Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Сценарий мероприятия "международный день родного языка". Международный день родного языка Юнеско международный день родного языка

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Родной язык, родная речь,
Он с детства рядом с нами,
Он в нежном шепоте листвы,
В словах отца и мамы.

Он в сказках, песнях и стихах,
В присяге он и в гимне
И без родного языка
Любой народ погибнет.

Я в день родного языка
Желаю вам его хранить,
Могли, чтоб дети после нас
С землей родною говорить.

Родной язык ценить нам нужно,
Ведь мы беречь его должны!
Учить язык давайте дружно,
Ведь это важно для страны!

Пусть будет наша речь прекрасна,
Давайте грамотно писать
И мысли, и идеи ясно
Всегда друг другу выражать!

С Международным днем
Родного языка
Поздравлю всех,
Живущих на планете,
На нем с тобою говорит земля,
И с колыбели слышат его дети.
Желаю вам язык родной беречь,
В нем сила и душа народа,
Свободной песней
Льется пусть родная речь,
Прокладывая путь через века и годы.

Родной язык - твоя земля,
На нем говорят леса и поля.
Плавно на нем река говорит,
Гудок парохода в ответ ей вторит.

На нем колыбельную мама поет,
Ребенок родную речь узнает.
Без языка не бывает народа,
Поздравлю я с днем языка вас родного.

Народы живут на планете большой,
Пусть все берегут язык свой родной.
Чтоб сохранить его для детей
И говорить с землею своей.

Международный день родного языка
Я поздравляю с этой славной датой,
Желаю вам лексически всегда
Быть грамотным, подкованным, богатым.

Звучит всегда пусть чисто ваша речь,
Слова плохие ее пусть не испортят,
Язык родной поможет возразить
И настоять уверенно и твердо.

День родного языка
Нынче отмечается,
Пусть на долгие века
Речь родная славится!

Чётко правила учи,
Пусть запоминаются,
И от всех дверей ключи
Вмиг тебе достанутся!

Сегодня День родного языка,
А потому хочу я вам сказать:
Чтоб жизнь была прекрасна и легка,
Родной язык любой обязан знать!

Желаю, чтоб язык наш процветал
И с каждым годом только развивался,
Чтоб он повсюду правильно звучал
И новыми словами пополнялся!

Народом дружно отмечаем,
Мы день родного языка,
И всех сегодня поздравляем,
Учить его должны всегда!

Не забывать, и вечно помнить,
И правила все повторять,
Язык родной нам очень важен,
Должны его мы уважать!

Без родного языка
Жизнь была бы нелегка.
Как тогда нам выражаться?
А в любви как признаваться?

С языком нам повезло,
Он красивый всем назло,
Как алмаз должны беречь
Мы свою родную речь!

Весь мир сегодня отмечает
День родного языка!
От души и поздравляю
С этим праздником тебя!

Наш язык - большая ценность,
Нужно нам его беречь.
Как алмаз, как драгоценность
От дурного каждый миг стеречь.

Поздравлений: 74 в стихах, 9 в прозе.

Духовное сокровище любой нации – это язык. Самым важным для любого человека является тот язык, на котором он впервые учится разговаривать и узнавать окружающий мир. Это язык детства, язык на котором разговаривают в семье, язык первых взаимоотношений в обществе. С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки можно обойтись в жизни, а без родного языка нет. И это именно так. Язык является фундаментом созревания любой личности, является наибольшим инструментом защиты духовного богатства. Все шаги, направленные на его поддержку и распространение, призваны сохранить разнообразие языков на этой планете, защитить традиции разных народов. Язык укрепляет солидарность, которая базируется на терпении, взаимопонимании и диалоге. Цивилизованное общество пытается декларировать принципы гуманности и справедливости. Признание международным сообществом острой необходимости защищать разнообразие культур планеты, важнейший компонент которых это язык, - один из главных шагов в этом направлении.

История происхождения международного дня родного языка

С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.

