Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Быстрый счет сарабанда. Учимся считать в уме

Многие родители наверняка мечтают о том, чтобы их малыш вырос особенным и непременно стал таким, чтобы им можно было гордиться. Но если одни папы и мамы лишь хвастаются способностями своих детей, то другие ведут их в специальные школы, помогающие развивать данные природой задатки.

А можно ли вырастить из ребенка гения? Если в прежние времена ответ на такой вопрос был однозначен и требовал наличия таланта и удивительных способностей, то сегодня задача намного упростилась. Например, для того чтобы ребенок проявлял недюжинные познания в математике и считал так же быстро и правильно, как калькулятор, предлагается необычная программа, которая обучит малыша математике. А называется она «ментальная арифметика». Что это за программа и какими она обладает преимуществами?

Популярность методики

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка, которые в первую очередь имеют математическую направленность. Благодаря освоению детьми техники ментального счета любая математическая задача превращается для них в простой и быстрый вычислительный процесс.

История возникновения

Методика ментального счета имеет древние корни. И это несмотря на то, что разработана она сравнительно недавно ученым из Турции Халитом Шеном. Что же он использовал для своей системы ментального счета? Абакус, который был создан в Китае еще 5 тыс. лет назад. Этот предмет представляет собой счеты, которые внесли огромный вклад в развитие всей мировой арифметики. После изобретения абакус начал свое постепенное распространение по всему миру. В 16-м веке из Китая он попал в Японию. На протяжении четырех сотен лет жители Страны восходящего солнца не только успешно использовали такие счеты, но и тщательно прорабатывали их, пытаясь усовершенствовать такой нужный для совершения арифметических действий предмет. И это им удалось. Японцы создали счеты соробан, которые и до сегодняшнего дня используются для обучения детей в начальной школе.

На протяжении всей истории развития человечества совершенствовалась математическая наука. И сегодня она может предложить нам огромное количество своих достижений. Но, несмотря на это, ученые считают, что использование абакуса приносит больше пользы в обучении детей точному счету.

Польза ментальной арифметики

Считается, что каждое из полушарий человеческого мозга отвечает за свои направления. Так, правое из них позволяет развить творчество, образное восприятие и мышление. Левое же в ответе за логическое мышление.

Деятельность полушарий активизируется в тот момент, когда человек начинает работать руками. Если активна правая из них, то начинает работать левое полушарие. И наоборот. Человек, работающий левой рукой, способствует активизации работы правого полушария.

Задача менара - заставить весь мозг принимать участие в образовательном процессе. Как же достигнуть таких результатов? Это возможно при выполнении математических операций на абакусе обеими руками. В конечном итоге менар способствует освоению быстрого счета, а также развитию и совершенствованию аналитических навыков.

Ученые сравнили калькулятор с абакусом и пришли к однозначному выводу, что первый из них расслабляет активность мозга. Абакус же, напротив, оттачивает и тренирует полушария.

Когда следует начать изучать ментальный счет? Отзывы приверженцев данной методики утверждают, что лучше всего осваивать этот способ в возрасте от четырех до двенадцати лет. И только в некоторых случаях период может быть продлен еще на четыре года. Это время, когда происходит бурное развитие мозга. И данный факт является замечательным посылом к тому, чтобы прививать ребенку базовые навыки, проводить изучение иностранных языков, развивать мышление, осваивать игру на музыкальных инструментах и боевые искусства.

Суть ментальной методики

Вся программа по освоению устного счета построена на последовательном прохождении двух этапов. На первом из них происходит ознакомление и овладение техникой выполнения арифметических действий с использованием косточек, во время которых задействованы одновременно две руки. Благодаря этому в процессе участвует как левое, так и правое полушарие. Это позволяет достигнуть максимально быстрого усвоения и выполнения арифметических действий. В своей работе ребенок использует абакус. Этот предмет позволяет ему совершенно свободно вычитать и умножать, складывать и делить, вычислять квадратный и кубический корень.

