Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

В чем заключается сила молитвы. Молитвы помогающие, защищающие и дающие нам силы В чем действенная сила молитвы

«Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков !» – так принято начинать молебен в Православной Церкви. Этим возгласом, произнесенным от нашего имени священником, мы сразу свидетельствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее общения с Ним. И что мы полностью доверием Ему, даже если то, что сейчас с нами происходит, скорбно и мучительно. Он знает, какими путями привести нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22). И не только сказал об этом, но и Сам стал Человеком, чтобы разделить с нами боль. Есть ведь что-то безнравственное, когда призываешь страдать и терпеть других, сам будучи не причастен страданию. Никогда не сможет понять до конца страдание другого тот, кто сам не пережил ничего подобного. Тот Бог, в Которого мы верим, поймет любого, потому что о страдании знает не со стороны. Каждый раз, осеняя себя крестным знамением или взирая на Святое Распятие, вспоминаем, что пережил Он для того, чтобы разделить с нами горький путь нашей жизни. И если на молебен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, молящихся, но и для Того, к Кому обращаемся с молитвой.

Обычно после возгласа всеми участниками молебна поется молитва «Царю Небесный…» Она обращена к Святому Духу. Когда на 50-й день по Воскресении Христовом Святой Дух сошел на учеников Господа, родилась Церковь – единство верующих во Христа. До начала молебна нас объединяла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объединяет Дух Святой, Дух Истины, подлинный Утешитель всех ищущих утешения и помощи.

Затем обычно поются тропари, то есть краткие песнопения-молитвы тем, кому заказан молебен: Господу, Богородице, Святым…. Тропари бывают разные, но предваряются они обычно песнопением «Бог Господь и явися нам. Благословен грядый во имя Господне». Этот стих из 117 псалма повторяется четырежды, чередуясь с четырьмя другими стихами. Не буду приводить и объяснять их все, но один из них бывает особенно созвучен чаяниям многих молящихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня» (Пс.117:17) Ведь часто на молебен приходят те, кто находится между жизнью и смертью. Как важно услышать им из уст священнослужителя такое уверение! «Не умру, но жив буду…!»

После тропарей поются запевы, или краткие молитвенные обращения к тем, кому сложится молебен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спрашивают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Подскажите, пожалуйста». По большому счету все наши молитвы, все наши молебны обращены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исходит сила, укрепляющая, исцеляющая, очищающая и обновляющая нас. А как же святые? Они – сомолитвенники наши. Заказывая молебен тому или иному святому, мы просим, чтобы он помолился вместе с нами, помолился за нас. Никогда никакого святого не просим мы «спаси» или «помилуй». Это не в их власти. «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», «Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обращаемся мы ко святым угодникам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несравненно большую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать подлинными друзьями Божиими, кто жизнью своей подтвердил свою веру и любовь. Они действенно молятся о нас.

Только для Пресвятой Богородицы делается исключение. Обращаясь к Ней, мы говорим: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Такое исключение понятно каждому, кто понимает, какое особое значение имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спасения. Степень Ее близости к Богу столь велика! Вспомните, в Кане Галилейской Ей удалось упросить Иисуса Христа совершить чудо, которое совсем не входило в Его намерения. Кто когда из святых имел такое дерзновение!

Пропев запевы, мы подходим к важнейшей части молебна – чтению Евангелия. Тут хочется добавить: чтение Евангелия должно быть важнейшей частью всей нашей жизни. Богослужебным Уставом для каждого молебна предлагается свое чтение. Так, если обращаемся с просьбой к Господу Иисусу Христу, то звучат такие слова из Евангелия от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят…» (Мтф. 7:7,8). Если молебен благодарственный, то вспоминаем о десяти прокаженных, из которых только один исцеленный Господом возвратился, чтобы поблагодарить Его. Евангельский отрывок молебна о болящих напоминает об одном из чудесных исцелений, совершенных Господом. А когда служим молебен об умножении любви, перечитываем одно из самых радостных откровений о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и привлек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невозможна, если бы прежде Он не возлюбил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отвечаем на Его любовь.

За Евангелием следует Сугубая ектения. «Сугубая», то есть усиленная. Каждое прошение сопровождается троекратным пением хора или народа «Господи помилуй». Здесь же читаются и записки с именами тех, о ком мы молимся. Записок порой бывает много, и священник долго произносит десятки и сотни имен людей, подавляющее большинство которых он не знает. Не бессмысленно ли это долгое перечисление имен? Нет, не бессмысленно! За каждым именем – человеческая душа, личность, жизнь. Каждого, чье имя произносится на молебне, знает и любит Господь. Так стоит ли напоминать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напоминаем, конечно. Мы свидетельствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вверяем их и себя милосердию Божию. Любовь Божия, Его Благой Промысел о нас не отменяет нашей необходимости любить друг друга, помнить и заботиться друг о друге. Тот, кто может все, неоднократно говорил обращавшимся к Нему за помощью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам словами Апостола Иакова: «… молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного…» (Иак. 5:17). Сотворив нас свободными, Он желает, чтобы мы не пассивно ожидали Его помощи себе и друг другу, но тоже прилагали усилия, в том числе и молитвенные. «По вере вашей будет Вам…». Молитва, особенно совместная, – выражение и подтверждение нашей веры.

Не всегда есть у человека возможность участия в молебне. Многие приходят в церковь, заказывают молебен, пишут записку с именами тех, о ком просят помолиться, оставляют пожертвование и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помолятся о нас другие. И это немало. Ведь даже желание, чтобы о нас помолились, уже некий начаток молитвы. Но, если это возможно, намного лучше прийти на молебен самому.

«Не умру, но жив буду….» Но ведь умру же! Даже если совершенно здоров, все равно не избежать мне смерти. Даже если здоров… А молебен чаще всего собирает тех, кто очень даже нездоров. Или их близких. Часто ли случается, что после молебна болезнь уходит и возвращается здоровье? Случается, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, возможны, но не часты.

