Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Таинственные хрустальные черепа майя. Хрустальные черепа (развенчиваем мифы) Не все черепа идеальны


Смотря фильм «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» даже не предполагала, что у отснятой в Голливуде приключенческой истории есть реальный прототип.Однако, тем не менее, воссоединенные воедино Индианой хрустальные изделия существуют на Земле так же однозначно как воздух и вода).

Исторические факты:

Экспедиция эксцентричного английского археолога и путешественника одержимого идеей поиска затерянной Атлантиды, сэра Фредерика Альберта Митчелл-Хеджесса начала работы по расчистке древнего города майя в Центральной Америке на территории тогдашнего Британского Гондураса в джунглях полуострова Юкатан, в 1924 году. Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок просто выжгли. Когда дым рассеялся, перед экспедицией оказались каменные развалины пирамид, городских стен и огромный амфитеатр на сотни зрителей. Митчелл-Хеджес назвал поселение Лубаантум - "Город упавших камней".

Во вторую поездку через три года он взял свою приёмную (удочеренную в 10 летнем возрасте) дочь Анну, которая ровно в своё 17 летие обнаружила под обломками древнего алтаря отполированный человеческий череп в натуральную величину, изготовленный из прозрачнейшего кварца, получивший название «Череп из Лубаантума»(известный также под псевдонимами «Череп Судьбы», «Митчелл-Хеджес»). Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах - 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину и имел показатель твёрдости 7 по шкале Мооса (шкала твердости минералов от 0 до 10). Возраст находки уверял Митчелл-Хеджесс — примерно 3600 лет. Не хватало нижней челюсти, но через три месяца её нашли неподалёку в 8 мерах. Она подвешивалась на идеально гладких шарнирах и приходила в движение при малейшем прикосновении, создавая жуткое впечатление, что череп Вам чего-то рассказывает. Митчелл-Хеджесс показал находку местным индейцам. Те отнеслись к ней с опаской, сказав, что предмет сей служил вместилищем зла, которое жрецы с помощью приёмов магии держали в повиновении.

Шестигранный кристалл тщательно отшлифован таким образом, чтобы при определенных условиях получался задуманный оптический эффект. В затылочной части черепа находится искусно отполированная линза, которая собирает попадающие на него лучи света и направляет их в глазницы. Даже под микроскопом на нем не видны следы резца или другого инструмента, без применения новейшей техники, вручную, его нужно было бы шлифовать непрерывно в течение 300 лет, 24 часа в сутки.

Исследование строения:

Более 30 лет Энн не расставалась с хрустальным черепом и только в начале 60-х годов, уже после смерти отца, уступив настойчивым просьбам искусствоведа и реставратора Фрэнка Дорланда, позволила исследовать таинственную находку.Исследователь хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф поручил двум независимым группам: нью-йоркской полицейской лаборатории, специализирующейся на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые "подключились" к черепу в состоянии транса определить, как выглядел обладатель этого черепа. И те и другие независимо друг от друга заявили,

что "прототипом хрустального черепа был череп молодой девушки". Портреты, полученные обеими группами, оказались весьма схожими. Прежде чем вернуть таинственный предмет его законной владелице, Дорланд решил обратиться за консультацией к своему другу Барре в известную фирму “Хьюлетт-Паккард” в Санта-Кларе, в Калифорнии, специалисты которой считались наиболее авторитетными экспертами по кварцам.Изучив череп по трем оптическим осям инженер Л. Барре обнаружил, что он состоит из трех-четырех сростков и вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью и шарнирами. В результате ученые пришли к заключению, что ни в одной стране мира, с учётом самых современных технологий, невозможно на сегодняшний день создать такой шедевр."Эта проклятая штуковина просто не должна существовать, - развёл руками Барре. - Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно. "Кто-то воздействием трёх различных абразивов изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, позволяет лучу света, входящему в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату.

Находки:

Начался их поиск, давший результаты. Подобные черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц в Америке, Мексике, Бразилии, США, Европе (во Франции) и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как обнаруженный экспедицией Митчелла Хеджеса. Они выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние потуги и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.

Оказалось, что Миджел-Хеджес и его дочка были не первыми авторами подобных находок:
Второй был найден еще в 1889 в Мексике одним из солдат императора Максимилиана, ныне экспонирующийся в Британском музее в Лондоне, принадлежит Музею Человечества (Museum of Mankind). В 1898 году лондонский музей, посвящённый истории человечества, приобрёл «Британский хрустальный череп» у нью-йоркской ювелирной фирмы «Тиффани» за 120 фунтов. Данный экземпляр значительно отличался от лубаантумского - несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачный, менее детальный, а нижняя челюсть слита с черепом.

Третий «Мах» - грубая "копия" , по слухам, Парижский хрустальный череп некогда входил в коллекцию австрийского эрцгерцога Максимилиана (Фердинанд Максимилиан Йозеф, 1832-1867), названного в 1864 году императором Мексики. Он был украден из гробницы, затем гробокопатели были ограблены, в свою очередь грабителей поймал французский офицер, который уже и вручил реликвию императору. Весной 1867 года император был арестован повстанцами и 19 июня 1867 года расстрелян вместе со своими военачальниками. По всей видимости, череп наказывал не заслуживавших владеть им. Это очень просто выглядящий череп, сделанный из прозрачного, но слегка туманного, кварца. Когда-то, в черепе было высверлено отверстие, в которое вставлялся христианский крест. С 1878 года он находится в музее Трокадеро, Париж, Франция. Он фигурирует под названием - "череп ацтекского бога подземного царства и смерти - Миктлантекутли".

Четвёртый и пятый - это Аметистовый череп «Ами» и «череп Майя». Как и череп Митчелл-Хеджеса, они оба были исследованы в лаборатории Хьюлетт-Паккарда, где признали, что и эти черепа необъяснимым образом вырезаны против оси кристалла. «Ами», как его иногда уменьшительно называют, - сделан из кластера хрусталя невероятно глубокого аметистового цвета, почти по всей его окружности пробегает шов, практически деля череп пополам. Некоторые учёные полагают, что на самом деле аметистовый череп старше цивилизаций ацтеков и майя.

Говорят, что он был найден в штате Оахака, Мексика, и передавался из поколения в поколение жрецами древних культов майя. По другим источникам, череп был частью коллекции хрустальных черепов мексиканского президента Диаса (1876-1910). Неизвестно куда исчез череп после смерти Диаса, вновь он объявился лишь где-то в 1982-83 году. В настоящее время он хранится в музее Токио.

Пятый «череп Майя» из прозрачного, лишь слегка облачного кварца. 20,48 см в длину, 12,54 см в ширину, 10,79 см в высоту и весит 3,95 кг. , был найден в Гватемале в 1912 году. Местные рабочие скрыли его от главы археологической экспедиции и использовали, чтобы остановить чуму в местной деревне, затем череп укрыло мексиканское братство, поклоняющееся древним культам майя. В начале 1980-х годов, «череп Майя» объявился в штате Техас, США, - его привёз для продажи тот самый индейский шаман из истории Аметистового черепа. И снова он отдал череп под залог, после чего бесследно исчез.

Шестой -«E.T.» , или «череп инопланетянина», - хрустальный череп из дымчатого кварца, весом около пяти килограммов, найденный в 1906 году в Гватемале,обладает лечебными свойствами. Своё прозвище получил, потому что остроконечная макушка и преувеличенный прикус делают его похожим на череп неземного создания. В 1991 году «E.T.» оказался в Голландии, в частной коллекции Джоук Ван Дитен, в которой находятся ещё по меньшей мере восемь древних хрустальных черепов. «E.T.» был осмотрен шаманами, помнящими древние ритуалы майя. Они признали в нём потерянную реликвию майя, по легенде, прибывшую на Землю из звёздного скопления Плеяды.
Венский профессор Р. Дистельбергер, исследовавший череп «Е.Т.», определил его возраст в 500 лет. По мнению Дистельбергера, череп наверняка не европейского происхождения: «Для фальсификатора не имеет никакого смысла делать такую трудную работу - много лет вручную полировать камень. Я не могу объяснить, почему он выглядит так естественно, почти как настоящий череп европейского человека, хотя он более узкий и отполирован такими средствами, которые у нас не известны. По этому предмету вряд ли возможно узнать, чем он обработан, к тому же он довольно долго пролежал в земле».

