Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Установка дополнительного насоса в систему отопления – алгоритм для начинающих. В каких случаях не обойтись без установки дополнительного насоса в систему отопления? Дополнительная помпа в машину

Одним из основных видов оборудования, которое применяется в отопительной системе частного дома, считается циркуляционный насос. Этот прибор позволяет более эффективно транспортировать теплоноситель по системе, что будет способствовать равномерному прогреву помещений. В нашей статье опишем, зачем нужен дополнительный насос в системе отопления дома, ознакомимся со схемой и местом его установки, использованием в системе Тёплый пол.

Нужен ли, и в каких случаях

Многих владельцев загородной недвижимости, а особенно двухэтажных домов, интересует вопрос об установке дополнительного циркуляционного насоса в систему отопления. К такому выводу они приходят после неравномерного прогрева радиаторов в помещениях при условии, что котёл имеет достаточную мощность. Если разница температуры котла и теплоносителя в трубопроводах превышает 20 градусов, то необходимо будет удалить воздушные пробки или поставить имеющейся насос на повышенную скорость.

Установка дополнительного насосного оборудования необходима в следующих случаях:

  • При добавлении дополнительного контура в отопительную систему, а особенно, когда длина труб превышает 80 метров;
  • Для равномерного перемещения теплоносителя в трубопроводах.

Важно! При неправильных расчётах отопительной системы установка дополнительного оборудования приведёт к снижению эффективности функционирования отопления.


Перед установкой дополнительного насоса отбалансируйте систему отопления при помощи балансировочных клапанов

Дополнительный насос в отопительной системе может и не понадобиться, если она сбалансирована при помощи балансировочно-регулировочных клапанов, поэтому перед покупкой дополнительного оборудования спустите воздух с батарей и долейте воды в систему. Если всё работает нормально, то в установке дополнительного насоса нет смысла.

Гидравлический разделитель

Если есть необходимость в установке дополнительного насоса, то в такую отопительную систему в обязательном порядке должен быть включён ещё один прибор – гидроразделитель. В перечне используемых терминов гидравлический разделитель могут ещё называть анулоидом или гидрострелкой.


Подобные устройства рекомендовано использовать в отопительных системах, где нагрев теплоносителя проводится при помощи котлов длительного горения. Дело в том, что рассматриваемые отопительные приборы могут работать в нескольких фазах (розжиг топлива, процесс горения и затухание) причём у каждой из таких фаз необходимо поддерживать определённый режим горения.

Установка гидравлической стрелки в систему отопления позволяет создать некий баланс в работе тепла и прогреве системы. Сам анулоид выполнен в виде трубы с четырьмя отходящими патрубками. К основным функциям такого прибора относятся:

  • Автоматический отвод накопившегося воздуха;
  • Улавливание частиц шлама (работает как грязеуловитель).

Обратите внимание! Из указанных характеристик можно понять, что гидравлический разделитель считается важным прибором отопительной системы, поэтому его нужно устанавливать в обязательном порядке при наличии насоса.


Отопление в частном доме выполняет множество функций, которые должны реализоваться независимо от расхода теплоносителя при возможных перепадах давления в трубопроводах. Добиться эффективной работы системы довольно таки сложно, ведь жидкость поступает в контуры трубопроводов из одного источника тепловой энергии — котла, что в конечном итоге приведёт к разбалансировке отопления. Для предотвращения подобных ситуаций и служит гидравлический разделитель, он выполняет функцию развязки.

Где ставить

В автономной отопительной системе частного дома рекомендовано устанавливать циркуляционные насосы с мокрым ротором, которые вращаются без использования специальных смазочных материалов. Охладителем и смазочным элементом здесь выступает теплоноситель. При монтаже подобного прибора необходимо учитывать следующие правила:

  • Вал насоса должен находиться в горизонтальном положении по отношению к поверхности пола;
  • Движение потока воды в системе должно совпадать с направлением стрелки на приборе;
  • Для предотвращения попадания жидкости на клеммы насоса, коробка должна устанавливаться на верхней или боковой части оборудования.

По мнению некоторых пользователей, насос лучше устанавливать на обратном трубопроводе. Здесь температура теплоносителя минимальна, что повысит срок эксплуатации прибора, но не все эксперты согласны с этим утверждением. Дело в том, что насос рассчитан на эксплуатацию в среде теплоносителя, температура которого может достигать 110 градусов.

Обратите внимание! Единственным требованием к установке насоса считается удобство его обслуживания, то есть такой прибор можно монтировать между котлом и радиаторами отопления на прямом или обратном трубопроводе. Между батареями устанавливать подкачивающее оборудование нельзя.

Схема установки

На практике применяются две схемы установки циркуляционного насоса в однотрубной и двухтрубной системе отопления. Перед проведением монтажных работ необходимо внимательно изучить прилагаемую инструкцию. На подготовительной стадии работ сливают воду с системы и очищают трубы от загрязнений методом дополнительной прокачки жидкости. Насос устанавливают по прилагаемой схеме, затем заливают в контур теплоноситель и включают агрегат.

Как мы уже говорили, насос лучше всего устанавливать на обратке при помощи отвода или как его ещё называют, байпаса. Такое приспособление необходимо для перекрытия воды и замены насоса в случае поломки. Диаметр отводной трубы должен быть меньше, чем у центрального трубопровода.


На каждом из краёв байпаса перед входом и после выхода из насоса устанавливают краны для аварийного перекрытия теплоносителя. На центральной магистрали устанавливают ещё один кран для направления потока жидкости через насос. Перед входом в подкачивающее оборудование закрепляют специальный фильтр, который будет скапливать вредные частицы, находящиеся в воде.

