Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Монастырь Св. Пантелеймона, Святая Гора Афон



Пантелеимонов (Αγίου Παντελεήμονος, или Ρωσικό) – русский монастырь на Афоне, хранитель главы великомученика и целителя Пантелеимона. Монастырь Св. Пантелеимона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Св. Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Русские на Афоне присутствуют с XI в. Первый русский монастырь на Афоне – Ксилургу (греч. древоделатель) с храмом в честь Успения Богоматери. Сегодня это скит Успения Пресвятой Богородицы (Ксилургу). Со строительства его в 1016 г. и началась история русского монашества на Афоне. В XII в. (1169г.) в связи с увеличением русской братии Протат дает русским новый монастырь «Фессалоникийца» во имя великомученика Пантелеимона. Ныне – это Старый или Нагорный Русик. Это – колыбель всего русского монашества на Афоне.

Монастырь Св. Пантелеймона построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Афонской Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.

Русский монастырь основан во времена св. равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу.

Во второй половине XII века, вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Руссик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.

В целом архитектурный облик монастыря не носит традиционного крепостного характера, свойственного афонским обителям.

Многоэтажные корпуса, рассчитанные на многочисленность братии, окружают более старый, компактно расположенный в виде прямоугольной застройки центр с главным Соборным храмом, построенным в XIX веке и посвященным св. великомученику и целителю Пантелеимону (день памяти 27 июля по Юлианскому календарю).

В этом храме хранится глава св. великомученика Пантелеимона и частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, преподобномуч. Стефана Нового, Параскевы, великомуч. Марины, Иосифа Обручника, апостола Фомы, Иоанна Златоуста и многих других.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы; здесь хранятся многочисленные мощи святых: Иоанна Предтечи, апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, мученика Трифона и многих других.

Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Иерусалимскою", икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия.

Третий храм посвящен во имя святителя Митрофана Воронежского чудотворца.

В обители находится также малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельный к Покровскому храм во имя святых великих князей: равноапостольного Владимира и благоверного Александра Невского.

Кроме этих храмов еще несколько параклисов. Близь монастыря находится так называемая "гробница" - усыпальница с церковью св. первоверховных апостолов Петра и Павла.

Монастырская библиотека содержит более 20.000 книг и рукописей.

По сообщению древних путеводителей братства насчитывалось около 3000 человек, в настоящее время в монастыре Св. Пантелеймона 70 монахов.

Святыни монастыря Св. Пантелеймона

Фрагмент Животворящего Креста Господня;
Монастырская библиотека содержащая более 20 000 книг и рукописей
чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская»,
икона св. Иоанна Предтечи,
древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона
икона священномученика Харалампия.

Святые мощи:


глава св. великомученика Пантелеимона

Частицы мощей следующих святых:
Иоанна Предтечи,
преподобномуч. Стефана Нового,
Параскевы,
великомуч. Марины,
Иосифа Обручника,
апостола Фомы,
Иоанна Златоуста и дрх.

Второй Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы, мощи святых:
Иоанна Предтечи,
апостола Петра,
апостола Андрея,
апостола Луки,
апостола Филиппа,
апостола Фомы,
апостола Варфоломея
апостола Варнавы;
первомученика Стефана,
Исаакия Далмацкого,
Дионисия Ареопагита,
бессребренников Космы и Дамиана,
Кирила Иерусалимского,
Трифона и многих других

Расположен в 15 км от Кареи на юго-западной стороне Святой Горы.
Основан в Х веке.
Престольный праздник - св. вмч. Пантелеймона.
Настоятель - архимандрит Иеремия.
Занимает девятнадцатое место в святогорской иерархии.
Братство составляет 80 монахов.

Монастырь св. вмч. Пантелеймона находится на берегу залива. Современный монастырь св. вмч. Пантелеймона связан с тремя центрами: монастырем Пресвятой Богородицы Ксилургу, монастырем Фессалоникийца и, наконец, с монастырем Святого Пантелеймона.

Основание монастыря

Согласно старому русскому преданию, распространенному в XVI веке, монастырь Божией Матери Ксилургии был основан святым равноапостольным Киевским князем Владимиром (960–1015 гг.) после принятия христианства на Руси (998 г.).

Монастырь упоминается в документах, начиная с XI века. Обитель была расположена между монастырями Ватопед и Пантократор, и населена в основном русскими монахами. По этой причине монастырь стали называть Монастырь Россикон (или Русик). В связи со значительным ростом численности монахов в 1169 году Священный Кинот, после соответствующих ходатайств настоятеля Лаврентия, дал разрешение на основание второй обители в монастыре Фессалоникийца, который к тому времени оказался брошенным греческими монахами. Располагался этот монастырь на старой дороге, соединяющей Карею с нынешним монастырем. Это место еще называли «Нагорный» или «Старый Русик». На новом месте, на прекрасной возвышенности, в густом лесу братство русского монастыря находилось 700 лет.

Одновременно русским инокам выделялись кельи в Карее. Что же касается прежнего места нахождения монастыря (Ксилургу), то оно не осталось заброшенным, там был построен скит, посвященный Пресвятой Богородице. Как следует из подписей на церковных документах настоятеля Лаврентия - «игумена св. Пантелеимона Фессалоникийца», - монастырь был посвящен св. Пантелеймону.

История Пантелеймоновского монастыря: ранний период

О раннем периоде деятельности монастыря сохранилось мало сведений. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что сильный пожар в XIII веке уничтожил не только имущество, но и все документы. В XIII веке связи монастыря Фессалоникийца с Русью, страдающей от монголо-татарского нашествия, были прерваны. Изредка сюда, спасая от уничтожения, удавалось вывозить из Руси иконы, рукописи и церковную утварь. В результате, братия монастыря пополнялась в основном греками. Подтверждение этому можно найти в монастырских актах, которые игумен монастыря подписывает по-гречески.

Подробнее

Неоднократно помощь приходила из Византии. Здесь особенно заметна роль императоров Андроника II (1282–1328 гг.), Иоанна V (1341–1376 гг.) и Мануила II (1391–1425 гг.) Палеологов. Здесь речь шла о передаче монастырю денежных средств и земельных наделов с соответствующими грамотами на право владения. Позднее разностороннюю поддержку обители деньгами и дарением подворий на протяжении 142 лет оказывали сербские правители.

Сербский король Стефан Урош IV Душан после посещения в 1345 году Святой Горы, помимо разносторонней экономической поддержки монастыря, содействовал назначению игуменом сербского богослова Исаии.

В 1509 году сербская княгиня Ангелина обратилась к великому князю Василию III с предложением стать ему покровителем монастыря Фессалоникийца: «…Все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». Поскольку мать Василия III Софья являлась представительницей последней византийской династии Палеологов, великий русский князь поддержал это обращение и стал официальным покровителем монастыря Фессалоникийца.

В ХV веке ежегодную значительную помощь обители оказывали валашские воеводы.

Пантелеймон в период испытаний

После освобождения России от татаро-монгольского ига (середина XV века), число русских монахов вновь существенно превысило всех остальных, находящихся в монастыре.

Период турецкого владычества подверг монастырь Фессалоникийца серьезным испытаниям. Иногда обитель оказывалась полностью заброшенной. В 1574–84 годах монахи были вынуждены покинуть монастырь, и помощь в размере 500 рублей, посланная Иваном Грозным, так и не нашла получателя. В 1591 г. русский патриарх Иов, а в 1592 году великий князь Федор Иванович разрешают сбор пожертвований в России в пользу монастыря Фессалоникийца.

