Путешествие в Древний мир» , просмотр видеоматериала. Изготовление макета «Стоянка первобытного человека »

Ход игры:

Ребята, вы хотите со мной отправиться в каменный век? Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто со мной?А вдруг путешествие окажется опасным : нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь? Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени. Приготовились! Вставайте в круг теснее, мы будем заводить машину времени! Приготовили руки (заводим мотор) «Р-р-р-р!» ,положите руки на плечи друг друга : «Хотим в каменный век! Хотим в каменный век! Хотим в каменный век!» Руки вверх. Полетели!


Раз первобытные люди

Пошли в первобытный лес .

И первобытное солнце

Глядело на них с небес.

Решили тогда эти люди

В глухой пещере пожить,

Огонь они раздобыли,

На нем стали пищу варить.

А ели они руками

И пили воду с ручья,

Одеты не так, как мы с вами,

Шкура на них была.

Давайте и мы построим пещеру! (из блоков и покрывала)

Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди ? (шкуры животных)


Как первобытные люди добывали огонь ? (Добываем огонь) .


Давайте сядем вокруг костра, погреем руки!


Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.

Один ребенок показывает, остальные отгадывают. Например,

Я хочу есть.

Я видел большого мамонта за горой!

Пора идти на охоту!

Я устал и хочу спать.

Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.

В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя.

Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (охота, добыча еды)

Как же мы с вами будем охотиться на животных? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней. Мы тоже сделаем копья.

Что делали древние люди, чтобы охота была удачной?

(Они исполняли ритуальный танец.)

Да, наши предки верили, что охота будет удачной, если перед предстоящей охотой исполнить ритуальный танец, в котором люди показывали какие они смелые.

Вы хотите исполнить такой танец?

Исполняется ритуальный танец под звуки барабанов




Мужчины берут копья и идут на охоту и рыбалку, а женщины следят, чтобы огонь не потух и следят за малышами, собирают фрукты.

Звучит аудиозапись «Звуки животных» . Дети отправляются на охоту.

Идти надо бесшумно, чтобы не спугнуть добычу.




Подводится итог : дети называют, кого они сбили.

Славно поохотились, богатая добыча.

Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?

(Садимся вокруг костра и «жарим» на шпажках фигурный мармелад).



Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится?

По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать?




Чем древние люди украшали стены своей пещеры?

Наши предки на стенах пещеры запечатлевали самые важные и интересные моменты своей жизни.

У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью нарисуем то, что видели сегодня, что больше всего понравилось.

Дети рисуют мелками.

Через некоторое время гудит «машина времени» .

Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть?

Дети решают, кто возвращается, а кто хочет остаться.






Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

Проект «По следам первобытного человека» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Автор проекта: Шумкова А. В. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Тип проекта: информационно-творческий.

Как жили древние люди?

В современном обществе вызывает немалое любопытство быт и образ жизни древних людей. Мы дети современного мира, используем все его блага и высокие технологии и нам достаточно сложно понять, как выживали люди, которые в своем распоряжении не имели ничего, кроме окружающей их природы. В этот статье мы постараемся рассказать о том, каким был быт древних людей и какой образ жизни они вели.


Взаимоотношения племен

Древние люди предпочитали жить племенами, ибо в таких суровых условиях дикой древней природы выжить в одиночку было практически невозможно. Каждый член племени играл свою собственную роль — женщины занимались земледелием и собирательством, поддерживали жилье, готовили пищу, и смотрели за детьми, мужчины были добытчиками и ходили на рыбалку и охоту и изготавливали вспомогательные орудия труда. Слабые и больные члены племени и дети были помощниками у женщин и выполняли их поручения. Поскольку в доисторические времена еще отсутствовали медицинские знания, век древних людей был не долгим. Кроме того была очень высокой детская смертность, да и детородный возраст был невелик.


Так сколько же в среднем жил древний человек?

Конечно же большую роль играл ареал проживания племени и образ жизни, однако 30 летнего мужчину в те доисторические времена можно было считать стариком. Для выживания племена постоянно пытались увеличивать свою численность и имели очень свободные нравы, нередко происходил инцест. Верности так же не уделяли внимания, поскольку мужчины в племени были в дефиците, так как мужские особи гибли на охоте, и в битвах с соседними племенами.


