Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Трудностей диагностика самооценки помогает осуществить. Методики исследования самооценки ребенка

Методики

исследования самооценки и уровня самоактуализации.

Методика изучения личностной самооценки (разраб. Прихожан)
Методика применяется для исследования самооценки и уровня притязаний учащихся 7-11 классов. Время проведения - 10-12 минут. Каждому школьнику выдается бланк инструкции с заданием. На бланке нарисовано 7 вертикальных линий длиной по 10 сантиметров каждая. Вертикальная линия условно обозначает развитие качества, стороны личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Испытуемому предлагается оценить следующие качества, стороны личности: здоровье (как тренировочная, не анализируется), ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. На каждой линии черточкой (-) испытуемый отмечает, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент, после этого - крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, он был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.
Инструкция:

«Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.д. Уровень развития каждого качества, стороны личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На бланке нарисовано семь таких линий, они обозначают: 1-я - здоровье, 2-я - ум (способности), 3-я - характер, 4-я - авторитет у сверстников, 5-я - умение многое делать своими руками (умелые руки), 6-я - внешность, 7-я - уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она обозначает. Например: в линии здоровья нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.

На каждой линии черточкой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя.

Итак, (-) - уровень развития у вас качества, стороны личности в настоящий момент; (х) - такой уровень развития качества, стороны личности, к которому вы стремитесь, достигнув которого вы будете удовлетворены собой.»

Обработка данных:

На каждой из линий (шкал) образуются 3 показателя:


  1. Уровень притязаний 9 расстояние в миллиметрах от (О) до (Х).

  2. Уровень самооценки - от (О) до (-).

  3. Разность самооценки и уровня притязаний - величина расхождения между (Х) и (-). Если (Х) - ниже (-) - будет отрицательное значение расхождения.
Все самооценки по 6 качествам (2-7 линии) суммируются и определяется средняя самооценка (СО). Аналогично - средний уровень притязаний (УП) и средняя величина расхождения между самооценкой и уровнем притязаний.

Результаты по СО, УП и (УП-СО) сопоставляются со среднестатистическими оценками и определяется уровень их сформированности.


Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Завышенный уровень

Уровень притязаний

менее 60

Самооценка

менее 45

Степени расхождения между уровнем притязаний и самооценкой. Степень дифференцированности УП и СО определяется как разность между максимальными и минимальными показаниями по УП и СО.

Анализ профиля СО и УП.

Соединив линией показания СО и УП по шкалам, получаем профиль СО и УП. Если линия почти прямая - незрелость, малодифференцированность СО или УП. Высокая степень дифференцированности - неровности, спады, подъемы. Чем больше разность между минимальной и максимальной СО (УП), тем менее достоверный средний показатель. Следует обратить особое внимание на случаи, когда УП ниже, чем СО, когда некоторые шкалы пропускаются или заполняются неполностью. Это может свидетельствовать об очень высоком (низком) уровне или несформированности СО (УП).

Количественная оценка СО и УП.

Уровень притязаний - норма (60 - 89) - реалистичный, более оптимальный 75 - 89. Оптимистическая направленность личности - движущий фактор развития личности.

От 90 - 100 - нереалистическое, некритическое отношение к своим возможностям. Особое внимание - выше 100. Для старшего школьного возраста это неблагоприятный показатель личностной незрелости - не представляет реально возможности своего развития.

Результат меньше 60 - заниженный уровень притязаний. Неблагоприятный индикатор - неуверенность в себе. Если такой показатель по отдельным шкалам - пренебрежение к данному качеству.

Уровень самооценки - норма (45 - 74), адекватная, реалистическая, наиболее благоприятная - 60 - 74.

Завышенная самооценка - 75 - 100 - переоценка себя, свидетельствует о неблагополучии (отклонении) в развитии личности - личностной незрелости. Не может реально сравнивать себя с другими людьми, нечувствителен к внешнему влиянию, опыту, критике.

Ниже 45 - недооценка себя, крайне неблагоприятно для развития личности (группа риска). Два механизма - ненужность своей персоны, ни на что неспособный; иногда это самозащитная реакция. Человек декларирует, что он ни на что не способен (при этом оценивает себя нормально), для того, чтобы оправдать свое бездействие.
Качественная интерпретация результатов.

Уровень притязаний - реальность целей, которые ставятся, реальность оценки своих возможностей как стимул личностного развития. Норма - умеренная степень расхождения между УП и СО - (8 - 22) , если же различия слабые (полное совпадение - всего достиг) - притязания не служат стимулом для личностного развития, школьник не занимается самовоспитанием, самоформированием. Обратить внимание на место (-) и (Х) - вверху или внизу. Внизу - смирился со своей никчемностью, не ставит целей, задач (по большинству шкал).

