Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как Великобритания стала «владычицей морей».

210 лет назад, 21 октября 1805 г., произошло Трафальгарское сражение - решающая битва между английским флотом под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона и франко-испанским флотом адмирала Пьера Шарля Вильнёва. Сражение завершилось полным разгромом франко-испанского флота, который потерял двадцать два корабля, в то время как британский флот - ни одного.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и самым известным морским противостоянием XIX века. Эта морская битва имела стратегические последствия. Решительная победа британского флота подтвердила морское превосходство Британии. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через всё XVIII столетие. Морское противостояние, начавшееся ещё битвами Англии с Испанией, и Англии с Голландией, а затем Англии с Францией (при поддержке Испании), завершилось убедительной победой британцев. Англия надолго завоевала статус «владычицы морей». Наполеону, несмотря на убедительные победы на суше, пришлось отложить замысел десантной операции в Англию.

При этом утверждения некоторых западных исследователей о том, что Трафальгарская битва имела решающее значение в разгроме Французской империи, не имеют оснований. Исход противостояния с Наполеоном решался на суше. И только русские штыки сокрушили империю Наполеона. В области тактики адмирал Нельсон успешно применил рекомендации английский военного теоретика Дж. Клерка и боевой опыт русского флота, в том числе адмирала Ф. Ф. Ушакова. Нельсон решительно отказался от догм линейной тактики, господствовавшей в XVIII в. и которой придерживался его противник. Ранее таким же образом свои победы одерживал русский адмирал Ушаков.

Сражение стало трагичным для командующих флотами. Адмирал Нельсон, олицетворявший последние успехи британского флота, в этом бою был смертельно ранен мушкетной пулей и умер, получив перед смертью донесение о полной победе Англии. Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв попал в плен. Находился в Англии в качестве военнопленного до апреля 1806 года. Был отпущен под честное слово, что не будет более воевать против Британии. Будучи полностью деморализован из-за срыва экспедиции в Англию и потери флота, 22 апреля 1806 г. покончил жизнь самоубийством (по другой версии, его зарезали). Храбрый испанский адмирал Федерико Гравина, который в этом бою он потерял руку, раздробленную картечью, так и не смог оправиться от раны и умер 9 марта 1806 года.


Французский адмирал Пьер-Шарль де Вильнёв

Предыстория

Трафальгар стал знаковым событием, который вместе Ватерлоо, завершил длительный англо-французский конфликт, который получил название «Вторая Столетняя война». Между двумя великими державами шла «холодная война», временами переходившая в «горячую войну» - войны Аугсбургской лиги, за испанское и австрийское наследства. Семилетняя, за независимость британских северо-американских колоний. Лондон и Париж соперничали во всем - от торговли и колоний до науки и философии. В этот период Британия сформулировала ключевой принцип внешней политики - борьба против сильнейшей континентальной державы, как имеющей наибольшие возможности для нанесения ущерба британским интересам. В результате к исходу XVIII века Франция потеряла большую часть своей первой колониальной империи (вторую создали уже в XIX в.). Французская торговля уступила британской, французский флот уже не мог бросить вызов британскому.

Новая война между Англией и Францией началась после расторжения Лондоном Амьенского мира в мае 1803 г. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. Англия сколотила новую антифранцузскую коалицию, главной ударной силой которой стали Австрия и Россия.

Противостояние на море

К началу новой войны, в 1803 г., положение Англии на море было, в целом, превосходно. Во время предыдущей войны британская военная мощь возросла многократно: за восемь лет войны флот Англии увеличился с 135 линейных кораблей и 133 фрегатов до 202 и 277 соответственно. При этом французский флот сильно ослаб: число линейных кораблей и фрегатов кораблей уменьшилось с 80 и 66 до 39 и 35. После морских побед у мыса Сан-Висенте, при Кампердауне в 1797 г. и Абукира в 1798 г. когда были разгромлены испанский, голландский и французский флоты, Копенгагенского сражения 1801 г., завершившегося уничтожением и пленением датского флота, в Британии были уверены в победе на море. Лондон беспокоил только план высадки десантной армии в Англии. Учитывая практическое отсутствие полноценных сухопутных войск у Англии, и великолепные боевые качества наполеоновских войск, такая операция несомненно вела к военной катастрофе Британии.

Поэтому британское командование придавало огромное значение блокаде франко-испанских военно-морских сил. Крупнейшие из французских эскадр располагались в Бресте (18 линейных кораблей и 6 фрегатов), Тулоне (соответственно 10 и 4), Рошфоре (4 и 5), Ферроле (5 и 2). Каждый французский порт был блокирован превосходящими британскими силами: 20 линейных кораблей и 5 фрегатов для Бреста, 14 и 11 для Тулона, 5 и 1 для Рошфора, 7 и 2 для Ферроля. Дополнительные британские эскадры были развернуты в Канале и подходах к нему - всего в обоих проливах 8 линейных кораблей и 18 фрегатов. Голландский флот сторожили 9 британских линейных кораблей и 7 фрегатов. Подступы к Ирландии сторожило несколько фрегатов.