Во время прохождения второго этапа ученики обучаются ментальному счету, который производится в уме. Ребенок перестает постоянно привязываться к абакусу, что также стимулирует и его воображение. Левые полушария детей воспринимают цифры, а правые - образ костяшек. На этом и основана методика ментального счета. Мозг начинает работать с воображаемым абакусом, воспринимая при этом числа в форме картинок. Выполнение же математического счета ассоциируется с движением косточек.

Обучение ментальной арифметике быстрого счета является очень интересным и увлекательным процессом. Он по достоинству оценен сотнями тысяч людей и получил огромное количество положительных отзывов.

Абакус

Что же представляет собой эта загадочная и древняя счетная машинка? Абакус, или счеты для ментального счета, очень напоминают старые советские «костяшки». Весьма схожим является и принцип работы на этих двух приспособлениях. В чем же отличие этих счетов? Оно заключено в количестве костяшек, находящихся на спицах и в удобстве эксплуатации.

Стоит сказать о том, что для получения результата абакус потребует сделать большее количество движений руками. Как же устроен этот древний предмет, пришедший к нам из Китая? Он представляет собой рамку, в которую вставлены спицы. Причем их количество может быть разным. На спицах находится по пять штук нанизанных костяшек.

По длине каждую спицу пересекает разделительная планка. Над ней находится одна костяшка, а под ней, соответственно, четыре.

Методика ментального счета предусматривает определенное движение человека пальцами. Из них задействуются только указательный и большой. Все движения должны быть доведены до автоматизма, чему содействует их многократное повторение.

Интересно, что данный навык легко может быть утерян. Именно поэтому при освоении методики не стоит пропускать занятия.

Расположение чисел

Каковы азы счета в ментальной арифметике? Для того чтобы освоить данную методику, необходимо знать, как располагаются на абакусе числовые линейки. В его правой стороне находятся единицы. После этого идут десятки, затем сотни, после тысячи, десятки тысяч и так далее. Каждый из этих разрядов располагается на отдельной спице.

Костяшки, расположенные под разделительной планкой, это «1», а над ней - «5». Например, для того, чтобы на абакусе набрать число 3, понадобится отделить три костяшки, расположенные под разделительной планкой на спице, находящейся правее остальных. Рассмотрим пример с двойными числами, например, с 15. Для его набора на абакусе следует поднять вверх одну костяшку на спице десятков и опустить одну, находящуюся над верхней планкой на спице единиц.

Операции сложения

Как научиться ментальному счету? Для этого потребуется изучить, как проводятся на абакусе арифметические действия. Рассмотрим, например, сложение. Посмотрим, чему будет равна сумма чисел 22 и 13. Для начала понадобится отложить по две костяшки на спицах десятков и единиц, расположенные внизу разделительной планки. Далее к двум десяткам добавим еще один. Получится 30. Теперь приступим к сложению единичек. К двум прибавим еще три. Получится число «пять», которое обозначается костяшкой вверху разделительной планки. В итоге получается 35. Для освоения более сложных операций понадобится тщательным образом изучить специальную литературу. После освоения самых простых примеров рекомендуется потренироваться на абакусе. Таким образом, обучение становится максимально интересным.

Освоение второго этапа

После того как операции на абакусе не будут вызывать затруднений, можно приступить к устному счету ментальной арифметики. Это следующий уровень обучения. Он предполагает ментальный счет, то есть произведенный в уме. Для этого понадобится сделать для ребенка картинку абакуса. Самым простым вариантом является распечатка изображения этого предмета, которое затем должно быть наклеено на картон (можно взять его от коробки из-под обуви). По возможности картинка должна быть цветной. Это позволит ребенку легче представить ее в своем воображении.

Во избежание ошибок стоит помнить о том, что ментальный счет должен производиться слева направо. Что необходимо предпринять, чтобы отложить на абакусе двухзначное число? Для этого ребенку следует вначале левой рукой набрать костяшки, соответствующие десяткам, а после правой отделить на спице нужные единицы.

