Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что волнует родителей дошкольников. Проблемы современных родителей

Если ребенок учится в школе, то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая — обучить и воспитать ребенка.

Именно, исходя из этой общей целевой установки, родители и учитель должны быть единомышленниками или как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.

Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому. На интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом у каждого из них своя правда.

Что же в основном волнует родителей?

Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.

Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе — это уже проблематично. Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.

Также беспокоит родителей отношение учителей к ученикам. Они отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.

К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.

Родителей также возмущает и тот факт, что учителя не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.

У учителей в свою очередь тоже есть немало претензий к родителям школьников.

Например, учителей очень беспокоит:

— отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;

— несостоятельность отдельных родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т.д.;

— повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например, учитель учит не тому и не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;

— неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые родители, общаясь с педагогом, смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.

Что же делать?

Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в сети Интернет. Главное – надо любить детей. Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона - ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Научиться слышать и слушать друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы - уметь преодолевать их.

Придерживаться элементарных правил общения.

Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.

P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из 40 регионов России обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка», что такое отношение надо менять, чтобы родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.

В преддверии 1 сентября по инициативе общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей» было проведено Всероссийское родительское собрание с министром образования Дмитрием Ливановым. Родители многих регионов России получили возможность задать волнующие их вопросы в онлайн-режиме.

Больше всего родителей интересовали вопросы, связанные с платой за обучение и дополнительные занятия.

Дмитрий Ливанов отметил, что в ближайшем будущем планируется повысить финансирование дополнительного обрзования, что должно дать сильный импульс к его развитию. О том, чтобы дополнительное образование в ближайшее время стало полностью бесплатным речи не идет, но государство в дальнейшем планирует расширять перечень бесплатных образовательных услуг:
«Сейчас основной задачей Минобрнауки России и всего государства в целом является установление границы платного и бесплатного образования, причем границы последнего должны беспрестанно расширяться» .

Также родителей волновала обоснованность «поборов» вшколах. «Сегодня школы финансируются государством на достаточном уровне», - подчеркнул Дмитрий Ливанов. Однако во многих регионах до сих взимаются необоснованные сборы за те услуги, которые должны быть бесплатными. В случае необоснованного сбора средств с родителей Минобрнауки предлагает подавать обращение в электронной форме на сайте Россотрудничества или в региональные департаменты образования.

Родителей беспокоят вопросы безопасности школьников - как в плане доступа к информации, так и в плане здоровья при использовании электронных учебников.

Напомним, что с 1 января 2015 года любой учебник должен иметь электронную версию - так предписывает новый Закон об образовании в ст. 18. Но это должен быть не просто отсканированный текст, а полномасштабная мультимедийная версия, с картинками, видеороликами и дополнительными материалами. У школьников и учителей остается выбор - использовать книжку или устройство для чтения электронного учебника. Таким устройством может быть как школьный компьютер или ноутбук, так и личный планшет ученика. Родители ратуют за разработку единого федерального стандарта требований к устройствам - от размера экрана до менее травмирующей глаза детей технологии. Дмитрий Ливанов отметил, что такое устройство в обязательном порядке пройдет экспертизы безопасности, от измерения нагрузки на зрение до веса самого прибора, ведь основная цель таких учебников — избавить школьников от ношения тяжелых портфелей с учебниками.

Регулирование доступа школьников в Интернет также находится в зоне повышенного внимания. На Всероссийском родительском собрании было высказано предложение сделать доступ к некоторым сайтам по паспорту. Как сообщил Дмитрий Ливанов, федеральная система фильтрации сайтов уже создана и находится на этапе испытаний, в скором времени школы начнут поэтапно к ней подключаться. Помимо этого в школах должна проводиться разъяснительная работа, а 30 сентября 2014 года, в день Интернета, во всех школах пройдет Урок безопасности в Интернете, на котором школьникам расскажут как о возможностях, так и об опасностях мировой паутины.

В ходе диалога министра и родителей была затронула тема инклюзивного образования. Закон об образовании предусматривает обеспечение недискриминационного доступа к образованию лицам с ограниченными возможностями, в том числе путем организации инклюзивного образования. Такое образование предполагает совместное обучение детей всех категорий, специальные навыки учителя по работе с детьми с ограниченными возможностями, особое техническое оснащение школы и т. д.

«Важно создать не только условия для физического доступа, но и атмосферу, чтобы сам учитель был готов к появлению такого ребенка в классе и знал как с ним работать», - подчеркнул министр образования. Но и система коррекционного образования никуда не исчезнет. В коррекционных классах и школах останутся те дети, которые не смогут влиться в обычный класс - по состоянию здоровья или из-за особенностей развития и восприятия информации. Стоимость государственных затрат на обучение учащихся коррекционных классов и школ выше, чем на обычных, но это не должно становиться причиной сокращения таких школ и классов. По каждому городу должен проводиться анализ и только с учетом всех факторов может быть принято решение о ликвидации коррекционной школы или класса. «В любом случае положение учащихся ухудшаться не должно!», - заявил министр образования.

Дмитрий Ливанов пообещал, что мнение родителей было услышано и принято во внимание. В дальнейшем проведение таких родительских собраний станет ежегодным.

Ключевые слова

НАУЧНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ИНТЕНСИВНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗАПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / SCIENTIFIC PARENTING / INTENSIVE PARENTING / INFORMATIONAL INQUIRIES OF PARENTS / EDUCATIONAL PROGRAMS FOR PARENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы - Михайлова Яна Яковлевна, Сивак Елизавета Викторовна

Интенсивное родительство как доминирующая сегодня идеология воспитания детей предполагает, что родителю необходимо руководствоваться экспертным знанием в том, что касается развития, воспитания, здоровья, образования ребенка. В этом контексте в настоящее время активно развиваются образовательные программы для родителей и создаются возможности для их самообразования. Однако данных о том, отражаются ли установки идеологии интенсивного родительства в практиках российских родителей, в литературе нет. Пользуются ли родители источниками экспертного знания о детях? В какие периоды они больше всего нуждаются в информации о воспитании детей? В статье на данных он лайн-опроса матерей и отцов детей в возрасте от одного года до 12 лет анализируются способы приобретения родителями знаний о воспитании детей: какими источниками информации они пользуются; кому доверяют; какие вопросы, связанные с детьми, их волнуют. Показано, что запрос на экспертное знание далеко не универсален. Несмотря на бум научно-популярной литературы и других источников экспертного знания, для родителей значимы традиционные способы получения информации о воспитании: друзья и родственники. Так, например, даже в вопросах лечения ребенка своим родителям доверяют 40% матерей (70% доверяют врачам). Интенсивность обращений к разным источникам информации связана с возрастом ребенка: выделяются «пики растерянности» родителей, возникающие на определенных этапах жизни ребенка это первые полгода его жизни и период перед школой; между ними пролегает период относительного «затишья» (4-5-летний возраст ребенка).