Угроза исчезновения различных языков

На данный момент, в мире насчитывается около 6 тысяч языков. Ученые предупреждают, что в ближайшие десятилетия почти 40% из них могут полностью исчезнуть. А это является огромной утратой для всего человечества, потому как каждый язык, это уникальное видение мира. Девид Кристал, один из известных экспертов в вопросах языка, автор популярной книги «Языковая смерть», считает, что языковое многообразие – это оригинальная вещь и потеря любого языка делает наш мир беднее. Каждый раз, когда теряется язык, вместе с ним теряется уникальное видение мира. Организация ЮНЕСКО - это тот орган, который взялся поддерживать разные языки, как определение культурной принадлежности личности. Кроме того, по мнению этой организации, изучение нескольких иностранных языков является ключом к пониманию между людьми и взаимному уважению. Каждый язык, является духовным наследием нации, которое необходимо беречь.

Со слов гендиректора ЮНЕСКО Коихиро Мацуура: «Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями».
Для того чтоб язык не исчез на нем должны говорить хотя бы 100000 человек. Всегда так было, языки возникали, существовали и умирали, порой бесследно. Но никогда раньше они не исчезали так стремительно. С развитием научно-технического прогресса, национальным меньшинствам стало тяжелее добиться признания их языков. Язык, несуществующий в интернете, больше не существует как таковой для современного мира. 81% страниц во всемирной паутине публикуются на английском языке.
В Европе, в ближайшее время могут исчезнуть почти пятьдесят языков. В некоторых регионах Азии ощущается влияние китайского языка. В Новой Каледонии давление французского языка довело до того, что из 60 тысячи коренных жителей острова, 40 тысяч - забыли родной язык. В Южной Америке вследствие колонизации XVII-XX ст. исчезло 1400 языков, в Северной Америке «цивилизационные процессы» обернулись уничтожением в XVIII ст. 170 языков, в Австралии - в XIX-XX ст. исчезло 375 языков.
Известны случаи в истории человечества, когда язык становится заложником или даже жертвой политических интересов государств и противостояний наций. Язык используется как инструмент влияния на народ, является элементом борьбы за сферы влияния и территорию.
Язык умирает, когда следующее поколение теряет понимание значения слов (В. Голобородько). Если люди говорят только на одном языке, то часть их мозга развивается меньше, а творческие способности ограничены. Меры по сохранению языкового многообразия.
Для сохранения многообразия языков, ЮНЕСКО осуществляет целый комплекс мероприятий. Например, запущен и профинансирован проект лингвистического разнообразия в интернете, который предусматривает введение большого количества контента на редких языках. А также, внедрение специальной автоматической системы перевода с них. По инициативе ЮНЕСКО организован портал, предоставляющий доступ к знаниям тем слоям населения, которые находятся в неблагополучных условиях. ЮНЕСКО идет навстречу государствам, которые берегут свое духовную уникальность и самобытность, обеспечивая качественное изучение иностранных языков. Программа MOST работает над занятиями, предназначенными способствовать равноправию между разными этническими группами. Целью ее является решение и недопущение конфликтов на этнической почве. Тем не менее, как указывает ЮНЕСКО, сейчас, такие могучие языки современности как русский, английский, китайский, французский и испанский, с каждым днем сильнее вытесняют остальные языки со сферы общения.
В разных странах создаются общественные организации, главными задачами которых является идентификация разных народов, защита прав и свобод языков меньшинств. Такие организации объединяют людей разных профессий, неравнодушных к судьбе своего языка. Познание мира через национальное слово подобно генам. Язык передается из поколения в поколение и эта наследственность не только в рамках семьи, а в рамках всего народа. Родной язык необходимо оберегать как свое будущее, помня первоначальное значение слов. Античные мудрецы утверждали: «Говори - и я тебя увижу». Абсолютно очевидно, что сохранить родной язык может именно его носитель.

Празднование 21 февраля в мире.

