Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Страх публичных выступлений: причины и как избавиться. Боязнь выходить на сцену (страх перед публикой)

Выступление перед публикой – целое искусство. Но что делать, если вы не просто не умеете выступать перед аудиторией, но и боитесь этого? Глософобия, или страх публичных выступлений (страх сцены) находится на втором месте по популярности после страха смерти. Его причины могут иметь самые разные корни: от до детства. Но преодолеть глософобию можно. И это доказали такие известные люди, как Джим Керри, Бенедикт Кембербэтч, Меган Фокс. Да-да, они тоже боялись сцены. И далеко не только они.

Самая популярная причина – . Если вы еще никогда не выступали публично, то страх вполне понятен. Просто вам это незнакомо, это пока лежит за границами вашей . Другого варианта нет, кроме как пробовать, заставлять себя выступать публично, расширять зону комфорта. Всегда бросайте себе вызов, сами напрашивайтесь на публичные выступления, раз решили, что вам нужно научиться этому. Чем чаще вы будете выступать, тем проще это будет происходить. Вы накопите опыт. В итоге страх уйдет, останется только приятное волнение и эмоциональный подъем.

Еще одна возможная причина – неудачное выступление и как следствие – психотравма. С этим справиться сложнее, но попробуйте проанализировать предшествующий опыт. Что именно повлекло неудачу? Что именно случилось? Сравните старого себя и прежнего. Думаю, эти люди явно отличаются. Возможно, новый вы обладает всеми инструментами, чтобы предыдущий опыт не повторился.

Таким образом, причиной страха выступления может быть:

  • зацикливание на своих переживаниях, на своем страхе;
  • неудачный предшествующий опыт, воспоминания о нем;
  • плохая подготовка к выступлению;
  • недостаток опыта.

Ну и дополняет картину неуверенность в себе, робость, застенчивость, и много чего еще. Каковы ингредиенты вашего коктейля глософобии?

Как выступать перед аудиторией

В первую очередь измените свое отношение к страху. Перестаньте воспринимать его как преграду, а начните видеть в нем возможности. Дело в том, что страх и волнение заставляют наш организм на психофизиологическом уровне работать на полных мощностях. Мы становимся быстрее, сильнее, умнее и ловчее. Осознайте, что волнение разгоняет по организму кровь, за счет чего вы можете быстрее анализировать информацию, быстрее говорить, быстрее и точнее подбирать слова. Вы можете быть в разы продуктивнее, если позволите волнению помогать вам, а не будете относиться к нему с еще большим страхом.

Всегда выглядит приятнее тот оратор, который не прячется за трибуной и не читает по бумажке. Но это верх искусства и, конечно, пока жив страх выступления, достичь такого не получится.

Упражнения по преодолению страха

Подготовка – основной способ избавления от страха. Но неплохо дополнить его еще некоторыми методиками.

Для нормализации нейрогормонального состояния полезно нагрузить себя физически. Отожмитесь, поприседайте, пробегитесь, помашите руками. И телу полезно, и «антистрашин» выработается, проще говоря, эндорфины – гормоны антистресса и счастья. Но не делайте этого непосредственно перед выступлением, ваше дыхание должно нормализоваться, а вид быть опрятным.

Визуализация

Представьте и проиграйте в голове предстоящее выступление перед публикой. Прочувствуйте его каждым из основных чувств. Представляйте каждую деталь, чем точнее, тем лучше. Представьте внимательные взгляды слушателей, обмен энергией. Представляйте только успешное и приятное. Представьте самый удачный сценарий: как вы шутите, как положительно на это реагирует публика, как мастерски вы отвечаете на неожиданные и сложные, а то и каверзные, вопросы.

Самовнушение

Прежде чем выйти на сцену (выступить), проговорите несколько фраз:

  • Я рада, что я здесь.
  • Я рада, что вы здесь.
  • Я уверена в своих знаниях.
  • Я знаю и понимаю то, о чем хочу рассказать.
  • Вы мне нравитесь.
  • Я вам нравлюсь.

Преодолеть страх можно только одним путем – тренироваться. И, конечно, нужно помнить, что на 90 % успех выступления зависит от подготовки. с людьми, научитесь понимать их, научитесь владеть собой. Поработайте над своей уверенностью и Разложите ваш страх на подпункты и решите их.

Вы думаете, что страх перед сценой могут испытывать только артисты из разряда любителей? Смеем вас заверить, что это совсем не так. Всепоглощающая нервозность присуща всем: от профессионального певца, лауреата многочисленных конкурсов, до кинозвезд, ведущих церемонию вручения премий.

К счастью, люди, которые по роду своей деятельности часто сталкиваются с подобными проблемами, выработали целую стратегию противодействия своим эмоциям. Они могут дать артистам-любителям, собирающимся на свое первое выступление, несколько ценных советов и рекомендаций.