Пещера играла роль жилья и алтаря

Древние люди использовали пещеры не только для приготовления пищи, ночлега и обогрева, пещера была первым алтарем человека. Именно в пещерах древние люди научились рисовать свои первые «иконы», перед охотой они изображали картины побед над свирепыми зверями, исполняли племенные танцы, и проводили первые ритуальные обряды. Прошли времена и в пещерах появились первые тотемы, которые олицетворяли богов, которым молилось племя.

Эволюция древних людей шла очень медленно, значительно медленней, чем наша с вами, однако даже таким слаборазвитым существам прогресс был не чужд. Мужчины постоянно улучшали свои орудия из дерева и камня, а женщины создавали новые предметы обихода, позволяющие им более просто заниматься хозяйственными работами. Кроме того, женщины, которые занимались собирательством, поняли, что специи могут разнообразить весьма скудный рацион питания.

Возможно, самые первые люди ходили голышом, однако они довольно быстро смекнули, что из шкур убитых ими на охоте животных можно сделать примитивную одежду, а из ракушек и самоцветов украшения. Интересно будет узнать, что именно разноцветные камни и ракушки стали первыми деньгами в первобытном обществе. Такие «деньги» начали использовать для торговли внутри племени и между племенами.

Некоторые племена проживали в лесах и на просторных равнинах, они смекнули, что из веток и стволов деревьев можно построить шалаш. Именно шалаши можно считать первыми полноценными домами для человека. Такие шалаши строили, как на земле, так и на деревьях.


Время шло, на территорию Евразии пришел огромный ледник, начался ледниковый период. Людям пришлось приспосабливаться к очень жестким условиям окружающей среды. Так как было очень холодно, древние люди смекнули, что от холода можно укрываться под землей. Так появились первые землянки, которые строили из бревен и земли. Такие подземные убежища могли укрыть от холода до 30 человек.

Воспитатель: Комарова А.А.

Программное содержание:

Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека;

Расширить словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др.;

Способствовать развитию пантомимических и мимических способностей у детей, развитию мелкой моторики;

Развивать воображение, фантазию, логическое мышление.

Материалы и оборудование: иллюстрации по теме; макет пещеры, макет костра; шкуры-одежды; палки, веревки и «копья» по количеству детей; игрушки-моталки; сангина.

Ход занятия

Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю.

Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (показ иллюстрации). Скажите, во что он был одет? (Ответы детей). Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Как вы думаете, зачем ему шкура? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека? (Дети одевают шкуры-одежды). Вот мы и превратились в пещерных людей.

Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем.

Как вы думаете, где жили древние люди? (Ответы детей). Они жили в пещерах. А вот и наша с вами пещера. Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. (Ответы детей). Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? (Ответы детей). Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. (Дети «добывают» огонь). Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. (Дети дуют на костер, появляется «огонек»). Ну, вот сразу стало светло и тепло.

(Звучат голоса леса). Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Я боюсь! Что же делать? (Ответы детей). Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? (Дети делают копья). У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты.

(Показ иллюстраций).


На какого зверя похож мамонт? Чем он отличается от слона? А еще тогда водились саблезубые тигры, с большими и острыми, как сабли клыками, огромные пещерные медведи.

Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. (Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). Какой большой улов! Как же нам ее приготовить? Я знаю, что древние люди очень любили вяленую рыбу, так как это был самый простой способ ее приготовления, ведь у людей не было посуды. Давайте разложим ее на солнышке.

После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды»).

Ну вот, возле пещеры горит огонь, вялится рыба на солнышке, оружие охраняет нас от непрошеных гостей. Чем же теперь заняться? Когда древние люди были сыты и в безопасности, они любили … рисовать. Да, да, рисовать. Но не на бумаге, а на камнях и стенах пещеры. И карандашом им служили угольки. Конечно, рисунки их были похоже на рисунки маленьких детей, они сохранились до наших дней. (Показ иллюстраций).


Давайте и мы, как древние первобытные люди, попробуем нарисовать на стенах пещеры. (Дети рисуют).

Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Давайте снимем шкуры и снова станем мальчиками и девочками, живущими в нашем мире. Вам понравилось? Как назывались люди, в которых мы превращались? Во что они одевались? Что ели? На кого охотились? Где жили? Как добывали огонь? Я приготовила для вас в группе интересную книгу о жизни первобытных людей и предлагаю пойти и посмотреть ее. (Дети уходят в группу).

Юлия Мазнина

Недавно, заскучав по маленьким и большим путешествиям, мы с сыновьями и племянниками решили устроить путешествия во времени дома. мы уже искали, следующим пунктом наших путешествий в прошлое стал каменный век. Интересно же посмотреть, как жили первобытные люди. Но случилось так, что мы не просто посмотрели на жизнь доисторических людей, а из-за ошибки в машине времени превратились в гоминид — предков человека, и нам пришлось пройти весь путь эволюции вместе с первобытными людьми, чтобы снова стать Homo sapiens — человеком разумным. Игра заняла у нас около двух часов. Сценарий подойдет детям от 3 лет.

Ведущий: Если бы с вами оказались на нашей планете Земля 3 миллиона лет назад, все вокруг нас было бы немного не так. И мы были бы на ней единственными людьми. Да-да, не удивляйтесь. В то время человека на Земле еще не было. Учетные считают, что первый человек появился на нашей планете 2,4 миллиона лет назад. Случилось это в Северо-восточной Африке.

На карте (физической или политической) найдите северо-восток Африки, можете поставить там какую-нибудь отметку или воткнуть флажок.

Ведущий: Потом первобытные люди ушли в Азию и Европу. Здесь развитие древнего человека пошло быстрее. В Азии появились первые цивилизации.

На карте покажите Азию и Европу. Можно указать движение первобытных людей стрелками (Если карта у вас ламинированная, стрелки можно нарисовать или вырезать из бумаги).

Ведущий: Хотите посмотреть, как жили первобытные люди, и чем они занимались? Тогда нам с вами нужно попасть в Каменный век, а точнее, в самое его начало — в эпоху палеолита, когда доисторические люди научились использовать каменные орудия труда.

Ведущий в задумчивости оглядывает участников.

Ведущий: Чтобы первобытные люди приняли нас за своих, нам с вами нужно немного поменять наш внешний вид. Как одевались доисторические люди? Ткани они делать не умели, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. Ноги первобытные люди предпочитали оставлять босыми, но мы с вами можем сделать особую обувь — поршни, собрав кусок кожи вокруг щиколотки.

Участники одеваются как первобытные люди. Вместо кожи можно использовать, например, ткань коричневого цвета. Поршни мы фиксировали вокруг щиколотками банковскими резинками.

Ведущий: Все готовы к путешествию во времени? Включайте машину времени, поехали! Наша цель – каменный век, эпоха палеолита.

Дети запускают машину времени, все участники перемещаются к месту, отмеченному табличкой «Палеолит» (прочитать может сам ведущий или участники, которые умеют читать). В качестве машины времени может выступить любая коробка, пульт, детский руль. Вы даже можете просто представить, что она у вас есть и, например, лежит на ладони. Мы используем доску с выключателями, шпингалетами и прочими развивашками для ручек.

Ведущий: Так-так. Похоже, сегодня наша машина времени слегка барахлит. Мы с вами оказались не в эпоху палеолита, а немного раньше, когда на Земле жили предки человека – гоминиды. Сейчас гоминидами называют предков человека и больших человекообразных обезьян.

Ну что ж, придется нам с вами, ребята, пройти тот же путь, что прошел человек в процессе своей эволюции – от человека умелого (Homo Habilis), еще очень похожего на человекообразных обезьян, до человека разумного (Homo sapiens), как мы с вами. Вперед!

1 остановка. Предки человека — гоминиды

Первая наша остановка – время гоминид, предков человека, похожих на больших человекообразных обезьян, таких как шимпанзе и орангутаны. Как вы думаете, что умели делать предки человека? А чем питались?