Всем нам суждено когда-то умереть, за исключением тех, кто доживет до второго пришествия Господа. Но к нам, верующим, обращены слова святителя Иоанна Златоуста, которые мы слышим ежегодно в конце Пасхальной утрени: «…Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!… Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! ….Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! …» . Тот святой, кому принадлежат эти слова, умирая произнес: «Слава Богу за все».

Скорби и болезни временны. Они закончатся. Вечная жизнь, вечная радость не закончатся никогда, если в этой временной жизни не отчаемся и не утратим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одолело уныние, чтобы умножилась вера и любовь, собираемся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомневаться, что обязательно получим ее.

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Примеры силы молитвы.

    1) В некотором саду обрезали сухие ветви от виноградных деревьев и выбрасывали вон. Святой Тихон, собрав оные, рассадил их в своем огороде и помолился Богу , чтобы ниспослал на его виноград четыре дарования: первое, чтобы сухие розги приняли влагу, жизнь и силу, укоренились и возросли; второе, чтобы виноград был полон и красив; третье, чтобы ягоды были сладки и здоровы; четвертое, чтобы грозди его быстрее прочих созревали.

    Назавтра Тихон пошел наведать виноград свой и увидел на нем благословение Господне: все розги прозябли; они начали расти и тем же летом сверхъестественно принесли чрезвычайное изобилие плодов; повсюду виноград был зелен, а у святого отрока созрел, имел вкус весьма сладкий и для здоровья полезный. Сей виноград не только при жизни, но и по смерти чудотворца не лишился своей чудесной силы, а вино, из сих ягод изгнетенное, по большей части употреблялось для приношения бескровной жертвы Богу.

    Сколь действительна пред Господом молитва угодников Его!.. Но, христиане, заметьте другое, не менее важное для вас нравоучение. Вы не члены ли Церкви? Не лозы ли винограда, который насадила десница Господня? Вы без духовных дарований, сухи исходите из чрева матери своей, но святая купель дарует вам влагу, Божественное миро - жизнь, Крест Господень - силу. Вся Церковь тогда молится за вас устами священнослужителя, да укоренитесь и возрастете в вере Евангельской. Исполнитесь дел добрых; будьте украшением не только ваших семейств, но и общества христианского.

    Растворяйте сладостью благодеяний жизнь ближних, огорченную злосчастьями, споспешествуйте здравию недужных. Спешите, один скорее другого, расцвести верой, благочестием, братолюбием! Тогда будете как дерево, насажденное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что ни делаете, успеете («Училище благочестия», ч. 1).

    2) В одно время в Милитине Армянской была чрезвычайная засуха, отчего неминуемо угрожал голод, и сетование жителей день ото дня умножалось.

    Наконец все прибегли к епископу своему, преподобному Акакию (память 17 апреля), чтобы он умолил Бога явить к ним милость Свою. Святитель, собрав народ, уже алкать начинающий, пошел к церкви святого великомученика Евстаоия, вне града бывшей, умоляя страдальца Христова участвовать в их молитве и вместе с ними испросить у Бога дождь земле иссохшей.

    Здесь, избрав близ церкви лучшее местоположение, он велел принести и поставить Божественный престол; и на открытом поле, без крова, начал совершать бескровную жертву, слезные к небу возводя очи. Уповая на всемогущество и милосердие Божие, Акакий не растворил вино водой, но ум свой вперив в Бога, прилежно молился, да Он Сам свыше растворит святую чашу и вкупе напоит иссохшую землю. Сия молитва столь сильна была у Бога, что немедленно пролился великий дождь и растворил вино водой, земную стихию - стихией водной, а сердце народа - радостью (там же, ч. 5).

    3) Недавно к иконе великомученика Пантелеймона, находящейся в Сосницком храме Полоцкого уезда, принесена прекрасная рама одним из жителей города Витебска Э.И.Г., состоящим на службе по Министерству юстиции, семейство которого несколько лет сряду проживало в нашей местности на даче в летний сезон. Навещая свое семейство, Г. ежегодно, в день памяти великомученика Пантелеймона, посещал наш храм и просил отслужить молебен перед образом сего угодника Божия, во время которого он всегда горячо молился. Заинтересованный этим, я возымел нескромность спросить Г., почему он особенно благодарно чтит великомученика Пантелеймона . В ответ на это жертвователь сказал: «В жизни моей были некоторые обстоятельства, при которых я испытал дивные милости Господни через посредство сего угодника Божия, заставившие меня во всю жизнь благоговейно чтить и благодарственно прославлять Его. Не очень давно, говорил жертвователь, я был опасно болен общим расстройством организма. Сначала меня лечили в Витебске, потом в Петербурге , Москве и Самаре, и, наконец, в Ялте. Но помощи и облегчения я нигде не получил.

    Напротив, в Ялте положение мое стало столь опасным, что врачи посоветовали мне ехать на родину, и я возвратился домой едва живым, с твердым намерением оставить всякое лечение и предать себя в руки Божий.

    По возвращении домой прежде всех посетил меня письмоводитель мой, который обратился ко мне с такими словами: «В отсутствие ваше мы много молились о здравии вашем, но вижу, что молитвы наши не помогли. Вот вам икона великомученика Пантелеймона; помолитесь теперь перед ней вы сами. Угодник Божий упросит Отца Небесного спасти вас от смерти, восстановит ваши силы и возвратит вам здоровье».

    «С глубокой верой, - продолжал жертвователь, - я принял добрый совет и с твердым упованием на благодатную помощь целителя Пантелеймона стал молиться перед образом его, повесив при одре своем. Скоро я почувствовал себя лучше, затем стал выздоравливать и, наконец, сделался совершенно здоровым.