Седьмой человеческий череп «Maкс», или Техасский хрустальный череп принадлежит Джоан Паркс, из 8,2 килограммового цельного куска прозрачного кварца, обнаруженный в гробнице майя в Гватемале между 1924-1926. Подарен шаманом майя тибетскому ламе в 1970 году. Им исцеляли в центре Хьюстона, штат Техас, пациентов со всеми видами физических проблем и болезней После смерти ламы Норбу Чена, хрустальный черепа был подарен его близким друзьям Карлу и Джоанн Парков. В настоящее время г-жа Парков гастролирует (в первую очередь в США) показывая его людям.

Восьмой - большой череп из туманного кварца очень большого размера, по меньшей мере, около 25 сантиметров в высоту, в 1995 году был пожертвованный Смитсоновскому институту в Вашингтоне, США, анонимным источником. Череп прислали в самой обычной посылке с короткой запиской внутри, написанной от руки. В ней говорилось, что череп, якобы, принадлежал к коллекции мексиканского президента Диаса, сам аноним купил его в Мехико в 1960 году, а теперь отдаёт безвозмездно, желая остаться неизвестным. Когда череп осматривали впервые, один из техников, работавших в музее, сказал, что череп проклят и ему нельзя смотреть в глаза.Череп абсолютно полый и вы можете заглянуть внутрь через глазницы.

В 1990 году в Лас-Вегасе, Хосе Индикез респектабельный и весьма богатый господин сообщил, что еще в молодости в развалинах древнего города майя нашел хрустальный череп с вырезанными на нем непонятными символами. Индикез случайно обнаружил удивительное свойство черепа: если сжать в руках и четко сформулировать желание - оно исполнится, так Индикез добился в жизни всего, чего желал. Через три года после этого разговора Индикез умер, а чудодейственный череп таинственно исчез.

Девятый «Радуга» - Д. Уокер, директор института кристаллографии, купил в 1995 году у одного из своих студентов. Студент утверждал, что унаследовал череп от дедушки, которому, в свою очередь, он достался от двух шаманов из Гватемалы. Череп «Радуга» сделан из слегка туманного хрусталя, в котором постоянно играют маленькие радуги.
«Радуга» отличается от других хрустальных черепов. На его дне имеется углубление в пять сантиметров, причём оставленное неотполированным, как и глазницы «Радуги». Возможно, что в этих неотполированных областях что-то находилось.

Десятый «Ша-На-Ра» - Ник Носерино смог найти с помощью, как он выразился, «экстрасенсорной археологии». Видимо, экстрасенсорная сила привела его (или как говорит Ник, это череп привёл его к себе) к желтоватому черепу из прозрачного кварца. Ша-На-Ра был найден, когда Носерино пригласили на предполагаемое местонахождение древнего города, где-то в штате Гуэрреро, Мексика.

Одиннадцатый «Darth Vader» - заслуживает особого внимания. Это потрясающе обработанный черный череп, вырезанный из цельного куска обсидиана, хранящийся с 1926 года в собраниях Джокай (Joky"s collection) в немецком городе Идар-Оберштайн. Наверное, за свою зловещую красоту он получил название «Darth Vader» — «Черный Властелин», по его названию и был создан экранный Дартс Вейдер.

В начале 18 века был найден двенадцатый безупречный череп, сделанный из розового кварца (Baby Luv), вес которого составлял 7, 5 кг. Находку обнаружил русский монах в 1710 году на старинном кургане неподалеку от древнего украинского города Лув. Предположительно, останки, найденные вместе с черепом, приходятся на скифо-сарматскую эпоху. Загадочная находка становится вновь известной только в 1993 году. Этот череп вошел в коллекцию известного немецкого аукционера Ганса Ван Дайтена.

Тринадцатый череп «Нефрит» был найден в Монголии, затем вывезен в Китай, после чего попал во вьетнамскую семью - его происхождение всё ещё остаётся неизвестным. Возраст нефритового черепа оценивается в 2500 лет и более. «Нефрит» больше, чем человеческий череп и полый внутри. На его верхушке вырезаны два символа, и на основании вырезано что-то похожее на печать. С 2001 года «Нефрит» хранится в Великобритании, у Кэтлин Мюррей, директора академии целительства травами и минералами.

Четырнадцатый - «Хрустальный череп из розового кварца», "Розовый кварц" имеющий наибольшее сходство с черепом Митчелл-Хеджеса. Утверждают, что он был найден близ границы между Гондурасом и Гватемалой. Этот череп не такой прозрачный и чуть побольше, чем череп Митчелл-Хеджеса, но может похвастаться такой же искусной шлифовкой и наличием съёмной нижней челюсти.

В районе Китая/Монголии обнаружен целый скелет из зеленого минерала жадеита(Shui Ting Er), выполненный приблизительно в 3500-2200 годах до нашей эры в меньшем масштабе, чем человеческий.

Точное происхождение пятнадцатого хрустального черепа «Синергия» неизвестно. Рассказывают, что примерно в 1986-87 году, некий европейский бизнесмен путешествовал по Центральной и Южной Америке. Однажды, где-то на границе между Перу, Боливией и Чили, он набрёл на крохотную деревушку у подножия Анд, где местные жители встретили его улыбками и пригласили разделить с ними трапезу. Переночевав у очага в жилище старого индейца и разделив с ним простой завтрак, он начал собираться в дорогу, когда индеец подозвал его к старому сундуку. Из сундука индеец достал хрустальный череп и вручил его нашему бизнесмену. Бизнесмен сразу понял, что это очень старинная и почитаемая реликвия и попытался отдать череп обратно, но индеец был твёрд.
Он рассказал, что в начале XIX века, в Перу, череп попал во владение пожилой католической монахини. Перед своей смертью она отдала череп мальчику - будущему отцу индейца - и сказала, что это наследие потерянной цивилизации, которое следует хранить и передавать лишь тому, кому велит сердце, до тех пор пока не объявится «правильный человек», который сможет явить знания хрустального черепа миру.
В 2001 году бизнесмен послушался веления своего сердца и передал череп Шерри Уитфилд, являющейся защитницей и хранительницей «Синергии» по сей день.

Версии о черепах:

Сами по себе черепа по-разному воздействуют на разных людей. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются, впадая в блаженное состояние.

Были высказаны совсем уж невероятные предположения: хрустальный череп каким-то фантастическим образом был обработан не как кристалл, а как пластилин или глина. В пользу столь нелепой, казалось бы, версии говорит еще одна, более чем странная находка. Зимой 1994 года хозяйка ранчо, близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения нашла на земле 5 человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Однако твердый кристалл был смят и скручен так, будто ранее состоял из глины, а потом застыл. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор, 16 лет спустя.

Дотошные исследователи выяснили, что в древних индейских преданиях упоминается целых тринадцать хрустальных черепов "Богини смерти", хранившихся отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов - специально обученных воинов «богини». Легенда коренных американцев гласит: хрустальные черепа содержат в себе все знания, всю мудрость мира, начиная с его зарождения и до момента, когда будет достигнута высшая духовная гармония. А если настанет время большого кризиса для человечества,

все тринадцать черепов обнаружатся сами и будут собраны вместе, чтобы показать людям информацию, необходимую для их выживания. По легенде же «Череп Судьбы» использовался Верховным жрецом майя во время эзотерических обрядов, когда жрец желал кому-то смерти, глядя на череп, человек вскоре неизбежно умирал.

