Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

«Воспроизведение звуков в животном мире. Биоакустика

Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и биологические основы управления поведением птиц при искусственном дичеразведении // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Москва, 1982. С. 157-170.

АКУСТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ДИЧЕРАЗВЕДЕНИИ

На возможность применения биоакустики в охотничьем хозяй­стве впервые указали В.Д. Ильичев (1975) и А.В. Тихонов (1977). Однако специальные исследования были начаты лишь недавно, в ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Они позволят решить ряд сложных проблем, стоящих перед отечественным дичеразведением, повысить его эффективность. До сих пор в охотничьем хозяйстве звуковое общение животных использовалось лишь при охоте на дичь методом подманивания и при учетах некоторых животных по голосам. Однако, изу­чение звуковой сигнализации птиц показало принципиальную возможность использования её в управлении поведением птиц.

Разработка методов управления поведением птиц основывается на знании отдельных поведенческих актов и голосовых реакций птиц в поведенческом комплексе, характерном для данного вида. Основу коммуникации птиц составляют акустическое и зрительное общение, имеющие тесную взаимосвязь. Сложность организации сис­тем акустической сигнализации у птиц проявляется в наличии двух основных принципов кодирования информации в сигналах. С одной стороны, это мультифункциональность (Симкин, 1977), при которой один и тот же акустический сигнал имеет несколько функций (напри­мер, песня птиц служит для маркировки гнездовой территории, "отпугивания" других самцов, но в то же время и для привлечения самок и даже для отвода врага от гнезда). С другой стороны, это - параллельное кодирование, согласно которому различные типы сигналов передают сходную информацию (Симкин, 1974) на­пример, разнообразные комфортные сигналы птенцов - отражают одну и ту же ситуацию комфорта. Доминирование эмоционального начала над смысловым во многих случаях затрудняет анализ акусти­ческих сигнальных систем птиц. Однако, у большинства выводковых птиц акустические сигналы чаще связаны с определенным функцио­нальным значением, особенно в гнездовой период и во время вож­дения выводков (Тихонов, Фокин, 1931). Специфическая организа­ция звуков (тональные, шумовые и трелевые сигналы) связана с наиболее рациональной дальностью их распространения (Ильичев, 1968; Симкин, 1974).

Попытки классифицировать сигналы птиц неоднократно пред­принимались различными исследователями. Основная трудность сос­тоит в том, что нельзя отождествлять механизм языка птиц и человека, поскольку логические основы коммуникативных процессов животных принципиально иные (Симкин, 1932). А.С. Мальчевский (1972) подразделяет звуковые сигналы птиц на 2 основных типа: ситуативный и сигнализационный. В первом случае общение происходит с помощью сигналов, имеющих расширенное значение в зависимости от биологической ситуации. Во втором - используется система специализированных звуковых реакций, причем сигналы, связанные с определенным физиологическим состоянием птицы, имеют строго определенный биологический смысл. Этот тип подда­ется классификации по функциональному признаку. Автор выделяет призывные и защитные сигналы с подробной классификацией каждой из групп (Мальчевский, 1974).

Г.Н.Симкин (1977) предложил новую схему функциональной классификации акустических сигналов птиц, основываясь на мак­симальной дифференциации значений сигналов. Все звуковые сиг­налы разделены им на 3 основные группы, каждая из которых вклю­чает более мелкие категории:

1. Основные позывы, подаваемые в течение всего года: основной видовой призывный крик, стайные и групповые позывы, пищевые сигналы, сигналы тревоги, конфликтные сигналы, особые сигналы эмоциональной сферы.

2. Позывы репродуктивного цикла: брачная фаза, родительская фаза.

3. Позывы птенцов и слётков.

Родительские сигналы выводковых птиц принято подразделять на "зов следования", "пищевой зов", "сигнал сбора", контактные сигналы, тревожный сигнал (у куриных птиц сигналы на воздушно­го и наземного врага различны).

Мы предложили подразделять на 3 категории и акустические сигналы птенцов (Тихонов, Фокин, 1980).

1. Сигналы отрицательного физиологического и социального состояния, включающие сигналы "дискомфорта", ориентировочные и пищевые.

2.Сигналы положительного физиологического и социального состояния с подразделением их на сигналы "комфорта", согрева­ния, насыщения, групповых контактов, следования, предсонного
состояния.

3. Тревожные и защитно-оборонительные сигналы (тревоги, бедствия, испуга).

Такая дробная классификация составляет основу для решения многих задач управления поведением птиц в дичеразведении. Зная основной функциональный смысл сигнала, характеризующегося определенными физическими параметрами, можно ставить и обратную задачу, изучая влияние данного сигнала на поведение птиц.

Первые звуковые сигналы птица издает еще находясь в яйце, за 1-2 дня до проклёва скорлупы. В слуховом анализаторе птен­цов в первую очередь созревают те нервные клетки, которые "на­строены" на видоспецифическую частоту голоса самки (Анохин, 1969). Звуковое общение самки с птенцами устанавливается уже в конце насиживания (Тихонов, 1977). Опосредованное обучение у выводковых птиц, включающее сигнальную преемственность и групповое обучение (Мантейфель, 1980), играет важную роль в этологической подготовке молодых птиц к самостоятельной жизни. Особое значение имеет акустическое поведение родителей как фактор стимуляции и шлифовки поведения и связи молодых птиц в выводке (Симкин, 1972).

При искусственном дичеразведении человек лишает птенцов контакта с самкой. Инкубация яиц, вольерное и клеточное выращивание молодняка без наседок приводит не только к невозможности развертывания приспособительных поведенческих реакций, формирую­щихся в природе на базе индивидуального и группового опыта, но и к угасанию некоторых важных врожденных поведенческих актов, в частности тревожных реакций. Наши эксперименты на кряковых утятах показали, что врожденная реакция бегства у птенцов на тревожные сигналы самки наиболее четко проявляется на 2-3 день и без визуального подкрепления угасает уже на пятый день. За­крепленная же специальными "сеансами пуганий" (громкие крики, выстрели, сирены, специальное отпугивание людьми), тревожная реакция сохраняется до выпуска в природу. В дальнейшем она ста­новится неотъемлемым компонентом поведения выпущенных птиц.

Однако, применение специальных "пуганий" не является основ­ным фактором формирования "дикого" стереотипа поведения птиц, выращенных в неволе. Как известно, птицы, выращенные в постоян­ном контакте с человеком, по поведению резко отличаются от своих диких сородичей. У таких птиц отсутствуют направленные тревожно-оборонительные реакции на хищников, что делает их легкой добычей как наземных, так и воздушных врагов. Охота на птиц, не боящихся человека, утрачивает спортивный интерес и становится даже негуманной.

Главный фактор привыкания птиц к человеку - это эффект импринтинга (запечатления) птенцами внешнего вида и голоса че­ловека в "чувствительный" период, ограниченный первыми 2-3 днями жизни. В дальнейшем положительная реакция на человека еще более усиливается за счет формирования условнорефлекторных реакций в процессе кормления и постоянного общения с птицами. Импринтинг - чрезвычайно стойкий и практически необратимый про­цесс. Поэтому, по нашему мнению, при искусственном разведении дичи необходимо не допускать запечатления человека птенцами в "чувствительном" периоде. Мы провели серию экспериментов, за­ключающихся в изоляции маленьких утят от человека в разные пе­риоды. Экспериментальные клетки с домиками были завешены со всех сторон плотной материей, а верх оставался открытым. Во время кормления и смены воды птенцы видели только руки обслу­живающего их человека и в процессе дачи корма они всегда убега­ли в домик. Утята, изолированные от человека на "чувствитель­ный" период, в дальнейшем привыкали к нему, но уже на базе ус­ловнорефлекторных реакций. Специальные методы "пугания" после выпуска их в угодья (выстрелы из ружей и т.п.) способствовали нарушению этих положительных условных реакций: утки стали бо­яться людей. И все же реакция бегства в ответ на появление че­ловека у них была более вялой, чем у их диких сородичей. В то же время, утята, выращенные обычным способом, реагировали на появление людей индифферентно.