Таким образом, англичане обладали значительным превосходством в морских силах. К тому же они занимали выгодное положение, находясь относительно недалеко от своих портов и баз, все их коммуникации были свободны. Стоит также отметить, что французский флот в этот период сильно деградировал и прежнее равновесие между английским и французским флотами, которые раньше стоили один другого, исчезло. Франция, из-за внутренних беспорядков, сильно запустила свой флот. Эмиграция лишила французский флот большей части старых офицеров, флот был плохо организован, снабжался по остаточному принципу (на первом месте была армия, которая решала задачу выживания Франции). Корабли готовили к сражениям поспешно, экипажи были слабыми, разнородными, набранных отовсюду, чтобы заменить тех, которые выбыли.

В результате, французам, чтобы перебросить десантную армию через Ла-Манш требовалось собрать свои сильнейшие эскадры вместе, каждый раз избегая опасного боя с превосходящими британскими блокирующими эскадрами, привести их в Канал и там дождаться благоприятного момента для броска в Англию. Задача британцев была проще: сохранять блокаду, при возможности уничтожать вражеские корабли. Однако приходилось учитывать фактор погодных условий. Парусные корабли зависели от ветра, и погода могла помешать французам выйти из гавани и наоборот, позволить блокируемой эскадре выскользнуть, к примеру, из Бреста, в то время как английские корабли могли остаться в полосе штиля.

Планы французского командования. Действия французского флота

Французскому командованию необходимо было решить тяжёлую задачу. Первоначально планировали, что тулонская эскадра, воспользовавшись благоприятной погодой, прорвет блокаду и оторвётся от британской эскадры под началом Нельсона, которая базировалась на островах Ла-Маддалена в проливе Бонифачо между Сардинией и Корсикой. Затем тулонская эскадра должны была прорваться через Гибралтар и следовать по обстановке к Ферролю (военно-морская база и порт на северном побережье Испании), а лучше - к Рошфору (французский порт на берегу Атлантического океана). Эскадра в Бресте должна была демонстрировать активность для того, чтобы отвлечь британцев. Французская эскадра, сформированная из сил, базировавшихся в Тулоне и Рошфоре, должна была двигаться на север, но не через Канал, а вокруг Ирландии, демонстрируя намерение высадить десант на этом острове и поднять восстание местного угнетенного британцами населения. Лишь затем, не входя в Ирландское море, французский флот должен был обогнуть саму Англию и выйти к Булони с севера. Здесь французы планировали прорвать блокаду голландского флота, и еще более усилится за счет голландских кораблей.

Таким образом, французы собирались собрать сильный флот, который будет сильнее британской эскадры в Ла-Манше. Британцы, по расчётам французов, не успевали составить соединенный флот, а отдельные эскадры и отряды соединенный франко-голландский флот должен был разбить. Это позволяло создать локальное превосходство в силах и совершить высадку десантных сил на побережье Англии.

Но в 1804 году французы не смогли приступить к реализации этого сложного и многоступенчатого плана, в котором очень многое зависело от природной стихии и удачливости, умений французских капитанов. 19 августа 1804 г. в Тулоне скончался выдающийся французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль, которого очень высоко ценил Наполеон. Бонапарт очень ценил его за неукротимый военный дух, пылкий характер и ненависть к англичанам. Когда Наполеон приступил к выполнению своего грандиозного плана вторжения в Англию, он предоставил Латуш-Тревилю главную роль и назначил командующим тулонской эскадры. Латуш-Тревиль с огромной энергией принялся за дело и достиг в подготовке эскадры для целей экспедиции и в борьбе с блокировавшим его Нельсоном хороших результатов. Его смерть нанесла этому делу огромный урон. Франция уже не смогла выставить такого талантливого и решительного адмирала. Пока Наполеон выбирал преемника, наступила осень, а в это время действовать в северных морях было крайне опасно.


Французский адмирал Луи Рене Латуш-Тревиль

Но в 1805 году работа в адмиралтействах французских портов снова закипела. В этот период планы императора претерпели довольно серьёзные изменения, теперь на первый план выходила более успешная дезинформация противника, чтобы отвлечь его внимание от проливов и, одновременно, усиление позиций в колониях. В двух письмах морскому министру Декре от 29 сентября 1804 г. Наполеон говорит о четырех экспедициях: 1) первая должна была укрепить положение французских вест-индских островных колоний - Мартиники и Гваделупы, захватить некоторые острова Карибского бассейна; 2) вторая - захватить голландский Суринам; 3) третья - захватить остров Св. Елены в Атлантическом океане к западу от Африки и сделать его базой для нападений на английские владения в Африке и Азии, для нарушения торговли противника; 4) четвертая должна была стать результатом взаимодействия рошфорской эскадры, отправленной на помощь Мартинике, и тулонской, посланной завоевывать Суринам. Тулонская эскадра должна была на обратном пути снять блокаду с Ферроля, присоединить находящиеся там корабли и встать на стоянку в Рошфоре, создав возможность для снятия блокады с Бреста и удара по Ирландии.