Ведущий: Совершенно верно! Скорее всего, они еще передвигались на четырех ногах, могли с легкостью забираться на деревья и питались тем, что могли найти вокруг себя: бананами и другими фруктами, корешками, выкопанными из земли. Попробуем?

Участники ходят на четырех ногах, отыскивая что-то съедобное. Могут забраться на спорткомплекс, диван или кровать на четвереньках. Повесьте на спорткомплекс или ручку двери несколько бананов, пусть участники попробуют съесть их без рук. Если вы решите полакомиться корнеплодами, выкопанными из земли (например, морковкой или репой), их, конечно, нужно почистить.

2 остановка. Человек умелый (Homo habilis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время человека умелого – Homo habilis (хОмо хАбилис). Был он еще очень согбенным, с длинными руками и большой головой. Рост взрослого человека умелого был как рост нынешнего 12-тилетнего мальчика.

Участники изображают, каким был человек умелый. Пробуют согнуться так, чтобы достать кончиками пальцев выпрямленных рук до колен, потом до щиколоток, потом до пола.

Ведущий: Человек умелый первым научился обрабатывать камень и делать из него орудия труда. Именно поэтому это время в истории нашей планеты ученые называют Каменным веком. Как вы думаете, что мог делать своими каменными орудиями, человек умелый?

Участники высказывают свои предположения. Попробуйте камушками расколоть косточки от абрикоса или сливы, измельчить сухарики, раскопать землю в горшке с комнатным растением.

Ведущий: А где же жил человек умелый? Он еще не умел строить дома, а для жилья использовал те каменные сооружения, которые предоставляла ему природа. Догадаетесь какие?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Человек умелый использовал для жилья пещеры. Давайте и мы сделаем свою.

Используя стол, стулья и покрывала сделайте пещеру.

Ведущий: Пищу человек умелый добывал себе, собирая лисья, плоды растений, выкапывая корешки растений. Большой удачей были для древнего человека гнезда птиц.

Заранее сделайте из бумаги или газеты гнездо птицы. Положите в него несколько шоколадных яиц или капсул от киндер-сюрприза с маленькими съедобными сюрпризами внутри. Уберите гнездо повыше, пусть участники отыщут его.

3 остановка. Человек прямоходящий (Homo Erectus )

Ведущий: Следующая наша с вами остановка – эпоха палеолита, время человека прямоходящего – Homo Erectus (хОмо эрЕктус). Взрослый человек прямоходящий был ростом чуть ниже, чем современный человек, но руки его были длиннее, чем у нас с вами. Он изобрел рубило и охотился на мелкого зверя. Рубило – это кусок камня, заостренный с одного конца, который древние люди зажимали в кулаке и использовали как нож, топор или кирку. А еще он научился поддерживать огонь. Как вы думаете, откуда появился огонь у доисторического человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Да, с огнем древние люди могли встретиться в время грозы, когда молния ударила в сухое дерево и оно загорелось. Сам получать огонь древний человек тогда еще не умел, поэтому огонь нужно было беречь. Что могло потушить огонь? А как огонь можно было передать другим людям?

Участники высказывают свои предположения. Можно провести опыты: потушить свечку водой из пульверизатора, задув ее, перекрыв доступ воздуха, закрыв ее банкой или засыпав песком или солью. Зажгите одну свечку от другой – так древние люди могли передавать огонь друг другу.

Ведущий: Итак, первобытному человеку приходилось беречь огонь от дождя и ветра, следить, чтобы тлеющий костер не засыпали и не затоптали, чтобы к огню все время был доступ воздуха и было чему гореть. В пещерах древние люди делали очаг, обкладывали его камнями, регулярно подкидывали в огонь хворост (сухие ветки), чтобы он не потух. Давайте и мы в нашей пещере сделаем очаг.

Участники выбирают в пещере место для очага, обкладывают его камнями. У нас были настоящие, но можно вырезать камни из картона. Собирают хворост (им могут стать простые карандаши) и зажигают огонь (можно свернуть трубочки из бумаги или салфеток). У нас в качестве хвороста были коричневые кубики , а огонь мы сделали из красных, желтых и оранжевых кубиков.

