Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Виды жанров журналистики. Виды журналистики Основные журналистские жанры

Рассмотрим все основные виды и жанры журналистики. Для каждого дам определение и в качестве дополнения предоставлю несколько интересных примеров. Вся классификация будет идти по Тертычному.

Жанр — это вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Скажем так, это конвенция о согласовании сигналов. Тех сигналов, которые подает автор.

Если к примеру, мы видим, что стоит жанр роман, то понимаем, что тут будет достаточно большой объем произведения. Там скорее всего будут какие-то приключения и насыщенный сюжет.

Если видим, что стоит семейная сага, то понимаем, что будет идти повествование о жизни какой-нибудь семьи. Будет много сюжетных линий. Если это комедия, то мы будем готовы к различным смешным поворотам.

То есть сам жанр дает нам какую-то наводку, что следует ожидать от данного произведения.

Жанр — это также и инструмент (форма произведения ). Причем они могут смешиваться. И на самом деле в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид ).

Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.

Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.

Таким образом, мы вырабатываем критерий оценки произведения. Ведь оценивать литературный труд по типу нравится или нет является очень неблагодарным делом.

Система жанров или виды журналистики

Ниже можно увидеть классическую систему жанров или основные виды журналистики:

  • Информационная публицистика
  • Аналитическая публицистика
  • Художественная публицистика

Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.

Информационные жанры журналистики

В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.

  • Заметка
  • Репортаж
  • Интервью
  • Информационный отчет
  • Блиц-опрос
  • Вопрос-ответ
  • Некролог

Заметка

— это небольшое информационное сообщение, которое содержит обычную новость. Жанр состоит из заголовка, лида и текста.


Пример заметки

Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.

Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда ). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.

Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.

По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.

Репортаж

Жанр репортаж возникает в результате развернутого применения метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.

Пример репортажа

Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.

Информационный отчет

Информационный отчет отличается сухостью подачи информации. Часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет.

Информационный отчет

Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары.

Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.

Информационное интервью

Сформировано в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.


Жанр информационное интервью

Видно, что под заголовком сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.

Блиц-опрос

По методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос.

Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.


Блиц-опрос

Тут опрашивают людей разного пола, профессий и возраста. Собственно, это в опросе и сообщается.

Некролог

В некрологе указывается про смерть человека, а также краткая информация о нем. Но еще уделяется внимание достижениям человека. Что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее.

Пример некролога

Аналитические жанры журналистики

  • Комментарий
  • Корреспонденция
  • Статья
  • Журналистское расследование
  • Аналитические отчеты
  • Аналитическое интервью
  • Аналитический опрос
  • Беседа
  • Социологическое резюме
  • Анкета
  • Мониторинг
  • Рейтинг
  • Рецензия
  • Обозрение
  • Обзор СМИ
  • Прогноз
  • Версия
  • Эксперимент
  • Письмо
  • Исповедь
  • Рекомендация (совет)
  • Аналитический пресс-релиз

Аналитическое интервью

Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее.


Аналитическое интервью

В примере сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.

Рецензия

Содержит критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее.

Целью является не просто осветить данное информационное явление. Нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.


Рецензия

В примере заявляется, что будет анализироваться и кто будет анализировать. А дальше идет анализ (рецензия ).

Статья

Является главным аналитическим жанром. Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.

Статья

Аналитика предмета создана так чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими ими вопросами.

Виды статьи:

  1. Общеисследовательская — автор может вести речь о направлениях политического и экономического развития страны. Или же он может рассуждать об уровнях нравственности. В основу анализа часто берутся крупные проблемы.
  2. Тактико-аналитическая — в основе лежат актуальные, практические проблемы. Например, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. То есть тут идут уже мелкие проблемы.
  3. Полемическая — это ответ на уже опубликованную статью. Это могут быть какие-то политические оппоненты, художественные критики, которые придерживаются другой позиции.

Тактико-аналитическая статья

Аналитический отчет

Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия.

Аналитический отчет

Это своего рода отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.

Комментарий

С помощью можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи.


Комментарий как жанр журналистики

В таком жанре журналистики всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.

Аналитическая корреспонденция выясняет причины события или явления. Определяет их ценность, дает прогноз развития и так далее.

Аналитическая корреспонденция

Журналистское расследование

Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема.

Журналистское расследование

Определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории.

Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.

Аналитический опрос

Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики. Ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее.

Пример аналитического опроса

Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.

Беседа

Беседа схожа с интервью. Отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.

Пример беседы

Социологическое резюме

В социологическом резюме публикуются краткие итоги различных соц-исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.

Социологическое резюме

Анкета

Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.

Анкета

Мониторинг

Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.

Мониторинг

Рейтинг

Пример простого рейтинга

Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.

Обозрение

В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях.

В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.

Обзор СМИ

В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.

Прогноз

Прогноз

Версия

Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.


Версия

Эксперимент

Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.


Эксперимент

Письмо

Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал.

Так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания.


Письмо

Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.

Исповедь

Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.


Исповедь

Рекомендация (совет ) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.

Пример рекомендации

Аналитический пресс-релиз

В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории.

Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.

Аналитический пресс-релиз

Художественно-публицистические жанры журналистики

В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:

  • Размышления
  • Наблюдения
  • Красивое описание и так далее

  • Очерк
  • Фельетон
  • Памфлет
  • Пародия
  • Сатирический комментарий
  • Житейская история
  • Легенда
  • Эпитафия
  • Колонка

Очерк

Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр.

