Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Ученье свет а не. "Учение – свет, а неученье – тьма": исследование пословицы

/ / Сочинение-рассуждение по пословице «Ученье - свет, а неученье - тьма»

Довольно глубокий и философский смысл имеет пословица - «Ученье - свет, а неученье - тьма».

«Ученье» для человека - это постижение новых знаний, областей наук, познание неизвестного.

«Неученье» - это нежелание человека, отсутствие стремления к получению нового материала, одном словом, деградация.

Необразованный человек мало чего добивается в жизни, благодаря лени. Лень - самый страшный людской порок.

Проблема образованности человека стоит остро и сейчас. Молодое поколение не желает обучаться, ведь современный мир создан с комфортом: просмотр фильмов, компьютерные и телефонные игры, видеоблоггинг. Молодёжь не желает просвещаться, оставаясь во тьме лени.

Человек, познающий мир, познаёт самого себя. Он интересный собеседник, с умным и интеллектуальным человеком хочется общаться, проводить время, делиться впечатлениями от прочитанного. Такой собеседник полон идей и захватывающих сюжетов. Идеально, конечно, найти себя такого же друга и вместе обмениваться знаниями, постигать мир и совершенствоваться. Пройти весь жизненный путь от школы и до работы бок о бок, а потом дружить семьями.

Конечно, найти девушку или молодого человека такого уровня будет проблематично. Молодых людей, которых интересует образование, осталось мало. Современную молодежь больше интересует интернет, мода, косметика, социальные сети, гаджеты, а никак не обучение. Но если же, вам встретится такой человек, то считайте, что это ваша награда.

Умному человеку, желающему учиться, открыты все дороги. С помощью своей накопленной базы знаний, есть возможность поступить не в колледж на кого возьмут, а в институт - на ту профессию, о которой мечтал с детства и шёл к ней всю жизнь. Цель оправдывает средства. Ради цели своей жизни нужно приложить немалые усилия: бессонные ночи, заучивание материала, извечные научные споры.

Хорошее образование - это и хорошая престижная работа, а не та, на которую идёшь, проклиная все вокруг, но только не себя. В том, что ты, в своё время поленился и не подумал сделать вклад в своё будущее, а будущее - это и твоё потомство, которое будет гордиться тобой и жить в достатке. Тому, чему научился ты сам, а именно покладистости, нужно научить своих детей, чтобы они выросли образованными и порядочными людьми. А потом они будут также воспитывать и своих детей, таким образом, наш век будет самым образованным.

Недаром говорят: «Ученье - свет, а неученье – тьма».

Пословица цитируется и на латыни: "Scientia nihil aliud est quam veritas". Но это современный перевод пословицы на латынь. В Древнем Риме пословица не применялась.

В 20 веке иронически стали применять варианты - "Ученье свет, а не ученье - чуть свет и на работу", "Ученье свет, а неученых тьма".

Пословица "Ученье свет, а неученье тьма" указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.).

Фразы с близким значением:

Примеры

"Я тоже говорил, что ученье свет , что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты."

" " (1887 г.): "Горничная, когда лакей вышел, произнесла монолог о том, что ученье - свет, а неученье - тьма ;"

" " (1888 г.)- отец Христофор говорит мальчику: "Ученье , как говорится, свет, а неученье - тьма ... Истинно так."

гл. VIII: "Ученье свет, а неученье тьма . Учись! Оно, конечно, тяжело: в теперешнее время ученье дорого обходится..."

"Умный дворник" - "Филипп достал из шкафа истрепанную книжку и сунул ее за пазуху. — Вот оно, мое занятие, сызмальства привык. Ученье свет, неученье тьма — слыхали, чай?".

(1826 - 1889)

"Орел-меценат" (1886 г.): "Призвали на совет сову, - и та подтвердила, что надо науки и искусства в дворнях заводить, потому что при них и орлам занятнее живется, да и со стороны посмотреть не зазорно. Ученье - свет, а неученье - тьма ".

(1828 - 1889)

" " (1863 г.), гл. 2, VII: "Но на этом слове Марья Алексевна уже прекратила свое слушание: "ну, теперь занялись ученостью, - не по моей части, да и не нужно. Какой умный, основательный, можно сказать, благородный молодой человек! Какие благоразумные правила внушает Верочке! И что значит ученый человек: ведь вот я то же самое стану говорить ей - не слушает, обижается: не могу на нее потрафить, потому что не умею по-ученому говорить. А вот как он по-ученому-то говорит, она и слушает, и видит, что правда, и соглашается. Да, недаром говорится: ученье свет, неученье - тьма . Как бы я-то воспитанная женщина была, разве бы то было, что теперь? Мужа бы в генералы произвела, по провиантской бы части место ему достала или по другой по какой по такой же. Ну, конечно, дела бы за него сама вела с подрядчиками-то: ему где - плох! Дом-то бы не такой состроила, как этот. Не одну бы тысячу душ купила. А теперь не могу. Тут надо прежде в генеральском обществе себя зарекомендовать, - а я как зарекомендую? - ни по-французски, ни по-каковски по-ихнему не умею. Скажут: манер не имеет, только на Сенной ругаться годится. Вот и не гожусь. Неученье - тьма. Подлинно: ученье свет, неученье тьма ". "

Цель: Показать учащимся и убедить их в том, что учение служит повышению их умственного развития, их человечности.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

II. Постановка учебной задачи.

Что такое совет?