Так, для набора 6, 7, 8 и 9 следует использовать «Щепоточку». Этот процесс представляет собой сведение вместе указательного и большого пальца к разделительной планке и сбор костяшек, обозначающих цифру 5, и необходимого их числа на спице, которая расположена в нижней части абакуса. Вычитание чисел производится аналогичным образом. Той же «Щепоточкой» одновременно отбрасываются «пятерочки» и нужное количество косточек внизу.

Цели и результаты методики

Обучение ментальному счету позволяет ребенку добиться небывалых успехов в области математики. Детки, прошедшие специальный курс, с легкостью могут вычислить в уме десятизначные числа, умножить их и вычесть. Но стоит сказать о том, что и это не является главной целью подобного обучения. Счет представляет собой лишь способ, с помощью которого развиваются умственные способности человека.

Освоение ментальной арифметики способствует следующему:

  • активизации зрительной и слуховой памяти;
  • умению концентрации внимания;
  • совершенствованию смекалки и интуиции;
  • креативному мышлению;
  • проявлению уверенности в себе и самостоятельности;
  • быстрому освоению иностранных языков;
  • реализации способностей в будущем.

В тех случаях, когда для освоения менара был использован профессиональный подход и специалисты достигли поставленных перед ними целей, ребенок без труда начинает решать в уме как простые, так и сложные задачи по математике. А арифметические действия на умножение и сложение он производит даже быстрее калькулятора.

Школы по обучению ментальной арифметике

Где же можно освоить эту уникальную методику? На сегодняшний день для изучения ментальной арифметики необходимо записаться в специализированный образовательный центр. В них специалисты занимаются с детьми на протяжении двух-трех лет. Помимо описанных выше этапов, с помощью которых можно освоить методику, существует еще десять ступеней. Причем каждую из них ученики проходят за 2-3 месяца.

Каждый из таких специализированных центров разрабатывает собственные программы обучения. Однако, несмотря на это, существуют и общие правила, которых придерживаются абсолютно все. Они состоят в том, что группы учеников формируются в зависимости от их возраста. Так, существует три базовых вида таких групп.

Это kinder, kids и junior. Занятия проводят опытные высококвалифицированные психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и имеют необходимую аттестацию.

Помимо центров по обучению ментальному счету сегодня работают и специализированные школы, готовящие специалистов по соответствующему профилю. Как правило, преподаватели менара - это люди, имеющие не только психологическое и педагогическое образование, но и определенный опыт работы с детьми. И это очень важно. Ведь обучение ментальному счету представляет собой не только освоение навыков, позволяющих работать с древними счетами. В этом процессе непременно учитываются используемые в педагогической практике психологические особенности в развитии ребенка.

Методика счета под названием Соробан сегодня распространяется со скоростью света. Ее цель – развить умственные способности детей, равномерно задействуя левое и правое полушария. Этой методике более 25 лет в Японии, 3 года она работает в постсоветских странах. Но самое интересное, что счетам, на основе которых она построена, уже более 2,5 тысяч лет. И только сейчас из далеких стран Азии этот инструмент счета начинает распространяться по всему миру.

Что такое абакус?

Абакус (Абак), или Соробан – это древние счеты, которые использовали в древних странах Азии и Европе. В Китае они назывались абак (по-латыни «абакус»), в Японии – Соробан. Однако применяли их также в Древнем Риме и Греции. Абакус несколько видоизменялись в зависимости от страны, где они использовались, но суть оставалась прежней.

Счеты представляют собой рамку, разделенную перекладиной. В верхней части расположена одна линия косточек. Каждая косточка в ней означает «пять». Внизу расположены ряды косточек, в каждом из которых по 4 косточки. Каждая из них обозначает «один».

Косточки на счетах Соробан, или Абакус специально заострены, чтобы дети, перебирая их, развивали мелкую моторику. Счеты Абакус обозначают единицы, десятки, сотни, тысячи и миллионы. С помощью Соробан дети быстро осваивают устный счет и даже могут перемножить многозначные числа.