Экстрасенсы убеждены, а многие ученые не отрицают, что кристаллы, благодаря своей жесткой структуре, обладают способностью запоминать все, что вокруг них происходит, то есть являются своеобразными летописцами, этакими банками памяти. Если верить рассказам очевидцев, кристаллы способны не только запоминать, но и делиться хранимой в них информацией. Не случайно неизменным атрибутом любой ясновидящей и гадалки является хорошо отполированный хрустальный шар, пирамидка или просто кристалл.

Существует устойчивое мнение, что хрустальные черепа обладают еще и мистическими свойствами. Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно уверяют(но доказано это так и не было), что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Впрочем, не только особо чувствительные, но и обыкновенные люди утверждают, что временами видели, как череп в темноте начинал светиться или наполняться «белым туманом», а затем в нем появлялись «таинственные образы людей, а также гор, лесов, храмов и тьмы».

Ещё одна версия предполагает, что черепа имели назначение обессмертить знания жрецов, являясь своего рода носителями и проводниками информации, старый жрец и его назначенный преемник одновременно клали руки на хрустальный череп, и вся информация, хранящаяся в мозге старого жреца, перемещалась в мозг его преемника.

Оптические свойства черепов и содержащихся в них линз и призм подталкивают также к мысли о возможном использовании голографических технологий. Проверить это просто: достаточно облучить лучом лазера череп под разными углами с вариацией частоты лазера и проанализировать выходной сигнал. Если череп выполняет роль носителя информации, то при каких-то направлениях лазерного луча эта информация может проявиться в выходном сигнале. Хотя вовсе не обязательно, что данная информация будет иметь вид голографического изображения. Вполне возможно, что анализ выходного сигнала потребует и дополнительных усилий по дешифровке.

Комиссия специалистов в составе 40 человек в течение нескольких месяцев тщательно изучала экспонат, подвергая его всем доступным по тем временам методам исследования — рентгеновскому просвечиванию, ЭКГ, наблюдению под микроскопом. Настоящий древний череп, пришли к заключению они, должен по-особому реагировать на свет и звук. Например, при облучении через разные световые фильтры, он "сам" начинает подсказывать последовательность цветов. А на музыку индейцев майя отвечает мощным выбросом энергии.

Разоблачения:

Хрустальный череп «ЕТ» хранится в Британском музее. Известно, что еще в 1881 году он был выставлен в лавке парижского антиквара Эжена Бобана- коллекционера древностей и археологического советника мексиканского императора Максимилиана (считалось, что череп найден одним из войнов императора) и снабжен табличкой «ацтекский хрустальный череп». Занятно, но этот персонаж (Эджен Бобан), был известен в кругах коллекционеров тем, что собирал не только предметы культуры и искусства с «незапятнанной» репутацией (с точки зрения подлинности), но и «овеянные тайнами и легендами подделки». Его вскоре купила ювелирная фирма Tiffany and Co. за 950 долларов. А в 1897-м продала Британскому музею. Два раза - в 1996 и 2004 годах - Британский музей совместно с учеными из университетов Кардиффа и Кингстона проводили масштабные исследования «мистического артефакта» с использованием электронного микроскопа и рентгеновской спектроскопии. Вывод был неутешительным: череп точили с помощью ювелирных инструментов конца XIX века. А его поверхность обрабатывали вращающимся кругом с алмазной и корундовой крошкой. Тонкие детали прорисовывали высокооборотной дрелью.
Череп по-прежнему можно обнаружить в Британском музее. Но табличка под ним другая. На ней написано: «Конец XIX века н. э. Первоначально считалось, что он ацтекского происхождения, но новейшие исследования доказали, что он сделан в Европе».

Еще один хрустальный череп, раздобытый где-то Эженом Бобаном, был продан этнографу Альфонсу Пинару. И сейчас находится в парижском Музее Бранли. В 2007 году череп изучал «Центр исследований и реставрации музеев Франции». Ученые работали три месяца и доказали, что поверхность горного хрусталя обработана отнюдь не древними инструментами. Будто бы в микроскоп видно, что и этот череп выточили в XIX веке.

В мае 2008 года Journal of Archaeological Science опубликовал результаты исследований третьего черепа, хранящегося в Смитсонианском институте (США). Он был прислан в 1992 году анонимным дарителем, написавшим: «Ацтекский хрустальный череп из коллекции Порфирио Диаса был приобретен в Мексике в 1960 году». Скорее всего, так оно и было. Только череп выточили не ацтеки. Ученые обнаружили на его поверхности следы карборунда - синтетического абразивного материала, открытого в 1892 году.

Правда «черепа Митчелл-Хеджеса» была также весьма банальна. Митчелл-Хеджес попросту купил его в 1943 году на аукционе «Сотби» за 400 фунтов стерлингов. Череп был очень похож на тот, что приобрел Британский музей. За исключением одной детали: его нижняя челюсть легко двигалась, как у человека (вспомним инопланетянина с хрустальным скелетом). На аукцион череп выставил антиквар Сидни Берни, владевший им с 1933 года.

Археолог Норман Хэммонд, изучавший «череп Митчелл-Хеджеса», обнаружил, что отверстия в его нижней части явно проделаны металлическим сверлом с высокой скоростью вращения. К тому же выводу пришел и профессор Дистельбергер из Музея истории искусств в Вене. А антрополог Джейн Макларен Уолш подчеркивает: ни этот, ни другие известные черепа не имеют характерных черт, свойственных скульптурным изображениям, распространенным у ацтеков, майя или их предшественников - тольтеков и миштеков. Узнав об этом, Анна Митчелл-Хеджес перестала давать череп в руки ученым.

Анна умерла 11 апреля 2007 года в возрасте ста лет. Сейчас череп находится у ее мужа, который тоже не горит желанием показывать семейную реликвию.

Фредерик Митчелл-Хеджес, эксцентричный англичанин, был любителем острых ощущений и приключений. Он был охвачен «адреналиновой лихорадкой», которая часто уводила его от нищеты к богатству и обратно. Хеджес путешествовал по всему свету, несколько раз сколачивал состояние и снова терял его. В Канаде он встретил Анну, десятилетнюю сироту, и удочерил её. Он был одержим найти исчезнувший древний город Атлантов, который по его предположению, некогда находился у побережья Гондураса.

Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Южную Америку, в джунгли полуострова Юкатан (в то время — Британский Гондурас, ныне — Белиз).

Экспедиция начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях. Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок просто выжгли. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Митчелл-Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает — «Город упавших камней». Лубаантун раскинулся на шесть миль. В центре возвышался громадный храм, вернее то, что от него осталось.

Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет.

Подобрав находку и очистив от песка, девушка удивилась: это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах — 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в восьми метрах от места находки черепа обнаружилась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении. Особенность черепа - хорошо подогнанная съемная челюсть, которая может двигаться так, словно голова разговаривает. Несмотря на мелкие трещины на висках и скуле, это анатомически верная модель человеческого черепа.

Но есть еще одна версия появления хрустального черепа. Хотя Анна утверждает, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его на аукционе в Лондоне и застраховал в 1943 году. Доказательство этой версии - отсутствие каких-либо фотографий из экспедиции в Белизе или документации о страховке до 1943 года. До сих пор неизвестно, была ли вообще экспедиция, и кто владел черепом до Митчеллов-Хеджесов. Происхождение загадочного артефакта скрыто под завесой тайны - череп Митчелла-Хеджеса не имеет подтверждений в документальных источниках.

