Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Высшие учебные заведения. Виды вузов рф

Что лучше: государственный или негосударственный вуз? Почему вузы называют то университетами, то академиями, то институтами?

Что означают пояснения в названиях вузов: «национальный исследовательский» и «федеральный»? Давайте, наконец, в этом разберемся.

Государственный vs негосударственный вуз

На счет этой классификации вузов существуют несколько зловредных мифов, в частности: 1) государственный диплом можно получить только в государственном вузе; 2) бюджетные места и стипендии могут быть только в государственном вузе; 3) государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные. Так ли это на самом деле?

Миф 1: госдиплом дают только в государственном вузе

«Государственный» в названии учебного заведения означает лишь форму собственности. Государство может провести слияние вуза с другим, ликвидировать его, выделить больший или меньший бюджет на те или иные направления деятельности, то есть может распоряжаться своей образовательной организацией (или частично распоряжаться).

Однако форма собственности и право выдавать диплом государственного образца – две совершенно разные вещи. Такое право может появиться и у частного вуза, если он получит государственную аккредитацию.
Вывод: государственный диплом могут выдавать все вузы вне зависимости от формы собственности. Все зависит от наличия и типа аккредитации.

Миф 2: поступить на бюджет можно только в государственном вузе

До 2012 года так и было, но теперь в конкурсе по распределению бюджетных мест среди высших учебных заведений участвуют все вузы с государственной аккредитацией. Если направления и специальности востребованы и квалификация преподавателей не вызывает сомнений, государству все равно, какому вузу передать средства на подготовку нужных профессионалов – государственному или негосударственному.
Если вы рассматриваете только бесплатное высшее образование, помните об этом старом мифе и не ограничивайте свои возможности.

Миф 3: государственные вузы дают более качественное образование, чем негосударственные

Корни этого мифа надо искать во временах, когда все образование в нашей стране было государственным. Мы привыкли к такому образовательному миропорядку, это понимание передалось нашим детям. К тому же в СМИ регулярно мелькают новости об отказе в аккредитации тем или иным частным вузам.
И все-таки стоит заметить, что низкое качество образования не зависит от формы собственности. Все упирается снова в аккредитацию и сложившуюся репутацию вуза. Государственная аккредитация гарантирует студенту, что он пройдет обучение не ниже федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). А отличная репутация гарантирует, что вуз не станет ограничиваться лишь стандартом и постарается дать больший объем знаний и умений.

Университеты, академии, институты

Если говорить по-простому, для учащегося нет никакой разницы, каким из этих статусов обладает учебное заведение. Просто слово «университет» указывает на то, вуз крупный и ведет обучение по многим и принципиально различным направлениям подготовки. «Академия» говорит о том, что набор направлений и специальностей заточен под конкретную отрасль: народное хозяйство, искусство, строительство и т.д. «Институт» специализируется на одной научной или практической области. Иногда институтами называют особенные факультеты в университетах.
Какой бы масштаб у вуза ни был, с точки зрения закона все они дают полноценное высшее образование.

«Национальные исследовательские» и «федеральные»: что за звери?

Это особые категории государственных университетов, которые наделены правом создавать собственные образовательные стандарты (выше требований ФГОС). Помимо них этим правом традиционно обладают МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ, а также особый перечень вузов, который периодически обновляется и издается Правительством. В этом национальные исследовательские и федеральные схожи, но есть и различия.

Национальные исследовательские университеты

Эта категория не постоянна и дается вузу лишь на 10 лет. Что важно для абитуриентов, университеты получают этот статус в конкурентной борьбе, а значит, приставку «НИУ» в названии можно смело рассматривать как гарантию качества образования. А еще «НИУ» говорит о том, что программы университета насквозь пропитаны исследованиями и наукой (интеграция образования и науки).
На данные момент в России 29 национальных исследовательских университетов. Эта категория обязательно указывается в названии вуза.

Федеральные университеты

Очень крупные вузы, которые были созданы из более мелких для улучшения кадровой и социально-экономической ситуации в регионах. Безусловно, и в этих университетах активно занимаются наукой, но цель у них все же более широкая.
Категория «федеральный» присуждается Правительством вне конкурса, поэтому напрямую она не свидетельствует о том, что вуз в чем-то преуспел. Она свидетельствует, что у вуза много возможностей преуспеть, много ресурсов и что перед ним стоят высокие цели по улучшению жизни в регионе.

