Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Николо шартомский мужской монастырь. Шартомский никольский монастырь

Николо-Шартомский мужской монастырь с. Введенье Шуйского района. Эта обитель находится в 15 верстах от г. Шуи. Местность, занимаемая монастырем, очень живописная. Монастырь расположен при впадении реки Молохты в реку Тезу. Придание говорит, что монастырь Шартомский возник здесь по случаю явления в этом месте иконы Святителя Николая Чудотворца. Случилось это событие в царствование Василия Темного. В ознаменование чудесного образа угодника Божия тогда же, на месте явления иконы, основан был монастырь, и в ХIV веке обитель Николо-Шартомская становится известною. В это время получил большую известность игумен Никон, который много потрудился над благоустройством обители. Храмов в обители было четыре. Главный из них - древний соборный, во имя Свт. Николая Чудотворца, построенный в половине 17 века. Главными святынями Николо-Шартомского монастыря считаются: явленный образ Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, а также находящаяся в этой обители икона Казанской Божией Матери. Образ этот написан в ХVII веке жившим в обители затворником преподобным Иакимом, гроб которого находится под фундаментом Казанской церкви. В 1897 году эти две иконы по благочестивому обычаю стали носить по домам жителей Иваново-Вознесенска. В обители, кроме упомянутого образа Святителя Николая, писанного на каменной доске и почитающегося древнейшим, пользуется известностью и другая икона этого святителя, писанная на дереве.

В 1506 году Великим князем Василием Иоанновичем монастырю была дана так называемая «несудимая грамота», по которой судить архимандрита и братию могут только сам Великий князь или его бояре. Подобная грамота была дана Иоанном Грозным в 1533 году. Защитительную грамоту прислал настоятелю и царь Федор Иоаннович (сын Грозного). Ею Шартомским архимандритам была предоставлена честь являться в Москву к Государеву двору после летнего Николина дня для поднесения просфор и святой воды. Не обошли монастырь и беды. В 1619 году он был разорен польско-литовскими отрядами, а в 1649 году «изволением Божиим от молнии до основания выгорел». В 1651 году прежде деревянный монастырь возводится в камне.

В начале 1920-х годов Николо-Шартомский монастырь был закрыт. Ценная утварь и иконы реквизированы, библиотека и оставшая часть икон сожжены. Строения монастыря стали использоваться под хозяйственные нужды. Осенью 1990 года древний Свято-Николо-Шартомский монастырь был возвращен Церкви. Сейчас монастырь преображается молитвами и трудами насельников и, конечно, помощью благотворителей. Настоятелем - священно архимандритом этой мужской обители является Архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий, который постоянно вникает во все нужды обители. В руководстве обителью Владыке помогает назначенный им наместник монастыря архимандрит Никон (Фомин). В обители более 100 человек братии. Монастырь имеет подворье в Иванове, в г. Шуе и поселке Палех. В подворьях с благословения Владыки Амвросия ведется духовно-просветительская работа, проводится воспитательная работа посредством исповеди, внебогослужебных бесед.

В конце 1990-х годов по благословению Владыки Амвросия в Иванове монастырь вел строительство храма «Всех Скорбящих Радость», который находится в котловане на месте взорванного в 1970-е годы храма с одноименным названием. Также в городе Иванове открыт в качестве монастырского подворья храм преподобного Сергия Радонежского в бывшем детском саду, переданном монастырю городской Думой. Кроме храма здесь расположены и братские кельи.