В 1805 г. Франция усилила свою морскую мощь. 4 января 1805 г. был заключен франко-испанский договор, согласно которому Испания предоставляла в распоряжение французского командования не менее 25 линейных кораблей в Картахене, Кадисе и Ферроле. Испанский флот должен был действовать совместно с французскими эскадрами с целью победы над британским флотом в Ла-Манше.

Но реализовать эти грандиозные планы французы не смогли. В январе 1805 г. из Тулона вышла эскадра Вильнёва, но из-за сильного шторма вернулась назад. 25 января из Рошфора отбыла эскадра Миссиеси. Французы смогли добравшаяся до Вест-Индии и разорили там британские владения, но вернулись назад, так как тулонская эскадра не смогла подойти на помощь. Брестская эскадра адмирала Гантома не смогла преодолеть британские блокирующие силы, а именно её соединение с тулонской эскадрой придавалось наибольшее значение в новых планах Наполеона.

В конце марта 1805 г. эскадра Вильнёва из одиннадцати линейных кораблей, шести фрегатов и двух шлюпов снова вышла из Тулона. Французы смогли избежать столкновения с эскадрой адмирала Нельсона и успешно прошли Гибралтарский пролив. Корабли Вильнёва соединились с эскадрой из шести испанских линейных кораблей под командованием адмирала Гравины. Объединенный франко-испанский флот отплыл в Вест-Индию, достигнув Мартиники 12 мая. Нельсон попытался догнать их, но его задержали в Средиземном море плохие погодные условия, и он не смог пройти через пролив до 7 мая 1805 года. Английский флот из десяти линейных кораблей достиг Антигуа только 4 июня.

Около месяца флот Вильнёва укреплял французские позиции на островах Карибского моря, поджидая эскадру из Бреста. Вильнёву было приказано оставаться на Мартинике до 22 июня, ожидая флота адмирала Антуана Гантомы из Бреста. Однако брестская эскадра не сумела прорвать английскую блокаду и так и не появилась. 7 июня Вильнёв узнал от захваченного английского торгового судна, что флот Нельсона прибыл в Антигуа, и 11 июня он решив не ждать Гантома отправился обратно в Европу. Нельсон снова начал погоню, но взял курс на Кадис, полагая, что противник направляется в Средиземное море. А Вильнёв шёл к Ферролю. Тулонская эскадра, вернувшись с Карибского моря, должна была деблокировать франко-испанские эскадры в Ферроле, Рошфоре и Бресте и затем уже объединенными силами решить главную задачу в Ла-Манше - атаковав в лоб или же, обойдя Британские острова, с тыла.

Французы надеялись, что британцы будут отвлечены на Карибский театр и не успеют отреагировать на действия флота Вильнёва. Однако британцы вовремя узнали о начале обратного перехода Вильнёва. 19 июня английский бриг, посланный Нельсоном в Британию для уведомления Адмиралтейства о возвращении франко-испанского флота в Европу, заметил в 900 милях к северо-востоку от Антигуа вражеский флот, который Нельсон тщетно ловил на протяжении трех месяцев. По курсу Вильнёва англичане поняли, что французы не планируют идти в Средиземное море. Капитан Беттсуорт немедленно понял всю важность этого случая и вместо того, чтобы вернуться к эскадре Нельсона, которую он мог и не встретить, он продолжил свой путь в Британию. Английский корабль достиг Плимута 9 июля и капитан сообщил лорду Адмиралтейства.

Адмиралтейство предписало Корнуоллису снять блокаду под Рошфором, послав пять своих кораблей к адмиралу Роберту Кальдеру, который наблюдал за Ферролем с десятью кораблями. Кальдеру было предписано крейсировать в расстоянии ста миль к западу от Финистерре для встречи Вильнева и предупреждения соединения его с Феррольской эскадрой. 15 июля на параллели Ферроля к 10 кораблям вице-адмирала Кальдера присоединились 5 кораблей контр-адмирала Стерлинга. Тем временем флот Вильнёва, который задержали северо-восточные ветра, достиг района Финистерре только 22 июля.

