Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Название земель в древней индии. История и культура древней индии

Историческая статья: Древняя Индия

Описание: Данная статья предназначена для тех кто увлекается Историей Древнего мира и Древней Индии, учителям, родителям и детям.
Цель: повысить познавательную активность данный темы и к самой истории Индии.
Задачи:
1. Рассказать о происхождении цивилизации Индии.
2. Описать основные этапы Древней Индии

3. Обьяснить основу верования.
4. Падения империи.

Древняя Индия

Древняя Индия – это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее количество различных духовных ценностей, с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Индии. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.
В конце III тысячелетия до н.э.на полуострове Индостан не далеко от долине реки Инд возникают два основных центра Индии это Хараппа и Мохеджо-Даро, поэтому от имени реки и получила такое название. Ее развитие - было на прямую связано с организацией высоких урожаев поливного земледелия. Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом.
Позже с севера-запада в Индию проникают кочевые племена ариев, которые смешиваются с местным населением (II тыс. до н.э.).
Постепенно Индия преображается и в долине реки Ганг возникают множество мелких государств, во главе с раджами в период с VII-VI века до н.э. Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" рассказывают о войнах, которые вели между собой раджи.Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
В этот период появляеться и национальная религия брахманизм (бог Брахма), которая способствовала складыванию варной системы общества. Таким образом всё население Древней Индии делилось на четыре группы, называвшиеся кастами (варны)-наследственные социальные группы. Это были 1)брахманы(жрецы), которые не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений; 2) кшатрии(войны),в их руках находилось и государственное управление,между брахманами и кшатриями часто велась борьба; 3) вайшии (ремесленники, земледельцы) так же к ним относились различные торговцы и пастухи; 4) шудры(слуги), самая низкая из каст, все покоренное ариями местное население составило так же четвертую касту.Рабы не входили ни в одну касту. Особенность каст была такова, что рождённый в одной из каст не мог перейти в другую и по этому существовала социальная не равенство в обществе.
VI век до н.э. характеризовался на короткий период с Александром Македонским, так как он захватил северо-западную Индию. Но после его ухода почти вся Индия Оказалась под властью царей из династии Маурья.Наивысшего расцвета это государство достигло при царе Ашоке, продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей, так же активно способствует распространению новой для Индии религии как буддизм-самой ранней из трёх мировых религий(268-231 г.до н.э.). Основатель-Сиддхартха Гаутама(Будда).
В итоги империя Маурьев распадаеться на несколько государств(начало II в.до н.э.).На короткое время в Индии вновь появляется единое государство- империя Гуптов(начало IV в.до н.э.).Город Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства - Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.
Но окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии и периода Древней истории способствовало вторжение в середине V в. северных племен гуннов, которые окончательно разорили страну и образовали на территории Индии свою державу.

Литература:
1. Забытая цивилизация в долине Инда М. Ф. Альбедиль
2. Индия. История страны Синхараджа Таммита-Дельгода

Наверно, в мире найдется не так много стран, которые могут похвастаться древней историей, насчитывающей тысячи лет. Одна из них – Индия. Загадочная и непредсказуемая, она притягивает к себе историков и ученых, туристов и любителей индуизма. Расскажем немного об индийской цивилизации и истории.

Городская цивилизация впервые появилась в Древней Индии в долине реки Инд в начале третьего тысячелетия до нашей эры, на территории современного Пакистана и северо-западной Индии. Это происходило одновременно с другими ранними цивилизациями древнего мира, в и Древнем Египте, и индийская цивилизация является одной из самых ранних в мировой истории.

Цивилизация долины Инда исчезла в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. В последующие тысячи лет народ, известный как арийцы, говорящий на индоевропейском языке, переселился в Северную Индию из Центральной Азии. Они пришли в Индию как полукочевые племена во главе с вождями-воинами. Со временем они стали правителями местного дравидийского населения и образовали племенные королевства. Этот период древней индийской истории известен как ведическая эпоха, как это было изображено в самых ранних индийских писаниях, называемых Ведами. Это также был период становления, в который были заложены основные черты традиционной индийской цивилизации. К ним относятся возникновение раннего индуизма как основополагающей религии Индии и социально-религиозное явление, известное как каста.