Нина Мартынова



Находящийся в селе Введенье Свято-Николо-Шартомский монастырь является одним из древнейших монастырей России. Точное время основания монастыря не установлено, существует несколько легенд. По одной из них название своё обитель получила от реки, называвшейся прежде Шартома (Шахма), вливающейся недалеко от монастыря в реку Молохту. При слиянии этой с рекой Тезой и расположен монастырь. Согласно другому преданию, во второй половине XII века беглый холоп князя Юрия Долгорукого Никола Шартом со своими товарищами Федосом, Сидором и другими обосновались на берегу безымянной речки, которую и назвали Шартомой, вскоре построили монастырь, а основатель стал первым игуменом. Первое документальное упоминание об этом храме относится в 1425 году. В духовной грамоте нижегородской удельной княгини Марии приводится предание будто бы обитель была построена в честь найденной на берегу Шартомы иконы Николая Чудотворца ещё до княжения великого князя Московского Василия Тёмного. Вид монастырь имел в древности иной, чем теперь. Существующее ныне каменное пятиглавое здание было построено, если верить отметке на одном из его крестов, в 1651 году, открыто 27 апреля по благословению Суздальского и Тарусского архиепископа Сфапиона. В 1654 году монастырь от молнии сгорел до основания, а ранее неоднократно разорялся поляками и литовцами. Монастырь во Введенье, возведён в стиле византийско-русской архитектурной школы. Это ансамбль церковных зданий и сооружений. Самое высокое из их числа - отдельно стоящая пятиярусная колокольня. Рядом с ней - величественная Никольская соборная церковь, построенная в 1651 году. Спустя 27 лет сооружена просторная (с кельями и трапезной) Казанская церковь, а вместе с ней и маленькая повседневная церковь - храм Григория Акрагантийского. Надвратная Преображенская церковь, имеет несколько обособленную усадьбу. Заложена она была раньше всех своих соседок (имеется в виду каменный вариант) - в 1626 году, а открыта только в 1813-м.

Комплекс монастырских строений строг и выразителен, что вполне отвечает духу древнерусского зодчества. Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар. Вершины закомар выровнены карнизом более позднего происхождения. Массивные четырехгранные пилоны поддерживают световой барабан и своды внутри. Внутренних стены собора, своды и грани пилонов были расписаны фресками. В 20 м от северо-западной стороны собора устремилась ввысь пятиярусная колокольня. В начале 19 века она была перестроена и воспринимается памятником архитектуры более поздней поры. Между тем в тех нижних ярусах можно увидеть формы, свидетельствующие о древнем происхождении. В западной и южной сторонах Николо-Шартомкого монастыря рассоложены кельи и переходы в трапезную Казанской церкви, которая имеет два придела. Несомненны архитектурные достоинства надвратной Преображенской церкви. В ней, как и в монастырской колокольне два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, - древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны реки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ним единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно. Ворота, судя по мощному основанию, завершались и тогда церковью, которая была перестроена в 1813 году. Преображенская церковь в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание.

Источники: Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры №1(3) 1981. Сайт Русская Цивилизация http://rustrana.ru



Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пулкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Введенье (Введенское, Пупки). Расположено по обоим берегам небольшой речки Молохта, неподалеку от ее впадения в Тезу. Образовано из двух сел: собственно Введенье (правый берег) и Пупки (левый берег), возникших в кон. 14 в. у пересечения реки и старой дороги из Костромы во Владимир. Первое известие о с. Пупки относится к 1425 г. - в грамоте нижегородской княгини Марии упоминается находящийся здесь Николо-Шартомский монастырь. По преданию, село было основано кн. Василием Темным, а в 16 в. служило вотчиной князей Горбатых-Суздальских (при монастыре находилось их родовое кладбище). Уже на раннем этапе Пупки имели преимущественно торговый характер в связи с учрежденными у стен монастыря Никольскими ярмарками. Сюда приезжали торговцы из Иванова, Васильевского, Дунилова, а также городов Нижегородского уезда. Разорения 1609 и 1624 гг. от польско-литовских войск и казаков не изменили деятельности местных жителей. Здесь жили портные, кузнецы, каменщики, плотники, сапожники и часовщики, что говорит об усилении, одновременно с торговлей, ремесленной деятельности населения. Ядром планировочной композиции села явился ансамбль Николо-Шартомского монастыря, расположенный на небольшом повышении рельефа у моста через реку при въезде со стороны с. Введенье. К северу от монастырских стен раскинулась обширная торговая площадь, к которой сходятся три улицы. Их направления определены дорогами на Дунилово (совр. ул. Северная), на Кохму (Мельничная), последняя ведет к переправе у бывшей монастырской мельницы, затем устремляется на юг, через мост в с. Введенье и далее в Шую. Оба селения - Пупки и Введенское (Введенье) - были приписаны к Николо-Шартомскому монастырю. Устроенная во 2-й пол. 18 в. купцами Рябовым и Талицким полотняная мануфактура была первой из возникших вскоре 10 ситценабивных фабрик в обоих селах. Одновременно существовало несколько свечных заводов.