Как проходят занятия?

Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.

На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;

Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от 5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным. Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.

Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.


Как пользоваться?

Чтобы научиться пользоваться счетами, необходимо знать, что они из себя представляют. Счеты состоят из:

  • рамки;
  • разделительной полосы;
  • верхних косточек;
  • нижних косточек.

Посередине находится центральная точка. Верхние косточки обозначают пятерки, а нижние – единицы. Каждая вертикальная полоса косточек, начиная справа налево, обозначает один из разрядов цифр:

  • единицы;
  • десятки;
  • сотни;
  • тысячи;
  • десятки тысяч и т. д.

Чтобы отложить число, необходимо на счетах придвинуть к разделительной линии косточки, по числовому обозначению соответствующие цифре каждого разряда. Например, чтобы отложить число 165, необходимо на первой линии справа придвинуть верхнюю косточку (она обозначает пятерку), на второй линии – верхнюю и одну нижнюю косточку (5+1=6), на третьей линии – одну нижнюю. Так мы получаем требуемое число.

Дальнейшие вычисления будут сопровождаться передвижением косточек по линиям соответственно разрядам.

Что дает ментальная арифметика?

Японские счеты под названием Соробан учат не только считать, хотя в этом дети добиваются небывалых успехов. Малыши с легкостью вычисляют в уме 10-значные числа, умножают и вычитают. Но быстрый устный счет не главная цель.

  • умению концентрироваться;
  • активизации слуховой и зрительной памяти;
  • совершенствованию интуиции и смекалки;
  • умению нестандартно решать проблемы;
  • проявлению самостоятельности и уверенности в себе;
  • реализации способностей и успешной карьере в будущем.

В основе методики лежит сила воображения. Именно благодаря ей удается ускорить мышление, наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга. Дети, которые учились по методике Соробан, быстрее осваивают иностранные языки, хорошо учатся в школе, более целеустремленные.

Здесь Вы можете посмотреть видео учеников, обучающихся в школе Соробан™

Что такое ментальная арифметика и почему она нужна каждому человеку.

Ментальная арифметика - это программа комплексного развития интеллекта и мышления детей, основанная на формировании навыка быстрого устного счета

На занятиях дети учатся быстрому счету с помощью специальной счетной доски (абакус, соробан). Педагоги объясняют, как правильно перебирать костяшки на спицах, чтобы малыши могли почти мгновенно получить ответ на сложный пример. Постепенно привязка к счетам ослабевает и дети представляют те действия, что совершали со счетами, в уме.

Программа рассчитана на 2-2,5 года. Сначала ребята осваивают сложение и вычитание, затем - умножение и деление. Навык приобретается и развивается за счет многократного повторения одних и тех же действий. Методика подходит практически всем детям, принцип обучения - от простого к сложному.

Занятия проходят один-два раза в неделю и длятся один-два часа.

Древние счеты абакус, на которых считают дети, известны уже более 2,5 тысяч лет

В Японии счет на абакусе включен в официальную школьную программу

Вот уже более 50 лет ментальная арифметика входит в систему государственного образования в Японии. Интересно, что после окончания школы люди продолжают совершенствовать свои навыки в устном счете. В Стране восходящего солнца ментальную арифметику считают чем-то вроде спорта. По ней даже проводят соревнования. В России теперь тоже ежегодно проводятся международные турниры по Ментальной арифметике.

Ментальная арифметика развивает механическую и фотографическую память

Когда дети считают, они задействуют сразу оба полушария мозга. Ментальная арифметика развивает фотографическую и механическую память, воображение, наблюдательность, улучшает концентрацию внимания.

Повышается общий уровень интеллекта. Это значит, что ребятам легче усваивать большие объемы информации в сжатые сроки. Сразу видны успехи в иностранных языках. На заучивание стихов и прозы теперь не надо тратить весь день.