Сильные расхождения между УП и СО - характерен резкий разрыв между УП и СО, между тем к чему стремится и что считает для себя возможным. Особенно неблагоприятно - СО -внизу, УП в верхней части шкалы.

Норма - сочетание средней или высокой самооценки с умеренной ее дифференцированностью со средним или высоким уровнем притязаний при умеренной дифференцированности, умеренное расхождение между самооценкой и уровнем притязаний. Достаточно сбалансированное развитие личности, функции стимулятора выполняет уровень притязаний.

Варианты:

Высокая СО с умеренной дифференцированностью - благоприятная для развития личности. Как это относится с УП? Должен быть высокий и достаточно дифференцированный - реальная оценка, хорошие стимулы развития.

Низкая СО с умеренной дифференцированностью, большое расхождение между УП и СО - свидетельствует о неблагоприятном отношении к себе.

Средняя слабодифференцированная самооценка в сочетании со средним УП и средним расхождением между УП и СО - человека удовлетворяет серая середина, никаких взлетов от себя не ждет и не хочет.

Высокая слабодифференцированная СО сочетается с очень высоким недифференцированным УП - в своей самооценке школьник отражает только положительные черты, некритичность, нет постановки целей развития.

Очень высокая недифференцированная СО с очень высоким недифференцированным УП, низкое расхождение между ними - глобальная удовлетворенность собой, закрытость для внешнего опыта, инфантилизм - низкий уровень развития личности. Может быть и реактивный характер ответов как отклик на какой-либо внутренний или внешний конфликт, высокий уровень тревожности.

Методика исследования самоотношения (МИС).

МИС является традиционным тестом - опросником с четко определенным предметом диагностики - отношением личности к собственному «Я». В его основе лежит понимание отношений как сложной уровневой эмоционально - оценочной системы для адекватного и полного описания которого явно не достаточно существующих представлений о двух уровнях самооценки: глобальной самооценки и частных самооценок. Было выдвинуто положение о том, что самоотношение может быть понято как выражение смысла «Я» для субъекта, как некоторое устойчивое чувства в адрес собственного «Я», которое, несмотря на обобщенность, содержит ряд специфических модальностей, различающихся как по эмоциональному тону переживаний, так и по семантическому содержанию.

Было выделено 9 шкал, в которых содержится 110 пунктов, которые и составили настоящую версию опросника.

Процедура проведения опроса заключается в том, что испытуемому предъявляется тестовой буклет, содержащий 110 вопросов, и стандартный бланк ответов.

Инструкция подразумевает две градации ответов: « согласен - не согласен», которые фиксируются в соответствующих позициях бланка.

Шкальные значения подсчитываются по девяти шкалам с помощью ключа - трафарета, накладываемого на бланк. Полученные таким образом баллы по специальной таблице переводятся в оценки - « стены».

Интерпретация проводится путем анализа профиля девяти показателей, которые совместно дают полную картину самоотношения испытуемого.

Выделенные шкалы могут быть проинтерпретированы следующим образом.

Шкала 1 - « внутренняя честность» - включает 11 пунктов, связанных с такими аспектами самоотношения, которые, являясь значительными (в первую очередь с точки зрения моральных норм), часто оказываются малозначительными.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я» , повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, граничащей с цинизмом.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать или выдавать значимую информацию о себе. В крайнем выражении - о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально - желаемых ответов.

Шкала 2 - « самоуверенность» - содержит 14 пунктов, задающих представления о себе как о самостоятельном, волевом энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный полюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствие внутренней напряженности. Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызвать уважение.

Шкала 3 - « саморуководство» - содержит 12 пунктов, отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках, и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «Я» внешним обстоятельствам, на способность противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствие тенденции искать причины поступков и результатов в себе самом. Конструкт, лежащий в основ шкалы, близок по содержанию к локусу контроля.

Шкала 4 - «отраженность самоотношения » - включает 11 пунктов связанных с ожидание отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение , симпатию, одобрение и понимание. С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала 5 - « самоценность » - содержит 14 пунктов. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», ощущение ценности своего «Я» для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» интимным критериям любви, духовности, богатствам внутреннего мира. Низкие баллы говорят о недооценки своего собственного, духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «самопринятие» - включает 12 пунктов.

Высокий полюс соответствует эмоциональному, безусловному принятию себя пусть даже с некоторыми недостатками, одобрению своих планов и желаний. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств - недостаточном самопринятии, что является важным симптомом дезадаптации.

Шкала 7 - « самопривязанность » - включает 12 пунктов. Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я - концепции, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я - образу. В последнем случае тенденция сохранению такого образа - один из защитных механизмов самопознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях - желании что - то в себе изменить, тяга соответствию с идеальным представлениям о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - содержит 15 пунктов.

Высокие значения по шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, тревожно - депрессивных состояниях.