Развитие планировочной структуры новыми порядками изб в северо-западном направлении с. Пупки послужило образованию второго посадского центра с небольшой площадью и двумя приходскими церквами: с приделом Параскевы Пятницы (1806) и (1843). , расположенных к северо-западу от торговой площади, в начале ул. Северная, значительно обогатил панораму села. К 1851 г. известность этого разросшегося промышленного села отразилась в именовании его Большими Пупками. Планировка правобережной части подчинена первоначальному руслу реки, вдоль которой, по дороге на Кохму, формировалась уличная застройка. Второй направляющей явилась дорога на Шую, подводившая к центральной части села, где прежде находился Введенский женский монастырь, приписанный к Николо-Шартомскому, но уже в 1764 г. упраздненный. На его месте в нач. 19 в. построили . Характерно, что для застройки обоих сел основным элементом является не река, а дороги; при этом дороги через селения функционировали только летом, зимой же транзитный проезд находился в трех верстах к востоку.

Расцвет промышленного производства отразился в увеличении каменной жилой застройки обоих сел. Наиболее интересны купеческие особняки, выстроенные в формах позднего классицизма, в северо-восточной части торговой площади с. Введенье. Однако уже в 1886 г. в связи с прокладкой железной дороги Шуя-Иваново Никольские ярмарки становятся менее популярными. В Пупках остается всего 41 двор с 216 жителями, одна ситценабивная фабрика, несколько лавок и один трактир. В дальнейшем застройка развивалась в районе текстильной фабрики, расположенной к северо-западу, в правобережной части. В 20 в. здесь были построены клуб, детский комбинат, школа, а также двухэтажные типовые дома. Современный генплан села, разработанный "Росгипрониисельстроем" в 1982 г., предполагает развитие жилой застройки в южном направлении, не затрагивая историческую часть.

Николо-Шартомский мужской монастырь, сер. 17 - 1-я пол. 19 в. Заложен в кон. 14 в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы. В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости. Сооружения монастыря, бывшие до сер. 17 в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в 17 в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.

Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. 17 в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки. Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. - сер. 18 в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного , оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг. Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря. Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. 17 - 1-й пол. 19 в.

Основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. 17 в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в 18 в. Стены побелены по обмазке. К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений 16 в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками. На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в поел, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах. Первоначальная роспись - выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды - композиция "Царь царем", в северной апсиде - "Великая жертва". На восточной стене в центре написана "Новозаветная Троица", а по сторонам от нее на охристом фоне - необычные гризайльные композиции "Распятие" и "Тайная вечеря" в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других - на западных гранях восточных столбов. Живопись в основном объеме - интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только "Коронование Богоматери" и "Рождество Богоматери". В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах - изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Соединены в одном здании, расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры 17-18 вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.

Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон. Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены. В 17 в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей. Во втором этаже на своде основного объема сохранилась клеевая роспись сер. 19 в. - фрагмент композиции "Величит душа моя Господа". Церковь Григория Аграгантийского в обоих этажах представляет собой квадратную в плане одностолпную палату, перекрытую цилиндрическим сводом и освещенную тремя окнами на южном фасаде. Собственно церковь занимала только одну часть верхней палаты, в остальном помещении была трапезная. Подклетная часть использовалась для хозяйственных целей.

Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции. Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками. Внутри помещения нижнего яруса перекрыты цилиндрическими сводами. В центре верхнего яруса подпружные арки и паруса передают нагрузку массивного светового восьмерика на четыре скругленных изнутри пилона, а вокруг них образован обход, перекрытый цилиндрическими сводами. Дверной проем в южной стене соединяет церковь с настоятельским корпусом, в северной - с кельями. Сохранились фрагменты гризайльной клеевой живописи 1-й пол. 19 в.

Колокольня расположена в северной части монастыря. Три восьмериковых яруса (нижний из них разбит на два полуяруса) поставлены на невысокий четверик и завершены высоким яйцевидным граненым куполом с люкарнами, который увенчан восьмигранным барабанчиком с луковичной главкой. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.

Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, - двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку. Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах - небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.

Ограда, окружающая территорию монастыря, - кирпичная, относительно невысокая стена - выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек.

Статья из книги "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. часть 3".