Наилучшим оказался вариант содержания утят в изоляции от человека в течение всего времени, вплоть до выпуска их в угодья, т.е. до 25-30 дней. Такие утки по поведению практически не от­личались от диких: улетали при подходе человека, боялись не­знакомых объектов, воздушных и наземных врагов и даже "мирных" птиц. Охота на такую дичь практически не отличалась от охоты на дикую птицу.

В настоящее время основная наша задача - поиски техничес­кого исполнения этого метода выращивания молодняка пернатой ди­чи с учетом специфики конструкции дичеразводных ферм. Очевидно, начинать нужно со строгого соблюдения следующих требований. В период вылупления птенцов в инкубаторе должна соблюдаться пол­ная тишина во избежание запечатления птенцами голоса человека. Выведшихся птенцов на первые 5-7 дней переводят в клетки-бруде­ры, закрытые со всех сторон плотной материей, которая должна откидываться у дверцы при кормлении и смене воды. Затем молодняк переводят в вольеры с закрытыми фанерой или рубероидом стенками и выращивают до 25-30 дней. В процессе выращивания очень эффективно провести 4-5 "пуганий" после выпуска молод­няка в угодья. На второй день после выпуска (но не в день вы­пуска) несколько человек приходят на место, где держится выпу­щенная дичь, и проводят несколько холостых выстрелов, добива­ясь реакции бегства у птиц. Птицы, которые были изолированы от людей на "чувствительный" период, в отличие от выращенных в постоянном контакте с человеком, боятся выстрелов. Сочетание выстрела с появлением охотника вырабатывает у птиц отрицатель­ную реакцию на человека. Уже через 3-4 дня после регулярных пуганий одно лишь появление человека, например, у водоема, вы­зывает бегство молодых уток, которые стараются укрыться в за­рослях.

Утки, выпущенные в более позднем возрасте, дичают труднее, а еслив первые дни жизни не проводилась изоляция птенцов от людей, то такие птицы, как правило, практически не реагируют на выстрелы. Дичание проходит быстрее, если птицы несколько раз ви­дели после выстрела гибель своего собрата (Ильичев, Вилке, 1978). Учить птиц избегать людей можно по принципу комбиниро­ванных репеллентов - то есть использовать не только непосред­ственно крики людей, выстрелы, но и записи разных звуков - крики бедствия, тревоги, резкий взлет стаи птиц, звуки высокой интенсивности (до 120 дб), ультразвуки (до 40 кгц) (Тихонов, 1977). Однако, наши охотничьи хозяйства еще не оснащены специ­альной аппаратурой для использования этих методов и останав­ливаться на них пока не стоит.

В практике дичеразведения возникает необходимость сбора птенцов в определенном месте. Маленькие птенцы при резкой на­ступлении ненастья и на ночь затаиваются в открытых вольерах и могут погибнуть от переохлаждения. Обслуживающий персонал дичепитомников вынужден загонять их в укрытия. Иногда возникает не­обходимость перевести молодняк из одного помещения в другое, собрать его в определенном месте для взвешивания, разделения на группы и т.п. Подобную работу можно облегчить, используя акустические аттрактанты - звуковые привлекающие средства. Реак­ция следования одиночного птенца изучена достаточно полно, но в дичеразведении мы имеем дело с большими группами птенцов, а эксперименты по изучению реакции следования группы птенцов практически не проводились.

Для птенцов выводковых птиц характерна реакция приближения в ответ на призывные сигналы самки или ее имитаторы - монотональные сигналы (Мальчевский, 1974). Одиночным птенцам были предложены записи звуковых сигналов разной функциональной зна­чимости. Они отвечали реакцией приближения лить на ювенильные сигналы комфорта и призывные сигналы самки. Использование этих двух сигналов и их моночастотных имитаторов в качестве аттрактантов для группы птенцов поначалу не принесло успеха. На наш взгляд, отсутствие реакции приближения у группы птенцов к источ­нику звука обусловлено двумя причинами. Во-первых, решающую роль в стимуляции этой реакции играет уровень мотивации птен­цов. Птенец, изолированный от собратьев, испытывает постоянный дискомфорт, что и побуждает его к реакции приближения на опре­деленные звуковые сигналы. А в наших экспериментах птенцы находились в комфортных условиях - были рядом с собратьями. В природе комфортные условия для птенцов создает самка, а в ис­кусственных условиях - человек. Птенцы запечатлевают лишь друг друга и людей, потребность постоянного контакта с самкой у них отпадает. Естественно, что в искусственно созданных комфортных условиях реакции приближения у птенцов не будет, так как одних только звуковых сигналов недостаточно, а соответствующие внутренние факторы (состояние дискомфорта) у них отсутствуют. Во-вто­рых, как было показано Готтлибом (Gottlib, 1977), акустико-визуальный стимул вызывает более мощную реакцию следования, чем только акустический. В природе птицы, следуя за матерью, ориен­тируются как на ее внешний вид, так и на голос. В искусственных же условиях птенцы "не знают" самку, а объектом их запечатления может быть первый увиденный в жизни движущийся звучащий пред­мет.

Отсюда следует, что управлять двигательными реакциями птенцов можно двумя способами: либо применением акустических аттрактантов в дискомфортных ситуациях (охлаждение, голод), ли­бо использованием акустико-визуальных аттрактантов (движущихся звучащих динамиков), предварительно обеспечив запечатление их птенцами. Наши эксперименты полностью подтвердили это (Фокин, 1981). Так, например, маленькие утята, не реагировавшие на вос­произведение им призывных кряканий утки, быстро собирались у динамика после выключения в брудере освещения и обогрева; фазанята активно следовали за движущимся динамиком, через который проигрывались записи их комфортных сигналов.

При повышенной плотности содержания птенцов наблюдается усиление их агрессивности, проявляющейся в столкновениях у кормушек и поилок, расклевах, беспокойстве. Это оказывает угнетающее воздействие на их рост и развитие. Производственные шу­мы также оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность птиц (Рогожина, 1971). Фелпс (Phelps, 1970) обнаружил успокаи­вающее влияние музыки на поведение кур-несушек, причем еще боль­ший эффект наблюдался при воспроизведении курам записей их ком­фортных сигналов. Как показали эксперименты на цыплятах (Ильи­чев, Тихонов, 1979) и перепелятах (Фокин, 1981), применение моночастотных сигналов соответствующей частоты приводило не только к "успокоению" птенцов, но и существенно повышало их пи­щевую активность. Возрастало потребление корма, резко увеличи­лись суточные привесы. Так, масса опытных перепелят достигла к двухмесячному возрасту в среднем 147,7 г, а контрольных того же возраста - лишь 119,6 г.

В качестве стимуляторов мы применяли и комфортные сигналы птенцов и самок. Хороший эффект дает периодическое воспроизве­дение пищевых звуков неголосового происхождения, сопутствую­щих кормёжке (удары клюва о субстрат, щелочение воды и т.п.).

Сейчас интенсивно ведутся исследования по разработке опти­мальных режимов стимуляции молодняка звуковыми сигналами. Известно, что весной токовые звуки стимулируют рост половых желез птиц (Промптов, 1956). Кроме того, для большинства видов харак­терно явление звуковой индукции, суть которой состоит в той, что видовая брачная песня стимулирует аналогичные ответные зву­ковые реакции у самцов того же вида птиц (Мальчевский, 1982), Брокуэй (Вгосkwау, 1965) отмечает, что озвучивание птиц брачны­ми сигналами стимулирует процесс яйцекладки.