С тёплым полом

Обратите внимание! В системе «Тёплый пол» циркуляционный насос устанавливают в горизонтальном положении после смесительного узла на участке подающего трубопровода. В некоторых схемах разводки устанавливают по несколько таких приборов, каждый из которых будет перекачивать жидкость в пределах одного этажа.


Схема установки насоса в системе «Теплый пол»

Во время заполнения системы теплоносителем не всегда есть возможность избавиться от присутствующего здесь воздуха. Скопившиеся газы часто блокируют перемещение жидкости, при этом не каждый из коллекторов может использоваться в качестве спускного клапана. Для решения подобной проблемы в циркуляционном насосе есть специальный выпускной вентиль, выполненный в виде диска.

Для спускания скопившихся газов нужно провернуть эту деталь отвёрткой против движения часовой стрелки. После подачи воды со щели, диск закручивают и опять запускают насос. Подобную процедуру повторяют несколько раз подряд.

Вы, наверняка, замечали такой эффект: при снижении оборотов мотора ниже 2000 в секунду, печка начинает обдувать прохладным воздухом. Кто-то замечает это постоянно. Особенно это хорошо ощущается при утреннем прогреве автомобиля, когда двигатель уже достаточно набрал тепло, а в салон поступает прохладный воздух.

Если повысить обороты, работая педалью газа, сразу начинает поступать горячий воздух в салон. Это свидетельствует о плохой циркуляции охлаждающей жидкости, проходящей через отопительный радиатор. Когда обороты достаточно высоки, то есть выше 2000 оборотов, тогда и помпа охлаждающей жидкости вращается сильнее и лучше гоняет жидкость в системе.

Порой случается и такое, что двигаясь по трассе, выставив комфортную температуру салона, вы попадаете, например, в пробку, а в салон начинает поступать холодный воздух. Это, в конце концов, начинает надоедать и побуждает к поиску выхода из данной ситуации. Лучшим решением будет установка дополнительного насоса, стабилизирующего циркуляционный поток жидкости через радиатор.

Преимущества дополнительного насоса

Дополнительный электрический насос необходим для существенного циркуляционного процесса охлаждающей жидкости по малому и большому кругу при открытии термостата. Особенно актуальной становится хорошая теплоотдача печного радиатора, а летними жаркими днями замечательным дополнением будет улучшенная отдача главным . Проще говоря, зимой в автомобиле будет значительно теплее, а летом вентилятор будет включаться гораздо меньше, обеспечивая наиболее ровный тепловой режим силового агрегата.

На прогретом двигателе печка выдувает горячий воздух даже при максимальных оборотах вентилятора. Наличие дополнительного насоса в системе отопления даёт следующие преимущества:

1. Производительность гораздо большего уровня.

2. Создание большого давления охлаждающей жидкости

3. Сниженное потребление энергии.

4. Малый уровень шума.

5. Высокая надёжность и эффективность.

Нюансы установки дополнительного насоса

Монтаж дополнительного электрического насоса системы отопления автомобиля часто рекомендуется как средство, повышающее эффективность циркуляции охлаждающего состава через печной радиатор, что, следовательно, улучшает работу отопительного агрегата. Заметим, что данный тюнинг необходимо проводить только после того, как все меры по устранению слабых мест проведены, а именно:

1. Радиаторные шланги 16-го диаметра заменены шлангами 18-го.

2. Штуцер забора охлаждающей жидкости с головки блока цилиндров заменён на штуцер от «Газели» 18-го диаметра.

3. Кран печки вы заменили подходящим, только с бóльшим сечением, например, водопроводный шаровый.

4. Печной радиатор – трёхрядный медный.

5. Установлена дополнительная помпа со штуцером на 18 миллиметров.

6. В малый дросселирующий круг потока охлаждающей жидкости и большего отбора установлена втулка.

7. Воздуховоды и печка лишены щелей и неровностей.

8. Термостат, установленный на автомобиль, работает исправно и без сбоев.

После выполнения всех вышеперечисленных пунктов, завершающим этапом может стать установка дополнительной электрической помпы от «Газели» или производства «Bosch». Эта процедура не отличается крайней сложностью, но для новичков некоторые моменты могут оказаться не совсем очевидными. Далее мы вам расскажем, как самостоятельно установить на автомобиль дополнительный насос на отопительный элемент.

Необходимые детали и инструменты

1. Дополнительный насос с патрубками диаметра 18 мм.

2. Шланги диаметром 16 мм и длиной полметра. Они должны быть исключительно прямыми и армированными.

3. Хомуты нужного диаметра в количестве четырёх штук.

4. Пятиконтактное реле, но вполне достаточно и на четыре контакта.

5. Колодка на пятиконтактное реле на 30 А.

6. Держатель ножевого предохранителя.

7. Ножевой предохранитель на 10 А.

8. Пара клемм "кольцо".

9. Одноконтактная колодка типа «мама».

10. Три метра обычного двужильного провода. Можно использовать от нерабочего пылесоса, например.

11. Три метра защитной гофры для вышеуказанного провода

12. Подсвечивающаяся кнопка.

13. Светодиод матовый красный 3 мм.

14. Резистор на 690 Ом.

15. Пара резиновых шайб с внутренним диаметром 6-7мм.

16. Пучок проводов, может пригодиться по необходимости.

Технология установки дополнительного насоса

Подготовительные работы. Если использовать насос от «Газели», тогда нужно будет вскрыть крышку, снять резинку и обезжирить. Собрать, нанеся на резинку и крышку термостойкий клей-герметик. Саморезы крышки затянуть как можно крепче. Теперь всё надёжно.

Непосредственно монтаж:

1. Слейте с силового агрегата охлаждающую жидкость.