Итак, выбирая вуз для поступления в 2017 году, помните:

  1. Право выдавать госдиплом не зависит от формы собственности вуза (государственный или негосударственный (частный), а зависит от государственной аккредитации вуза и аккредитации направления подготовки / специальности.
  2. Поступить на бюджет можно и в негосударственном (частном) вузе.
  3. Качество образования не зависит от формы собственности вуза (государственный или негосударственный (частный), а зависит от государственной аккредитации вуза и аккредитации направления подготовки / специальности, а также от репутации.
  4. Университеты, академии, институты – понятия, которые говорят о широте охвата направлений и специальностей в рамках одного учебного заведения, а не о качестве высшего образования.
  5. Национальные исследовательские и федеральные университеты обладают правом учить по собственным образовательным стандартам (выше требований ФГОС).
  6. Национальные исследовательские университеты получают свой статус на 10 лет в ходе конкурса (отбора).
  7. Федеральные университеты созданы в результате слияния множества вузов для улучшения кадровой и социально-экономической ситуации в конкретном регионе.

Высшее образование - это образование, получаемое в процессе обучения в высших учебных заведениях, а также на специальных курсах. Институт, университет, академия - высшие учебные заведения, которые реализуют образовательные программы высшего профессионального образования, а также образовательные программы послевузовского профессионального образования. Экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) с последующей текущей и итоговой аттестацией в высшем учебном заведении.

Ступени высшего профессионального образования - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Прошедшим итоговую аттестацию присваивается соответствующая квалификация.

Структура системы высшего профессионального образования -- это совокупность государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего и послевузовского образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного высшего профессионального образования; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего профессионального образования; органов управления высшим профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций; общественных и государственно-общественных объединений: творческих союзов, профессиональных ассоциаций, научных и методических советов и иных объединений.

Заочная форма высшего образования

Это форма образования, или форма самообразования, регулируется и реализуется государством на основе единого национального образовательного стандарта. При этом студенты дважды за учебный год обучаются в аудиториях вуза на установочных сессиях. На них студентам читаются лекции, даются консультации, результаты контрольных работ.

Для студентов-заочников разработаны специальные методические пособия, обучающие и контролирующие материалы. Есть весьма оригинальные методики по управлению процессом самостоятельного обучения - заочники 70% учебного времени занимаются вдали от преподавателя.

Развитие заочного образования рассматривается как мирная революция, способная коренным образом изменить весь процесс обучения и подготовки кадров, ибо именно оно отличается индивидуализацией обучения, доступностью для различных слоев населения, экономической выгодностью, быстротой освоения знаниями, практической деятельностью. Заочное образование первоначально вводилось только для тех, кто не мог регулярно посещать обычные учебные заведения. У заочников, как и у дневников, общий для всех учебный план, общие сроки сдачи контрольных Компьютеризация сближает заочное образование с дистанционным.

Структура высшего образования Российской Федерации

В настоящее время в структуре высшего технического, например, образования России предусмотрены три ступени, как это указано на рисунке

высший профессиональный образование

Первой ступенью является неполное высшее образование, получение которого позволяет продолжить образование на следующих ступенях.

Вторая ступень со сроком обучения не менее 4х лет предусматривает получение академической степени бакалавра наук по избранному направлению. Все получившие степень бакалавра наук могут продолжить образование для получения квалификации или степени, соответствующей третьей ступени.

Третья ступень высшего образования позволяет приобрести квалификацию инженера по избранной специальности или степень магистра наук по направлению.

Получая образование в соответствии с программой магистра, каждый обучающийся имеет право одновременно, выполнив требуемые задания и дипломный проект, получить диплом инженера.

В остальных случаях обучение, с целью получения диплома при наличии диплома об образовании третьей ступени, рассматривается как получение второго высшего образования и может осуществляться на платной основе.

Многовариантность способов получения высшего технического образования требует разработки четких норм и требований к выпускникам и образовательным программам.

Высшее учебное заведение - (сокращенно вуз) это, учебное заведение дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Классический статус

На сегодняшний день в России существует три вида высших учебных заведений, соответствующих определенному аккредитационному статусу, в которых можно получить высшее профессиональное образование: институт, академия и университет.

Для статуса «институт» учебному заведению достаточно обучать студентов хотя бы по одной специальности и вести научную работу.