22 июля произошло сражение у мыса Финистерре. Вильнёв с 20 линейными кораблями был атакован силами английской блокирующей эскадры Кальдера с 15 кораблями. При таком неравенстве сил англичане смоли захватить два испанских корабля. Правда, один из английских кораблей также был сильно поврежден. Кроме того, Кальдер должен был учитывать вероятность удара себе в тыл феррольской и, возможно, рошфорской эскадр противника. В результате на следующий день противники не стали продолжать бой. Бой закончился с неопределенным результатом, оба адмирала, и Вильнёв и Кальдер, заявили о своей победе.

Позднее Кальдер был отстранен от командования и предан военно-полевому суду. Разбирательство дела состоялось в декабре 1805 года. Британский адмирал был освобожден от обвинения в трусости или нерадивости, тем не менее был признан не сделавшим всего, что от него зависело для возобновления сражения и для взятия или уничтожения вражеских кораблей. Его поведение было признано достойным чрезвычайного осуждения, и он был приговорен к строгому выговору. Кальдер никогда больше не служил в море, хотя его произвели в адмиралы и наградили орденом Бани.


Бой у мыса Финистерре 22 июля 1805 года, Уильям Андерсон


Британский адмирал Роберт Кальдер

Вильнёв увёл корабли в Виго, чтобы устранить повреждения. 31 июля, использовав шторм, который оттеснил блокирующую эскадру Кальдера и, оставив три из наиболее пострадавших своих судов в Виго, он отплыл в Ферроль с пятнадцатью кораблями. В результате в Ферроле оказалось 29 линейных кораблей (феррольская эскадра к этому времени насчитывала уже 14 линейных кораблей). Кальдер вынужден был отступить и присоединиться к эскадре Корнуоллиса. 15 августа к объединенным силам Корнуоллиса и Кальдера под Брестом подошел Нельсон, с его прибытием численность британского флота достигла 34-35 линейных кораблей.

Вильнёв, по его собственным словам, «не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времен моего прибытия к берегу Испании... потерял надежду на способность выполнения той великой задачи, для которой мой флот предназначался». В результате французский адмирал увёл флот в Кадис.

Узнав о выходе французского флота, Корнуоллис совершил то, что Наполеон назвал «очевидной стратегической ошибкой» - он направил к Ферролю усиленную до 18 кораблей эскадру Кальдера, ослабив таким образом британский флот на жизненно важном участке и уступив противнику превосходство в силах и под Брестом, и под Ферролем. Если бы на месте Вильнёва был более решительный флотоводец, он мог навязать сражение значительно более слабому британскому флоту и, возможно, несмотря на качественное превосходство экипажей противника, добиться победы благодаря численному превосходству. Разгромив эскадру Кальдера, Вильнёв мог угрожать уже эскадре Корнуоллиса с тыла, также имея преимущество в силах.

Однако Вильнёв не знал об этом и не искал счастья в бою, как более решительные флотоводцы. 20 августа франко-испанский флот бросил якорь в Кадисе. В результате силы союзников возросли до 35 линейных кораблей. Этот флот, несмотря на требования Наполеона идти в Брест, остался в Кадисе, позволив британцам возобновить блокаду. Кальдер, не обнаружив противника в Ферроле, последовал к Кадису и там присоединился к блокирующей эскадре Коллингвуда. Силы британской блокирующей эскадры возросли до 26 кораблей. Позднее эта эскадра была доведена до 33 линейных кораблей, несколько из которых регулярно отлучались в Гибралтар - за пресной водой и другими припасами. Таким образом, франко-испанский флот сохранял некоторое численное преимущество. Нельсон возглавил объединенную эскадру 28 сентября 1805 г.

Продолжение следует…

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Члены парламента Великобритании опасаются слабости Королевского флота. Они выступили со специальным заявлением по этому поводу. В нем говорится, что в нынешнем состоянии британский флот просто не в состоянии справиться с потенциальными угрозами, в том числе и со стороны России. Почему страна, сотни лет считавшаяся «владычицей морей», оказалась в такой ситуации, спросили у корреспондента русской службы Би-би-си Яны Литвиновой.

Корабли королевского флота опасности

Более-менее спокойные девяностые и нулевые привели к тому, что не только Британия, но и большинство других стран Евросоюза сильно сократили расходы на оборону, прикрываясь широкой спиной США и НАТО.

Хотя Британия хотя бы тратила на оборону положенные по уставу 2 % ВВП, чего не делала, например, та же Германия.

На сегодняшний день флот британских ВМС состоит из 19 фрегатов и эсминцев, но в отчете специального комитета по обороне при парламенте Великобритании говорится, что без четкого плана по обновлению флотилии их количество может снизиться в любой момент. Министерство обороны, однако, обороняется, от этих нападок, и в свою очередь, заявляет, что в ВМС вкладываются миллиарды фунтов.