Ведущий: Как вы думаете, как огонь изменил жизнь древнего человека?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Совершенно верно. Огонь изменил питание древнего человека: если раньше он ел пищу только сырой, то теперь ее можно было готовить на костре: жарить мясо, запекать овощи. Огонь позволил древнему человеку жить в более прохладном климате, ведь у костра было теплее. Огонь сделал жизнь первобытных людей более безопасной: свет и запах костра отпугивали диких зверей, наверное, поэтому люди и сейчас так любят смотреть на огонь.

Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада (этот вариант детям особенно нравится) и деревянные палочки для шашлыков. Если длинных палочек нет, можно воспользоваться зубочистками. Пусть участники сделают себе шашлыки и «поджарят» их на костре. Эту игру можно вставлять в любой квест и проводить на любом празднике — она всегда пользуется успехом. Она дает участникам возможность немного отдохнуть, и еще к игре сразу привлекаются те, кто до этого особо не участвовал.

4 остановка: Гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis)

Ведущий: Отправляемся дальше? Наша следующая остановка – эпоха палеолита, время гейдельбергского человека — Homo heidelbergensis (хОмо хейдельбЕргенсис). Ростом он был еще повыше человека прямоходящего, был сильным и крепким. Сейчас спортсмены тренируются с гантелями? А что мог использовать гейдельбергский человек?

Сделайте несколько упражнений с камнями. Вместо настоящих камней можно взять мешочки с крупой (лучше тканевые) или толстые книжки, которые удобно держать.

Ведущий: Гейдельбергский человек изобрел копье и уже охотился на крупных животных. Как вы думаете, на каких?

Ведущий: Не все виды животных, на которых охотился доисторический человек, есть в наше время. Большинство из них вымерло. Вымерли:

Нужен сценарий детского праздника?

  • большерогий олень (рога его достигали 4 метров в размахе, с такими рогами через лес не проберешься);
  • мамонт (близкий родственник слона, но намного крупнее, ноги были короткими, а тело было покрыто густой шерстью, поэтому он не боялся холода; бивни мамонта достигали в длину 4 м);
  • шерстистый носорог (был похож на того носорога, который живет на нашей планете сейчас, но тело его было покрыто густой шерстью, как и у мамонта);
  • пещерный медведь (был крупнее и сильнее, чем обыкновенный бурый; ученые считают, что он не впадал в спячку).

В вот бизоны — огромные дикие быки — живут в Америке до сих пор. Густой шерстью у них покрыта только передняя часть тела, на спине горб, на голове — короткие и толстые рога.

Участники могут изобразить животных, о которых рассказывает ведущий.

Ведущий: Думаю, нам с вами тоже нужно обзавестись копьем и отправиться на охоту. А до изобретения копья, древние люди охотились, закидывая животное камнями.

Копье можно сделать из палки, привязав к ней или прикрепив скотчем наконечник из картона или другого материала. Если палки нет, копье можно вырезать из большого куска плотного картона. В качестве камней в данном случае лучше взять мягкие или тряпочные мячики.

Устройте охоту на мамонта или слона. Мамонта можно сделать так: поставьте два стула или положите на пол две большие подушки и накройте их большим куском ткани. Бросая копья, попробуйте сбросить покрывало со стульев. А возможно мамонтом согласится стать старший брат или папа. Пусть шерстистым носорогом будет фитбол – бросая копья или камни закатите фитбол за черту.

Ведущий: Гейдельбергский человек также научился строить жилище из веток и шкур. Как мы сейчас называем такие жилища?

Участники высказывают свои варианты.

Ведущий: Правильно. Жилище из веток мы называем шалашом, а если жесткий каркас из веток покрыть шкурами животных получатся яранга, чум, вигвам или типи. Может и нас с вами такое жилище построить?

Постройте модель шалаша. Вам понадобится: небольшой кусочек туристического коврика, поролона или просто пластилин, зубочистки, несколько смятых фольгированных фантиков или разрезанная на части фольга от плитки шоколад (фантики должны быть смяты так, чтобы их потом можно было расправить). Сначала поохотьтесь на животных: разложите на столе смятые фантики, пусть участники попробуют попасть в них копьями – зубочистками. Кто попал в «зверя», забирает фантик себе. На куске туристического коврика сделайте основу для вигвама из зубочисток. Затем пальцами или с помощью стеки займитесь выделкой шкур (расправьте фантики) и покройте ими основу вигвама. Закрепите фантики клеем или с помощью зубочисток. Готово!