Совет – наставление, указание о том, как поступить. Например, советы по работе, советы классному руководителю, советы друзьям и т.д.

Какие пословицы и поговорки о советах знаете?

Жить в любви и совете! Совет да любовь! Людям советуй, но сам обходись своим умом. Советом работу не испортишь. И так далее.

Вы обычно с кем советуетесь?

С родителями, с дедушкой, бабушкой, с друзьями и т.п.

В сорок пятом наставлении Каюма Насыйри есть такие строки: “О, сынок, старайся избегать советов различных людей. Прежде всего, остерегайся невежды, ибо он темен и может толкнуть тебя на ложный путь”.

Кого же называют невеждой? Каким он бывает? И что такое – невежество?

Как легче жить: невеждой или знающим человеком?

Конечно же, знающим, сведущим человеком!

Грамотным, учёным, гармонично развитым, культурным во всех отношениях и т.д.

Какие вы знаете пословицы и поговорки с этими словами?

Учёного учить – только портить. Ученье – зёрна мудрости, знание – зерно счастья.(Грузин.) Знания, полученные в детстве – что письмена на камнях.(Авар.) Не читавший книг – что пчела, не видевшая цветов.(Белорус.) Слёзы при ученье – радость в жизни.(Испан.) Не злато сыну дари, а книгу драгоценную.(Корея.) Прочитать новую книгу – приобрести ещё одного друга.(Китай.) Если не читать ежедневно, то знания ежедневно убывают.(Китай.) если зорькой не встаёшь – день теряешь, а если в детстве и юности не читаешь – всю жизнь теряешь.(Тибет.) хорошая книга – самый верный друг: не любишь – не укоряет, а поверишь в неё – никогда не обманет.(Турция. Малограмотный человек – человек в оковах.(Африка.) Учёба – рытьё колодца иголкой. Ученье свет – а неученье тьма. Книга – источник знаний и т.д.

Значит, о чём же мы будем сегодня говорить?

Об учёбе, о пользе учения, о вреде и недопустимости невежества и т.п.

Самооценка.

III. Решение учебной задачи.

1 задание. (Обсуждается в группах)

Давайте – ка, ещё раз проясним: что такое учёба?

Учёба – от слова учить: передавать кому-либо какие-нибудь знания и навыки; учиться специальности, умению чего-либо делать.

Какие пути, способы и средства учёбы вы знаете?

Книга – источник знаний! Можно учиться читая газеты и журналы, занимаясь на компьютере и т.д.

Кого из учёных, писателей, всемирно- известных личностей нашей национальности (наших земляков) вы знаете?

Кого из высокообразованных родных вы знаете?

Как надо учиться, чтобы была польза от знаний?

Надо учиться, заниматься вдумчиво, старательно. Читать много и быстро, конспектируя для лучшего запоминания.

Как вы понимаете самостоятельную учёбу?

Самостоятельно, то есть без помощи других людей. Самостоятельная учёба длится с пелёнок до самой смерти человека и т.д.

Есть ли какая-либо связь между учёностью и дисциплиной?

Да. Учёные люди обычно бывают дисциплинированными и т. п.

Всегда ли бывает только так?

В основном, да, именно так. Однако, и среди учёных людей наблюдаются недисциплинированные, неорганизованные. Но – редко.

Как влияет учёба на способности на талант человека?

Он усиливает талант, развивает способности.

Как по другому называют человека образованного, воспитанного, культурного? Оно, в основном, относится к людям умственного труда.

Интеллигент! Представитель интеллигенции и т.п.

Учёные утверждают, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком, надо до совершеннолетия успеть прочесть не менее 80 книг таких великих писателей, как Лермонтов, Гоголь, Тукай, Тургенев, Толстой, Куприн, Бунин, Булгаков, Пастернак, Дефо, Шекспир, Байрон, Диккенс и другие.

Самооценка.

2 задание. (Обсуждается в группах)

В тридцать четвёртом наставлении книги Каюма Насыйри есть и такие строки: “О, сын мой, когда придётся тебе воспитывать детей, будь особенно старателен, пока они малы. Знания, полученные в детстве, подобны орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнётся, покуда тонок. В нежном возрасте следует вкушать понятия о многих науках и давать кое-какие знания даже по математике…”

Как вы думаете, почему полезней (эффективней) учиться смолоду?

Потому что ребёнок должен успеть до совершеннолетия, до вступления в самостоятельную жизнь набраться сил и умственного багажа.

В то же время у великого Каюма Насыйри есть и такие слова в шестом наставлении его “Книги о воспитании”. Один почтенный человек отдал сына учёному наставнику для воспитания и обучения. И сказал при этом: “О, лучший из учителей, воспитай это дитя и дай ему знания, пусть станет мудрым и учёным.” наставник занимался с мальчиком, учил его наукам, но из этого ничего не вышло. И он отвёл его назад, к отцу, говоря: “Ребёнок этот настолько глух к наукам и туп, что я чувствую, как сам глупею, когда учу его…”

Как вы понимаете содержание этого наставления?