Похожие темы научных работ по социологическим наукам, автор научной работы - Михайлова Яна Яковлевна, Сивак Елизавета Викторовна

  • Современная родительская культура и ее значение для взаимодействия родителей и педагогов

    2019 / Сивак Елизавета Викторовна
  • Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком?

    2015 / Козьмина Яна Яковлевна, Сивак Елизавета Викторовна
  • Профессионализация родительства: между экспертным и обыденным знанием

    2016 / Чернова Жанна Владимировна, Шпаковская Лариса Леонидовна
  • "Жизнь по доктору Комаровскому": конструирование родительства в советах по уходу за детьми

    2015 / Елена Стрельник
  • Профессионалы и приемные родители: стратегии взаимодействия

    2016 / Сересова Ульяна Игоревна, Шутикова Елена Алексеевна
  • Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей

    2015 / Поливанова Катерина Николаевна, Вопилова Ирина Евгеньевна, Козьмина Яна Яковлевна, Нисская Анастасия Константиновна, Сивак Елизавета Викторовна
  • Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика

    2017 / Безрукова Ольга Николаевна
  • Феномен «Сознательное родительство»: взгляды детей и родителей

    2016 / Асриева Снежана Вячеславовна
  • Особенности внутренней позиции родителя у детей подросткового возраста

    2016 / Абдуллина Светлана Александровна
  • культурный капитал материнства и ценности семейного воспитания: сравнительный анализ

    2016 / Безрукова Ольга Николаевна, Рыскина Виктория Львовна, СамойЛова Валентина Алексеевна

Scientists note that the dominant ideology for raising children today is intensive parenting . One of the key prerequisites underlying this ideology is that in child-rearing a parent should be guided by expert knowledge. In this context, educational programs for parents and parental self-education are being actively developed. However, the informational inquiries of parents have not been sufficiently studied. What sources do parents use? At which points is information about the upbringing of children most needed? In this paper we look at what sources of information related to children (education, health, etc.) parents use and what questions they are concerned about. The paper is based on an online survey of mothers and fathers of children aged from one to 12 years. We show that the intensity of use of different sources of information is related to the age of a child: one can single out peaks of "confusion" associated with certain stages in a child"s life: the first six months of her or his life and the 6-7 year old age (preparation for school), with a relatively calm period (when a child is 4-5 years old) between them.

Текст научной работы на тему «Научное родительство? Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются»

Научное родительство?

Что волнует родителей и какими источниками информации они пользуются

Я. Я. Михайлова, Е. В. Сивак

Статья поступила в редакцию в феврале 2018 г.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-33-01135.

Михайлова Яна Яковлевна

младший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected] Сивак Елизавета Викторовна научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: [email protected]

Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20.

Аннотация. Интенсивное родительство как доминирующая сегодня идеология воспитания детей предполагает, что родителю необходимо руководствоваться экспертным знанием в том, что касается развития, воспитания, здоровья, образования ребенка. В этом контексте в настоящее время активно развиваются образовательные программы для родителей и создаются возможности для их самообразования. Однако данных о том, отражаются ли установки идеологии интенсивного родительства в практиках российских родителей, в литературе нет. Пользуются ли родители источниками экспертного знания о детях? В какие периоды они больше всего нуждаются в информации о воспитании детей? В статье на данных он-

лаин-опроса матерей и отцов детей в возрасте от одного года до 12 лет анализируются способы приобретения родителями знаний о воспитании детей: какими источниками информации они пользуются; кому доверяют; какие вопросы, связанные с детьми, их волнуют. Показано, что запрос на экспертное знание далеко не универсален. Несмотря на бум научно-популярной литературы и других источников экспертного знания, для родителей значимы традиционные способы получения информации о воспитании: друзья и родственники. Так, например, даже в вопросах лечения ребенка своим родителям доверяют 40% матерей (70% доверяют врачам). Интенсивность обращений к разным источникам информации связана с возрастом ребенка: выделяются «пики растерянности» родителей, возникающие на определенных этапах жизни ребенка - это первые полгода его жизни и период перед школой; между ними пролегает период относительного «затишья» (4-5-летний возраст ребенка). Ключевые слова: научное родительство, интенсивное родительство, информационные запросы родителей, образовательные программы для родителей.

DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-8-25

В последнее время заметно растет количество различных ресурсов для родительского образования: появляются образовательные программы и курсы для родителей, в том числе финансируемые государством [Поливанова и др., 2015], активно развивается индустрия экспертных советов по воспитанию и развитию ребенка [Стрельник, 2015; Майофис, Кукулин, 2010], в частности в новых областях экспертизы (например, слингоно-шение, правильное грудное вскармливание).

Исследователи считают ориентацию на экспертное знание о воспитании ребенка одним из императивов интенсивного материнства - доминирующей сегодня идеологии воспитания . В качестве предпочтительных методов воспитания она рассматривает «детоцентричные, направляемые экспертами, эмоционально поглощающие, трудоемкие и финансово затратные» . Все чаще в литературе встречается и понятие «интенсивное родительство»: влиятельная идеология начинает распространяться на отцов .

Согласно модели интенсивного родительства родители ответственны за все, что произойдет с ребенком, в рамках этой идеологии предполагается, что их действия оказывают решающее влияние на развитие ребенка (parental determinism) , а «неправильное» воспитание порождает множество социальных проблем .

Не единственное, но одно из ключевых требований идеологии интенсивного родительства - ориентация на экспертное знание. Предполагается, что с помощью советов экспертов родители должны овладеть разными сложными навыками и знаниями в области воспитания детей [Чернова, Шпаковская, 2013; Lee et al., 2014] и основывать свои решения на научно проверенных фактах. Такую установку обозначают понятием «научное родительство» (scientific parenting) . Она уже нашла свое отражение в научно-популярной литературе для родителей. Так, например, популярный педиатр Евгений Комаровский в своих работах проводит границу между «устаревшим» знанием родственников о том, как ухаживать за детьми, и «новым», «правильным» знанием современных врачей: от первого типа знания, по его мнению, нужно отказаться, а вторым он призывает руководствоваться [Комаровский, 2017].

