Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Что такое «ложь во спасение», или Чем правда лучше обмана.

Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького "На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки - все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки - это проблема правды и лжи. В чём заключается "правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой "правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит "роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел - ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка - совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей "дна” лишены иллюзий - это Сатин и Бубнов.
Сатин - борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора.
Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…»). Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…»). Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение», - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Что лучше «ложь во спасение» или «горькая» правда? Этим вопросом человечество задается на протяжении столетий. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, они неотделимы. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького "На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей.
В драме «На Дне» действие происходит в ночлежке, похожей на пещеру с низким потолком, где темно, нет простора и трудно дышать. Здесь собрались воры, нищие, калеки - все, кто был выброшен из жизни, измученные и никому не нужные. Проживая вместе, они обсуждают насущные жизненные вопросы. Самая важная, мучительная проблема для обитателей ночлежки - это проблема правды и лжи. В чём заключается "правда” ночлежки? В том, что у людей отнято будущее, надежда, смысл. Почти все ночлежники как могут спасаются от этой "правды”, выдумывают себе суррогаты будущего, надежды, смысла. Так, живущая в ночлежке девушка Настя грезит "роковой любовью”. Торговка Квашня гордится своей мнимой женской свободой, Васька Пепел - ещё более мнимой свободой воровской, а сапожник Алёшка - совсем уже отчаянной свободой загула. Актёр надеется на свой талант и на то, что его трудности, вызванные алкоголизмом, временные. Клещ цепляется за своё классовое самосознание, гордится своей принадлежностью к рабочему классу и всеми силами рвётся из ночлежки. Татарин пытается держаться за Коран, а умирающая Анна с надеждой ждёт воздаяния в загробной жизни. Даже самые отчаявшиеся из ночлежников на что-то ещё опираются, за что-то держатся: Барон живёт своим прошлым, а у Наташи остаётся ещё последняя надежда на спасительную любовь. Только два персонажа из обитателей "дна” лишены иллюзий - это Сатин и Бубнов.
Сатин - борец за истину. Какова же его правда? Правда у Сатина – человек. Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека, утверждает иную, по сравнению с Бубновым, жизненную позицию: «Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит.. . гордо! Человек! Надо уважать человека. Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! » Сатин сам лжёт, но он имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему абстрактному человеку. Горький понимал, что в устах Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора. Позиция Сатина утешительна – противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов никогда явно в спор не вступает, словно разговаривает с самим собой («А ниточки-то гнилые…») . Бубнов относится к жизни со злым пессимизмом («Люди все живут, как щепки по реке плывут…») . Но всё-таки в отчаянном Бубнове под зачерствелостью и безразличием можно обнаружить страдающую человеческую душу. В конце пьесы его наивная мечта разбогатеть и открыть бесплатный трактир для бедных сближает его с товарищами по несчастью.
Таким образом, правда, пусть и самая горькая, всегда должна побеждать. Ложь, даже «во спасение» , - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда: кем бы он ни был, ведь он в первую очередь – человек.

Абсолютно правдивых людей нет, все мы лжем. Кто-то прибегает к обману в исключительных случаях, для кого-то вранье – часть повседневной жизни, кто-то лжет с дурным умыслом, а кто-то верит, что его ложь направлена на благо. Вот о последнем явлении хочется поговорить подробнее, потому что мы часто слышим о разрушительном действии обмана, а если так, то может ли он кого-то спасти?

Ложь во имя спасения

Для того, чтобы ответить на вопрос, нужна ли ложь во имя спасения, необходимо разобраться, что конкретно мы понимаем под этим понятием.

Часто ложь во спасение путают с так называемой белой ложью. Это вежливый обман, на который идут, не желая обидеть другого человека. Такой тип обмана, муж, говорящий жене, что она нисколько не растолстела, несмотря на то, что стрелка весов приближается к отметке 100, молодой человек говорящий некрасивой девушке, что она прелестна и т.д. Такой тип лжи не всегда вызывает порицание, а в некоторых культурах даже считается данью вежливости. Между таким типом лжи и лестью проходит очень тонкая грань, если человек начинает приукрашать другого с целью получить выгоду, то это уже явная лесть, а никакая не вежливость.

Настоящую ложь во спасение можно разделить на два типа: ложь на благо другого человека и вранье для спасения собственного мягкого места. Первый тип включает в себя ложь тяжелобольному человеку, чтобы избавить его от волнений, ложь ребенку, что его папа был летчиком-испытателем и погиб как герой, чтобы тот не чувствовал себя ущербным и т.д. В такой лжи многие не видят ничего зазорного, так как они идут на сделку со своей совестью для блага другого человека, в их глазах такой обман благороден.