Умеренное повышение по шкале свидетельствует о наличии повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном « образе - Я», отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве, интуитивных тенденциях.

Шкала 9 - «негативное эмоциональное самоотношение» - содержит 10 пунктов.

Высокие значения говорят об интраинтуитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи , собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей 8 шкалой. Однако, если 8 шкала характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей) , то 9 шкала является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже несмотря на высокую самооценку собственных качеств и достижений.


Надежность - согласованность шкал обеспечивается процедурой отбора пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующему фактору.

Достоверность результатов контролируется использованием шкалы 1 в качестве достоверности. Высокие оценки по данной шкале свидетельствуют о недостаточной рефлексии представлений и переживаний, связанных с « Я - концепцией » , а также о тенденции давать социально - желательные ответы. Результаты испытуемых, имеющих 9 - 10 стенов по данной шкале, следует считать недостоверными.

Так как шкалы опросника умеренно коррелируют между собой, была проведена факторизация матрицы интеркорреляций шкальных значений. В результате было получен три независимых фактора.

Первый фактор составили шкалы: внутренней честности (1) , самоуверенности (2), саморуководства (3) и отраженного самоотношения (4). Все эти шкалы выражают оценку собственного « Я » испытуемого по отношению к социально - нормативным критериям: моральности, успешности, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. , что дает основания интерпретировать данный фактор как самоуважение.

Во второй фактор вошли три шкалы: самоценность (5) , самопринятие (6) , самопривязанность (7) . Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение субъекта к своему « Я » и могут быть интерпретированы как шкала аутосимпатии.

Третий фактор, содержащий шкалы: внутренняя конфликтность (8) и самообвинение (9) - связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения, и может быть назван фактором « внутренней неустроенности » .

Применение опросника МИС возможно при решении широкого круга научных и практических задач. Опросник может оказаться полезным в таких сферах практической психологии, как психологическое консультирование, групповая и индивидуальная психокоррекция и психотерапия, которые, как известно, непосредственно связаны с воздействием на самоотношение клиента или пациента. Представляется целесообразным использование методики в массовых обследованиях, когда показатели по 8 и 9 шкалам, например, могут свидетельствовать о потребности респондента к психологической помощи.

Анкета МИС.


  1. Мои слова довольно редко сходятся с делом.

  2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

  3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

  4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

  5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

  6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это не противиться собственной судьбе.

  7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

  8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

  9. Я не способен причинять душевную боль самым близким людям.

  10. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

  11. Совершив какой - то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного получится что - нибудь хорошее.

  12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

  13. В моей личности, наверное, есть что - то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

  14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

  15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

  16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

  17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

  18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

  19. Бывало, и не раз, что я остро ненавидел самого себя.

  20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

  21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью .

  22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

  23. Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

  24. Думаю, что без труда мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

  25. Если я и отношусь к кому - нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.

  26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по - настоящему.

  27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

  28. Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

  29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

  30. Часто, не без издевки, я подшучиваю над самим собой.

  31. Если бы мое второе « Я » существовало, то для меня бы это был довольно скучный партнер по общению.

  32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил, чтоб в чем - то стать другим.

  33. В целом, меня устраивает то, какой я есть.

  34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

  35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

  36. Я думаю, что имею умного и надежного советчика в самом себе.

  37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

  38. Я часто, но довольно безуспешно, пытаюсь в себе что - то изменить.

  39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

  40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

  41. Я редко остаюсь не понятым в самом важном для меня.

  42. Я думаю, что другие, в целом, оценивают меня достаточно высоко.

  43. То, что со мной случается - это дело моих собственных рук.

  44. Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственное правильное решение.

  45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: « И поделом тебе » .

  46. Я не считаю, что я достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

  47. У меня нередко возникает сомнение, а такой ли я на самом деле, каким я себе представляюсь.

  48. Я не способен на измену даже в мыслях.

  49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией .

  50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

  51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

  52. Я могу сказать, что в целом контролирую свою судьбу.

  53. Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

  54. Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

  55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

  56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

  57. Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

  58. Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

  59. Что - то мешает мне понять себя по - настоящему.

  60. Во мне есть много такого, что вряд ли вызывает симпатию.

  61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

  62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

  63. Быть снисходительным к своим слабостям вполне естественно.

  64. Я убедился, что глубокое проникновение в самого себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

  65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

  66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

  67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

  68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяет мою ценность как личность.

  69. Долгие споры с самим собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

  70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

  71. Если говорить откровенно, то иногда я бываю неприятен.

  72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

  73. Я человек надежный.

  74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

  75. Мое внутреннее « Я » всегда мне интересно.

  76. Мне очень просто убедить себя.

  77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

  78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противоречу.

  79. Мне кажется, что я все - таки не умею злиться на себя по - настоящему.