Специальный комитет парламента изучал планы военных по модернизации эскортных кораблей Королевского флота, включая введение в строй двух новых классов фрегатов и ремонт двигателей на нескольких эсминцах.

Кроме того, они раскритиковали министерство обороны за «вопиющие ошибки», допущенные при конструкции эсминцев типа 45, чьи двигатели оказались не приспособлены к беспрерывной работе в теплых водах.

«Учитывая постоянное военное присутствие Великобритании в Персидском заливе, это должно было быть ключевым требованием. Тот факт, что двигатели оказались неспособны справиться с этой задачей — непростительная ошибка, которая не должна повториться, — говорится в отчете комитета. — Кроме того, эта ошибка может подвергнуть личный состав и корабли королевского флота опасности, с потенциально серьезными последствиями».

Председатель специального комитета по обороне Джулиан Льюис подчеркивает, что авторы отчета «вынесли предупреждение министерству обороны» о необходимости своевременного проведения модернизации флотилии. А в министерстве обороны утверждают, что миллиарды фунтов уходят на создание двух новых авианосцев, а также военных судов и подводных лодок. Все эти меры призваны увеличить численный потенциал Королевского флота Британии.

А была ли Англия «владычицей морей»?

Дело в том, что так уж исторически получилось, что Британия вообще на обновление флота, как ни странно, шла с трудом.

Например, исключительно благоприятные для англичан погодные условия, крайне плохая подготовка испанского командования и, опять же, совершенно пиратская тактика морского боя сэра Фрэнсиса Дрейка спасли Англию и Елизавету Первую от испанской Армады, поскольку Елизавета была дамой прижимистой и тратить на флот деньги не хотела.

В начале Первой мировой войны у Британии было достаточно кораблей, которыми она могла заблокировать немецкие гавани, но у нее совсем не было подводных лодок, которые Адмиралтейство посчитало неинтересными.

В результате основные потери британский флот, от которого полностью зависело снабжение нашего островного государства, понес именно от них. Потом, правда, в Адмиралтействе сообразили, что лодки — дело полезное, но время было упущено.

Возможно, что сейчас, после очередного скандала, дело пойдет быстрее. Показательно, кстати, что в комментариях на сайте Би-би-си к этому сообщению большинство людей считает, что модернизировать флот действительно надо. Так что, возможно, политикам просто стоит перестать боятся того, что «оборона не приносит голоса избирателей».

Rule, Britannia, upon the sea…

Правь, Британия, морями…

В ряду великих государственных деятелей женского пола английская королева Елизавета I по праву занимает одно из первых мест. На протяжении всего ее правления, снискавшего Елизавете вечную славу и любовь её народа, Англия успешно справилась со многими бедами, а также успешно противостояла тогдашней единственной мировой сверхдержаве Испании, навеки отобрав у неё статус ведущей морской державы. Годы правления Елизаветы I заслуженно называют Зoлoтым вeком Aнглии.

Елизавета I Английская известна в истории под псевдонимами Глориана (от gloria - слава), Добрая королева и Королева-дева. Она стала достойной преемницей своего отца Генриха VIII, который служил для дочери добрым примером. Срок ее правления впечатляет – 45 лет. На протяжении всего этого времени королева удачно справлялась со всеми внешними и внутренними политическими задачами, причем с особой дипломатичностью, нередко используя женские хитрости.

Елизаветинская эпоха пришлась на вторую половину XVII века и по праву считается одним из самых удачных и интересных периодов английской истории. Расцвет изящных искусств, поэзии, театра, музыки, пьесы Кристофера Марло и Уильяма Шекспира, величайшие памятники английской литературы, изысканная поэзия Филиппа Сиднея и Эдмунда Спенсера, открытие неизведанных земель вдали от Европы, а главное – утверждение Англии в статусе морской державы №1 в мире – все эти достижения пришлись на период правления Елизаветы I.

Елизавета, будучи умеренной протестанткой, в начале своего правления встала во главе англиканской церкви. Она нашла компромисс между взглядами радикальных и умеренных протестантов. Доктрина елизаветинской церкви была опубликована в своде правил, под названием «39 статей». Королева не раз сталкивалась с противостоянием со стороны католиков и пуритан, однако всегда умело старалась уладить конфликты.

Важнейшим моментом в истории правления Елизаветы I было то, что у неё имелись династийные противоречия с королевой Шотландии Марией, с которой ее связывали близкие родственные связи. Последняя была правнучкой Генриха VII, а Елизавета – внучкой, и если у Елизаветы не родится наследник, то корона Англии досталась бы Марии. По мнению католиков, Мария Стюарт, сама являвшаяся католичкой, и была по праву истинной королевой Англии. Они считали, что права на трон Елизаветы незаконны, так как мать и отец ее не находились в священном браке. Католики на протяжении всего правления новой королевы стремились к её свержению и передаче короны «законной» наследнице. 1568 год ознаменовался началом восстания протестантов в Шотландии. Королева Мария была вынуждена оставить трон и сына Якова, сбежав из страны. Она укрылась в Англии и просила Елизавету о помощи, в ответ на это королева заточила ее в тюрьму на севере Англии, где нелюбимая родственница пробыла около 20 лет. Таким жестоким образом противоречия Елизаветы I и Марии были окончательно разрешены.

