Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Приставочный способ образования слов: примеры словообразования. Конспект занятия с использованием ИКТ «Приставочные глаголы Тема

Чаще всего глаголы образуются приставочным способом — при помощи приставок, которые присоединяются к глаголам несовершенного вида. Приставочные глаголы в этом случае получают не только совершенный вид, но и другое значение.

1. Самую большую группу составляют приставки, которые имеют общее значение направления действия в пространстве, но внутри этого общего значения — более частные значения: под- , при- , до- имеют значение направленности к чему-либо, приближения, присоединения, добавления. Так, приставка под- указывает на приближение, присоединение к чему-либо (подъехать , подшить ), приставка при- — на достижение какого-либо места, соединения с чем-либо (приехать , пришить ), приставка до- — на доведение действия до какого-либо предела (доехать , дошить ); от- , у- означают удаление от чего-либо, отделение. При этом приставка от- означает удаление на небольшое расстояние (отъехать , откатить ), а приставка у - полное удаление с какого-либо места (уехать , уползать ); в- (во- ) указывает на направление внутрь чего-либо (въехать , вшить ); вы- — на движение, удаление изнутри (выехать , выгнать ); на- указывает направление действия на поверхность чего-либо (наехать , нашить ); с- (со- ) — направление движения с поверхности, с высоты (съехать , сбросить ); о- (об- , обо- ) указывает: а) на направление движения вокруг чего-либо (объехать , обжарить , обшить , обойти ); б) на последовательное пребывание в однотипных местах (обойти все магазины , объехать весь город ); про- обозначает движение мимо чего-либо (проехать мимо вокзала , пройти мимо стадиона ) или на определенном расстоянии (пробежать километр , проплыть 200 м ); пере- — движение из одного места в другое (переехать , перебросить ); за- означает: а) попутное движение в место, где находятся недолго (по дороге с работы зайти в магазин ), б) движение вглубь какого-либо пространства (зайти далеко в лес ), в) движение за предмет (зайти за дом ).

2. Приставки с временны́ми значениями:

по- означает: с глаголами определенного движения — начало действия (пойти , побежать ); б) с глаголами неопределенного движения и с некоторыми другими глаголами — совершение действия в течение некоторого времени (походить , постоять , поработать );

за- , по- с некоторыми глаголами означают начало действия (затлеть , застучать; подуть , почувствовать );

пере- , ре- означают повторное действие, обычно с дополнительным значением "по-новому, иначе" (переделать , перевоспитать , перешить , реинвестировать , рефинансировать );

де- означает действие, противоположное тому, что называется производящим глаголом (дегуманизировать от гуманизировать , деполитизировать от политизировать ).

3. Отдельные приставки означают интенсивность действия:

пере- означает чрезмерную интенсивность действия (перегреть , переохладить , переварить );

недо- означает неполноту действия, недоведение его до конца (недоделать , недоварить , недопить ).

Суффиксальный способ для образования глаголов употребляется реже по сравнению с приставочным. Наиболее употребительные глагольные суффиксы -и- , -ова- , -ева- , -ирова- , -изирова- , -нича- означают совершение действия, связанного с предметом или признаком, указанным в производящем слове: дуплить от дупель , комплектовать от комплект , бичевать от бич , конверсировать от конверсия , слесарничать от слесарь , хитрить от хитрый , пустовать от пустой , гуманитаризировать от гуманитарный , откровенничать от откровенный;

-е- означает приобретение признака, связанного с предметом или признаком, указанным в производном слове: сиротеть от сирота , звереть от зверь , белеть от белый , краснеть от красный.

Следует различать глаголы, образованные от прилагательных с суффиксами -и- и -е- типа синить синеть , белить белеть. Первые имеют значение "сделать каким-либо", а вторые — "выявлять признак".

Приставочно-суффиксальный способ — это образование глаголов путем одновременного присоединения к производящему слову приставки и суффикса.

1. Суффикс -и- с некоторыми приставками (за -, о- , об- ) придает глаголам значение распространения, передачи чего-либо другим объектам: задымить от дым , заболотить от болото , затруднить от трудный; озвучить от звук , окрестьянитъ от крестьяне , обналичить от наличные , облегчить от легкий.