Не думайте о своей аудитории

Этот совет дает ветеран Бродвея Айлин Эткинс. Актриса признается, что она наотрез отказывается слышать о том, кто есть кто из аудитории, пришедшей в зал. И несмотря на то, что окружающие находят эту привычку Айлин чересчур претенциозной, она никогда не изменяет своим принципам и даже затыкает уши, чтобы не воспринимать пугающую ненужную информацию.

Актриса рекомендует начинающим артистам не воспринимать аудиторию как набор отдельных лиц. Вместо того чтобы украдкой из-за кулис вглядываться в лица банкиров, юристов и преуспевающих бизнесменов, сидящих в первом ряду, необходимо воспринимать зал как кусочек всего человечества. Именно это даст возможность не терять связи с публикой, но в то же самое время немного отдалить ее от себя. К тому же вы никогда раньше времени не станете представлять реакцию отдельного человека на ваше выступление.

Призовите в помощь свое тело и дух

Джанет Эспозито, автор бестселлеров и мотивационный тренер, рекомендует перед выходом на сцену призвать в помощь тело. Каждый человек сможет «обмануть» разум с помощью нехитрых приемов: расслабляющих вдохов, улыбки и уверенной осанки. Таким образом негативные мысли и страх перед публикой смогут трансформироваться в позитив. В ответственный момент концентрируйтесь не на себе, думайте о других. Вспомните также и о цели в жизни, именно той, которая и привела вас на сцену.

Одурачьте собственный мозг

Знайте, что испуг, страх и нервозность запускают необратимые физиологические процессы в организме. Наши тела способны биться в конвульсиях, пытаясь хоть как-то исправить ситуацию. Единственным способом обмануть разум является попытка убедить его в том, что угроза уже отступила. Поэтому, чтобы вызвать релаксацию и состояние умиротворения, растягивайте перед выступлением руки над головой, сцепив их в замок и вывернув ладони.

Разумеется, в будущем, встречая реальную опасность в виде угрозы для жизни, не стоит практиковать этот метод. Однако выкроить несколько минут перед спектаклем можно. В одиночестве спокойно помедитируйте и выполните растяжку. Именно так вы пошлете своему мозгу сигнал о том, что вам здесь комфортно, и чувство страха перед выходом на сцену исчезнет.

Метод от Барбары Стрейзанд

Много лет назад, выступая перед публикой в Центральном парке Нью-Йорка, знаменитая актриса и певица забыла текст песни прямо посередине шоу. Отныне звезда всегда пользуется суфлером. Мысль о том, что в случае, если вы забудете свой текст, вы всегда можете положиться на подсказки, приятно согревает душу.

Все замечают, что многие актеры и политики читают свой текст по бумаге. Это не означают, что выступающие не знают текст, это означает лишь то, что они его никогда не забудут. Готовьте шпаргалки и прячьте их по карманам. Носите с собой платок, чтобы своевременно протереть ладони. Зная о том, что ваши колени могут согнуться от страха, попросите у организаторов выступления стул. Чтобы горло не пересыхало, всегда носите с собой бутылку с водой. Таким образом, имея все необходимые подручные средства, вам вполне по силам справиться со своими эмоциями.

Обратитесь за помощью к Высшим силам

Если вы чрезмерно волнуетесь, ваша задача психологически разрядиться. Этого можно добиться с помощью медитаций, молитв, песнопений или каких-либо иных методов, помогающих отвести думы от собственной персоны. Это также поможет сконцентрировать мысли на духовной составляющей. Ваше выступление может доставить другим людям незабываемые эмоции. Именно поэтому рассматривайте себя и свое предназначение, как дар свыше.

Каждый раз благодарите Бога за талант, за голос, который он вам подарил. Во время молитвы человек не может испытывать страх, ведь благодарность и страх несовместимы. Поэтому мы призываем вас перед выходом на сцену культивировать положительные эмоции.

Выступите с кем-то дуэтом

Вероятно, через несколько лет, проведя несколько сотен выступлений, вы забудете о страхе, как это сделала в свое время певица Эни Леннокс. Вы пройдете через все этапы становления творческой карьеры и поймете, основываясь на собственном опыте, как нужно преодолевать страх. Но пока вы можете воспользоваться опытом сценического становления другой популярной дивы - Шер.

Будучи молодой и неопытной исполнительницей, Шер имела привычку выступать в дуэте со своим мужем Сони Боно. Она так боялась выступать сольно, что первоначальный план развития ее карьеры мог попросту рухнуть. И вот, создав дуэт, супружеская пара заручилась поддержкой и любовью публики, что в дальнейшем помогло Шер выйти на сцену с сольным проектом.

Заключение

Вне зависимости от того, что конкретно вас терзает: страх перед публикой, страх быть не понятым, боязнь забыть текст или паническая боязнь потерпеть фиаско, рано или поздно вы должны выработать собственное противоядие. Помните, что если один метод хорош для кого-то, этот метод может категорически не подходить лично вам. Также попытайтесь рассматривать свою фобию как эпическое сражение. Только в роли противника воспринимайте не публику, а саму сцену. И каждый раз, ступайте на нее со страстным желанием победить. Ведь в противном случае вы вынуждены будете уйти.