  80. Я убедился, что в серьезных делах на меня можно не рассчитывать.

  81. Порой мне кажется, что я какой - то странный.

  82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

  83. Мое собственное « Я » не представляется мне чем - то достойным глубокого внимания.

  84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я начинаю гораздо лучше себя понимать.

  85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих .

  86. Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

  87. Где - то, в глубине души, я считаю себя слабаком.

  88. Если я искренне и обвиняю себя в чем - то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

  89. Мой характер, каким бы он ни был, меня устраивает.

  90. Я вполне ясно себе представляю, что ждет меня впереди.

  91. Иногда мне бывает довольно трудно найти общий язык со своим внутренним « Я ».

  92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинению в свой адрес.

  93. Я не хотел бы сильно меняться, даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой - то дорогой частицы самого себя.

  94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

  95. Вряд ли во мне есть что - то, чего бы я не знал.

  96. Мне еще многого не хватает, чтобы сказать себе: « Да, я вполне созрел как личность » .

  97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

  98. Иногда я оказываю бескорыстную помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

  99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

  100. Те, кто меня любят, просто не знают, что я за человек.

  101. Убедить себя в чем - то не составляет для меня большого труда.

  102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

  103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по - настоящему.

  104. Если не мелочиться, то в целом, меня не в чем себя упрекнуть.

  105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

  106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

  107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

  108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

  109. Думаю, что моя судьба все равно сложится не так, как бы мне хотелось теперь.

  110. Уверен, что в жизни я на своем месте.

Самооценка представляет собой оценку той ценности, которую с точки зрения индивидуума он представляет как личность. Ей приписывают выполнение трёх функций: защита, регуляция и развитие.

Виды самооценки

Самооценкой именуется оценка личностью своих действий, суждений и мыслеформ. Известно разделение на виды самооценки. Так она бывает адекватной, заниженной и завышенной. От того к какому виду можно отнести самооценку той или иной личности напрямую зависит её поведение в человеческом сообществе.

Существует распространённое заблуждение, которое заключается в том, что якобы продуктивна. Однако, это не совсем так. Любое отклонение от адекватного восприятия себя, своих способностей и своего положения влечёт за собой многочисленные проблемы в психологическом состоянии, взаимоотношению с людьми и личностного развития.

Низкая самооценка влечёт за собой нерешительность и скованность в своих поступках. Она делает человека неуверенным, робким и склонным к влиянию со стороны других людей. Часто подобные люди бояться высказать свою точку зрения и испытывают чувство вины. Они нередко становятся завистливыми и мстительными, выискивая любые возможности для самоутверждения. Низкая самооценка часто формируется ещё в раннем возрасте. Однако, бывают случаи, когда она происходит и у взрослых людей.

Завышенная самооценка вводит человека в состояние иллюзии относительно своих реальных возможностей и своего потенциала. Слишком высокая оценка собственных качеств часто входит в диссонанс относительно реальных достижений человека и, соответственно, мнению окружающего сообщества. Это может привести к конфликтам, т.к. индивидуум, склонный к завышенной самооценке, будет считать, что его недооценивают. Они уверены, что превосходят других людей и постоянно стремятся это доказать. Подобный подход часто приводит к тому, что окружающие люди начинают избегать их общества.

Самооценка и уверенность в себе

Есть два основных фактора, которые влияют на возможность человека стать успешным, это адекватная самооценка и уверенность в себе. Они непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Если у личности есть проблемы в адекватной оценке собственных возможностей, он не сможет приобрести конструктивную уверенность в своих силах. Такому человеку необходимо провести анализ своих действий и выработать умение оценивать свои качества адекватно, не преувеличивая и не преуменьшая их значимость. Процесс такой метаморфозы может занять долгие годы.

Можно выделить несколько черт, характерных для людей уверенных в себе:

  • Выражение своих потребностей от своего имени, не прикрываясь некоторой формацией («мне нужно» или «Я хочу», вместо «для таких как я»);
  • Положительная оценка своих возможностей и достижение целей, которые достижимы, но не просты;
  • Признание собственных достижений и собственных неудач;
  • Умение выражать свои мысли и воспринимать конструктивную критику.
  • Восприятие достижение поставленных задач как фактор успешность, и, в то же время, в случае невозможности выполнения поставленных целей адекватная оценка результата и поиск более реальных задач;
  • Выполнение задач по мере поступления, не форсируя и не откладывая на потом.

При наличии адекватной самооценки, человек становится уверенной в себе личностью. Для её формирование нужно прилагать немало усилий на практике и совершения определённого воздействия, оценивая совершенные действия в последующем.

Диагностика самооценки

Для определения уровня адекватности в оценке своей личности, потенциала и достижения необходимо обратиться к такому фактору, как диагностика самооценки.