2. Открутите от патрубка хомут подачи охлаждающей жидкости на радиатор и снять шланг.

3. Может случиться так, что состояние шланга оставляет желать лучшего. В таком случае нужно будет демонтировать жабо, штатную обивку, вскрыть корпус мотора отопительного элемента. Таким образом, вы получите доступ к печному радиатору.

4. Открутите хомут со стороны радиатора и снимите старый шланг. На его место монтируйте новый полуметровый шланг, закрутите шланг и соберите корпус печки и жабо в обратном порядке.

5. Если шланг в полном порядке, тогда необходимо его нарастить при помощи соединителя до необходимой длины.

6. Установите новый шланг на патрубок двигателя к печному радиатору.

7. Под капотом определите место для установки дополнительного насоса.

8. Открутите гайки с болтов, установите две резиновые шайбы, а сверху монтируйте новый насос, закрутите гайками

9. Обрежьте по месту шланг радиатора печки и подсоедините к боковому выходу насоса и закрепите хомутом.

10. Шланг от двигателя отрежьте по месту и подсоедините к верхнему патрубку насоса. Убедитесь в том, что шланг нигде не перегнётся, и зафиксируйте хомутом.

11. Подготовьте первую часть электрики, для этого посадите на провод 86-го контакта клемму типа «кольцо».

12. На один провод держателя предохранителя приделайте вторую клемму «кольцо». Закрепите его на клемме аккумуляторной батареи с положительным зарядом.

13. Второй провод держателя предохранителя соедините с 30-ым контактом колодки реле.

14. На контакт под номером 87 прикрепите клемму типа «мама», соедините с проводом, питающим насос.

15. Наденьте на болт держателя трубок гидрокорректора минусовую клемму, оденьте держатель реле, закрепите гайкой и убедитесь в том, что соединения клеммы с массой надёжны.

16. Установите предохранитель на 10 А в держатель.

17. Слегка коснитесь 85-ым контактом реле плюсовой клеммы аккумуляторной батареи. Реле включится, и насос заработает. Если же не работает, тогда ищите причину.

18. Протяните провод в гофре от подкапотного пространства к монтажному блоку салона. Один конец провода соедините с 85-ым контактом колодки реле.

19. Снимите защитную пластмассовую стенку со стороны ног водителя, вытащите блок управления печкой.

20. Другой отрезок провода в гофре протяните от монтажного блока к блоку управления отопителем. Закрепите над педалями хомуты к штатной проводке, чтобы не болталась.

21. Возьмите плюс от зажигания в монтажном блоке и подсоедините к одному из проводов. Конкретно смотрите автомобильную электросхему.

22. Второй провод из 20-го пункта соедините в подкапотном пространстве с проводом из 16-го пункта.

23. Руководствуясь схемой, подключите колодку кнопки. Подсветку кнопки удобнее всего подключить при помощи двух соединителей «гильотина» от подсветки кнопки рециркуляции воздуха. Если в вашем автомобиле такая кнопка отсутствует, значит, можно брать от подсветки ручки управления заслонками.

24. Удобной «фишкой» будет наглядная индикация контроля включения насоса. Не каждому это будет нужно, но не лишним будет сказать о правильном подключении данного элемента.

Согласно электросхеме прикрепите светодиод с резистором к электрической цепи. В кнопке в углу просверлите отверстие в 3 мм и закрепите светодиод суперклеем. Провода гибкие, тонкие, многожильные, так что можно смело нажимать на кнопку, они подготовлены к изгибанию.

25. Включите габаритные огни, чтобы убедиться в том, что кнопка подсвечивается.

26. Включите зажигание, нажмите кнопку и удостоверьтесь, что электронасос работает.

27. Вставьте кнопку в предназначенное ей место, монтируйте блок управления отопителем.

28. Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок.

29. Запустите двигатель и прогрейте его полностью. Удостоверьтесь, что шланги соединены прочно, и жидкость не вытекает. Включите кнопку насоса и убедитесь, что он корректно работает.

Водяное отопление является достаточно распространенным вариантом обустройства частных домов. Во-первых, такой вид обогрева экономически выгоден как в плане монтажа, так и в плане эксплуатации, а во-вторых, его устройство – достаточно простой и нетрудоемкий процесс. Одним из главных составляющих теплового контура является насос для котла отопления, который создает искусственное давление в системе, «заставляя» теплоноситель постоянно циркулировать по контуру. А как работает насос для котла, вы узнаете из этой статьи.

Назначение центробежных насосов

Отопительные системы с естественной циркуляцией теплоносителя пользовались популярностью еще несколько десятилетий тому назад. Сегодня же такие конструкции встречаются достаточно редко. Принцип работы прост: за счет разности плотности горячей и холодной воды осуществляется передвижение жидкости по магистрали и радиаторам. Кроме этого, для улучшения циркуляция воды по контуру требуется выполнить небольшой уклон трубопровода.

Однако, такие системы не идеальны и даже незначительные погрешности во время монтажа могут привести к снижению эффективности работы обогревательного блока в целом. Так, в последние несколько лет люди все чаще стали оснащать отопительные магистрали центробежными гидронасосными установками, которые с легкостью устраняют все недостатки блоков с естественным перемещением горячей воды по трубопроводу.

В числе основных преимуществ дополнительного насоса стоит выделить:

  • нет необходимости выполнять уклон труб, чтобы улучшить передвижение теплоносителя по контуру;
  • отсутствие ограничений по расходным материалам, а именно по диаметральному размеру труб (при естественной циркуляции рекомендованы трубы большого сечения для увеличения пропускной способности);
  • в тепловой магистрали из-за температурных перепадов не создаются воздушные пробки, которые препятствуют полноценной циркуляции жидкости;
  • обеспечение равномерного прогрева помещения, поскольку горячая вода перемещается с определенной, всегда одинаковой скоростью;
  • в силу высокой скорости перемещения теплоносителя разница температур на выходе и входе в котел минимальная, что не требует больших расходов топлива на его прогрев.