Романтическая история об открытии Митчелла-Хеджеса была подвергнута сомнению. В действительности он купил череп за 400 фунтов-стерлингов на аукционе Сотби в Лондоне в 1943 г. у владельца картинной галереи Сиднея Барни. Именно с этим может быть связан тот необъяснимый факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX в. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Митчелл-Хеджес ничего не писал о черепе до 1954 г.: именно тогда появилось первое упоминание о хрустальном черепе с момента его предполагаемого обнаружения в 1927 г. Находке были посвящены лишь несколько строк в книге Митчелла-Хеджеса «Моя подруга опасность». Возможно, поэтому Хеджес пишет о черепе судьбы так: «у меня есть причины не говорить, как он оказался у меня». Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала «Мэн» (1936) - печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом судьбы Хеджеса и, очевидно, принадлежал торговцу предметами искусства Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Ф. А. Митчелле-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун. В своей книге «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет: дальше заглянуть мне не удалось». Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).

Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелла-Хеджеса «Моя подруга опасность». Именно в ней артефакт впервые был назван черепом судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелла-Хеджеса стали частью легенд о черепе судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.

Через какое-то время исследователи обратили внимание на то, что в древних индейских преданиях упоминается целых тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти», хранившихся отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов. Естественно, начался их поиск, вскоре давший результаты. Подобные черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц. Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес». Большинство черепов выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.

Древние легенды рассказывали о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в «свой» череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны — не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов...

Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян.

Считается, что, если удастся найти 13 древних черепов и разложить по кругу, один из них окажется главным и «соберет» знания всех остальных. Так что же это за знание?

Оказалось, что Митчелл-Хеджес был не первым автором подобных находок: еще в конце 80-х годов прошлого века в Мексике одним из солдат императора Максимилиана был найден хрустальный череп, ныне экспонирующийся в Британском музее. Данный экземпляр значительно отличается от лубаатунского — несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачный, менее детальный, а нижняя челюсть слита с черепом.

Еще одна грубая «копия» хрустального черепа находится в Музее человека в Париже. Она фигурирует под названием — «череп ацтекского бога подземного царства и смерти».

Интерес представляет еще один вполне человеческий череп («Макс»). Владелец Джоан Паркс унаследовала его от тибетского монаха, который пользовался им для лечения людей.

И, наконец, одна из последних находок, о которой в августе 1996 года сообщил журнал FATE. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, заметила на земле какой-то блестящий предмет. Подняла его. Это был человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Однако чрезвычайно твердый материал смят и скручен так, будто ранее был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор.

Изготовление хрустальных черепов или шаров было издревле распространено во многих странах Азии и Европы. Размер шара не играл особой роли, но все-таки - «чем больше, тем лучше». Хрустальные черепа тоже изготавливались разных размеров, вплоть до самых маленьких талисманчиков, которые можно было запросто повесить на шнурке на шею. Подобные магические штучки были особенно популярны в XV - XVI веках в Италии, Франции и других европейских государствах среди гадалок, предсказателей, ярмарочных фокусников и тому подобных личностей. Такие «украшения» держали дома даже некоторые аристократы. Для красоты или на случай, если захочется узнать свою судьбу.

Хрустальный череп Митчелла-Хеджеса

В начале прошлого века черепа продавали на аукционах. Спрос коллекционеров на странные предметы неизвестно какой цивилизации рос, как на дрожжах. Не дремали и мошенники. Вскоре начали появляться и «множиться» «пиратские» копии. Современный кристаллический череп стоит от 10 до 50 тысяч долларов.

Ша-На-Ра

Макс

Черепа все находили и находили, собирали и собирали по всему земному шарику. Их оказалось гораздо больше тринадцати. Действительно древними признали только 49. остальные выглядели более грубо и неотесанно - неумелые (а иногда и умелые) попытки создать свой идеальный череп. Но вряд ли такой предмет стал бы оказывать какое бы то ни было волшебное действие, в отличие от истинного «подарка богов». Два подлинных черепа - «Макс» и «Ша-На-Ра» - выставлены на всеобщее обозрение в музеях США. В самой крупной коллекции раритетных черепов насчитывается восемь.

Ник Ночерино

В 1945 году в Нью-Йорке было создано Международное общество кристаллических черепов. Основатель - Ник Ночерино. Главная задача общества - изучение и тщательное исследование всех найденных черепов, к тому же - «проверка на древность».

Все черепа описаны и зарегистрированы, но информация хранится под строгим секретом.

Необычный экспонат исследуют в течение нескольких месяцев 40 специалистов, подвергая рентгеновскому излучению, ЭКГ, наблюдению под микроскопом. С черепом уединяются экстрасенсы, следуя указаниям одного из индейских шаманов.

Ами — аметистовый череп.

Настоящий древний череп должен и по-особому реагировать на свет и звук. Например, при облучении черепа через разные световые фильтры, он «сам» начинал подсказывать последовательность цветов. А на музыку индейцев майя отвечал мощным выбросом энергии.

Один из найденных черепов хранится в Японии и выполнен из цельного аметиста. Из чистого кварца сделан череп «Мах», известен как хрустальный череп Техаса. Предположительно найден в Гватемале. Хранится в штате Техас (США) в частной коллекции. Хрустальный череп, хранящийся в Музее человека а Париже, выполнен довольно грубо и изображает ацтекского бога смерти.

В 1889 году был найден их «собрат» - череп «ЕТ», ныне хранящийся в Лондоне, в Британском музее. Он сделан из дымчатого кварца. Кстати, череп «ЕТ» не похож ни на одну расу, обитающую сегодня на Земле. У него верхняя челюсть и глазницы имеют совершенно необычную форму. Впрочем, это очень похоже на стилизацию.

Хрустальный череп «ЕТ», найденный в Мексике в 1889 году. Хранится в этнографическом отделе Британского музея (Лондон). Хрустальный череп Митчеллов-Хеджесов в 1972 году был передан в Музей истории американских индейцев в Нью-Йорке (США), где сейчас и хранится.

Кварц, из которого сделаны все черепа, известен как минерал, который обладает природным свойством усиления электрической энергии и широко применяется в современной науке и технике. Так как наше тело обладает электромагнитным полем, кварц в состоянии усиливать это поле. Поэтому с хрустальными черепами связан ряд необъяснимых феноменов. Многие люди ощущают прилив энергии, исходящей от них. На некоторых эта энергия оказывает исключительное влияние, вызывая яркие необычные состояния сознания, повышая духовные способности.

В, казалось бы, просвещенном 20-м веке возник целый культ поклонения этим хрустальным артефактам, скрывающим древние тайны и магию цивилизаций доколумбовой Америки.

Находки хрустальных черепов продолжаются по сей день (последняя датирована августом 1996 года), а тайна так и не раскрыта.

Британский череп

Хрустальный череп номер 2. Британский череп. Появился в 1881 в антикварной лавке. Этот череп побывал на выставке в Нью-Йорке еще в конце 19-о века, после чего попал в Тиффани и Ко, а потом уже был продам британскому музею.

Исследования, которые были произведены совсем недавно (Май 2008 года) с использование электронного микроскопа и рентгенокристаллографии показали, что Британский череп обрабатывался абразивом Al 2 O 3 и алмазом с ипользованием роторного диска.

Горный хрусталь — это бесцветный кристаллический кварц. Еще в Средние века европейцы думали, что прозрачный твердый камень получился из обыкновенного льда, долгое время пролежавшего под толщей земных пород. Горный хрусталь встречается в природе довольно часто, но обрабатывать его трудно, поскольку это очень твердый минерал. По шкале твердости Мооса ему соответствует число 7. Только топаз (8), корунд (9) и алмаз (10) еще тверже, чем горный хрусталь. В наше время горный хрусталь обрабатывают на специальном высокотехнологичном оборудовании, но основные правила работы с кристаллами остались те же. Чтобы сохранить целостность кристалла, нужно направлять движение резца вдоль осей роста. Создатели хрустальных черепов ухитрялись вручную обрабатывать горный хрусталь, не соблюдая этого правила, и непонятно, почему у них кристаллы не рассыпались на мелкие осколки.