5 остановка. Неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis)

Ведущий: Пора отправляться дальше по пути эволюции человека. Следующая наша остановка – эпоха палеолита, время неандертальцев — Homo sapiens neanderthalensis (хОмо сАпиенс неандерталЕнсис). У него были массивные кости и мускулистое туловище, и он был сутул. Неандерталец научился строить землянки и добывать огонь. Землянка – это жилище

Сделайте землянку из пластилина. Жилье гейдельбергского человека из шкур и землянку можно поставить все землянки в пустую коробку, добавить сухую траву, листья, гречку или другую крупу, деревья от конструктора, из пластилина же можно слепить костер, древнего человечка также можно слепить из пластилина или взять из конструктора. У вас получится .

Ведущий: Как же удалось неандертальцу добыть огонь? Сильно-сильно потрите ладошки друг об друга, чувствуете тепло? Трение – главный союзник в получении огня.

Участники греют свой щечки, лобики, носы, пятки, коленки и т.д.: трут ладошки друг об друга, а затем прикладывают их к разным местам.

Ведущий: Освоил неандерталец и стрелу и лук.

Если у вас есть лук, расставьте на полу фигурки (картинки животных), пусть участники сходят на охоту. Мы вместо лука использовали рогатку.

Ведущий: Умел неандерталец и рыбачить. Думаю нам с вами тоже нужно научиться рыбачить по-неандертальски – оглушая рыбу метким попаданием заостренной палки.

Вам понадобятся несколько надутых воздушных шариков. Прежде чем надуть их, спрячьте внутри «зубы». Зубы можно подобрать среди продолговатых пуговиц, деталей конструктора (в них должно быть сквозное отверстие) или просто вырезать из картона. Раскидайте шарики по комнате, дайте каждому участнику по зубочистке. Задача участников – поймать шарик одной или двумя ногами без помощи рук, а затем проткнуть шарик зубочисткой (проткнуть воздушный шарик, просто бросив в него зубочистку, — практически невозможно, проверили). Находящиеся внутри шарика предметы участники забирают себе.

Всезнайка: Из костей и зубов животных и из раковин морских и речных моллюсков неандерталец научился делать украшения. У нас с вами тоже есть трофеи. Давайте соберем украшения.

Участники получают по длинной толстой нити и собирают украшения.

6 остановка. Кроманьонец, он же человек разумный (Homo sapiens sapiens)

Ведущий: Движемся дальше. Наша с вами последняя остановка – эпоха мезолита и неолита, время кроманьонцев, или человека разумного — Homo sapiens sapiens (хОмо сАпиенс сАпиенс). Кроманьонец умел уже почти все: говорить, обрабатывать камень, дерево и кость, охотиться и ловить рыбу, плавать на плоту, рисовать, петь, танцевать и даже воевать.

Жили кроманьонцы родами – небольшими группами, состоящими из родственников. Роды объединялись в общины, которые жили и охотились на одной территории. Когда для отражения нападения врагов, понадобилось объединиться нескольким родам и общинам, появились племена с вождем – самым сильным и мудрым охотником во главе.

Первобытные люди считали, что у каждого племени есть свой покровитель — животное, тотем, от которого и произошло племя. Давайте придумаем тотем для нашего племени. А раз, кроманьонец уже умел говорить, надо бы нам придумать себе имена.

Участники выбирают тотемное животное для племени и имена для себя. И пробуют определить тотемных животных других племен (по картинкам теней животных).

Ведущий: Обращаясь к тотемному животному с просьбой о чем-то, древние люди выполняли разные ритуалы: пели, танцевали. Проводил эти ритуалы и берег традиции – шаман, то есть колдун, племени. Многие ритуалы проводились под первобытную музыку. Конечно, она не была похожа на нашу, главным в ней была не мелодия, а ритм. Первыми музыкальными инструментами были…какие? Как вы думаете?