Среди мероприятий, посвященных празднованию 21 февраля в мире, проводятся обучающие семинары, выставки аудиовизуальных материалов по преподаванию различных языков, вечера поэзии на родном языке, литературные фестивали, круглые столы, чествование поэтов-борцов за родной язык. Также проходят конкурсы для выявления лучшего учителя родного языка и определения лучшей успеваемости по изучению языков между школьниками или студентами. По случаю праздника в этом году в России, прошел день открытых дверей в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Каждый язык является уникальным, он отображает менталитет и традиции народа. Самое главное, что молодежь интересуется культурой разных народов. Это развивает не только интеллектуально, но и духовно. Позитивным моментом является то, что такой праздник уважения к родному языку принят на международном уровне.

Каждый из народов имеет свой уникальный и неповторимый язык, который отвечает предназначению человека и несет в себе целое наследие. У жителей того или иного государства есть свои характерные черты, традиции, культура, а язык является их непосредственным отражением. В нем передается вся самобытность народа, поэтому родной язык - это предмет для настоящей гордости. А день родного языка - очень важный и нужный праздник.

Предыстория

Как и любое торжество, этот имеет свою историческую подоплеку. Его празднование стало возможным благодаря событиям, которые произошли в 1952 году в Пакистане. В те из Университета Дакки принимали участие в демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов-активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и освободительных движений, бенгальский был объявлен официальным языком в стране. Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения увенчалась успехом. Впоследствии по инициативе (признанной в 1971 году независимым государством) организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире уже 14 лет.

Как отмечают этот день в разных странах

День родного языка не зря признан международным. Он отмечается во многих государствах. В некоторых из них народ придерживается определенных порядков и традиций в праздновании, в других - каждый раз все проходит по совершенно новому плану. Заглянем в несколько таких стран, которые первыми приходят на ум.

Бангладеш

Очень хочется затронуть именно эту страну, поскольку здесь день родного языка считается общенациональным праздником, так как годовщина 21 февраля стала поворотной в судьбе людей и в истории всей страны. Как правило, жители Бенгалии в этот день устраивают праздничное шествие, возлагают цветы в память о мучениках в Дакке (к монументу «Шахид Минар»), поют патриотические песни. На площадках города проводится культурная программа, праздничные обеды, а также вручаются призы. Есть и особый ритуал, связанный с этим великим для бенгальцев днем. Они покупают специальные стеклянные браслеты для себя и родственников, подчеркивая тем самым свою привязанность к родному языку и отдавая дань уважения национальным традициям и истории своей страны.

Международный день родного языка в Бангладеш - это особый праздник. Каждый год любое мероприятие ко дню родного языка готовится с особым размахом и почестями. Правительство и негосударственные организации страны всячески поощряют проведение различного рода мероприятий, стремясь поддержать любовь сограждан к родному языку, а также делают это с целью сохранения и дальнейшего развития коренной речи.

Швейцария

Затронем Европу. К примеру, в Швейцарии 21 февраля День родного языка отмечается в познавательном духе. Проводятся акции, практические занятия, многочисленные семинары. Особо остро в этой стране стоит вопрос семей, в которых дети говорят на двух языках и оба для них являются родными. Власти, педагоги и родители прекрасно осознают, что к подобным ребятам нужен особый подход, поэтому в стране разрабатываются индивидуальные программы обучения и воспитания подрастающего поколения, которые с успехом воплощаются.

Англоязычные страны

Во многих странах Европы и не только (Англии, Ирландии, Сингапуре, на Ямайке, Мальте, на в Новой Зеландии, и даже на целом материке в а следовательно, и родным, является английский. Надо признать, что он, на самом деле, входит в состав шести поэтому имеет самое прямое отношение к празднику. На любых переговорах, в путешествии и просто в общении он будет вашей главной палочкой-выручалочкой.

Каждый язык красив и прекрасен по-своему, поэтому нужно не забывать его, любить, беречь и гордиться им!

День родного языка в России

В нашей стране любовь к родному языку можно сравнить с чувством истинного патриотизма, который пронизывает всё и каждого из нас. Особенно если речь идет об исконно славянских ценностях, к коим мы с уверенностью можем отнести и русский язык.