Кроме этого, стабильно поддерживаемый температурный режим позволяет не только экономить на тепловых ресурсах, но и значительным образом продлевает эксплуатационный срок нагревательного котла.

ВИДЕО: Монтаж и установка циркуляционного насоса на отопление с автоматикой своими руками

Типы насосных установок

Итак, для чего нужен циркуляционный насос, мы с вами уже разобрались. Да и само название прибора отвечает на этот вопрос. Пойдем дальше. Правильное функционирование этого агрегата обеспечивается за счет специального элемента – ротора, конца которого оснащены лопастями. Посредством последних осуществляется принудительное перемещение горячей воды (а именно она в большинстве случаев выступает в качестве теплоносителя) по магистрали.

Большинство современных моделей, такие как, к примеру, 12-ватный циркуляционный насос для отопления, оснащены одним гидроротором. Однако в некоторые аппараты производители встраивают и два таких элемента. Здесь речь идет об очень мощных агрегатах, которые используются в промышленных целях, но и никак не в бытовых.

Вне зависимости о числа роторных блоков, насосы для котлов отопления будут эффективно функционировать только лишь в том случае, если тепловой контур не содержит внутри себя воздушных масс.

В настоящее время производители подобной функциональной техники могут предложить потенциальным покупателям два варианта устройств:

  • с мокрым ротором;
  • с сухим ротором.

А чтобы понять, чем отличатся эти два вида, поговорим более подробно о каждом из них.

С этой статьей читают: Циркуляционный насос для отопления

С мокрым ротором

Этот тип нагнетающего устройства характеризуется полным погружением роторного узла в теплоисточник, то есть в воду. Насос с мокрым ротором собирается по специальной схеме, а его конструкция позволяет перемещающейся жидкости соприкасаться с лопастями, обеспечивая тем самым смазку и охлаждение составляющих этого прибора.

Явное преимущество подобных устройств заключается в том, что такой циркуляционный насос на котел очень тихо работает, что нельзя сказать о второй модели с сухим гидроротором. Это связано с тем, что вибрация и звуковые волны функционирующего роторного блока в полном объеме поглощаются самой жидкостью.

Водяные мини насосы идентичной функциональности и комплектации могут использоваться как в качестве основного прибора (если отапливаемое помещение имеет малую площадь), так и в дополнении к ГВС дома. Кроме этого, такие бытовые гидронасосы годятся для устройства отопления частного дома, а также ими можно пользоваться и в производственных целях. Правда, тогда нужно обращать внимание на мощность аппарата, поскольку бытовые приборы не в состоянии обеспечить полноценную циркуляцию теплоносителя по длинному контуру.

С сухим ротором

Этот вариант подразумевает полную изоляцию всех составляющей деталей насосного аппарата от жидкости, за счет чего обеспечивается более высокая мощность, чем у предыдущей модели. А это, в свою очередь, позволяет перекачивать достаточно большие объемы теплоносителя, что обуславливает использование подобных аппаратов для создания теплового контура в помещениях с большой площадью.

Если сравнивать два варианта, то явное отличие этого типа в том, что помимо расположения функционирующих элементов относительно жидкости, в гидронасосах с сухим ротором есть возможность замены двигателя более мощным, что делает его универсальным. Но при этом вибрации и звуковые волны будут прослушиваться отчетливо, поэтому такие аппараты лучше размещать в отдельных котельных помещениях.

Место установки в общей системе

Подключение насоса в систему отопления, как правило, осуществляется на «обратке», то есть в том месте, где остывший теплоносителя возвращается в нагревательный котел для дальнейшего прогрева. Однако, современные модели можно с легкостью разместить в любом другом месте вне зависимости от местоположения котла.

Очень важно, чтобы та схема подключения циркуляционного насоса отопления, которую выбирают в качестве основной, давала возможность доступа к оборудованию. Каждый элемент системы нуждается в профилактике и регулярном обслуживании, так что очень обязательный является свободный подход.

С этой статьей читают: Расчет циркуляционного насоса для системы отопления частного дома

Чтобы работа установки была эффективной, необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Размещение расширительного бака должно осуществляется выше уровня крайне точки теплового контура не менее чем на 80 см. В том случае, если в вашей системе нет нагнетательного агрегата, а вода циркулирует по магистрали естественным перемещением, то расширительный бачок устанавливается на чердаке. Также этот прибор можно вмонтировать в наивысшем месте расположения трубопровода и радиаторов.
  2. Отопительный блок оснащается байпасом для обвода принудительной системы циркуляции. Это актуально при неисправности насосного устройства или при возникновении проблем с электропитанием.

Чтобы предотвратить скопление воздушных масс в тепломагистрали, следует в байпасе или самых высоких точках теплового контура установить кран Маевского или специальные автоматические клапана для спуска избыточного воздуха.

Купить насос для котла отопления можно в любом специализированном магазине, важно только правильно подобрать его по мощности, с чем смогут помочь продавцы-консультанты. Отдавая предпочтение центробежным насосным приборам, вы оснащаете свою отопительную систему агрегатом, который обеспечит в вашем доме комфортные температурные условия проживания. И последнее – обязательно оформляйте гарантию. Любое сложное оборудование, в том числе циркуляционный насос, может выйти из строя по объективным причинам и без вины потребителя.