Однако и в последующие годы ситуация не изменилась к лучшему. В письме Вселенского патриарха Кирилла I Лукариса (1620 г.) отмечается, что «… монастырь находится в тяжелом положении, долги растут и по этой причине монахов сажают в тюрьму. Церковь и стены, окружающие монастырь, разрушены. Отцы лишены даже самого необходимого».

Это вынудило Священный Кинот в конце XVII века взять русский монастырь под свою опеку.

К концу XVIII века монастырь после краткого периода подъема вновь обеднел и был вынужден отдать в залог многие свои земельные владения и часть церковной утвари. Известный путешественник и паломник В. Г. Григорович-Барский во время первого своего посещения монастыря (1727–1728 гг.) встретил здесь только двух монахов русских и двух болгар, а во время второго (1744 г.) - вообще не встретил никого. Это было следствием непрерывной череды войн России с Турцией, когда приток россиян на Святую Гору практически прекратился.

В результате, в монастыре снова обосновались греки, которые решили оставить старые здания и переселиться к небольшой Воскресенской церкви, построенной в 1667 году епископом Христофором Иерисским на берегу моря, где сегодня находится нынешний монастырь св. вмч. Пантелеймона или Русик.

История на новом месте русской обители начинается с 1765 года.

Монастырь св. Пантелеймона в первые годы своего основания придерживался идиоритмического устройства, но в 1803 году специальной грамотой Вселенского патриарха Каллиника был объявлен общежительным.

Основную помощь в строительстве нынешнего монастыря в конце XVIII и начале XIX века оказал господарь Молдовлахии Иоанн Каллимах (1758–1761 гг.) и его преемник Скарлат Каллимах (1773–1821 гг.). Жизнь Скарлата Каллимаха оказалась тесно связанной с монастырем св. Пантелеймона. Находясь на должности переводчика у турецкого султана Махмуда II (1785–1839 гг.) он сильно заболел. И исцелиться от тяжелой болезни ему удалось только после того, как он приложился к мощам св. вмч. Пантелеймона. Мощи эти были доставлены из обители в Константинополь игуменом Саввой Пелопоннесским, первым игуменом монастыря Св. Пантелеймона. После своего чудесного выздоровления и назначения на место валашского господаря (1809–1819 гг.) в знак благодарности Скарлат Каллимах начинает финансировать строительство Соборного храма, часовен, келий, гостиницы и больницы. Конец жизни греческого благотворителя был трагичным: разъяренная турецкая толпа в 1821 году повесила его вместе с Вселенским патриархом Григорием V.

Отмечая благотворительность и большие заслуги семьи Каллимах перед обителью, которая продолжалась вплоть до начала Греческой Национально-освободительной революции 1821 года, Вселенский патриарх Каллиник V в 1806 году специальным указом переименовал монастырь Св. Пантелеймона в Каллимахидон (монастырь Каллимахов).

Важно, что обитель Фессалоникийца сохранилась, но впоследствии получила название Старый Русик и сегодня принадлежит монастырю Св. Пантелеймона как скит.

Русская Православная Церковь и Русик

С началом Национально-освободительной войны 1821 года монастырь снова пришел в упадок. Но, начиная с 1840 года, монастырь вновь начал принимать монахов из России, число которых настолько возросло, что они стали составлять большинство. В 1875 году русские монахи впервые в этот период истории монастыря избрали Макария Сушкина настоятелем, и монастырь стал полностью русским. К концу XIX века число монахов Пантелеймонова монастыря составляло около 2 000 человек (при общей численности афонской общины 10 000 человек).

В XIX - начале ХХ века Русская Православная Церковь была надежной опорой обители.

Для приюта русских богомольцев, посещающих Святой Афон, монастырь имел подворья в Одессе и Константинополе. Через одесское подворье монастырь ежегодно посещало до 30 тысяч человек. В качестве контрольной меры использовалось рекомендательное письмо от соответствующего епархиального начальства.

Существенную помощь и поддержку монастырю, помимо Священного Синода, оказывали русское правительство и императорская семья (в размере около 100 тысяч золотых рублей ежегодно). В 1845, 1867 и 1881 годах монастырь посетили Их Императорские Высочества, соответственно, Великий Князь Константин Николаевич, Великий Князь Алексей Александрович, Великий Князь Константин Константинович.

Монастырь вел активную научную и просветительскую деятельность, издавал журнал «Собеседник» и имел собственную типографию со штатом в 30 человек.

Пантелеймон: новейшая история

После революции 1917 года помимо того, что сюда полностью прекращает поступать всяческая материальная помощь и поток монахов из России, коммунистические идеологи не допускали даже мысли о связях с Афоном, а страны-гаранты международного статуса Афона крайне подозрительно относились ко всем новоприбывающим из России. И незначительное пополнение продолжалось только за счет русских эмигрантов, проживавших в Западной Европе. Коммунистическая власть в России конфисковала все имущество Пантелеймонова монастыря (подворья, лавки и т. д.). Более того, она сделала все возможное для того, чтобы президент Турции Кемаль Ататюрк в 1924 году передал подворье монастыря св. Пантелеймона в Константинополе «дружественному советскому государству» в обмен на широкую экономическую, военную и политическую поддержку.

Подробнее

Тяжелое экономическое положение монастыря Св. Пантелеймона еще более усугубилось сильными пожарами 1927 и 1968 годов.
Лишь в 1948 году патриарху Алексию, в рамках празднования 500-летия со дня провозглашения Патриаршества в России, удается установить контакты с представителями Греческой Церкви, приглашенными на юбилейные торжества. Один из вопросов, интересовавших русского патриарха, касался разрешения на прибытие на Афон русских монахов. И только в 1970 году архимандрит Авель и монах Виссарион получают разрешение советских и греческих властей прибыть на Святую Гору. Архимандрит Авель сумел не только завоевать доверие и уважение греческой монашеской братии (дело для того времени непростое), но и стать в 1975 году, после довольно долгого перерыва, игуменом монастыря Св. Пантелеймона. Начиная с 1979 года и по настоящее время настоятелем монастыря является архимандрит Иеремия, которому в октябре 2014 года исполняется 99 лет.

Пантелеймон сегодня

В настоящее время в монастыре проводится капительный ремонт полуразрушенных сооружений монастыря. Для реставрационных работ сюда прибыла группа реставраторов из Санкт-Петербурга, Киева, Владимира, а также перечислены значительные средства благотворителями России и Украины. Российское правительство выделило 1 млрд. рублей на восстановительные работы. Оказывалась и оказывается существенная помощь и греческим правительством.

Монастырский собор

С архитектурной точки зрения монастырь отличает отсутствие укреплений, характерных для других афонских монастырей. Многоэтажные здания, предназначенные для многочисленной братии, окружают старый компактный центр - квадратное здание с главным Соборным храмом, который начали строить в 1812 году и завершили в 1821. Посвящен Соборный храм святому Пантелеймону и напоминает своим видом прочие афонские соборы.

Подробнее об архитектуре монастыря

Стены собора сооружены из тесаных прямоугольных камней, а над крышей возвышаются 8 похожих на луковки куполов с характерными крестами. Такими же куполами располагают и часовни монастыря. Изнутри монастырь расписан в XIX веке фресками, выполненными русскими художниками. Русской работы является и богато декорированный иконостас храма. В соответствии с указом 1875 года, песнопения во время службы ведутся на двух языках - греческом и церковнославянском. Эта традиция сохраняется и по сей день.

Напротив входа в собор находится трапезная монастыря - отдельно стоящее посреди двора прямоугольное здание, заложенное в 1890 году и расписанное фресками в 1897 году. В трапезной могут одновременно присутствовать около 800 человек.