У школьников более медлительных ускоряется быстрота реакции. Они начинают не просто молниеносно считать, но быстрее думать и принимать решения, не связанные с арифметикой.

Бывают и неожиданные результаты. Как-то в центр пришел мальчик, который занимался теннисом. Мама рассказала, что у ее сына проблемы с координацией движений. Неожиданно их удалось решить именно за счет интенсивов по ментальной арифметике.

Взрослым ментальная арифметика дается сложнее, оптимальный возраст для начала занятий - 5-14 лет

Развивать мозг с помощью ментальной арифметики можно в любом возрасте, но наилучших результатов можно добиться до 12–14 лет. Детский мозг очень пластичен, подвижен. В юном возрасте в нем наиболее активно формируются нейронные связи, поэтому наша программа дается легче ребятам до 14 лет.

Чем старше человек, тем сложнее ему абстрагироваться от своего опыта и знаний и просто доверять абакусу. Я осваивала эту методику в 45 лет и постоянно сомневалась, правильно ли у меня получается, нет ли ошибки. Это очень мешает обучению.

Но чем труднее человеку осваивать этот счет, тем больше от него пользы. Человек как бы преодолевает себя, с каждым разом у него получается все лучше и лучше. Занятия не проходят даром, мозг взрослого человека также активно развивается.

Только не стоит ожидать от взрослого таких же результатов, как от ребенка. Мы можем научиться методике, но посчитать так же быстро, как это делает второклассник, уже не получится. Как показывает опыт, оптимальный возраст, с которого лучше начинать занятия - 6 и 7 лет.

Лучших результатов добивается тот, кто регулярно занимается дома

Обязательное условие занятий - ежедневные тренировки на абакусе. Всего 10-15 минут. Детям необходимо отрабатывать формулу, которую им дал на уроке преподаватель, и доводить свои действия до автоматизма. Только в этом случае ребенок научится считать быстро. Здесь важна организационная роль родителей, которым нужно следить за регулярными тренировками.

Дети не устают на занятиях за счет постоянной смены видов деятельности

Основной вид деятельности на ментальной арифметике - счет на абакусе. Дети считают разными способами: на слух, в рабочих тетрадях, у школьной доски на демонстрационном абакусе, используя электронный тренажер «Веселый соробан», на ментальной карте (это графическое изображение абакуса, с помощью которого дети представляют, как передвигают косточки на счетах).

По телевидению, обычно в выходной день, несколько каналов транслируют программы, в которых дети от двух лет и старше демонстрируют свои уникальные таланты, поражая и зрителей и жюри, если оно предусмотрено правилами проекта, и всё население страны. Кто-то выписывает замысловатые фигуры на роликах, кто-то навскидку может назвать столицу любого государства, кто-то декламирует по памяти стихи Пастернака, Цветаевой и Вознесенского, кто-то легко орудует кузнечными клещами и молотком. Это замечательно.

А вот некоторые детишки, чуть прикрыв глаза и совершая с виду хаотичные движения большим и указательным пальцами обеих рук, демонстрируют умение быстро считать в уме. Причём складывают, вычитают и перемножают не простые числа, а трёх и даже четырёхзначные. Со стороны это кажется волшебством, и многие родители, с восхищением уставившись в экран телевизора, задаются вопросом: как научить ребёнка быстро считать?

Многие после таких передач лезут в интернет и с удивлением узнают, что мудрые японцы и ещё более мудрые китайцы уже давно, пару тысячелетий, знают, как научить считать ребёнка в уме. Для этого они даже создали замечательные счёты Абакус, или Соробан по-японски, чем-то похожие на наши русские деревянные счёты, которые уже давно канули в лету, после изобретения калькуляторов, компьютеров и других умных гаджетов.

Чем хороша ментальная арифметика?

При помощи этого древнего метода можно за год-два научить ребёнка быстро и уверенно оперировать большими числами. Однако возникает справедливый вопрос: а не будет ли мозг малыша слишком занят математическими действиями, чтобы осталось место и время для других вещей?