Умение выступать публично является ценнейшим навыком современного делового человека. Представители многих профессий в силу своих обязанностей сталкиваются с необходимостью выступать перед аудиторией довольно часто: топ-менеджеру нужно мотивировать подчиненных, торговому представителю нужно убедить клиента купить товар именно его компании. – основа социальных связей, без ораторских способностей очень сложно добиться позитивного для себя результата в работе с другими людьми. Учитывая важность, возрастает и ответственность за исход. Этим справедливо объясняется страх публичного выступления, но как считают многие преподаватели ораторского искусства, его можно преодолеть. В этой статье вы найдете полезные советы, как побороть и преодолеть страх публичного выступления даже перед самой взыскательной аудиторией.

Страх

Проект WikiHow утверждает, что страх публичного выступления занимает первое место в списке фобий жителей Северной Америки. В психологии даже существуют специальные термины, которыми обозначается страх публичного выступления и боязнь сцены – пейрафобия или глоссофобия.

Чтобы бороться со страхом, нужно понять его причину. Журналисты написали бы: «Врага нужно знать в лицо», – и были бы абсолютно правы. Генетическая предрасположенность к страху публичного выступления (темперамент, акцентуация и невротизм) на самом деле играет малую роль. Значительно большее влияние на боязнь выступать перед аудиторией имеет ряд факторов социального происхождения: воспитание, негативный опыт и другие. С детства многих приучают не кричать, а говорить негромко, чтоб не привлекать лишнего внимания. Данная установка сохраняется и приводит к дискомфорту, когда приходится выступить перед численной аудиторией. Негатив провоцирует и отношение к выступлению в школе. Подумайте, как часто голливудские фильмы про обучение пестрят сценами, где уже в начальной школе дети защищают домашние проекты, выступая перед классом. Решает это проблему или нет, предоставим разбираться педагогам, но подобная практика у нас стала применяться лишь недавно и в довольно ограниченном виде.

Ученые подметили, что в результате выступления на публике у некоторых людей выделяется такое же количество адреналина как у тех, кто прыгает с парашютом. Такой всплеск эмоций трудно обуздать, тем более находясь не в полете, а перед другими людьми, которые, к тому же, стремятся вас оценить. Но здесь срабатывает известный принцип – первый раз гораздо труднее, чем последующие. Исходя из этого можно утверждать, что постоянная практика способствует уменьшению страха .

Методы преодоления страха публичного выступления

Определите источник страха. Мы боимся не выступления, а того, как отреагирует аудитория на него. Пугает неопределенность: что произойдет после выхода на сцену? Здесь очень важным фактором является понимание, что практически всегда абсолютное большинство людей надеются извлечь пользу из вашего выступления, соответственно они искренне заинтересованы и желают, чтобы у вас получилось.

Не отрицайте свой страх. Если вы отлично готовы к выступлению, владеете темой – вам нечего бояться. Страх – всего лишь защитный механизм от ситуации, в которой вы во время выступления можете оказаться, но скорее всего никогда не окажетесь. Воспринимайте его как дополнительный вызов и мотивацию. Как справляться со страхом, волнением и стрессом детально рассказывается в нашем курсе .

Люди не видят вашу нервозность. Лишь немногие по внешнему виду могут определить насколько другой человек волнуется. Ошибочно предполагать, что аудитория видит насколько вы волнуетесь. Это значит что причин для страха как минимум на одну меньше.

Совершенствуйтесь в . Существует много книг и практических тренингов, которые помогут научиться готовиться к выступлению, привлекать аудиторию, удерживать контакт и в результате сделать выступление более комфортным.

Самое важное – подготовка. Уверенность возникает, когда все под контролем. Убедитесь, что знаете материал, попробуйте предугадать вопросы. Составьте развернутый план речи и разбейте его на основные пункты для запоминания. Сделайте речь нескучной, включите пару шуток, цитат, историй.

Заставьте себя улыбнуться как только вышли на сцену. Психологи уверены, что улыбка снимает напряжение. Более того, на подсознательном уровне это расположит по отношению к вам часть аудитории.

Релаксация. Есть много методик для расслабления, самовнушения, построенных на медитации или дыхательных упражнениях. Как пример можно использовать следующее упражнение. Сосредоточьте все внимание на вдохе и выдохе. Дышите глубоко, задерживая на несколько секунд дыхание. При выдохе считайте в уме от 1 до 5. Фокусируйтесь не менее 5 минут, это позволит снять напряжение.

1. Никакой фальши. Неискренность легко разгадать.

2. Во время выступления не принимайте ничего лично (вопросы, замечания и т.д.)

3. Помните: каждый раз, выходя на сцену, вы учитесь чему-то новому.