Над фасадом трапезной возвышается звонница, на которой висит множество русских колоколов разных размеров (длина окружности одного из них составляет 8,70 метра, а вес - 13 тонн).

Часовни, кельи и церкви

Кроме собора, на территории монастыря и за его пределами находится ряд часовен. На территории монастыря это прежде всего часовня Успения Богородицы, в которой ранее служба велась на греческом языке. Есть также часовня св. Митрофана Воронежского со службой на церковнославянском языке. В северном крыле монастыря находятся часовни Вознесенская, св. Сергия, св. Димитрия, Архангельская, св. Герасима, свв. Константина и Елены, равноапп. свв. Владимира и Ольги и разделенная на два храма часовня св. Александра Невского и Покровская с богато украшенным интерьером, множеством отделанных золотом переносных икон и позолоченным иконостасом.

В южном крыле располагаются две часовни - св. Саввы и св. Николая.

За пределами монастыря находятся еще две часовни. Одна - свв. московских митрополитов Петра, Алексия, Ионы и Филиппа - на кладбище, другая - Преображенская - в нынешнем архонтарике.

У монастыря есть также 5 келий - св. Евфимия, свв. Бессребреников, Живоносного Источника, св. Стефана и св. Георгия. Келии св. Стефана и св. Георгия находятся в Карее, причем келья св. Георгия является представительством монастыря.

Кроме того, монастырю св. Пантелеймона принадлежат также общежительное подворье Хромицы или Хромитиссы, неподалеку от Уранополиса, общежительный скит Ксилургу или Богородицы недалеко от монастыря Пантократор, Старый Русик, Новая Фиваида или Гурноскит и Палеомонастиро (Старый Монастырь), который в настоящее время закрыт.

Всего церквей в монастыре св. вмч. Пантелеймона 25. Вне монастыря в разных местах монастырской земли, в скитах и при келиях - до 40 церквей.

Монастырские святыни

В Соборном храме находятся несколько частей Животворящего Древа Креста Господня и части свв. мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, св. прмч. Стефана Нового, св. прмц. Параскевы, св. вмц. Марины, св. Иосифа Обручника, св. апостола Фомы, прп. Симеона Столпника, св. мчч. Георгия Победоносца, Димитрия Мироточивого, Иакова Персянина, Кирика, Трифона, Евстратия, Никиты, Феодора Тирона, сщмч. Харалампия. Здесь же находится значительная часть от камня, отваленного от Гроба Господня, из которого сделан семисвечник.

По просьбе греческих властей чудодейственные мощи св. Пантелеймона были доставлены в Константинополь в 1744 году, где тогда свирепствовала чума. Святой целитель в который раз показал свою силу - жители города были спасены от смертельной опасности.

В том же году с аналогичной просьбой к монастырю обратился молдавский господарь Иоанн Николау, когда эпидемия чумы свирепствовала в Молдавии. После совершения чуда и исцеления больных, правитель Молдавии назначил ежегодное пособие монастырю, которое отправлялось на Афон и после его смерти.

В часовне Покрова Пресвятой Богородицы хранятся мощи св. вмч. Пантелеймона, св. Иоанна Предтечи, св. апп. Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы, первомученика Стефана, свв. Исаакия Далматского, Дионисия Ареопагита, Космы и Дамиана, Кирилла, Трифона и многих других. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона вмч. и целителя Пантелеймона и икона сщмч. Харлампия, замечательный священный потир и драгоценное печатное Евангелие - подарки великого князя Константина Николаевича, посетившего монастырь в 1845 году.

Библиотека

Очень богата монастырская библиотека, расположенная в отдельном двухэтажном здании посреди двора. Здесь хранится около 1 320 греческих и 600 славянских рукописей, а также много листов пергаментных и бумажных кодексов. Из множества иллюстрированных рукописей богатством своих иллюстраций выделяются Евангелие и шестнадцать Речей Григория Богослова. Кроме отдела рукописей в библиотеке содержится более 20 000 печатных книг на греческом и русском языках, в том числе и весьма ценные старые издания.

Монашеский быт

В монастыре соблюдаются правила, издревле установленные святыми отцами для общежительной братии: ничего не считать своим, но все иметь общее. Богослужения продолжительные. Они начинаются в обыкновенные дни с полуночи, а в воскресные дни, двунадесятые праздники и праздники великих святых совершаются всю ночь. Кроме того, инокам назначено келейное правило, состоящее из поясных и земных поклонов. Братиям, посвященным в великую схиму, назначено более продолжительное келейное правило. Частое исповедание и постоянное открытие старцам сердечных помыслов стоит во главе афонской иноческой жизни.

Смирение считается основной ее добродетелью. Святых Христовых Таин, по древнему обычаю, вся братия причащается еженедельно по субботам, или в случающийся на седмице праздник. В будни, в свободное от Богослужения время, братия занимается трудами, назначаемыми применительно к силе и способностям каждого.

Большей частью трапеза состоит из выращенных овощей. Рыба предлагается только по праздникам. В понедельник, среду и пятницу трапеза бывает один раз в день и без масла. Исключения - праздничные дни.

В обители устроены синодики, в которые вписываются имена братии и благодетелей на вечное поминовение на проскомидии Божественной Литургии, а в одной из церквей учреждено на вечное время неусыпаемое чтение Псалтыри по усопшей братии и благодетелях, и о здравии и спасении живых. По сообщению древних путеводителей братство монастыря Св. Пантелеймона насчитывало около 3 000 человек, в настоящее время в монастыре около 80 монахов.

Монастырь святого Пантелеимона на Афоне (греч. Μονή Αγίου Παντελεήμονος); также известен как Ро́ссикон (греч. Ρωσσικόν) или Но́вый Ру́ссик - один из 20 «правящих» монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается «русским», хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Русской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Монастырь Святого Пантелеймона, известный ещё и как «Россикон», был переведен на сегодняшнее место в начале XIX века. К особым архитектурным характеристикам добавляется русский стиль куполов, покрытых не свинцом, а медными листами, которые окисляются и приобретают зелёный цвет. В начале XX в., когда монастырь достиг своего наибольшего расцвета, в нем проживало более двух тысяч монахов. Разрушенная многоэтажная постройка на берегу моря, была госпиталем для монахов. В здании с балконами, которое находится недалеко от госпиталя, жил прп. Силуан Афонский.

Изначально монастырь был очень маленьким: в плане представлял собой прямоугольник вокруг кафоликона. Затем он расширился, включив в свою территорию многоэтажные здания построенные на берегу моря.

В 1143 г., Монастырь Ксилургу (Древодел), сегодняшний скит Богородицы, был передан Протосом Святой Горы сербским монахам из Декатерона (сегодня Черногорский город Котор). Спустя 25 лет, число сербских монахов увеличилось, и, в 1169 г., им уступили монастырь Фессалоникийца, в который они и перебрались, сохраняя монастырь Древодела и качестве скита. Много покровительствовали монастырю сербские правители. Здесь принял монашеский постриг с именем Савва принц Растко, сын сербского князя Стефана Неманя. После падения сербского царства (1509 г.), вдова князя Стефана, Ангелина, постриглась в монахини. Она просила великого русского князя Василия Ивановича (1505-1533 гг.) взять монастырь Фессалоникийца под свою защиту. С тех пор связи с Россией стали крепче, и число русских насельником обители увеличилось, особенно после изгнания монголов из России (1497 г.). В Третьем Уставе Святой Горы, монастырь занимал 5-е место в иерархии. В середине XVI в. монастырь столкнулся с настолько серьезными экономическими проблемами, что вынужден был закрыться.