Племенное общество ранних арийцев уступило место более сложному обществу классической эпохи Древней Индии. Этот период ознаменовался возрождением городской цивилизации на индийском субконтиненте, а вместе с ним и культуры. Это был один из самых творческих периодов в истории Индии, когда появились две новые религии-джайнизм и . Но и эта эпоха закончилась с приходом новой династии правителей — Маурьев, правивших с 317 по 180 гг.до н.э.

Самым известным из императоров Маурьи,(фактически самым известным правителем вообще в истории Древней Индии и одним из самых заметных во всем древнем мире) был Ашока (царствовал 272-232 гг. до н. э.). Он был отличным правителем: сострадающим, терпимым, твердым, стремящимся к справедливости и благополучию для всех своих подданных. Через пятьдесят лет после смерти Ашоки огромная империя Маурьев начала рушиться. Отдаленные провинции отпали, и к середине 2-го века до нашей эры империя сократилась почти вдвое.

Общество и экономика

Ведическая эпоха была “темной эпохой” в индийской истории, поскольку это было время жестоких потрясений, и никакие письменные свидетельства того периода не сохранились, чтобы пролить свет на нее. Это была, однако, одна из самых формирующих эпох древней индийской цивилизации. Что касается общества, то приход арийцев в Древнюю Индию и их становление в качестве доминирующей группы породили кастовую систему. Это разделило индийское общество на слои, подкрепленные религиозными правилами. Первоначально существовало всего четыре касты: священная каста, каста воинов, крестьяне и торговцы, а также чернорабочие. За пределами кастовой системы существовали «неприкасаемые» — отдельная каста.

Несмотря на то, вскоре арийское общество превратилось в более оседлое и более городское общество, касты сохранились. Новые религиозные движения, Джайны и буддисты, восстали против него, проповедуя, что все люди равны. Однако, каста так и не была отменена.

Правительство

Возрождение городов позволило появиться организованным государствам. Большинство из них были королевствами, но встречались и такие (редкость для Древнего Востока), которые были республиками.
В эпоху Маурьев империя была разделена на провинции, и была развита организация по сбору налогов. Также была создана обширная шпионская система. Была создана сеть дорог, идущих с юга и Севера и с востока на Запад. Маурьи опирались в своей власти на армию, которая была одной из сильнейших в древнем мире.

Религия

Цивилизация Древней Индии была удивительным источником религиозных инноваций и нововведений.
Арийская система верований вращалась вокруг пантеона богов и богинь. Также в него вошло понятие «цикла жизни» — реинкарнации души от одного существа (включая и животных, и людей) к другому. Позже идея материального мира, как иллюзии, получила широкое распространение. Такие идеи были подчеркнуты в новых учениях джайнизма и буддизма, которые также имели свои истоки в Древней Индии.

Джайнизм был основан Махавирой («великий герой», жил c. 540-468 до н.э). Он подчеркнул аспект, уже присутствующий в раннем индуизме – любовь и терпимость ко всему живому. Он также способствовал отречению от мирских желаний и аскетического образа жизни.

Одной из главенствующих религий стал буддизм. Он был основан бывшим принцем Сиддхартхой Гаутамой, получившим прозвище Будда (просветленный). Он пришел к убеждению, что крайний аскетизм не является плодотворной основой духовной жизни. Однако, как и джайны, он верил, что освобождение от мирских желаний-это путь к спасению. В повседневной жизни буддисты подчеркивали важность этого аспекта.

Буддизм и джайнизм процветали во времена империи Маурьев. Некоторые ученые считают, что именно в этот период, особенно при Ашоке, буддизм и стал основной религией в Древней Индии.

Литература

Тесно связанная с этими религиозными событиями, Древняя Индия создала фантастически богатую литературу. В течение столетий после прибытия в Северную Индию арийцы написали просто изобилие стихов, сказаний, гимнов, заклинаний, причем развивали и в устной традиции, известной как Веды. Другая литература, написанная к концу Ведической эры, — это Упанишады, сборник произведений прозы и поэзии, в которых исследуются глубокие религиозные и философские концепции, в том числе идея о том, что материальный мир является иллюзией. Позже в истории Древней Индии религиозные и другие идеи стали выражаться в коротких текстах, называемых сутрами. Самые ранние джайнские и буддийские писания были в этой форме, излагая высказывания своих основателей в краткой, содержательной форме. Наряду с этим возникла традиция сложной эпической поэзии. Наиболее известными примерами являются Рамаяна и Махабхарата. Они пересказывают известные события в полу-реальной, и полу-мифологической истории Индии.