Одним из самых сложных и одновременно поворотных периодов в правлении Елизаветы I, принесших ей славу в веках, было начало 1580-х годов, когда отношения между Испанией и Англией обострились до предела. Испанский монарх Филипп намеревался покончить с волнениями протестантов в Нидерландах и заодно оккупировать Англию - оплот протестантства. Когда Елизавета положительно отреагировала на просьбу мятежников об оказании им военной помощи, между Англией и Испанией фактически началась война. Причины возникновения конфликта нельзя назвать сугубо религиозными. Дело в том, что английские мореплаватели с завидной регулярностью грабили корабли Испании, фактически занимаясь пиратством, и даже высаживались на берега испанских колоний, что давало им весьма солидную прибыль. Именно по этой причине Англия стала приобретать репутацию «грозы морей», что никак не могло радовать ее главную соперницу на море Испанию. Безусловно, поддержка королевой морских преступников, а также удачно подвернувшаяся казнь Марии Стюарт, стали последними каплями, послужившими поводом для начала открытых военных действий.

Гравелинское морское сражение

Местом первых морских столкновений в войне 1588 года, по завершении которой Англии и её королеве было суждено стать новой Владычицей морей, стал остров Уайт. Здесь англичане впервые атаковали испанские корабли, зайдя им в тыл. У города Плимут Армада (испанский военный флот) понесла первые потери. Испанцы проиграли битву, но, как оказалось, не из-за могущества противника, а ввиду собственных оплошностей и ряда непредвиденных обстоятельств, в частности из-за нелепого столкновения двух крупных кораблей и пожара на третьем.

Оправившись от первых неудач, Армада продолжила своё движение в направлении Кале, где в ходе нерасторопных передвижений испанского флота англичанам, не решавшимся идти на крупное столкновение, удалось провести против них несколько диверсий. И вот, 8 августа, началось основные военные действия – завязалось знаменитое Гравелинское сражение. К англичанам, патрулировавшим близлежащие воды, прибыло подкрепление, что дало им численное преимущество. Завязался открытый бой, и корабли вице-адмирала Дрейка и Фробишера открыли огонь, теперь уже не боясь подойти к испанцам на близкое расстояние. Испанцы оказались в невыгодном положении, их суда были менее проворны, что исключало возможность помощи друг другу. Этим также воспользовались англичане, и уже к вечеру одержали неоднозначную, но всё-таки победу. Дело в том, что у их внушительного флота закончились боеприпасы, но опытные стратеги ни в коем случае не собирались раскрывать это обстоятельство противнику, рассчитывая на осмотрительность последнего. Как и ожидалось, испанцы не рискнули возобновить боевые действия, к тому же и у них запасы пороха и ядер были на исходе. В итоге, они потеряли 4 корабля, а их противники – ни одного, обойдясь лишь сотней человеческих потерь, в то время как 600 моряков Армады были убиты, а 800 – ранены.

Оценив итоги этого сражения, испанское командование пришло к выводу, что их сил недостаточно для обеспечения контроля над проливом, а тем более для продвижения к устью Темзы, поэтому уже 9 августа, испанцы отправились на север. Испанское командование 13 августа приняло решение воспользоваться обходным путём и, обогнув Шотландию, направиться к югу по западному берегу Ирландии. Такой маршрут был выбран потому, что дрейфовать на восток от Англии было бессмысленно, так как Армада могла оказаться на фламандских банках. Возвращение через Дуврский пролив испанский адмирал Медина Сидония, опасаясь новых нападок английского флота, также счёл слишком рискованным мероприятием. Таким образом, шанс вернуться в Испанию до начала осенних штормов был окончательно потерян.

Остальные английские корабли преследовали Армаду ещё несколько дней. Армада же обогнула Шотландию и 21 августа вышла в Атлантический океан. Испанцы плохо знали этот район и не располагали навигационными картами. Осенние шторма, обыкновенные для Атлантики в это время, разметали остатки некогда непобедимой испанской Армады. Испанские корабли и моряков ждала незавидная судьба. Потерпевших серию кораблекрушений у берегов Ирландии испанцев либо казнили на месте, либо брали в плен с целью последующего выкупа. По итогам противоборства с английским королевским флотом Испания лишилась 3/4 личного состава флота и более половины кораблей – колоссальные потери для того времени.