Жанр журналистики очерк

В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.

Причем развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.

Портретный очерк

Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах.


Портретный очерк

В примере сначала идет информационный повод. Затем идет описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее.

В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.

Проблемный очерк

Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей.

Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее.

Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.

Путевой очерк

Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.

Эссе

Является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.

Пример эссе как жанр журналистики

В примере идет создание тщательно проработанного образа.

Колонка

Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр.

Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.

Фельетон

В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными.

Фельетон

Памфлет

В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.

Памфлет

Пародия

Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.

Пример пародии в журналистике

Сатирический комментарий

В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс.

Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.

Сатирический комментарий

Житейская история

Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.

Житейская история

Легенда

В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.

Пример легенды

Эпитафия

В эпитафии рассказывается про умершего человека. Но основное внимание идет не на смерть человека, а на его достоинства. Тут идет своего рода, оценка умершего человека.

Пример эпитафии

На этом все!

Теперь вы знаете, какие бывают виды и основные жанры в журналистике. Также мы рассмотрели их описание и примеры.

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. А пока, если вы не уверены в том, что можете правильно классифицировать тот или иной текст, лучше называйте свои произведения нейтральным словом «материал».

Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории и, в определенной степени, в информационных материалах. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты (особенно в так называемых «бульварных» изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать, какие есть жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и в чем их различие. Как музыкант должен сначала научиться играть гаммы, как художник-абстракционист должен уметь написать реалистическую картину, так и журналист, прежде чем отправиться в «свободный полет», должен научиться писать в любом жанре.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. схему). Начинающие журналисты, прежде всего, должны «набить руку» на информационных жанрах (кстати, в газете они занимают не меньше половины площади), поэтому им мы уделим основное внимание.

Главная цель информационного материала , будь он газетным, радийным или телевизионным, – сообщить о факте (в ежедневных изданиях и выпусках во главу угла ставится «свежий» факт – новость). Факт для журналистики так же важен, как человек для анатомии. Это - основа основ, без фактов журналистика немыслима.

Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров. Посмотрим, как подается факт в конкретных информационных жанрах.

ХРОНИКА - факт без подробностей. Небольшие (порой из одной – двух фраз) сообщения, не имеющие заголовка. Чаще публикуются подборками.

ИНФОРМАЦИЯ - короткая информация, или заметка. Содержит сам факт и некоторые подробности. Состоит из десяти–тридцати строк, имеет собственный заголовок. Чаще публикуется в подборке. Расширенная информация предполагает более широкое и подробное изложение событий. Возможны: историческая справка, сравнение, характеристика героев и т.д. Включает в себя вступление и концовку. Содержит 40-150 строк, заголовок. Допустим подзаголовок.

ИНТЕРВЬЮ - изложение фактов от имени того, с кем ведется беседа. Предполагает совместное творчество: журналист предвосхищает вопросы читателей, тщательно готовится к интервью, непременно владеет ситуацией. Необходимо указать, с кем ведется беседа (фамилия, имя, отчество, служебное или общественное положение), тему разговора, каким образом получено интервью (в личной беседе, по телефону, по факсу и т.д.).

ОТЧЕТ - по заданию редакции журналист рассказывает о том, что видел и слышал. Размер материала зависит от значимости события. Общий отчет содержит изложение фактов в хронологическом порядке, тематический – освещает 1-2 наиболее важных вопроса, отчет с комментариями – изложение основных событий и высказывание совей точки зрения.

ЗАРИСОВКА - обобщение фактов и описание обстановки. Короткий, живой и образный рассказ о своих впечатлениях.

ОБОЗРЕНИЕ - важнейшие события жизни города, завода, школы и т.п. за определенный период (сводки, итоги).

РЕПОРТАЖ - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста-очевидца или действующего лица. Репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т.д.). Репортаж желательно иллюстрировать фотоснимками. Репортаж бывает: событийный, тематический, постановочный.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзорная рецензия . Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов.

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.

В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ, близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным (событийный, путевой).

Фельетон – это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.

Памфлет – злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Информационные:

* Хроника

* Информация (короткая (заметка), расширенная)

* Зарисовка

* Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета)

* Отчет (общий, тематический, с комментариями)

* Путевые заметки

* Обозрение

* Репортаж (событийный, тематический, постановочный)

2. Аналитические:

* Корреспонденция

* Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая)

* Рецензия (литературная, кино, театральная)

    Художественно-публицистические:

* Очерк (сюжетный, описательный)

* Фельетон

Классификацию жанров журналистики можно сравнить с . Еще в IV веке до н. э. древнегреческий философ Аристотель в своих работах «Риторика» и «Поэтика» разделял литературу на разные виды, исходя из способа, посредством которого отражается реальная действительность (например, в драме это диалог, в поэзии - особый тип лирики и т.д.). Следуя традициям искусствоведения и литературоведения, теория журналистики исследует жанры и виды журналистских произведений. Основа же такого деления зиждется на огромном количестве видов социальной деятельности человека, великом многообразии окружающей действительности и творческого потенциала ее отражения.

Любое журналистское произведение основывается на факте, т.е. на свершившемся событии. Факты составляют базу информации и обладают такими свойствами как общественная значимость, правдивость, свежесть, достоверность и небанальность.