Адрес: Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье
Основан в XIII веке
Координаты: 56°57"57.2"N 41°20"16.2"E
Святыни: икона блаженной Матроны Московской, икона великомученика Георгия Победоносца, икона Богородицы «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ», икона Николая Чудотворца, икона преподобного Серафима, Саровского чудотворца, икона преподобного Сергия Радонежского, икона святой блаженной Ксении Петербургской, икона целителя Пантелеимона

На берегу реки Молохта, в 20 км к востоку от Иваново стоит один из древнейших российских монастырей. Мужская обитель расположена неподалеку от традиционных маршрутов Золотого кольца России , полностью отреставрирована и привлекает много туристов и паломников. На монастырской территории можно увидеть красивые храмы XVII-XIX веков, также познакомиться с жизнью православного подвижника, монаха-изографа XVII века Иакима Шартомского.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с высоты птичьего полёта

История Николо-Шартомской обители в XIII-XVI вв.

По легенде, в XIII веке шуйская крестьянка нашла на месте впадения возле реки Шартомы небольшую икону, на которой был изображен лик Николая Чудотворца. На месте удивительной находки основали обитель.

Письменные источники упоминают монастырь в 1425 году. Удельная княгиня Нижегородских земель - Мария составила грамоту, разрешающую суздальской Спасо-Евфимиевой обители пользоваться некоторыми ее деревнями. Под этим документом поставлена подпись настоятеля монастыря – архимандрита Конона. Этот факт говорит о высоком положении обители, так как сана архимандрита удостаивались настоятели только самых крупных русских монастырей.

Известно, что жившие здесь монахи пользовались расположением российских государей. Василий III, Иоанн Грозный и Федор Иоаннович делали в монастырь вклады и даровали ему определенные привилегии. Например, в 1506 году обитель получила «несудимую» грамоту. В царском документе указывалось, что судить монахов и их настоятеля может только Великий князь или уполномоченный им боярин. В XVI веке Николо-Шартомская обитель стала очень влиятельной, и под ее началом находились девять небольших монастырей обширной Владимирской епархии.

Вид на Николо-Шартомский монастырь с реки Молохта

Кроме царей, монахам помогали князья Пожарские, Хованские и Горбатовы-Шуйские. Процветанию обители способствовала также большая ярмарка, которую каждый год проводили под монастырскими стенами. Она начиналась 9 мая – в главный храмовый праздник. Приезжавшие купцы торговали здесь пушниной, лошадьми, железом, солью, тканями и мылом. На ярмарке продавались и изделия монахов – выращенные овощи, сшитая одежда и ремесленные изделия.

Иконописец и монах Иоаким Шартомский

В начале XVII века в обители поселился монах Иоаким. Считается, что монашеский постриг он принял на Ростовской земле и был одним из учеников преподобного Иринарха Ростовского. Иоаким вел затворнический образ жизни, годами носил вериги, много постился и отдавал свободное время молитве. Общий вес металлических оков на ногах, руках, а также тяжелых нательных крестов, которые Иоаким постоянно носил на теле, составлял более 150 кг.

В монастыре инок писал иконы. Для создания образов он использовал так называемый «грекофильский» стиль письма, сильно отличающихся от существовавших в те времена местных иконописных традиций. Работы Иоакима выполнены с большим мастерством и совершенно не похожи на образы, которые писали посадские ремесленники-богомазы. Искусствоведы предполагают, что Иоаким мог научиться живописному делу у кого-то из приезжих греков.

Слева направо: колокольня, собор Николая Чудотворца, на переднем плане церковь Спаса Преображения

В 1619 году Спасская церковь в Шуе получила от Иоакима Кипрскую икону Божией Матери. Через три года изограф написал икону Казанской Божией Матери для собора в Вязниковской слободе, которую заказала княгиня Ирина Милославская. Третью икону Иоаким создал для родного монастыря. Еще одну икону, на которой также была изображена Казанская Божия Матерь, инок написал для жителей Суздаля , В этот город монах ушел жить после Николо-Шартомского монастыря.

Все иконы, созданные Иоакимом, впоследствии были признаны чудотворными. Сегодня сохранилось две из них. Одна находится в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, а другая – в Вязниках. Преподобный Иоаким стал одним из самых почитаемых святых на Ярославской , Суздальской и Ивановской земле . Его также считают небесным покровителем Николо-Шартомской обители.

История монастыря XVII-XX вв.