ВИДЕО: Циркуляционный насос на отопление с автоматикой в помощь естественной циркуляции

www.portaltepla.ru

Монтаж насоса в систему отопления

  • 1 Выбор параметров насоса
  • 2 Врезка насоса
  • 3 Преимущества установки

Насос в системе отопления

Циркуляционный насос предназначен для принудительной циркуляции воды в системе отопления. Его установка в систему отопления производится не только в тех случаях, когда система работает при естественной циркуляции воды за счёт её нагрева и уклона труб, но и как вспомогательный, когда основной, вмонтированный в отопительный котел, не в состоянии обеспечить нужный напор для циркуляции воды.

Циркуляционное устройство можно устанавливать на системы отопления, котлы которых работают на любом виде топлива. То есть на угле, на дровах, на солярке, на мазуте, на газе и на электричестве.

Выбор параметров насоса

Параметры насоса

Для того, чтобы установить циркуляционное устройство в систему отопления, необходимо учитывать его параметры. Основными параметрами являются:

  • Напор - способность агрегата поднять воду на определённую высоту. Измеряется в метрах, обозначение H;
  • Расход - способность перекачивать определенное количество жидкости за определенный отрезок времени. Измеряется в кубических метрах (м3/час), обозначение Q.

Учитывая то, что циркуляционные насосы в основном не рассчитаны на подъём воды, а только на циркуляцию, то основное внимание при его покупке будет сосредоточено на букве Q. Если у вас дом в несколько этажей, то главным условием для поднятия воды наверх будет не напор, а отсутствие воздуха в системе и, как следствие, нормальной циркуляции воды, которая и обеспечит этот подъем.

Расчет. Для того чтобы определить необходимый расход (Q), можно воспользоваться формулой Q=N/(t2-t1).

  • Q – расход (м3/час);
  • N – мощность котла или газовой колонки (кВт);
  • t1 – температура воды на выходе обратного трубопровода (°C);
  • t2 - температура воды на выходе из котла или колонки на подачу (°C).

Но эти расчёты действительны лишь в тех случаях, когда на котле нет циркуляционного устройства. Сейчас котлы в основном выпускаются с вмонтированным циркуляционным насосом. При покупке нового современного котла у вас не возникнет потребность в покупке дополнительного устройства.

Но если котел был установлен давно, и систему отопления пришлось увеличивать из-за новой пристройки или же, на худой конец, вы просто ошиблись в расчётах, покупая новый котёл? В этом случае установка дополнительного насоса становится крайней необходимостью.

Врезка насоса

Врезка в систему отопления

Врезать ли насос в трубу подачи воды или его место на обратной трубе трубопровода? Мнения расходятся. Интересно, что хотя каждый отстаивает свою точку зрения, тем не менее, насосы, вмонтированные в любом из направлений отопления, ведут себя превосходно. Так что, хотя автор этой статьи привык пользоваться «обраткой» для монтажа устройства, он не будет настаивать на этом, как на единственно верном решении.

Хочется обратить внимание на способ самой установки. Не имеет значения из какого материала выполнена система отопления. Будь то металл или экопласт, устройство лучше всего вставлять не прямо в трубу, а путём обвода. Для металлических труб продается уже готовая сборка для обвода основной магистрали.

Суть в следующем - к основной трубе отопления сбоку приваривается или припаивается ещё одна труба в виде широкой буквы П, с вмонтированным посредине насосом. С двух его сторон устанавливаются краны, которые будут служить двум целям:

  1. перекрывая один из кранов, мы восстанавливаем естественную циркуляцию воды в отоплении;
  2. перекрывая оба крана, мы можем заменить (отремонтировать) циркуляционный систему, не сливая воду.

При врезке обращайте внимание на направление движения воды. Оно обычно отмечается стрелочкой на корпусе агрегата.

При подключении к электросети в системах с естественной циркуляцией используйте автоматический предохранитель с флажком. Он послужит одновременно двум целям – и как предохранитель, и как выключатель. Устанавливайте автоматический предохранитель на расстоянии не менее 50 см от котла и приборов отопления.

Для подключения дополнительного насоса к сети в отопительных системах с принудительной циркуляцией, следует учитывать, что один уже имеется и включается он тогда, когда срабатывает тепловое реле. Для синхронной работы обоих, дополнительный тоже необходимо подключить к тепловому реле или к насосу путём параллельного подключения.

В отопительных системах с электрическим котлом циркуляционное устройство можно подключать непосредственно к котлу, как это указано на видео, расположенном на этой странице. Таким образом, циркуляционная система будет работать только в момент подогрева воды.

Преимущества установки

Монтаж насоса при системах отопления с котлами советского периода, да и более поздними вариантами, реально позволит увеличить КПД самого котла. При действующем циркуляционном устройстве исчезнет проблема неравномерного нагрева радиаторов. За счёт переключения скорости подачи воды на насосе можно будет регулировать теплообмен. К тому же он препятствует образованию воздушных пробок в системе.

Похожие посты:

Комментарии и отзывы к материалу

Remontmechty.ru

Выбор и установка насоса для системы отопления своими руками: 7 главных правил

Традиционная гравитационная система отопления, в которой теплоноситель движется естественным образом, обладает рядом существенных недостатков. Это неравномерный и неодновременный прогрев приборов отопления, сложность адекватного регулирования температуры по отдельным зонам, необходимость применения трубопроводов большого диаметра, ограничения по протяженности и количеству радиаторов. А также низкая экономичность. Установка насоса в систему отопления, при условии, что она сделана грамотно, помогает устранить упомянутые недостатки.