Международное общество хрустальных черепов (Crystall Skulls Intenational) было создано в 1945 году Ником Ночерино. Оно не является ни археологической, ни коммерческой организацией. Главная задача общества, как говорил его основатель, мистер Ник Ночерино, специальное изучение и исследование этих уникальных предметов, а также «проверка на древность». Ночерино и Общество стали главными авторитетами по части определения возраста черепов - в частности, какие из них могут считаться древними, а какие нет. Сам он посвятил почти пятьдесят лет жизни попыткам понять природу хрустальных черепов. В течение многих лет Общество занималось сбором информации, позволяющей различать хрустальные черепа и относить их к той или иной группе. Члены Общества использовали различные системы тестирования, включая и психические методики. К несчастью, большая часть информации, собранной Обществом, недоступна широкой публике. Архивы Общества кристаллических черепов засекречены, а коллекционеры не намерены ни с кем делиться «своим сокровищем». А поскольку Ночерино умер в 2004 году, маловероятно, что труды будут в скором времени опубликованы. Бесспорно одно: эти шедевры древнего искусства и мысли одно из самых загадочных богатств нашей планеты.

Ниже публикуется отрывок из исследовательского отчета Ночерино, который недавно стал доступен широкой публике.

«Осень 1991 года. Череп был со мной. Периодически я давал о себе знать, как и в тот вечер, когда остановился в одном из придорожных мотелей. Для того чтобы эксперимент удался, я должен был надолго уединиться и неотрывно глядеть в древний кристалл.

Я сидел перед черепом, наверное, больше часа, когда вдруг его дымчатая поверхность начала рассеиваться, и то, что появилось после, постепенно приобрело четкие очертания. После этого мне показалось, что сам череп исчез, а я, сидя на облаке, наблюдал за простирающимся внизу огромным миром.

Я видел землю — целый материк, который погружался в воду. В трех направлениях по нему двигались живые существа. Одна из групп исчезала в многочисленных пещерах, другая — в норах, вырытых в земле. Меньшая группа скрывалась в странного вида летательных аппаратах и тут же поднималась в небеса. Самый большой корабль имел форму сигары. Аппараты другого типа напоминали тарелки, а третьи походили на гигантские блюда с башенкой наверху.

Самым удивительным зрелищем были обитатели этой планеты. Формы их тел постоянно менялись, а звуки, с помощью которых они переговаривались друг с другом, были похожи на голоса китов и дельфинов.

Я видел луга, которые превращались в холмы. Пустыни становились морями. Горы погружались в воду. Массы земли сдвигались, раскалывались и тонули.

Это происходило четырежды, и каждый раз по мере отступления океана существа расселялись по земле. Их тела все больше приобретали человеческий облик. Правда, некоторые так и оставались в воде, похожие на сказочных русалок. Дважды существа не вышли из пещер. А в другой раз они появлялись на поверхности по сигналам, которые подавали им корабли и летающие люди.

Земля разделилась на части. Большие группы людей пошли на восток, юг и юго-восток. Там и тут вспыхивали гигантские сражения между людьми, одетыми в длинные робы и тоги, и какими-то полулюдьми-полуживотными. Часто люди и животные, похожие на львов и ящериц, залетали в пещеры или прямо в воду.

Но самым грандиозным и самым загадочным зрелищем было, когда весь мир словно повернулся, и задвигалась земля. Джунгли и пустыни поменялись местами. И я узнал Африку.

Было такое впечатление, что я смотрел на Землю в телескоп. И в то же время участвовал в происходящем. Никто не сможет ответить, где же я был на самом деле...

Медитация, как я узнал позже, продолжалась 33 часа. Еще раз я решился посмотреть в череп через несколько дней. И снова провел в его глубинах около четырех часов, посетив прекрасные города прошлого. Или, быть может, будущего?

Больше мне не удалось заглянуть в неведомый мир. Череп Майя, казалось, ухмылялся, показывая мне одни только облака...»

Использованы материалы

Хрустальный череп – модель черепа человека, выполненная из цельного куска прозрачного (или дымчатого) горного хрусталя. Это одна из самых удивительных загадок истории.

Самый известный из хрустальных черепов был найден эксцентричным англичанином Митчелл-Хеджесом в 1924 г. в джунглях полуострова Юкатан в ходе раскопок одного из городов майя – Лубаантун.

Эксперты из «Хьюлетт-Паккард» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штука попросту не должна существовать. Те, кто ее создал, не имели ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они абсолютно игнорировали оси симметрии, и эта штуковина непременно должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не произошло, представить невозможно». По их мнению, для достижения такого совершенства, череп (как уже писалось выше) должны были шлифовать песком и водой на протяжении трехсот лет.

Довольно сложным оказалось и определение возраста черепа, так как в хрустале не содержится углерода, по которому как правило датируют древние предметы. Исследователи искали подсказки на поверхности черепа, к примеру, следы инструментов, которыми он вырезался. Но не было найдено ни одной микроскопической царапины от инструментов. Пришли к выводу, что ни одна из известных современных технологий не способна создать точную копию черепа человека из цельного куска кварца. Они даже отказались от полумиллиона долларов, которые предлагали тому, кто сможет сделать копию хрустального черепа.

Один из авторитетнейших исследователей хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф исследовал находку с 1964 по 1970 год. Ему удалось выяснить, что конструкция черепа до такой степени уравновешена относительно центра тяжести, что от легкого дуновения ветерка нижняя челюсть 5-ти килограммового черепа приходит в движение. Еще более удивительные свойства заметил Дорланд, когда он повернул каменный череп лицом к зажженному камину, глазницы вспыхнули зловещим огнем. Какое мрачное впечатление должно быть, мог производить этот таинственный череп на индейцев майя! Легко себе вообразить, как падал ниц потрясенный народ под жутким огненным взглядом хрустального идола!…

“Прототип” хрустального черепа

Фрэнк Джозеф, заинтересовался, а был ли “прототип” у черепа “Митчелл-Хеджес” и как бы мог выглядеть обладатель такого черепа? Для чистоты эксперимента это задание было поручено двум независимым группам: полицейской лаборатории из Нью-Йорка, которая специализируется на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые “подключились” к черепу в состоянии транса…

И те и другие в независимости друг от друга заявили, что “прототипом хрустального черепа был череп молодой девушки. Портреты, которые получились у обеих групп, оказались довольно схожи.

Участники пропавших экспедиций найдены… обезглавленными

По сей день не удалось найти 16 ученых, которые под руководством Митчелла-Хеджеса проводили рас­копки древнего города майя.

…1997 год – на Юкатан отправились восемь итальянских путе­шественников, которые купили на нем участок территории с целью поиска древнего города и кладов майя. Для облегчения рабо­т исследователи подожгли большой участок леса. Когда дым рассеялся, откры­лись остатки пирамиды, каменные стены, громадный ам­фитеатр с местами для сидения, рассчитанный на тысячи зрителей.

Однако в скором времени радость путе­шественников сменилась страхом и тревогой, потому как, осматривая развалины пирамиды, они обнаружили разбросанные обезглавленные скеле­ты, которых было ровно 16. На некоторых скелетах сохра­нились остатки одежды. Рядом были разбросаны личные вещи убитых. Среди них обнаружили запечатанный целлофановый пакет, в котором были найдены документы и дневни­ки самого Митчелла-Хеджеса. В них были описаны стран­ные явления, наблюдаемые профессором.