Исследователи классифицируют журналистские жанры разными способами. В наиболее распространенном из них жанры делятся на художественно-публицистические, аналитические и информационные. Однако есть и другие способы: к примеру, известный литературовед и педагог Лев Кройчик выделяет следующие виды журналистских текстов:

  • Исследовательско-образные (к ним относятся эссе и фельетоны)
  • Исследовательско-новостные (к ним относятся комментарии, корреспонденции и рецензии)
  • Исследовательские (к ним относятся письма и статьи)
  • Оперативно-исследовательские (к ним относятся интервью, репортажи и отчеты)
  • Оперативно-новостные (к ним относятся любые заметки)

Согласно Кройчику, жанр представляет собой особую организационную форму жизненного материала, наделенную различными структурно-композиционными признаками. В то же время несколько иначе рассматривает данный вопрос советский и российский историк Семен Гуревич. Жанр как таковой он считает рядом устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, типом отображаемой реальности, стилистики и композиции. Исходя из этого, отличается и его разделение жанров журналистики. Гуревич выделяет:

  • Сатирические жанры
  • Художественно-публицистические жанры
  • Эпистолярные жанры
  • Ситуативно-аналитические жанры
  • Диалогические жанры
  • Жанры новостной информации

Но вернемся к наиболее распространенному разделению на жанры. Самыми востребованными в журналистике считаются художественно-публицистические, аналитические и информационные. К художественно-публицистическим относятся памфлеты, фельетоны, пасквили, очерки, эссе и зарисовки. В категории аналитических можно назвать обзоры, мемуары, рейтинги, беседы, рецензии, письма, статьи, комментарии. А среди информационных отметим отчеты, некрологи, хроники, репортажи, событийные интервью, заметки и расширенную информацию на ту или иную тему.

Информационные жанры передают объективную информацию о явлениях, людях и событиях до общественности. Журналист здесь является фиксатором протекания событий, источником данных, которые не могут быть получены аудиторией из первых рук, посредником, передающим сведения в режиме реального времени. Но критический анализ и оценка информации в этом случае отходят на второй план, т.к. эту задачу выполняют аналитические жанры. А художественно-публицистические жанры позволяют журналисту в полной мере проявить свое творческое мышление, представить свою картину мира. Не будет ошибкой добавить и то, что три упомянутых выше жанра и ассоциируются сегодня с журналистикой у большинства людей. Но этим ее многогранность вовсе не ограничивается - жанры журналистики тесно переплетаются с ее типологией, поэтому и ей тоже необходимо уделить некоторое внимание.

Типология журналистики

Разграничить журналистику по типам можно лишь условно, ведь ее опорой служит общественное объективно-истинное знание, попадающее под влияние ценностных социальных норм. Но и эти нормы в каждом конкретном социуме могут отличаться. Чтобы провести полноценный анализ типологии журналистики, нужно выявить ее исторически сложившиеся разделы, их взаимовлияние и периодизацию. У нашего курса нет такой задачи (при желании вы можете провести собственное исследование), поэтому мы просто перечислим основные типы, на которые подразделяется на сегодняшний день журналистика.

Журналистика бывает:

  • Религиозной
  • Экономической
  • Гражданской (непрофессиональная журналистика)
  • Мультимедийной
  • Ресторанной
  • Научной
  • Спортивной
  • Музыкальной
  • Бульварной («желтая пресса»)
  • Корпоративной
  • Деловой
  • Международной
  • Политической

При этом выделяют также журналистские расследования, трэвел- и гонзо-журналистику, а также интернет-журналистику.

Любой из типов предполагает использование специальных методов. Беря во внимание то, что предметом журналистики является общественная жизнь во всем ее многообразии, а обязанность представителя журналистской профессии - это донесение до людей правды и поиск истины в спорных вопросах, достигать поставленных целей помогают:

  • Диалоги, в которых обсуждаются актуальные и важные проблемы
  • , позволяющие узнавать различные точки зрения на одни и те же вопросы и приближаться к истинному пониманию вещей
  • Сомнения, заставляющие искать аргументы, трезво рассуждать и отыскивать правду
  • Критика, посредством которой исследуется внутренняя природа вещей и достигается объективная интерпретация сведений
  • Проблематизация, при помощи которой ставятся конкретные проблемы и ищутся их решения

Когда речь идет о журналистике, автоматически подразумевается сбор и творческая обработка полученной информации о социальной жизни, тенденциях, новостях и т.д. Эти сведения впоследствии будут распространены при помощи СМИ. И уже в зависимости от того, какие для распространения данных будут использоваться технические средства, определяется направление журналистики.

Направления журналистки

Всего на данный момент можно выделить пять основных направлений:

  • Фотожурналистика
  • Тележурналистика
  • Радиожурналистика
  • Периодическая печать
  • Интернет-журналистика

Рассмотрим основные отличия этих направлений.

Фотожурналистика

Фотожурналистика является особым направлением журналистики, где главным средством выражений информации служат фотографии. Среди обязательных условий этого направления можно выделить объективность (фото должны точно воспроизводить события), хронологию и последовательность (фото должны передавать зрителю смысл изображенных на них событий).