Если включить логику и немного поразмыслить, то, глядя на азиатов, практикующих эту практику обучения не один век, становится понятно, что никаких побочных действий она не имеет. Мало этого, у детей, умеющих пользоваться счётами Абакус, отмечается:

  • активизация зрительной и слуховой памяти.
  • умение концентрироваться в нужный момент.
  • усиление смекалки и интуиции.
  • самостоятельность и уверенность.
  • умение нестандартно мыслить.
  • реализация способностей и успешная карьера.
  • развитие творческого потенциала.
  • развитие способности к изучению иностранных языков.

Список на первый взгляд абсолютно ничего общего с цифрами и математическими действиями не имеет. Но в этом и скрыта уникальность метода. Постоянные занятия на счётах Абакус позволяют наладить ускоренные связи между правым и левым полушариями мозга, одно из которых отвечает за логику, а второе за воображение. Именно на развитие воображения и сделан упор. А когда ребёнок способен логически объяснить то, что придумал – это уже не пустые фантазии – это изобретение, новация. Плюс отличная память, интуиция и концентрация. Мягко выражаясь, это не повредит. А если честно, то будет помогать всю дальнейшую жизнь.

Что такое счёты Абакус?

Устройство, если этот термин здесь применим, довольно простое. Деревянная рамка, разделённая перекладиной на две неравные части. В верхней части ряд одиночных косточек, обозначающие пятёрки. В нижней части в каждом столбце по четыре косточки – единицы. Столбцы, справа налево обозначают последовательно единицы, десятки, сотни, тысячи и так далее. Манипулирование с косточками, помимо всего прочего, ещё и развивает у детей мелкую моторику, оказывая положительное влияние на центры речи.

Запоминается эта несложная конфигурация без труда и уже через несколько занятий ребёнок с успехом начинает постигать азы математики и может приступать к вычислениям.

Как проходит обучение

Вопреки мнению некоторых специалистов, утверждающих, что счёты или линейка Абакус доступна только в возрасте от 5 до 11 лет, обучиться ментально считать можно даже в престарелом возрасте. Указанные возрастные ограничения являются оптимальными и именно в этот период приносят больше пользы не только в изучении математики. Начинать обучение раньше тоже не запрещается, а уж взрослому человеку освоить Абакус вообще не представляет никакой сложности. Другое дело, что менталитет и характер уже сформировался и кроме как быстро складывать и вычитать 40-летний человек больше ничему не научится.

С детьми другая история. На первых уроках они осваивают счёт непосредственно на самих счётах, перебирая костяшки пальчиками, что само по себе уже очень полезно. Как уже отмечалось, развивается мелкая моторика, полезная не только для суставов, но и речевых центров мозга. Мозг стимулируется, плюс его заставляют решать простенькие примеры, что тоже развивает внимание и память. Занятия обычно проводятся в игровой форме, чтобы не просто заинтересовать малыша, но и показать ему, что математика может быть абсолютно не скучной.

На втором этапе, когда ребёнок уже достаточно хорошо справляется с заданиями посчитать, сколько будет 234 прибавить 543 или из 421 вычесть 237 при помощи счётов, начинают делать упор на воображение. Малыш должен в уме представить счёты Абакус и мысленно передвигать костяшки. Дети уже привыкли делать это при помощи пальчиков и в большинстве случаев продолжают ими двигать в воздухе. Ни в коем случае нельзя заставлять их перестать это делать, а тем более убирать руки в карманы или за спину. Никакого вреда в этих непонятных постороннему человеку движениях нет, ребёнку так просто привычнее.

Обычно осваивается три математических действия: сложение, вычитание и умножение.

Может возникнуть вопрос: а как потом в школе учить таблицу умножения и не становится ли это требование учителей бесполезным? Абсолютно нет. Счёты Абакус учат оперировать многозначными числами, а сколько будет пятью пять или семью девять надо просто помнить. Как говориться одно другому не только не мешает, но дополняет.