    Такая видимая милость Божия, помогшая мне избавиться от болезни без лечения, по предстательству великомученика Пантелеймона, заставила меня всегда прибегать с молитвой к сему угоднику Господню, а иконописное изображение великомученика, принесенное в дар мне, с тех пор сделалось бесценной святыней моего дома. К сожалению, недолго мне пришлось владеть сей святыней.

    Приходит как-то раз к нам женщина-крестьянка и с горькими слезами рассказывает, что у нее дочь в доме умирает. Сжалившись над бедной матерью, я преподал ей кое-какие советы и вручил ей икону великомученика Пантелеймона, настаивая, чтобы она, возвратившись домой, немедленно попросила местного священника отслужить перед иконой молебен о здравии больной и затем возвратила нам святыню моего дома. Но женщина эта не возвратила мне икону. Я был настолько доверчив, что не спросил тогда, откуда эта женщина, где она живет, а вследствие сего не мог и принять мер к разысканию своей святыни. Спустя некоторое время после сего заболел у меня сын-малютка. Консилиум врачей признал его положение безнадежным. Идя на службу, под давлением горестных чувств, помолился горячо и дал обет: выписать икону великомученика Пантелеймона с тем, чтобы поставить ее в своем приходском храме на поклонение людям. И малютка мой оправился и находится в полном здравии до сего Дня.

    Икона выписанная находится нынче в Покровском храме города Витебска; перед ней стоит аналой, на котором лежит всегда житие великомученика Пантелеймона. Вот почему я глубоко почитаю великомученика Пантелеимона и в день памяти его, совершаемой Святой Церковью 27 июля, где бы я ни был, всегда стараюсь побыть в храме Божием и помолиться ему».

    Этими словами жертвователь окончил свой поучительный рассказ о чудных обстоятельствах в его жизни, которые, наряду с другими подобного рода случаями, совершавшимися в бесчисленном множестве по молитвам святых, свидетельствуют, что и ныне дивные дела Божий может видеть и испытать на себе всякий верующий человек, лишь бы он молился с теплой верой и твердым упованием на Бога (Полоц. епарх. вед., 1887 г., №4).

    4) В Кесарии, во дни святительства Василия, жила одна благородного происхождения и весьма богатая вдова, которая безмерно грешила и предавалась всем видам чувственных удовольствий, даже самых постыдных. Но всемилостивый Бог, желающий всем спасения, коснулся ее сердца Своей благодатью, и эта женщина пришла в себя, увидела бездну, в которую увлекаема была своим плотоугодием, и начала глубоко сокрушаться в своем окаянстве. Со слезами искреннего раскаяния, вспоминая множество грехов, содеянных ею от лет юности, она решилась написать их на хартию, в конце же этого длинного списка беззаконий написала один особенно тяжкий грех - и запечатала хартию.

    Однажды, когда святой Василий Великий шел в церковь, кающаяся грешница приблизилась к нему и, припавши к ногам его, сказала: «Святитель Божий, помилуй меня, паче всех согрешившую!» На вопрос святого Василия, чего она хочет от него, она отвечала: «Вот, владыко, все грехи и беззакония мои написала я на этой запечатанной хартии; ты же, угодник Божий, не читай написанного и даже не разрешай печати, но только помолись обо мне и своей молитвой очисти грехи мои, ибо я верую, что Господь, внушивший мне эту мысль, услышит твою молитву обо мне, грешнице». И святой Василий взял хартию и, возведши очи на небо, сказал: «Тебе единому, Господи, возможно совершить дело сие; если Ты взял грехи всего мира, то кольми паче можешь очистить прегрешения этой одной души: ибо все грехи наши изочтены перед Тобою; милосердие же Твое бесконечно и неизреченно».

    Сказав так, угодник Божий вошел с хартией в церковь и, повергшись в алтаре перед престолом, долго молился о жене той. На другой день, по окончании богослужения, она получает свою нераспечатанную хартию и, открыв ее, к великому изумлению своему находит, что все грехи ее изглажены, кроме самого тяжкого греха, написанного после всех. Увидев это, вдова с ужасом и рыданиями опять припадает к ногам святителя и просит его умолять Бога, да простит Он ей и этот великий грех, как простил все другие ее грехи.

    Глубоко тронутый сердечным сокрушением жены, святитель говорит ей: «Вспомни, что и я человек грешный, и сам имею нужду в помиловании, прощении; Господь же, очистивший прочие грехи твои по Своей благости, может и неизглаженный грех твой очистить, если ты станешь блюсти себя от греха и будешь усердно ходить путем Господним». Он посоветовал ей обратиться со своей просьбой к некоему святому мужу по имени Борем, живущему в одной пустыне, да испросит он отпущение греха ее у Человеколюбца Бога. Исполняя этот совет, она отправилась в пустыню и после долгого путешествия нашла келию Ефрема и, подавая ему свою хартию, сказала: «Архиепископ Василий послал меня к тебе, чтобы ты помолился Богу об очищении греха моего, на хартии сей написанного; все другие он изгладил своей молитвой».

    Но преподобный Еорем, в смиренном сознании своего недостоинства, отвечал: «Кто мог умолить Бога о многих твоих грехах, тот кольми паче может умолить Его об одном последнем грехе твоем. Итак, возвратись же к Василию и не медли нимало, дабы обрести его в живых: ибо он скоро отойдет к Господу». Жена, поклонившись преподобному, с возможной поспешностью отправилась в Кесарию. При входе в город она узнала, что великий святитель скончался, и уже совершается погребение тела его. С неописанной горестью она пошла навстречу погребальному шествию и, припавши к гробу святого, с горестью вопияла: «Увы, святитель Божий, увы мне окаянной! Для того ли ты отсылал меня в пустыню, чтобы я не беспокоила тебя своей просьбой перед твоей смертью?