Наши эксперименты по стимуляции кряковых уток, глухарей, тетеревов и кекликов, содержащихся в дичепитомняке ЦНИЛ, токо­выми звуками показали большую роль звуковой индукции в брачном поведении птиц. У тетеревов и кекликов искусственная звуковая индукция нарушала видоспецифический циркадный ритм токования, "заставляя" токовать их и днем, причем даже в ненастную погоду. Воспроизведение в перепелятнике записей брачного крика самца японского перепела приводило к повышению звуковой активности всех самцов: количество брачных криков, изданных за час всеми самцами в "перепелятнике возрастало в 1,8 - 2,0 раза, увеличива­лось и число спариваний. Очевидно, звуковая стимуляция способ­ствует повышению яйценоскости птиц. Во всяком случае, в наших экспериментах общее количество снесенных яиц в первые дни озву­чивания возрастало на 36 – 47 %. Затем наступало падение яйценос­кости, что очевидно можно объяснить эффектом привыкания птиц к постоянно действующим внешним стимулам.

Этими направлениями не ограничивается круг поисковых иссле­дований практического использования биоакустики в дичеразведении. Изучаются отличительные признаки голосов отечественных под­видов обыкновенного фазана, выясняется роль звуковых реакций в формировании пар у гусей и казарок, для которых характерны в период размножения так называемые антифональные дуэты, свой­ственные также некоторым журавлям, совам и воробьиным птицам (Мальчевский, 1981). Исследуются методы отлова диких птиц в природе с помощью "акустических ловушек".

Разрабатываются экспресс-методы определения пола по го­лосу у суточного молодняка охотничье-промысловых птиц, ведутся исследовании по акустической стимуляции и синхронизации вылупления птенцов.

Литература

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса.- М.: Наука, 1968.

Ильичев В.Д. Физические и функциональные характеристики голоса птиц. - Орнитология, 1968, вып. 9.

Ильичев В.Д. и др. Биоакустика. - М.: Высшая школа, 1975.

Ильичев В.Д., Вилке Е.К. Пространственная ориентация птиц. - М.: Наука, 1978.

Ильичев В.Д., Тихонов А.В. Биологические основы управле­ния поведением птиц. I. Куриные. - Зоол. журн., 1979, т. VIII,- вып. 7.

Мальчевский А.С. О типах звукового общения наземных позво­ночных на примере птиц. - В сб.: Поведение животных. Мат. I Всес. совещ. по экологическим и эволюционным аспектам поведе­ния животных. М., Наука, 1972.

Мальчевский А.С. Звуковое общение птиц и опыт классифика­ции издаваемых ими звуков. - Мат. VХВсес. орнитол. конф., 1974, ч. I, M.

Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

Мантейфель Б.П. Экология поведения животных. - М.: Наука, 1980.

Промптов А.Н., Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.

Рогожина В.И. Влияние звукового раздражителя на динамику азотистых соединений и пировиноградной кислоты в крови и головном мозге цыплят. - Мат. Всес. совещ. и конф. ВНИТИП МСХ СССР, 1971, вып. 4.

Симкин Г.Н. Акустические отношения у птиц. - Орнитоло­гия, 1972, вып. 10.

Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. - Мат. VI Всес, орнитол. конф., 1974, ч. I, M.

Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. -В сб.: Адаптивные особенности и эволюция птиц. М., Наука, 1977.

Симкин Г.Н. Опыт разработки функциональной классификации акустических сигналов у птиц. - Мат. II Всес. конф. по поведению животных. М., 1977.

Симкин Г.Н. Актуальные проблемы изучения звукового обще­ния птиц. - Орнитология, 1962, вып. 17.

Тихонов А.В. Акустическая сигнализация и поведение вывод­ковых птиц в раннем онтогенезе. - Автореф. канд. дис. М., 1977.

Тихонов А.В. Звуковое общение эмбрионов и насиживающей самки у выводковых птиц. - Тез.докл. VII Всес. орнитол. конф. Киев, 1977.

Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в раннем онтогенезе. II. Сигнализация и поведение птенцов. - Биол. науки, I960, № 10.

Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в гнездовой период. - Бюл. МОИП, отд. биол., 1981, №2.

Фокин С.Ю. Влияние акустической стимуляции на пищевое и агрессивное поведение молодняка японского перепела. - Тез. докл. ХХIV Всес., конф. молодых ученых и аспирантов по птице­водству. 1981.

Фокин С.Ю. Аттрактантная реакция птенцов выводковых птиц и возможность ее использования в дичеразведении и птицевод­стве. - В сб.: Экология и охрана птиц. Тез. докл. VIII Всес.орнитол. конф., 1981, Кишинев.

Brockway В. Stimulation of ovarian development and egg laying by male courtship vocalization in budgerigars (Melopsittacus undulatus). - Animal Behavior, 1965.

Gottlib G. Neglected developmental variables in the study of species identification in birds. - Psychol. Bull,. 1973, 79, № 6.

Phelps A. Piped music: good management or gemmick? -J. Poultry international, 1970, v. 9, №12.

Урок экологии в 5 классе по теме "Звуковые сигналы у животных и их роль в поведении животных"

Цели:

    Развивающие: развитие познавательного интереса и бережного отношения к природе, наблюдательности, устойчивого внимания, творческой активности, самостоятельности, умение сравнивать, делать выводы

    Образовательные: формирование понятий о звуковых сигналах у животных, умение различать их.

    Воспитательные: показать связь между животными при помощи звуковых сигналов, прививать бережное отношения к природе, развитие любви к прекрасному, чувства гармонии и красоты.

Оборудование: компьютер, мультимидийная установка, презентация, картинки с изображением животных, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам хорошего настроения на весь урок.

2. Проверка знаний.

Фронтальная беседа. (Беседа проводится по вопросам учебника в конце п.46)

Письменный опрос (Выполнить задание 138 в рабочих тетрадях)

3. Изучение нового материала.

Сообщение учащихся об звуковых сигналах у животных.

Рассказ учителя.

Связь человека с животным миром всегда была сложной и включала две крайности - охоту на животных и любовь к ним. Все это привело к тому, что человек стал дрессировать животных и даже обучать их устной речи. В ходе совместного эволюционного развития человека и животных появились говорящие животные, несмотря на большие анатомичСоздается впечатление, что по мере того как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться. Вместе с тем некоторые способности, которыми обладают люди, обнаружить у животных очень трудно. Одна из таких способностей - язык.