2. Суффикс -и- с приставкой обез- придает значение лишения, удаления: обезболить от боль , обезналичить от наличные.

Постфиксальный способ — образование глаголов при помощи постфикса -ся , присоединяемого к неопределенной форме и выражающего различные залоговые значения: гуманизироваться от гуманизировать , подпитываться от подпитывать , раскручиваться от раскручивать.

Приставочно-постфиксальный способ — образование глаголов путем одновременного присоединения приставки и постфикса -ся .

1. Приставка с- и постфикс -ся указывают на соединение, прибытие из разных мест в одно: сбежаться от бежать , слететься отлететь.

2. Приставка раз- (рас- ) и постфикс -ся указывают на направлениев разные стороны: разбежаться от бежать , разлететься отлететь.

Словосложение — образование глаголов путем сложения: полуобнять от полу и обнять , самовоспламениться от само и воспламениться.

В конспекте представлен опыт использования модели города и игрушек на логопедическом занятии для упражнения детей в правильном употреблении приставочных глаголов. Дидактические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика и динамическая пауза так же направлены на закрепление обобщающих понятий: воздушный, водный, наземный транспорт. игры способствуют развитию пространственной ориентации, зрительного восприятия, мыслительных процессов.

План-конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка. (старшая группа, первый год обучения)

Тема: Транспорт. Употребление приставочных глаголов.

Цель :

  • активизация предикативного словаря.

Задачи:

коррекционно — образовательные:

  • закреплять навык употребления глаголов, образованных с помощью приставок -за, -вы, -под, -от,-у, -при;
  • упражнять в адекватном употреблении простых предлогов в, из к., от, по;
  • учить употреблять доступные антонимичные пары глаголов;
  • продолжать учить составлять предложения с противительным союзом а.

коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать точность, целостность зрительного и слухового восприятия;
  • развивать произвольное внимание, расширять его объем;
  • совершенствовать точность запоминания и воспроизведения словесного материала;
  • расширять объем памяти;
  • продолжить развитие основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация
  • развивать речедвигательную координацию,

коррекционно — воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям;
  • воспитывать уважительное отношение к товарищам, аккуратность.

Лексика

  • Глаголы: везти (завезти, вывезти, подвезти, отвезти, увезти, привезти) ехать (заехать, выехать, подъехать, отъехать, уехать, приехать) лететь (подлететь, отлететь, улететь, прилететь) плыть (подплыть, отплыть, уплыть, приплыть) взлетать, приземляться.
  • Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета;
  • кабина, кузов, колеса, руль, крылья, хвост, штурвал, корма, весло, парус. Прилагательные: наземный, воздушный, водный, грузовой, легковой, быстрый, удобный, полезный.

Оборудование и материалы:

  • картинка с 4-мя перекрещивающимися изображениями двух видов транспорта;
  • предметные картинки; сюжетные картинки;
  • макет части городского ландшафта, модели транспорта;
  • сюжетная картина-макет для игры «Найди место», предметные картинки-вставки;
  • «разрезная» картинка — сюрприз.

Ход занятия

Организационный момент.

Мотивация: за каждое хорошо выполненное задание открываем часть открытки с изображением сюрприза.

4-й лишний? (перекрещивающиеся изображения)

Назови, что ты видишь на картинке? Что лишнее на картинке? Почему? Как назвать общим словом?

Выложить фрагмент картинки 1.

Повторение.

Что перепутал художник?

Перед детьми выставляют картину-макет с неверно расположенными вставками (транспорт воздушный, водный, наземный).

Какие предметы художник поместил неправильно?

Назови их? Назови общим словом?

Где они должны быть? (самолет в небе, лодка в воде, машина на дороге…)

Что они делают? (самолет летит, лодка плывет, машина едет…)

Выложить фрагмент картинки 2.

Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Две ладони я прижму Ладони соединить «Лодочкой»
И по речке поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
Две ладони, друзья, Ладони вверх.
- Это лодочка моя. «Лодочка»
Паруса я подниму, Ладони вверх.
Синим морем поплыву. Ладони «лодочкой» продвигать волнообразно вперед»
А со мною по волнам Волнообразные движения обеими ладонями
Плывут рыбки тут и там. Хлопки вправо и влево.