    Вот и возвратилась, без всякой пользы совершивши трудный путь в пустыню: да судит Бог между мной и тобой - в том, что ты, будучи сам в состоянии оказать мне помощь, отослал за ней к другому». Потом она положила свою хартию на гроб святителя и рассказала о случившемся всем бывшим здесь людям. Один из клириков взял хартию, распечатал ее и, не найдя в ней ни одного написанного слова, сказал жене, что она напрасно сокрушается, не ведая явившегося над ней неизреченного человеколюбия Божия. Весь народ, узнав о чуде, прославил Бога, дарующего столь великую силу и власть верным рабам Своим и по смерти их.

    5) Жил в Кесарии иудей по имени Иосиф, врач столь искусный и опытный в разумении свойства и исхода болезней, что очень нередко за три и четыре дня предузнавал кончину больных. Святой Василий Великий питал к нему расположение и в частных беседах с ним убеждал его оставить иудейский закон и принять святое крещение.

    Но Иосиф всегда отказывался, говоря, что он хочет умереть в той вере, в которой родился. Однажды святитель Божий пророчески сказал ему: «Поверь мне, что ты крестишься еще прежде моей смерти», и с особой силой убеждал его принять Христову веру, говоря, что и отцы его некогда крестились в облаке и море и пили воду от камня, который был прообразом духовного камня - Христа, родившегося от Пресвятой Девы ради нашего спасения.

    Но, несмотря на все убеждения святого Василия, иудей упорствовал в своем неверии. Святитель, незадолго до своей кончины, впал в тяжкую болезнь и пригласил к себе Иосифа, как бы прося помощи от его врачебного искусства. Когда тот пришел, святой Василий спросил его об исходе своей болезни. Внимательно осмотрев больного, Иосиф решительно сказал его домашним, чтобы они приготовили все нужное к погребению, поскольку архиепископ умрет в сей же день до захождения солнца.

    «А если я останусь в живых до половины следующего дня, - спросил его святитель, - ты что тогда сделаешь? Согласишься ли креститься?» - «Клянусь тебе, владыко, что если ты будешь жив до утра, я исполню твою волю».

    Крепко помолился богоносный отец наш Василий, да продлит Господь жизнь его для обращения иудея, и его святая молитва была услышана. Поутру он послал за Иосифом. Тот долго не верил словам слуги, что святитель доселе еще жив, и с великим изумлением убедился в том собственными глазами. Павши к ногам святителя, он из глубины сердца воскликнул: «Велик Бог христианский! Я отрицаюсь иудейства и приступаю к истинной вере христианской. Повели, святой владыко, немедленно преподать святое крещение мне и всему дому моему».

    Святой Василий изъявил намерение крестить его своими руками. И тогда Иосиф заметил ему, что его силы до конца ослабели, и потому он не в состоянии будет совершить таинства. Человек Божий с твердой верой отвечал: «Мы имеем Создателя, нас укрепляющего». И, восстав от одра болезни, он вошел в церковь, сам крестил Иосифа со всем его семейством, сам совершил в тот день литургию и еще говорил пространное поучение к новокрещеным и к другим духовным чадам своим. Когда потом скончался великий святитель, новокрещеный христианин, увидев его уже преставившегося, говорил со слезами: «Воистину, раб Божий, ты и ныне не умер бы, если бы сам того не восхотел» (Чет. Мин., 1 января).

    Часто мы стремимся найти время для размышления, оказаться в тишине, почитать душеполезную книгу, обрести духовную радость и достичь душевного подъема. Несмотря на то, что невозможно оспорить важность и духовную пользу этих стремлений, мы, тем не менее, должны задаться вопросов, а только ли эти стремления помогут нам войти в Царствие Небесное? Давайте задумаемся о том, что необходимо сделать усилие, дабы понять, что сила молитвы кроется в стенаниях и проливании слез. Ибо, если это состояние переживал Господь, будучи человеком, мы не должны быть уверенными в том, что сможем понять суть молитвы, ограничившись, пусть и богатой, риторикой, кружащейся вокруг содержания и способов творения молитвы.

    Углубляясь далее в наше исследование силы молитвы, мы обязательно должны упомянуть об одном жизненном факте, являющемся противоположностью понятия силы. Тот, кто сознательно ищет сильной молитвы, должен начать с осознания своего глубокого и полного бессилия.

    Силу молитвы может понять лишь тот, кто оказывается безоружным в хаосе собственной беспомощности. Эту ключевую идею мы можем увидеть в творениях святых отцов, в Священном Писании, в жизни и в традициях Церкви.

    Пример молитвы, который Господь даровал нам в образе мытаря и фарисея, показывает, что невозможно приступать к молитве с чувством самодовольства. Молитва не может быть – если не всегда, то в большинстве случаев – опытом вознаграждения чувства безопасности, которую верующий чувствует в своей христианской жизни.

    Сила молитвы проистекает из глубокого чувства бессилия. Когда человек освобождается от личного, от всего, что может дать ему чувство личной безопасности, он находит источник силы. Таким образом, согласно Священному Писанию и творениям святых отцов, духовный человек начинает жить, постоянно сознавая собственную немощь. Опыт молитвы – это непрерывное и постоянно растущее чувство собственного бессилия.

    Духовный человек не рассуждает на тему того, сильная его молитва или нет. Христианина, представленного в Триоди, в творениях отцов и в Священном Писании, не заботит, силен он или нет. Ему важно лишь то, молится ли он по-настоящему, оказывается ли он всем своим существом погружен в свою молитву. Мысли духовного борца в момент молитвы направлены к Богу, а не на результат молитвы. Ибо результат, по человеческим меркам, может обнаружить и кажущуюся бесполезность молитвы, в то время как у Бога она будет иметь силу.

    Приведу очень характерный пример из отцов Церкви, который показывает разницу между Божиим судом и судом человеческим.