Идеология интенсивного родительства в России пока практически не изучена, но отдельные ее положения получают все более широкое распространение [Поливанова и др., 2015; Стрельник, 2015; Чернова, Шпаковская, 2013; Годованная, Тем-кина, 2017]. В медиа и государственном дискурсе воспитание детей конструируется как задача, за которую полностью ответ-

ственны родители и для успешного осуществления которой они должны приобретать особые компетенции [Чернова, Шпаков-ская, 2013]; безответственное родительство представляется как источник различных социальных проблем [Стрельник, 2015].

Мы провели опрос родителей с целью оценить, насколько новая родительская культура - в частности, ориентированность на экспертное знание и активность родителей в области самообразования - вошла в практику родительского поведения и воспитания детей. Насколько интенсивно пользуются родители экспертными мнениями о воспитании детей и различными образовательными ресурсами для родителей, посещают ли специальные занятия для родителей? Можно ли говорить о научном родительстве в том смысле, что происходит замещение экспертными мнениями более традиционных источников информации - советов родственников и друзей? Как интенсивность использования разных источников информации меняется с возрастом ребенка, какие пики интереса можно выделить?

1. Выборка Выборку исследования составили родители, имеющие одного и организация ребенка в возрасте от одного года до 12 лет. Информационные опроса запросы родителей существенно различаются в зависимости от того, сколько детей в семье и какого они возраста, поэтому, с учетом ограниченности ресурсов, было принято решение сосредоточиться именно на этой группе родителей.

Сбор данных проводился методом анкетного онлайн-опро-са1 в июле 2016 г. Всего были опрошены более 2 тыс. человек (городское население). Особенностью опроса является то, что в нем участвовали не только матери (1 тыс. человек), но и отцы (1 тыс. человек), которые гораздо реже, чем матери, попадают в фокус внимания исследователей.

Чтобы обеспечить представленность в итоговой выборке родителей детей разного возраста, были введены квоты на возраст ребенка: доля родителей детей в возрасте от одного года до 6 лет должна была составить около 50%, и столько же-доля родителей детей от 7 до 12 лет.

1 Доступ населения к Интернету в 2016 г. составлял 70% (индекс пользования Интернетом в РФ на сайте ВЦИОМ: http://wciom.ru/news/ ratings/polzovanie_internetom/), поэтому мы предполагали, что у значительной доли родителей он в наличии.

Для организации онлайн-опроса использована онлайн-панель (база потенциальных респондентов разного пола, возраста, проживающих в разных регионах России) компании ОМ1. Качество онлайн-панели этой компании было проверено в ходе независимого аудита и показано, что она характеризуется наиболее высокой добросовестностью участников: в этой базе самая низкая в России доля людей, которые заполняют анкеты слишком быстро или попадают в вопросы-ловушки: http://www.omirussia.ru/ru/online_panels/panel_quality/

Таблица 1. Распределение участников исследования по городам с разной численностью населения, %

Доля городского населения РФ Доля среди ответивших

Москва 12 10

Другие города-миллионники 19 15

Города с численностью населения менее 1 млн человек 68 75

Всего (человек) 2047

Рис. 1. Распределение опрошенных родителей по возрасту

Рис. 2. Распределение опрошенных родителей по уровню доходов (ежемесячный доход семьи в среднем за последние полгода в расчете на одного человека) в сравнении с совокупным населением РФ, по данным Росстата за 2016 г

I I ^^с^с^со^тюсосо

СПС^^О^^ОО " ^ ^ С^ С^ СО Ю

Рис. 3. Распределение опрошенных родителей по уровню образования

(наличие высшего образования у ответивших) в сравнении с совокупным населением РФ, по данным Переписи населения 2010 г

Выборка была спланирована таким образом, чтобы распределение респондентов по типу городских поселений (Москва, другие города-миллионники, города с численностью населения менее 1 млн человек) было пропорционально распределению городского населения РФ, так как доступные родителям источники информации о воспитании и образовании детей могут существенно различаться в зависимости от размеров города. Итоговое распределение респондентов по типам населенных

пунктов практически совпадает с запланированным (табл. 1). На рис. 1-3 представлены характеристики итоговой выборки в сравнении с совокупным населением РФ: возраст, уровень дохода и образования. Средний возраст матери при рождении первого ребенка в нашей выборке совпадает со средним по России - 25 лет [Захаров, 2016. С. 122]. К сожалению, в силу отсутствия соответствующих открытых данных по переписи населения РФ мы не можем сравнить нашу выборку по уровню дохода и образования с членами семей, имеющих одного ребенка, в целом по РФ и более точно оценить смещения.

2. Результаты опроса

2.1. Когда и какие вопросы о ребенке возникают у родителей

Родителям был задан открытый вопрос, и ответы на него затем кодировались. Респондентов просили указать, какие именно вопросы, связанные с воспитанием ребенка, их волновали за последний год. Можно было указать несколько вопросов. Матери в среднем формулировали больше вопросов, чем отцы (2,6 и 2 вопроса соответственно; различия статистически значимы, р < 0,05).

Разброс тем, волнующих родителей, весьма широк. Во-первых, множество вопросов связано с заботой о теле ребенка: здоровьесбережение, вредные привычки, гигиена, профилактика болезней, нормы физиологического развития, первая помощь, а также поиск квалифицированной медицинской помощи. Во-вторых, у родителей часто возникают вопросы о нормах развития, отклонениях в психическом здоровье, возможностях помощи ребенку (поиск логопеда, дефектолога), зависимостях (например, от компьютера). В-третьих, родители хотят узнать, как наладить взаимоотношения в семье (между родителями после развода, с бабушками и дедушками) и в школе (конфликты со сверстниками). Более чем в половине случаев вопрос заключается в том, как можно повлиять на поведение ребенка: как привить любовь к учебе, как бороться с ленью, как можно наказывать детей и т. п. Еще одна группа вопросов посвящена организации обучения - доступу к системе общего и дополнительного образования, выбору детского сада, школы, кружков и секций, академическим успехам ребенка.

Число вопросов, задаваемых родителем, связано с его вовлеченностью в воспитание: чем чаще мать или отец занимались какими-то делами вместе с ребенком (читали ему, рассказывали сказки, занимались спортом, пели песни, обсуждали что-либо), тем больше вопросов они указывают (коэффициент корреляции 0,1, р < 0,01).

Запрос на информацию отчетливо меняется с возрастом ребенка (рис. 4). Чем старше ребенок, тем меньше вопросов формулирует родитель (коэффициент корреляции -0,1, р < 0,001). Также есть отрицательная взаимосвязь числа указанных в анке-

Рис. 4. Зависимость длины вопросов от возраста ребенка

80 Знаков в ответе

Возраст, лет

те вопросов с возрастом родителя (коэффициент корреляции также -0,1, p < 0,001).