Экспедиция вела поиски хрустального черепа бога Солнца Кукулькана. Этот череп якобы давал возможность видеть прошлое и будущее, и, как видно, британцам удалось его на­йти. Но, дальше стало происходить непредвиденное. Вначале у них пропали все продукты и инструменты, потом загадочным образом начали погибать люди.

«Вокруг нас со всех сторон выросла непроходимая стена деревьев и ко­лючих ядовитых растений, - писал Митчелл-Хеджес. - Обессиленные люди не в состоянии что-то предпринимать. Каждый день мы теряем одного участника экспеди­ции. Происходят поистине загадочные вещи. Кто-то незри­мый приходит ночами и в непроглядной тьме обезглав­ливает спящих, потом усаживает их в амфитеатре. В кро­мешной тьме ничего не видно. Наверно, Кукулькан, бог Солнца, решил нам отомстить, несмотря на то, что череп мы положили туда, где взяли, - под алтарь. Нас осталось только 5 человек…»

Итальянцы сразу же начали собираться в обратную дорогу. Но, любопытство взяло верх: все хотели взглянуть на волшебный череп. Ведь он находился на самом видном месте, в небольшой нише под алтарем. Это была точная копия черепа человека из полиро­ванного кварца, покрытого позолотой. Исследователи, сразу позабыли о том, что писал профессор в дневнике, и словно завороженные, начали рассматривать удивительное изделие. Череп будто фосфоресцировал, на его поверхности появились небольшие клеточки, в каждой из которых отображались изменяющиеся изображения, напоминающие живые картины. Любопытство стало роковым для исследователей. Никто из видевших загадочный хрустальный череп не смог возвратиться на Родину, – в последствии участников экспедиции нашли обез­главленными.

Ритуалы

В древних легендах существуют упоминания о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. 13 священнослужителей должны были одновременно вглядываться в “свой” череп. Согласно преданию, так жрецы могли видеть любые тайны – не только происходящее в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. В легенде также говорится, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов…

Похищения

Оказалось, что древними хрустальными черепами интересуются не только историки, но и некие тайные общества. Так в Гондурасе, буквально из-под носа археологов бесследно исчез так называемый “Розовый кварц”. Расследованием было установлено, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы тайного культа. Хрустальные черепа вызывали интерес и у серьезных государственных структур.

Удивительные свойства черепов

Считается, что эти черепа обладают удивительными свойствами. Странные явления происходили с теми, кто прикасался к черепу. Эти люди начинают видеть странные «исторические» сны. У многих из них бывают видения из далекого прошлого и странного будущего. Так, если кто-то брал в руки череп, который был найден в развалинах «города упавших камней» у древнего алтаря Майя, то такой человек начинал видеть жизнь индейцев Майя в мельчайших подробностях. Впервые это произошло с Анной Митчелл-Хеджес. Однажды вечером она положила череп рядом с постелью, и на протяжении всей ночи ей снились странные сны о жизни индейцев тысячелетней давности. Когда же хрустальный череп на ночь убирали подальше, то сновидения прекращались.

Кроме американского континента (находки были сделаны в Америке, Бразилии и Мексике), хрустальные черепа были найдены в Европе (во Франции) и Азии (в Монголии и Тибете).

Кто мог создать хрустальные черепа

Совершенство обработки хрусталя оставляет широкий простор для домыслов, одни полагают что хрустальный череп фальшивка, изготовленная в XX столетии, другие приписывают его создание пришельцам, жителям легендарной Атлантиды или самому сатане.

Версию о создании хрустальных черепов сатаной и его приспешниками приходится отвергнуть за неимением прямых доказательств. Более правдоподобной может показаться версия о том что черепа изготовили в Атлантиде. Эти предметы якобы имели некое предназначение в культуре народа, создавшего высокую цивилизацию 12 000 лет назад. Согласно другой версии, первые земные цивилизации возникли 36 тыс. лет назад, когда нашу планету заселили 12 инопланетных рас, и именно они были способны с легкостью полировали твердый кристаллический кварц. Инопланетяне имели технические возможности, какие нам и не снились. При помощи этих кристаллов пришельцы якобы поддерживали «духовный контакт» со своими родными планетами.

Другие хрустальные черепа

В конце 1880-х гг. в Мексике одним из солдатов императора Максимилиана был обнаружен хрустальный череп, сейчас экспонирующийся в Британском музее. Этот экземпляр в значительной степени отличается от «Митчелла-Хеджеса» – несмотря на сходство в размерах, он менее прозрачен, менее детальный, а нижняя челюсть слита с черепом.

Еще одна грубая “копия” черепа, называемая – “череп ацтекского бога подземного царства и смерти” хранится в Музее человека в Париже.

Любопытен еще один вполне человеческий череп (“Макс”). Владелец Джоан Паркс унаследовала его от тибетского монаха, который использовал его для лечения людей.

И одна из последних находок, о которой в августе 1996 г. сообщилось в журнале FATE. 1994 год, зима – хозяйка ранчо близ Крестона (американский штат Колорадо), объезжая на лошади свои владения, увидела на земле некий блестящий предмет. Подняла его. Это был череп человека из прозрачного стекла или хрусталя. Но чрезвычайно твердый материал смят и скручен так, словно раньше был очень пластичным. Откуда он мог взяться и почему так изуродован, остается загадкой по сей день.

Хрустальный череп Митчелл-Хеджес

Хрустальные черепа Майя были обнаружены в Южной Америке и других частях света и несколько десятилетий представляли для ученых неразрешимую загадку. Одни считают их внеземными артефактами, другие связывали их происхождение с Атлантидой. Позже появились сведения, что черепа являются подделками и никакого исторического интереса не представляют.

Находка на древнем алтаре

Свой семнадцатый день рождения Анна Митчелл-Хеджес – приемная дочь британского археолога – в 1927 году отмечала не за праздничным столом, а на раскопках древнего храма Майя в развалинах Луаантуна в Британском Гондурасе.

На освобожденном от земли древнем алтаре девушка обнаружила хрустальный череп, изготовленный в натуральную величину неизвестным мастером.

Заметка: «Находка получила три различных названия – Череп Митчелл-Хеджес, Череп Рока и Череп Судьбы».

Первоначально череп был найден без нижней челюсти, которую обнаружила через три месяца та же Анна в полутора метрах от места первоначальной находки.

Челюсть крепилась к черепной коробке на гладких шарнирах и при касании черепа она начинала двигаться, создавая впечатление, что череп разговаиват. Вес черепа составлял 5,13 кг при размерах – 197 мм в длину, 124 мм в ширину и 147 мм в высоту.

Некоторых археологов насторожила такая находка и они неоднократно высказывали предположение, что отец просто подкинул череп, чтобы порадовать дочь. Но возникает вопрос откуда его взял сам Мтчелл-Хедженс? Нашел при раскопках или привез из Европы?

Загадочные сны и явления

С появлением хрустального черепа по рассказам Анны, ей стали сниться удивительные сны. Однажды девушка перед сном рассматривала находку и поставила череп у изголовья кровати. В ту ночь ей приснился необычный сон, в котором она во всех подробностях видела жизнь древних индейцев.

Вскоре Анна заметила закономерность: как только череп оказывался у изголовья кровати ей снились поразительные сны о повседневной жизни индейцев, их ритуалах и жертвоприношениях, быте и традициях.

Появилось предположение, что череп является кладезем информации о жизни исчезнувших индейцев Майя. Девушка даже стала вести дневник, в котором описывала свои сны.

Загадочные феномены черепа были замечены и искусствоведом Фрэнком Дорландом. Он рассказывал, что порой череп светился, внутри него появлялись изображения незнакомых ландшафтов и строений, камней, гор и искаженных лиц, а также слышались звон колокольчиков, постукивания, рычание ягуаров, шепот и голоса людей, хором распевающих странные песни на непонятном языке.