4. Старайтесь избегать любых физических барьеров между вами и аудиторией (кафедры, столы, подиумы), если это не предусмотрено организацией.

5. Если не знаете правильного ответа на заданный вопрос, не отвечайте неправильно. Используйте формулу по типу: «Мы вернемся к этому вопросу позже».

6. Также можно переадресовать этот вопрос к аудитории. Это позволит и разобраться с ответом, и усилить взаимодействие со слушателями.

7. Хорошо если в зале есть ваши друзья или знакомые. Установите с ними зрительный контакт. Это даст возможность почувствовать себя в кругу близких людей и справиться с волнением.

Глоссофобия это страх сцены или публичных выступлений. Во многих профессиональных сферах людям приходится так или иначе сталкиваться с необходимостью публичных выступлений, общением с большой публикой. Политика, педагогическая сфера, юриспруденция, менеджмент, актерское мастерство – все это требует выступлений на публике, общения с аудиторией, умения переубедить ее, управлять эмоциями и настроением толпы.

Все мы так или иначе попадали в своей жизни в ситуацию, когда была необходимость выступить на сцене, проявить свои ораторские и интеллектуальные способности перед большим количеством людей. В результате психологического исследования было выявлено, что более 95% всех людей испытывают страх перед выступлением на сцене. Страх перед сценой – одна из самых распространенных и, к сожалению, злободневных фобий. Ведь она не только вызывает сильнейший стресс, провоцирует неприятные соматические реакции и заболевания. Многие люди хотят узнать, как бороться со страхом сцены совсем по другой причине. Глоссофобия вызывает у них существенное снижение качества жизни, мешает развитию карьерной деятельности, повышению финансового дохода, выполнению профессиональных задач.

Среди людей с глоссофобией, как ни парадоксально, нередко встречаются известные и публичные личности: певцы, актеры театра и кино, музыканты. Тем, кто боится публичных выступлений, будет полезно почитать истории таких людей с глоссофобией, как Фаина Раневская, Артур Рубинштейн, Пабло Казальс, Гленн Гульд и других.

Страх сцены – это серьезное и тяжелое расстройство, которому многие люди придают огромное значение. Особенно это касается тех, кто по роду деятельности вынужден постоянно выступать публично. Если такие личности запускают свое заболевание, не проводят коррекцию расстройства, не обращаются к терапевту своевременно, это может приводить к тяжелым психическим патологиям, другим тревожно-фобическим расстройствам, развитию хронических соматических заболеваний, а также к алкогольной и наркотической зависимости. Некоторые люди пытаются преодолеть страх сцены, вырабатывая определенные защитные «ритуалы» и модели поведения. Либо же принимают допинги, сильные антидепрессанты и седативные средства, а чаще – алкоголь или наркотики. Такое искусственное игнорирование проблемы помогает лишь на время. Симптоматика словно «загоняется» еще глубже в подсознание, страх только усугубляется. Прекращается личностный рост и развитие, формируются новые фобии (например, боязнь того, что другие уличат индивида в алкоголизме или наркомании), усугубляются и зависимости, вредные привычки. Нередки случаи, когда сценическая боязнь становилась предпосылкой для развития шизофрении, расстройства личности, психопатии и других тяжелых психических заболеваний.

Вот почему так важно своевременно при наличии симптомов тревожного расстройства, объективно оценить ситуацию, признать наличие проблемы и начать немедленную психологическую работу над ней.

Как проявляется глоссофобия?

Среди психологов и психиатров боязнь сцены принято называть глоссофобией или пейрафобией. Анализируя проявление боязни сцены, стоит четко отличать нормальные, естественные переживания перед выступлением, которые испытывает каждый, зная, что его будет слушать большая публика. Ведь среди них почти все люди – незнакомые. Каждый будет оценивать его внешность, каждое слово, манеру держаться и говорить. Все без исключения в той или иной степени волнуются во время экзамена, защиты диплома или диссертации, дебютного выступления на сцене с танцем или музыкальным произведением. Причем, волнуются и те, кто выступает на сцене вот уже многие годы. Однако, небольшое волнение – это вполне нормальная и здоровая реакция. Нормальность реакции определяется отсутствием непереносимой паники: выйдя на сцену, человек постепенно переключается на свою речь/выступление/беседу с аудиторией и просто выполняет свою задачу.

Некоторые специалисты даже отмечают, что нормальное и адекватное волнение перед выступлением имеет свои плюсы. Накануне важного мероприятия человек ответственно подходит к предстоящему выступлению. Становится более внимательным и собранным, тщательно готовится, продумывая каждую деталь. В итоге, умеренное беспокойство приводит к тому, что выступление тщательно подготовлено и имеет успех у публики. В то же время те, кто не боится публики, не всегда имеют стимул достаточно продумать каждый момент выступления. В итоге, их появление на сцене становится провальным.