Наряду с религиозными трудами, Древняя Индия выпускала труды по математике, медицине и политике. наверно, не стоит упоминать, что многие науки пришли к нам именно из Индии, а ученые ценились в древности на вес золота благодаря своим знаниям.

Все эти произведения написаны на санскрите, древнем языке арийцев. Это индоевропейский язык, отдаленно связанный с персидским, греческим, латинским, немецким и другими языками. Санскритская письменность была основана на арамейском алфавите, который пришел в Индию с Ближнего Востока около 6 века до н. э.

Наследие Древней Индии в мировой истории

Эволюция религиозной культуры в Древней Индии, из которой индуизм, джайнизм и буддизм стали тремя различными религиями, имеет большое значение в мировой истории. Буддизм распространился далеко за пределы индийского субконтинента (где, как ни странно, он стал религией меньшинства) и оказал глубокое влияние на общества в Китае, Японии, Корее, Тибете и Юго-Восточной Азии. В настоящее время она быстро распространяется среди народов Запада, где по некоторым подсчетам она является самой быстрорастущей религией. Взаимодействие между тремя соперничающими, но тесно связанными религиями создало богатую и терпимую интеллектуальную среду. Это привело бы к достижениям мирового значения. Индийские разработки в математике заложили основу современной западной математики, а значит и современной западной науки.

  • История древней Индии

    Цивилизация древней Индии вплоть до начала ХХ века была сравнительно мало изучена археологами и историками, считалось, что основные центры цивилизации древнего мира лежали на ближнем Востоке, в междуречье Тигра и Евфрата, и в древнем Египте. Все изменилось благодаря находкам английского археолога Джеймса Брестеда, который первый открыл на территории Индии следы древнейшей Хараппской цивилизации или протоиндийской, как ее еще называют. И оказалось, что древнеиндийская цивилизация такая же древняя как и древнеегипетская, что культура древней Индии была не менее развита чем в древнем Шумере или . О древней Индии, ее истории, культуре, религии, искусстве, наша сегодняшняя статья.

    История древней Индии

    Как мы уже сказали, древнейшая индийская цивилизация, получившая название хараппской или протоиндийской была открыта археологами в начале прошлого ХХ века. Перед изумленными глазами ученых предстала яркая культура, с развитыми городами, домами, оснащенными водопроводом (это в то время когда в Европе народ еще в пещерах местами жил), развитыми ремеслами, торговлей и искусством. Первым был раскопан старинный индийский город Хараппа, который и дал название этой цивилизации, затем Мохенджо-Даро и множество других древних поселений того времени.

    Территория древней Индии того давнего периода располагаюсь по долине реки Инда и его притоков, и будто бы ожерельем охватывала восточное побережье Аравийского моря на территории современной Индии и Пакистана.

    Происхождение древней Индии до сих пор является предметом дискуссий историков и археологов. Между ними нет согласия по поводу того, имела ли древняя протоиндийская цивилизация местные корни, или же была занесена из соседней Месопотамии, с которой к слову велась интенсивная торговля.

    Так или иначе, но большинство ученых считает, что протоиндийская цивилизация сформировалась из местных ранних земледельческих культур, которые существовали в плодородной долине реки Инд. И археологические находки подкрепляют эту точку зрения, так как в долине инда археологами обнаружено много древнейших земледельческих поселений, которые датируются VI-IV тысячелетиями до н. э.

    Плодородная долина Инда, благоприятный климат, большие залежи кремния, обеспечивающие сырье для изготовления материалов, все это способствовало тому, что вскоре эти земли стали одной из первых колыбелей древнейшей цивилизации человечества.

    О самой ранней страницы древнеиндийской истории, мы, к сожалению, сказать много не может, так как с этого периода к нам не дошло никаких письменных источников, единственное, благодаря чему мы может судить о жизни древних индийцев, это археологические находки. По этой причине мы можем многое сказать о культуре древней Индии, о том каким у них был быт, хозяйство, но практически ничего не знаем, например, какие цари правили древней Индией, какие там были законы, вели ли они войны и так далее.

    Упадок индийской цивилизации

    Исторической загадкой остаются и причины упадка и заката древней протоиндийской цивилизации. Но, что мы можем сказать из археологических источников, это то, что кризис случился не стремительно, а происходил постепенно. Постепенно пустели древние города Хараппа и Мохенджо-Даро, постройки забрасывались, сокращались ремесленные производства, пришла в упадок торговля. Все реже использовался металл.