Русский путешественник В.Т. Барский отмечает, что в своем первом путешествии (1725-1726 гг.) застал в монастыре только двух греческих и двух болгарских монахов, а во втором (1744 г.) — никого. Обитель вновь перешла к грекам, которые в 1765 г., во время правления патриарха Самуила I, решили перенести ее на сегодняшнее место, туда где находилась пристань и башня обители Фессалоникийца. Щедрые пожертвования ряда валашских господарей из рода Каллимаки, позволили монастырю восстановиться экономически. Их вклад был настолько велик, что в 1806 г. монастырь был назван „Киновия Каллимахов», сменив, тем самым, старое название „Россикон», которое он получил в связи с происхождением своих насельников.

В 1803 г., указом патриарха Каллиника V, монастырь был объявлен киновией, а его первым настоятелем стал иеромонах Савва, уроженец Пелопоннеса, который раньше подвизался в ските Ксенофонта. Благодаря оказанной Скарлатом Каллимахом помощи, было построено много новых зданий и кафоликон, который был освящен в 1805 г. вселенским патриархом Григорием V. Последним греческим настоятелем был иеромонах Герасим, избранный в 1832 г. Оказавшись в бедственном положении, монастырь стал принимать русских монахов (1838 г), живших до этого в кельях Капсалы. Количество русских насельников сильно увеличилось. В 1869 г. их число составляло уже 250-300 человек, а число греков — 190 человек. Первый русский игумен, архимандрит Макарий, был избран в 1875 г. В монастыре возникли разногласия, для решения которых братия обратилась к Вселенскому Патриархату. Однако Патриархат признал численное превосходство русских, и дал монастырю название «русской киновии Святого великомученика Пантелеймона». Греческие монахи разошлись по другим святогорским монастырям. В течение 30 лет число русских монахов достигло 2000.

В начале XX в. распространилась, особенно среди русских монахов которые жили в кельях, ересь имяславия, согласно которой, само произношение имя Христа освящает того, кто его произносит. Святое Сообщество незамедлительно осудило эту плохую доктрину и прелесть. Общее мнение святогорцев было тем, что монахи принявшие ересь «оставили голову и поклоняются головному убору». Количество последователей этой ереси увеличилось в монастыре Святого Пантелеймона. Так как они отказывались поминать царя, Николай II послал контрторпедный военный корабль (1913 г.), который встал перед монастырем в боевом положении. Военные схватили всех мятежных монахов и сослали на Кавказ. Это деяние царя не оказало негативного влияния па оставшихся в монастыре русских монахов — они признают его прославление в лике святых и почитают как такового.

После революции 1917 г. монастырь пришел в упадок и чуть не был покинут своими насельниками. Его положение еще более ухудшилось вследствие катастрофического пожара, охватившего обитель в 1968 году.

После 1989 г. число новых монахов, большинство из которых украинцы, увеличивается.

Некоторое время в монастыре подвизались святые новомученики Никита (1810 г., Серес) и Павел (1818 г., Триполи). Здесь жил и прп. Силуан Афонский. В монастыре похоронен болгарский иеромонах Анфим Христа ради юродивый (1867 г.), который часто навещал эту обитель.

В монастыре хранятся честные главы вмч Пантелеймона и прпмч. Стефана Нового, которая была подарена обители г-жей Руксандрой, супругой Скарлата Каллимаки. Здесь же хранится и глава прп. Силуана Афонского, а также частицы мощей апп. Петра, Фомы и Варфоломея, свмч. Дионисия Ареопагита, свтт. Григория Нисского, Тихона Задонского, Варсонофия и Гурия Казанского.

Главный вход в монастырь находится в южном крыле. Через сводчатый крестообразный коридор, мы попадаем в широкий мощеный двор, который украшен множеством фруктовых деревьев. Восточное крыло — старый архондарик, а также части северного и южного крыльев, после катастрофического пожара 1968 г. остались без ремонта. На верхнем этаже северного крыла находится величественный параклис Покрова Пресвятой Богородицы и параклис Святого Александра Невского. На трёх нижних этажах находятся монашеские кельи. В недавно отремонтированом южном крыле находятся: параклис Святого Иоанна Крестителя, новый архондарик и кельи. В западной части южного крыла расположен синодикон.

Кафоликон посвящен Святому Пантелеймону. Согласно надписи над входом в притвор, его строительство началось в 1812 г. и закончилось и 1821 г. Также эта надпись упоминает о ктиторе монастыря — господаре Молдавского княжества Скарлате Каллимаки (1809-1819 гг.).
Храм построен в афонском стиле, однако сочетает в себе греческие и русские архитектурные элементы. 8 куполов, чьи формы напоминают луковицу, выполнены в русском стиле. Богато украшенный иконостас выполнен русскими мастерами. В росписях притвора и средней части храма (1855 г.) чувствуется влияние русской живописи.

Согласно с патриаршим указом 1875 г. службы в кафоликоне совершаются поочередно — на славянском и греческом языках. Храм также называется и «греческим кафоликоном», по отношению к параклису Святителя Митрофана Воронежского, который русские использовали в качестве кафоликона с 1858 г.

Монастырь располагает 36 параклисами. В параклисе Успения Пресвятой Богородицы, который находится в тыльной части собора, службы совершаются на греческом языке, а в параклисе Святителя Митрофана — на русском. В северном крыле расположены 9 параклисов, из которых самым красивым и величественным является Свято-Покровский. В южном крыле находятся 8 параклисов, из которых только три остались после пожара: Святого Саввы, Святителя Николая и Святого Иоанна Крестителя. Остальные параклисы расположены вне стен обители.

Фиал водосвятия, который не имеет ни купола, ни колонн, а только четыре мраморных сосуда, которые размещены на разных уровнях, расположен между кафоликоном и трапезной.

На западной стороне двора, напротив кафоликона, находится трапезная. Это отдельно стоящее здание, построенное в 1893 г., может вместить до 1000 человек.

Колокольня (1893 г.) располагается над входом в трапезную. Это высокая, устойчивая постройка, которая может выдержать вес более 20 тонн — столько весят установленные на ней 32 колокола. Диаметр большого колокола — 2.7 м, а длина его окружности — 8,7 м. На этом же этаже находятся еще три колокола, каждый из которых весит 3 тонны.

В двухэтажном здании, которое находится к северу от трапезной, располагается ризница. Здесь хранятся облачения, кресла, священные сосуды.

В иконохранилище, которое расположено к северу от кафоликона, хранятся множество икон. Среди них находитси и Иерусалимская икона Божией Матери.

Богатая библиотека монастыря расположена в отдельном двухэтажном здании во дворе. Здесь находится около 1300 рукописей, 110 из которых пергаментные, а 600 написаны на славянском языке. Также здесь хранятся 30000 экземпляров книг.

В монастыре находятся два кладбищенских храма: старый храм Святых Апостолов Петра и Павла, построенный в 1820 г., и новый, построенный в 1896-1898 гг., который на самом деле является двухэтажным зданием с двумя небольшими церквями.

Старая монастырская пристань находится на некотором расстоянии в сторону Дафни, однако она была разрушена водяным потоком. Недавно восстановленный каменный причал находится возле монастыря.

Монастырю принадлежат 12 келлий, скит Успения Богородицы (Богородица), две кафизмы, одна из которых является так называемым Старым Руссиком (старый монастырь), а также скит „Новая Фиваида» и подворье Хромица.