Тележурналистика

Тележурналистика признана сегодня самым массовым и самым мощным способом распространения информации. На общественность она оказывает максимальное воздействие. Отличается наличием возможности параллельной передачи видеоряда, музыкального сопровождения, комментариев авторов, а также возможностью применения аудио- и видеоэффектов. Для журналистского творчества здесь кроются неисчерпаемые возможности.

Радиожурналистика

Радиожурналистика предполагает применения средств радиовещания для распространения информации. Характерные черты данного направления состоят в высокой оперативности и специфическом характере эмоционального воздействия на аудиторию.

Периодическая печать

Периодическая печать считается самым старым направлением журналистики. Сведения распространятся в этом случае посредством печатной продукции, такой как журналы, газеты, специализированные издания каких-либо организаций, информационные бюллетени и т.п. Задача любого подобного издания - это информирование (литературно-художественное, научное, общественно-политическое и т.д.) общества. Также периодическая печать формирует общественное мнение на тему того или иного вопроса.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика - это новейшее направление, начавшее распространяться около 20 лет назад. Ее специфика заключается в практически неограниченном потенциале для любого человека, который хочет испытать свои силы на поприще журналиста, и максимально высокой степени оперативности.

Названные нами направления могут быть как вполне самостоятельными, так и дополнять друг друга, переплетаться между собой. К примеру, в периодических печатных изданиях часто помещаются фотографии, а на интернет-ресурсах запросто транслируются телевизионные каналы и радиостанции и т.п.

Немаловажен и тот факт, что каждая эпоха характеризуется своими собственными тенденциями, а это значит, что со временем одни жанры и направления журналистики начинают преобладать над прочими. Если, например, в 90-х годах прошлого столетия отмечался бум тележурналистики с ее громкими скандалами и расследованиями, то сейчас все большие обороты набирает интернет-журналистика. И дабы не идти вразрез с тенденциями нашего времени, мы хотим посвятить отдельный блок урока именно ей.

Интернет-журналистика

Интернет-журналистика, как мы уже и сказали, представляет собой новое направление журналистики. Она появилась в самом конце 1990-х годов, что связано с бурным развитием и повсеместным распространением интернета. Благодаря специфике Всемирной паутины начало организовываться систематическое информационное вещание на широкие массы, не требующее развертывания специальной технической базы. Это позволило практически любому человеку иметь возможность создавать СМИ.

Онлайн-издания бывают и официальными, и неофициальными. А интернет-журналист, работающий на одно из таких изданий, в большинстве случаев не сталкивается в своей деятельности с множеством атрибутов журналистики традиционной формы, например, с полиграфией, звукозаписывающим или телевизионным оборудованием и т.д. Однако правовой аспект для интернет-журналиста все так же важен, т.к. по факту он всегда несет ответственность за то, что публикует.

Тесно связана с интернет-журналистикой и индивидуализация журналистского дела. Личность стала выступать в качестве производителя и распространителя информации, работающего вне какого бы то ни было внешнего контроля. Так, широкое распространение получила блогосфера (совокупность всех блогов как сообщества), по причине чего даже в научных кругах и прессе стал подниматься вопрос о том, не вытеснят ли блоги традиционные СМИ.

На настоящий момент множество людей приходят к заключению, что блогосфера (именно ее, кстати, можно называть непрофессиональной, гражданской или индивидуальной журналистикой) и профессиональная журналистика служат дополнением друг для друга, т.к. недостатки одной с лихвой восполняются преимуществами другой и наоборот.

Интернет-журналистику как совершенно неординарное и необычное явление в области журналистики вообще вполне можно расценивать как новую ступень в ее эволюции. Это отчетливо прослеживается по таким ее признакам как децентрализация СМИ, интерактивность, отказ от монолога и переход к диалогу и т.д. И если продолжить рассматривать развитие журналистики в этом ключе, в глаза бросается еще одно новое направление, именуемое Web 2.0. Собственно, говоря об интернет-журналистике, не упомянуть о нем в принципе было бы неверно.

Web 2.0

Понятие «Web 2.0» означает методику проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем большее количество людей их использует. Важным нюансом Web 2.0 считается принцип привлечения интернет-пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала (информация из свободной энциклопедии «Википедии »).

Представленное словосочетание впервые употребило в 2004 году издательство O"Reilly Media, специализирующееся в сфере информационных технологий. Но вышеназванная трактовка должна быть уточнена: «становятся лучше» нужно понимать как «становятся плотнее», т.к. имеется в виду наполнение систем сведениями, но вопросы их объективности и достоверности не поднимаются. По большому счету под Web 2.0 подразумеваются сервисы и проекты, которые активно развиваются и улучшаются самими пользователями, а это и есть те самые блоги, соцсети, вики-проекты и т.п.