По мнению некоторых исследователей, хрустальные черепа Майя представляют собой своеобразные усилители психической энергии человека. Кварц, благодаря своему строению, оказывает на мозг человека таинственное воздействие и позволяет путешествовать в прошлое и будущее.

Череп-убийца


Согласно, книги Митчелл-Хеджеса «Опасность – мой союзник» найденному хрустальному черепу не менее 3600 лет и по древней легенде жрецы могли с его помощью обрекать на смерть любого человека. Череп якобы являлся воплощением вселенского зла.

После находки черепа появились слухи, что с ним был связан ряд смертей. Конкретных фактов подтверждения этого в литературе найти не удалось. Возможно, слухи распускал сам Митчелл-Хеджес для придания своей находке мистического налета и привлечения внимания публики.

Однако владелица черепа Анна Митчелл-Хеджес благополучно прожила 100 лет. Вот что она сказала в 1970 году в интервью: «Иногда я искренне жалею, что не испилила пожелание моего отца – он хотел, чтобы я положила череп ему в гроб. Это было бы, вероятно, самым подходящим местом для такой странной вещи, ведь в чужих руках она начнет творить зло».

Изучение артефакта

В 1960-х годах искусствовед Фрэнк Дорланд после смерти отца уговорил Анну Митчелл-Хеджес позволить ученым изучить хрустальный череп. Специалисты сразу определили, что прототипом артефакта послужил настоящий женский череп.

Фрэнк Джозеф предпринял попытку воссоздать образ дамы, череп которой послужил для создания уникального изделия из горного хрусталя. Для этого он обратился за помощью в нью-йоркскую полицейскую лабораторию, которая специализируется на реконструкции лиц по черепам.


Одновременно Джозеф попросил группу экстрасенсов определить внешний вид обладательницы подобного черепа. Удивительно, но научная реконструкция и описания, полученные от экстрасенсов, практически совпали. Оказалось, что прототипом хрустального черепа был череп молодой индейской девушки.

Фрэнк Дорланд попросил своего друга Л. Барре, который работал в известной фирме «Хьюлетт-Паккард» в Санта-Кларе (Калифорния, США), изучить загадочный череп. Специалисты компании, являющиеся экспертами по кварцу, были потрясены. По их словам подобное изделие просто не могло существовать реально: кусок горного хрусталя, из которого были вырезаны череп и челюсть, состоял из трех-четырех сростков и должен был развалиться еще на начальном этапе обработки. Кроме того, даже при наличии современных технологий пока невозможно изготовить подобное изделие. По прикидкам специалистов, чтобы отполировать такой череп, потребовалось бы семь миллионов часов. При этом поразителен тот факт, что на хрустальном черепе не было обнаружено никаких следов механической обработки.

В конце исследования инженер Л. Барре сделал следующие заключение: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, коме алмаза, резать невозможно.

Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп – они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она была подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски… Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».

Легенда о 13 хрустальных черепах


Оказывается, фашисты были прекрасно осведомлены о хрустальных черепах. Сохранилось упоминание о том, что в 1943 году в Бразилии были захвачены агенты немецкого общества «Аненербе», которые пытались проникнуть в один из местных музеев. В ходе допроса было выяснено, что целью секретной операции немцев был поиск и доставка в Германию хрустальных черепов.

Бытует легенда о 13 хрустальных черепах, согласно которой существовало тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти» , которые содержали в себе все знания мира от его возникновения до далекого будущего. Эти черепа хранили отдельно друг от друга, за каждым из них присматривали особые жрецы, в совершенстве владеющие воинскими искусствами и способные защитить реликвии от любых посягательств. В легенда гласила, что когда человечество окажется на грани гибели, все тринадцать черепов соберутся вместе и дадут людям спасительную для них информацию.

Сначала черепов было двенадцать. Весной 2011 года весь мир облетела новость об обнаруженном в тайнике на чердаке старого дома в Баварии (Германия) тринадцатом черепе. Сразу появилась версия, что череп принадлежал одному из нацистских лидеров Генриху Гимлеру.

Артефакт или подделка

Кроме черепа Анны Митчелл-Хеджес с 1898 года в Британском музее хранится еще один хрустальный череп. Этот череп является монолитным и в отличие от черепа Анны не имеет отдельно выполненной нижней челюсти. По первоначальной версии этот череп был доставлен в Европу в 1860-х годах испанским офицером из Мексики. По оценкам специалистов череп является женским и по своим параметрам практически соизмерим с настоящими черепами и выполнен в натуральную величину.


В 1996 и 2004 годах хрустальный череп из Британского музея был тщательно изучен ученными из университетов Кардиффа и Кингстона. Результаты исследования черепа с помощью электронного микроскопа и рентгеновской спектроскопии показали, что он был изготовлен предположительно в Европе ювелирными инструментами конца XIX века. Его поверхность была обработана вращающимся кругом с алмазной и корундовой крошкой.

Подвергся критике и хрустальный череп Анны Митчелл-Хеджес. По заключению археолога Нормана Хэммонда отверстия снизу черепа были выполнены металлическим сверлом с высокой скоростью вращения. Данное заключение поддержал и профессор Р. Дистельбергер из Музея истории искусств в Вене. Антрополог Джейн Макларен отметил, что у этого черепа полностью отсутствуют черты, характерные для скульптурных изображений ацтеков, майя и предшествующих им культур. В 1982 году после внимательного исследования профессор Р. Дистельбергер заключил, что череп является подделкой.

Считается что, Митчелл-Хеджес купил хрустальный череп в 1943 году на аукционе «Сотби» за 400 фунтов стерлингов. На аукцион данное изделие выставил антиквар Сидни Берни, который владел им с 1933 года. Откуда череп у антиквара сведений нет.

Хрустальные черепа, изготовленные с большим искусством — уникальный феномен культурной «загадки майя». Жрецы майя еще в глубокой древности использовали их для своих мистерий как символ власти над потусторонними силами. В представлении индейцев эти черепа были материализованным воплощением зла, которое жрецы с помощью магии удерживали в повиновении. В музеях мира собрано много скульптурных черепов всевозможных форм и цветов, размером от совсем маленьких до натуральной величины. Среди них есть поистине легендарный череп, который считается одним из самых загадочных предметов древности. Он известен как череп Митчелл-Хеджеса, названный именем английского путешественника и искателя приключений Фредерика Митчелл-Хеджеса, который нашел его. Этот череп вызвал множество догадок относительно его происхождения, возраста, способа изготовления и поразительного воздействия на психику человека.


Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес

История находки этого хрустального черепа, окруженного ореолом тайны, не менее увлекательна. Фредерик Митчелл-Хеджес, будучи любителем острых ощущений и приключений, путешествовал по всему свету. Его экспедиции поддерживали как частные инвесторы, так и музеи, которым он дарил найденные экспонаты. Хеджес был одержим найти исчезнувшую Атлантиду, которая по его предположению, некогда находилась у побережья Гондураса. Он считал, что когда Атлантида погрузилась под воду, небольшая часть людей выжила и из них возникла великая цивилизация майя. Поиски исчезнувшей Атлантиды привели Хеджеса в 1924 году в Центральную Америку, в джунгли полуострова Юкатан, который в то время был Британским Гондурасом, а ныне — Белиз.

Экспедиция начала работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях. Для облегчения раскопок выжгли 33 гектара леса, скрывавшего едва угадывающиеся старинные постройки: развалины каменной пирамиды и городских стен, огромный амфитеатр на тысячи зрителей. С легкой руки Хеджеса за древним поселением закрепилось название Лубаантун, что в переводе с языка майя означает — «Город упавших камней». Лубаантун был почти не исследован и потенциально считался кладезем древних артефактов майя.