Существует много разных достойных высказываний о русском слове, но лучше, чем классики, еще никто не выразился на эту тему. К наиболее точным изречениям и явно отражающим наш дух патриотизма можно отнести русского писателя И. С. Тургенева, который говорил: «...ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Или достаточно вспомнить решительное заявление В. Г. Белинского, он утверждал, что «русский язык - один из богатейших языков в мире, и в этом нет никакого сомнения». Пожалуй, сложно не согласиться с этими гениальными людьми, поскольку благодаря нашему языку мы думаем, общаемся, творим.

В нашей стране день родного языка, сценарий которого заранее тщательно продумывается и готовится, проводят во многих школах, библиотеках, дворцах культуры, высших учебных заведениях и других образовательных учреждениях. Учащиеся старательно подбирают, в каком ключе будет освещена тема, учат слова, репетируют. Все назначенные мероприятия, как правило, носят торжественный, патриотический и познавательный характер. Проводятся они с целью воспитания у ребят чувства уважения и любви к своей культуре, истории, традициям и, конечно же, к родному русскому языку.

Исчезающие диалекты

Говоря языком статистики, сегодня из шести тысяч существующих в мире языков более двухсот считаются вымершими, они не имеют ни одного живого носителя. Также есть неблагополучная языковая категория исчезающих и вымирающих видов речи (почти без потомков, говорящих на них). И нестабильные языки, которые не пользуются успехом, поскольку не имеют официального статуса, а территория их распространения настолько мала, что перспективы их дальнейшего существования оставляют желать лучшего.

В России около 140 языков находится на грани ухода из употребления, и двадцать уже признаны безжизненными.

Свои особенности и культуру несет каждый родной язык. Он отличает нации, заставляет людей ценить и уважать свой коренной стиль речи, передавать его из поколения в поколение. Поэтому день родного языка непременно стоит поддерживать, как международный праздник, поощрять и проводить на должном уровне во всех странах мира.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

На международном уровне проблема сохранения национальных языков в центре внимания. Россия – многонациональная страна, в которой звучат разные языки, уживаются разные культуры. На территории Республики Коми на протяжении многих десятилетий единой семьей проживают более 80 национальностей. Объединяющим началом в многоязычном пространстве нашей страны является язык большинства населения – русский. Познание языка приводит к пониманию духовных родовых корней, эмоционально-нравственных основ всей культуры. День родного языка – хороший повод, чтобы вспомнить о его значении.

Тема: День родного языка

Цель: показать роль языка в жизни человека и в жизни общества.

Задачи:

  • формирование культуры личности, гражданственности;
  • развитие языкового вкуса;
  • формирование культуры общения, как части общей культуры человека;
  • оживление интереса к родному языку, привлечение внимания к проблемам современного русского языка;
  • сплочение детей и родителей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • привитие любви и уважения к окружающим людям, к родному языку, родному краю, через совместную творческую деятельность.

Форма: познавательно-игровая программа

Место проведения: кабинет начальных классов

Возраст учащихся: 10 – 11 лет

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • компьютер;
  • 3 магнитные доски (белые);
  • пять сарафанов для девочек;
  • народные костюмы (башкиры, украинцы, коми)
  • нарисованное лицо человека (А1);
  • нарисованные части к лицу: нос, глаза, рот, уши;
  • 3 картинки стволов деревьев;
  • карточки: КОМИ ЯЗЫК, РУССКИЙ ЯЗЫК;
  • карточки с пословицами;
  • листья к деревьям (на обратной стороне написаны слова);
  • Атлас языков мира;
  • фраза на зеленом листе бумаги (Если мы будем хорошо знать язык, то сможем …);
  • фразы на желтых листах бумаги (писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

План мероприятия

  1. Вступительное слово.
  2. История происхождения праздника.
  3. Атлас языков мира.
  4. Государственный язык огромной страны.
  5. Достоинства русского языка.
  6. Выступления на родном языке:
    • Исполнение народной песни башкирами.
    • Чтение стихотворений украинцами.
    • Инсценирование коми басни.
  1. Изучаем слова на коми языке. Игра.
  2. Работа по группам «Особый характер слов».
  3. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Ведущий учитель + весь класс: Здравствуйте! Добрый день! Мы рады приветствовать сегодня в этом классе наших замечательных гостей и любящих родителей. Мы рады всем вам! У всех у нас прекрасное настроение. И мы думаем, что такое же у вас!