Первая половина XVII века принесла обители немало бед. В Смутные времена ее разрушили и разграбили польско-литовские войска. Кроме того, захватчики угнали в плен всех монастырских крестьян. В 1624 году, когда монастырь только начал возрождаться, сюда пришли разбойники. Они убили нескольких монахов и забрали небогатую монастырскую казну.

Слева направо: собор Николая Чудотворца, колокольня, церковь Спаса Преображения

В 1649 году произошел большой пожар, который уничтожил практически все монастырские постройки. После этого было принято решение отстроить обитель из камня и расположить храмы и кельи ближе к берегам Молохты.

Первым в 1651 году возвели пятиглавый Никольский собор. Вскоре в монастыре появился второй каменный храм – теплая церковь Казанской Божией Матери. Постройка надвратного Преображенского храма заняла больше века, и его освятили только в 1813 году. А завершила архитектурный ансамбль монастыря высокая колокольня-свеча.

В 1764 году Екатерина II провела церковную реформу, затронувшую абсолютно все храмы на территории страны. У монастыря отобрали обширные земельные владения, а подчиненные ему небольшие обители превратили в самостоятельные храмы. Сам же монастырь перешел в разряд третьеклассных. В нем жили монахи под управлением игумена. Братская община состояла из 12 бывших крестьян окрестных деревень. Иноки самостоятельно обрабатывали землю, выращивали хлеб и пасли крупный рогатый скот.

Собор Николая Чудотворца с колокольней

В XIX веке неподалеку провели железную дорогу, и ежегодные никольские ярмарки утратили свое значение. Поезда доставляли товары быстрее и дешевле, чем заезжие купцы по судоходным рекам. В связи с закрытием ярмарочной торговли, материальное положение монастыря значительно ухудшилось, и строительные работы здесь стали проводить только на частные пожертвования.

В 1920-х годах монастырь закрыли. Власти изъяли из него ценные богослужебные предметы и оклады икон, а сами иконы сожгли. Помещения использовались под зернохранилища и склады. В некоторых зданиях поселились местные жители. С годами весь монастырский комплекс обветшал и находился в полуразрушенном состоянии. Возрождение строений и территории началось с 1991 года, когда их возвратили мужскому монастырю.

Архитектурные памятники на монастырской территории

Территория монастыря окружена каменным забором с тремя башенками. Главный храм расположен в 30 м от Святых ворот. Это пятиглавый двустолпный Никольский собор, который был выстроен в традициях русско-византийского зодчества в 1651 году. Величественный храм отличается простотой форм, изяществом линий и скромным декором фасадов. Трехабсидный алтарь вдвое занижен по сравнению в основным объемом. Внутри храма сохранились остатки росписей начала XIX века.

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Рядом с собором стоит четырехярусная колокольня, возведенная в XVIII веке. Из камня сделан только самый нижний ярус здания, а остальные ярусы - деревянные. Вверху высокое строение украшено пилястрами дорического ордена и колонами. А венчает колокольню барабан с луковичной главкой.

Зимний храм Казанской Божией Матери появился здесь в 1678 году. К нему примыкает трапезная и церковь, освященная в честь Григория Акрагантийского. Как и у главного собора, трехабсидный алтарь и трапезная в два раза ниже четверика храма. В 2007-2009 годах мастера из Палеха выполнили здесь внутренние росписи.

Святые ворота завершены живописной Преображенской церковью. Ее завершают восьмигранный барабан и одна главка. Фундаменты всех монастырских храмов выложены валунами, гранитом и белым камнем.

Современное состояние и режим посещения

В наши дни монастырь действующий, и на его территории живут более ста насельников и монахов. Здесь есть собственные огород, тепличное хозяйство, яблоневый сад, кузница, столярная мастерская, коровник, конюшня, пасека, мастерская по литью колоколов и пекарня.

Несколько веков существовал в деревянном исполнении, и лишь когда погорел от попадания молнии, началось в нем каменное строительство. Первым каменным храмом в монастыре стал собор, посвященный святителю Николаю.

Как и когда возник Николо-Шартомский монастырь

Главные святыни Николо-Шартомского монастыря -явленный образ Святителя Николая, еще одна икона того же святого, а также икона Божией Матери «Казанская», написанная монастырским затворником Иоакимом в XVII веке.