Патологическая боязнь сцены проявляется интенсивными переживаниями, сильной и неконтролируемой тревогой. Даже если человеку предстоит выступать перед немногочисленной публикой, большинство представителей которой ему знакомы лично, он теряется и испытывает приступ паники. То есть, он не выбирает, кого бояться, а кого –нет. Он боится выступлений в любом виде и в любой обстановке.

Симптомы глоссофобии

Несмотря на причины, провоцирующие глоссофобию, ее симптомы у всех индивидов проявляются примерно одинаково. Накануне важного публичного мероприятия человек испытывает сильную тревожность и беспокойство. Оно нарастает с каждым днем по мере наступления «важного» дня. Субкортикальная система головного мозга активирует мощную выработку гормонов стресса, что, в свою очередь, усиливает двигательную активность всех мышц, меняет работу всего организма, приводя его в состояние «боевой готовности», активирует для борьбы с мнимой опасностью.

Распространенными симптомами глоссофобии являются:

  • Мышечные спазмы и напряжение.
  • Тревожные жесты, нетипичная мимика.
  • Меняется голос: становится тихим, приглушенным.

На уровне вегетативной системы проявляются следующие симптомы:

  • усиленное потоотделение;
  • учащенный пульс;
  • повышение или понижение кровяного давления;
  • мигрени и головные боли;
  • трудности с дыханием.

Характерны при глоссофобии и поведенческие реакции:

  • Ощущение жажды.
  • Дрожь в голосе.
  • Эмоциональный ступор.
  • Потеря речи, неспособность связать мысли от волнения.
  • Непроизвольная диуринация.

В некоторых случаях сильное волнение приводит к обморочным состояниям или непреодолимому желанию обратиться в бегство прямо со сцены. Перед обмороком могут наблюдаться такие реакции, как:

  • общая слабость;
  • тремор;
  • рвотные позывы;
  • бледность кожных покровов;
  • замедленный, еле ощутимый пульс;
  • холодные, «ледяные» руки.

Наличие симптоматики и интенсивность ее проявления у каждого человека индивидуальны и определяются его типом нервной системы, силой переживания эмоций, общего состояния здоровья и физического состояния (усталость, недосып), от конкретной деятельности на момент приступа страха. Если глоссофобия сильная то на сцене у человека может случиться .

Причины глоссофобии

Психологи выделяют два основных фактора, влияющих на развитие страха сцены. Это – наследственная предрасположенность и социальное влияние.

Наследственность подразумевает врожденную склонность к интенсивному переживанию любых эмоций, реагирование только на определенные объекты фобии, генетически унаследованную боязнь социума. В случае, если причиной боязни сцены стала унаследованная социофобия, сам страх перед публикой зиждется на страхе быть осужденным, поруганным, непринятым или осмеянным публикой. По наследству также передаются тип темперамента, особенности характера, интенсивность переживаемых эмоций. Родители и дети действительно очень похожи между собой в психологическом плане: у них одинаковые объекты фобий, схожее эмоциональное восприятие, они одинаково реагируют на те или иные стрессоры, идентична у них и длительность фиксации внимания на них.

Эксперты в области психологии считают, что социальные предпосылки оказывают влияние на развитие глоссофобии в наибольшей степени. Среди них:

  • Непедагогичное, деспотическое воспитание в детстве.
  • Строгое и конфликтное, агрессивное поведение родителей с ребенком.
  • Придание важного значения критике со стороны.
  • Высокая степень самокритики, как результат – полное послушание перед авторитетными личностями, желание угодить всем.
  • Нелюбовь к себе, неприятие своей личности, заниженная самооценка как следствие влияния чрезмерно строгого воспитания и критики со стороны родителей.
  • Провальная, неудачно выполненная в детстве, но важная задача, результаты которой подвергались критике со стороны.
  • Ирреальное видение действительности, интерпретирование фактов в негативную сторону.

Еще одной предпосылкой для развития пейрафобии может стать неуверенность в своей компетенции, недостаточная подготовленность к выступлению, недостаток знаний и сведений. Также многие люди боятся сценических выступлений из-за того, что у них никогда не было достаточной практики в этом.

Излишний перфекционизм, желание во всем быть первым, владеть всем в совершенстве зачастую приводит к сценической тревожности. Для таких людей жизненно важно мнение их публики. А поскольку оно очень изменчиво, и толпа не всегда встречает выступающих с абсолютным восторгом (что является нормой), развитие страхов неизбежно.

Глоссофобии также подвержены педантичные и щепетильные личности, которые стремятся держать все под контролем. Огромное собрание людей очень сложно контролировать, не всегда можно добиться желаемого результата. Это и провоцирует развитие патологической тревожности у таких личностей.

Как преодолеть страх сцены?

Как победить страх сцены? Этим вопросом задаются многие из нас. Данная фобия успешно поддается коррекции при своевременном обращении за помощью и работе с грамотным, квалифицированным специалистом. Вмешательство психолога требуется в случае, если страхи носят патологический, навязчивый характер, если человек страдает приступами паники и интенсивными соматическими проявлениями. Что касается людей, для которых сцена является постоянным местом профессиональной деятельности – актеров, музыкантов, ораторов, постоянных участников конференций, презентаций, совещаний и других публичных личностей, то в их случае фобию вполне возможно победить самостоятельно.