Нам кажется, что наличие языка - это уникальное свойство человека.
У животных есть свой «язык», своя система сигналов, с помощью которой они общаются с сородичами в естественных условиях обитания. Казалось, что она довольно сложна, состоит из разных способов коммуникации – звуков, запахов, движений тела и поз, жестов и т.п.
Язык животных
Важное значение для животных имеет звуковой язык. Издавна люди считали, что у каждого вида животных, существующего на Земле, есть свой язык. Используя его, птицы неугомонно переговариваются или улетают, услышав сигнал опасности и тревоги.
У зверей же имеется свой «язык», выражающий их состояние. Рычание льва слышно на всю округу – этим царь зверей заявляет громогласно о своем присутствие.
Что представляют собой естественные звуки, издаваемые животными? Это сигналы, выражающие их состояние, желания, чувства – ярости, тревоги, любви. Но это не язык в нашем понимании и, конечно, не речь. Известный зооэтолог К.Лоренц отмечает: «…животные не обладают языком в истинном смысле этого слова. Издаваемые ими крики, звуки представляют собой врожденный сигнальный код». На это же указывает учёный-орнитолог О.Хайнрот.
Язык человека выражается через его разговорную речь и определяется богатством словарного запаса – у одних людей он большой и яркий, у других – простой. Нечто подобное можно наблюдать среди птиц и млекопитающих: у многих из них издаваемые сигналы-звуки разнообразные, многоголосные, а у других редкие и невыразительные. Кстати есть совершенно немые птицы – грифы, они никогда не издают ни единого звука. Сигналы-звуки у животных представляют собой один из способов связи между ними. Но у них есть разные способы передачи информации друг другу. Кроме звуков, есть своеобразный «язык» жестов и поз, а также мимический «язык». Все знают, оскал морды или выразительность глаз животного сильно различаются в зависимости от его настроения – спокойного, агрессивного или игривого. При этом хвост животных является своеобразным выразителем их эмоционального состояния. В животном мире широко распространен «язык» запахов, о нем можно рассказать много удивительного. Животные семейства кошачьих, куньих, собачьих и других «метят» своими выделениями границы территории, где они обитают. По запахам животные определяют готовность особей к брачным отношениям, а также выслеживают добычу, избегают врагов или опасные места – западни, ловушки и капканы. Имеются и другие каналы связи между животными и средой, например электромагнитная локация у рыбки нильского слоника, ультразвуковая эхолокация у летучих мышей, высокочастотные звуковые сигналы-свисты у дельфинов, инфразвуковая сигнализация у слонов и китов и т.д.
Исследования внесли поправку в народную поговорку: «Немой, как рыба». Оказалось, что рыбы издают много разных звуков, используя их для общения в стае. Если с помощью специальных чувствительных приборов прослушивать звуки рыб, то можно отчетливо различать их по «голосам». Как установили американские учёные, рыбы кашляют, чихают и хрипят, если вода не соответствует тем условиям, в которых они должны находиться. Производимые рыбами звуки похожи иногда на урчание, писк, лай, карканье, и даже хрюканье, а у рыбы цинглоссус вообще на басы органа, кваканье больших жаб, колокольный звон и звуки огромной арфы. Но, к сожалению, за всю историю человечества не было отмечено ни одного случая, чтобы рыба заговорила человеческим голосом.
Звуковая сигнализация существует у всех видов животных. Например, курицы издают 13 разных звуков, синицы – 90, грачи – 120, серые вороны – до 300, дельфины – 32, обезьяны – более 40, лошади – около 100. Большая часть зооэтологов убеждена, они передают только общее эмоционально-психическое состояние животных. Некоторые учёные считают иначе: по их мнению, разные виды животных имеют свой язык общения. Благодаря ему передаются подробные сведения обо всем, что с ними происходит. Приведу примеры языков некоторых животных. Жирафы долгое время считались немыми животными. Однако исследования показали, что они общаются между собой с помощью звуков, разных по частоте, длительности и амплитуде в инфразвуковом диапазоне частот.
Обезьяний язык
Многие любят наблюдать в зоопарке за поведением обезьян(рис.3). А сколько же в этих «теплых компаниях» крика, шума, энергичных и выразительных жестов! С их помощью обезьяны обмениваются сведениями, общаются. Был составлен даже обезьяний словарь, первый такой словарь-разговорник составил учёный в 1844 году в Париже. В нём приводились 11 слов-сигналов, используемых обезьянами. Например, «кех» означает «мне лучше», «ококо, ококо»- сильный испуг, «гхо» - приветствие. Следует сказать, что известный ученый Р.Гарнер посвятил изучению языка обезьян почти всю жизнь и пришел к выводу: обезьяны по-настоящему говорят на своем родном языке, который отличается от человеческого только степенью сложности и развития, но не по существу. Гарнер так изучил язык обезьян, что даже мог свободно общаться с ними.
Дельфиний язык
Дельфины вызывают большой интерес у ученых своей хорошей обучаемостью и разнообразной деятельностью, проявляемой при контакте с человеком. Дельфины легко имитируют различные звуки и подражают словам человека. В работе знаменитого исследователя дельфинов Джона Лили произошел такой случай, когда во время эксперимента сломался один прибор, а магнитофон продолжал работать и записал все последующие звуки. В начале было слышно, как дельфин воспроизводил голос экспериментатора, затем жужжание трансформатора и, наконец, шум киносъёмочной камеры, то есть всё, что происходило вокруг животного и что оно слышало.
Учёные обнаружили, что дельфины обладают богатством звуковых сигналов и активно общаются между собой с помощью самых разнообразных звуков – частые тональные свисты, резкие пульсирующие звуки – щелчки. У дельфинов выделено до 32 разных сложных звуковых сигналов, причём замечено, что у каждого дельфина свой характерный свист – «голос». Находясь вдвоём или в группе, дельфины обмениваются сигналами, пересвистываются, издают щелчки, и когда один дельфин подаёт сигнал, другой в этот момент молчит либо свистит. Общаясь с детёнышем, самка дельфина издаёт до 800 различных звуков.
Общение между дельфинами происходит непрерывно и в том случае, если они отделены, но могут слышать друг друга. Например, если изолировать дельфинов и держать их в разных бассейнах, но установить между ними радиосвязь, то они взаимно реагируют на испускаемые сигналы «собеседника», даже если их разделяет расстояние в 8000 км. Являются ли все испускаемые дельфинами звуки настоящим разговорным языком или нет? Одни ученые считают, что это уже бесспорно доказано, другие относятся к такой возможности более осторожно, считая, что звуки дельфинов отражают лишь их эмоциональное состояние и выражают собой сигналы, связанные с поиском пищи, заботой о потомстве, защитой и т.д.
«Речь» дельфинов в виде свистов, щелчков, хряканья, писка, пронзительного крика не является особой кодированной системой коммуникации, которая соответствовала бы человеческой речи. Правда, на противоположную мысль наводит одна аналогия: жители деревень некоторых горных мест в Пиренеях, Турции, Мексики и Канарских островов переговариваются между собой на больших расстояниях вплоть до 7 км, с помощью свиста. У дельфинов свистящий язык служит для общения и его надо только расшифровать.
Собачья жизнь и язык
Известно, что среди домашних животных собаки пользуются наибольшей популярностью. Старое понятие «собачья жизнь» в смысле беспросветности, жизненных тягот и неудобств постепенно приобретает совсем другую окраску.
еские различия в строении головного мозга и голосового аппарата.

Знаменитый дрессировщик В.Л. Дуров любил зверей, хорошо изучил их повадки, и в совершенстве владел мастерством обучения, дрессировки животных. Вот как он объяснял собачий язык. Если собака лает отрывисто – «ам!», глядя на человека и приподняв при этом одно ухо, - это означает вопрос, недоумение. Когда она поднимает морду и издает протяжное «ау-у-у…», значит, ей тоскливо, если же повторяет несколько раз «мм-мм-мм», то что-то просит. Ну а рычание со звуком «ррр…» понятно всем – это угроза.
Также я проводила собственные наблюдения на своей собаке и вынесла следующие выводы:
Собака злится - она злобно лает и рычит, при этом оскаливая зубы и прижимаясь к земле. Лучше не подходить к такой собаке.
Собака напугана - она поджимает хвост и уши, старается выглядеть маленькой, может даже прижаться к земле и уползти. Также если собака нервничает или боится, она не станет смотреть вам в глаза. Так делает обычно провинившийся щенок.

Задание : по звуковым сигналам определите название животного и запишите в тетрадь.

4.Закрепление знаний.

Фронтальная беседа.

1.Что между собой представляют сигналы – звуки у животных?

2. Звуковая сигнализация существует у всех видов животных или нет?