Всему – своё время. Надо вовремя учиться игре на музыкальных инструментах, танцам, рисованию, пению. Если ребёнка не учат с детства читать и писать, то он становится ленивым учеником и т.д.

Как вы понимаете слово “тьма” (“неученье - тьма”)?

- “Тьма” в душе человеческой – позор для него, самоунижение и т.д. Учёный же человек всегда будет в выигрыше, на высоте.

Как вы понимаете: “невежество - позор”?

Невежество – отсутствие знаний, некультурность, бестолковость, неумность, корыстолюбие и т.д. Такой человек всегда способен опорочить другого.

Откуда же берётся невежество?

От лени, лодырничания.

Какие стихи классиков, изобличающих лень, вы знаете?

IV. Рефлексия.

О чём мы говорили сегодня на уроке? Какие выводы сделали вы из сегодняшнего занятия?

Что полезного извлекли вы из него?

V. Домашнее задание.

В каких высших учебных заведениях можно продолжить учёбу в нашем крае после окончания средней школы? И где они размещаются? Напишите об этом сочинение.

"Учиться, учиться и еще раз учиться"! Наша жизнь — непрекращающийся поток поступающих знаний. Не важно, кто вы по образованию, чем занимаетесь в профессиональном плане — в любом случае каждый день к вам будут поступать новые знания. А вот принимать их или нет — уже зависит от вас.

Еще с детства мы слышим пословицу: "Ученье — свет, а неученье — тьма". Кто сказал эту фразу однажды, уже не сыскать в глубине истории, но этот человек был прав на сто процентов. Лишь совершенствуясь в имеющихся познаниях и получая новые, человек растет и развивается.

Можно ли не учиться?

Нельзя сказать, что пословица "Ученье — свет, а неученье — тьма" несет большой философский смысл. Лишь обучаясь чему-то новому, человек может гордо именоваться человеком. В противном случае наступает деградация. Более того, имеет место интересная биологическая особенность.

Нейронные связи

Каждый раз, когда мы повторяем какое-либо действие, в нашем мозге образуется связь между нейронами. Образно говоря, она выглядит как пробегающее электричество между двумя нейронами. Если каждый день вновь и вновь что-то изучать, то этих связей будет все больше, а вам будет нравиться учиться. Дело в том, что все в природе стремится к упрощению, и поддерживать старые связи мозгу проще, чем создавать новые.

Выходит, в пословице "Ученье — свет, а неученье — тьма" смысл есть также и буквальный. Если наблюдать за головным мозгом в момент получения новой информации, можно увидеть "освещение" природным электричеством нейронных связей. Абсолютная же нелюбовь к учебе была бы видима как тьма.

Всегда ли "Ученье — свет, а неученье — тьма"?

Кто сказал, что любое учение будет полезным и нужным? Представьте, что вы день за днем смотрите любимый сериал. Образно говоря, вы получаете новую информацию. Но вместе с тем полезно ли это учение? Несет ли оно практический смысл? На уровне нейробиологии ваш головной мозг находится в глубокой спячке, когда вы смотрите любимую мыльную оперу или играете на компьютере в игрушку. Если и впрямь желаете развития, то будет совсем неплохо избавиться от привычек, которые бесполезны для вас.

Чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем

В Древней Греции был известен принцип получения знания, который сформулирован так: "Чем больше мы знаем, тем больше мы не знаем". Дело в том, что, получая новые знания, вы осознаете, сколько же есть еще для вас нового и неизведанного. Это достаточно хорошо: такое знание побуждает нас еще больше проявлять любопытство и совершенствоваться. Выходит, что мы постоянно находимся в поиске источника освещения согласно образному смыслу поговорки "Ученье — свет, а неученье — тьма".

Кто сказал, что учиться тяжело?

Скорее всего, для вас слово "ученье" ассоциируется со скучными школьными занятиями. Система обучения устроена так, чтобы дать ребенку общее представление о мироустройстве и фундаментальные знания обо всем.

Это, конечно, хорошо тем, что по окончании школы мы знаем обо всем по чуть-чуть, но вместе с тем очень поверхностно. К сожалению, школьная зубрежка и система оценивания напрочь отбивают желание учиться, и нет ничего скучнее пословицы "Ученье — свет, а неученье — тьма". Кто сказал, что учение должно быть неинтересным и вызывающим скуку? Окончив школу, вы вправе дальше самостоятельно выбирать свой путь и изучать то, что вам интересно.

Имейте хобби

Ваша жизнь будет захватывающей и интересной, если у вас будет любимое занятие. Кроме того, что вы будете с пользой проводить свободное время, у вас будет также интуитивное желание развиваться в этом деле и осваивать новые горизонты. Даже если ваша работа или деятельность не предполагает огромных возможностей для обучения, будьте активными стремитесь познавать новое всю жизнь!