По итогам Гравелинского морского сражения, Англии стала ведущей морской державой, сохранив это звание за собой в течение многих последующих столетий.

Внешнюю политику Елизавета проводила с учетом экономических интересов своего государ-ства. Главной соперницей Англии была Испания, запретившая англий-ским «еретикам» вести прибыльную торговлю со своими колониями в Новом Свете. Несколько английских кораблей попытались прорваться к американским берегам, но попали в руки испанцев и стали жертвами жес-токой расправы. В отместку англичане захватывали и грабили испанские корабли. На океанских путях в Новый Свет началась настоящая, хотя и необъ-явленная война.

В 1577 г. английский пират Фрэнсис Дрейк решил проникнуть в испанские владения в Америке со стороны Тихого океана, откуда его появления не ожи-дали. Он пересек Атлантику, вышел в тихоокеанские воды и неожиданно атаковал испанские порты. Там Дрейк захватил огромный запас золота с кораблей, загруженных для отправки в Европу. Испанцы поджидали отчаянно-го пирата возле Магелланова пролива, но он, чтобы спасти добычу, направил свой корабль «Золотая лань» в Индий-ский океан. Обогнув Африку, Дрейк поневоле совершил второе в истории кругосветное плавание и в 1580 г. вер-нулся в Англию. Испанский король Филипп II требовал, чтобы Елизавета вернула награбленное и наказала пира-та. Королева, тайно вложившая деньги в экспедицию Дрейка, сделала иначе. Она прибыла на «Золотую лань» и прямо на ее борту лично посвятила бесстрашного пирата в рыцари. Необъявленная война разгорелась с новой силой.

Отношения между двумя странами все обострялись. Англия поддерживала восставшие против Испании Нидерланды и скрывала в своих портах мятежников. В ответ испанцы организовали в Англии ряд католических заговоров. Конфликт достиг апогея в связи с претензиями на английский престол убежденной като-лички шотландской королевы Марии Стюарт — родственницы и наследницы Елизаветы. Мария была изгнана из Шот-ландии, когда там началась Реформация, и очутилась в Англии. Со временем она участвовала в заговоре против Елизаветы и была казнена по приговору английского суда. Материал с сайта

Мария Стюарт. XVI в.

Известие о смерти Марии Стюарт вызвало гнев ревностного католика Филиппа II. Испания собрала огромный флот из 134 кораблей — Вели-кую армаду. Англия смогла выставить всего 100 судов, более маневрен-ных и лучше оснащенных артиллерией, чем испанские. Это позволило англичанам успешно действовать против громоздких и неповоротливых кораблей армады. Окончательный удар испанцам нанесли жестокие бури, потопившие значительную часть их флота. Домой вернулись остатки армады — лишь треть ее.

Англичане праздновали победу и в насмешку назвали побежденную армаду «Непобедимой». Морское могущество Испании было сломлено. Англия готовилась стать «владычицей морей».

Вопросы по этому материалу:

В 1588 году английским адмиралом Френсисом Дрейком была разгромлена «Непобедимая армада» (подробнее об этом здесь): испано-португальскому могуществу на океанах был нанесен сокрушительный удар.

Победительница Великобритания уже тогда могла стать морским гегемоном. Однако близорукая политика первых Стюартов не позволила это сделать: короли Яков I и Карл I считали флот всего лишь роскошью, а не средством утверждения могущества своей державы.

В 1625 году Карл I предпринял поход на Кадис. «Собранный для этой цели флот состоял всего лишь из 9 военных и 73 коммерческих судов; он был настолько плохо укомплектован и вооружен, что потерпел полнейшую неудачу. Командующий флотом и многие командиры оказались никуда не годными, столкновения и аварии были обычным явлением. Дисциплина до такой степени пала, что 2 корабля с 300 солдатами дезертировали и принялись за морские разбои. Отвратительная пища и скверное обмундирование породили большую смертность среди матросов. Вот до чего опустился флот, победивший 37 лет тому назад Армаду» (Штенцель, «История войн на море»).

Возрождение британского флота связано с именем Роберта Блэка. Этот бывший кавалерист благодаря энергичной и эффективной деятельности заслужил всеобщее уважение матросов и офицеров. Он изгнал из флота взяточников и казнокрадов, стал заботиться о боевой готовности кораблей, придавал большое значение морально-боевым качествам солдат и офицеров. При нем побережье Великобритании было очищено от дюнкерских и мавританских пиратов, были одержаны несколько побед над испанскими и французскими эскадрами. Англичане вновь осознали свою морскую мощь и были готовы сражаться за морскую гегемонию.