Выложить фрагмент картинки 3.

З. Основная часть.

Употребление предлогов.

Дети стоя располагаются вокруг модели. Логопед манипулирует с моделями транспорта на макете части города (железнодорожная станция, мост, шоссе, река, пристань, аэропорт), а дети отвечают на вопросы, комментируя его действия. Затем дети самостоятельно выполняют инструкции учителя-логопеда.

  • плыть по, приплыть к, подплыть к, отплыть от;
  • лететь по, взлететь с, приземлиться на’,
  • ехать по, подъехать к, отъехать от, заехать в, выехать из;
  • идти по, подойти к, выйти из.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: упражнять в употреблении простых глаголов-антонимов, в образовании глаголов при помощи приставок с использованием картинок, изображающих противоположные действия (парные картинки раздать детям).

Я скажу предложение, а ты скажи наоборот.
Моя машина в гараж заехала. — А моя машина из гаража … выехала.
Мой самолет прилетел. — А мой самолет … улетел.
Мой поезд от станции отошел. — А мой поезд к станции … подошел.
Мой корабль подплыл к пристани. — А мой от пристани … отплыл.
Трамвай подъехал к цирку. — А троллейбус от цирка … отъехал.
Одни ребята с катка уехали. — А другие ребята на каток … приехали.

Выложить фрагмент картинки 4 .

Динамическая пауза.

«Ракета» (движение и речь).

А сейчас мы с вами, дети, (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетаем по планете.
Правое крыло вперед (правую руку вынести вперед)
Левое крыло вперед (левую руку вынести вперед)
Прилетел наш самолет. (остановиться, руки вниз)
А теперь мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (несколько шагов назад)
На носки поднимись, (стойка на носках, руки вверх)
А потом руки вниз. (основная стойка)
Так взлетит ракета ввысь! (подпрыгнуть)
1,2,3,4,5- полетели мы опять (легкий бег с разведенными в стороны руками)
Полетели, полетели,
Приземлились, прилетели. (остановиться, присесть)

Выложить фрагмент картинки 5.

Закрепление.

Игра «Найди ошибку».

Цель: развитие слухового внимания, закрепление грамматических категорий (образовывать глаголы с помощью приставок, употребляя правильно предлог).

Автобус отъехал к остановке (подъехал).
Лодка отплыла к берегу (подплыл).
Автомобили заехали к светофору (подъехали).
Самолет прилетел на аэропорт (в).
Ракета прилетела с Земли (улетела).
Автомоиль выехад от гаража. (из)
Выложить фрагмент картинки 6.

Итог занятия.

О чем говорили?

Что делали?

Собрать разрезанную картинку. Рассмотреть картинку, собранную из фрагментов, ответить на вопросы.

Оценка деятельности детей. Угощение.

Лесная И.А.,
учитель-логопед

Цель: Закрепить понимание и правильное употребление приставочных глаголов движения в речи детей.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь по теме "Зимующие птицы".

2. Формировать навыки словообразования: образование звукоподражательных и приставочных глаголов.

3. Учить детей подбирать слова с противоположным значением (прилагательные, глаголы).

4. Работа над предложением с приставочным глаголом.

5. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, объем вербальной памяти.

6. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать способности у детей наблюдать за животным и растительным миром.

Оборудование:

  • картинки с изображением зимующих птиц;
  • фишки;
  • символы слов-действий на доске;
  • картонные декорации: домик,
  • кормушка, елка;
  • мяч; картонная синичка на палочке, Незнайка;
  • картинки с изображением птиц;
  • карандаши;
  • сухарики.

Ход занятия

I. Оргмомент: - Какое сейчас время года? (- Зима.)

Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (- Зимующие.)

Логопед показывает картинки с изображением зимующих птиц (дятел, снегири, воробей, сорока). Предлагает детям отгадать загадки.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...(снегири).

Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей).

И зимой стучит, деревья долбит,
Но их не калечит, а только лечит.
Кто это? (дятел).

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (сорока)

II. Закрепление лексического материала.

Викторина. – Я буду задавать вопросы. Кто ответит первый, тот получает фишку. У кого больше фишек, тот – победитель!