3.Можно ли по звуковым сигналам собаки определить её поведение и желание? Приведите примеры.

Задание на дом : Подготовить ответы на вопросы в конце информации на раздаточном материале.

В Природе всё взаимосвязано и потому поведение одних особей непосредственно зависит от поведения других. Так, к примеру, стая куликов, которая кормится на отмели, немедленно взлетит, если в воздух поднимется один кулик. А, предостерегающий крик одного из гусей большого косяка приведёт к бегству всех птиц. Также кряканье утки способно привлечь селезня, который пролетает мимо на расстоянии. Выходит, что у птиц есть свой язык, с помощью которого они общаются и понимают друг друга. Продолжая наш цикл статей о жизни птиц (узнайте здесь подробности о ), мы предлагаем вам сегодня как раз об этом и поговорить…

Язык птиц и его значение для пернатых

В корне не правильно впадать в антропоморфизм и пытаться очеловечить язык животных. Механизмы общения у птиц отличные от общения между людьми. И, об этой разнице не стоит забывать. Поэтому, не правильно будет думать о том, что курица, которая видит прилетевшего тетеревятника, издаёт угрожающие звуки потому, что хочет таким образом предупредить других куриц об опасности. Скорее, её крик – это бессознательный ответ, природная реакция на появление врага. Подобная же реакция запускает у этой птицы механизмы бегства. Но, другие курицы, которые не видят ястреба, но слышат крик курицы, всё равно реагируют на него и обращаются в бегство. При этом для них раздражителем выступает не сам ястреб, а поведение первой курицы и её крик.

Примечательно то, что, оказавшись в такой ситуации кричать будет даже та курица, которая будет находиться в полном одиночестве. Выходит, что её поведение и крики – это проявление бессознательных инстинктов? Вполне возможно, и именно они, бессознательные инстинкты, являются одним из самых важных биологических приспособлений, которые позволяют виду быстрее спасаться от врагов, находить пищу и в целом координировать действия своего птичьего сообщества или стаи. Именно это и является важной задачей языка животных, который обеспечивает все основные стороны и аспекты существования – процессы питания, миграции, размножения…

Поэтому, саму сущность языка птиц и животных можно объяснить очень просто – это реакция одного живого организма на раздражитель, который понятен другому живому организму . И, именно демонстрация такого раздражителя способна вызвать реакцию другого животного. Таким образом, формируется связь и общение между разными животными одного вида. А, сам раздражитель, который выполняет роль связующего звена, служит лишь сигналом или пусковым механизмом для таких совместных действий.

Виды звуковых сигналов птиц

При этом, сигналы, которые могут использоваться животными и птицами для связи друг с другом, могут быть самыми разными. Это и следовые метки, запахи самки, позы, яркие пятна окраски. Ну и конечно же, большое значение имеют в таком общем поведении различные звуки, которые издают птицы. Так, тихий свист рябчика (узнайте, как его вкусно приготовить — ищите рецепт ) может привлечь других рябчиков, а голос самки перепела вызывает ответную реакцию у самцов этого вида. Писк птенцов тетерева, которые бегают в густой и высокой траве, позволяет их матери находить свой выводок, а тететрявятам не заблудиться и не разбежаться.

Инструменты языка птиц

Органы чувств, которые принимают звуковые сигналы, служат каналами, по которым непосредственно осуществляется связь между птицами, и именно они являются основными инструментами языка животных . Как правило, используются обычно те сигналы, которые тесно связаны с органами чувств, и наиболее развиты в этой группе животных. Для птиц — это зрение и слух, а вот для млекопитающих – слух и обоняние. При этом, сам характер связи должен строго соответствовать особенностям биологии вида. Так птицы, как летающие существа, и ведущие открытый образ жизни должны уметь своевременно реагировать на посторонние раздражители, которые находятся от них на большой дистанции, задолго до момента приближения к таким объектам раздражителям. Поэтому, уместно считать, что

основой связи птиц являются именно зрительные раздражители, которые дополняются звуковыми, в тех ситуациях, где возможность зрительного восприятия ограничена.

Механизмы воспроизведения звуков птицами

Птиц имеют особые механизмы воспроизведения звуков. У них есть инструментальный или механический голос, который тесно связан со структурами, которые находятся на поверхности тела птицы. Поэтому, не удивительно, что часто в производстве звука участвует именно оперение птиц. Так бекасы, хорошо знакомы нашим охотникам, способны вызывать звуковые вибрации с помощью своих крайних перьев хвоста, которые несколько сужены и представляют собой жесткие опахала. При этом блеяние бекаса можно смело расценивать как его токование. А, некоторые орнитологи и вовсе считают, что те дребезжащие звуки, который бекас издаёт во время своего полета, вызываются им не рулевыми перьями, а перьями его крыльев. Многие куриные также обладают своим методом ухаживания самца за самкой. Это хорошо видно на примере домашних кур. Петух с силой опускает крылья и проводит лапой по маховым жестким перьям, в результате таких его действий возникает характерных треск. Острый и длинный нарост, который есть у петухов – его называют шпорой, также участвует в процессе воспроизведения токовых звуков.

Наукой доказано также и то, что свистящие звуки, которые возникают при полете некоторых утиных (они возникают в результате трения воздушных потоков о жесткие перья утки) также обладают своим сигнальным значением. Эти звуки хорошо слышно даже на расстоянии, и человеческое ухо способно уловить их на расстоянии 30-ти и более метров. Кстати, по таким инструментальным характерным звукам хороший охотник может без труда отличить, какие птицы летят.

Часто весной в лесу можно слышать как барабанит дятел, этот звук он производит с помощью частых и сильных ударов своим твердым клювом по сухой древесине. В сухом дереве возникает резонанс, и звук усиливается, и разносится далеко по лесу. Для того, чтобы усилить такую барабанную дробь, дятел может специально выбирать отдельные острые сучки, имеющие заостренную вершину. Последние служат своеобразным природным приспособлением для фиксирования и усиления звука. Интересно и то, что разные виды дятлов барабанят с разной частотой, независимо от своего пола. И, их дробь служит для этих птиц способом узнать друг друга.

Большое значение имеет в сигнальном языке и хлопанье крыльев. Оно может производиться как на земле – когда птицы токуют, так и в воздухе. Нередко стук клюва или ног также способен вызвать ответные реакции у других птиц. Вы можете проверить это и сами. Цыплята бегут, услышав легкое постукивание о доску, и это воспринимается ими, как сигнал получать пищу. Примечательно, что для взрослых кур значение этого сигнала остаётся прежним.

Голос птиц

И, хотя инструментальные звуки можно встретить во многих группах птиц, их значение, на самом деле, не такое уж и большое. Всё таки основную нагрузку у птиц несёт их настоящий голос, другими словами, это те звуки, которые птицы производят с помощью своей гортани. Звуковой спектр этих звуков достаточно велик и превышает в несколько раз спектр человеческого голоса. Так, к примеру, если прослушать брачный крик ушастой совы, то он звучит на частоте в 500 Гц, а звуки, которые издают мелкие воробьиные включают в себя ультразвуковые частоты до 48 тысяч Гц, и их человеческое ухо естественно уже не слышит.

Звуковые сигналы птиц

Сам же набор птичьих звуков, которые человек может слышать, насчитывает до сотни выкриков, мелодий, позывов, строф, которые отличаются по интенсивности, частоте, тембру и так далее. Американская птица, близкая к нашим журавлям, под названием сириема, обладает способностью воспроизводить до 170-ти различных звуков, однако, у певчих птиц такой звуковой диапазон возможностей ещё шире.