Для определения сути Web 2.0 вполне подходит определение комплексного подхода, дающего возможность организовывать, реализовывать и поддерживать веб-ресурсы. Предлагаем вам ознакомиться лишь с несколькими успешными проектами, где Web 2.0 прекрасно себя проявила (наверняка вы и сами чуть ли не ежедневно сталкиваетесь с ними):

  • Википедия. В настоящее время это целый конгломерат интернет-ресурсов, позиционирующихся, как правило, как справочники и энциклопедии. Этот проект - одна из самых крупных в Сети баз данных, предлагающих практически всем возможность редактировать информацию, размещенную на сайте.
  • Блоги. Еще один ярчайший пример Web 2.0. Львиная доля контента создается не хозяевами ресурсов, а самими пользователями. Для активной и грамотной работы используются технологии RSS и FOAF, а также тэги, помогающие придать контенту структуру. FOAF дает пользователям возможность подписки на новости и материалы друзей, и сегодня ни одна интернет-сеть не функционирует без этой технологии. А RSS - это достаточно простой, но крайне действенный инструмент для копирования гипертекста. Кроме блогов он применятся для формирования новостных лент.
  • Обменные сервисы. Как и в предыдущих случаях, наполняют их пользователи. Каждому человеку предоставляется место для хранения самых разных файлов. Кстати, RSS и тэги применяются и здесь.
  • Ресурсы, параллельно использующие документацию. Пользователям предлагается возможность ведения одновременного и совместного документооборота - файлы можно создавать, редактировать и удалять, причем для этого не требуется никакого дополнительного ПО.

Методика Web 2.0 взаимодействует и с веб-приложениями. Ежедневно у множества таких приложений появляются аналоги, а пользователи избавлены от необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на свои компьютеры. К тому же пользоваться веб-сервером почти всегда дешевле, нежели покупать аналогичную программу в стандартном варианте.

У Web 2.0 есть ряд весомых преимуществ. Например, традиционные интернет-сервисы не дает пользователям развивать свою деятельность. А Web 2.0 позволяет это делать применительно к каждому конкретному ресурсу. Интерактивность же Web 2.0-ресурсов дарит людям все возможности для самореализации.

Однако, как и у любой другой технологии, у Web 2.0 есть и недостатки. Основной - это «зашумление» Сети, продуцируемое просто невероятным количеством непрофессиональных сайтов. Навигация и качество таких проектов далеки от идеала, по причине чего была разработана концепция Web 3.0 - сервисы и контент высокого качества, создаваемые профессиональными мастерами на базе Web 2.0. Несмотря на это, влияние Web 2.0 все больше расширяется, а традиционные интернет-ресурсы понемногу отходят на второй план.

Специфика и возможности как самостоятельно Web 2.0, так и интернет-журналистики в целом, открывают новые горизонты для работы и профессиональных достижений, но все же онлайн-журналистика остается журналистикой, и призвана влиять на массовое сознание и формировать общественное мнение. Это говорит о том, что даже в наше время стремительного технологического и информационного прогресса поставленных перед собой целей и задач журналист может достичь, пусть и при помощи безграничных просторов интернет-пространства, но все же посредством давно зарекомендовавших себя приемов, таких как написание всем известных статей, отчетов, пресс-релизов, интервью и т.д. И, конечно же, все это невозможно без поиска информации.

Почти все последующие уроки будут носить практический характер. Третий урок посвящен конкретно поиску информации и написанию статей и отчетов. Мы расскажем о работе с источниками, структуре статей и шагах по их написанию, а также о том, как создать свой собственный журналистский отчет.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.

Нашу классификацию начнем с морфологических (греч. morphe – форма + logos – учение) признаков. Аристотель в фундаментальных трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) обосновал деление литературы на роды в зависимости от способа отражения реальной действительности (поэзия – особый вид лирики, проза – эпическое произведение, драма – диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такого деления кроется в многообразии типов общественной практики человека, невероятном разнообразии окружающего нас мира и творческих возможностей его отражения.

Из второй лекции данного курса мы знаем, что в процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации – пресса, радио и телевидение. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.

Иногда особым родом журналистики считают информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации, вспомогательное подразделение. Еще менее правомочно включение в этот ряд кинематографа, книгоиздательской деятельности, выпуска грампластинок и компакт-дисков: имея некоторое сходство с массовой информацией, эти виды деятельности принципиально отличаются процессом организации информационного потока.

Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.

Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.

Художественный тип сообщений, в отличие от научного, характеризуется образностью языка, многозначностью понятий, умением обобщить единичный факт, типизировать явление. Если в научных публикациях речь идет, по преимуществу. об окружающем человека мире, то в художественных – вероятнее всего, о самом человеке, о его внутреннем мире, об отношении к миру внешнему и его восприятии отдельной личностью.

Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.

Иногда понятие “публицистика” воспринимается как синоним к слову “журналистика”. Это объясняется тем, что публицистика, в сущности, также родовое понятие, включающее в себя произведения, освещающие актуальные социально-политические и другие проблемы современности в печати, на радио и телевидении и в отдельных печатных изданиях. Публицистика существует в словесных (устных и письменных), графических изобразительных (плакат, карикатура), фото- и кинематографических (фоторепортаж, документальный фильм), театрально-драматических и словесно-музыкальных формах.

Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует.

В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.

Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.

Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.

Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.

Если культуру рассматривать как совокупность объектов и субъектов материальной и духовной деятельности, или некую гиперсистему, то, скажем, искусство как вид духовного освоения действительности и ее преобразования по законам красоты есть самостоятельный и весьма обширный пласт человеческой культуры. Это практически независимая (автономная) система внутри гиперсистемы культурной деятельности человечества. Внутри этой системы существуют подсистемы (или системы более мелкого уровня), такие, как изобразительное искусство, литература, художественный кинематограф и т.д. Точно так же в идеологической системе можно выделить журналистику, или систему средств массовой информации. Внутри системы СМИ, как мы знаем, существуют подсистемы периодической печати, телевидения и радио (роды журналистики). Составными частями, или компонентами этих подсистем можно назвать информационную, аналитическую и художественную публицистику (виды журналистики). Наконец, составными частями, или элементами этих компонентов являются разнообразные жанры, которые, по сути, выполняют роль своеобразных “кирпичиков”, из которых строится полноценная журналистская конструкция.