1) Ответьте на вопросы:

Какая птица днем спит, а ночью летает? (- Сова.)

Зачем клесту крестообразный клюв? (- Чтобы лущить шишки и доставать семена из шишек.)

2) Задание "Закончи предложение":

Сова днем спит, а ночью...(охотится).

У сороки хвост длинный, а у галки... (короткий).

Синица – желтогрудая, а снегирь - ... (красногрудый).

3) Задание "Запомни, повтори, найди лишнее слово и объясни почему ты так думаешь":

Медведь, дятел, барсук, лиса.

Скворец, синица, грач, ласточка.

Ворона, снегирь, соловей, воробей.

4) Задание "Что умеют делать птицы?"

"Подберите слова-действия к слову “птицы”. Птицы что делают?"

(летают, поют, клюют, пьют, машут, стучат,...)

5) Задание “Как разговаривают птицы?”

Ворона говорит “кар-кар”, значит она что делает? – Каркает.

Воробей - ... (чирикает), сова - ... (ухает), сорока - ... (стрекочет),

синица - ... (свистит), голубь - ... (воркует).

Викторина закончена. Посчитаем фишки и узнаем кто победитель.

III. Объяснение нового материала.

Логопед предлагает послушать историю про воробья:

"Воробей крепко спал, рано встал, из гнезда вылетел . Воробей летал, корм искал. Вдруг увидел кормушку. Вокруг кормушки облетел , в кормушку залетел , крошки склевал. Воробей из кормушки вылетел . К гнездышку подлетел . В гнездышко залетел . Всю зиму так и перезимовал."

1. Знакомство с символами слов-действий.

Логопед обращает внимание на слова-действия:

Ребята, у меня в руках что за птица? (- Синица.)

(Логопед показывает картинку с изображением синицы.)

Я начну предложение, а вы его закончите словом-действием. Эти слова-действия указаны стрелочкой на карточках. Попробуйте расшифровать их.

(На доске карточки с символами слов-действий.)

Логопед: - Синица к кормушке... (подлетела), от кормушки... (отлетела).

Синица в кормушку... (залетела), из кормушки... (вылетела).

Синица через кормушку... (перелетела), под кормушкой... (пролетела).

- Вокруг кормушки... (облетела).

2. Подбор слов-действий с противоположным значением.

Игра с мячом "Наоборот":

3. Закрепление нового материала.

Я буду рассказывать историю про стаю воробьев, а вы будете подсказывать слова-действия. (Логопед рассказывая историю, показывает на соответствующий символ слова-действия, дети договаривают предложение.)

"Воробьи крепко спали, рано вставали, из гнезда... (вылетали ). Воробьи летали, корм искали. Через деревья... (перелетали ). Под кормушкой... (пролетали ), в кормушку...(залетали ), крошки клевали. От кормушки... (отлетали ), вокруг дерева... (облетали) , опять к кормушке...(прилетали). Целый день летали, корм себе добывали. А вечером в гнездышко..(залетали) . Всю зиму так и перезимовали!"

IV. Физминутка. "Воробушки". Зрительная гимнастика.

Теперь вы воробушки – "воробьев веселых стайка, за кормами вылетай-ка!"

(Логопед дает задания, а дети их выполняют.)

Воробушки подлетели к елке, отлетели от елки, облетели вокруг елки, залетели за елку, подлетели к кормушке, прилетели к домику, залетели в домик. А теперь, воробушки, глазками поморгали, крепко закрыли, открыли, посмотрели вправо-влево, вверх-вниз. Крылышками помахали, полетели на свои места.

V. Работа над приставочными глаголами в предложениях.

1. Игра "Исправь ошибку в предложении".

Помоги Незнайке - скажи правильно слово-действие.

1) Вороны подлетели от кормушки. (отлетели)

2) Вороны через куст улетели . (перелетели)

3) Сова в дупло отлетела . (залетела)

2. Игра "Придумай предложение"

Я скажу слово-действие, а вы придумайте с этим словом предложение.

Логопед:

Прилетели. (Вороны прилетели к кормушке.)

Облетел. (Дятел облетел вокруг дерева.)

VI. Закрепление понятия "Зимующие птицы".

(Логопед раздает картинку с контурным изображением птиц.)