Второй тип лжи для собственного спасения порицается гораздо чаще, ведь тут ни о каком благородстве речи не идет, человек ведет себя как эгоист, наплевав на чувства других людей. Правда, к таким обманам люди прибегают гораздо чаще: опоздав на работу, мы частенько приукрашиваем дорожную ситуацию, не желая отправляться с подругой-шопоголиком в третий на неделе забег по магазинам, мы вспоминаем о горе стирки, маленьком ребенке, с которым просила посидеть соседка и т.д.

Маленькая ложь во спасение или правда?

Вот уж неразрешимая дилемма, между правдой и ложью и выбирать нечего! Такого мнения придерживается большое количество людей (правда, 80% из них солгут при случае), они даже сомневаются, существует ли ложь во спасение. Ведь если обман вскроется, плохо придется и обманщику и обманутому. Можно сказать, что ложь – это грех, врать нельзя ни при каких условиях и привести множество душещипательных историй, в которых ложь приводила к трагическому разрешению ситуации, о мы же не в воскресной школе. Все мы взрослые люди и прекрасно понимаем, что без обмана прожить не выйдет, такова натура человеческая, а против нее не пойдешь. Поэтому выбирая между правдой и ложью, нужно не раздумывать о моральной стороне своего поведения, а постараться трезво оценить ситуацию и оценить, что больше принесет вреда – ласковый обман или безжалостная правда. Взять хотя бы случай с тяжелобольным человеком. Сказать ему правду о его состоянии или нет? А тут все от человека зависит, если он по натуре плакса и нытик, то правдивый рассказ в большинстве случаев усугубит положение, заставив плаксу расклеиться и поверить, что ему остался только один путь – на погост. А вот личности с бойцовским характером врать нельзя, точная информация ее только замотивирует на действия, ведущие к скорейшему выздоровлению. Более того, такого человека обманывать опасно, если обман раскроется, серьезной обиды не избежать, вас даже могут заподозрить в злонамеренном сокрытии правды.

Так что любая ложь требует осмысленного подхода, не всякая ложь во спасение – благо, и не каждый обман – зло.

Наверное, каждый из нас задумывался, что же лучше, горькая правда или обман во спасение? Каждый считает по-своему, но и любая мысль верна, ведь выбор того или иного понятия зависит от ситуации, в которой вы находитесь.

В произведении М.Горького "На дне" затронуты нравственные понятия об истине и лжи. В пьесе описывается быт и образ жизни людей, оказавшихся на дне общества. Особенно интересны позиции Луки и Сатина. Лука - пожилой путешественник, шестидесяти лет, он пытается утешить всех выдумкой и облегчить жизнь. Сатин - в прошлом образованный человек, впоследствии сидевший в тюрьме за убийство, считает свободу высшей ценностью человека.

Условно можно выделить три разновидности лжи- ложь-шутка, ложь во спасение и ложь корыстная. Позиция Луки - ложь во спасение.Он проявляет сострадание к людям, к их несчастью. Странник пытается утешить человека, побуждая в нём веру, которая поможет выдержать жизненные испытания. Анна - жена одного из постояльцев ночлежного дома, безнадёжно больна. К ней все проявляют сострадание, кроме мужа, который наоборот жестоко обращается с бедной женщиной.

Лука утешает Анну тем, что, попав в загробную жизнь, она отправится в рай, где её ждёт облегчение и спокойствие.

Сатин не соглашается с позицией Луки. Сатин произносит речь, в которой говорится, что настоящий человек достоин правды, какой бы она горькой не была, так как он сильный и сможет справиться со всем. "Человек - звучит гордо! Надо не унижать его жалостью, уважать надо..."

Таким образом, правда и ложь - полярные понятия, выбор одного из них зависит от нас. Я считаю, что лучше горькая правда. Да, ложью можно утешить, дать надежду, веру во что-то. Ложь только обнадёживает, лишь скрывает правду на некоторое время. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда?

В итоге правда всё равно проявится, и человеку будет больнее от разочарования в надежде, которой не было.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Часто путают спасительный обман с вежливым. Именно поэтому люди нередко отрицают существование лжи во спасение: они полагают, что речь идет о классической «белой неправде», когда утаивают истину, чтобы не обидеть человека. На самом деле это совершенно разные понятия. Белая ложь призвана скрыть не слишком значимую истину, чтобы не рассердить и не расстроить. Именно ее порой используют люди, хваля новую прическу или наряд своих знакомых или отмечая их положительные черты, которых на самом деле нет.

Белая ложь во многих странах является данью вежливости, поэтому ее можно смело использовать, не боясь порицания со стороны общества.