    Касательно причин такого упадка есть несколько гипотез, одна из них, говорит, что все это было вызвано изменениями в экологии, изменение русла реки Инда вследствие сильного землетрясения, повлекшего за собой наводнения, перемена в направлении муссонов, неизвестные ранее болезни и эпидемии, сильная засуха.

    И последней каплей, повлекшей падение хараппской цивилизации, стало вторжение кочевых племен – ариев, пришедших в Индию из среднеазиатских степей. Из-за внутренних неурядиц хараппские города не смогли противостоять пришельцам, и вскоре были завоеваны ими. Постепенно арии перемешались с местным населением, и их смесь образовала современный индийский народ.

    Культура древней Индии

    Хараппская культура древней Индии была очень продвинутой, как для того времени, о чем говорит, хотя бы наличие высоко развитых городов, имевших прямые улицы. Дома строились из сырцового кирпича и даже были оборудованы водопроводом. Среди домов древнего индийского города обязательно были общественные зернохранилища, в самом городе находились кварталы разных ремесленников. В частности древние индийцы были умелыми гончарами, их художественно расписанная глиняная посуда пользовалась спросом и далеко за пределами самой Индии.

    В окрестных деревнях выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз. Чуть позже стали садить финиковые пальмы, сеять рожь, выращивать рис и хлопок.

    Искусство древней Индии

    Древние индийцы были весьма творческими людьми, но наибольших успехов они достигли в зодчестве и скульптуре. Правда, к сожалению, до наших времен дошло гораздо больше поздних произведения индийского искусства, нежели с древнейшего периода Индии, хараппской цивилизации.

    Что же касается сравнительно более позднего индийского искусства, то оно находится под очень сильным влиянием религии древней Индии, как буддизма, так и индуизма. Изображение Будды и многих индийских божеств и по сей день сохранились на многих старинных индийских храмах, настенных росписях.

    Весьма силен в индийском искусстве и эротический мотив, самым ярким примером которого является индийский храм Кхаджурахо, где в самом прямом смысле запечатлена Камасутра в каменьях.

    Это еще самое невинное изображение из храма Кхаджурахо.

    В целом у индусов было своеобразное отношение к сексу, для них он не являлся чем-то постыдным, а наоборот, практически духовной практикой, отсюда и соседство эротики и религии в индийской культуре.

    Религия древней Индии

    Индия стала родиной для одной их трех мировых религий – буддизма, хотя как это не парадоксально, сама буддизм не приняла, оставшись верной своей исконной религии – индуизму. Буддизм же, зародившись в Индии распространился по всем окрестным странам.

    Индуизм, традиционная религия Индии, имеет глубокие корни, так как идет к нам из древнейших времен индийской истории, по сути, он представляет собой смесь верований древних индийцев хараппской цивилизации и пришельцев-ариев. Смешавшись с местным населением, арии основательно смешали и религию древней Индии.

    В основе индуизма лежит вера во множество разных богов, причем богов в индуизме так много, что даже сами индусы не могут назвать точно их количество. Так в каждой индийской деревне может быть свой местный бог-покровитель. А еще боги древней Индии делятся на две большие группировке: суров и асуров, которые в некоторых индийских мифах противостоят друг другу, в некоторых же мифах асуры и вовсе не боги, а больше демоны, противостоящие божественным сурам. В этом божественном противостоянии индуистских богов можно увидеть отголоски реального противостояния двух культур, арийской, и хараппской (протоиндийской).

    И, тем не менее, в божественном многообразии богов индуизма можно выделить несколько более главных богов, которых почитают все индусы, это:

    • Брахма – бог-творец, согласно индуизму, именно Брахма является творцом всего сущего.
    • Шива – бог-разрушитель. Если Брахма, это такой себе божественный карандаш, то Шива – ластик, ответственный за разрушение, в том числе и за разрушение всего плохого.
    • Вишну, верховный бог-наблюдатель, само слово «Вишну» переводится с санскрита как «всеобъемлющий». Является охранителем мироздания и всего сущего. Также следит за своими «божественными коллегами» Брахмой и Шивой, за тем, чтобы один из них не переусердствовал в своем творении, а второй – в своем разрушении.
    • Помимо индуизма и буддизма Индия является родиной для огромного числа различных философско-религиозных учений. Поэтому Индию порой называют «страной тысячи религий».
    • Именно из древней Индии к нам пришли шахматы, йога, чай (по легенде, индийский монах медитировал под чайным деревом, возле него лежала чаша с водой, и с дерева в чашу случайно упал листок, попробовав чашу с водой и чайным листком, монах пришел в изумление от вкусного напитка, так и появился чай).
    • Среди наук в древней Индии особое развитие получила математика, а древнеиндийские математики первыми изобрели десятичную систему счисления, цифру 0, правила извлечения квадратных и кубических корней, а также с большой точностью рассчитали число «Пи».
    • Не менее искусными были и древнеиндийские астрономы, которые умели определять фазы Луны без телескопа.
    • Индия является одним из очагов зарождения письменности, особенно популярным стал индийский санскрит, на котором писали индийские ученые и жрецы – брахманы. Однако развитие письменности в древней Индии началось уже в после хараппский период, с приходом ариев.
  • Синдху — так называли свою реку обитатели страны, раскинувшейся по ее берегам; грекам она была известна как Индос , а сами аборигены — как инды. Легко и естественно, сохранив узнаваемое своеобразие, перенеслось из Азии в Европу и зазвучало на многих языках чарующее слово — Индия .

    На территории, носившей в древности это обобщающее название и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.

    В незапамятные времена просторы Древней Индии населяли дравиды — невысокие темнокожие черноволосые люди с широкими носами. Среди жителей Южной Индии встречается много их потомков, удивительно напоминающих своих далеких предков.

    Междоусобицы, стихийные бедствия, эпидемии, нашествия уходили в прошлое, становясь вехами неспешного времени. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся одно от другого укладом жизни, языком, верованиями, культурой, степенью развитости и даже внешним видом своих представителей.

    Жители предгорий, не знавшие под защитой Гималаев северных ветров, с благоговейным трепетом взирали на высочайшие в мире горы, чистосердечно считая ослепительные вершины обителью почитаемых богов.

    Зависимые от дикой природы, древние индийцы с глубоким уважением относились к водной стихии: ведь вода — залог богатого урожая, а урожай — это жизнь. Поклонение воде, насчитывающее тысячелетия, находит продолжение и в современности: до сих пор свою самую полноводную реку Ганг индийцы считают священной…

    Если и в наши дни растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью, то много-много столетий назад леса покрывали почти всю ее территорию. Они не только давали древним обитателям сказочной страны древесину для поделок, оружия, построек и отопления жилищ, но и кормили их орехами, ягодами, бананами, плодами манго, цитрусовых и других деревьев. Леса же снабжали лекарственными растениями и пряностями, без которых уже тогда была не мыслима индийская кухня. Кстати сказать, впоследствии именно пряности и благовония, ценившиеся в Европе дороже золота, вызвали к Индии такой интерес и в известной степени «подтолкнули» Христофора Колумба к открытию Америки…

    Как жили древние Индийцы

    Древние индийцы охотились на лесных животных и одомашнили некоторых из них. Им мы во многом обязаны тем, что человечество имеет много домашних животных, от курицы до слона.

    Однако обитателям Индии приходилось вести с лесами постоянную борьбу, не только расчищая участки для полей и огородов, но и сражаясь с надвигающимися джунглями изо дня в день, рискуя столкнуться с ядовитой змеей или стать жертвой хищника.

    Сельское население было весьма многочисленным. Крестьяне выращивали несколько сортов пшеницы, ячмень, кунжут, фасоль, рис, разводили сады. В засушливое время они прибегали к искусственному орошению. Археологические раскопки позволили установить, что почти в каждом крестьянском хозяйстве имелись коровы, козы, овцы и домашняя птица.

    Многие индийцы держали собак и кошек. Из всех домашних животных больше всего ценились коровы, считавшиеся главным богатством семьи. Часто из-за них возникали даже вооруженные столкновения.

    Ремесленники селились в городах, причем представители каждой профессии жили на одной улице. Были, например, улицы ткачей, гончаров, ювелиров. Домашняя и храмовая утварь, оружие, орудия производства изготовлялись из бронзы и меди. Золото и серебро использовались для ювелирных украшений. Процветала торговля. Особенно развитыми были торговые связи с .

    Мохенджо-Даро и Хараппа

    История неохотно раскрывает свои тайны. Но иногда они становятся известны почти случайно. Однажды индийский археолог Р. Д. Банерджи вел раскопки. Найдя замечательный памятник 2 в. до н.э., он очень обрадовался и старался быстрее закончить работу, как вдруг чуть глубже обнаружил остатки более древней культуры.