Лечение такого фобического расстройства как глоссофобия проводится в 4 этапа:

  • Признание наличия болезни.
  • Анализирование и выявление предпосылок его развития.
  • Формирование возможных путей решения, составление плана действий.
  • Осуществление составленного плана.

Рассмотрим подробнее возможные варианты действий для снижения беспокойства, которые помогли бы индивиду поднять самооценку и вылечить тревожно-фобическое расстройство.

  1. Пересматриваем отношение к незнакомым людям.

Публика для выступающего – всегда нечто неизвестное, непредсказуемое и неуправляемое. Пересмотрев восприятие аудитории как неизвестных личностей, получив сведения об этих людях, оратору гораздо легче будет выступать, волнение заметно снизится. Итак, перед выступлением тщательно анализируйте следующие моменты:

  • Контингент (пол, возраст, социальный статус, возможные интересы и увлечения людей, которые собираются посетить ваше выступление)
  • Подумайте, что именно хотели бы услышать от вас эти люди. Какая информация им будет интересна, а какая – не очень. Нужно ли подходить к ним с юмором, или выступление требует максимальной серьезности и сосредоточенности. Что они «унесут с собой» после вашего выступления, какая информация будет для них полезной.

Проработав эти пункты, вы сможете спланировать идеальную, информативную речь, продумать модель поведения на сцене заранее, предусмотреть возможные вопросы от публики, и т.д.

  1. Перестаем бояться «страшной и критичной» публики.

Многие выступающие на сцене нервничают из-за того, что воспринимают публику как строгого критика. Они обращают внимание на смешки из зала, на неодобрительные выражения лиц, критические недовольные взгляды, неодобрительный шепот.

Пересмотрите свое отношение к аудитории: перестаньте воспринимать ее как критика, сконцентрируйтесь на положительных моментах. Мнение публики никогда не может быть однозначным. Поэтому обращайте внимание на заинтересованных слушателей, одобрительные кивки, возгласы восторга, пристальный внимательный взгляд. Также визуализируйте в воображении положительное, одобрительное восприятие вашего выступления.

  1. Исключите возможность провального выступления.

Чтобы снизить вероятность провала к минимуму, тщательно готовьтесь к своему выступлению. Пусть ваша компетентность, уровень знаний и осведомленность перекроют волнение и тревожность. Ведь знающий, компетентный человек всегда чувствует себя гораздо уверенней, с легкостью может ответить на самые каверзные и сложные вопросы публики. Проработайте подробный план выступления, отточите каждую деталь до совершенства.

Например, вы выступаете с докладом. План вашей подготовки должен быть следующим:

  • Нахождение, анализирование и проработка информации из разных источников.
  • Написание оригинальной речи на основе изученных материалов.
  • Конспект ключевых моментов, точек ориентира (чтобы ничего не забыть).
  • Продумайте последовательность всех частей выступления.
  • Подберите факты: чем можно подкрепить вашу точку зрения в случае возникающих у публики вопросов.
  • Заучите подготовленную речь.
  • Предупредите заранее возможные вопросы аудитории, составьте ответы на них заранее.

Лучше, если вы проведете несколько репетиций перед выступлением. Пусть слушателями станут ваши друзья, родные, коллеги. Также очень хорошо работает такой метод: запишите свою речь на диктофон, а затем прослушайте и оцените ее критически. Проделайте это несколько раз. С каждой новой записью вы будете замечать улучшения, вычищать недочеты. Эти методики позволят вам чувствовать себя гораздо увереннее на сцене, поможет исключить возможные ошибки.

  1. Дайте себе право на ошибку.

Не придавайте гипертрофированного значения критике со стороны других людей. Помните, что ошибиться может каждый. А критика не всегда бывает справедливой: зачастую причиной раскритиковать ваше выступление может стать плохое настроение слушателя, его скептический циничный взгляд на большинство явлений, личная неприязнь и антипатия к вам независимо от качества выступления, предвзятое отношение к вам. Также стоит помнить, что и одобрение не всегда бывает объективным.

Постоянно прорабатывайте психотехники, формирующие адекватную самооценку, повышающие вашу значимость в собственных глазах, помогающие воспринимать себя объективно и независимо от других людей. Такими техниками могут стать аффирмации и медитирование.

  1. Оптимизм – превыше всего.

Зафиксируйте свое внимание на процессе, а не на том, каков будет итог выступления. Во время речи продумывайте каждое слово, сосредоточьтесь на предмете, о котором вы говорите. Замечайте все преимущества вашего выступления на сцене. Ведь вы – в поле зрения всех людей! Сколько информации вы можете до них донести, сколько полезного дать, развлечь, развеселить, подарить знания и хорошее настроение. Старайтесь обращать внимания на все преимущества, настройтесь на позитив!