Ложь во спасение применяется в серьезных случаях, когда речь идет о гораздо более серьезных вещах, чем дискомфорт или обида другого человека. Пациенту, не отличающемуся сильным характером и стойкостью, не стоит говорить о том, что его болезнь слишком серьезна и может вскоре его убить. Говоря такую страшную правду, люди не только отравляют последние недели жизни человека, но также дают ему понять, что теперь для него остался только один путь, и ведет он на кладбище. Для тех, кто не может уже бороться за свою жизнь, такие слова могут стать настоящим приговором. Гораздо гуманнее будет использовать ложь во спасение – она даст не только надежду, но и силы для борьбы.

Как ложь может быть спасительной

Если вы не верите в ложь во спасение, подумайте о том, что именно она помогла уберечь множество жизней в тяжелые времена. Обман позволил скрывать невинных людей во времена войн. Им пользовались пленные во время допросов, чтобы спасти жизни других людей. Благодаря нему те, кто хоть как-то был замешан в политических делах, смогли выжить во времена репрессий.

Даже у христиан, порицающих ложь, есть свой пример: если бы Иуда поцеловал ни Иисуса, а одного из его учеников, Мессия остался бы жив. Его погубила не ложь, а правда.

Очень важно понимать, что ложь во спасение возможна только в критических ситуациях. Этим понятием нельзя прикрывать мелкие обманы, ведь именно такая подмена послужила причиной того, что благородная неправда превратилась в миф. Спасительная ложь уместна тогда, когда она не вредит, а защищает. Так усыновленному в младенчестве приемные отец и мать говорят, что они и есть его настоящие родители. Так детей защищают от фактов, которые могут повредить их психику и сломать жизнь.

Люди очень часто лгут. Мало найдется тех, кто ни разу в день не соврал бы. В большинстве случаев эта ложь лишь приукрашает действительность. Но есть люди, которые лгут всегда – надо или нет, выгодно им это или нет.

Что такое ложь

Ложь – это сокрытие истины. Мало найдется людей, которые на дежурный вопрос «как дела?» начнут давать пространный ответ. Скорее всего, это будет одно-два слово «хорошо», «нормально», «плохо», «так себе» и т.п. Но ведь и человек лукавит в большей части случаев. Вряд ли его на самом деле интересует, как дела у собеседника. Это всего лишь вежливость, традиция – при встрече интересоваться делами друг друга. В этой ситуации лгут оба.

Ложь бывает разной. Бывает ежедневная ложь, которую говорят все без исключения люди. Такая ложь уже не воспринимается людьми, как таковая. Например, дежурная фраза «как дела» - пример каждодневной лжи. Бывает ложь во спасение - лгун пытается скрыть истину, считая, что вранье лучше. Бывает ложь во благо - тогда истина скрывается, чтобы не причинить вред другим людям.

Аспектов лжи очень много. Одна ложь плавно перетекает в другую, из каждодневной лжи может вырасти ложь во благо. Из вранья во спасение может родиться ежедневная вранье.

Что такое лживость

Лживость – это стремление создать неправильное впечатление о событиях и фактах. Лживость противоречит общечеловеческим нормам и правилам, которые основаны на потребности иметь правильное представление об обществе и обстоятельствах.

Не всегда неправильное впечатление о событиях является следствием лживости. Иногда это – следствие недоразвитости мышления или неумения разграничить желаемое и действительное, например, дети лгут неосознанно.

Совершенно другой случай – лживость патологическая. Она имеет под собой веру в реальность выдуманного. В жизни лживость встречается в атмосфере враждебности, конкуренции и подозрительности. Оценка ее возможна только при условии правильного понимания мотивов и причин. Преодолевается лживость в результате воспитания при условии полного доверия между воспитанником и .

Существует масса тестов, как протестировать самого себя на лживость. Хотя, можно обойтись и без них. Спросите себя – как часто я лгу. Ответить на этот вопрос вам помогут простые действия.

Заведите себе блокнот или тетрадь. На каждом листе проставьте день – сколько дней проводите исследование, столько листов и пометьте. Чем дольше вы будете проводить свой тест, тем точнее будут результаты.

Каждый день записывайте разговоры с коллегами, родными, друзьями и т.п. Вовсе не обязательно цитировать их полностью, достаточно только отметить смысл этих бесед.

Отмечайте фразы и моменты, когда вы солгали. Лучше всего делать это сразу же после разговоров, чтобы ничего не стерлось из памяти. Отмечайте не только свои фразы, когда вы лжете, но и те, в ответ на которые вы лжете.

Для чистоты эксперимента разделите лист на несколько столбцов, в которых отметьте, где и с кем вы беседуете. Например – дом/работа/общественные места или занкомые/коллеги/друзья/родственники.

Проанализируйте ваши записи: где, когда, как и кому вы лжете. Анализ ваших записей сугубо индивидуален. Вы можете считать себя лживым человеком, если в ваших записях больше 30% необоснованной лжи.