    Так из небытия восстал знаменитый Мохенджо-Даро (Холм мертвых), целый город, существовавший более 4 тыс. лет назад. Был найден и еще более древний город Хараппа .

    По его имени все созданное в ту эпоху называют памятниками Хараппской культуры.

    Ученые установили, что Мохенджо-Даро и Хараппа — два самых больших города древней цивилизации, возможно, столицы крупных политических объединений. На самом высоком месте городе стояла цитадель, укрепленная мощными стенами, где обычно спасались от наводнений. Внутри цитадели находился огромный бассейн для ритуальных омовений. С помощью специального устройства сюда подавалась свежая вода.

    Удивляют широкие и прямые улицы этих городов, на редкость прочный кирпич (даже теперь его трудно расколоть), из которого возводились постройки. Дома были двух или даже трехэтажными. Вместо окон в толстых стенах делались небольшие отверстия для освещения: и толщина стен, и крошечные окна лучше предохраняли от индийской жары. Даже верхние этажи домов имели водопровод, чтобы совершать омовения, не выходя из жилища.

    Представить, как выглядели жители Мохенджо-Даро, помогают бронзовые, медные, каменные скульптуры, найденные археологами. Вот танцовщица при храме — юная, длинноногая, стройная, со множеством браслетов на руке. А вот жрец. Он очень красив. Глаза его полузакрыты — жрец погружен в молитву. Его мантия, перекинутая через левое плечо, украшена орнаментом в виде священного трилистника. Тщательно подстриженные волосы перехвачены широкой лентой, ниспадающей на спину; на лбу — круглая пряжка. Изваяна скульптура из белого стеарита, сохранившего следы красной пасты. Глаза сделаны из белого перламутра и от этого кажутся живыми.

    Индийские Веды и деление на касты

    В особых случаях жрецы произносили гимны и заклинания. Гимн Небу и Земле призывает благословение на землепашцев:

    Пусть Небо и Земля оросят нас медом,
    Те, что медом пропитаны,
    мед источают,
    медом воздействуют,
    Те, что приносят жертву
    и богатство богам,
    Великую славу, дбычу и мужество нам.

    А вот как звучит заклинание при постройке дома:

    Вот здесь стой прочно, о хижина,
    Богатая конями,
    богатая коровами,
    богатая радостями,
    Богатая силой,
    богатая жиром,
    богатая молоком!
    Возвышайся на великую судьбу!

    Это слава Вед — древнейших памятников индийской письменности. Самыми известными Ведами (что означает «знание») являются «Ригведа» (Веда гимнов), «Яджурведа» (Веда жертвенных формул), «Сомаведа» (Веда песнопений), «Атхарваведа» (Веда заклинаний). Их авторами считаются древние поэты и мудрецы Риши. Изучать и даже слушать Веды в Древней Индии мог далеко не каждый. Это было привилегией «двиджати » — «дважды рожденных». Кто они?

    Общество древней Индии делилось на касты (индийцы называют их «джати «, а ученые — «варны «). Принадлежность к касте обусловливалась рождением человека и наследовалась. Представители каждой касты занимались из поколения в поколение одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст. Возникновение каст один из гимнов «Ригведы» описывает так.

    Был мифический первочеловек Пуруш. Из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Шудры считались «экаджати» — «единожды рожденными». Каким же образом могли члены первых трех каст рождаться два раза? В детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд «упанаяна «, сопровождавшийся торжественным надеванием «упавита «. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

    Наиболее почетное место в обществе занимали, конечно, брахманы, выполнявшие жреческие обязанности, как знающие священное учение. Их называли «авадхья » — «неприкосновенные «. Убийство брахмана считалось величайшим преступлением.

    Царь, военную знать представляли кшатрии — «наделенный могуществом». Хорошо знакомое нам слово «раджа » (царь, вождь) относится именно к кшатриям.

    Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям .

    Положение шудр в древнеиндийском обществе было очень тяжелым. Им не полагалось ничего, кроме непосильной каждодневной работы и смиренного служения «дважды рожденным».