Прекрасной дополнительной мерой для преодоления страха сцены станут следующие методы:

  • Комплексная гимнастика, которая направлена на укрепление всех мышц тела.
  • Дыхательные практики.
  • Тренировка левого полушария мозга – занятия логикой, математикой, выполнение задач, требующих аналитического мышления.
  • Занятия вокалом – тренируют голос, приводят в тонус диафрагму.
  • Во время выступления ваша поза должна быть максимально открытой к публике.
  • Медитативные техники.
  • Аффирмации и самовнушение.

Не забывайте и о самом простом способе поднять настроение себе и публике. Даже если вам очень сложно этой сделать, заставьте себя улыбнуться, сказать всем этим собравшимся людям несколько важных и приятных слов. Несомненно, вы получите море улыбок в ответ. А это вселит в вас уверенность и нивелирует вашу тревожность!

Итак, мы надеемся, что приведенная здесь информация позволила вам прояснить причины и закономерности развития глоссофобии, а перечисленные психотехники и советы помогут справиться с боязнью сцены. Если статья показалась вам полезной, пожалуйста, поделитесь ей со своими друзьями в соцсетях. Также для нас очень важны ваши отзывы и пожелания, написать которые вы можете ниже.

Публичные выступления вызывают волнение у каждого, даже самого смелого оратора. Но бывает так, что выход на сцену сопровождается панической атакой, у человека складывается ощущение, будто все сидящие в зале его оценивают, разглядывают и т. д.

Страхи могут формироваться в детстве – неудачное выступление на утреннике, упреки родителей, учителей или насмешки сверстников приводят к формированию подсознательной установки. Выходя на публику, человек сталкивается с влиянием своего подсознания, когда ему везде мерещатся «монстры». Эта фобия особенно тяготит тех, чья работа связана с постоянными выступлениями - музыкантов, певцов, танцоров и т. д.

Глоссофобия и ее причины

Страх перед сценой имеет научное название – глоссофобия.

Фобия отличается от волнения и имеет конкретные симптомы, которые объясняются преобладанием симпатической системы над парасимпатической:

  • тошнота;
  • сухость во рту;
  • бессонница;
  • головная боль;
  • усиленное потоотделение;
  • учащение сердцебиения и дыхания;
  • повышение артериального давления.

Причины появления страха сцены:

  1. 1. Отсутствие информации в подсознании или записанная негативная установка. Обычно первое публичное выступление сопровождается страхом. Если оно проходит удачно, формируется позитивное убеждение, и дальнейшие выходы на сцену вызывают лишь волнение. Чем больше позитивного опыта, тем меньше негативных эмоций.
  2. 2. Плохая подготовка, невыученная речь, малое количество репетиций.
  3. 3. Ощущение собственной несостоятельности. Человек не верит в свои силы и возможности. Вследствие этого возникает комплекс неполноценности.
  4. 4. Сравнение себя с кем-либо. Далее происходит формирование негативных убеждений «Я не смогу быть лучше, чем кто-то», «Я хуже всех» и т. д.

4 типа личности, подверженных фобии

Существуют типы личности, при которых выраженность глоссофобии варьируется.

  1. 1. Некоторые люди стремятся избежать публичных выступлений не только в определенный промежуток времени, а на протяжении всей жизни. Они выбирают профессии, где не нужно появляться на публике даже среди малого количества людей. То есть их выбор деятельности основывается не на предпочтениях, а на бегстве от фобии. Этот тип очень сложно поддается лечению. Здесь должна проводиться длительная психотерапия. Выступления сначала организуются в тесном кругу знакомых людей и постепенно расширяются до более широкой аудитории.
  1. 2. Следующая категория личностей не позволяет страху диктовать, какую карьеру выбрать, но при этом они стараются «не высовываться»: избегают выступлений на собраниях, планерках, стесняются говорить тосты на праздниках. Такие люди активно скрывают свою фобию и находят любые пути, чтобы не столкнуться лицом к лицу со страхом, игнорируя проблему годами. Им проще преодолеть барьер, чем первой группе. Следует начинать выступать перед небольшим количеством людей, заниматься активными видами деятельности.
  1. 3. Люди, которые сталкиваются в своей работе с необходимостью выступать на публике. Это профессионалы, которые с радостью избегали бы докладов перед аудиторией, но из-за особенностей деятельности не могут этого сделать. К ним относятся писатели, врачи, учителя. Представителям таких видов деятельности следует уделить время тому, чтобы научиться ораторскому мастерству, ведь от этого во многом зависит их успех в профессии.
  1. 4. Творческие личности – музыканты, певцы, актеры, комики, спортсмены, ораторы. Даже эта группа людей подвержена беспокойству по поводу выступлений перед слушателями. Разница лишь в том, что их мозг призывает к выходу на публику, а тело сопротивляется. В таком случае вопрос касается выбора, что важнее: страх или карьера. Если человек хочет добиваться вершин профессии, ему придется перебороть себя.