Если вы отдали своего ребёнка в детский центр на изучение счёта при помощи линейки Абакус, будьте готовы немного удивиться. В отличие от спортивных секций и кружков всевозможной направленности ежедневных занятий здесь не понадобиться. Два часа один раз в неделю вполне достаточно, чтобы успешно постичь эту науку. Но главное, это выполнять домашние задания, которые будет давать преподаватель. Много времени на них тоже не понадобиться – 15-20 минут, но делать их надо обязательно. Постоянная практика, даже такая непродолжительная, позволит не просто сохранить полученные на занятиях навыки, но и усилить их. А дозированная и хорошо сбалансированная нагрузка на мозг ещё никому не вредила.

В хороших центрах, где работают опытные и квалифицированные педагоги, программа обучения ментальной арифметике корректируется, в зависимости от индивидуальных качеств ребёнка.

Немного из практики

Один небольшой пример для наглядности.

Итак, счёты Абакус состоят из:

  • деревянной или пластмассовой рамки.
  • разделительной перекладины.
  • нижних косточек, означающих единицы.
  • верхних косточек, означающих пятёрки.

Всё, больше ничего в них нет.

Теперь представим, как будет выглядеть на них число, например 375.

  • на столбце с единицами опускаем верхнюю косточку к разделительной перекладине.
  • на столбце с десятками проделываем тоже самое, но снизу поднимаем две косточки.
  • в столбце сотни поднимаем три косточки.

Всё просто и понятно, не правда ли? Даже и добавить нечего.

Со сложением и вычитанием немного сложнее и лучше сначала посмотреть, как это делает опытный счетовод, который ещё и сможет всё доступно объяснить. Визуализация на первом этапе обучения просто необходима.

Внимательные и заинтересованные читатели, наверняка, уже давно решили, что обучение ребёнка математике на счётах Абакус полезно, с какой стороны не погляди. И пусть он не станет у вас выдающимся учёным, который будет играючи оперировать многозначными числами и сыпать многоуровневыми формулами. Обучение пригодится и в других сферах деятельности, ведь внимательность, хорошая память, уверенность в себе, способность нестандартно решать любые проблемы – это залог успешной карьеры и счастливой жизни.

Что такое Соробан?

Соробан был преобразован из китайских счетов и представляет собой деревянные счеты в которых всего 5 косточек в одном ряду. Четыре из них онзначают по единице а пятая означает "пять". Таким образом, 4+5=9 , и этого достаточно для представления на линейке всех цифр от 0 до 9. Значащими считаются косточки придвинутые к средней планке. Линейки расположены не горизонтально, как в русских счетах, а вертикально. Для десятичной позиционной системы это еще один плюс т.к. соответсвует форме записи чисел слева направо, кстати вычисления на соробане тоже ведутся слева направо, начиная со старших разрядов.

Соробан и в наши дни не утратил своих позиций и даже распространяется по миру, благодаря своим замечательным качествам. Соробан занимает важное место в образовательной системе Японии и некоторых других стран. Одной из таких стран является Таиланд, куда недавно была поставлена большая партия соробана.

Соробан - оптимальный по своим свойствам калькулятор. Он, в отличие от китайского суаньпаня или русских счетов исключает путаницу при вычислениях, так как дает однозначное представление цифр. Ни одну цифру нельзя отложить на счетах двумя способами. Именно это делает его доступным для понимания.

А феноменальные успехи, достигнутые многими японцами в обращении с соробаном, позволили педагогам и психологам сделать вывод, что этот нехитрый прибор стимулирует умственные способности ребенка, особенно математические. Недаром в международных школьных конкурсах по математике японские участники традиционно занимают призовые места.

Почему русские счеты проигрывают?