Найти зимующих птиц и обвести кружочком.

Картинки: ласточка, снегирь, голубь; дятел, снегирь, журавль.

(Дети выполняют задание.)

2. Закрепление падежной конструкции: существительные Род.п. ед.числа.

Кого ты обвел(а)? (- Я обвел снегиря. Я обвела голубя. и т.д.)

VII. Итог занятия: Оценка работы детей.

Сюрпризный момент: - Ребята, что любят птицы? – (Семечки, зернышки, крошки.)

Вы у меня были воробушками и я вас угощаю сухариками.

(Детям предлагаются “из кормушки” сухарики.)

Тема: «Приставочные глаголы».

Цель: Уточнять и расширять предикативный словарь.

Задачи:

    Обогащать словарь детей приставочными глаголами по теме «Транспорт».

    Учить детей дефференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать.

    Закрепить словарь по теме Транспорт, умение классифицировать транспорт на водный, наземный, воздушный.

    Продолжать формировать представление о многозначности слов.

    Продолжать развивать связную речь.

    Закреплять умение восстанавливать последовательность событий с опорой на картинный материал.

    Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память.

    Продолжать развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Материал: макет дороги от домика Бибишки к домику Грузовичка; картинки с изображением разных видов транспорта, крыла, хвоста, носа; разрезные картинки: ракета, лодка, самолёт, вертолёт, катер, пароход; набор картинок для восстановления событий в рассказе, красный карандаш.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Пальчиковая гимнастика. Дети стоят в кругу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Сжимают и разжимают пальчики

Автобус, лодка и мопед,

Мотоцикл, велосипед,

Автомобиль и самолёт,

Корабль поезд, вертолёт.

Поочерёдно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.

    Основная часть.

1. Классификация картинок с изображением транспорта на водный, воздушный, наземный.

Детей приглашают посетить выставку транспорта.

На трёх мольбертах прикреплено по одной картинке: лодка, самолёт, велосипед. Остальные картинки разложены на столе около мольберта. Сверху лежит записка: «Выставку организовать не смогли. Все заболели».

Детям предлагают помочь организовать выставку. Подобрать к выставленным картинкам подходящие картинки.

2. Работа с разрезными картинками.

Дети садятся за столы. На столах подносы с разрезными картинками (лодка, самолёт, катер, вертолёт, ракета, пароход) и чёрно-белый образец картинки.

Детям с низким уровнем развития – картинки с вертикальным делением на 4 части.

Детям со средним уровнем развития – картинки с вертикально-горизонтальным делением на 4 части.

Детям с высоким уровнем развития – картинки с диагональным делением на 4 части.

3. Отработка многозначности слов.

Логопед показывает картинку с изображением носа, крыла, хвоста и предлагает назвать транспорт, у которого тоже есть нос, хвост, крыло (с опорой на разрезные картинки).

4. Отработка приставочных глаголов.

Детям предлагают услышать историю про маленькую машинку и приглашают к макету.

Посмотрите, здесь в гараже живёт маленькая машинка, она очень весёлая и всегда звонко бибикает, когда кого-нибудь встречает. (Дети рассматривают машинку, придумывают ей имя Бибишка) Решила Бибишка отправиться в гости к своему другу Грузовичку. Из гаража она выехала и по дороге поехала. Видит, на дороге большая лужа. Лужу Бибишка объехала и к мосту подъехала. На мост въехала, с моста съехала, дальше поехала и в гости приехала. Все действия демонстрируются логопедом на макете, дети проговаривают приставочные глаголы. Обратный путь по очереди дети проезжают каждый отрезок пути и проговаривают соответствующий глагол.

Затем детям предлагают вернуться за столы, где у каждого находится картинка, отображающая какой-то отрезок пути Бибишки. Дети проговаривают, что делает Бибишка на их картинке.

Дети с низким уровнем развития – поехала, приехала;

Дети со средним уровнем развития – въехала, съехала;

Дети с высоким уровнем развития – подъехала, объехала.

5. Развитие мелкой моторики.

Внимание детей обращается на бабку коровку, которая ползёт по дороге. Чтобы машина на неё не наехала , детям предлагают её раскрасить красным карандашом.

