Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

"ориентирование на местности без карты". Презентация на тему: "стороны горизонта

Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.
Между севером и точкой
Отсчитай «по солнцу» градусЭто азимут.Он точно
Курс тебе укажет сразу.

Стороны горизонта:

Основные
север С
юг Ю
запад З
восток В
Промежуточные
северо-запад СЗ
северо-восток СВ
юго-запад ЮЗ
юго-восток ЮВ
север-северо-запад ССЗ
запад-северо-запад ЗСЗ
запад-юго-запад ЗЮЗ
юг-юго-запад ЮЮЗ
север-северо-восток ССВ
восток-северо-восток ВСВ
восток-юго-восток ВЮВ
юг-юго-восток ЮЮВ

стороны горизонта
основные
С
В
Ю
промежуточные
СВ
СЗ
З
ЗСЗ
ЗЮЗ
ЮЗ
ЮВ
ССВ
ВСВ
ВЮВ
ЮЮЗ
ЮЮВ ССЗ

СЗ
ССЗ
С
ССВ
ЗСЗ
СВ
ВСВ
З
В
ЗЮЗ
ЮЗ
ВЮВ
ЮЮЗ
ЮЮВ
ЮВ
Ю
.Стороны горизонта.

Ориентирование – умение находить стороны горизонта, а также в каком направлении от человека находится предмет.

Существуют различные способы
ориентирования на местности:
по Солнцу
с помощью компаса
по звездам
с помощью Солнца и часов
с помощью гномона
по плану местности
по местным признакам
Но для всех этих способов есть общие
действия: сначала определяют, где север, а затем
все остальные стороны горизонта.

.Ориентирование по Солнцу.
В солнечную погоду ориентируются на местности по
направлению тени в полдень. Полуденная тень от
предметов всегда направлена на север.
Если встать лицом к северу и развести руками в
стороны, то по направлению правой руки будет
восток, по направлению левой – запад, а сзади – юг.

.Ориентирование по звездам.
Необходимо найти ковш Большой Медведицы
из семи ярких звезд. Мысленно отложить на
продолжении линии между крайними звездами ковша
еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная
звезда. Полярная звезда всегда находится над
северной стороной горизонта.

10.

. Ориентирование с помощью Солнца и часов.
Если положить на ладонь
часы так, чтобы часовая
стрелка была направлена
на Солнце и разделить
угол между часовой
стрелкой и цифрой 1
пополам, то эта линия
покажет направление
север- юг. Помните: по
летнему времени полдень
– в 13 часов.

11.

.Ориентирование с помощью гномона.
1. На ровной солнечной площадке установить по отвесу шест.
2. Около 10-11 часов отметить конец тени.
3. От колышка А с помощью шнура прочертить окружность.
4. Наблюдать за тенью. Когда она вновь дойдет до окружности,
отметить ее конец колышком Б.
5. Соединить точки А
и Б по прямой,
отметить ее
середину В.
6. Прямая от шеста
до точки В
показывает
точное
направление на
север.
север

12.

.Ориентирование с помощью компаса.
Чтобы определить точное направление на предмет, нужно
определить азимут на предмет по компасу.
АЗИМУТ – это угол между направлением на север и направлением
на какой-то предмет, отсчитываемый от направления на север по
часовой стрелке. Величину азимута выражают в градусах.
ПРИЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЗИМУТА:
Установить компас так, чтобы темный конец его стрелки
показывал на север /буква С/. Компас ориентирован.
Положить на компас тонкую палочку по направлению от
центра компаса к предмету.
Азимут отсчитывают от темного конца стрелки до
палочки по часовой стрелке.

13.

Ориентирование по плану местности
На плане местности
верхний край листа условно
считают северным, нижний
– южным, правый –
восточным, левый –
западным.
Нужно мысленно
представить себе схему
основных направлений
сторон горизонта и
поместить ее центр в
точку, от которой будет
определяться заданное
направление.

14.

Ориентирование по местным признакам.
Стороны горизонта
можно определять по
местным признакам.
Например:
1. По весеннему таянию снега
на склонах оврага.
2. По таянию снега на крышах
домов.
3. По толщине годичных колец
пня спиленного дерева,
росшего отдельно.
4. По густоте ветвей
отдельно растущего дерева.
5. По лишайникам на стволе
дерева.

15.

Если вы
заблудились
в лесу,
вспомните
ориентиров
ание по
местным
признакам.

16.

Задания для закрепления изученного материала:
По рис. 3
определите, чему
равен азимут
сторон горизонта
под знаком «?».
Север 0о
рис. 1
1. Определить стороны
горизонта со знаком «?» по
рис.1.
2. По рис.2 определите
направление улицы в селе
Новинки.
рис. 2
?
?
Запад
270о
Восток
90о
?
?
Юг 180о

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, компасы, атласы, физическая карта мира, транспортир.

Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями «стороны горизонта», «ориентирование», «румбы», «зюйдвестка», сформировать навыки и умения работы с компасом, определение азимута на местности и карте, умение ориентироваться с помощью солнца, звезд и по местным признакам.

Здравствуйте. Сегодня урок мы построим следующим образом. Сначала проверим ваше домашнее задание. Затем изучим новую тему.

Проверка домашнего задания (слайд 1)

Новая тема.

Отгадайте загадку:

Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

О чем идет речь?

Правильно. О линии горизонта. Как вы понимаете это слово, какое определение дадите? (рассуждение учащихся, слайд 2, 3).

Запишите тему урока. Стороны горизонта. Ориентирование.

Красивое слово «Ориентирование». Откуда оно произошло? Обратимся к учебнику. Это слово пришло к нам из Древнего Рима. В переводе с латыни означает «Восток». Почему именно восточное направление взято за основу ориентирования? Что его проще всего определить. Встает Солнце- там и есть восток. Если встать лицом на восток, то слева будет север, справа – юг. А сзади – запад. То есть, если найдено направление на восток, то остальные стороны горизонта находятся сами собой. П именно восточное направление и дало название процессу определения местоположения объекта. Запишите определение тетрадь. Ориентирование - умение находить стороны горизонта или определение своего местоположения относительно сторон горизонта (слайд 6).

Стороны горизонта по – другому называют сторонами света (слайд 7). А еще их называют румбами. Кроме четырех основных румбов выделяют еще четыре промежуточных: С-В, С-З, Ю-В, Ю-З (слайд 8). Е еще восемь промежуточных румбов: ССВ, ССЗ, ЮЮВ, ЮЮЗ, ВСВ, ВЮВ, ЗСЗ, ЗЮЗ (слайд 9). Зарисуйте схему в тетрадь.

А как можно ориентироваться на местности, по каким признакам. Давайте рассмотрим различные варианты(слайд 10).

  1. По солнцу, с помощью механических часов (продемонстрировать, слайд 11,12)
  2. С помощью звезд, по созвездию Большой Медведицы и Полярной звезде (слайд 13).
  3. С помощью компаса (слайд 14, 15). Раздать на каждую парту по компасу. Формирование навыков работы с компасам. История происхождения компаса (доклад ученика, данный в виде домашнего задания заранее).
    С помощью компаса мы находим азимут. Обратимся к учебнику стр. 66, рис. 54. Попытаемся сами сформулировать определение что же такое азимут (слайд 16,17,18,19). Запишите определение в тетрадь. С помощью компаса мы можем выбрать нужное направление и четко ему следовать.
  4. А как определить стороны горизонта на карте? Конечно, с помощью параллелей и меридианов. Параллели указывают на Север- Юг, а меридианы на Запад- Восток(слайд 20). Но по карте можно определить и азимут. С помощью обыкновенного транспортира мы можем это сделать. Работа с транспортирами и атласами на парте и картой на доске.
    Работа с топокартами и картой в учебнике (форзац), (слайд. 21).
  5. Кроме того, определить стороны горизонта можно по местным признакам(слайд 22).

Ребята, вы наверняка сами можете рассказать, как по местным признакам определить стороны горизонта. (Рассуждение ребят).

Лучшими картографами прошлого были голландцы. С той поры существует традиция называть румбы по – голландски: север- норд(nord), юг- зюйд (zuiden), восток- ост (ost), запад- вест (west). Г были и прекрасными моряками. Именно они изобрели особой формы головной убор для моряков(слайд 23, 24). Эта брезентовая шляпа надежно укрывает плечи и шею от ветра и дождя. Назвали ее зюйдвесткой. Ну-ка, скажите, ветер какого направления особенно сильно досаждал голландским морякам? Правильно- юго-западный.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с новыми понятиями, научились работать с компасом, определять азимут на местности и на карте. В качестве закрепления полученных знаний определите местоположение географических объектов относительно Уральских гор: Австралия, о-ва Новая Земля, Южная Америка, о. Исландия, Антарктида.

Молодцы! Запишите домашнее задание. Спасибо за урок.

Урок географии на тему «Ориентирование».

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, компасы, атласы, физическая карта мира, транспортир.

Цель: познакомить учащихся с новыми понятиями «стороны горизонта», « ориентирование», «румбы», «зюйдвестка», сформировать навыки и умения работы с компасом, определение азимута на местности и карте, умение ориентироваться с помощью солнца, звезд и по местным признакам.

Здравствуйте. Сегодня урок мы построим следующим образом. Сначала проверим ваше домашнее задание. Затем изучим новую тему.

Проверка домашнего задания (слайд 1)

Новая тема.

Отгадайте загадку:

Эта линия всё время

Между небом и землёй.