Удалив косточку на каждой из осей обычных русских счетов, мы получили "русский соробан", в надежде, что он не уступит японскому. Да, удалось избежать неоднозначности набора цифр (в русских счетах число 10 можно отложить двумя способами). Полученные счеты с 9 косточками развернули горизонтально, теперь, как и на японском соробане, сложение можно было производить поразрядно слева направо, что приблизило их к десятично-позиционной форме записи чисел. Казалось, успех обеспечен, но с увеличением скорости счета стали появляться трудности определения "на глаз" количества отложенных косточек на линейке, приходилось пересчитывать их (особенно 7 или 8 косточек). Это тормозило счет. Оказалось, наше "изобретение" не приспособлено под психологические особенности зрительного внимания человека так, как японский соробан.

Так мы отказались от своего "изобретения" и признали, что схема японского соробана 4+1 является оптимальной.

Правила счета на Соробане

1. Сброс производится стряхиванием косточек вниз (легким ударом о стол), затем указательным пальцем проводят по верхним косточкам, отодвигая их от перегородки.

2. Откладывается первое слагаемое. Поразрядно набирается число, причем, все операции на соробане делаются слева - направо, т. е. сначала откладывается старший разряд, и по порядку до младшего. Повторим что "стоимость" каждой из нижних косточек - 1, каждой верхней - 5.

3. Поразрядно, также слева- направо производим прибавление второго слагаемого. Прибавление интуитивно понятно, надо лишь помнить, что при переполнении разряда - добавляется 1 к старшему (слева) разряду.

Вычитание производится аналогично сложению, слева направо, но при нехватке косточек их занимают у старшего (слева) разряда.

Хотите узнать как это работает?

Группа активистов из Кабардино-Балкарии создали электронный вариант счет Соробан. Пройдя по ссылке, можно испробовать технику работы загадочных японских счет.

Школа устного счета Соробан в Днепропетровске

Школа для детей 4-11 лет для обучения устному счету. В результате ребенок может в уме складывать и умножать многозначные числа.
Один из главных вопросов, которым задается практически любой человек, впервые слыша о данной системе: «А зачем моему ребенку так считать?»
Конечно, приятно похвастаться необычными умениями перед друзьями. Конечно, за всю последующую долгую жизнь мастера соробан ни кто не обсчитает - и не нужно будет проверять подозрительно большой счет за обед в ресторане. Это все мило и даже полезно - но стоит ли оно таких трудозатрат. На что позвольте привести аллегорию - мы каждый день пользуемся автомобилями, автобусами и другим транспортом. И ни кто в наше время не совершает путешествия исключительно пешком (туристы и альпинисты тоже едут к начальной точке маршрута). Но ведь ни кто не отрицает пользу, которую дает бег по утрам.

Представьте себе, что вам понадобится точно, на бумаге, описать внешность человека. Машине (фотоаппарату) для этого нужен 1 мегабайт памяти или человеческим языком 1 миллион слов и чисел. А мы с этим справляемся за 1 секунду. Почему так происходит?

Очевидно что запомнить ни за секунду ни за год 1 миллион слов человек не в состоянии. Но разве это означает что мы не можем запоминить лицо человека?. Разгадка в методе запоминания. Образами ведает правое полушарие и так его работать научили миллионы лет эволюции. Это знание нам передается с рождения. А цифрами ведает левое полушарие. И это знание нам передает школа. Так почему же не найти метод при котором наше быстрое правое полушарие научится оперировать точными данными. У нас в голове суперкомпьютер, но мы им не пользуемся.

Наша задача состоит в том чтобы переучить наши полушария. Заставить их работать слаженно и одновременно. Настроить наш мозг непривычным способом. Но возможно ли это?

Можно ли научиться свободно говорить по китайски за 2 года? А один миллиард китайцев справились с этим не напрягаясь.

Мы подошли к ключевому вопросу - возрасту ученика. К сожалению взрослого человека научить этой технологии практически невозможно. И чем раньше начать обучение тем лучше. Единственное что нужно ему уметь это считать до 10. Самый оптимальный возраст от 4 до 7 лет. Верхний предел 11 лет.