Университет охватывает широкий спектр специальностей из разных областей. Например, технический университет или классический университет. Научно-исследовательская деятельность ведется, как правило, по нескольким направлениям и составляет значимую часть деятельности вуза. Именно университеты в России являются основными центрами развития научных школ и направлений.

Академия отличается от университета более узким спектром специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства. Например, Самарская государственная сельскохозяйственная академия, Самарская государственная академия культуры и искусств. В академии значительное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности в профильном направлении.

Разные статусы вузов предполагают совершенно разные образовательные пути и возможности. Один и тот же вуз, особенно если он очень сильный, может обладать несколькими разноплановыми статусами. А от студентов зависит, насколько разумно при получении образования они смогут воспользоваться ресурсами вуза. Нынешняя ситуация на рынке образовательных услуг такова, что на нем действует очень много вузов. Многие из них считаются слабыми, такие ждут плановой проверки и боятся закрытия. Также демографическая ситуация сложилась не лучшим образом: если вуз не наберет первокурсников, он может прекратить свое существование. Поэтому, чтобы уцелеть, вузы желают объединяться во что-то университетоподобное. То есть одновременно с подобным стихийным процессом возникают новые статусы вузов.

Автономный вуз

Этот статус получит значительная часть вузов России; он предполагает свободу и право распоряжаться внебюджетными средствами. Руководить такими вузами будет наблюдательный совет, на треть состоящий из представителей самого вуза, а на остальные две трети - из работодателей, чиновников и общественности. Ректора приравняют к наемному управляющему. Идея состоит в том, что на выходе работодатель должен получить специалиста, точно соответствующего требованиям современного предприятия.

Академия

Следует следить за обновляемой информацией от Министерства образования и науки: академиям вот-вот дадут новое определение.

Институт

Так будут называться всего 150 вузов регионального значения. Поскольку, по прогнозам чиновников, в будущем государственное финансирование получат только лучшие вузы, то возможность получить бюджетное образование в институтах остается под вопросом. Хотя говорят, что количество бюджетных мест в вузах всей страны в целом не сократится.

Магистерский университет

Это университет, специализирующийся на подготовке магистров. Первым магистерским университетом в России планирует стать ГУ - Высшая школа экономики.

Научно-образовательный центр

Это всего два вуза - МГУ и СПбГУ. Недавно они получили право разрабатывать собственные учебные программы.

Национально-исследовательский университет

Этот статус придумал еще основатель Стэнфордского университета (США), однако в России о национально-исследовательских университетах заговорили только в 2008 году. Это МГУ, СПбГУ, Федеральный технологический университет на базе МИСиС, Федеральный ядерный университет на базе МИФИ. Сформирован еще не весь список. Ректор МГУ В. Садовничий предполагает, что национально-исследовательскими университетами станут также МГТУ им. Н. Э. Баумана, а еще - политехнический и горный университеты Санкт-Петербурга. В эти вузы рекомендуется поступать тем, кто с первого курса планирует включаться в серьезную научную работу, к концу учебы в вузе хочет стать автором нескольких десятков научных статей, а на протяжении своей карьеры будет вести исследования, имеющие важное значение для России. Это позволит сделать крепкая научная школа (или ряд школ) вуза и его программы, формируемые на научной основе.

Олимпийский университет

Российский международный олимпийский университет (РМОУ) откроется в 2012 году в Сочи. Эта информация, возможно, пригодится нынешним абитуриентам уже для второго высшего образования, если есть планы стать профессионалами в области международного спортивного менеджмента.

Особо ценный объект культурного наследия народов РФ

Этот статус изначально придуман не для вузов, но тем не менее у 10 из них он есть. Три из них - в Москве (МГУ, МГТУ им. Баумана, РГАУ (МСХА им. К. А. Тимирязева), четыре - в Петербурге (СПбГУ, Военно-медицинская академия имени Кирова, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени

Г. В. Плеханова), один - в Казани (университет) и два - в Томске (университет и политехнический университет). Территория таких вузов находится под охраной государства. Здесь стены помогают учиться.