Выше монастыря, недалеко от дороги, ведущей в Карей, в горах, находится Старый Руссик (обитель Фессалоникийца). Он расположен на окруженном густым лесом плато. Храм Святого Пантелеймона, с высокой колокольней, построен в русском стиле. Его строительство началось в 1870 г. и закончилась в 1889 г. За храмом находится келейный корпус, в конце которого возвышается башня с маленьким храмом. Здесь, в конце XII в., был пострижен в монахи Святой Савва, младший сын сербского князя Стефана Неманя, который, вместе со своим отцом, является основателем Хиландарского монастыря. Между келейным корпусом и алтарем сохраняется Святой Престол старого кафоликона обители Фессалоникийца, рядом с которым растут три, символизирующих образ Святой Троицы, платана.

Монастырь имеет подворья в Москве (Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой), в Санкт-Петербурге, в Киеве, в Стамбуле.

Игумены:
игумен Савва (1803-1821)
игумен Герасим (1821-1874)
архимандрит Макарий (Сушкин) (1875-1889)
схиархимандрит Андрей (Верёвкин) (1889 - †12 ноября 1903)
схиархимандрит Нифонт (Четвериков) (1903 - †24 октября 1905)
архимандрит Мисаил (Сопегин) (ноябрь 1905 - 31 мая 1909)
архимандрит Иакинф (Кузнецов) (31 мая 1909-1940)
схиархимандрит Иустин (Соломатин) (1 апреля 1940 - †17 августа 1958)
схиархимандрит Илиан (Сорокин) (1958 - 18 января 1971)
схиархимандрит Гавриил (Легач) (26 апреля 1971-1975)
архимандрит Авель (Македонов) (11 июля 1975-1978)
схиархимандрит Иеремия (Алёхин) (с 9 июня 1979 года)

Текст: Келлия Благовещения. Скит Святого Димитрия. Лак. Святая гора Афон, ru.wikipedia.org
Фото: Матей Буце, Костас Асимис, Виктор Коноплёв

Расположенный на западной стороне Афонского полуострова, между Ксенофонтовым и Ксиропотамовым монастырями, занимает девятнадцатое место в иерархии Святого Афона. Название обители происходит от святого великомученика Пантелеймона, которому она посвящена, но личность её основателя остаётся неизвестной. Основание монастыря приписывается русским инокам и датируется серединой XVIII века, если речь идет о сегодняшнем местоположении обители. В действительности же история братии монастыря святого Пантелеймона ведёт своё начало с конца X века, когда русские монахи поселились в монастыре Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела), который в настоящее время существует как скит Успения Богородицы. Славянская традиция приписывает основание этого монастыря святому равноапостольному князю Владимиру (958-1015), правителю Киевской Руси.

В связи с увеличением числа русских монахов в скором времени монастырь Ксилургу был покинут. Русской братии в 1169 году была предоставлена обитель Фессалоникийца , посвященная святому великомученику Пантелеймону; в ней русские монахи оставались в течение шести веков, до 1765 года. Позже, когда и эта обитель была в основном покинута, она стала называться Палеомонастиро (Старый монастырь) или Старый Русик, став экзартимой главного монастыря.

Пребывание братства в монастыре Фессалоникийца было связано с различными испытаниями, как это происходило со всеми монашескими сообществами в те времена. В 1307 году обитель была разграблена пиратами, в результате чего большая часть её была разрушена. Несколько лет спустя, в 1345 году, монастырь нашёл поддержку в лице сербского правителя Стефана Душана и византийских императоров из династии Палеологов, а именно Андроника II, Иоанна V и Мануила II, при этом в 1394 году Третий Устав Святой Горы ставит обитель на пятое место в афонской иерархии.

В эпоху османского владычества монастырь переживает трудные времена, хотя до середины XVI века его развитие всё ещё продолжается; при этом братия, как представляется, состоит в равной мере из русских и греческих иноков. Однако с середины XVI до середины XVIII веков наступают периоды запустения.

С середины XVIII века начинается период восстановления при поддержке господаря Молдовы Иоанна Теодора Калдимаки (1690-1780), который был одним из главных благотворителей в этот новый период жизни монастыря. В 1760 год- братия перебирается в небольшую Воскресенскую обитель, которая была построена как раз на том месте, где сегодня расположен, тогда как бывшая обитель Фессалоникийца преобразуется, как уже говорилось, в его экзартиму. Поддержка правителей Молдовы продолжается со стороны Скарлата Калллимаки (1773-1821), и в итоге в 1803 году монастырь стал общежительным, а в 1806 году был назван Константинопольским патриархом Каллиником V “подлинной киновией династии Каллимаки”.

Во время Греческой национально-освободительной войны для Свято-Пангелеймонова монастыря снова настали тяжёлые времена, в то время как с 1835 года начали прибывать в обитель русские иноки, которые, ввиду численного преимущества и других исторических обстоятельств, сначала становятся большинством, ас 187 5 года берут на себя управление монастырем.

К концу XIX века (к 1895 году) число русских монахов достигло 1000 человек и продолжало расти до 1913 года, по с началом русской революции в 1917 году этот рост остановился полностью.

Как уже упоминалось, вернулся к общежительному устрою в 1803 году, в котором пребывает и до сих пор. Монастырь в настоящее время более известен как “Русский монастырь” (“Россикон”), в то время как церковное богослужение в соборе обители, в соответствии с сигиллием 1875 года, проводится па греческом и русском языках.

Кафоликон, освящённый в честь святого Пантелеймона (память отмечается 27 июля), построен в XIX веке; начал строиться в 1812 году, а завершён был в 1821 году. Соответствует афонскому тину в сочетании с элементами русского стиля, особенно заметными в характерных куполах. Фрески тоже характерны для русского искусства и относятся к XIX веку.

Монастырь недавно возвел новый филиал водосвятия, рядом с главным входом, в то время как старый, находящийся спереди и слева от входа в трапезную, отличается чем, что не имеет купола и столбов. Колокольня монастыря построена в 1893 году, имеет 32 колокола весом более двадцати тонн, при этом самый большой имеет окружность 8,71 метра и весит 13 тонн.

Трапезная, расположенная в западном корпусе, была построена и расписана русскими иконописцами в конце XIX века. Это одна из самых больших трапезных Святой Горы , которая вмещает до 1000 человек. Кухня также находится в западном корпусе монастыря, рядом с трапезной.

Кельи монахов занимают северный и южный корпусы обители. Архондарик до пожара 1968 года располагался в большом зале внутри обители, но с тех пор находится в здании за пределами её ограды, рядом с морем. Монастырь Святого Пантелеймона имеет свою аптеку, стоматологический кабинет, приют для престарелых, а также просфорное и свечное производство, фотолабораторию и мастерскую по реставрации икон.

Монастырь имеет около 35 пареклисов на своей территории и за её пределами. Особенно известны часовня святого благоверного князя Александра Невского и Покровская часовня, которая в действительности является внушительным храмом с большим количеством икон и позолоченным иконостасом, там же хранится и мозаичная икона святого благоверного князя Александра Невского. В часовне святого Митрофана, расположенной к западу от библиотеки, служба ведётся па русском языке, в то время как в часовне Успения Богородицы , находящейся сзади кафоликона, богослужение идет на греческом языке.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозная утварь, облачения, кресты, части Древа Животворящего Креста Господня и большое количество святых мощей. В хранилище икон обители есть очень много ценных образов, к примеру святого Иоанна Предтечи, святого великомученика Пантелеймона и Богородицы Иерусалимской.