Существует огромное множество разнообразных техник, позволяющих это осуществить:

  • Методика Дембо-Рубинштейн. Она даёт возможность оценить три главных параметра, определяющих самооценку: высоту, реалистичность и устойчивость. Главным в этой методике является обращать внимание на те комментарии, которые даёт человек по поводу его нахождения на том или ином уровне в этих шкалах. Для оценки индивидуума, разговор с ним является ключевым.
  • Методика Будасси. Основана на корреляции качеств идеального «Я» и реального. Данный метод полагается на самооценивании личности. Человек сам находит точки соприкосновения реальных своих характеристик с идеальными. Или же в сравнении себя с другими людьми.
  • Тест Кеттелла. На данный момент представляет собой очень популярный метод оценивания личности и её ключевых черт. Данный опросник служит для определения 16 личностных факторов. Одним из них является самооценка. Оптимальными являются средние числа в результате, которые показывают адекватную самооценку.
  • Метод В. Шур. Так же его можно именовать «лесенкой». Проводится как групповой, так и индивидуальный вариант. Чаще всего применяется на детях. Заключается в том, что перед человеком, или группой людей, изображают лестницу из семи ступенек. На первой находятся «хорошие» люди, а на седьмой «плохие». И личность должна сама определить своё местоположение.
  • Тест Тимоти Лири. Заключается в списке из 128 суждений, разделённых на 8 типов взаимоотношений по 16 пунктов в каждом. Они упорядочены в зависимости от степени интенсивности по возрастающей. Особенностью данного метода заключается то, что суждения сгруппированы не подряд, а по 4 типа и повторяются через равные промежутки.

Так же существует и множество других техник. Перечислить все не представляется возможным в формате одной статьи.

Развитие самооценки

Развитие самооценки происходит постоянно, на протяжении всей жизни. Однако самым важным этапом является раннее детство. Посему, очень значительным влиянием пользуются родители, а так же воспитатели и учителя в детских садах и начальных школах. Именно на данном этапе закладывается фундамент представлений о мире и своём положении в нём.

Ребёнок в первую очередь подражает тем взрослым людям, которые его окружают. А так же ищет их одобрения. Таким образом, не имея опыта противостояния авторитетному мнению, самооценка, которая задаётся ребёнку родителями, принимается им беспрекословно.

В дошкольном возрасте формируется стереотип поведения человека. Он закладывается родителями вместе с социализацией личности. Ребёнка учат быть учтивым, общительным, скромным. Часто так же передаются шаблоны общественного поведения, которые могут со временем стать преградой для достижения личных целей.

При появлении в окружении других детей, ребёнок начинает больше сравнивать себя со своими сверстниками, а не с родителями. Хотя ключевую роль, всё ещё играют взрослые. В частности учителя. Здесь выходит на передний план успеваемость и адекватность нормам поведения в школьной среде. В этом возрасте прививаются основные ярлыки поведения.

Часто это происходит не совсем адекватно реальной картине, а то и совсем неадекватно. непоседливого назовут хулиганом. Если он не справляется с учебным планом – то его назовут ленивым. Подобные суждения так же принимаются на веру, будучи авторитетными.

Подходя к взрослой жизни, подросток всё меньше считается с мнением старших, принимая за авторитет теперь оценку его ровесников, поскольку в этом возрасте человек стремиться занять свою определённую нишу в социальной иерархии. Первоначально у человека развивается критическое отношение к другим людям и лишь потом к себе и своим действиям. Это часто приводит к тому, что ребёнок может поступать неоправданно жестоко по отношению к окружающим людям. Важным критерием для личности является принадлежность к той или иной социальной группе. Если индивидуум не чувствует себя принятым в ту или иную компанию, он будет искать другую, где он займет своё подобающее место. Часто именно этот фактор играет роль в том, что ребёнок вливается в «дурную» компанию.

После окончания школы, пройдя переходный возраст, человек вступает во взрослую жизнь, уже обладая тем набором установок, которые в нём укоренились с раннего детства. Они могут быть как «со знаком плюс», так и «со знаком минус». Позитивная установка способствует устойчивости в своей самооценке и стойкости в восприятии своих неудач, которые будут более походить на перегруппировку.

Адекватная самооценка

В человеческом сообществе существует множество действительно талантливых и одарённых людей, которые не смогли достигнуть желанных высот только вследствие своей низкой самооценки. Адекватная самооценка является тем фундаментом, на котором можно построить крепкую динамику успеха. Оценить её можно либо на практике в деле достижения поставленных целей или же при помощи выводов специалистов в данной сфере.

Адекватная самооценка выражается в реалистичном взгляде на себя и собственные достижения. Она позволяет человеку критически оценивать свои возможности, ставить цели, которые возможно реализовать, и достигать их. Существует множество факторов, влияющих на её развитие. Среди них как структура собственного восприятия себя и окружающей действительности, так и влияние суждения окружающих людей.