Помпа для отопления. Этот вид оборудования чувствителен к загрязнению твёрдыми частицами, а также быстро выходит из строя при работе без воды. Ни того, ни другого не следует допускать

Зачем нужен циркуляционный насос

Насос системы отопления обеспечивает принудительную циркуляцию теплоносителя по разводящим трубам и приборам отопления. Благодаря тому, что в системе создаётся давление, жидкость движется быстрее, отсутствуют застойные зоны. Происходит одновременный прогрев всех участков вне зависимости от их удалённости от котла. Возможно использование систем отопления с высоким гидравлическим сопротивлением, например водяных тёплых полов. Системы отопления с насосной циркуляцией в состоянии обслуживать здания больших площадей и высокой этажности, что не под силу гравитационным. Немаловажный факт: активная циркуляция теплоносителя позволяет избежать непроизводительного расхода тепла и заметно снизить расход топлива. Помпа может быть установлена как в новую, изначально проектируемую как циркуляционную систему отопления, так и в существующую гравитационную.

Насос в новой циркуляционной системе

Значительная часть современных отопительных котлов уже оснащена циркуляционными насосами. Несмотря на это, зачастую требуется установить дополнительный насос в системе отопления, возможно и не один. Происходит это по следующим причинам:

  • Штатные помпы, как правило, имеют невысокую мощность и рассчитаны на использование в очень простой системе отопления с минимальным гидравлическим сопротивлением. На практике такое случается редко и возникает необходимость в установке дополнительного устройства.
  • В сложных разветвлённых системах гидравлическое сопротивление контуров может весьма заметно различаться и требует установки отдельных насосов. К примеру, коллектор поэтажной разводки труб тёплого пола, дополнительные строения (баня, хозблок, гараж) частного дома всегда оснащаются собственными помпами.

Для такой, многоконтурной схемы отопления, потребовалось шесть циркуляционных помп

В котельной предпочтительнее устанавливать основной насос на обратную магистраль, хотя это не является жёстким требованием.

Установка в существующую систему отопления

Циркуляционный насос для системы отопления может быть встроен и в существующую гравитационную систему. Это повысит её эффективность, позволит «снять» с отопительного котла большую мощность, прогреть дальние от котла участки, снизить расходы на топливо.


Традиционная система отопления трёхэтажного дома, куда для повышения её эффективности добавлена помпа. Может работать как в гравитационном, так и в циркуляционном режимах

Чтобы получить ожидаемый эффект, необходимо соблюсти следующие требования:

  1. Оптимально определить место установки. Лучше смонтировать насос в систему отопленияна обратной магистрали возле котла.
  1. Рекомендуется выполнить врезку помпы не прямо в обратную магистраль, а параллельно через байпас. В этом случае его можно будет без последствий отключить для обслуживания или при отсутствии электричества, при этом отопление продолжит работать в гравитационном режиме.

Оптимальная установка насоса - параллельно основной магистрали, на которой желательно расположить запорный вентиль. Тогда система сможет работать в двух режимах: как циркуляционном, так и гравитационном

  1. Нет необходимости в постоянной работе циркуляционного насоса. Он должен включаться только при падении температуры ниже установленной. Соответственно, потребуется автоматика, которая будет управлять работой помпы. Для этого могут использоваться различные устройства, от простых реле с термодатчиком до сложных контроллеров, завязанных на автоматику отопительного котла. Тип управления выбирается исходя из модели котла и схемы отопления. Заземление обязательно!

Одна из возможных схем управления циркуляционными насосами

  1. Перед установкой рекомендуется удалить из системы загрязнения, это можно сделать промывкой. На входе теплоносителя в помпу рекомендуется поставить фильтр, который защитит его от грязи. Заметим также, что открытая система отопления с насосом - не лучшее решение. Через открытый бак в теплоноситель проникает растворённый кислород, в результате все стальные элементы разрушаются коррозией. Необязательно, но весьма желательно при установке насоса также заменить открытый бак на закрытый мембранный.
  1. Установку производить в строгом соответствии с инструкцией, соблюдать ориентацию.

Ось ротора должна располагаться строго горизонтально

  1. При запуске системы стравить воздух не только из радиаторов, но и из самого насоса.

Винт, расположенный на лицевой части, предназначен для удаления воздуха

  1. Подбор насоса для системы отопления должен учитывать характеристики системы отопления.

Выбор циркуляционного насоса

Выбор насоса для системы отопления осуществляется путём расчёта по довольно сложным формулам с учётом теплопотерь здания, особенной системы, типа теплоносителя. Для непрофессионала сделать точный подсчёт затруднительно, но желающие попрактиковаться могут скачать программу для расчёта отопления https://infobos.ru/str/756.html. Есть и более простой алгоритм ориентировочного подбора требуемых характеристик:

  • Расход (Q) определяем по формуле Q = N / (t2 – t1), где:

N – мощность котла;

t1 – температура обратки (в традиционных системах 50-70 ºС);

t2 – температура подачи (75-90 ºС);

  • Напор (H) считаем так: H = R x L x Zf, где:

H – напор в метрах, для закрытых систем практически равен высоте системы, измеряется в метрах;

L – общая длина всех трубопроводов отопления с учётом нагревательных приборов, м;

Zf- коэффициент шаровых кранов, в общем случае можно принять 1,3.

Подходящие для вас насосы для систем отопления должны соответствовать напорно-расходным характеристикам системы, которые были определены. Ориентироваться следует не на показатели, указанные в кратком описании, а на график в техническом паспорте.


В паспорте, прилагаемом к насосу, имеется график напорно-расходных характеристик, именно по нему следует осуществлять подбор

Установка циркуляционного насоса своими руками возможна, если вы понимаете, как его подобрать и правильно смонтировать, а также имеете соответствующие инструменты и навык обращения с ними. В противном случае рекомендуем доверить эту работу профессиональным теплотехникам.