Участники высказывают свои предположения.

Ведущий: Обрабатывая камень, стуча камнями друг об дружку, кроманьонцы заметили звуки. Поэтому первыми музыкальными инструментами были барабаны, стучали по ним и руками, и палками, и крупными костями животных. Потом появились погремушки заполненные семенами или сушеными ягодами, потом и другие инструменты. Отыщем музыкальные инструменты и станцуем?

Участники находят подходящие инструменты (барабаны, деревянные палочки, ложки, коробочки-шумелки, флейты) и танцуют под первобытную музыку (можно использовать звуки африканских барабанов ) или под смешную «Песню о вещах» в исполнении М. Боярского. Вместо барабанов можно использовать перевернутые кастрюли, картонные коробки, пластиковые контейнеры или просто стучать по табуретке или столу.

Ведущий: Кроманьонцы, научились не только охотиться, но и воевать. Для защиты они обносили свои стоянки частоколом из бревен, веток и даже костей мамонта.

Ведущий: Кроманьонцы научились делать ловушки для диких зверей. Но нам с вами нужно их обойти.

Расположите на полу листы бумаги, кусочки напольного коврика, кубики от конструктора. Пусть участники аккуратно пройдут по около них, ничего не задев.

Ведущий: Могли кроманьонцы и заготавливать еду.

Раздайте участникам по несколько кусочков толстых ниток. Пусть они выложат улиток – на листах белой бумаги, представив, что это снег. Можно выложить улиток на полу и закидать их «снегом» (ватой или ватными дисками).

Ведущий: О важных событиях в своей жизни – удачных охотах или нападении врагов – кроманьонцы рассказывали рисуя на стенах пещеры. Некоторые из таких рисунков (петроглифов) можно увидеть в пещерах по всему миру и сейчас. Петроглифы – это как письма из прошлого в будущее. Потом из этих петроглифов возникла письменность. На этом моменте доисторическое время заканчивается, дальнейшую историю ученые изучают по письменным источникам. А что бы вы рассказали отсюда, из окончания доисторического времени тем людям, которые живут сейчас.

Участники делают наскальные рисунки. Для основы лучше взять картон, а рисовать – свекольным соком, обугленными палочками или мелками. Мы рисовали обугленными палочками для суши.

Ведущий: Пока мужчины охотились, женщины занимались собирательством и своим жилищем. Встречалось им много интересных растений. Повезло и нам с вами. Что это за растение, как вы думаете?

Ведущий подводит участников к подвешенной пиньяте коричневого цвета – плоду какао-дерева. Участники разбивают пиньяту, находят шоколадные конфеты и делают вывод, что это какао-дерево. У нас к праздничному столу дети несли конфеты на шкуре, взяв ее за два конца.

Вместо заключения

Ведущий: Сегодня вы ходите в детский сад, учитесь, ваши мамы и папы работают. А чем же занимался первобытный человек? Человек умелый жил собирательством — ел то, что мог найти (растения, животных, их яйца), человек прямоходящий начал охотиться. Постепенно древний человек одомашнивал животных: первым его спутником стала собака. Вещей у древнего человека было немного, он легко мог переходить с места на место, так в эпоху неолита появились кочевники — люди, которые занимались разведением скота и постоянно перемещались с места на место. Потом древний человек научился сам выращивать растения, а не только их собирать. Так возникло земледелие – занятие оседлых племен. Благодаря ему человек смог обеспечить себя всем необходимым. Постепенно возникли первые поселки, потом города, стала зарождаться цивилизация. Но об этом – в следующем путешествии.

Участники прощаются с ведущим.

В подготовке этой игры мне очень помогла энциклопедия для детей «Мы живем в каменном веке» из серии «Пешком в историю» (книга в Лабиринте) и настольная карточная игра «Жили-были в каменном веке» из этой же серии (игра в Лабиринте).

Понравился сценарий праздничной игры? Сохраните его себе на стену социальной сети, чтобы рассказать о нем другим родителям и порадовать своего малыша в ближайший праздник!