– Тогда мы начинаем? (класс отвечает – начинаем ). Сегодня вместе с ребятами активное участие принимают родители. Спасибо вам большое за сотрудничество!

– Тема нашего сегодняшнего классного мероприятия посвящена Дню родного языка. Сегодня мы узнаем, что это за праздник и для чего он отмечается.

Ведущий ребенок:

Что за праздник нынче мы отмечаем,
Все вместе, радостно встречаем?

Ведущий учитель: Международный день родного языка – праздник необычный, но очень важный. Он создан совсем недавно с 2000 года и отмечается 21 февраля во всем мире. Провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

– Каждый народ – это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Ученые предполагают, что речевые навыки у человека появились около 100 000 лет назад. Давайте попробуем представить, как могли общаться люди, не имея речевых навыков. Кто хочет попробовать пообщаться без слов? (выбор 3– 4 детей )

Задание: Вам предлагается пригласить своего соседа на охоту на мамонта (задание произноситсядетям на ушко )

– О чем пытались договориться эти люди? (класс пробуют ответить)

– Оказывается, как трудно, тяжело было объяснить без слов и понять друг друга.

– А вот письменные формы языка появились только около 5 000 лет назад. Поэтому дорога к языку была длиной и трудной. И говорим мы во всех уголках нашей планеты на разных языках. В Германии – на немецком, во Франции – на французском, в Англии – на английском, а в России? (на русском языке).

Ведущий ребенок: Интересно, а сколько языков на нашей планете?

Ведущий учитель: Когда-то насчитывалось от 7000 до 8000 самостоятельных языков. Сегодня известно примерно 6000 языков. Многообразие языков является огромным достоянием человеческого наследия. Самыми распространенными языками в современном мире являются китайский, английский, русский, испанский, арабский, португальский, французский. На этих языках разговаривает большая часть человечества.

Ведущий ребенок: Вот это да! Столько языков! А откуда их так много появилось?

Ведущий учитель: Вы действительно это хотите знать? (дети хором: ДА!)

– Тогда слушайте.

– Существует легенда. Согласно этой легенде, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. И вот люди возгордились и задумали построить в Вавилоне гигантскую башню высотой до самых небес. Долго строили её, используя труд разных людей. Боги испугались, что их могущество будет нарушено и задумали помешать строительству башни. Для этого они сделали так, что люди стали говорить на разных языках. Из-за этого на стройке возникла неразбериха, строители перестали понимать друг – друга и башня разрушилась, так и не достигнув небес. Смешение языков остановило работу по строительству башни и разбросало людей по разным частям земли. Вот такая легенда.

Ведущий ребенок: А почему возникла идея создания такого дня?

Ведущий учитель: Международный день родного языка, прежде всего, направлен на защиту языков, которые исчезают. И задача это важная и актуальная, ведь в наши дни каждый месяц в мире исчезает два языка.

– В 1996 году в США умер человек по имени Красная Грозовая Туча. Он был последним, кто знал язык индейского племени Сиу. Правда перед смертью он успел записать речевые образцы и обрядовые песни своего народа, чем оказал огромную услугу науке. К сожалению, такое бывает редко. Чаще всего, язык умирает тихо и незаметно вместе со своими последними носителями.

Ведущий ребенок: Да… Как и исчезающие виды животных, языки стремительно вымирают, и, чтобы выжить нуждаются в нашей поддержке и заинтересованности.

Ведущий учитель: Языковеды пытаются не упустить время и успеть задокументировать то множество языков, которое пока еще сохраняется. Ведь, по мнению ученых через сто лет исчезнут от 3 до 6 тысяч ныне существующих языков. Международный день родного языка отмечается с целью сохранения и развития исчезающих языков, а также повышения осведомлённости о языковых и культурных традициях.