Различают различные жизненные ситуации, в которых птицы издают определённые одинаковые звуки, которые связаны с питанием, кормлением птенцов, размножением, гнездованием, спаривание и так далее. Благодаря использованию современной звукозаписывающей аппаратуры и современных разработанных физиологических методов у человека появилась уникальная возможность наконец расшифровать смысловое и биологическое значение некоторых сигналов птиц.

Доктором Скорпе и Англии было потрачено немало времени на такую расшифровку, и ему удалось узнать, что у зябликов есть 5-ть сигналов, связанных с информацией, оценивающей окружающую обстановку, 9 сигналов относятся к отношениям внутри стаи и к периоду гнездования, 7 сигналов имеют опознавательный смысл и 7 относятся к ориентированию в пространстве. А, вот мухоловка пеструшка имеет до 15-ти расшифрованных человеком сигналов, тогда как обыкновенная овсянка – 14, столько же сигналов удалось расшифровать из языка чёрного дрозда.

Значение птичьих сигналов

При этом, сама расшифровка биологического значения птичьих сигналов позволяет рассчитывать на то, что в случае точного воспроизведения таких звуков можно получить в ответ двигательную реакцию характер, которой можно заранее предугадать. Так, к примеру, если дать прослушать синице сигнал, который стимулирует её немедленный взлёт, а затем прокрутить сигналы для остановки полёта, то таким образом можно управлять движениями птицы в воздухе.

Тогда как, имитация крика птенцов, которые выпрашивают пищу, способна будет вызвать движение у взрослых птиц по направлению к источнику звука.
Ниже мы приводим список тех сигналов, в биологическом значении которых не приходиться сомневаться.

Сигнал удовлетворения

Он представляет собой продолжительный тихий писк, который часто издают птенцы куриных и других выводковых птиц. Так часто пищат согревшиеся и сытые цыплята. Птенцы чаек, куликов и некоторых виды утиных аналогичным образом проявляют своё удовлетворение. Знаком это сигнал и мелким воробьиным.

Сигнал попрошайничества

Его издают птенцы, выкармливаемые родителями – воробьиные, чайки, чистиковые… При этом такой сигнал может быть 2-х видов. Первый можно отнести к самым маленьким птенцам, которые издают его при виде корма и родителей, второй больше характерен для слетков и издают они его во время отсутствия родителей. Делают это птенцы для того, чтобы взрослые птицы могли их отыскать. Кстати, это сигнал позволяет птенцам держаться вместе.

Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и биологические основы управления поведением птиц при искусственном дичеразведении // Дичеразведение в охотничьем хозяйстве. Сборник научных трудов ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Москва, 1982. С. 157-170.
АКУСТИЧЕСКАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ ПТИЦ ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ДИЧЕРАЗВЕДЕНИИ
На возможность применения биоакустики в охотничьем хозяй стве впервые указали В.Д. Ильичев (1975) и А.В. Тихонов (1977). Однако специальные исследования были начаты лишь недавно, в ЦНИЛ Главохоты РСФСР. Они позволят решить ряд сложных проблем, стоящих перед отечественным дичеразведением, повысить его эффективность. До сих пор в охотничьем хозяйстве звуковое общение животных использовалось лишь при охоте на дичь методом подманивания и при учетах некоторых животных по голосам. Однако, изу чение звуковой сигнализации птиц показало принципиальную возможность использования её в управлении поведением птиц.
Разработка методов управления поведением птиц основывается на знании отдельных поведенческих актов и голосовых реакций птиц в поведенческом комплексе, характерном для данного вида. Основу коммуникации птиц составляют акустическое и зрительное общение, имеющие тесную взаимосвязь. Сложность организации сис тем акустической сигнализации у птиц проявляется в наличии двух основных принципов кодирования информации в сигналах. С одной стороны, это мультифункциональность (Симкин, 1977), при которой один и тот же акустический сигнал имеет несколько функций (напри мер, песня птиц служит для маркировки гнездовой территории, "отпугивания" других самцов, но в то же время и для привлечения самок и даже для отвода врага от гнезда). С другой стороны, это - параллельное кодирование, согласно которому различные типы сигналов передают сходную информацию (Симкин, 1974) на пример, разнообразные комфортные сигналы птенцов - отражают одну и ту же ситуацию комфорта. Доминирование эмоционального начала над смысловым во многих случаях затрудняет анализ акусти ческих сигнальных систем птиц. Однако, у большинства выводковых птиц акустические сигналы чаще связаны с определенным функцио нальным значением, особенно в гнездовой период и во время вож дения выводков (Тихонов, Фокин, 1931). Специфическая организа ция звуков (тональные, шумовые и трелевые сигналы) связана с наиболее рациональной дальностью их распространения (Ильичев, 1968; Симкин, 1974).
Попытки классифицировать сигналы птиц неоднократно пред принимались различными исследователями. Основная трудность сос тоит в том, что нельзя отождествлять механизм языка птиц и человека, поскольку логические основы коммуникативных процессов животных принципиально иные (Симкин, 1932). А.С. Мальчевский (1972) подразделяет звуковые сигналы птиц на 2 основных типа: ситуативный и сигнализационный. В первом случае общение происходит с помощью сигналов, имеющих расширенное значение в зависимости от биологической ситуации. Во втором - используется система специализированных звуковых реакций, причем сигналы, связанные с определенным физиологическим состоянием птицы, имеют строго определенный биологический смысл. Этот тип подда ется классификации по функциональному признаку. Автор выделяет призывные и защитные сигналы с подробной классификацией каждой из групп (Мальчевский, 1974).
Г.Н. Симкин (1977) предложил новую схему функциональной классификации акустических сигналов птиц, основываясь на мак­симальной дифференциации значений сигналов. Все звуковые сиг налы разделены им на 3 основные группы, каждая из которых вклю чает более мелкие категории:
1. Основные позывы, подаваемые в течение всего года: основной видовой призывный крик, стайные и групповые позывы, пищевые сигналы, сигналы тревоги, конфликтные сигналы, особые сигналы эмоциональной сферы.
2. Позывы репродуктивного цикла: брачная фаза, родительская фаза.
3. Позывы птенцов и слётков.
Родительские сигналы выводковых птиц принято подразделять на "зов следования", "пищевой зов", "сигнал сбора", контактные сигналы, тревожный сигнал (у куриных птиц сигналы на воздушно го и наземного врага различны).
Мы предложили подразделять на 3 категории и акустические сигналы птенцов (Тихонов, Фокин, 1980).
1. Сигналы отрицательного физиологического и социального состояния, включающие сигналы "дискомфорта", ориентировочные и пищевые.
2. Сигналы положительного физиологического и социального состояния с подразделением их на сигналы "комфорта", согрева ния, насыщения, групповых контактов, следования, предсонного
состояния.
3. Тревожные и защитно-оборонительные сигналы (тревоги, бедствия, испуга).
Такая дробная классификация составляет основу для решения многих задач управления поведением птиц в дичеразведении. Зная основной функциональный смысл сигнала, характеризующегося определенными физическими параметрами, можно ставить и обратную задачу, изучая влияние данного сигнала на поведение птиц.
Первые звуковые сигналы птица издает еще находясь в яйце, за 1-2 дня до проклёва скорлупы. В слуховом анализаторе птен­цов в первую очередь созревают те нервные клетки, которые "на строены" на видоспецифическую частоту голоса самки (Анохин, 1969). Звуковое общение самки с птенцами устанавливается уже в конце насиживания (Тихонов, 1977). Опосредованное обучение у выводковых птиц, включающее сигнальную преемственность и групповое обучение (Мантейфель, 1980), играет важную роль в этологической подготовке молодых птиц к самостоятельной жизни. Особое значение имеет акустическое поведение родителей как фактор стимуляции и шлифовки поведения и связи молодых птиц в выводке (Симкин, 1972).
При искусственном дичеразведении человек лишает птенцов контакта с самкой. Инкубация яиц, вольерное и клеточное выращивание молодняка без наседок приводит не только к невозможности развертывания приспособительных поведенческих реакций, формирую щихся в природе на базе индивидуального и группового опыта, но и к угасанию некоторых важных врожденных поведенческих актов, в частности тревожных реакций. Наши эксперименты на кряковых утятах показали, что врожденная реакция бегства у птенцов на тревожные сигналы самки наиболее четко проявляется на 2-3 день и без визуального подкрепления угасает уже на пятый день. За крепленная же специальными "сеансами пуганий" (громкие крики, выстрели, сирены, специальное отпугивание людьми), тревожная реакция сохраняется до выпуска в природу. В дальнейшем она ста новится неотъемлемым компонентом поведения выпущенных птиц.
Однако, применение специальных "пуганий" не является основ ным фактором формирования "дикого" стереотипа поведения птиц, выращенных в неволе. Как известно, птицы, выращенные в постоян ном контакте с человеком, по поведению резко отличаются от своих диких сородичей. У таких птиц отсутствуют направленные тревожно-оборонительные реакции на хищников, что делает их легкой добычей как наземных, так и воздушных врагов. Охота на птиц, не боящихся человека, утрачивает спортивный интерес и становится даже негуманной.
Главный фактор привыкания птиц к человеку - это эффект импринтинга (запечатления) птенцами внешнего вида и голоса че­ловека в "чувствительный" период, ограниченный первыми 2-3 днями жизни. В дальнейшем положительная реакция на человека еще более усиливается за счет формирования условнорефлекторных реакций в процессе кормления и постоянного общения с птицами. Импринтинг - чрезвычайно стойкий и практически необратимый про цесс. Поэтому, по нашему мнению, при искусственном разведении дичи необходимо не допускать запечатления человека птенцами в "чувствительном" периоде. Мы провели серию экспериментов, за ключающихся в изоляции маленьких утят от человека в разные пе риоды. Экспериментальные клетки с домиками были завешены со всех сторон плотной материей, а верх оставался открытым. Во время кормления и смены воды птенцы видели только руки обслу живающего их человека и в процессе дачи корма они всегда убега ли в домик. Утята, изолированные от человека на "чувствитель ный" период, в дальнейшем привыкали к нему, но уже на базе ус ловнорефлекторных реакций. Специальные методы "пугания" после выпуска их в угодья (выстрелы из ружей и т.п.) способствовали нарушению этих положительных условных реакций: утки стали бо яться людей. И все же реакция бегства в ответ на появление че ловека у них была более вялой, чем у их диких сородичей. В то же время, утята, выращенные обычным способом, реагировали на появление людей индифферентно.
Наилучшим оказался вариант содержания утят в изоляции от человека в течение всего времени, вплоть до выпуска их в угодья, т.е. до 25-30 дней. Такие утки по поведению практически не от личались от диких: улетали при подходе человека, боялись не­знакомых объектов, воздушных и наземных врагов и даже "мирных" птиц. Охота на такую дичь практически не отличалась от охоты на дикую птицу.
В настоящее время основная наша задача - поиски техничес кого исполнения этого метода выращивания молодняка пернатой ди чи с учетом специфики конструкции дичеразводных ферм. Очевидно, начинать нужно со строгого соблюдения следующих требований. В период вылупления птенцов в инкубаторе должна соблюдаться пол ная тишина во избежание запечатления птенцами голоса человека. Выведшихся птенцов на первые 5-7 дней переводят в клетки-бруде ры, закрытые со всех сторон плотной материей, которая должна откидываться у дверцы при кормлении и смене воды. Затем молодняк переводят в вольеры с закрытыми фанерой или рубероидом стенками и выращивают до 25-30 дней. В процессе выращивания очень эффективно провести 4-5 "пуганий" после выпуска молод няка в угодья. На второй день после выпуска (но не в день вы пуска) несколько человек приходят на место, где держится выпу щенная дичь, и проводят несколько холостых выстрелов, добива ясь реакции бегства у птиц. Птицы, которые были изолированы от людей на "чувствительный" период, в отличие от выращенных в постоянном контакте с человеком, боятся выстрелов. Сочетание выстрела с появлением охотника вырабатывает у птиц отрицатель ную реакцию на человека. Уже через 3-4 дня после регулярных пуганий одно лишь появление человека, например, у водоема, вы­зывает бегство молодых уток, которые стараются укрыться в за рослях.