Нет однозначного суждения о том, как и когда возник Николо-Шартомский монастырь. По одной версии существует он чуть ли не с XIII века, когда здесь поселились суздальские иноки, бежавшие из разоренного Батыем города. Другая версия вспоминает старинное предание об основании монастыря на месте явления иконы святителя Николая.

Первый документ, подтверждающий существование Николо-Шартомского монастыря, относится к 1444 году — это духовная грамота нижегородской княгини Марии , что в Суздале.

Следующие по времени документы утверждают нас во мнении, что Николо-Шартомский монастырь отнюдь не был затерянной в лесах пустынькой. Сохранилось несколько жалованных грамот монастырю XV столетия. А в 1506 году великий князь Василий III даровал ему несудимую грамоту. В 1553 году Иоанн Грозный дал монахам грамоту на владение деревнями из отчины князей Горбатых, а его сын Феодор Иоаннович особой защитительной грамотой оградил владения монастыря от притязаний князей Несвицких. Кроме того, архимандриты Николо-Шартомские пользовались привилегией являться к государеву двору после Николы вешнего для поднесения царю просфоры и святой воды.

В 1645 году обитель полностью выгорела от попадания молнии. Последнее печальное обстоятельство подтолкнуло тогдашнего архимандрита Иоасафа к каменному строительству. Начали, естественно, с соборного храма. В 1651 году новый каменный храм во имя святителя Николая освятили по благословению архиепископа Суздальского и Торусского Серапиона.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:52


Сформировался в целом в границах второй половины XVII — первой половины XIX веков. Вторым по старшинству каменным зданием после Никольского собора стал корпус трапезной с храмами в честь Казанской иконы Божией Матери и святителя Григория Акрагантийского, выстроенный в 1678 году. Трапезная строилась не без участия «высоких попечителей»: согласно указу , архиепископ Суздальский Стефан выдал монастырю 319 рублей на строительство трапезной с храмом.

К середине XIX века, как следует из «Краткого описания Николо-Шартомского монастыря», составленного священником Павлом
Румянцевым в 1860-е годы, Казанская церковь обветшала и пребывала «в самом бедном и мрачном виде». Однако в 1858 году «старанием игумена Илариона, при усердных пожертвованиях шуйских купцов Посылиных, Калужских и Поповых и других благотворителей, вся внутренность Казанского храма переделана,возобновлена и украшена». Из этого же «Описания» известно, что иконы для одноярусного иконостаса Казанской церкви писал палехский мастер Софронов. Конечно, тогдашнее убранство храма не сохранилось.

Церковь свт. Григория была устроена в южной части трапезной, и ее отмечает лишь небольшая главка над крышей корпуса.

Неподалеку от Никольского собора, к северу от него, стоит колокольня. Она, возможно, является третьей по старшинству монастырской постройкой, а, быть может, даже имеет право претендовать на второе место. Точное время ее возведения неизвестно. В альманахе «Памятники Отечества» (№1 за 1981 год), издававшемся Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры, о колокольне Шартомского монастыря говорится, что «в начале XIX века она изменила свой силуэт и на расстоянии воспринимается памятником архитектуры поздней поры. Между тем, подойдя ближе, можно увидеть в ее трех нижних ярусах формы, свидетельствующие о древнем происхождении. Фантазия может дорисовать к трем древним четвертый ярус звона с высоким шатром, и сразу вспомнятся колокольни-свечи Тутаева, Ярославля, Костромы и других городов Верхней Волги». А вот «Свод памятников архитектуры и монументального искусства» однозначно определяет ее как «памятник позднего классицизма», ориентируясь на верхние ярусы с арками, имеющие, действительно, позднейшее происхождение.

Над Святыми воротами монастыря выстроена церковь Преображения Господня, заложили ее в 1696 году, а освятили спустя сто с лишним лет— в 1813-м. А в начале XIX столетия ее перестроили в соответствии со вкусами эпохи. «Преображенская церковь, — говорится в «Памятниках Отечества», — в плане имеет форму равноконечного креста. Над кровлей возвышается восьмигранная ротонда, увенчанная коротким барабаном и небольшим куполом. По углам четверика расставлены легкие барабаны. Таким оригинальным способом облегчается тяжеловесное основание. Поражаешься тому, сколько композиционных вариантов использовали русские зодчие при строительстве пятиглавых храмов».