Прикладной бакалавриат

Вводится с предстоящего учебного года на базе средних учебных заведений (см. рубрику «Письменный стол журнала «ВЕСТНИК Абитуриент»). Это вариант для тех, кто, возможно, звезд с неба не хватает, но хочет иметь высшее образование, серьезнуюпрофессию и высокую зарплату. Уже в самой идее такого статуса учебных заведений заложено стремление предложить достойный ответ на запрос промышленных предприятий, которым нужны высококвалифицированные сотрудники. Какие? Нынче в дефиците, скажем, сварщики со знанием современных технологий работы.

Университет

Скоро их будет примерно на 450 меньше. И на вопрос, что такое университет, прозвучит новый ответ - новый, поскольку разрабатываются новые правила, по которым будут разграничены университеты, академии и институты. Тем, кто собирается в какой-либо университет, название которого не приводится на этих страницах, следует рассмотреть вариант, что поступать-то вы будете, может, и в университет, а вот выпускаться - возможно, уже из института.

Федеральный вуз

Таких только два - МГУ и СПбГУ. Они могут не подчиняться госстандартам на образование. Они смогут создавать предприятия, запускать инновационные проекты - а это, если подумать о будущем, уникальные рабочие места. Со временем федеральными станут около 55 вузов, которые получат максимум государственной финансовой поддержки.

Федеральный университет

Их придумал президент Медведев - и новостные агентства уже назвали их новыми видами учебных заведений. Идея такова: на один федеральный округ - по одному федеральному университету.

А каждый университет «склеивается» из классического университета и, скажем, технического. Сибирский федеральный университет в Красноярске создан путем объединения четырех вузов, Южный в Ростове объединил в себе два. Это реальные вузы, они уже есть, туда можно поступать. На очереди - создание Дальневосточного госуниверситета во Владивостоке. А еще такие университеты хотели бы создать у себя Воронеж, Екатеринбург, Казань и Калининград. Ожидается, что в 2015 году программы обучения получат международную аккредитацию, а дипломы выпускников - международное признание.

В Российской Федерации существуют следующие основные виды высших учебных заведений: институты, академии, университеты. Различия между этими видами вузов указаны в статье 9 Федерального Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Разъясняющие комментарии к этой статье сведены в таблицу:

Университеты

Академии

Институты

Реализуют подготовку по широкому спектру специальностей

Реализуют подготовку специалистов в определенных областях, прежде всего, научных и научно-педагогических

Реализуют подготовку специалистов-практиков в определенных областях

Проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук

Выполняют фундаментальные и прикладные исследования, однако в определенной области науки или культуры

Проводят фундаментальные и (ИЛИ) прикладные научные исследования

Являются ведущими научными и методическими центрами в областях своей деятельности

В области своей деятельности академия должна являться ведущим научным и методическим центром

Не являются ведущими научными и методическими центрами

образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования. Основными задачами высшего учебного заведения являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования; развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе; подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня. Высшие учебные заведения могут иметь свои структурные подразделения и филиалы. Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии. Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. Филиалы высших учебных заведений проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию - в составе высшего учебного заведения. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний или в ином порядке, определяемом учредителем (учредителями) высшего учебного заведения. В аспирантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, как правило, на конкурсной основе. В докторантуру высших учебных заведений (научных учреждений или организаций) принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт. Статус высшего учебного заведения определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование. Наименование высшего учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

Рассмотрим некоторые учебные заведения, в которых можно получить среднее специальное и высшее образование.

Особенности средних учебных заведений

В колледжах, педагогических и медицинских училищах, юридических и ветеринарных техникумах, могут обучаться выпускники основной школы. Появились они в нашей стране благодаря революционной реформе Луначарского. В тридцатые годы в советской республике были созданы техникумы, которые стали средним звеном между высшими заведениями и школами.

В то время средние специальные учебные заведения стали инструментом для массовой подготовки работников фабрик, сельского хозяйства. Параллельно происходило развитие заводских училищ, которые именовались профессиональными техническими училищами.

Сроки обучения в ссузах

Учебные заведения среднего звена рассчитаны на двух-трех летнее обучение. Продолжительность учебы зависит от направления, первоначального уровня абитуриента. После реформирования российского образования, во многих средних учебных заведениях изменились правила приема, обучают только выпускников средних школ.

Состав системы среднего образования

Учебные заведения подобного направления функционируют в Санкт-Петербурге, Москве.