Первым препятствием на этом пути для Великобритании была Голландия. Эта маленькая страна пышно расцвела после обретения независимости от Испании. Выгодное географическое положение позволило нидерландским купцам сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между испанскими колониями и странами Балтики. Голландский военный флот очистил моря от дюнкерских пиратов; были одержаны блестящие победы над испанцами.

Торговые и военно-морские успехи Нидерландов породили острую зависть у англичан – между двумя морскими державами начинается острое соперничество, которое вылилось в три англо-голландские войны (1651 – 1674).

В течение первых двух войн англичане, несмотря на численный перевес, терпели поражения: голландские адмиралы – Тромп, Кейн, Рюйтер – доказали полное превосходство своего флота над британским.

Во время третьей англо-голландской войны союзником Великобритании становится Франция. Однако даже объединенные англо-французские силы не смогли справиться с флотом Нидерландов: в Четырехдневном бою при Кампердауне Рюйтер вновь одержал блестящую победу.

Не сумев победить Голландию на море, англичане применили хитрый дипломатический маневр. Дождавшись, пока война между Францией и Нидерландами на суше разгорится сильнее, они решили заключить мир, потребовав взамен передачи им тех торговых преимуществ, которые ранее принадлежали голландцам.

После заключения этого мира война с Францией продолжалась ещё 4 года. Голландцы, всегда заботившиеся о боеспособности своего флота, оказывали значительно меньше внимания сухопутным войскам. Война с Людовиком XIV заставила их расходовать основные силы и средства на армию: голландский флот за 4 года пришёл в упадок. Великобритания в это время, напротив, заметно усилила свой флот и захватила ряд колоний. Так, в результате третьей англо-голландской войны, Нидерланды, несмотря на блестящие победы и на суше и на море, стали второстепенной державой Европы.

Последним соперником Великобритании на пути к власти над морями была Франция. Эта страна после Тридцатилетней войны стала ведущей державой Европы. Пока Англия и Голландия выясняли отношения между собой, французы создали сильный флот и захватили ряд колоний в Северной Америке, Африке, Индии. Франция в начале 18 века стала главным претендентом на морскую гегемонию. Англо-французское соперничество на море прошло красной нитью через весь 18 век и завершилось лишь во время наполеоновских войн.

Первым серьезным столкновением Англии и Франции была война за Испанское наследство. Английский король Вильгельм Оранский создал против Франции и Испании сильную коалицию, в которую входили Англия, Нидерланды, Австрийская империя, Португалия и несколько более мелких государств. Французы потерпели поражение в той войне и были вынуждены заключить Утрехский мир, по условиям которого в руки англичан перешли Гиблартар, Менорка, ряд французских островов в Вест-Индии и Северной Америке. Положение Великобритании как ведущей морской державы укрепилось.

Следующим витком борьбы между Францией и Британией была Семилетняя война. Ввязав Францию в войну с прусским королём Фридрихом II, англичане захватили Канаду и почти все французские владения в Ост-Индии.

Английское могущество на морях пошатнулось в 1778 году во время войны американских колоний за независимость. Затяжная борьба с повстанцами, объединение французского и испанского флотов против англичан, российская политика «вооруженного нейтралитета» поставили военную мощь Британии под угрозу. Вскоре крупная британская колония, не без помощи Франции, обрела независимость. Французы ликовали.

Вековая борьба двух держав за морскую гегемонию окончилась во время революционных войн 1792-1815 годов. В 1798 году британский флот под командованием адмирала Горацио Нельсона одержал ряд побед над французами в Средиземном море, благодаря которым под власть английского короля перешли Мальта, Ионические острова, Египет. Великобритания вернула себе славу ведущей морской державы.

В 1805 году Наполеон решил уничтожить могущественного конкурента при помощи десанта на Британские острова. В Булони была собрана сильная армия, которая ждала подхода объединенного испано-французского флота. Однако адмирал Нельсон не позволил этой эскадре прибыть по назначению: он встретил её у мыса Трафальгар. Там произошло крупнейшее в истории морское сражение.

Нельсон, не перестраивая свой флот в боевой порядок, атаковал двумя колоннами флагманские корабли противника. После выведения их из строя связь между кораблями французов была нарушена. Английский же флот, управляемый талантливым флотоводцем, действовал уверенно и решительно.

Адмирал Нельсон в конце битвы был убит, но это никак не повлияло на исход сражения – объединенный франко-испанский флот был уничтожен практически полностью.

Историческое значение Трафальгарской битвы громадно: Великобритания стала абсолютным морским гегемоном. Корабли всех стран приспускали флаг при виде британского судна. До 1914 года никто не смел оспаривать британскую власть над морями, а если и оспаривали, то терпели поражение, так как им прежде всего приходилось защищать собственные гавани.

В течение дальнейших 100 лет «владычица морей» создала огромную колониальную империю, занимавшую четверть Земной суши и рухнувшую лишь после второй мировой войны.