Условимся, что под жанром мы будем понимать исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков. Каких именно?

В основу жанрового деления положена не только уже упоминавшаяся нами мера типизации. Здесь учитывается также способ отражения реальной действительности, тематическое своеобразие, функциональные особенности, технические условия создания журналистских произведений. При помощи этих признаков все разнообразие журналистской продукции можно классифицировать по ряду формальных признаков. Это позволяет выделить определенное количество соответствующих жанров, жанровых форм и модификаций, что важно не столько для теоретического осмысления проблем современной журналистики, сколько для практической деятельности журналистов.

Кроме того, теория жанров, отличающаяся чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, что объясняется нестабильностью объекта исследования, также находится в постоянном процессе развития, видоизменяясь вместе с живой и изменчивой журналистской практикой.

Важно помнить, что в “чистом” виде многие жанры не так уж и часто встречаются на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах. То и дело мы видим, как жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга – это явление называется диффузией. На “стыке” жанров подчас точнее отражаются сложные жизненные отношения, драматические коллизии нашего времени.

Но сколь бы сложной ни была “конструкция” журналистского произведения, в его основании всегда можно обнаружить более простые элементы – основные жанровые формы.

Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.

Для информационной публицистики характерен интерес к единичному факту, конкретному событию. Ее метод – по преимуществу, констатация свершившегося. С традиционной точки зрения, информация призвана отвечать на вопросы: что? где? когда? Объект аналитической публицистики – группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества, а метод – исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью? Значит, в первом случае факт, событие – не только объект, но и цель, во втором – факты скорее становятся средством обоснования позиции журналиста, аргументами в цепи выстраиваемых им доказательств.

В жанрах художественной публицистики определяющим является наличие образа, а анализ и сообщение фактов играют подчиненную роль, имеют второстепенное значение. Функция художественной публицистики – в раскрытии типического, общего, через индивидуальное, отдельное. Журналистские произведения этого вида есть результат художественной организации фактического документального материала.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить: заметку, текст которой может быть опубликован в газете, прочитан на радио, сопровождать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специфические черты в каждом из родов журналистики.

К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.

К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.

Каждый из жанров обладает немалым числом форм. Например, широко распространенная разновидность интервью – пресс-конференция. Протокольный репортаж с официального события называется отчетом. Иногда в отдельный жанр выделяют произведения инвестигейтивной (от англ. investigate – расследовать) журналистики, его так и называют – расследование. Ток-шоу на телевидении родились из обычной беседы, но превратились в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. К художественной публицистике, безусловно, относятся многочисленные телеигры, многие развлекательные передачи на радио и ТВ.

На занятиях в творческих мастерских вы будете подробно изучать и осваивать каждый журналистский жанр. Кроме того, вы должны будете понять, как создаются сложные составные формы: в газете – подборка, тематическая полоса, разворот, тематический выпуск, в электронной прессе – радио- и тележурнал, передача, программа, канал. Если жанры, образно выражаясь, “кирпичики”, строительный материал составных журналистских конструкций, то информационный выпуск, тележурнал, видеоканал или радиопрограмма – стройное законченное здание, сложный “организм”, создаваемый и живущий по собственным законам, с некоторыми из которых мы познакомимся в следующей лекции.

Если мы говорим о профессии -- имеем в виду журнализм. Если о специальности, то подразумеваем газетчиков, тележурналистов, радиожурналистов, работников информационных агентств, журналистов интернет-СМИ и др.

В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности в рамках жанра: репортер, комментатор, интервьюер, расследователь и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике. Такое деление называется профилизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни. Каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций Свитич, Л.Г. Профессия: журналист: учебник / Л.Г. Свитич. -- М.: Аспект Пресс, 2003. -- 25 с..

Репортёр.

Репортёр -- это сотрудник СМИ, как штатный, так и фрилансер, который работает в кадре (ТВ) или эфире (радио) и за кадром -- в печатных или интернет-изданиях. В журналистике всё начинается именно с репортёрского труда: редакторы могут делать свою часть работы только после того, как репортёры добыли факты.

Репортёры обязаны распознавать информацию, интересную и полезную читателям, видеть факты, из которых может сложиться потенциальный материал, улавливать связи между разрозненными на первый взгляд данными, которые на самом деле есть части целого Мэллет, Малькольм Ф. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы: справочник / Ред.-сост. Малькольм Ф.Мэллет; Пер. с англ. И. Осадчей. ? М.: Права человека, 1998. ? 4 с..

Ключевое значение в этой профессии имеет оперативность. Репортёр не просто знакомит зрителя с новостями, а рапортует с места событий, являясь очевидцем происходящего и беспристрастно информируя о происходящем. В отличие от колумнистов и комментаторов, репортёры избегают давать оценку происходящему и обозначать позицию, это не их прерогатива.

Акрам Хазам, шеф московского бюро телеканала «Аль-Джазира» утверждает, что профессия репортёра? быть вовремя везде.