Ведущий ребенок: Исчезающие виды животных и растений заносят в Красную книгу. А куда заносят исчезающие виды языков?

Ведущий учитель: Существует Атлас языков мира и Красная книга языков России. Они представляют языки, которым угрожает исчезновение. В настоящее время насчитывается почти 500 языков, которые могут исчезнуть.

Вот некоторые примеры: (показ книги )

– А чтобы выжить языку необходимо, чтобы на нем говорило 100 000 человек. Исчезают языки. В России в 1917 году насчитывалось – 193 языка. Сейчас -174.

пословицы

Ведущий ребенок: Тогда наша задача – сохранить находящиеся под угрозой исчезновения языки и бережно относиться ко всему разнообразию человеческих культур.

Ведущий учитель: Да, ведь именно благодаря языку продолжают жить традиции народов, пробуждается интерес к познанию мира. Именно язык объединяет людей независимо от места и времени их проживания.

Ведущий ребенок: А что объединяет нас?

Ведущий учитель: Действительно, что нас может объединять? (ответы детей: учимся в одной школе, живем в одном городе, стране, говорим на одном языке – русском) .

– Правильно, но главным, объединяющим нас элементом, является именно язык – русский язык.

– Кстати, примите к сведению: во всем мире более 350 млн. человек понимает по-русски, из них для 170 млн. он является родным. Кроме того, в настоящее время около 180 млн. иностранцев изучает русский язык. Он – язык общения более 160 народов и национальностей мира. Он – язык великой литературы. Он – язык, на котором были произнесены первые слова в космосе. Он – язык великой нации с тысячелетней историей. Русский язык сумел возглавить «языковой союз» на всей территории России и стал государственным языком огромной страны.

Ученик 1

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык.
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2

Жизнь идет, словарь опережая.
Сколько новых дел, событий, чувств!
Мысль свою, на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 4

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Ведущий учитель: Русский язык обладает всеми достоинствами других языков. Он мелодичен, как итальянский, повелителен, как немецкий, точен, как английский. Но только русский язык обладает такой палитрой красок и такой многогранностью. Иностранцы, слушая русскую речь, говорят, что она льется, как песня. Давайте вслушаемся в звучание стихотворения Александра Сергеевича Пушкина с описанием зимнего вечера.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

– Красоту и многогранность русского языка мы можем увидеть и в народном творчестве. Вот как народ воспевал приход весны (девочки исполняют народную песню )

Весна, весна красная!
Приди весна, с радостью,
С радостью, с радостью.
С великой милостью:
С льном высоким, с корнем глубоким.
С дождями, ливнями,
С хлебами обильными!

У меня ль во садочке,
У меня ль во прекрасном.
Люшеньки люли, Люшеньки люли,
Хорошо пташки пели,
Хорошо распевали.
Люшеньки люли, Люшеньки люли.

– Роль языка, как средства общения людей, замечательно определена в русском народном творчестве. Одним из видов такого творчества являются пословицы и поговорки. У всякого народа множество пословиц, призванных выражать основные жизненные принципы. И все-таки, одними из самых метких, поучительных являются русские пословицы.

Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! – говорил А.С.Пушкин.

Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы, продолжите их, объясните смысл (ребята работают по группам)

  1. Хочешь есть калачи – …. (не сиди на печи)
  2. Красна птица пером, … (а человек умом)
  3. Нет лучше дружка, … (чем родная матушка)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки.

  1. дело – смело (Кончил дело, гуляй смело.)
  2. перо – топор (Что написано пером, не вырубишь топором)
  3. дело – время (Делу – время, потехе – час.)

– Молодцы! Действительно, «Пословицы наши краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги» так писал о русских пословицах М.Горький. Не случайно язык называют кладовой знаний и мудрости народа.

– Еще одно из лучших свойств русского языка – возможность выразить тонкие оттенки с помощью бесчисленного количества суффиксов, чего нет в других языках.