В библиотеке монастыря имеется более 1.000 греческих рукописей н около 600 славянских, некоторые из них написаны на пергаменте, в то время как многие иллюстрированы. Библиотека также располагает богатой коллекцией греческих и русских печатных книг, общим числом более 25.000.

Свято-Пантелеймонову монастырю принадлежит скит Успения Божией Матери , называемый ещё и просто “Богородица”, являющийся бывшим монастырем Ксилургу. К остальным экзартимам обители относятся немало келлий, одна из которых, святого Георгия, является представительством монастыря в Кареях, и две кафизмы, одна из которых — это вышеупомянутая Палеомонастиро (Старый Русик). Монастырю принадлежит также покинутое поселение Новая Фиваида , или Гурноскит, а также подворье Хромицы , находящееся у границы Афона с регионом Уранополиса. Пристань обители построена совсем недавно.

Насчитывает сегодня в общей сложности около 80 иноков, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

Услуги индивидуального гида, по организации паломничество на Афон, а также трансфер Салоники Урануполис, помощь в получении специальной визы «диамонитирион «,

    Игры в Древней Греции

    Как вести себя туристу в Греции

    Если Вы собрались посетить Греции и не знаете как себя вести в этой стране, то эта статья именно для Вас. Прежде всего, хочется заметить, что греки очень эмоциональный народ, который видит насквозь фальш в поведении. Поэтому будьте всегда честными и дружелюбными. Наверное, многие знают, что греческая нация самая жизнерадостная и оптимистическая в мире, поэтому всегда улыбайтесь при знакомстве и общении с представителями этого народа. Отсутствие улыбки они могут расценить как отсутствие интереса к собеседнику или траур.

    Музей борьбы за Македонию в Салониках

    Он занимает здание, построенное в 1893-м году в неоклассическом стиле по проекту знаменитого архитектора Эрнста Циллерталя. В шести залах представлены экспозиции социальных, экономических, политических и военных событий, которые имели место в Новейшей истории Эллады. Все эти выставки позволяют посетителю сформировать общую картину не только о революционных движениях в этой области, но и о мучительном выборе жителей Балкан между традицией и модернизмом.

    Что общего у греков и русских

    Никос Казандзакис

    Никос Казандзакис, греческий философ и писатель, жил и творил на рубеже XIX и XX веков – переломном моменте истории Эллады. Мировую известность он получил благодаря роману «Житие и деяние Алексиса Зорбаса», по мотивам которого в 1960-х годах был снят художественный фильм «Грек Зорба», получивший положительные отзывы критиков и целых три высших награды Американской Киноакадемии – Оскар за лучшую работу оператора, лучшую работу художника и лучшую женскую роль второго плана.

Монастырь святого Пантелеймона

…Передо мной снимок, изображающий вход в обитель. Залитая солнцем четырехугольная сень, увенчанная куполом, вся увитая зеленью. Темно, прохладно под нею! Несколько монахов, и в глубине врата, ведущие в крепостной толщины сумрачный проход – на двор монастыря.

Смотрю на колонны с коринфскими капителями, поддерживающие углы этого огромного крыльца, вспоминаю блеск афонского солнца, розовое цветение азалий, увивающих стены с небольшими заоваленными окошечками, откуда иной раз выглянет монах – вспоминаю и переживаю те минуты, когда – столько раз – входил и выходил я этими “тесными вратами”. А сейчас в полутьме над входом едва различаю низ большой иконы, но я знаю, кто это, не раз почтительно снимал я шляпу пред изображением Великомученика и Целителя Пантелеймона.

История главного русского монастыря на Афоне, как и вообще появления русских на нем, сложна и заводит очень далеко. Сохранился акт передачи русским, дотоле ютившимся в небольшом скиту Богородицы Ксилургу (Древоделия), захудалого монастырька “Фессалоникийца” в честь св. Пантелеймона, на месте несколько выше теперешнего нашего монастыря – где сейчас старый или Нагорный Руссик. Русские получили монастырь Фессалоникийца в 1169 г. Вот с каких пор поднял св. Пантелеймон свою целительную ложечку (он с ней всегда изображается) над Русью. Почему монастырь Фессалоникийца, уступленный русским (им, очевидно, стало тесно в скиту Ксилургу), назван Пантелеймоновским и сохранил это название – я не знаю, об этом не упоминается в источниках. До конца XVIII в. монастырем св. Пантелеймона был так называемый Старый, или Нагорный Руссик. Теперешняя обитель более нова. Около 1770 г. монахи “оскудевшего” Руссика спустились от него вниз, к морю и, поселившись вокруг уже существовавшей келий иерисского епископа Христофора, основали нынешний огромный монастырь, оплот всего русского на Афоне. Старый же Руссик существует и посейчас – скорее как небольшой скит с остатками древних стен и башни (пирга).

Вот я раскрываю большой том истории монастыря и на одной из страниц нахожу снимок со старинной чудотворной иконы святого, ныне находящейся во втором Соборном храме Покрова Богородицы . Я не раз видел ее в церкви. Теперь рассматриваю подробнее – она является как бы живописным житием святого: вокруг лика изображены четырнадцать наиболее замечательных событий его жизни.

Св. Пантелеймона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности.

Царь в короне с наивно вырезанными зубцами сидит на троне. Перед ним мальчик с ореолом вокруг головы. Царь делает рукой знак одному из стоящих позади мальчика – это “царь повелевает Евфрасину обучать святого врачебному искусству”. Далее почтенный монах сидит у стола, мальчик пред ним слушает наставления. Затем мальчика “оглашает” Ермолай, над ним совершают крещение, и уже он сам воскрешает умершего. Вот он, несколько старше, “врачует очи слепого” (ребенка), раздает хлебы бедным, пред тем же царем в той же зубчатой короне исцеляет расслабленного, которого приносят на носилках. Начинаются его страдания. За что мучают юношу, делавшего только добро? Значит, за то же, за что и Христа распяли. Вот его “ужигают”, привязав к дереву, факелами. Бросают диким зверям. Вот его нежное тело на страшном колесе. И, наконец, огромный воин “усекает” святого, стоящего на коленях, и голова эта, столь уже знакомая, в том же золотом нимбе, покорно лежит на земле.

Как св. Цецилия есть образ страдалицы-девы, прославленной римскими катакомбами , так св. Пантелеймон есть облик Целителя и Утешителя отрока, укрепленный в Восточной Церкви.

На некоторых иконах святой изображен с почти девической мягкостью лица, и на уединенном Афоне, столь строгом и чистом, это есть звук величайшей мировой нежности. Середину вышеуказанной иконы занимает его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. “Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия”.

Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно “русский” святой, как и Николай Мирликийский.

Не потому ли он так привился у русских, что России более, чем какой-либо стране, при ее великих, но подчас слепых силах и страстях, ее великой иногда тьме и “карамазовщине”, более чем кому-либо нужна целительная ложечка св. Пантелеймона?

А русское сердце легкоплавко. Оно охотно поддается трогательному. Нуждаясь в очищении и исцелении, оно без затруднения раскрывается на призыв кроткого Великомученика.