    Некогда один аскет захотел отдохнуть от своей уединенности в келье, выйти наружу и пообщаться с другими монахами. Прежде чем сделать это, он помолился Богу и попросил благословения на выход из уединения и попросил, чтобы общение или, как мы сказали бы сегодня, межличностные отношения с братьями даровали ему силу. Затем он отправился в город, где ему предстояло встретиться с духовными людьми. Но подойдя к воротам города, увидел нечто, что потрясло его. У ворот стояла блудница и вызывающе преграждала ему путь. Он тотчас же вспомнил свою молитву и подумал: «Я попросил у Бога возможность обрести духовную силу, а Он ставит меня в такую неловкую ситуацию?» Он взглянул на женщину с жалостью и презрением, в то время как она продолжала вызывающе на него смотреть. Он спросил ее: «Не стыдно ли тебе искушать старого монаха?» На это она ответила: «Если ты настоящий монах, ты должен считать себя землей и в землю смотреть, а не на меня». Тогда старец понял урок, который преподал ему Господь, осознал, что силу и душевный подъем, которого он желал, ему дала молитва.

    Молящийся человек должен думать не о результате своей молитвы, а обратить все свои мысли к Богу, являющемуся источником жизни, силы и всяческого блага. Господь знает, что и когда Он должен дать или забрать и по какой причине это необходимо сделать.

    Таким образом, мы видим, что проблема молитвенной силы не входит в число тем, обсудив которые, можно обеспечить себе внутреннюю убежденность в том, что если соблюсти определенные условия, наша молитва станет для нас источником силы. Но с другой стороны, человек нуждается в силе, дарованной от Бога, чтобы укрепиться и продолжить свой жизненный путь, обрести целостность и воплотить в жизнь свой идеал, которым, согласно христианскому учению, является уподобление Богу, причастие Ему, жизнь в святости.

    Следовательно, каждый человек призван ступить на путь, который Христос открыл старцу Силуану в его сне. Старец пишет: «Держи ум свой во аде, – велел мне Господь, – и не отчаивайся”. То есть молись и помни об аде, о страданиях находящихся там людей. Но, тем не менее, не впадай в отчаяние.

    Это конкретное указание, обращенное к конкретному человеку. Но общая идея показывает, что духовный человек не должен делать свою молитву зависимой от ее результата. Конечно, полезно знать, как должна осуществляться правильная молитва. Даже ученики просили Господа научить их, как им следует молиться. Однако огромный смысл имеет освобождение человека от мыслей о результате молитвы. Потому что многие «праведные» христиане разочаровываются, если молитва, по их мнению, оказывается «тщетной».

    Апостол Павел молился и просил Бога избавить его от некой болезни, от которой он страдал. И после терпеливой молитвы Павел получил ответ: «Довольно для тебя благодати моей, ибо сила Моя совершается и в немощи». Апостол Павел считал свою болезнь источником слабости и молился, желая освободиться от нее. Но сила Божия «совершается и в немощи».

    Мы видим, насколько различными оказываются суждения человека и Бога. Поэтому я считаю, что проблема молитвенной силы – это проблема чисто человеческая. И, следовательно, верно рассуждает человек, понимающий, что его дело – молиться, а дело Бога – давать человеку то, что будет ему полезно. И этому человеку обязательно будут предоставляться возможности осознать, что молитва, действительно, является для него источником жизненной силы. Но чаще всего, человек будет видеть это в своем прошлом. В настоящем это заметить сложно.

    Конечно, как в Ветхом, так и в Новом Завете мы можем найти множество замечательных примеров сильной молитвы. Например: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны» (Деян. 4:31) Однако это не означает, что верующий должен ожидать такого же немедленного результата от молитвы.

    Эта тема не может быть изучена или исследована как некая теория. Она может быть лишь пережита как экзистенциальный опыт, при взгляде на образ молящегося человека, созданного в Триоди. Чем больше человек разочаровывается сам в себе, тем большее благословение он получает от Бога. Но если он рассуждает как фарисей, он не найдет подле себя Бога.

    Основная проблема состоит в том, как человек может пережить опыт молитвенной силы, а не думать о ней или рассуждать теоретически.

    Я не хотел бы ничего более добавлять к этой теме, и не потому, что мысли мои иссякли, а в связи с тем, что, по моему мнению, в этом серьезном вопросе мы можем лишь сделать некоторые наброски, которые станут поводами для более глубокого размышления человека в соответствии с его личным опытом и личными проблемами.

    Если есть какие-то вопросы, мысли по рассмотренному нами, давайте их выслушаем.

    Вопрос: Что вы имеете в виду, когда говорите «пережить экзистенциально»? Речь идет о философской системе христианского экзистенциализма?

    Ответ: Разумеется, нет. Происходит смешение понятий. Но, я думаю, со временем это будет каким-то образом преодолено. Когда мы говорим об экзистенциальном видении или переживании, мы не имеем в виду экзистенциализм и его известную теорию. Здесь мы хотим сделать акцент, по аналогии с системой экзистенциализма, на все человеческое бытие, бытие как всеобщую жизнь.

    Когда мы говорим о том, что молитва должна экзистенциально переживаться, мы имеем в виду то, что человек должен переживать момент молитвы всем своим существом, со всеми проблемами своей жизни. Умственная молитва, о которой сейчас говорят во многих книгах, Иисусова молитва, о которой мы упомянули, которая представляет собой молитву аскетическую и заключается в повторении фразы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» (к сожалению, мы не смогли остановиться на этой теме более подробно), как раз является экзистенциальным молитвенным переживанием.

    Аскет или монах, живущий в монастыре, во время работы, служения и трудов непрестанно повторяет эту молитву. Те монахи, которые на протяжении многих лет упражняются в этой молитве, творят ее даже во сне: когда душа спит, разум продолжает работать и повторять эту молитву. Такие люди умеют молиться даже в моменты, когда читают или разговаривают.