Пётр Любимов, ведущий телеканала «ТВ Центр» характеризует современного репортёра как неэмоционального, высокопрофессионального с точки зрения телевизионного мастерства человека. Это человек, который может беспристрастно смотреть на происходящие события, не испугаться чрезвычайных происшествий, проявлять выдержку в жестких ситуациях.



Комментатор.

Человек на должности комментатора является автором комментариев в отношении какой-нибудь конкретной сферы событий? например, общественной, политической, спортивной.

Должность комментатора обычно отдают журналисту-профессионалу, для которого соответствующая сфера является областью специализации. Часто для комментариев приглашают внештатных специалистов их соответствующей сферы деятельности.

Работа спортивного комментатора близка репортёру, т.к. ведущий жанр здесь? репортаж со спортивного состязания. Суть спортивного репортажа описание непосредственно происходящего на месте события. Однако спортивный комментатор должен уметь дополнить свой рассказ другой информацией Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -- 40 с..

Во время репортажа спортивный комментатор не имеет права демонстрировать собственные симпатии и антипатии. Он должен помнить, что среди слушателей есть приверженцы и той, и другой команды, и тех, и других спортсменов. Даже если приходится рассказывать о международных соревнованиях, когда практически вся аудитория переживает за свою национальную команду, за отечественных спортсменов, следует сохранять объективность в оценке выступлений.

Комментарий облегчает выработку аудиторией собственного мнения об актуальных событиях или проблемах. Он не может быть абсолютно объективным, так как передает суждения автора. Комментатор должен убедить читателя, зрителя или слушателя, и сделать это можно не только благодаря железной логике аргументов, но и доказательной манерой разговора, особыми интонациями рассказчика, если комментатор является телерадиожурналистом Цвик, В.Л. Журналист с микрофоном: учебное пособие / В.Л. Цвик. -- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -- 47 с..

Обозреватель.

Журналист-обозреватель занимается анализом в определенной сфере деятельности, способен делать выводы и прогнозировать процессы.



Определяющий признак жанра обозрения? единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать? значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.

Обозреватель должен:

· возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах, происходящих в общественной жизни;

· отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию «личной стратегии» граждан;

· обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;

· через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;

· способствовать практическому решению проблем общества Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный. ? 2-е изд., испр. и доп. ? М.: Аспект Пресс, 2002. ? 312 с..

Редактор.

Редактор в СМИ выполняет очень важную функцию: в его непосредственном подчинении находится редакция и все журналисты.

Он отбирает и размещает информацию различного рода в своем СМИ, стремясь к достижению максимальной информативности и популярности своего издания. Также редактор занимается правкой текстов, стилистической или содержательной. В его власти? определение информационной политики, формирование облика издания или программы, выработка направлений деятельности, подбор сотрудников и управление творческим коллективом, компоновка номеров и выпусков. Редакторы конкретных отделов СМИ? например, спортивного или экономического? занимаются координацией работы журналистов своего подразделения, правкой материалов.

2.5 Интервьюер Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие / А.А. Тертычный. ? 2-е изд., испр. и доп. ? М.: Аспект Пресс, 2002. ? 312 с.

В роли интервьюера журналист может ставить только вопросы, а отвечает на них интервьюируемый, который и формирует основное содержание публикации или передачи, ее характер. Интервьюер может лишь задать направление размышлениям интервьюируемого.

Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен "равноправными", равнозначными репликами.

Настоящий серьезный интервьюер каждый раз придумывает новые вопросы? исходя из того, с кем предстоит беседовать и в какой ситуации. Хороший вопрос? вещь одноразовая Кузнецов, Г.В. Так работают журналисты ТВ: учебник / Г.В. Кузнецов. ? М.: Изд-во МГУ, 2004. ? 400 с..

Работа интервьюером требует терпения и доброжелательности. Основные качества: активность, общительность, коммуникабельность, умение расположить к себе собеседника.

Журналист-расследователь.

Сам жанр журналистского расследования предполагает всестороннее и подробное исследование некой мало изученной, закрытой или тщательно скрываемой темы, в процессе работы над которой приходится преодолевать нежелание определенных структур предоставить интересующую информацию. Часто расследования связаны со злоупотреблениями властью и коррупцией. Но талантливый журналист сумеет сделать блестящий материал и вне этих рамок, попытавшись, к примеру, выяснить, почему из ближайшего озера ушли бобры.

Основное отличие журналистского расследования как жанра заключается, пожалуй, в том, что автор не ограничивается постановкой проблемы и ее самостоятельным исследованием. Он, как правило, предлагает какие-то варианты ответов на возникшие вопросы, выводы, которые вытекают из проделанной им работы. Иной раз он может даже не делать этого открытым текстом, но собранные факты и комментарии к ним сами подтолкнут читателя или зрителя к правильному заключению.

Журналистское расследование? задача чрезвычайно сложная и, случается, опасная для неподготовленного человека. Даже корифею от криминальной журналистики она не всегда по плечу, если действовать приходится в одиночку. Зато результаты могут превзойти все ожидания, если за дело берется целый коллектив. Именно тогда становится возможным полномасштабный сбор информации, ее грамотная обработка и проверка Шум, Ю.А. Журналистское расследование: учебник / Ю.А. Шум. ? СПб: Изд-во СПбГУ, 2008. ? 288 с..