    Кшатрий — представитель индийской касты воинов

    Государства древней Индии

    Развитие Древней Индии иногда как бы прерывалось и шло вспять. Так, например, в середине 2 тыс. до н.э. в Индию приходят и расселяются полукочевые племена ариев . Индийская цивилизация исчезает. Происходит возвращение к первобытнообщинному строю. Только в первой половине 1 тыс. до н.э. снова возникают государства. Появляются и города, но уже не крупные, свойственные Хараппской культуре, а маленькие, очень хорошо укрепленные «пуры». Дома в них были каменные, деревянные, глинобитные, обязательно защищенные земляным валом. Снова появляются ремесленники. Особым уважением среди них пользовались плотники и кузнецы.

    В нижнем течении Ганга находилась Магадха – само крупное и сильное государство того времени. Наивысшего могущества оно достигло в 4-3 вв. до н.э. , объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Возникают благоприятные условия для развития экономики, совершенствования политического устройства, расцвета культуры.

    В 4 в. до н.э. возникла сильная держава Гуптов , просуществовавшая почти два столетия.

    Нанды, Маурьи, Шунги, Кушаны, Гупты — каждая из этих индийских династий интересна по-своему. Нанды обладали одним из самых больших на Древнем Востоке войском. Первым царем империи Маурьев был легендарный Чандрагупта. Канишка был царем громадной , через которую проходил в древности Великий шелковый путь.

    Эта сказочная страна привлекла и великого завоевателя древности . Его войско перешло через Гиндукуш и в долине реки Кофен (ныне Кабул) разделилось. Одна его часть во главе с Александром двинулась на север, другая — под командованием Пердикки и Гефистиона — переправилась через Инд и приготовилась дать сражение. Однако воинов ожидали обильное угощение и отдых. Местный раджа Таксил не только не собирался воевать с греко-македонцами, но даже подарил им лошадей и слонов.

    Наряду с царем Таксилом история сохранила имя храброго царя Пора — правителя могущественного государства на северо-западе Индии, который, несмотря на численное превосходство пришельцев, решился дать им открытый бой.

    В 326 г. до н.э. произошло жестокое сражение. Индийская армия оказалась разбитой. Истекая кровью, Пор предстал перед победителем и потребовал, чтобы с ним обращались, как подобает обращаться с царем. Александр, восхищенный его мужеством, не только вернул Пору его владения, но даже подарил новые земли.

    Александру не удалось завоевать всю Индию. На завоеванных территориях он оставил наместников. Последний из них, Эвдем, покинул Индию в 317 г. до н.э., то есть уже через 6 лет после смерти Александра Македонского.

    Соприкосновение двух культур оказалось кратковременным, но не прошло бесследно: влияние греческой культуры заметно в прекрасных образах североиндийской гандхарской скульптуры.

    Во 2 в. до н.э. Индия распалась на множество государственных образований, не способных отражать постоянные набеги парфян, скифов и других кочевников.

    Буддизм и индуизм в Индии

    Индийская история полна неожиданностей. Чтобы узнать об одной из них, вернемся немного назад. В 268 г. до н.э. индийский престол занял могущественный правитель династии Маурьев Ашока («Лишенный печали»). Он установил дипломатические и торговые отношения со многими странами Запада и Востока. При нем государство стало одним из крупнейших на Востоке. В молодости он не отличался мягкостью нрава и даже заслужил прозвище Чанда-Ашока («Жестокий Ашока»). На восьмой год своего правления он одержал победу над государством Калинга (территория современного индийского штата Орисса), получил дополнительные политические и торговые преимущества. Казалось, великому царю суждено и впредь вести войны и укреплять свою власть.

    Однако наскальный эдикт Ашоки, оставленный для потомства, гласил: «...И сколько бы людей в то время, когда были покорены калингяне, ни было убито или умерло, или уведено оттуда, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит мысль Угодного богам» (так Ашока называл себя). Он раскаивался в содеянном.

    Ашока, беспощадный когда-то, в другом эдикте наставлял: «И если кто-то причинит вред, Угодный богам считает, что надо пощадить, насколько простить возможно». Неожиданная метаморфоза Ашоки объясняется тем, что царь сделался приверженцем буддизма, религии, возникшей в Индии в 6 в. до н.э., и стал следовать ее правилам.

    Индия является также родиной индуизма — одной из древнейших на земле религий, зародившейся в 4 тыс. до н.э.

    Отличительная особенность индуизма — многобожье. Древние индийцы считали, что боги, как люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Питар (бог неба), Ушас (богиня утренней зори), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра — повелитель дождя, победивший Вритру — демона засухи.

    Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

    Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит раковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей.

    Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришел к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас бали, великодушный Вишну делать не стал.

    Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд, и его шея посинела. Поэтому его часто называют «Синегорлым». В руке у Шивы трезубец, и выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает «Горянка», два сына. Первый — четырехрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой — стрелы.

    Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает «Хорошо пахнущая». По преданию эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям — нагам. В современной Индии есть штат, который называется Нагаленд — «Земля змей».

    В Древней Индии сложился обычай посещать святые места. Особой добродетелью считалось побывать в Хардваре — месте, где река Ганг выходит на равнину, хоть раз в жизни, как бы далеко ни жил человек, совершить омовение в ее священных водах.

    Махабхарата содержит столько фантастических историй, изобилующих странными подробностями, что порой кажется — а что, если тут написана хотя бы толика правды?

    Махабхарата и Рамаяна

    Бесценным наследием великой индийской культуры является «Махабхарата » — огромное собрание легенд, сказок, преданий, религиозно-филисофских текстов.

    Автор этого грандиозного произведения неизвестен. В «Махабхарате» много сюжетов, главный из которых повествует о борьбе двух царских родов — Пандавов и Кауравов. В многолетнем споре победили братья Пандавы, но не без божественной помощи: колесницей одного из них, храброго и могучего Арджуны, правил его наставник великий Кришна. Разговор Кришны и Арджуны перед битвой изображен в «Бахагават-гите» («Божественной песне»), считающейся самой священной частью «Махабхараты». Некоторые места «Бхагават-гиты» звучат вполне современно:

    Кто сам себя победил, тот сам себе союзник,
    Кто же собой не владеет,
    тот, враждуя, себе враждебен.

    Эпическая поэма «Рамаяна » в противоположность «Махабхарате» — единое и стройное произведение, приписываемое поэту Вальмики . В «Рамаяне» рассказывается о старшем сыне царя Дашаратхи — Раме, который из-за коварства одной из царских жен вынужден с братом Лакшманом и верной женой Ситой уйти в изгнание. Они зажили в лесу, питаясь кореньями и плодами. Царь демонов, злой Равана, похитил Ситу и унес к себе. В страшном гневе Рама, объединившись с предводителем обезьян Хануманом , убивает похитителя и освобождает прекрасную Ситу. Вернувшись в столицу, Рама становится царем.

    «Рамаяну» и «Махабхарту» можно назвать энциклопедией жизни Древней Индии: так много там сведений о стране, обычаях людей, государственном управлении и культуре.

    Древние индийцы были сведущи не только в литературе, но и в математике, астрономии, медицине. Именно они подарили миру шахматы. Наука врачевания называлась Аюрведа — «наука о долгой жизни». Древнеиндийский врач был одновременно и ботаником, и фармакологом, и биологом, и психологом. Искусные хирурги, они не только почти безболезненно для пациента извлекали стрелы из ран, но даже восстанавливали правильную форму искалеченных в бою носов и ушей, т.е. делали пластические операции. Ну а в лечении змеиных укусов индийские врачи не знали себе равных!

    Из глубокой древности дошли до нас интереснейшие памятники архитектуры. Буддийские святилища-ступы внешне очень напоминают колокол.

    При взгляде на них неосознанно возникают мысли об их космическом происхождении – настолько они необычны. Основу их составляет насыпной холм, выложенный кирпичами или покрытый по беленной штукатуркой. Верх сооружения венчает квадратная терраса «хармика» («дворец богов»). Из ее центра вверх устремляется шпиль, на который нанизаны зонты (три либо семь), называемые «амалака». Семь зонтов символизируют семь ступеней с земли на небо, а три — количество небесных сфер. Внутри находится небольшая камера (иногда не одна) с останками Будды или буддийских святых. Все моления и обряды совершаются только снаружи.

    Наиболее известно святилище-ступа в Санчи, которое сооружали с 3 до 1 в. до н.э. На его знаменитых четырех воротах, называемых «торана», представлена вся Индия: природа, архитектура, предания и легенды, связанные с жизнью богов и людей, фантастические существа, животный мир, деревья и цветы, жизнеописание Будды. Рассматривать ворота можно часами — как читать увлекательную книгу.

    Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрость Вед:

    Да не будет ненависти
    У брата к брату, а у сестры к сестре!
    Оборотившись друг к другу,
    следуя одному обету,
    Говорите доброе слово!