    К такой форме экзистенциального переживания молитвы может приобщиться и современный человек, живущий в миру. Везде и всегда, в автобусе, на улице, на работе он может повторять эту молитву и постепенно он привыкнет к ней, и молитва станет для него правилом. Человек убедится в том, что, как говорят писатели, занимающиеся этой темой, начинает молиться, не делая этого целенаправленно. И тогда он оказывается способным встретить любую трудность и проблему, появляющуюся в жизни, с молитвой на устах.

    Напротив, «добросовестный» христианин, который не забывает молиться вечером перед сном и в церкви, всякий раз, когда слышит колокольный звон, который чувствует необходимость общения с Богом, только столкнувшись с трудностью, понимает, что молится отрывочно. В то время как человек, экзистенциально переживающий молитву, не имеет программы, расписания, порой даже слов. Так как лучшим выражением молитвенного переживания является молчание.

    Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

    О молитве

    У нас часто встречается выражение "молиться надо уметь". А как нужно молиться, чтобы молитва была действенной? Как отмаливать родовые долги, если даже не знаешь, кто и как нагрешил в твоём роду? Что происходит на тонком плане при молитве? Попробуем разобраться...

    Молитвенная работа, если она проводится так, как следует, это тяжелый труд. «Кровь и пот проливать», - говорил об этом старец Силуан. Только умеем ли мы молиться?
    Чаще всего мы бездумно, автоматически произносим или прочитываем слова молитвы. Никто не говорит, что такая молитва вовсе не действенна. Даже она все равно является определенным шифром, вибрациями, отправляемыми в пространство. И даже на этом уровне происходит хоть и минимальная, но очистка и человеческих, и пространственных структур. Особенно, если на помощь приходят ангельские силы.
    Но куда больший эффект от молитвы будет, если человек вложит в нее душу. Вот об этой молитве и говорят, что человек молится с душой, вдумчиво, вплетая в нее свои эмоции и энергии. И тогда сила молитвы увеличивается несравненно.
    Высший пилотаж - это молитвы старцев и святых. Там иное качество молитвы. Она исходит из самых глубин их душ, включая не только слова, мысли, эмоции, но и глубинные духовные компоненты. Дух человека разговаривает при такой молитве с самим Господом. Такая молитва имеет особую силу, ибо она, насыщаясь Божественными энергиями, возвращается на Землю одухотворенной, и эти вибрации позволяют творить чудеса - поднимать немощных, оживлять умирающих и т.п.
    О монашеской молитве. Наша молитва, молитва мирян, по сравнению с молитвой монахов, безусловно, имеет меньшую силу. Монахи, включаясь в свои потоки, могут создавать резонансные «поля», в которых молитвы каждого из них многократно усиливаются за счет близких по качеству молений.
    Особым искусством является молитва мирского человека, в которую он вливает небесный свет, соединяющийся с энергией его души. Достигая определенной душевной чистоты, такой человек становится более проницаемым для космических потоков света, а это означает, что при молитве он сливается с ними воедино, вырываясь на другую орбиту. И там, на этой иной орбите, он может достигнуть такого качества молитвы, что происходит выздоровление больных, очищение их от энергетической грязи, снятие наведенных программ и т.д. Для этого сам человек должен быть подготовлен к работе такого качества, иначе его тонкие проводники просто «перегорят».
    Каждый человек, живущий в миру, может достичь такого уровня молитвы, когда его слова и мысли гармонично соединятся с космическими потоками света. Для этого нужно только постараться всей душой воспринять Божьи заповеди и жить по законам совести и гармонии.
    Молясь о наших предках, мы вливаем свет в события прошлого, которые напрямую связаны с нами сегодняшними. Нельзя изменить прошлое на физическом плане, но можно осветлить его энергетически - и тогда облегчение испытают и потомки. Не зная конкретных грехов тех, кого давно уже нет с нами, мы можем просить Господа о прощении того, что они совершили, нарушая всеобщую гармонию. Наша покаянная молитва, если она идет из сердца, обязательно будет услышана Господом. Пусть не засияет первозданно чистотой наше родовое дерево, но даже некоторое его осветление приведет к облегчению программ ныне живущих и их потомков. Это как ноты, по которым играют симфонию жизни. Неверно записанная нота приводит к фальши, но покаяние творит чудеса, и ноты могут переписываться - тогда и элементы жизненных событий выстраиваются по-иному, в более гармоничном варианте.
    Молиться Господу, помимо общепринятых молитв, можно и своими словами - главное, чтобы они шли от души. Но все-таки вибрационное совершенство канонических молитв во многом облегчает включение в общее молитвенное поле христиан, что приводит к возможности резонирования с аналогичными молитвами других верующих.
    Почему рекомендуется молиться перед началом любого дела и благодарить после его завершения? Молитва формирует канал связи с тем миром, откуда поступает благодатная помощь. Светлые потоки небесных энергий, вливаемые в любое дело, сделают его более энергонасыщенным, а благодарение после окончания закрепит полученные результаты.
    Особый интерес вызывает вопрос о молитве за других людей. Бытует мнение, что, молясь о человеке, мы перетягиваем тем самым на себя его грехи и «карму». Обычная молитва о человеке никогда не приведет к такому результату. Если вы помолитесь о его здравии, то тем самым только пошлете ему благодатный лучик света, который поможет ему настроиться на высший мир. Если молитва шла от души, то возможно некоторое облегчение состояния или души человека благодаря его соприкосновению с высшими энергиями. Образно говоря, ваш лучик света станет как бы трамплином, на котором он сумеет временно и ненадолго «подпрыгнуть» и дотянуться до тепла благодатных энергий. Но если сам человек не приложит никаких усилий, то он снова вернется на исходную точку, в которой соприкосновение с небесным светом будет затруднено или невозможно. Постоянная и длительная молитва о человеке поможет ему выйти на какой-то определенный уровень, где возможны определенные духовные изменения (например, человек может сознательно пройти таинство крещения, начать причащаться и т.п.). Но для таких результатов молитвенник должен «кровь и пот проливать» во время своей молитвы, т.е. вкладывать в нее свою душу, согретую любовью.
    Любая молитва - это разговор с Богом. Пусть же этот разговор не будет пустым звучанием, набором непрочувствованных слов. Истинная молитва - это предстояние перед Господом, это выход на иной уровень восприятия и сознания, это переход в иное состояние души и даже тела. Это соединение с Небом…

    Многие атеисты на вопрос о Боге отвечают: «Когда увижу Бога, тогда и поверю». Странно: никто не отрицает, что есть добро и зло. Но почему-то многие отрицают Бога и дьявола. А ведь подобно тому, как осенний ветер порождает листопад, Бог порождает добро, а дьявол - зло. Мы не видим ветер, но имеем возможность лицезреть падающие от него листья. Мы не видим Бога, но имеем возможность видеть добро, порождаемое им. И зло, порождаемое дьяволом.