Для чего вы раскрасили бабку коровку красным цветом?

6. Восстановление последовательности событий.

На доске представлен картинный план рассказа о путешествии Бибишки с отсутствием некоторых звеньев. Дети рассказывают про Бибишку, находя место своей картинке в общем картинном плане.

    Итог занятия.

На память дети забирают раскрашенные ими картинки.

Муниципалиное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида детский сад №26 «Сказка».

Образовательная область: Речевое развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР.

Тема: «ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ».

Подготовила:

Учитель-логопед Шибанова И.В.

«Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста приставочными глаголами»

Дятлова Ж.В., Головкина М.А., Соколова О.И.

Для свободного владения речью ребёнок прежде всего должен обладать достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью. По этой причине на специальные упражнения и игры по обогащению словарного запаса не следует жалеть сил и времени, тем более что результаты таких упражнений не заставят себя долго ждать В данной статье мы хотим предложить вашему вниманию игры и упражнения по обогащению словарного запаса ребёнка глаголами и словообразованию глаголов. Необходимость обогащения словарного запаса глаголами объясняется их важной ролью в предложении. Ведь вся наша жизнь и жизнь окружающей нас природы связаны с непрерывным движением, с какими то изменениями, событиями. Без глагола нельзя построить почти ни одного предложения. Бесконечно обеднённой выглядит речь ребёнка, не располагающего достаточно большим и разнообразным запасом глагольных слов. Итак, вашему вниманию предлагаются различные игры, стихи, упражнения, позволяющие ввести в речь ребёнка приставочные глаголы.

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Ребёнок, поймав мяч, произносит глагол с противоположным значением.

Заходит-выходит

Залетает-вылетает

Забегает-выбегает

Насыпает-высыпает

Закрыл-открыл

Подъехали-отъехали

Положил-выложил

Закопал-выкопал

Игра «Медленный-быстрый»

Инструкция:»Мальчик Вася всё делает медленно, а ты можешь сделать быстро и правильно. Я буду рассказывать про Васю, а ты расск4ажи о себе»

Вася рисует, а ты уже…(нарисовал)

Вася читает, а ты уже…(прочитал)

Вася ломает палку, а ты уже…(сломал)

Вася пишет записку, а ты уже…(написал)

Вася стирает носки, а ты уже…(выстирал)

Вася считает, а ты уже…(сосчитал)

Вася ужинает, а ты уже…(поужинал)

Игра «Добавь словечко»

Педагог произносит незаконченное предложен6ие, а ребёнок добавляет глагол, подходящий по смыслу.

На крылечко заходят, а на дерево….(залезают)

Через дорогу переходят, а через речку…(переплывают)

Воду в банку наливают, а крупу…(насыпают)

Молоко нечаянно пролили, а соль…(рассыпали)

Машина к гаражу подъезжает, а катер к берегу…(подплывет)

Ушами не всё расслышали, а глазами не всё…(рассмотрели)

Бабушка шарф связала, а платье…(сшила)

Игра «Чем всё закончилось?»

Инструкция: «Послушайте и скажите, чем всё закончилось»

Мама кашу солила-солила и …(пересолила)

Коля котлеты ел-ел и …(переел)

Папа через реку плыл-плыл и …(переплыл)

Толя доску пилил-пилил и …(перепилил)

На нашей улице дом строили-строили и …(построили)

Кошка на дерево лезла-лезла и …(залезла)

Сын рос-рос и папу…(перерос)

Игра «Внимательные ушки»

Инструкция: «Послушайте стихотворение. Когда услышите слова, похожие на слово летать, хлопните в ладошки.

Птицы могут летать высоко, пролетать над озёрами синими, улетать из гнезда далеко, ввысь взлетать над горами красивыми, облетать они могут лес, залетать за башни высокие, подлетать под низкий навес и слетать с крыш в ямы глубокие.

Игра «Помощники»

Инструкция:«Помогите мне придумать слова, похожие на слово ходить. Я буду говорить начало слова, а вы по очереди добавляйте слово ходить.

За…ходить, пере…ходить, вы…ходить, у…ходить, на…ходить, про…ходить, об…ходить.

Детям предлагается придумывать слова, похожие на слово копать.

Игра с водой.