– Например, возьмем слово «ЛОШАДЬ». И попробуем добавить к данному слову разные суффиксы.

  • маленькое, веселое, очаровательное существо – ЛОШАДК А
  • усталая рабочая лошадь, весьма пожилая – ЛОШАДЁНК А
  • ласково лошадь мы назовем – ЛОШАДУШК А

– Так, что нам с вами остаётся гордиться, что русский – наш родной язык.

– В мире много народов, все они говорят на разных языках, но каждый человек ценит свой родной язык, бережёт его, лелеет и каждый имеет право свободно говорить на своем родном языке.

– Согласно Конституции Российской Федерации ст.68 всем её народам гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

– В настоящее время стало бесспорным утверждение, что главным богатством любой территории является её население. На территории Республики Коми проживает более 80 народов. В нашем классном коллективе встречаются представители разных национальностей: башкиры, татары, украинцы, коми, чуваши, мордвины, русские. И у каждой свой неповторимый по красоте и звучанию язык. Некоторые семьи подготовили выступление на своем родном языке. Давайте послушаем их.

БАШКИРЫ – исполняют народную песню.

Физминутка: движения башкирского танца

УКРАИНЦЫ – читают стихи на родном языке.

КОМИ – инсценируют басню на коми языке.

– Ребята, вы узнали этот язык? Правильно, это язык коми народа – коренного населения Республики, в которой мы с вами живем. Кстати, примите к сведению. В Республике проживает 975 000 человек, из них только коренного населения 264 464 человека. 2009 год в Республике был объявлен годом коми языка, и это не случайно, ведь по Конституции Республики Коми государственными языками являются не только русский, но и коми.

– Ребята, вы обращали внимание, что на зданиях города имеются вывески, написанные на двух языках – русском и коми (да, нет).

– Давайте посмотрим на некоторые из них (показ вывесок: на здании администрации города, на жилых домах, на здании школы, на здании хлебного магазина).

– А сейчас мы с вами попробуем выучить несколько слов на коми языке (учим слова: рот, глаза, нос, уши ). Показываем на себе часть лица, о которой идет речь, и произносим это слово по коми.

голова – ЮР, рот – ВОМ, нос – НЫР, ухо – ПЕЛЬ, глаз – ЩИН

Игра «Создаём лицо» (учитель называет часть лица по коми, тот, кто вспомнил, что значит это слово, прикрепляет часть к лицу на доске ).

– Обычно под родным языком, понимается язык, который человек усваивает с раннего детства. Когда мы изучаем язык, мы запоминаем, прежде всего, слова этого языка, а их великое множество. Как мы не можем сосчитать листья на дереве, так и трудно подсчитать количество слов. Но у каждого слова есть свой особый характер, свое значение.

(Класс работает по группам. В каждой группе присутствуют родители).

– У каждой группы есть небольшое деревце. «Озеленить» его вам помогут листочки со словами разного значения и характера. Будьте внимательны при выборе слов для своего дерева.

1 группа (существительные)

2 группа (прилагательные)

3 группа

(глаголы)

Солнце, мама, тепло, Родина, добро, друзья, дом, семья, мир,

радость, творец.

Красивый, ласковая, теплый, счастливая, умный, солнечный, торжественный, родной, вежливые, уважающий,

Ябеда, оружие, слезы, войны, предательство.

Ужасный, завистливый, разъяренный, трусливый, наглый.

Бояться, обижать, врать, ненавидеть, оскорблять.

(каждая группа зачитывает слова)

– Почему вы выбрали именно эти слова? – каждая группа дает свой ответ (добрые; понравились; хотим, чтобы эти слова чаще встречались в нашей жизни; вызывают положительные эмоции; приятно проговаривать; можно нарисовать только светлыми красками; хочу, чтобы все эти слова относились ко мне…).

– А какие слова вы не взяли? (ответы )

– Чем больше в нашей речи будет красивых и теплых слов, тем мы с вами будем добрее…

– К сожалению, в современном мире все чаще и чаще используются грубые, матерные слова, которые засоряют наш язык.