    Как-то мысленно я обратилась к Богу с сожалением о том, что не могу Его видеть и говорить с Ним. Просила, чтобы Он показал себя хотя бы во сне: очень хотелось пообщаться. Никакого сна я не увидела, а на следующее утро, когда гуляла в лесу, ко мне с улыбкой подошли две женщины (свидетели Иеговы) и протянули бумажку. В ней было написано про Бога буквально следующее: «Ко мне обращайтесь через молитву и со мной общайтесь через молитву».

    Молитва, действительно имеет огромную силу, в которую не верят разве что атеисты. И то потому, что, никогда не молясь, не могут увидеть результат молитвы. Правда - чего греха таить - я тоже раньше не очень-то верила в силу молитвы, хотя молилась с 6-летнего возраста до юности ежедневно. Но случай все изменил.

    Как-то мы с семьей поехали отдыхать летом в Турцию, и в ресторане отеля мне понравился один очень красивый официант. И хотя я и не имела цели изменять своему мужу, но все равно чувствовала себя виноватой. И за то, что старалась лучше выглядеть перед тем официантом, и за то, что больше ему улыбалась, чем всем остальным. И особенно за то, что, видя его, сердце начинало чаще колотиться. А вот это мне уже совершенно не нравилось. Во всяком случае, я бы очень не хотела, чтобы мой муж подобное ощущал к какой-то другой женщине. Поэтому и сама хотела от этого наваждения поскорее избавиться, решив попробовать молиться. Заплывая подальше в море, где никто не мешал, молилась Богу, прося его избавить меня от греховного наваждения. Поразительно, но больше двух-трех раз молиться даже не пришлось: ни на следующий день, ни через день, ни в день отъезда из отеля я не чувствовала к тому официанту ровным счетом ничего! Видимо, это было какое-то дьявольское наваждение. Но оно стало опытом, и весьма полезным. Теперь я очень верила в силу молитвы. Ведь я себя хорошо знала: уж если мне кто-то нравился, то это было надолго. А тут вдруг раз - и как рукой сняло. Это было не просто удивительно, а в высшей степени поражало, потому что мне было несвойственно.

    Теперь я уже воспринимала молитву не только как обращение к Богу, но и как способ борьбы с темными силами. В Библии сказано, что «род сей изгоняется молитвою и постом». В Ветхом Завете, в третьей книге Ездры Бог говорит: «Итак, если ты опять помолишься и опять семь дней попостишься, то я покажу тебе больше…» Монахи хорошо знают об этом, и таким образом продвигаются в познании духовного и неведомого.

    Что же касается меня, то опыт, полученный в Турции, вскоре очень пригодился, потому что практически каждую ночь неделями напролет меня начали мучить кошмары. За всю свою жизнь я видела, может быть, не больше 20 кошмарных снов, а тут вдруг такое…. Первые несколько дней надеялась, что само все пройдет. Но прошло 3-4 дня, а кошмары не прекращались, даже несмотря на то, что перед сном каждый раз читала «Отче наш». Поэтому я стала читать еще и другую, более короткую молитву: «Господи Иисусе Христе сыне божий помилуй мя грешную». Она помогала иногда, но все равно кошмары часто продолжали сниться. Тогда я решила не только читать эти две молитвы, но еще и креститься во время их прочтения. И вот тут-то кошмары пропали! Поняв это, грешным делом стала экспериментировать: то крестилась перед сном, то не крестилась. Когда не крестилась, сразу начинались кошмары. Когда же крестилась, их не было. Поэкспериментировав так раз 5, наверное, уже отчетливо видела закономерность, поражавшую до глубины души. Уже позже в книге «Несвятые святые» прочла, что одного известного человека также постоянно мучили кошмары, и ему тоже помогла короткая молитва с крестным знамением, что еще более утвердило меня в мысли, что все это не простое совпадение. Теперь я уже знала способ борьбы с кошмарами, и они уже больше не приходили.

    Видя чудодейственную силу молитвы, начала применять ее в совершенно различных жизненных ситуациях и с удивлением стала замечать, что в некоторые моменты раздражения, злобы, агрессии молиться совершенно не хочется! Более того: это становится почти невозможным - не получается себя заставить ее произнести, прям как будто кто-то не дает рта открыть! То же самое в аналогичных ситуациях раздражения и злости ощущала и дочка.

    Однажды, узнав, что святая Матрона советовала крестить воду, молясь над ней, а потом ее пить (это полезно не только немощным, больным людям, но и совершенно здоровым), предложила дочери этот способ проверить на деле, и в минуты злости неоднократно читать молитву «Отче наш» над стаканом с водой, крестя ее во время молитвы. Она так и сделала. Прочитав 12 раз молитву, выпила всю воду. Агрессия ушла сразу же после этого. И сразу же у дочери начался понос. Помню, она была весьма впечатлена действенным результатом, но, как и я, не могла больше этого повторить - как будто какая-то неведомая сила не дает начать молиться во время человеческого гнева. Зачастую в такие моменты даже ни одной мысли нет о том, чтобы помолиться. Вот и выходит, что либо забываешь помолиться, либо, если помнишь, то не можешь себя заставить.