Так как вопросы родителей могут быть как очень общими (как играть с ребенком?) или, наоборот, узкими (как лечить насморк?), мы использовали в качестве индикатора заинтересованности родителей не только число возникших у них вопросов, но и объем текста при ответе на данный вопрос (суммарное число знаков), предполагая, что чем заинтересованней родитель, тем больше он напишет.

В среднем объем текста у отцов меньше, чем у матерей. Динамика этого показателя также различается: объем текста у отцов плавно снижается с возрастом ребенка, в то время как у матерей он сначала снижается, а затем, когда ребенок достигает школьного возраста, опять повышается. Таким образом, озабоченность теми или иными вопросами, связанными с воспитанием ребенка, далеко не так универсальна, как это показано в нескольких ключевых работах об интенсивном родительстве (например, Ф. Фуреди, описывая постоянно обеспокоенных вопросами воспитания ребенка родителей, использует термин paranoid parenting ). Степень и содержание этой обеспокоенности различаются у матерей и отцов, а также у родителей детей разного возраста.

В анкету были включены несколько вопросов о том, к каким источникам информации о ребенке и воспитании родители обращаются и как часто: с кем обсуждают вопросы, связанные с ребенком; читают ли научно-популярную литературу; смотрят ли ТВ-передачи и др. Родителей также просили оценить, насколько они доверяют тем или иным источникам информации в делах,

2.2. Источники информации, к которым обращаются родители

касающихся ребенка. Кроме этого, в анкету для матерей были включены пункты о том, обращались ли они с ребенком к психологу, и об использовании онлайн-форумов и сообществ для родителей в Интернете.

Активность родителей в обращении к тем или иным источникам информации зависит от многих факторов (табл. 1 в приложении). Проживающие вместе родители, а также родители, вовлеченные в регулярное взаимодействие с собственными детьми (постоянно рассказывают им сказки на ночь, обнимают и т. п.), в среднем активнее обращаются к различным источникам информации о ребенке - независимо от того, дошкольник он или уже достиг школьного возраста. Чем выше уровень культурного капитала2, тем выше вероятность, что мать ребенка обращалась к психологу по каким-либо связанным с ребенком вопросам. При этом у родителей, проживающих не в Москве, а также у отцов, не имеющих постоянной работы и характеризующихся сравнительно низким уровнем культурного капитала, активность в обращении к тем или иным источникам информации о детях существенно снижается по мере взросления ребенка.

Подавляющее большинство опрошенных обсуждали за последний месяц с кем-либо вопросы, связанные с их ребенком (табл. 2). Чаще всего участники опроса обращались ко второму родителю ребенка, к знакомым и друзьям или к своим родителям. Около половины родителей за последний месяц ни разу не обращались к профессионалам - врачам, воспитателям, учителям. Реже всего участники исследования отмечали, что обсуждали вопросы, связанные с ребенком, на форумах или в сообществах родителей в Интернете. Несколько чаще других этот источник информации упоминали родители, которые живут в городах-миллионниках (9,6% родителей из Москвы, 8,2% - из других городов-миллионников; 7,6% - из других городов; различия статистически значимы, р < 0,05).

При этом чем старше ребенок, тем меньше доля матерей, которые обращаются за советом к родственникам или экспертам (педагогам, врачам) (различия статистически значимы, р < 0,05). Среднее число типов таких собеседников у матерей также снижается с возрастом ребенка: матери, имеющие детей в возрасте от одного года до 6 лет, в среднем выбирали пять вариантов ответа, а матери школьников - четыре варианта. Наиболее распространенный собеседник для матерей - это их друзья и знакомые (более 90%), и популярность обсуждений с ними не снижается по мере взросления ребенка. Для от-

2 Уровень культурного капитала измерялся с помощью нескольких вопросов: вопроса о чтении на иностранном языке и частоте посещения театров, музеев, концертов.

Таблица 2. С кем за последний месяц родители обсуждали вопросы, связанные с ребенком (% ответивших, выделены наиболее популярные варианты ответов)

Матери Отцы

Дети 1-6 лет 7-12 лет 1-6 лет 7-12 лет

С друзьями и знакомыми 94 94 78 77

Со своими родителями 92 85 87 84

С отцом/матерью ребенка 85 71 96 94

С врачами 65 45 62 45

С родителями отца/матери ребенка 53 37 59 53

С воспитателями или учителями 45 42 49 50

На форумах или в сообществах родителей в Интернете 42 33 19 19

Среднее число выбранных вариантов ответа 5 4 4 4

Всего (человек) 519 514 500 498

цов в роли собеседника для обсуждения вопросов, связанных с воспитанием, выступает мать ребенка (более 90%).

Помимо обсуждений с людьми, пользующимися их доверием, и профессионалами, родители прибегают и к другим источникам информации о воспитании детей: 83% матерей и 60% отцов как минимум один раз за предшествовавший опросу месяц читали статьи о развитии ребенка, о его воспитании и уходе за ним в книгах, газетах, журналах или на сайтах в Интернете, 67% матерей и 60% отцов смотрели телепередачи на эти темы. Больше всего книг о воспитании читают матери детей в возрасте до 6 лет: 87% матерей - не менее трех раз за последний месяц (различия статистически значимы, р < 0,05).

Что касается такого источника информации, как онлайн-сообщества родителей, то большинство опрошенных матерей (75%) проводят на форумах или в сообществах родителей в Интернете (например, в социальных сетях, Живом журнале, на платформе ЬаЬуЫод) в среднем не менее 10 минут в день. Однако только 8% родителей (11% матерей и 4% отцов) активно участвуют в жизни интернет-сообществ: три раза или чаще за месяц, предшествовавший опросу, они обращались к членам сообщества с вопросами, связанными с ребенком, или комментировали чужие записи. Чем старше ребенок, тем меньше доля матерей, которые подписаны на какие-то сообщества или фору-

мы для родителей в Интернете: среди матерей годовалых детей таких 87%, среди матерей 11-12-летних детей - 57%).

Оценивая степень своего доверия к тем или иным источникам информации о детях и воспитании, практически по всем вопросам наиболее часто родители (в первую очередь отцы) в качестве самых надежных советчиков выбирали людей из своего ближайшего окружения. Даже в таких вопросах, как лечение ребенка, профилактика заболеваний, прививки, значительная часть родителей доверяет непрофессионалам - своим родителям, друзьям и знакомым, мужу/жене. Так, в вопросах лечения 70% матерей доверяют врачам, и 41% - своим родителям; 66% отцов в этом вопросе доверяют врачам и 61% - матери ребенка (табл. 2-5 приложения). Матерей, которые в вопросах воспитания и развития ребенка доверяют воспитателям, учителям, психологам, научно-популярной литературе для родителей, в 2 раза меньше, чем тех, кто доверяет отцу ребенка или своим родителям (среди отцов разница еще больше).

Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что эксперты и экспертная литература не являются для родителей наиболее значимым среди разных источников информации о ребенке. Родители, как правило, используют широкий спектр разнообразных источников информации и не всегда больше доверяют экспертам, чем мужу/жене или своим родителям. При этом чем выше уровень культурного капитала родителей, чем крепче семейные узы (родители живут вместе, регулярно взаимодействуют с ребенком), тем более широким набором источников информации о ребенке пользуются родители, тем чаще они обращаются к этим источникам и тем вероятнее они будут продолжать обращаться к различным источникам, когда ребенок подрастет.

Доля родителей, желающих посещать курсы для родителей, не меняется в зависимости от возраста ребенка: вплоть до достижения им 12 лет она составляет более 50% для матерей и более 40% для отцов. Однако действительно посещают образовательные курсы они в основном до рождения ребенка, в период беременности (рис. 5).

Среди желающих посещать курсы женщин высока доля тех, кто уже ходил на такого рода занятия (рис. 6). Около трети женщин и около половины мужчин как не посещали, так и не планируют их посещать. У тех родителей, кто хотел бы посещать курсы, в среднем больше книг про воспитание и уход за детьми. Среди тех, кто подписан на какие-то форумы или сообщества родителей в Интернете, 28% отметили, что определенно хотели бы посещать образовательные курсы для родителей; среди тех, кто не подписан,- 14%. Родители, которые хотели бы посещать курсы, чаще обсуждают вопросы, связанные с ребен-

2.3. Посещение курсов для родителей

Рис. 5. Доля посещавших курсы для родителей, % опрошенных

В период беременности Когда ребенку 3 было < 1 года 2

Рис. 6. Доля тех, кто посещал курсы для родителей и хотел бы посещать их в будущем, % ответивших

Посещали: да; хотели бы посещать: да Посещали: нет; хотели бы посещать: да Посещали: да; хотели бы посещать: нет Посещали: нет; хотели бы посещать: нет

ком, с воспитателями и учителями ребенка, с врачами и с другими родителями на форумах и сообществах в Интернете, чаще читают книги, статьи и смотрят телепередачи про воспитание и развитие ребенка, уход за ним.

Таким образом, в наибольшей степени в образовательных курсах для родителей заинтересованы те, кто достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспитания детей.

Наше исследование показало, что подавляющее большинство 3. Заключение родителей находятся в поиске информации о воспитании ребенка и могут обращаться к разнообразным источникам: специалистам, родственникам, знакомым, книгам про воспитание и развитие детей, интернет-форумам и онлайн-сообществам, телепередачам. У большинства родителей сложился собственный круг источников информации о ребенке, которыми они пользуются и которым доверяют.

Интенсивность использования разных источников информации, как и желание посещать образовательные занятия для родителей, снижается с возрастом ребенка. Число связанных с воспитанием ребенка вопросов, которые возникают у родителей, также падает по мере его взросления. Исключение составляет возраст 6-7 лет, когда дети идут или готовятся пойти в школу: в этот момент у родителей опять возникает множество вопросов и обостряется потребность в информации. Что касается образовательных курсов для родителей, то их посещают преимущественно в период до рождения ребенка. Мы предполагаем, что причина, по которой после рождения ребенка родители не посещают образовательные курсы, состоит не только в сокращении у них с появлением ребенка ресурсов свободно-

го времени и финансов. Можно предположить, что до появления ребенка на свет для них была важна информация о младенцах в целом (и на такой запрос могли ответить существующие курсы для будущих родителей), а после рождения их начинают интересовать более конкретные вопросы, касающиеся именно их ребенка, их семейной ситуации, - а значит, формат занятий с общей информацией становится для них менее актуальным.

При построении образовательных занятий с родителями, а также при создании информационного контента для них необходимо учитывать еще несколько важных особенностей их запроса на сведения о ребенке, о его развитии и воспитании. Во-первых, наиболее распространенными источниками информации для большинства родителей, в особенности для отцов, остаются люди из их ближайшего окружения: их собственные родители, супруга/супруг, друзья и знакомые. Даже в вопросах лечения детей существенная доля родителей - сопоставимая с долей тех, кто доверяет специалистам,-доверяют своим ближайшим родственникам. К другим источникам (психологи, научно-популярная литература, форумы или сообщества родителей в Интернете, телепередачи про воспитание, развитие детей и уход за детьми) чаще обращаются родители с высшим образованием и те, кто живет в больших городах. Во-вторых, родителей, которые хотели бы посещать образовательные курсы, больше среди тех, кто уже пользуется какими-либо источниками информации про детей. Так, треть тех, кто хотел бы посещать занятия, уже когда-либо были на таких занятиях. В наибольшей степени в образовательных курсах для родителей заинтересованы те, кто достаточно серьезно занимается самообразованием в области воспитания детей. В-третьих, активнее других ищут и используют источники информации о ребенке родители, проживающие вместе, вовлеченные во взаимодействие с ребенком, имеющие постоянную работу. В частности, в этой группе родителей выше доля тех, кто посещал образовательные курсы или хотел бы их посещать.

Собранные данные не позволяют судить о том, как используются знания из разных источников: например, воплощают ли родители на практике советы родственников в той же мере, что и рекомендации из научно-популярной литературы. Кроме этого, мы не знаем, что составляет содержание советов родственников. Возможно, в этих советах транслируется научно-популярное знание, полученное из литературы для родителей, медицинских статей и т. д.

Таким образом, на основании проведенного исследования мы можем предположить, что идеи опоры преимущественно на экспертное знание в воспитании детей и использования помощи профессионалов в воспитании детей как составляющие идеологии интенсивного родительства пока весьма неравно-

мерно представлены в воспитательных практиках разных групп российских родителей.

В контексте полученных результатов возникает вопрос о содержании и форматах образовательных программ для активных в области самообразования родителей: что им нужно сверх того, что они сейчас могут получить из доступных источников информации. Также появляется вопрос о том, как привлечь родителей менее активных и менее «благополучных» (если считать, что каждому современному родителю требуется высокий уровень родительских компетенций) и как устранить барьеры (экономические, географические и др.), препятствующие их доступу к образовательным программам для родителей. Одним из возможных решений является смещение фокуса с «трансляции» информации к более диверсифицированным по формату и содержанию программам, позволяющим работать с такой неоднородной группой слушателей, как родители (см., например, [Поливанова и др., 2015]).