Хоть весь год к ней прошагаем,

А на месте мы с тобой.

О чем идет речь?

Правильно. О линии горизонта. Как вы понимаете это слово, какое определение дадите? (рассуждение учащихся, слайд 2, 3).

Запишите тему урока. Стороны горизонта. Ориентирование.

Красивое слово «Ориентирование». Откуда оно произошло? Обратимся к учебнику. Это слово пришло к нам из Древнего Рима. В переводе с латыни означает «Восток». Почему именно восточное направление взято за основу ориентирования? Что его проще всего определить. Встает Солнце- там и есть восток. Если встать лицом на восток, то слева будет север, справа – юг. А сзади – запад. То есть, если найдено направление на восток, то остальные стороны горизонта находятся сами собой. П именно восточное направление и дало название процессу определения местоположения объекта. Запишите определение тетрадь. Ориентирование - умение находить стороны горизонта или определение своего местоположения относительно сторон горизонта (слайд 6).

Стороны горизонта еще называют сторонами света (слайд 7). А еще их называют румбами. Кроме четырех основных румбов выделяют еще четыре промежуточных: С-В, С-З, Ю-В, Ю-З (слайд 8). Е еще восемь промежуточных румбов: ССВ, ССЗ, ЮЮВ, ЮЮЗ, ВСВ, ВЮВ, ЗСЗ, ЗЮЗ (слайд 9). Зарисуйте схему в тетрадь.

А как можно ориентироваться на местности, по каким признакам? Давайте рассмотрим различные варианты (слайд 10).

    По солнцу, с помощью механических часов (продемонстрировать, слайд 11,12)

    С помощью звезд, по созвездию Большой Медведицы и Полярной звезде (слайд 13).

    С помощью компаса(слайд 14, 15). Раздать на каждую парту по компасу. Формирование навыков работы с компасам. История происхождения компаса (доклад ученика, данный в виде домашнего задания заранее).

С помощью компаса мы находим азимут. Обратимся к учебнику стр. 66, рис. 54. Попытаемся сами сформулировать определение что же такое азимут (слайд 16,17,18,19). Запишите определение в тетрадь. С помощью компаса мы можем выбрать нужное направление и четко ему следовать.

    А как определить стороны горизонта на карте? Конечно, с помощью параллелей и меридианов. Параллели указывают на Север- Юг, а меридианы на Запад- Восток(слайд 20). Но по карте можно определить и азимут. С помощью обыкновенного транспортира мы можем это сделать. Работа с транспортирами и атласами на парте и картой на доске.

Работа с топокартами и картой в учебнике (форзац), (слайд. 21).

    Кроме того, определить стороны горизонта можно по местным признакам(слайд 22).

Ребята, вы наверняка сами можете рассказать, как по местным признакам определить стороны горизонта. (Рассуждение ребят).

Лучшими картографами прошлого были голландцы. С той поры существует традиция называть румбы по – голландски: север- норд(nord), юг- зюйд (zuiden), восток- ост (ost), запад- вест (west). Г были и прекрасными моряками. Именно они изобрели особой формы головной убор для моряков(слайд 23, 24). Эта брезентовая шляпа надежно укрывает плечи и шею от ветра и дождя. Назвали ее зюйдвесткой. Ну-ка, скажите, ветер какого направления особенно сильно досаждал голландским морякам? Правильно- юго-западный.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с новыми понятиями, научились работать с компасом, определять азимут на местности и на карте. В качестве закрепления полученных знаний определите местоположение географических объектов относительно Уральских гор: Австралия, о-ва Новая Земля, Южная Америка, о. Исландия, Антарктида.

Молодцы! Запишите домашнее задание. Спасибо за урок.

На этом видеоуроке изучению представлена тема «Ориентирование на местности по плану». Все желающие смогут научиться пользоваться планом местности. Учитель расскажет, какие бывают основные и второстепенные стороны горизонта, что такое азимут, как его определить, как правильно производить ориентирование на местности по плану и какие существуют методы определения сторон горизонта.

Наилучший способ ориентирования - с помощью компаса. Чтобы определить по компасу стороны горизонта (приблизительно, без учета магнитного склонения), нужно отпустить тормоз магнитной стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки оказался против буквы С, которая обозначает север. При таком положении компаса буквы В, 3 и Ю укажут соответственно направления на восток, запад и юг. В любом из этих направлений можно выбрать на местности какой-либо ориентир, который в дальнейшем будет использован для ориентирования в движении.

Это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

Планы и карты ориентированы на север, т.е. сверху северное направление, снизу - южное. Кроме того, направление сторон горизонта часто показывается стрелками.