Ученик

О мой родной, святой язык!
Тебя корежить я привык,
Тебя привык я обижать,
Людей тобою унижать.
Тобою Пушкин говорил, -
Тобою Лермонтов творил,
А я обидел. Я предал,
На поругание отдал.
А кто я? Просто глупый сын.
И, к сожаленью, не один.
Но ты прости нас. Не кори.
Своим сияньем озари,
И сохраним мы как завет
В своих речах культуры свет!

– А задумывались ли вы, зачем нам необходимо изучать язык? (ученики делают свои выводы и ответы прикрепляют на доску).

Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…(на доске)

(писать без ошибок; лучше понимать прочитанное; лучше понимать друг друга; правильно говорить, познавать мир, быть интересным собеседником, творить, общаться, сохранять обычаи и традиции своего народа, знать историю своего народа, передавать знания из поколения в поколения)

– Правильно. Язык – духовное богатство народа. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, искусство, жизнь.

– А для чего так необходим этот день? (чтобы люди вспомнили о языках, родном языке, чтобы уважали другие языки, берегли его, не дали исчезнуть, чтобы язык жил для других поколений)

– Язык – это учитель, который нас учит, и будет учить, если бережно к нему относиться и прилежно изучать. Языки у народов разные, но отмечая 21 февраля Международный День родного языка, хочется сделать такой вывод:

Ученик:

Есть у каждого язык,
Что родной навеки,
Без родного языка,
Нету человека!

Ученик:

Мы поем им, говорим,
С самого рожденья,
И к родному языку,
Должно быть большое рвенье!

– Относитесь к родному языку бережно и с любовью, думайте о нем, любите его, изучайте его!

– Всем, большое спасибо!

Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

Монгольский язык — язык монголов, государственный язык Монголии. Термин может употребляться шире: для монгольского языка Монголии и Внутренней Монголии в Китае, для всех языков монгольской группы, в историческом контексте для таких языков как древний общемонгольский и старописьменный монгольский языки.

Язык монголов, основного населения Монголии, а также Внутренней Монголии и в Российской Федерации. По основному диалекту часто называется халха-монгольским или просто халхаским.

Халха-монгольский диалект (или язык) имеет литературную норму и статус государственного языка в Монголии. Число говорящих на нём — около 2,3 млн чел. (1995). Халхаский диалект входит в центральную группу диалектов монгольского языка. Наряду с ней выделяются также восточная и западная группа. Различия между диалектами носят в основном фонетический характер.

Как национальный язык Монголии начал складываться после Монгольской народной революции (1921) на основе халхаского диалекта. С 1943 года — письменность на основе кириллицы.

Халха-монгольский язык, вместе с языком монгольской письменности, входит в монгольскую семью языков. Эта семья делится на следующие группы:

  • северно-монгольские языки: бурятский, калмыцкий, ордосский, хамниганский, ойратский;
  • южно-монгольские языки: дагурский, шира-югурский, дунсянский, баоаньский, язык ту (монгорский);
  • особняком стоит могольский в Афганистане.

По своему строю это — агглютинативные языки с элементами флективности. Для большинства (кроме калмыцкого и бурятского) характерным является безличное спряжение. В области морфологии они характеризуются кроме того отсутствием резкой грани между словоизменением и словообразованием: так, например, разные падежные формы одного и того же слова часто функционируют лексически как новые слова и допускают вторичное склонение, основой которого является не первичная основа, а падежная форма. Роль притяжательных местоимений играют особые суффиксы: личные и безличные. Наличие предикативных суффиксов создаёт впечатление, будто имена могут спрягаться. Части речи слабо дифференцированы. Различают следующие части речи: имя, глагол и неизменяемые частицы. Существительное и прилагательное в большинстве живых языков и языке письменности не дифференцированы морфологически и различаются лишь в плане синтаксиса.

В области синтаксиса характерным является положение определения перед определяемым, сказуемого обычно в конце предложений и отсутствие согласования в падеже определения и определяемого, а также разных членов предложения.