1. Годованная М., Темкина А. (2017) «Мать ты навечно, но и художни- Литература ца всегда»: творчество в условиях интенсивно расширенного материнства // Laboratorium. Журнал социальных исследований. Т. 9. № 1.

2. Захаров С. В. (ред.) (2016) Население России 2014: XXII ежегодный демографический доклад. М.: Изд. дом ВШЭ.

3. Комаровский Е. (2017) Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. М.: Litres.

4. Майофис М., Кукулин И. (2010) Новое родительство и его политические аспекты // Pro et Contra. № 1-2. С. 6-19.

5. Поливанова К. Н., Вопилова И. Е., Михайлова (Козьмина) Я.Я., Нисская А. К., Сивак Е. В. (2015) Самоэффективность как содержательная основа образовательных программ для родителей // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. № 4. С. 184-200. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-184-200.

6. Стрельник Е. (2015) «Жизнь по доктору Комаровскому»: конструирование родительства в советах по уходу за детьми // Laboratorium. Журнал социальных исследований. № 2. С. 83-105.

7. Чернова Ж., Шпаковская Л. (2013) Дискурсивные модели современного российского родительства // Женщина в российском обществе. № 2. С. 14-26.

8. Apple R. D. (1995) Constructing Mothers: Scientific Motherhood in the Nineteenth and Twentieth Centuries // Social History of Medicine. Vol. 8. No 2. P. 161-178.

9. Bruer J. T. (1999) The Myth of the First Three Years: A New Understanding of Early Brain Development and Lifelong Learning. Riverside, NJ: Simon and Schuster.

10. Craig L., Powell A., Smyth C. (2014) Towards Intensive Parenting? Changes in the Composition and Determinants of Mothers" and Fathers" Time with Children 1992-2006 // The British Journal of Sociology. Vol. 65. No 3. P. 555-579.

11. Ennis L. R. (ed.) (2014) Intensive Mothering: The Cultural Contradictions of Modern Motherhood. Toronto: Demeter Press.

12. Faircloth C. (2010) "What Science Says Is Best": Parenting Practices, Scientific Authority and Maternal Identity // Sociological Research Online. Vol. 15. No 4. P. 1-4.

13. Faircloth C. (2014) Intensive Parenting and the Expansion of Parenting // E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish (eds) Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan. P. 25-50.

14. Furedi F. (2001) Paranoid Parenting: Abandon Your Anxieties and be a Good Parent. London: Penguin.

15. Hays S. (1998) The Cultural Contradictions of Motherhood. New Haven: Yale University.

16. Lee E., Bristow J., Faircloth C., Macvarish J. (eds) (2014) Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan.

17. Lee E. (2014) Experts and Parenting Culture // E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish (eds) Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan. P. 51-75.

18. Lee E., Macvarish J., Bristow J. (2010) Risk, Health and Parenting Culture // Health, Risk & Society. Vol. 12. No 4. P. 293-300.

19. Lee E. J. (2008) Living with Risk in the Age of "Intensive Motherhood": Maternal Identity and Infant Feeding // Health, Risk & Society. Vol. 10. No 5. P. 467-477.

20. Macvarish J. (2014) Babies" Brains and Parenting Policy: The "Insensitive" Mother // E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish (eds) Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan. P. 165-183.

21. Macvarish J., Lee E., Lowe P. (2014) The "First Three Years" Movement and the Infant Brain: A Review of Critiques // Sociology Compass. Vol. 8. No 6. P. 792-804.

22. Shirani F., Henwood K., Coltart C. (2012) Meeting the Challenges of Intensive Parenting Culture: Gender, Risk Management and the Moral Parent // Sociology. Vol. 46. No 1. P. 25-40.

23. Wolf J. (2007) Is Breast Really Best? Risk and Total Motherhood in the National Breastfeeding Awareness Campaign // Journal of Health Politics, Policy and Law. Vol. 32. No 4. P. 595-636.

Таблица П1. Сколько раз родители читали книги или статьи Приложение

про развитие и воспитание ребенка за последний месяц,

доля ответивших, %

Матери | Отцы

Дети 1-6 лет 7-12 лет | 1-6 лет | 7-12 лет

3 или более раз 41 24 | 17 | 10

1-2 раза 46 56 | 48 | 44

Ни разу 14 21 | 35 ! 46

Таблица П2. Доверие к разным источникам информации о лечении ребенка, доля ответивших, %

Матери | Отцы

Отец или мать ребенка! 21 61

Родители отца или матери ребенка | 17 | 19

Собственные родители | 42 | 28

Врачи | 70 | 66

Знакомые или друзья; 23 ; 12

Психологи! 5 ; 5

Участники сообществ/форумов родителей в Интернете | 7 4

Воспитатели или учителя | 2 | 4

Научно-популярная литература для родителей (книги, статьи в Интернете, журналы и газеты) | 14 10

Телепередачи про воспитание, уход и обучение ребенка! 8 6

Таблица 3. Доверие к разным источникам информации о воспитании и развитии ребенка, доля ответивших, %

I Матери | Отцы

Отец или мать ребенка | 47 | 70

Родители отца или матери ребенка | 19 | 27

Собственные родители! 49 | 42

Знакомые или друзья | 17 | 11

Врачи; 10 ! 7

Матери Отцы

Участники сообществ/форумов родителей в Интернете 14 8

Психологи 18 17

Воспитатели или учителя 23 25

Научно-популярная литература для родителей (книги, статьи в Интернете, журналы и газеты) 21 14

Телепередачи про воспитание, уход и обучение ребенка 10 8

Другое 1 0

Никаким источникам не доверяю 4 3

Таблица П4. Доверие к разным источникам информации об отношениях ребенка с другими детьми,

доля ответивших, %

Матери Отцы

Отец или мать ребенка 42 56

Родители отца или матери ребенка 18 22

Собственные родители 39 29

Знакомые или друзья 27 18

Участники сообществ/форумов родителей в Интернете 13 8

Психологи 22 19

Воспитатели или учителя 26 27

Научно-популярная литература для родителей (книги, статьи в Интернете, журналы и газеты) 17 9

Телепередачи про воспитание, уход и обучение ребенка 8 6

Другое 1 0

Никаким источникам не доверяю 4 6

Таблица П5. Доверие к разным источникам информации об учебе и образовании, доля ответивших, %

Матери Отцы

Отец или мать ребенка 42 56

Родители отца или матери ребенка 16 17

Собственные родители 39 29

Знакомые или друзья 27 18

Участники сообществ/форумов родителей в Интернете 11 8

Психологи 12 11

Воспитатели или учителя 39 37

Научно-популярная литература для родителей (книги, статьи в Интернете, журналы и газеты) 20 16

Телепередачи про воспитание, уход и обучение ребенка 10 10

Другое 1 1

Никаким источникам не доверяю 5 6

Scientific Parenting? What Parents Worry about and What Sources of Information They Use

Authors Yana Mikhaylova

Junior Research Fellow, Centre for Contemporary Childhood Research, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: [email protected]

Research Fellow, Centre for Contemporary Childhood Research, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics. E-mail: [email protected]

Address: 20 Myasnitskaya Str., 101000 Moscow, Russian Federation.