Педагогические колледжи

Несмотря на то что в последнее время существенно снизился интерес к педагогическим специальностям, в каждом российском регионе существуют учебные заведения подобной направленности. Помимо традиционных специальностей, связанных с подготовкой учителей начальных классов, такие специальные учебные заведения занимаются обучением будущих преподавателей иностранного языка, воспитателей. Например, архангельский педагогический колледж предлагает абитуриентам дополнительные курсы по английскому языку, обучение компьютерной грамотности.

Зачисление в колледж осуществляется на базе среднего образования. Результаты ЕГЭ не учитывают, но обязательно проводится дополнительный конкурс аттестатов. Дополнительные балы можно получить за предоставление портфолио личных достижений.

Практически все учебные заведения после завершения обучения помогают выпускникам в трудоустройстве.

Документы для поступления в колледжи и техникумы

Независимо от направления деятельности, существуют общие требования к документам, предоставляемым абитуриентом в приемную комиссию. Помимо подлинника аттестата, первой страницы гражданского паспорта (копии), четырех фотографий размерами 30 на 40 мм, предоставляется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний к обучению.

Заведения высшего звена

Выясним, какие учебные заведения считаются востребованными у современных выпускников. За последние годы существенно выросло количество школьников, выбирающих для обучения медицинские университеты и академии. В чем причина востребованности таких вузов? Какие специальности в них можно получить? Медицина стали привлекательным направлением после тех преобразований, которые были проведены в нашей стране в данной отрасли.

Повышение заработной платы, возможность трудоустройства, сделали медицинское образование востребованным и престижным. Независимо от географического расположения медицинского университета (института), обучение осуществляется по следующим направлениям:

  • стоматология;
  • общая практика (терапия);
  • педиатрия;
  • фармацевтика.

При подаче документов в приемную комиссию абитуриент предоставляет результаты прохождения единого государственного экзамена по химии, биологии, русскому языку. Средний балл зависит от факультета, региона, количества набора.

На протяжении нескольких лет конкурс в высшие заведения юридического и экономического профиля. Несмотря на то что далеко не все выпускники потом трудоустраиваются, поступить в такие вузы на бюджетную основу достаточно сложно.

Заключение

После подписания нашей страной в 2003 году Болонской декларации, система высшего образования подверглась существенным преобразованиям. Среди позитивных новшеств можно отметить возможность беспрепятственного передвижения студентов между странами - участниками Болонского договора.

Появились многочисленные международные проекты, стажировки, шанс на трудоустройство в любых странах. Помимо специалитета, в российском высшем образовании появилась магистратура и бакалавриат, что является нормой для европейской системы. Выпускники крупных отечественных вузов теперь являются обладателями двух дипломов: отечественного и европейского образца.

В 1992 году законодательством РФ в систему высшего образования были введены образовательные стандарты. Это позитивно отразилось на качестве подготовки квалифицированных кадров. В настоящее время в качестве отдельного уровня высшего образования выделяют аспирантуру.

Некоторые отечественные учебные заведения, например, МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, получили право на самостоятельную разработку образовательных стандартов, а также на введение дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов. Какое именно учебное заведение выбрать для получения профессионального образования, должен выбирать сам выпускник российских школ. В настоящее время для учеников девятых и одиннадцатых классов организуются специальные курсы, направленные на помощь им в выборе профессии.

Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшим учебным заведением является образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.

2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

3. Высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов, если иное не установлено федеральными законами.

Статус и функции структурного подразделения высшего учебного заведения определяются уставом высшего учебного заведения или в установленном им порядке.

Структурные подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды высших учебных заведений: федеральный университет, университет, академия, институт.

1-1. Федеральный университет - высшее учебное заведение, которое:

реализует инновационные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированные в мировое образовательное пространство;

обеспечивает системную модернизацию высшего и послевузовского профессионального образования;

осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации кадров на основе применения современных образовательных технологий для комплексного социально-экономического развития региона;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, обеспечивает интеграцию науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;



является ведущим научным и методическим центром. (п. введен Федеральным законом от 10.02.2009 N 18-ФЗ)

2. Университет - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

Является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

3. Академия - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

Выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;

Является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт - высшее учебное заведение, которое:

Реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

Осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

Ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение Высшего профессионального образования.

2. Опишите структуру и формы обучения в Вузе.

3. Перечислите основные периоды реализации программ высшего образования.

4. Какие задачи стоят перед высшим учебным заведением?

5. Какие виды Вузов существуют в РФ?