Ведущий телерадиоэфира.

Дискуссии, круглые столы.

Дискуссия (от латинского discussio - исследование, обсуждение, рассмотрение) предполагает, что процесс развития мысли вокруг обсуждаемого предмета происходит на глазах телезрителей и радиослушателей и, тем самым, активизирует интеллектуальную деятельность аудитории, включая ее в процесс поиска истины.

Предварительная работа журналиста при подготовке передачи этого жанра может быть невелика, зато резко возрастает значимость таких качеств как умение регулировать разговор, давать возможность высказываться и вовремя останавливать участников, направлять общий ход дискуссии. Важно, чтобы разговор не ушел в какую-то узкопрофессиональную нишу, а оставался на уровне, интересном аудитории. Журналист в данном случае играет роль посредника между интересами зрителей и находящимися в студии специалистами по той или иной теме. Важное место здесь занимает умение журналиста импровизировать, так как ход дискуссии не всегда может быть предсказуем Князев, А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа: учебник / А.А. Князев. ? Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. ? 160 с..

Важнейший принцип: ведущий дискуссии не является ее участником, не становится на сторону кого-либо из собеседников. Безусловно, он имеет право выражать сомнение или ставить под вопрос чье-то мнение - все это необходимый арсенал ведения передачи. Часто судят о личности ведущего по тому, как он держится с высокопоставленными гостями. Отрицательную реакцию аудитории вызывает как невоспитанность и грубость, так и льстивое заискивание. Первостепенное значение имеет быстрота реакции ведущего, остроумие, дружелюбие, контактностьКузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ? М.: Изд-во МГУ, 2005. ? 368 с. .

«Круглые столы» ? разновидность передач, на которых обсуждается какое-либо явление или проблема. Столкновение различных точек зрения в разговоре нередко приводит к эволюции жанра: беседа перерастает в дискуссию.

Задача журналиста? не «потерять тему», не давать участникам уходить от предмета спора, который может быть очерчен и в предварительной беседе, до эфира. Всегда есть и другая опасность - потерять горячность и спонтанность, т. е. как раз то, что является особенностью передачи Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ? М.: Изд-во МГУ, 2005. ? 368 с..

Ток-шоу.

Слово «шоу» напоминает о том, что разговор становится зрелищем. Темой «ток-шоу» может стать обсуждение подготовки крупного города к зиме или конкурс архитектурных проектов, но чаще обсуждаются скандальные темы, взбудоражившие общество.

Для работы в ток-шоу недостаточно иметь журналистский опыт. «Держать» большую группу, формируя из людских характеров, темпераментов, пристрастий единое зрелище, ? особая профессия. Это «массовик-затейник» высшего класса. Возможно, эта работа требует больше актерских, нежели журналистских, навыков.

Работа талантливого шоумена поражает широтой возможностей ведущего: его эрудиция, такт, доброжелательность в сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели должны приводить к поиску истины через диалоги и, тем самым, оказывать огромное духовное воздействие на телезрителей. В подобных передачах, можно только догадываться, сколь тщательно готовился журналист к этим беседам, как просчитывал возможные варианты ответов на свои вопросы и линию своего поведения в спонтанно возникающих противоречивых диалогах. Талантливый шоумен выступает не перед своей аудиторией, он работает внутри нее. Это и есть «высший пилотаж», доступный лишь немногим Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ? М.: Изд-во МГУ, 2005. ? 368 с..

Информационная программа.

Телевизионный журналист, начинавший репортером в информационной программе, может со временем занять высшую в иерархии престижности должность ведущего такой программы. Престиж обеспечивается ежедневным появлением на экране с самыми важными новостями дня.

По сути, ведущий новостей делает то же, что и диктор: читает строчки, бегущие по телесуфлеру. Импровизации в подобных случаях не поощряются, так как рано или поздно досадная оговорка может привести к весьма печальным последствиям.

Строгая научная терминология несвойственна речи ведущего. Все понимают, что не сам ведущий добывал новости, но его обязанность - умело и тактично подать их. Он сама уверенность, но не самоуверенность, обладает четкой дикцией и выразительными интонациями.

Ведущий должен быть олицетворением спокойствия и стабильности. Его телевизионный талант, интеллигентность и эрудиция должны позволять ему не только «сохранять лицо» в любых событийных политических ситуациях, сколь бы сложны и двусмысленны они ни были, но и давать зрителям уверенность в том, что они получают самую объективную, самую правдивую, самую свежую, самую необходимую информацию Кузнецов, Г.В. Телевизионная журналистика: учебник / Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. ? М.: Изд-во МГУ, 2005. ? 368 с..

Авторские программы занимают особенное место на телевидении: это своего рода продукт, который не всегда может найти своего потребителя, несмотря на то, что у каждого товара есть свой покупатель. Именно поэтому работа над такими проектами порой проводится не один год. Нужно продумать всё до мелочей, прежде чем программа выйдет в эфир. Любая недоработанная деталь может оказаться слабым звеном. Работа над авторской программой происходит в команде.

Для того чтобы телепередача пользовалась успехом, нужна определённая «изюминка», черта, выгодно отличающая передачу от других. Необходимо добиться расположения телезрителя, тогда у программы будет будущее, и, соответственно, определенный круг постоянных зрителей.