Abstract Scientists note that the dominant ideology for raising children today is intensive parenting. One of the key prerequisites underlying this ideology is that in child-rearing a parent should be guided by expert knowledge. In this context, educational programs for parents and parental self-education are being actively developed. However, the informational inquiries of parents have not been sufficiently studied. What sources do parents use? At which points is information about the upbringing of children most needed? In this paper we look at what sources of information related to children (education, health, etc.) parents use and what questions they are concerned about. The paper is based on an online survey of mothers and fathers of children aged from one to 12 years. We show that the intensity of use of different sources of information is related to the age of a child: one can single out peaks of "confusion" associated with certain stages in a child"s life: the first six months of her or his life and the 6-7 year old age (preparation for school), with a relatively calm period (when a child is 4-5 years old) between them.

Keywords scientific parenting, intensive parenting, informational inquiries of parents, educational programs for parents.

References Apple R. D. (1995) Constructing Mothers: Scientific Motherhood in the Nineteenth and Twentieth Centuries. Social History of Medicine, vol. 8, no 2, pp. 161-178.

Bruer J. T. (1999) The Myth of the First Three Years: A New Understanding of Early Brain Development and Lifelong Learning. Riverside, NJ: Simon and Schuster.

Chernova Zh. V., Shpakovskaya L. L. (2013) Diskursivnye modeli sovremenno-go rossiyskogo roditelstva . Zhenshchina v rossiyskom obshchestve, no 2, pp. 14-26.

Craig L., Powell A., Smyth C. (2014) Towards Intensive Parenting? Changes in the Composition and Determinants of Mothers" and Fathers" Time with Children 1992-2006. The British Journal of Sociology, vol. 65, no 3, pp. 555579.

Ennis L. R. (ed.) (2014) Intensive Mothering: The Cultural Contradictions of Modern Motherhood. Toronto: Demeter Press. Faircloth C. (2010) "What Science Says Is Best": Parenting Practices, Scientific Authority and Maternal Identity. Sociological Research Online, vol. 15, no 4, pp. 1-4.

Faircloth C. (2014) Intensive Parenting and the Expansion of Parenting. Parenting Culture Studies (eds E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish), London: Palgrave Macmillan, pp. 25-50.

Furedi F. (2001) Paranoid Parenting: Abandon Your Anxieties and be a Good Parent. London: Penguin.

Godovannaya M., Temkina A. (2017) "Mat ty navechno, no i khudozhnitsa vseg-da»: tvorchestvo v usloviyakh intensivno rasshirennogo materinstva ["You Are a Mother Forever, but an Artist for Good, As Well": Creative Work in the Context of Intensive-Extensive Mothering]. Laboratorium. Zhurnal sotsial-nykh issledovaniy, no 1, pp. 30-61.

Hays S. (1998) The Cultural Contradictions of Motherhood. New Haven: Yale University.

Komarovsky Y. (2017) Zdorovye rebenka izdravy smysl ego rodstvennikov . Moscow: Litres.

Lee E., Bristow J., Faircloth C., Macvarish J. (eds) (2014) Parenting Culture Studies. London: Palgrave Macmillan.

Lee E. (2014) Experts and Parenting Culture. Parenting Culture Studies (eds E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish), London: Palgrave Macmillan, pp. 51-75.

Lee E., Macvarish J., Bristow J. (2010) Risk, Health and Parenting Culture. Health, Risk & Society, vol. 12, no 4, pp. 293-300.

Lee E. J. (2008) Living with Risk in the Age of "Intensive Motherhood": Maternal Identity and Infant Feeding. Health, Risk & Society, vol. 10, no 5, pp. 467477.

Macvarish J. (2014) Babies" Brains and Parenting Policy: The "Insensitive" Mother. Parenting Culture Studies (eds E. Lee, J. Bristow, Ch. Faircloth, J. Macvarish), London: Palgrave Macmillan, pp. 165-183.

Macvarish J., Lee E., Lowe P. (2014) The "First Three Years" Movement and the Infant Brain: A Review of Critiques. Sociology Compass, vol. 8, no 6, pp. 792-804.

Mayofis M., Kukulin I. (2010) Novoe roditelstvo i yego politicheskie aspekty . Pro et Contra, nos 1-2, pp. 6-19.

Polivanova K., Vopilova I., Kozmina Y., Nisskaya A., Sivak Y. (2015) Samoeffek-tivnost kak soderzhatelnaya osnova obrazovatelnykh programm dlya rodite-ley . Voprosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, no 4, pp. 184-200. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-184-200.

Shirani F., Henwood K., Coltart C. (2012) Meeting the Challenges of Intensive Parenting Culture: Gender, Risk Management and the Moral Parent. Sociology, vol. 46, no 1, pp. 25-40.

Strelnyk O. (2015) "Zhizn po doktoru Komarovskomu": konstruirovanie roditelst-va v sovetakh po ukhodu za detmi ["Life According to Doctor Komarovskii": How Advice on Caring for Children Constructs Parenting]. Laboratorium. Zhurnal sotsialnykh issledovaniy, no 2, pp. 83-105.

Wolf J. (2007) Is Breast Really Best? Risk and Total Motherhood in the National Breastfeeding Awareness Campaign. Journal of Health Politics, Policy and Law, vol. 32, no 4, pp. 595-636.

Zakharov S. (ed.) (2016) Naselenie Rossii 2014: XXII ezhegodny demografich-eskiy doklad . Moscow: HSE.

Здоровье дошкольников

Здоровье дошкольников волнует всех родителей детей в возрасте от 0 до 7 лет. Ведь именно в этом возрасте врачи и педагоги обращают внимание на любые отклонения в психическом и физическом состоянии детей. На сегодняшний день здоровье дошкольников – вопрос, который волнует не только родителей, но и государство.

Причины плохого здоровья дошкольников

XXI-й век можно охарактеризовать резким ухудшением здоровья дошкольников. На 8 % снизилось количество здоровых детей, почти на 7 % участились случаи нарушения физического и психического развития дошкольников. Почти на 1,5% вырос показатель численности детей 3-ей группы здоровья с различными отклонениями и хроническими симптомами заболеваний.