    Заметила еще одну особенность: при чтении молитвы «Отче наш», становится чрезвычайно трудно полностью сконцентрироваться, и это несмотря на то, что молитва длится меньше минуты! Мне стало интересно, только ли у меня такое происходит. Спросила у супруга - у него та же проблема. Позже узнала, что не только у нас наблюдается подобное - об этом даже священники знают. Удивительное дело - если человек будет думать о насущных проблемах, которые его заботят, мысли об этом будут в голове и 5 минут, и полчаса, и даже больше. И при этом ни на что другое он не будет отвлекаться. Но сколько же посторонних мыслей в голове во время чтения всего лишь минутной молитвы «Отче наш»! Очень часто в это время лезут мысли о материальных вещах и благах или о возможности их приобрести. Вот оно, явственное влияние нечистой силы на сознание человека! Вот оно - видимое невидимое…

    Из книги «На земле мы только учимся жить» в одном из рассказов было написано, что если с верой читать по 40 раз в день 90-ый псалом, излечиваются самые запущенные и безнадежные заболевания. Вспомнили об этом, когда заболела дочка. Муж попробовал исцелить ее, когда та мучалась от тошноты и боли в животе. Результат превзошел все ожидания: когда он прочел над стаканом с водой эту молитву 40 раз подряд, и дал выпить дочери, ее сразу вырвало, после чего она быстро пошла на поправку. Но удивительнее было то, что рука мужа, которая сильно до этого сильно болела вот уже на протяжении двух месяцев, в тот же день исцелилась. Поэтому, конечно, мы знали не понаслышке о том, насколько действенна эта молитва. В Библии говорится: «По вере твоей воздастся тебе».

    Как-то зимой я заболела. Ощущения в теле были скверные, температура 37,5 переживалась почему-то необыкновенно тяжело. Муж с ребенком пошли гулять, а я, предоставленная самой себе, стала молиться. Я вспомнила случай, произошедший несколькими годами ранее, когда ругалась на Бога практически кажется даже матерными словами, гневаясь за то, что Он не помогал моему тяжело болеющему тогда ребенку. В то время я была маловерующей девушкой с совершенно другим мировоззрением, свойственным большинству современных неверующих людей. И когда температура ребенка зашкаливала 4-5 дней подряд за 38 градусов, начала сначала молиться Богу, а заметь впадать в ярость по отношению к Нему за отсутствие помощи с Его стороны. Когда вспомнила про этот случай из прошлого, мне стало очень жаль, что я так себя повела. И, лежа в постели с температурой, начала молиться, прося у Бога, чтобы Он дал мне знак, простит ли когда-нибудь за такое поведение. Я не надеялась на прощение, но продолжала молиться со слезами на глазах. И вот спустя час температура опустилась на полградуса - и это несмотря на то, что был вечер, и, как известно, по вечерам при ОРЗ температура обычно только повышается, а не понижается. Это было необычно и неожиданно, я стала чувствовать себя лучше без таблеток. А утром была уже совершенно здорова.

    Как-то раз, поругавшись с мужем, решили вместе с дочкой пойти погулять в лес без него. Сначала вышли в лесу на тропинку, где редко ходили, а потом и вовсе с нее свернули и углубились в гущу леса - грибы искали. Я немного успокоилась, и стала думать, что все-таки было бы хорошо, если бы муж был рядом. Мысленно обратилась к Богу с рассуждениями об этом. К своему изумлению минут через 5-10 я увидела мужа - он нашел нас там, где найти, в общем-то, не должен был - лес большой, а с тропинки (а этих тропинок в лесу сотни) мы уже сошли. Как потом оказалось, не только я, но и дочка, и сам муж молились Богу, чтобы мы скорее встретились. Позже муж сказал, что когда он зашел в лес, ему как будто кто-то подсказал, что идти нужно именно в этом направлении, а никак не иначе. А я с дочкой, гуляя вдали от протоптанных дорожек, услышала впереди какой-то непонятный хруст, и, забеспокоившись, решила повернуть в другую сторону. Если бы я этого не сделала, мы бы с мужем разошлись. Но потом было еще интереснее: гуляя по лесу уже вместе, мы набрели на пикник семьи с собакой. Собака непонятно почему вдруг разозлилась и с лаем бросилась на меня. Ее хозяйка очень удивилась такому поведению и сказала, чтобы мы не боялись, потому что она не кусается. Однако я видела, что намерения собаки относительно меня весьма серьезные. Она бежала ко мне, озверевшая, злая, и я поняла, что сейчас она меня укусит. Когда она подбегала, и уже сделала рывок, чтобы ухватить меня, я подумала: «Меня Господь защитит». В тут же секунду, как это подумала, ее пасть, лязгнув по ткани джинсов, но уже не в силах ухватить меня за ногу, стала как бы сама собой закрываться - помимо воли собачьей. Она продолжала злобно рычать, но укусить меня уже не могла. Так и стояла - злая, рычащая, но не способная сделать мне зло, ведь я подумала: «Меня Господь защитит».

    В связи с этой историей вспомнила и еще одну подобную. Ее рассказал дед Виктор, наш хороший знакомый. Как-то однажды, по обыкновению гуляя вечером в лесу, он увидел шедшего навстречу человека. Причем, человек этот был настроен явно агрессивно: он схватил с земли палку и пошел с ней навстречу Виктору. Старик смекнул, что дело не к добру. И начал молиться, пока расстояние между ними позволяло это сделать. И как только прочел до конца молитву, у того мужчины палка выпала из рук, он поравнялся с дедом и прошел себе мимо. Вот такая реальная история.… Недаром в Библии написаны слова Иисуса: «По вере вашей да будет вам».

    Все вышеописанные истории наглядно иллюстрируют, что Господь слышит нас, наши мысли, добрые и злые побуждения, наши надежды на Его помощь.