Волнение является общей чертой для всех людей, независимо от типа профессии или личности. Разница в том, что одни преодолевают свои фобии, а другие продолжают их избегать.

Методики по преодолению неуверенности и страха

Для начала нужно определить причину глоссофобии. Что именно пугает? Если в детстве был негативный опыт, его следует вспомнить, вытащить из глубин подсознания. И в будущем менять негативные установки на позитивные. Важно помнить, что люди, которые пришли на выступление, желают получить пользу, знание или эстетическое удовольствие, а не уличить оратора во всех его недостатках.

Успокоиться и не бояться выступать помогут следующие советы:

  • Хорошая подготовка, многократные репетиции – залог уверенности в себе. Нужно уделить время тому, чтобы изучить вопросы, интересующие аудиторию, понять ее желания и потребности. Хорошее знание темы позволит чувствовать свою компетентность. Стоит заранее проработать возможные дополнительные вопросы и комментарии слушателей.
  • Чувство юмора. Уместные шутки снимают напряжение, располагают аудиторию и помогают победить страх. Особенно это важно, если случился какой-то конфуз, перестала работать техника и т. д.
  • Освоение ораторского мастерства. Это укрепляет веру в себя, помогает приобрести необходимые навыки выступлений, заинтересовать аудиторию и удерживать ее внимание на протяжении всего времени. Мастерство слова - это навык, который можно совершенствовать. Все великие люди с чего-то начинали, учились и развивали свои сильные стороны. Поэтому абсолютно каждый человек способен стать выдающимся оратором. Этому способствуют правильная постановка цели и сильная мотивация.
  • Анализ предыдущих попыток. Каждое выступление на публике, если возможно, следует записать на видео, чтобы потом оценить себя со стороны. Полезно просматривать выступления экспертов в интересующей отрасли.
  • Отказ от мысли о совершенстве. Все люди несовершенны. Боязнь сделать ошибку приводит к тому, что ее вероятность многократно увеличивается.
  • Представление желаемого результата. Обычно люди, выступающие впервые, склонны проигрывать в своей голове момент провала. Необходимо заменить эту картинку на позитивную, где в конце все слушатели аплодируют стоя.
  • Концентрация на содержании и процессе. Нужно сосредоточиться на докладе, танце, песне, на роли, на зрителях. Но никак не на себе или своих недостатках. Если расслабиться и начать получать удовольствие от выступления, зрители почувствуют позитивную энергетику.
  • Любовь к аудитории. Можно представить, что в зале собрались самые близкие люди и лучшие друзья, и выступать так, чтобы их порадовать.
  • Отдых перед выступлением. Необходимо хорошо выспаться накануне важного события и отказаться от стимуляторов. Кофеин, алкоголь, успокоительные препараты оказывают лишь временный эффект. Неизвестно, как организм отреагирует на эти вещества и как это скажется на выступлении: нетрезвый и заторможенный оратор явно не вызовет у публики положительных эмоций.
  • Внешний вид. Человек, довольный своей внешностью, держится уверенно. Если на сцену приходится выходить регулярно, стоит прибегнуть к помощи стилиста и имиджмейкера. Они помогут создать правильный образ, подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки. Людям, выступающим в танцевальных шоу или вокальных конкурсах, следует проработать сценический образ, прическу, грим, убедиться, что костюм для выступления соответствует тематике номера и выглядит подобающим образом.
  • Контакт со зрителями. Важно обращаться к слушателям, смотреть им в глаза. Если выступающий смотрит куда-то в пространство и не вступает в зрительный контакт, возрастает вероятность того, что люди потеряют к выступлению интерес.
  • Концентрация на дыхании. Три-четыре глубоких медленных вдоха - и можно выходить к зрителям. Глубокое дыхание помогает не волноваться и насыщает организм кислородом.
  • Вокал. Страх может вызывать изменение голоса: он становится скрипучим или, наоборот, излишне тонким. Улучшить его помогут специальные упражнения, разогревающие голосовые связки. Пение полезно не только певцам, но и всем ораторам.
  • Разогрев. Пианисту, музыканту, танцору необходимо разогреваться перед выходом. Разминка позволит преодолеть страх, снять мышечное напряжение, подготовить тело. Полезно выполнять упражнения на растяжку. Они расслабляют мышцы и физически подготавливают тело, защищая от возможных травм. Особенно это важно для танцевальных выступлений. Перед выходом на сцену можно мысленно проиграть танец, концентрируясь на сложных элементах, это поможет перестать бояться.
  • Шаги навстречу страху. Людям с первым и вторым типами личности психологи советуют начать выступать в маленьких группах людей, перед членами семьи. Чтобы побороть фобию, можно записаться в театральный кружок или на курсы актерского мастерства, групповые спортивные тренировки или танцы. Это поможет побороть страх перед сценой.