Монастырь святого врачевателя есть монастырь общежительный. Это значит, что его братия живет как одно целое, ни у кого нет собственности, никаких личных средств, хозяйства, стола. Общая и трапеза. Монастырем управляет избранный пожизненно игумен (ныне – глубоко уважаемый архимандрит о. Мисаил) (При жизни игумена ему избирается “наместник”, вступающий в должность по смерти игумена. В 1927 году, на 2-й день св. Троицы, избран наместником нынешнему игумену о. Мисаилу о. иеромонах Исхирион (взамен скончавшегося о. иеросхимонаха Иоакима). Духовником братии Пантелеймонова монастыря состоит о. архимандрит Кирик – Прим. Б.З. ). Власть игумена в общежительных монастырях неограничена. Основа этой жизни есть отсечение личной воли и беспрекословное иерархическое подчинение. Без “благословения” игумена ни один монах не может выйти за врата монастыря. Каждому из них он назначает “послушание”, то есть род работы. Таким образом, существуют монахи-рыбаки, дроворубы, огородники, сельскохозяйственные рабочие, виноделы, пильщики, а из более “интеллигентных” профессий – библиотекари, “грамматики”, иконописцы, фотографы и т. п. Сейчас в Пантелеймоновом монастыре около пятисот человек братии.

Как живут эти люди в черных рясах, наполняющие четырехугольник корпусов вокруг Собора?

День монастыря заведен строго и движется по часовой стрелке. Но так как все необычно на Афоне, то и часы удивительные: до самого отъезда я не мог к ним привыкнуть. Это древний восток. Когда садится солнце, башенную стрелку ставят на полночь. Вся система меняется по времени года, надо передвигаться, приспособляясь к закату. В мае разница с “европейским” временем выходит около пяти часов.

Так, утреня в Пантелеймоновом монастыре начиналась при мне в шесть утра – в час ночи по-нашему. Она продолжается до 4-4 1/2 часов. (Здесь и далее считаю по-европейски.) За ней идет литургия – до 6 ч., следовательно, почти вся ночь уходит на богослужение – характерная черта Афона. До семи полагается отдых. С семи до девяти “послушания”, почти для всех, даже глубокие старики выходят на работу, если мало-мальски здоровы. (В лес, на виноградники, огороды. Вывозят бревна на быках, на мулах сено и дрова.) В девять утра трапеза. Затем до часу вновь послушание. В час чай и отдых до трех. Послушание до шести вечера. От половины пятого до половины шестого в церквах служат вечерни. Монахов на этих службах (дневных) бывает мало – большинство на работе. Но вечерни читают (“вычитывают”, как здесь выражаются) им и там. В шесть вечера вторая трапеза, если это не постный день. Если же понедельник, среда или пятница, то вместо трапезы полагается чай с хлебом. Вслед за второй трапезой звонят к повечерию, оно продолжается от семи до восьми. Далее идет “келейное правило”, то есть молитва с поклонами в келий. После каждой краткой молитвы (Иисусова, а также “Богородице Дево”, за умерших, о здравии живущих, и т. п. ) монах передвигает четку на один шарик и делает поясной поклон. На одиннадцатом, большом шарике кладет земной поклон. Таким образом, рясофорный монах (низшая ступень пострижения) делает ежедневно шестьсот поясных поклонов, манатейный – около тысячи, схимник – до полутора тысяч (не считая соответственных земных) . На монашеском языке это называется “тянуть канончик”. Рясофор тянет его часа полтора, схимник – до трех, трех с половиной. Значит, рясофор освобождается около десяти, остальные – около одиннадцати. Время до часу, когда начнется утреня, и есть основной сон монаха (два-три часа). Сюда добавляется еще нередко один утренний час и, быть может, час среди дня после чая. Так как у каждого есть и свои кое-какие мелкие дела, отнимающие время, то надо считать, что спят монахи не более четырех часов, а то и менее.

Для нас, мирских, видящих эту жизнь, основанную на том, что ночью люди молятся, днем работают, очень мало спят и очень дурно питаются – загадка, как они ее выдерживают? Но живут. Доживают до глубокой старости. (Сейчас большинство – старики). Притом основной тип афонского монаха, как мне кажется – тип здоровый, спокойный и уравновешенный.

Бедность русских монастырей сейчас очень велика. Нет России, и нет поддержки оттуда. К счастью, есть земля, на ней леса, оливки и виноградники (Летом 1927 г. монастырь св. Пантелеймона сильно пострадал от лесного пожара. Пожар начался с леса Хиландарского владения и перекинулся на соседний лес Пантелеймонова монастыря. Уничтожено леса на 3 млн. драхм, что наносит монастырю, и так очень бедному сейчас, огромный урон – Прим. Б.З. ). Монахи ведут лесное хозяйство, покупают на вырученное муку, ловят немного рыбы, имеют свое вино и оливковое масло, овощи с огородов. Беда, однако, в том, что среди братии слишком мало молодых. Это чрезвычайно затрудняет работу. Рабочие силы монастырей напряжены до крайности. Разумеется, старики не могут так работать, как молодые. Значит, на более молодых ложится как бы двойное бремя. (Кроме своей братии, монастырь св. Пантелеймона поддерживает и пустынников, живущих в горах и лесах в полной нищете ()

Гостеприимство, мягкость и приветливость к приезжим – отличительная черта афонцев. Но не только это касается гостей. За все свое пребывание на Афоне могу ли припомнить раздражение, брань, недоброжелательство, вырывавшиеся наружу? Конечно, монахи не ангелы. Они люди. В большинстве “простого звания”. Образованных среди них мало, но какая воспитанность, в высшем смысле! Манеры, движения, речь, поклоны – все проникнуто некоторым эстетическим ритмом, который поражает. В них есть удивительное “благочиние” и, сравнительно с “миром”, большая незлобность и доброта. Думаю, во-первых, что известный тип просто подбирается. Людям хищного, волчьего склада все это чуждо, нет им интереса идти в монастырь. Второе – качества природные воспитываются. Нельзя “безнаказанно” по нескольку часов в день слушать возвышеннейшую службу, петь, молиться у себя в келий, ежедневно до заката просить друг у друга прощения, каждую неделю исповедываться и причащаться. Ясно, что в такой обстановке надо ждать наибольшего расцвета лучших человеческих свойств.

Итак, я жил в своей комнате на “фондарике”, окруженный необыкновенно благожелательным и ласковым воздухом. На столе моем часто стояли розы. Два окна выходили на голубой простор неба и моря, нежная синева его замыкалась туманной линией гор полуострова Лонгоса. Между мною и морем – старинный решетчатый балкон, перила его увиты виноградом, и сквозь лапчатую зелень море еще синей. Внизу плоская крыша библиотеки, далее корпус келий и направо купола Собора. Комната всегда полна света и радостности. На белых стенах – портреты молодых великих князей, давно умерших, над входной дверью – картина, изображающая Париж 50-60 годов.

Гостинником моим на этот раз оказался неразговорчивый, но очень внимательный, умный и заботливый немолодой монах с седоватою бородою и старинно-правильным лицом (думаю, в русском семнадцатом веке были нередки такие лица) – о. Иоасаф. В девять часов утра (по-монастырски уже два!) он степенно являлся, кланялся и говорил: – Кушать пожалуйте!

Я отрывался от своих книг и записей, переходил в соседний номер, такой же светлый и пустынный, с другими князьями и архиереями по стенам, с тем же запахом мало-жилого помещения. На столе перед диваном поданы уже блюда моего обеда (в первый и, должно быть, в последний раз в жизни обедал я в девять утра!). Мисочка рисового супа, остроголовые маринованные рыбки вроде килек, салат, жареная рыба, четвертушка красного афонского вина.

– Уж не взыщите, конечно, в прежние времена не так бы вас угостили…

Я уверяю, что все превосходно, да и действительно хорошо, ведь это монастырь. О. гостинник чинно кланяется и уходит. Я обедаю в одиночестве. Как и во всем, касающемся быта, в монастырской гостинице чувствуешь себя особенно. Всегда казалось мне, в воздухе заботы обо мне, внимательной благожелательности, что я моложе своих лет, и что вообще век иной: я еще несмышленый барчук, надо ко мне дядьку, который бы наблюдал, чтобы я как следует поел, не переутомлялся бы на службах, не заблудился бы ненароком в монастырских коридорах.