Спустя три года, в очередную свою экспедицию Хеджес взял приемную дочь Анну. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна под обломками древнего алтаря обнаружила искусно сделанный череп в натуральную величину, который был вырезан из цельного куска почти идеального кварца и прекрасно отполирован. Его вес составлял 5,13 кг. У него не хватало нижней челюсти, которую нашли через три месяца в восьми метрах от места находки черепа. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и подогнана так хорошо, что приходит в движение при малейшем прикосновении и может двигаться так, словно череп разговаривает.

Артефакты майя, изготовленные из хрусталя были чрезвычайно редкими, а хрустальный череп был уникален. Но Митчелл-Хеджес не сказал о нем на публике ни слова, что было не характерно для такого падкого до славы человека.

Рассказывают, будто бы с теми, кто входил в контакт с хрустальным черепом, начинали происходить странные вещи. Впервые это случилось с Анной. Как-то вечером она положила эту удивительную находку рядом с постелью, и всю ночь ей снились странные сны о жизни индейцев тысячелетия назад. Когда же череп на ночь убирали подальше, то сны прекращались.

Никаких публичных заявлений об этой уникальной находке Митчелл-Хеджес не делал и тогда, когда в 1926 году он уехал из Лубаантуна. Позже череп тайно хранился в Англии, куда Хеджес и Анна вернулись жить. Одной из часто называемых причин скрытности была необходимость прятать череп от спонсоров, которые финансировали его раскопки.

Рассказала о черепе миру и сделала из него всемирную сенсацию Анна, когда ей было уже за пятьдесят. После смерти своего приемного отца Анна подумывала о том, чтобы продать череп. Но эксперты сомневались в его подлинности, так как находка не была задокументирована, и некоторым ее история казалась подозрительной. Чтобы удостоверить подлинность черепа, Анна решилась передать его для исследования специалистам.

Изучением артефакта занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинают ярко сверкать. Если направить луч света в центр носовой полости, череп начинает светиться полностью, и вокруг него возникает яркий ореол. Возможно, череп использовали жрецы майя во время ритуальных церемоний, когда призматические «глаза» фокусировали солнечные лучи, вызывая появление из раскрытых челюстей сакрального языка пламени.

Исследователя поразило и то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. «Полировка черепа Митчелл-Хеджеса настолько хороша, что на него трудно смотреть в оптический микроскоп. Свет отражается вам в глаза, потому что при такой тонкой полировке это все равно, что смотреть в зеркало».

Он не мог понять, как удалось древним майя добиться такой гладкости поверхности кристалла: «Если исключить участие сверхъестественных сил, ремесленникам майя пришлось бы полировать свой хрустальный череп вручную. Сотни лет, какие бы изменения ни происходили за это время в общественных условиях и религии, ремесленники продолжали бы свой немыслимый труд. Мы с трудом можем вообразить, чтобы работа над одной вещью передавалась из поколения в поколение в течение многих веков».

В 1970 году Дордланд организовал проверку в калифорнийской кристаллофизической лаборатории компании Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard), специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов. Исследования показали, что обе части черепа были сделаны из одного монолитного куска кварца и выточены без учета молекулярной симметрии кристалла и чрезвычайной хрупкости материала. А это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. Вот, что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.Барре:

Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки.

При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату.

Профессионалы из «Хьюлетт-Паккард» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». По их мнению, чтобы достичь такого совершенства, череп должны были шлифовать песком и водой в течение 300 лет.

Крайне сложно было определить возраст черепа, так как хрусталь не содержит углерода, по которому обычно датируют древние предметы. Ученые искали подсказки на поверхности черепа, например, следы инструментов, которыми его вырезали. Но не нашли ни одной микроскопической царапины от инструментов и пришли к выводу, что ни одна из известных современных технологий не способна создать точную копию человеческого черепа из цельного куска кварца. Они даже отказались от полумиллиона долларов, которые предлагались тому, кто сделает копию хрустального черепа.

Загадкой оказалось и место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя. Единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. Хрустальный череп упорно хранит тайну своего изготовления.

Испытания в Хьюлетт-Паккард открыли еще одну особенность черепа — он обладал пьезоэлектрическими свойствами: если взять кварцевый кристалл и надавить на него, сжать его очень сильно, то в кристалле индуцируется электрический заряд. Фрэнк Дордланд считал, что этот кристалл за счет пьезоэлектрических свойств мог хранить сознание.

Анна Митчелл-Хеджес объявила об испытаниях Хьюлет-Паккард как о триумфальном подтверждении ее рассказа о черепе. Она оставила его себе и начала делать поразительные заявления о его способностях, одна из них — способность предсказывать глобальные катастрофы. Анна ездила в турне с хрустальным черепом, а в 1980 году снималась в эпизоде телесериала «Таинственный мир Артура Кларка». Анна Хеджес умерла в апреле 2007 года в возрасте 100 лет и до самой смерти настаивала, что ее история о находке хрустального черепа была правдой.

Но есть еще одна версия появления хрустального черепа. Хотя Анна утверждала, что сама нашла череп, по сведениям Британского музея, Ф. Митчелл-Хеджес купил его за 400 фунтов на аукционе Сотбис в Лондоне в 1943 году у торговца изделиями искусства Сиднея Барни.

Именно с этим может быть связан тот факт, что Митчелл-Хеджес не упоминает о черепе в своих газетных публикациях об Атлантиде, написанных им в 30-е годы XX века. В пользу этой версии свидетельствует и отсутствие фотографий необычного артефакта среди снимков, сделанных во время экспедиции в Лубаантун. Еще одно доказательство того, что Хеджес не находил артефакт в Белизе, обнаружено в июльском номере журнала «Мэн» (1936) — печатного издания Королевского антропологического института Великобритании и Ирландии. В нем содержалась статья об исследовании двух хрустальных черепов. Об одном из них говорилось как об экспонате Британского музея, второй назывался черепом Барни. Последний был не чем иным, как черепом Митчелл-Хеджеса и, очевидно, принадлежал Сиднею Барни. Нигде в статье не говорилось о Митчелл-Хеджесе и не упоминалось о том, что череп был обнаружен в руинах города майя Лубаантун.

В своей книге «Тайны сверхъестественного» Джо Никел ссылается на письмо Барни, написанное в 1933 г. в Американский музей естественной истории. В нем говорится: «Череп из горного хрусталя несколько лет был собственностью коллекционера, у которого я купил его, тот в свою очередь получил его от англичанина, в чьей коллекции он также находился несколько лет. Дальше заглянуть мне не удалось».

Упомянутые данные ставят под сомнение историю Хеджеса, но не аутентичность самого черепа, по каким бы причинам Хеджес ни придумал эту необычную историю. Впрочем, ему было не привыкать. Он имел репутацию сочинителя небылиц (среди них истории о том, как он делил одну комнату с Львом Троцким и дрался с Панчо Виллой).

Многие сверхъестественные свойства и зловещие легенды, связанные с хрустальным черепом, берут начало в автобиографической книге Митчелл-Хеджеса «Моя подруга опасность». Именно в ней артефакт впервые был назван Черепом Судьбы. Хеджес пишет, что череп использовался верховными жрецами майя в магических обрядах, связанных с проклятиями, насылающими мучительную смерть на предполагаемых жертв. Сила черепа была настолько велика, что он сам по себе мог стать причиной мгновенной смерти. Митчелл-Хеджес также сообщает, что возраст черепа, создание которого длилось целых 150 лет, составляет как минимум 3 600 лет. Хотя он не привел никаких данных, которые могли бы подтвердить его слова, заявления Митчелл-Хеджеса стали частью легенд о Черепе Судьбы. Поговаривали, что его высекали сотни лет, чтобы добиться идеальной формы: мастера шлифовали и полировали его каждый день в течение всей своей жизни.

Сегодня череп хранится у Била Хоманна, который долгое время был спутником Анны Митчелл-Хеджес в ее преклонном возрасте.

Использованы материалы