В «Памятниках Отечества» не приводится сколько-нибудь точных датировок ни «древнейшего слоя» Преображенской церкви, ни ворот, ни примыкающих к ним корпусов. Сказано лишь: «В ней, как и в монастырской колокольне, два исторических пласта, принадлежащих разным эпохам. Основание этой церкви, судя по характеру кладки, размерам кирпича и замурованным нишам, — древнего происхождения. Въезд в монастырь испокон веков находился со стороны речки. Кельи, примыкающие к воротам, составляли с ними единый архитектурный ансамбль, построенный одновременно». Надо понимать, что под «древностью» здесь разумеется конец XVII века. Похоже на то. Во всяком случае, данные, почерпнутые из дореволюционных описаний монастыря, этому не противоречат. Правда, о времени постройки келейных корпусов старые авторы ничего не сообщают. Борисов, упоминая о них, отмечает, что они «довольно поместительны и крепки», а о. Павел Румянцев рассказывает о перестройке «внутренностей» всех «келлий» в 1859—1862 годах, вследствие чего они устроились «удобно и прилично». «Свод памятников» при этом вновь глаголет о «позднем классицизме», усматривая его черты в «пропорции и ритме фасадных членений».

О классицизме, но на сей раз «зрелом», «Свод» говорит и применительно к монастырской ограде.


Саша Митрахович 09.08.2017 07:58


Среди зданий Шартомского монастыря Никольский собор занимает совершенно особое положение, являясь центром всего архитектурного ансамбля. Он имеет суровый, «глыбистый» облик, столь отличный от облика практически современных ему посадских храмов недальнего Суздаля. Это как раз тот случай, когда форма соответствует содержанию. Монастырский храм и внешность имеет внушительно-монастырскую.

В «Памятниках Отечества» читаем:

«Никольский собор монастыря поражает своей высотой. В плане это вытянутый прямоугольник со смещенным к востоку центральным барабаном. В соответствии с этим фасады продольной части объема имеют неравные отрезки, разделенные четырьмя плоскими пилястрами, на которые опираются пяты закомар.

Вершины закомар выравнены карнизом более позднего происхождения. Эстетическое содержание, положенное в основу Никольского собора, не было ослаблено новыми формами завершения барабанов и кровли, возникшими в XVIII веке. Строгость и красота, свойственные древнерусской архитектуре, сохранились в этом сооружении».

«Свод памятников архитектуры» напоминает нам о том, что Никольский собор — «самый ранний памятник архитектуры области» и указывает на известную его близость к ярославской школе зодчества. Действительно, в соборе есть черты, роднящие его с ярославскими храмами (мастера, возводившие его, если не были ярославцами сами, то, во всяком случае, имели весьма полное представление о ярославском зодчестве). Но подходить к этому родству следует с осторожностью: в XVII веке в Ярославле строились главным образом приходские храмы, причем вкусы заказчиков в это время уже обрели известную прихотливость. Храм приходский и монастырский — это все-таки разные жанры (хотя впоследствии явилась тенденция к их смешению).

Вероятно, при постройке Никольского собора мастерам также приходилось учитывать требования заказчика — в данном случае «архимандрита Иоасафа да келаря чернеца Варлаама с братиею». И, сколько можно судить по внешности собора, их взгляды на то, каким должен быть монастырский храм, были «добротно-архаичными», укорененными в XVI веке.

К моменту передачи монастыря Церкви внутреннее убранство Никольского собора было почти полностью уничтожено. Говоря о нем, «Памятники Отечества» скупо сообщают:

«На внутренних стенах собора, сводах и гранях пилонов местами сохранилась штукатурка с остатками фресок».

В современном убранстве собора заслуживают внимания старинные иконы, помещенные у левого и правого клиросов. Слева — иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Шуйская-Смоленская», справа — Нерукотворенный образ Спасителя очень выразительного письма. Судя по их размеру, эти иконы когда-то могли находиться в местном ряду иконостаса.


Саша Митрахович 09.08.2017 19:24


Первые насельники появились в возрождаемом Николо-Шартомском монастыре в 1990 году. И храмы, и иные здания обители пребывали в полуразрушенном состоянии, поэтому братия поселились в строительном вагончике. Надо сказать, что возрождение монастыря многие окрестные жители восприняли с большим одушевлением. Приносили старинные иконы, сохранявшиеся у них дома, продукты, вещи, помогали собственными трудами.