Рис. 5. План с направлением «cевер-юг» ()

Существуют различные способы ориентирования:

В северных широтах в летние ночи от близости зашедшего Солнца к горизонту северная сторона неба - самая светлая, южная - более темная.Самое высокое положение Солнца определяется по длине самой короткой тени, что соответствует полудню, а ее направление в северном полушарии указывает на север (см. рис.). Это соответствует действительности только между Северным полюсом и Северным тропиком.

Правило применимо в следующих случаях:

а) когда Солнце находится в зените (тень в основании предмета);

б) на экваторе, где полуденная тень полго-да направлена на север (с 24 сентября по 20марта) и полгода на юг (с 21 марта по 23 сен-тября);

в) в широтах между экватором и тропика-ми, где тень также меняет направление.В южном полушарии, наоборот, тень указывает на юг.

Рис. 6. Ориентирование по Солнцу

С относительной точностью стороны горизонта можно определить по Солнцу с помощью часов. Для этого, держа часы горизонтально, нужно повернуть их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. В этом случае биссектриса угла между часовой стрелкой и направлением на цифру 12 на циферблате покажет на юг. Следует помнить, что до полудня надо делить угол на циферблате, который часовая стрелка должна пройти до 12 часов после полудня - тот угол, который она прошла после 12 часов.

Рис. 7. Ориентирование по Солнцу с помощью часов

Безоблачной ночью стороны горизонта легче всего определить по Полярной звезде, всегда указывающей направление на север с точностью до 1°.

Солнце восходит на востоке, а садится на западе.

Рис. 8. Различные способы ориентирования ()

При отсутствии компаса стороны света можно определить следующим образом: кора большинства деревьев грубее и темнее на северной стороне; на деревьях хвойных пород смола более обычно накапливается с южной стороны; годовые кольца на свежих пнях с северной стороны расположены ближе друг к другу; с северной стороны деревья, камни, пни и т.д. раньше и обильнее покрываются лишайниками, грибками; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов, южный скат муравейников пологий, северный - крутой; летом почва около больших камней, строений, деревьев и кустов более сухая с южной стороны; у отдельно стоящих деревьев кроны пышнее и гуще с южной стороны; алтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны; приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север.

Рис. 9. Мох на дереве с северной стороны ()

Домашнее задание

Параграф 6.

1. Какие основные стороны горизонта вы знаете?

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - 10-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2011. - 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. - М.: ДИК, Дрофа, 2012. - 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. География: начальный курс. Тесты. Учеб. пособие для учащихся 6 кл. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 144 с.

2. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие / А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().

Ориентирование на местности означает процесс определения месторасположения, на основе сторон горизонта и объектов (ориентиров) местности. Ориентирование на местности можно осуществлять при помощи таких вещей:

  • карта
  • компас
  • небесные тела
  • местные объекты

По карте можно легко определить свое месторасположение, а также выбрать свой дальнейший маршрут, учитывая такие препятствия как бездорожье или ограниченную видимость. Компас и небесные тела помогут безошибочно определить сторону горизонта.

Особенности ориентирования на местности

Ориентируясь на местности по карте, следует выйти на ближайшие объекты: дорогу, берег реки, просеку, и отыскать их на карте. Следите за тем, чтобы объекты, которые нанесены на карту совпадали с их реальным расположением.

Нельзя пользоваться компасом рядом с боевой техникой, железными предметами и линиями электропередач - магнитная стрелка собьется со своего курса, и укажет вам ложное направление.

Для того чтобы не заблудиться, лучше всего отмечать подсечками те объекты, которые были изображены на карте и встретились вам на пути.

Определение сторон горизонта

Определить стороны горизонта можно используя компас. Для этого приор нужно положить на ровную горизонтальную поверхность - только в этом положении тормоз магнитной стрелки освобождается. После того, как колебания стрелки прекратятся, светящийся конец укажет вам северное направление.

Стороны горизонта можно также определить по часам и Солнцу. Для этого необходимо стать лицом к Солнцу, и разместить часы таким образом, чтобы их стрелка была направлена на Солнце.

Угол, который образовывается между большой стрелкой и цифрой 1, укажет вам южное направление. Следует заметить, что такой метод действует только на территории СНГ. В ночное время таким же образом можно узнать стороны горизонта, направив стрелку часов на Луну.

Определение сторон горизонта по предметам

Зная некоторые признаки живой природы, можно без труда определить сторону горизонта на незнакомой местности. На северной стороне дерева кора намного толще, чем на южной стороне. На хвойных деревьях смола накапливается обильней с южной стороны ствола.

Определить южное направление можно, если рассмотреть обыкновенный муравейник: южный скат - пологий, северный - более крутой. У деревьев, которые растут поодиночке, южная крона более пышная, чем крона с северной стороны.

Мхи растут на северной части ствола, в то время как на южной части их значительно меньше, либо же их вовсе нет. Главный вход в часовни и храмы расположен с севера.