Адекватная оценка своей личности привносит человеку состояние гармонии и уверенности в себе и своих силах. Она помогает не только компенсировать свои негативные качества, но и дать достойную реализацию своим талантам.

Высокая самооценка

Бытует мнение, часто ошибочное, что высокая самооценка способствует успешной реализации в человеческом сообществе. С точки зрения психологов, данное утверждение очень далеко от истины. На самом деле завышенная самооценка столь же опасна, сколь и заниженная, поскольку формирует неадекватное представление о себе и окружающих людях. Она способствует тому, что человек воспринимает конструктивную критику «в штыки».

Такие люди часто находят в любых случаях попытку уязвить их . Они агрессивно реагируют на любую попытку их поправить или указать на недостаток. В противоположность людям с завышенным самомнением, люди с адекватной самооценкой способны воспринимать критику окружающих людей и осознают свои недостатки и дефекты. Они не ощущают угрозы со стороны мнения окружающих людей, а посему не находятся в постоянном напряжении ожидая от других людей «агрессии» в свою сторону.

Существует два признака завышенной самооценки:

  • Слишком высокое суждение о себе, своей личности и своих способностях
  • Высокий уровень нарциссизма

Хотя сама по себе умеренно высокая самооценка не так уж и плоха, но она имеет одно опасное свойство. Если подобная оценка не будет подкреплена реальными достижениями, человек может приобрести противоположную, заниженную самооценку.

Поднятие самооценки

Более 80-ти процентов людей обладают заниженной самооценкой. Они не способны адекватно оценивать свои способности и качества, находясь в плену постоянной самокритики.

Может решить проблему собственной реализации и достижения как успехов в общении в своей среде, так и достижению определённых карьерных высот.

Итак, что же необходимо сделать, чтобы повысить свою самооценку?

Прежде всего, нужно перестать сравнивать себя по отношению к другим. Всегда, во всех случаях можно найти человек более или менее успешного, чем вы. Нужно просто отдавать себе отчет, что ваши личные качества уникальны. Необходимо найти свои собственные достоинства и положительные черты.

Если вам высказали комплимент, примите его с благодарностью. Не отказывайтесь от него. Ну и наконец, смените своё окружение. Поскольку люди конструктивные и мыслящие позитивно будут способны адекватно воспринимать ваши качества и будут способствовать повышению вашей самооценки. Таких людей должно быть больше в сфере вашего общения, чем других.

2.1.Описание используемых методик

Методика А.И. Липкиной «Три оценки»

Для изучения самооценки можно использовать методику А.И. Липкиной «Три оценки».

Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем дает работе учеников три оценки: адекватную, завышенную, заниженную. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось свое мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружочком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе с учениками выясняются ответы на следующие вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?

2. Твоя работа заслуживает оценки «3», а учительница поставила тебе «5». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?

3. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим показателям:

Совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя;

Характер аргументации самооценки:

а) аргументация, направленная на качество выполненной работы,

б) любая другая аргументация;

Устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения выставленной самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы .

Тест «Оцени себя сам»

Исследование самооценки детей 7-10 лет можно проводить при помощи теста «Оцени себя».

Ученикам предлагается набор положительных и отрицательных качеств и шкала - вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней - отрицательные.

Слова, образующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, застенчивость, злопамятство, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мечтательность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, развязность, рассудительность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадание, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

В начале тестирования внимание детей обращают только на список оцениваемых качеств, из которых они выбирают по 5-6 самых привлекательных и самых непривлекательных. После того как эти качества отобраны (выписаны или подчеркнуты в списке), ученикам предлагают оценить себя, и объясняют принцип размещения качеств на шкале .

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание .

Выводы ко второй главе

Для диагностики наиболее значимых свойств самооценки (таких, как адекватность, дифференцированность, устойчивость, автономность) рекомендуется использовать методики: модифицированную методику Дембо–Рубинштейн «Волшебные горы» (данная методика основана на непосредственном оценивании детьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и др.)

методику «Три оценки» (методика разработана А.И.Липкиной, и для ее реализации детям младшего школьного возраста предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Экспериментатор оценивает работу ребенка тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной); методику по изучению самооценки (этот личностный опросникпозволяет определить степень адекватности самооценки ребенка 9-17 лет).

Использование представленных методик позволяет сделать вывод об адекватности, дифференцированности, автономности, устойчивости самооценки ребенка и об уровне его притязаний.


Выводы

В психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс, в его понимании самооценка является эмоциональным компонентом. В настоящее время можно выделить три подхода к тому, чем является самооценка и как она представлена в самосознании индивида: самооценка является частью концепции "Я", т.е. как "эмоционально-ценностное" отношение к себе; самооценка понимается как когнитивная схема, которая обобщает прошлый опыт личности и организует, структурирует новую информацию субъекта о себе; самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, оценка его с точки зрения определенной системы ценностей.

Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Она выполняет, прежде всего, регулятивную функцию.

С ней тесно связано такое личностное образование, как уровень притязаний, который рассматривается как устойчивая потребность в определенной положительной оценке. Одних вполне удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже остальных. Другие претендуют на оценку выше обычной. Третьи хотят быть лучше всех.

Индивид оценивает себя двумя способами: сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами своей деятельности; сравнивая себя с другими людьми.

Она в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная характеристика была общепризнанна.

Существуют различные методики исследования самооценки личности. К ним относятся методика А.И. Липкиной «Три оценки». В данной методике определяют уровень самооценки, устойчивость или неустойчивость самооценки, аргументацию самооценки.

Также можно исследовать самооценку с помощью теста «Оцени себя сам», в которой определяют адекватную, неадекватно завышенную и неадекватно заниженную самооценку тестируемых.

Исследуя самооценку по методике Дембо-Рубинштейн также можно определить высоту самооценки: высокую, низкую, среднюю. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Педагогика, 1984. - 296 с.

2. Бодалева А.А. В мире подростка– М., 1980.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып (1), 1989.

5. Витюк О.Ю. Межличностная аттракция как основа уровня самооценки личности // Практическая психология и социальная работа – 2007г. № 8 – с. 56-60

6. Джеймс У. Личность. – М., 1982.

7. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности/. Самара, Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

8. Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. – М., 1981.

9. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., Просвещение, 1989.- 175с.

10. Кон И.С.Открытие «Я». – М., 1987с.112

11. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976. - 167 с.

12. Маркова А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М" 1983.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2.е изд. -Т. 23.- С. 62.

14. Молчанова О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010.- 392 с.

15. Реан А.А., Бордовская Н.В. и др. Психология и педагогика. – СПб, 2002.

16. Рогов Е.И. Психология человека. – М.; 1999.

17. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. - М" 1972.

18. Столяренко Л.Д. , Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1999.

19. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 144с.


Похожая информация.


Самооценка – это феномен, представляющий собой ценность, приписываемую себе как личности и собственным деяниям индивидами, которая выполняет три стрежневые функции: регуляцию, развитие и защиту. Функция регуляции отвечает за принятие решений личностной направленности, функция защиты обеспечивает личностную стабильность и независимость, а функции развития представляет собой своеобразный толчковый механизм, направляющий индивида к личностному развитию. Стрежневым критерием собственного оценивания выступают системы смыслов и не смыслов субъектов. Существенная роль в образовании адекватного или завышенного (заниженного) уровня самооценивания лежит в оценках окружающих личности индивида и его достижений.

Самооценивание

Самооценивание считается одним из наиболее ключевых и значимых качеств в жизни индивида. Самооценка начинает закладываться еще в раннем детском возрастном периоде и воздействует на всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно за счет нее часто определяется человеческая успешность либо не успешность в социуме, достижение желаемого, гармоничное развитие. Именно поэтому ее роль в развитии личности практически невозможно переоценить.

Самооценивание, в психологической науке, именуют произведение индивидом оценки собственных достоинств и дефектов, поведения и деяний, определение персональной роли и значимости в социуме, определение самого себя в целом. С целью более четкой и правильной характеристики субъектов разработаны определенные виды самооценивания личности.

Существуют виды самооценки:

  • Нормальная самооценка, то есть адекватная
  • Низкая самооценка
  • Завышенная, то есть неадекватная

Данные виды самооценки являются самыми важными и определяющими. Ведь именно от уровня самооценивания зависит, насколько личность будет здраво подвергать оценке собственные силы, качества, поступки, деяния.

Уровень самооценки заключается в придании чрезмерной значимости себе, собственным достоинствам и дефектам, или наоборот – ничтожности. Многие ошибочно полагают, что завышенный вид самооценки – это неплохо. Однако такое мнение является не совсем верным. Отклонения самооценки в ту или иную сторону довольно редко способствуют плодотворному развитию личности.

Низкий вид самооценки способен только блокировать решительность, уверенность, а завышенный – уверяет индивида, что он всегда прав и все делает правильно.

Завышенная самооценка

Индивиды с завышенной степенью самооценки склонны переоценивать собственный реальный потенциал. Часто такие индивидуумы думают, что окружающие люди их без оснований недооценивают, вследствие этого они относятся к окружающим их лицам совершенно недружелюбно, нередко высокомерно и надменно, а иногда и совсем агрессивно.Субъекты с завышенной степенью самооценки постоянно стараются доказать окружающим, что являются самыми лучшими, а другие хуже них. Уверены, что во всем превосходят прочих индивидов, и требуют признания собственного превосходства. Вследствие чего окружающие стремятся избежать общения с ними.