Педагог предлагает детям поиграть с водой. Называет действия, их ребёнок должен выполнить и сообщить об этом. Ставит перед ребёнком стакан, чашку и баночку, в которую налита вода.

Педагог: «Налей воды из баночки в чашку. Из баночки отлей воды в стак4ан. Из чашки перелей воду в стакан. Долей в стакан воды из банки. Из стакана вылей воду в банку. Полей цветок.»

Ребёнок говорит о выполнении действия.

Игра «Путешествие машинки»

Для игры нужно сделать импровизированный гараж для машинки, дорогу, мост. Поставить на пути машинки дерево, можно положить на дорогу лужу.

Сначала педагог рассказывет о передвижении машинки, а ребёнок добавляет глаголы, похожие на слово ехать. Затем дети выполняют действия с машинкой и самостоятельно повторяют рассказ о ней.

«Жила-была в гараже машинка. Ей стало скучно, и она решила попутешествовать. Машинка из гаража выехала, по дороге поехала, к мосту подъехала, на мост заехала, по мосту проехала, с моста съехала, по дороге снова поехала, до дерева доехала, вокруг дерева объехала и обратн6о в гараж поехала.»

Игра «Путешествие бабочки»

Инструкция: «К нам в группу залетела бабочка. Помогите мне придумать рассказ о том, как она путешествовала.»

«Бабочка к нам в группу…залетела. По группе …полетала. К Маше….подлетела и на Машу …села, с Маши….слетела и на Катю…перелетела, посидела. Вокруг Кати…облетела и к Маше…улетела. Над Машей…полетала и в окно снова…улетела.»

Игра «Сочинители»

Педагог читает текст, а дети добавляют однокоренные приставочные глаголы, подходящие по смыслу.

«Захотел зайчик капусты и решил отправится в деревню на огород. Вот зайчик из леса…выбежал, до деревни…добежал, к огороду…подбежал. Вокруг огорода обежал, увидел капусту и в огород…забежал. Заяц капусту грыз, грыз,наелся, из огорода выбежал и к лесу обратно …побежал»

Можно предложить детям придумать рассказ о том, как дети гуляют на участке: «Света на участок…пришла, к качелям подошла, покачалась, слезла и от качелей отошла, вокруг домика обошла и к веранде пошла, на веранду зашла и стала там играть с куклами». Педагог: «А Денис и Витя любят на прогулке бегать. Давайте расскажем, как гуляли эти мальчики.»

Игра «Что подходит?»

Педагог предлагает ребёнку предложение и два глагола с разными приставками на выбор. Ребёнок повторяет предложе6ние, включив правильный вариант глагола.

Старую мебель из дома надо вынести или внести?

Рома слона из пластилина слепил или налепил?

Миша учебники в портфель разложил или сложил?

Даша научилась сама шнурки привязывать или завязывать?

Игра «Исправь ошибку»

Педагог предлагает детям предложения с неправильным вариантом приставочного глагола. Ребёнок должен самостоятельн6о припомнить и употребить нужный глагол в предложении.

Папа реку приплыл.

Мама вышивает дырку на футболке.

Дедушка накопал яму.

Бабушка выжарила котлеты.

Оля прилила воды в лейку.

Игра с картинками «Найди пару»

Для игры используются парные картинки. Педагог выкладывает картинку, где действие ещё совершается, а ребёнок среди своих картинок находит ту, где данное действие уже завершено. Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Мальчик красит забор- Мальчик покрасил забор.

Ребёнок строит башню. – Ребёнок построил башню.

Девочка рисует бабочку. – Девочка нарисовала бабочку.

Парные картинки могут содержать противоположные действия.

Дедушка заходит в дом – Дедушка выходит из дома.

Мальчик наливает воду в ведро – Мальчик выливает воду из ведра.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1985.
  2. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь №3 для занятий с дошкольниками: Сложные предлоги. – М., 2016.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития у дошкольников. – СПб., 1999.
  4. Парамонова Л.Г. Развитие словапрного запаса у детей. – СПб., 2007.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском сакду. – М.,2006.
  6. Ткаченко Т.А. В пе5рвый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.
  7. Куликкова Е.В. «Дошкольная педагогика» №1 2018