Основной причиной ухудшения здоровья детей является низкий уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни. Здоровье на 60 % зависит от образа жизни, на 25 % - от состояния окружающей среды и только на 15 % - от наследственности и состояния здравоохранения в стране или городе. Мы, взрослые люди, осознаем это и все равно наносим вред организму. Это наш выбор. Но здоровье наших детей зависит только от нас.

Задача родителей и педагогов - привить ребёнку потребность быть здоровым, активным и сильным. Защитите здоровье ребенка! Воспитайте в нем уважение и бережное отношение к собственному здоровью!

Как улучшить здоровье дошкольников

Ребёнок дошкольного возраста более активен и самостоятелен, чем младенец. При этом он еще совершенно не адекватен во многом и должен находиться под контролем взрослых. Дошкольник может обнаружить у себя какие-то проблемы со здоровьем и сказать об этом родителям. Но дошкольник еще не умеет формулировать четко свои мысли. Кроме того, он склонен фантазировать и изображать, что плохо себя чувствует. Важно, чтобы взрослые умели понимать детей и придавали значение важным симптомам. В то же время, чрезмерное внимание к мелочам и прихотям ребенка нежелательно.

Необходимо прислушиваться к детям, обращать внимание на их поведение и настроение. Рекомендуется чаще советоваться со специалистами, проводить обследования даже здоровых детей. Полезно знакомиться со специальной литературой, принимать участие в тематических обсуждениях, ходить на занятия в медицинских центрах. Получая знания, необходимо сделать все возможное для сохранения здоровья наших малышей. Ведь дети – это наше будущее!


В разгар учебного сезона многие родители задумываются о том, как уберечь ребенка от чрезмерного напряжения. Особенно актуальными становятся вопросы сохранения зрения, поскольку нагрузка на глаза происходит не только на школьных занятиях, но и в свободное время. Ведь прогулкам на свежем воздухе дети часто предпочитают просмотр фильмов и мультиков, компьютерные игры и мобильные приложения.

В этой статье мы ответили на самые популярные вопросы родителей о детском зрении. Разобраться в том, чего стоит опасаться и какие методы подходят школьникам, «Летидору» помогла Наринэ Аджемян, кандидат медицинских наук, офтальмолог КДЦ МЕДСИ в Грохольском переулке.

Сколько часов в день ребенку можно проводить перед компьютером или телевизором?

Несмотря на многочисленные рекламные сообщения о суперсовременных экранах, которые защищают глаза от любого излучения, верить им на сто процентов не стоит. Современные защитные экраны действительно могут поглотить излучение, но лишь частично.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок проводил у компьютера или телевизора не более 30-40 минут два раза в неделю.

Детям до пяти лет лучше полностью исключить использование гаджетов, чтобы избежать развития близорукости. Органы зрения еще не полностью сформированы в этом возрасте, внешние воздействия могут быть вредны для них. Помимо этого, есть риск переутомления и сильной невротизации, развития депрессий и страхов, а также снижения внимания.

Как часто нужно проходить профилактические осмотры у офтальмолога?

В случае отсутствия заболеваний, требующих постоянного наблюдения, детям можно проходить профилактические осмотры один раз в год. Если обнаружатся проблемы, график посещения специалиста будет спланирован в индивидуальном порядке.

Первый плановый осмотр проводится еще в роддоме. Повторный визит стандартно назначается через полгода после рождения. После этого родители должны привести ребенка к офтальмологу в один и три года.

Когда ребенку исполнится семь лет, осмотр будет проводиться ежегодно в рамках школьной диспансеризации.

Что лучше – очки или линзы?

Очки – это привычно, просто и удобно. Но у них есть недостаток – искажение изображения на периферии. К тому же в линзах удобнее заниматься спортом. Дневные линзы максимально приближают состояние зрения к «идеальному», не искажают форму и размер предметов, что характерно для очков с сильными диоптриями. Это отличный выход в ситуациях, когда есть значительная разница в диоптриях между правым и левым глазом.

Отрицательная сторона заключается только в риске занести инфекцию. Глаза надо постоянно увлажнять, чтобы избежать развития синдрома сухого глаза.

Основная проблема, связанная с коррекцией зрения линзами в детском возрасте, – это несоблюдение правил гигиены. Ребенок должен понимать, что к вопросу необходимо подойти ответственно: ухаживать за линзами, мыть руки перед тем, как надеть и снять их. В данном случае определяющим фактором является личная мотивация ребенка.

Но если проблемы возникли раньше, то никаких ограничений нет, при условии что ребенок подходит к вопросу осознанно.

Еще один метод безоперационной коррекции и один из наиболее прогрессивных сегодня – это ортокератология. Жесткие газопроницаемые контактные линзы надевают на ночь. Они «работают», пока человек спит. Под действием линзы роговица уплощается в центре, а на периферии утолщается. За счет перераспределения клеток эпителия световые лучи преломляются иначе, и фокусировка осуществляется на сетчатке. Утром линзы снимаются, и пациент отлично видит, поскольку глаз сохраняет приобретенную за часы сна форму в течение всего дня. При этом нет необходимости использовать ни очки, ни мягкие линзы.

Правила ухода за ортокератологическими (иначе их называют «ночными») линзами также чрезвычайно важны, чтобы избежать развития других заболеваний глаз.

Полезна ли гимнастика для глаз?

Эффект от упражнений для глаз достигается в том случае, если делать их на регулярной основе. Не стоит ожидать моментального результата. Для учащихся подобная зарядка полезна хотя бы потому, что помогает снять напряжение в течение школьного дня. Часто эти занятия проводит учитель.

Правда ли, что черника и морковь улучшают зрение?

Все мы наслышаны о невероятной пользе черники и моркови. На самом деле содержащиеся в них витамины действительно эффективны для поддержания здоровья глаз, питания сетчатки и профилактики заболеваний. Но избавить уже от имеющейся проблемы они не могут.

Например, для обеспечения сетчатки необходимым ей кератином в достаточном количестве в день надо съесть в среднем около 2–2,5 кг черники.

Вдобавок кератин усваивается организмом, только если его растворить в жирах – например, добавив ягоды в кефир, молоко или сметану. Даже если предположить, что черника поступает в организм в нужном количестве, это не панацея, поскольку на развитие многих болезней оказывает влияние масса других факторов.

Для профилактики глазных болезней рекомендуется употреблять лютеиносодержащие продукты, к ним относятся все овощи зеленого цвета. Но лучше принимать специальные препараты, в составе которых есть лютеин, антоцианы (вещества, которые обеспечивают окраску листьев и плодов) в нужной концентрации, поскольку съесть столько зелени, сколько требуется организму для четкого зрения, физически невозможно.