Видео: выбор циркуляционного насоса

teploguru.ru

Монтаж циркуляционного насоса в систему отопления своими руками


Системы отопления всегда строятся по двум схемам – естественная циркуляция теплоносителя и принудительное движение. Вторая отопительная система всегда использует циркуляционный насос для продавливания воды в трубах. При этом естественный уклон труб соблюдать совершенно не обязательно, что делает принудительную схему более привлекательной для потребителя. Самостоятельный или профессиональный монтаж циркуляционного насоса в систему отопления необходим также в двух случаях – если трубы отопления проложены с контруклоном или если отопительный котел не в силах обеспечить естественную циркуляцию теплой воды из-за большой протяженности труб.


Установка циркуляционного насоса улучшит КПД отопительной системы

Требования к циркуляционному насосу

Если насос устанавливается в работающую отопительную сеть (в холодное время года), то теплоноситель предварительно сливается. Если система отопления эксплуатировалась несколько лет, то ее необходимо сначала промыть – несколько раз залить воду и слить ее, избавившись от ржавчины и твердых вкраплений.

Циркуляционный насос устанавливается в системах отопления, работающих на разном топливе - на соляре, на угле или дровах, на газу или электричестве.Устройство циркуляционного насоса для отопительной системы

  1. Напорная высота - способность устройства выдавить теплоноситель на конкретную высоту. Единица измерения - метр, в инструкции обозначается латинской буквой «H».
  2. Перекачивание конкретного объема теплоносителя за заданное время называется расходом. Единица измерения - м3/час, обозначается латинской буквой «Q».

Первая характеристика не критична, так как насос почти всегда работает в горизонтальных теплотрассах. Поэтому главным критерием при выборе насоса считается значение «Q». При работе насоса в малоэтажном доме основное условие для выдавливания теплоносителя на верхние этажи будет полное заполнение системы теплоносителем и отсутствие в ней воздуха, а не качество напора. За счет отсутствия воздушных пробок вода будет циркулировать постоянно по всей системе. Как рассчитать расход Q для будущего насоса? Есть стандартная формула: Q = N/(t2 - t1), где:

Современные котлы отопления производятся с встроенным в корпус циркуляционным насосом, поэтому для этого агрегата нет нужды дополнительно комплектовать его насосом. Но бывают и другие решения, например: старая модель котла, продление системы отопления из-за пристройки дополнительных помещений, ошибка в расчетах при выборе котла. В таких случаях монтаж циркуляционного насоса в систему отопления становится необходимым.

Как устанавливать насос

При установке насоса вариантов существует всего два:

  1. Установка насоса как отдельного агрегата.
  2. Врезка насоса в отопительную систему.

Схема монтажа циркуляционного насоса в систему отопления

По поводу второго варианта мнения специалистов расходятся: куда врезать насос - в трубу подачи теплоносителя или в обратку? Как бы там ни было, в любом месте насосы работают отлично. Если говорить о самой врезке, то мастера не советуют врезать насос непосредственно в трубу. Для этого существует не только схема обводки, но и готовые фрагменты для монтажа насоса в трубопровод из любого материала (металл, ПВХ, металлопластик), которые можно приобрести в специализированном магазине.

Монтируется насос таким образом: к главной трубе методом горячей пайки или сваркой крепится отвод в виде буквы «П», в который по центру врезается сам насос. С обеих сторон отвода врезаются вентили, суть работы которых заключается в следующем:

  • При закрытии любого вентиля восстанавливается естественная циркуляция теплоносителя в системе отопления.
  • При закрытии обеих кранов можно проводить ремонт или профилактические работы в отопительной системе без слива теплоносителя.

Правильные варианты установки циркуляционного насоса

Насос в системах естественной и принудительной циркуляции

Устанавливая вентили, соблюдайте правильность движения теплоносителя. Стрелка на вентиле указывает направление.

  1. Если циркуляционный насос запитывается от электрической сети в системе с естественной циркуляцией теплоносителя, но рекомендуется применять предохранитель-автомат с флажком. Такой автоматический предохранитель выполняет две функции сразу - предохраняет насос от перегрузок и служит выключателем агрегата. Предохранитель должен устанавливаться на расстоянии 50 см и больше от всех отопительных приборов.
  2. При подключении циркуляционного дополнительного насоса в системах отопления с принудительной циркуляцией имейте в виду, что насос уже работает, и включается он при срабатывании теплового реле. Чтобы синхронизировать работу обоих насосов, дополнительный агрегат также следует подключать к тепловому реле или параллельно основному насосу.
  3. Если система отопления функционирует от электрического котла, то циркуляционный насос рекомендуется подключать прямо к котлу. Это позволит системе активироваться только во время нагрева теплоносителя.

Монтаж циркуляционного насоса в систему отопления частного дома

После того, как насос установлен и теплоноситель залит, нужно открыть специальный винт, который находится на крышке насоса, чтобы спустить воздух из агрегата. Предварительно при помощи крана Маевского нужно спустить воздух из всей системы отопления. Делается это при выключенном насосе (насосах).

В чем преимущества врезки насоса

Установка циркуляционного насоса в систему отопления, которая использует котел старого образца, позволяет реально повысить КПД системы. При работающем насосе все отопительные приборы (радиаторы, регистры и сами трубы) будут нагреваться постоянно равномерно. Переключатель скорости вращения крыльчатки, а значит, и скорости подачи теплоносителя эффективно регулирует процесс теплообмена в системе и не препятствует возникновению в отопительной системе воздуха.

Дополнительная информация о правильности установки и последовательности операций при монтаже насоса в систему пригодится всегда, даже если вы не будете врезать его самостоятельно, а прибегнете к услугам профессионалов. Профессиональные ответы на каверзные вопросы помогут избежать разногласий между мастерами и хозяином.