Утки, выпущенные в более позднем возрасте, дичают труднее, а если в первые дни жизни не проводилась изоляция птенцов от людей, то такие птицы, как правило, практически не реагируют на выстрелы. Дичание проходит быстрее, если птицы несколько раз ви дели после выстрела гибель своего собрата (Ильичев, Вилке, 1978). Учить птиц избегать людей можно по принципу комбиниро ванных репеллентов - то есть использовать не только непосред ственно крики людей, выстрелы, но и записи разных звуков - крики бедствия, тревоги, резкий взлет стаи птиц, звуки высокой интенсивности (до 120 дб), ультразвуки (до 40 кгц) (Тихонов, 1977). Однако, наши охотничьи хозяйства еще не оснащены специ альной аппаратурой для использования этих методов и останав ливаться на них пока не стоит.
В практике дичеразведения возникает необходимость сбора птенцов в определенном месте. Маленькие птенцы при резкой на­ступлении ненастья и на ночь затаиваются в открытых вольерах и могут погибнуть от переохлаждения. Обслуживающий персонал дичепитомников вынужден загонять их в укрытия. Иногда возникает не обходимость перевести молодняк из одного помещения в другое, собрать его в определенном месте для взвешивания, разделения на группы и т.п. Подобную работу можно облегчить, используя акустические аттрактанты - звуковые привлекающие средства. Реак ция следования одиночного птенца изучена достаточно полно, но в дичеразведении мы имеем дело с большими группами птенцов, а эксперименты по изучению реакции следования группы птенцов практически не проводились.
Для птенцов выводковых птиц характерна реакция приближения в ответ на призывные сигналы самки или ее имитаторы - монотональные сигналы (Мальчевский, 1974). Одиночным птенцам были предложены записи звуковых сигналов разной функциональной зна чимости. Они отвечали реакцией приближения лить на ювенильные сигналы комфорта и призывные сигналы самки. Использование этих двух сигналов и их моночастотных имитаторов в качестве аттрактантов для группы птенцов поначалу не принесло успеха. На наш взгляд, отсутствие реакции приближения у группы птенцов к источ нику звука обусловлено двумя причинами. Во-первых, решающую роль в стимуляции этой реакции играет уровень мотивации птен цов. Птенец, изолированный от собратьев, испытывает постоянный дискомфорт, что и побуждает его к реакции приближения на опре деленные звуковые сигналы. А в наших экспериментах птенцы находились в комфортных условиях - были рядом с собратьями. В природе комфортные условия для птенцов создает самка, а в ис кусственных условиях - человек. Птенцы запечатлевают лишь друг друга и людей, потребность постоянного контакта с самкой у них отпадает. Естественно, что в искусственно созданных комфортных условиях реакции приближения у птенцов не будет, так как одних только звуковых сигналов недостаточно, а соответствующие внутренние факторы (состояние дискомфорта) у них отсутствуют. Во-вто рых, как было показано Готтлибом (Gottlib, 1977), акустико-визуальный стимул вызывает более мощную реакцию следования, чем только акустический. В природе птицы, следуя за матерью, ориен тируются как на ее внешний вид, так и на голос. В искусственных же условиях птенцы "не знают" самку, а объектом их запечатления может быть первый увиденный в жизни движущийся звучащий пред мет.
Отсюда следует, что управлять двигательными реакциями птенцов можно двумя способами: либо применением акустических аттрактантов в дискомфортных ситуациях (охлаждение, голод), ли бо использованием акустико-визуальных аттрактантов (движущихся звучащих динамиков), предварительно обеспечив запечатление их птенцами. Наши эксперименты полностью подтвердили это (Фокин, 1981). Так, например, маленькие утята, не реагировавшие на вос произведение им призывных кряканий утки, быстро собирались у динамика после выключения в брудере освещения и обогрева; фазанята активно следовали за движущимся динамиком, через который проигрывались записи их комфортных сигналов.
При повышенной плотности содержания птенцов наблюдается усиление их агрессивности, проявляющейся в столкновениях у кормушек и поилок, расклевах, беспокойстве. Это оказывает угнетающее воздействие на их рост и развитие. Производственные шу мы также оказывают отрицательное влияние на жизнедеятельность птиц (Рогожина, 1971). Фелпс (Phelps, 1970) обнаружил успокаи вающее влияние музыки на поведение кур-несушек, причем еще боль ший эффект наблюдался при воспроизведении курам записей их ком фортных сигналов. Как показали эксперименты на цыплятах (Ильи чев, Тихонов, 1979) и перепелятах (Фокин, 1981), применение моночастотных сигналов соответствующей частоты приводило не только к "успокоению" птенцов, но и существенно повышало их пи щевую активность. Возрастало потребление корма, резко увеличи лись суточные привесы. Так, масса опытных перепелят достигла к двухмесячному возрасту в среднем 147,7 г, а контрольных того же возраста - лишь 119,6 г.
В качестве стимуляторов мы применяли и комфортные сигналы птенцов и самок. Хороший эффект дает периодическое воспроизве дение пищевых звуков неголосового происхождения, сопутствую щих кормёжке (удары клюва о субстрат, щелочение воды и т.п.).
Сейчас интенсивно ведутся исследования по разработке опти мальных режимов стимуляции молодняка звуковыми сигналами. Известно, что весной токовые звуки стимулируют рост половых желез птиц (Промптов, 1956). Кроме того, для большинства видов харак терно явление звуковой индукции, суть которой состоит в той, что видовая брачная песня стимулирует аналогичные ответные зву ковые реакции у самцов того же вида птиц (Мальчевский, 1982), Брокуэй (Вгосkwау, 1965) отмечает, что озвучивание птиц брачны ми сигналами стимулирует процесс яйцекладки.
Наши эксперименты по стимуляции кряковых уток, глухарей, тетеревов и кекликов, содержащихся в дичепитомняке ЦНИЛ, токо выми звуками показали большую роль звуковой индукции в брачном поведении птиц. У тетеревов и кекликов искусственная звуковая индукция нарушала видоспецифический циркадный ритм токования, "заставляя" токовать их и днем, причем даже в ненастную погоду. Воспроизведение в перепелятнике записей брачного крика самца японского перепела приводило к повышению звуковой активности всех самцов: количество брачных криков, изданных за час всеми самцами в "перепелятнике возрастало в 1,8 - 2,0 раза, увеличива лось и число спариваний. Очевидно, звуковая стимуляция способ ствует повышению яйценоскости птиц. Во всяком случае, в наших экспериментах общее количество снесенных яиц в первые дни озву чивания возрастало на 36 – 47 %. Затем наступало падение яйценос кости, что очевидно можно объяснить эффектом привыкания птиц к постоянно действующим внешним стимулам.
Этими направлениями не ограничивается круг поисковых иссле дований практического использования биоакустики в дичеразведении. Изучаются отличительные признаки голосов отечественных под видов обыкновенного фазана, выясняется роль звуковых реакций в формировании пар у гусей и казарок, для которых характерны в период размножения так называемые антифональные дуэты, свой ственные также некоторым журавлям, совам и воробьиным птицам (Мальчевский, 1981). Исследуются методы отлова диких птиц в природе с помощью "акустических ловушек".
Разрабатываются экспресс-методы определения пола по го лосу у суточного молодняка охотничье-промысловых птиц, ведутся исследовании по акустической стимуляции и синхронизации вылупления птенцов.
Литература
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.: Наука, 1968.
Ильичев В.Д. Физические и функциональные характеристики голоса птиц. - Орнитология, 1968, вып. 9.
Ильичев В.Д. и др. Биоакустика. - М.: Высшая школа, 1975.
Ильичев В.Д., Вилке Е.К. Пространственная ориентация птиц. - М.: Наука, 1978.
Ильичев В.Д., Тихонов А.В. Биологические основы управле ния поведением птиц. I. Куриные. - Зоол. журн., 1979, т. VIII,- вып. 7.
Мальчевский А.С. О типах звукового общения наземных позво ночных на примере птиц. - В сб.: Поведение животных. Мат. I Всес. совещ. по экологическим и эволюционным аспектам поведе ния животных. М., Наука, 1972.
Мальчевский А.С. Звуковое общение птиц и опыт классифика ции издаваемых ими звуков. - Мат. VХ Всес. орнитол. конф., 1974, ч. I, M.
Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.
Мантейфель Б.П. Экология поведения животных. - М.: Наука, 1980.
Промптов А.Н., Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц, - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956.
Рогожина В.И. Влияние звукового раздражителя на динамику азотистых соединений и пировиноградной кислоты в крови и головном мозге цыплят. - Мат. Всес. совещ. и конф. ВНИТИП МСХ СССР, 1971, вып. 4.
Симкин Г.Н. Акустические отношения у птиц. - Орнитоло гия, 1972, вып. 10.
Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. - Мат. VI Всес, орнитол. конф., 1974, ч. I, M.
Симкин Г.Н. Акустические системы сигнализации у птиц. -В сб.: Адаптивные особенности и эволюция птиц. М., Наука, 1977.
Симкин Г.Н. Опыт разработки функциональной классификации акустических сигналов у птиц. - Мат. II Всес. конф. по поведению животных. М., 1977.
Симкин Г.Н. Актуальные проблемы изучения звукового обще ния птиц. - Орнитология, 1962, вып. 17.
Тихонов А.В. Акустическая сигнализация и поведение вывод ковых птиц в раннем онтогенезе. - Автореф. канд. дис. М., 1977.
Тихонов А.В. Звуковое общение эмбрионов и насиживающей самки у выводковых птиц. - Тез.докл. VII Всес. орнитол. конф. Киев, 1977.
Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в раннем онтогенезе. II. Сигнализация и поведение птенцов. - Биол. науки, I960, № 10.
Тихонов А.В., Фокин С.Ю. Акустическая сигнализация и поведение куликов в гнездовой период. - Бюл. МОИП, отд. биол., 1981, №2.
Фокин С.Ю. Влияние акустической стимуляции на пищевое и агрессивное поведение молодняка японского перепела. - Тез. докл. ХХIV Всес., конф. молодых ученых и аспирантов по птице водству. 1981.
Фокин С.Ю. Аттрактантная реакция птенцов выводковых птиц и возможность ее использования в дичеразведении и птицевод­стве. - В сб.: Экология и охрана птиц. Тез. докл. VIII Всес. орнитол. конф., 1981, Кишинев.
Brockway В. Stimulation of ovarian development and egg laying by male courtship vocalization in budgerigars (Melopsittacus undulatus). - Animal Behavior, 1965.
Gottlib G. Neglected developmental variables in the study of species identification in birds. - Psychol. Bull,. 1973, 79, № 6.
Phelps A. Piped music: good management or gemmick? - J. Poultry international, 1970, v. 9, №12.