В положенную, верно рассчитанную минуту (я пообедал), дверь отворяется.

– Что же вы рыбки-то не докушали?

– Покорно благодарю, сыт.

О. Иоасаф подает на подносе еще стакан розового, сладковатого афонского вина. Его движения так же медлительны и музыкальны, как если бы он выходил из алтаря со св. Дарами.

Это вино и совсем неплохое. Лишь к концу своего пребывания на Афоне узнал я, что сами монахи пьют его раз в году, по одному стаканчику.

В воскресенье о. игумен пригласил меня на общую трапезу. По окончании поздней литургии все монахи собрались в огромной трапезной – как обычно в афонских монастырях, узкой и длинной, высокой зале, украшенной живописью. Головное место бесконечного стола игуменское. Недалеко от входа кафедра для чтеца, на нее ведет витая лестница. Золотой орел с наклоненной головой как бы устремляет, несет на своих простертых крыльях драгоценное слово мудрости.

Мы некоторое время ждали о. Мисаила, игумена, уже находясь на своих местах. Когда он вошел, в епископской (До войны монастырь довольно широко пользовался наемным трудом, теперь этого нет, и всякий молодой человек, стремящийся на Афон, должен знать, что там ждет его очень суровая жизнь, истинно подвижническая. Однако приток молодежи все-таки есть. Он идет теперь не из России, а из эмиграции. Русский Париж, русская Сербия дают пополнение Афону. Многое меняется на наших глазах. Если прежде на Афон шли преимущественно из купечества, мещан, крестьянства, то теперь я вижу молодого иеромонаха – офицера Добровольческой армии, вижу бывшего художника, сына министра, знаю инженера и т. п. Так новыми соками обновляется вековечный Афон. – Прим. Б.З. ) лиловой мантии с золотыми отворотами на груди, в клобуке, с двурогим посохом, все поднялись, запел хор.

О. Мисаил держится с той глубоко-русской, народной простотой и твердостью, которой чужда всякая рисовка. Одинаково уверенно и крепко служит он, и читает баритоном Шестопсалмие, и дает целовать руку, и сам кладет земные поклоны, и слушает, как ему поют “Исполаэти деспота”. После молитвы и благословения “предстоящих яств” игумен садится, в подобающем окружении, и садимся мы. Особенность трапезы Пантелеймонова монастыря та, что кушанья подаются все одновременно, и монахи придают этому известное значение: освящается все, что стоит на столе, так что не освященного никто ничего не ест.

На кафедру, к золотому орлу, взошел чтец и начал чтение, а мы стали “трапезовать”, и тут своими глазами можно было уже убедиться в “святой бедности” монастыря. Воскресный, то есть улучшенный обед состоял из мисочки рисового супа, куска хлеба и кусочка рыбы – не той, что подавали мне в номер, а “баккалары”, рода греческой трески (в будни и ее нет) – не дай Бог никому такой рыбы, у нее противнейший запах, несмотря на то, что она свежая. Но она дешева, ее едят простолюдины-греки. Запивать все это можно было квасом, очень плохеньким. И дали по стаканчику вина (для праздника). Мяса в русских афонских монастырях не едят вовсе. (В греческих – допускается.) На трапезе выступила еще одна черта общежительного монастыря: пред лицом бедности здесь все равны. Стол игумена в лиловой мантии, его наместника, архимандритов и иеромонахов совершенно тот же, что и последнего рясофора, трудящегося с “мулашками”.

Ели в молчании. Окончив, вновь поднялись, игумен вышел вперед. Начался “чин панагии” – как бы молебен с благословением хлебов. Я не помню точно его содержание. Но ясно осталось в памяти, что все поодиночке проходили мимо благословлявшего о. игумена, монах подавал каждому с огромного блюда кусочек благословенного хлеба, так обильно окуриваемого ладаном из особой кадильницы (“кация” – плоская, с ручкой), что и во рту он благоухал. Хлеб этот запивали св. водой. Помню золотое солнце, игравшее лучами сквозь окно в нежно-сиреневом дыму каждения, помню три фигуры у самых дверей, низко кланявшиеся каждому выходившему: чтец, повар и трапезарь. Они просят прощения, если что-нибудь было не так. В будни же они, в знак смирения и прося о снисхождении к себе, лежат распростершись перед выходящими.

Таков древний афонский обычай.

Все это может показаться странным и далеким человеку нашей пестрой культуры.

Что делать. Священнодейственность очень важная, яркая черта монашеской жизни. Входя к вам в комнату, монах всегда крестится на икону и кланяется ей. Встречая другого, если сам он иеромонах, то благословляет. Если встретил иеромонаха простой монах – подходит под благословение. Встречаясь с игуменом, – земной поклон. Садясь за стол, непременно читает молитву. Иеромонах, кроме того, благословляет “яства и пития”.

Это непривычно для мирянина. Но в монастыре вообще все непривычно, все особенное. Монастырь – не мир. Можно разно относиться к монастырям, но нельзя отрицать их “внушительности”. Нравится ли оно вам, или нет, но здесь люди делают то, что считают первостепенным. Монах как бы живет в Боге, “ходит в нем”. Естественно его желание приобщить к Богу каждый шаг своей жизни, каждое как будто будничное ее проявление. Поняв это, став на иную, высшую, чем наша, ступень отношения к миру, мы не удивимся необычному для светского человека количеству крестных знамений, благословений, молитв, каждений монашеского обихода.

Здесь самую жизнь обращают в священную поэму.

Основание русской обители на Афоне приписывают временам князя Владимира и его сына Ярослава. Первоначальным местом обитания русских был монастырь Богородицы Ксилургу, или Русов (по другим источникам, он был отдан русским инокам по указу греческого императора Алексея Комнина в 1080 году, следовательно при Мономахе). Вследствие тесноты монастыря в 1169 году святогорцы уступили русским Солунский монастырь Св. Пантелеймона Обитель Богородицы Ксилургу осталась за русскими, но уже в виде скита.

Монастырь Св. Пантелеймона (Старый Нагорный Руссик) просуществовал до конца XVIII века после чего пришел в упадок от Обременявшего его долга туркам. Братия переселилась в небольшую обитель на берегу моря, бывшую пристань, с храмом Вознесения.

В 1803 году вблизи нее был заложен современный монастырь Св. Пантелеймона. Русские поселились там с 1836 года. В настоящее время монастырь Св. Пантелеймона греческий, общежительный; русских иноков в нем в начале XX века была приблизительно четвертая часть от общего числа братии.

Главный собор (греческий) в честь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона построен в 1812-1814-м, освящен в 1815 году.

Имеется в виду следующая книга: Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на Святой Горе Афонской. Несколько изданий. Изд. 7-е, испр. и значительно доп. М., 1886

Соборный храм Покрова Богородицы (русский) – освящен в 1853 году.

Св. Цецилия святая католической церкви, покровительница духовной музыки мученица скончалась около 230 года. Память ее празднуется 22 ноября.

Зайцев перечисляет различные ступени пострижения: рясофорный монах (или рясофорный послушник) носящий рясу и получивший новое имя; манатейный (правильнее “мантийный”) монах – принявший монашеский постриг с произнесением обетов (эта ступень называется обручением великого и ангельского образа); схимник – принявший схиму или самый великий и ангельский образ.