Требования к системам отопления

Дополнительная помпа на печку — один из вариантов решения проблемы с малой производительностью системы охлаждения на отечественных автомобилях.

Нормально функционирующая в усредненных условиях эксплуатации, она дает сбои при высоких или низких температурах окружающей среды. В первом случае двигатель перегревается, во втором — слабо работает отопитель, оказывающийся не в состоянии обеспечить приемлемую температуру воздуха в салоне.

В каких случаях необходимо задуматься об установке дополнительной помпы

Дополнительный насос в систему охлаждения рекомендуется устанавливать, если:

  • При температуре воздуха выше 28-30°С двигатель достигает критически высокой температуры (при условии исправной системы охлаждения);
  • В мороз на холостом ходу печка дует прохладным воздухом при нормальной рабочей температуре двигателя.

Наиболее часто вышеописанные проблемы возникают на ВАЗ-2109, ВАЗ-2114, ВАЗ-2110, заднеприводной «классике», всех моделях ГАЗ «Волга», кроме ГАЗ-31105. В последнем случае неисправность может проявляться и в нормальных температурных условиях. Это обусловлено большим объемом охлаждающей жидкости в системе и недостаточно мощной помпой.

Стоит заметить, что в установке дополнительного насоса нет необходимости, если перегрев силового агрегата или отказ печки происходит при нормальных для средней полосы России температурах (-25 - 25°С). Исправленная штатная система успешно функционирует в этом терморежиме. Поэтому при сбоях в ее работе следует искать неисправность.

В отличие от штатной помпы ВАЗ и ГАЗ, имеющей механический ременной или цепной привод, в качестве дополнительной движущей силы используется электронасос. Чаще всего автомобилисты применяют электрическую помпу, которой штатно комплектуется автомобиль «Газель».

Агрегат имеет высокую производительность, однако качество его изготовления оставляет желать лучшего. Поэтому перед установкой такой помпы ее рекомендуется разобрать, промазать все уплотнения автомобильным герметиком, собрать и дать просохнуть на протяжении суток.

На заметку: вышесказанное относится к насосам старого образца. Новые помпы ГАЗ имеют неплохое качество сборки. Однако со временем и они начинают течь.

Альтернативой ГАЗовской продукции является установка дополнительной помпы производства Bosh. Эти агрегаты имеют высокое качество сборки и другой принцип действия. Лопатка вращается под действием магнитной муфты, а не электродвигателя, как в первом случае.

За счет использования подобной схемы производителю удалось отказаться от уплотнительных соединений и практически полностью исключить возможность протечки. К недостаткам импортного агрегата можно отнести его высокую стоимость и сравнительно низкую производительность (700 л против 1200 литров в час у агрегата ГАЗ).

Как установить дополнительную помпу

Монтаж дополнительной помпы на печку ВАЗ может производиться в подкапотном пространстве или под салонной панелью. Первый вариант является предпочтительным, так как при этом в салон не попадает звук работы насоса, а также отсутствует риск залить салон антифризом при его протечке. В зависимости от места установки, агрегат может крепиться на место крепления штатной подкапотной шумоизоляции или на дополнительные кронштейны.

Установка дополнительной водяной помпы на ВАЗ-2110 и другие модели отечественного автопрома производится на подающий патрубок отопителя. Таким образом удается достигнуть более активного нагнетания ОЖ в «печной» радиатор и увеличения теплоотдачи.

На заметку: повышенное давление в системе охлаждения может привести к срыву некачественно закрепленных патрубков или пробою радиатора. Поэтому перед монтажом дополнительного оборудования рекомендуется провести полную диагностику СО.

Перед тем, как поставить дополнительную помпу, антифриз сливают. После этого патрубок на месте предполагаемого монтажа с помощью острого лезвия разрезают пополам, а получившиеся концы надевают на выходы насоса. Важно следить, чтобы стрелка, нарисованная на одном из выходов и обозначающая направление циркуляции жидкости, была направлена в сторону радиатора. Патрубки, надетые на выходы, фиксируют с помощью хомутов. Лучше применять винтовые хомуты марки «Norma», так как продукция менее известных брендов часто имеет острые края и режет патрубок.

Схема подключения к бортовой электросети может различаться в зависимости от того, какие цели ставит перед собой автовладелец. Если помпа устанавливается для более эффективного охлаждения, имеет смысл подключать ее таким образом, чтобы она работала постоянно при включенном зажигании. Подключить агрегат можно непосредственно от АКБ, однако замыкаться цепь должна с помощью реле, которое активируется после поворота пускового ключа.

Если дополнительный насос в системе отопления планируется устанавливать для улучшения работы печки на ХХ, подключать его лучше через кнопку. При этом в цепь питания будет входить реле, предохранитель, кнопка включения помпы и АКБ. Электричество подводят по однопроводной схеме. «Минусом» в этом случае является кузов машины. Использовав такую схему, автовладелец получает возможность включать помпу только тогда, когда в этом есть необходимость.
На заметку: лучше установить дополнительный насос, использовав вторую схему подключения электропитания, так как в сильные холода его длительная работа может привести к недогреву мотора и связанным с этим неисправностям.

Ожидаемые результаты

После того, как все необходимые элементы будут установлены и подключены, следует провести дорожные испытания, при которых помпа должна непрерывно работать не менее часа. Во время этого необходимо тщательно осмотреть все места ее соединений с охлаждающей системой, исключить протечки.

После осмотра следует проверить машину на ходу. Может случиться так, что исправно функционирующий на холостых оборотах агрегат откажет при увеличении давления в патрубках.

Если все было сделано правильно, отопитель начинает подавать более теплый воздух, а двигатель эффективно охлаждается даже при больших нагрузках.