Низкая самооценка

Индивидуум с низкой степенью самооценки характеризуется излишней неуверенностью в себе, робостью, чрезмерной стеснительностью, застенчивостью, боязнью высказывать собственные суждения, нередко испытывает безосновательное чувство вины. Такие люди довольно легко внушаемые, всегда следуют мнению других субъектов, боятся критики, неодобрения, осуждения, порицания со стороны окружающих коллег, товарищей и других субъектов. Нередко они видят себя неудачниками, не замечают, вследствие чего не могут правильно оценить свои лучшие качества.Заниженная самооценка, как правило, формируется в детском возрасте, но нередко может трансформироваться из адекватной вследствие регулярного сравнения с другими субъектами.

Самооценку также подразделяют на плавающую и на стабильную. Ее тип зависит от настроения индивида или его успешности в определенный период его жизни. Самооценка еще бывает общей, частной и конкретно-ситуативной, другими словами указывать сферу распространения самооценивания. Так, например, индивиды могут оценивать себя отдельно по физическим параметрам или интеллектуальным данным, в определенной сфере, такой как бизнес, личная жизнь и др.

Перечисленные виды самооценки личности считаются основополагающими в психологической науке. Их можно трактовать в качестве видоизменения поведения субъектов из области абсолютно-безличного начала в индивидуально личную определенность.

Самооценка и уверенность в себе

Оценивание поступков, качеств, действий происходит с самого раннего возрастного периода. В нем можно выделить две составные части: оценку собственных действий и качеств окружающими и сопоставление достигнутых персональных целей с результатами других. В процессе осознания собственных поступков, деятельности, целей, поведенческих реакций, потенциала (интеллектуального и физического), анализа отношения к своей персоне окружающих и личное отношение к ним, индивид учится производить оценивание собственным положительным качествам и отрицательным чертам, другими словами учится адекватному самооцениванию. Такой «учебный процесс» может затянуться на долгие годы. Но повысить самооценку и ощутить уверенность в собственном потенциале и силах можно уже через довольно непродолжительное время, если поставить перед собой такую цель или существует необходимость освободиться от неуверенности.

Уверенность в личном потенциале и адекватная самооценка являются именно теми двумя главными составляющими успешности. Можно выделить характерные черты субъектов, чувствующих уверенность в собственных возможностях.

Такие индивиды:

  • всегда выражают от первого лица собственные желания и просьбы;
  • их легко понять;
  • они положительно оценивают собственный личностный потенциал, определяют для себя труднодостижимые цели и добиваются их осуществления;
  • признают собственные достижения;
  • относятся к выражению собственных мыслей, желаний серьезно также как и к чужим словам, желаниям, они ищут совместные пути для удовлетворения общих потребностей;
  • рассматривают достигнутые цели, как успешность. В случаях, когда достичь желаемого не представляется возможным, они определяют для себя более реальные цели, извлекают урок из проделанной работы. Именно такое отношение к успешности и неудачам открывает новые возможности, дает силы для последующих действий с целью постановки новых целей;
  • все действия воплощают в жизнь по мере необходимости, а не откладывают.

Адекватная самооценка делает индивида уверенной в себе личностью. Совпадение представлений относительно собственного потенциала и своих реальных возможностей называется адекватной самооценкой. Формирование адекватной степени самооценки не будет невозможным без совершения действий и последующего анализа плодов таких действий.Субъект, который обладает адекватной степенью самооценки, чувствует себя хорошим человеком, вследствие чего начинает верить в собственную успешность. Он определяет перед собой множество целей, а для их достижения выбирает адекватные средства. Вера в успех помогает не акцентировать внимание на преходящих неудачах и ошибках.

Диагностика самооценки

Сегодня все большую роль играет проблематика диагностики самооценки, помогающих индивиду выступать настоящим субъектом собственного личностного поведения и деятельности, независимо от воздействия социума определять перспективы своего дальнейшего развития, направления и инструменты для их реализации. Ключевое место среди причин, обуславливающих образование механизмов саморегуляции, принадлежит самооценке, которая определяет направленность и степень активности индивидуумов, становление их ценностных ориентаций, личностных целей и границы его достижений.

Современный научный социум в последнее время все чаще выносит вопросы, которые имеют связь с изучением личностной направленности, ее самооценки, проблемой самоуважения, постоянства личности, на передний план. Так как такие явления для научного познания обладают сложностью и неоднозначностью, успех изучения которых, в большинстве своем, зависит от уровня совершенства используемых методик исследования. Интерес субъектов к изучению характерных свойств личности, таких как темперамент, самооценка,интеллект и т.д. – повлек за собой разработку множества методик для проведения исследования личности.

Методики диагностики самооценки сегодня можно рассматривать во всем их многообразии, так как разработано множество различных приемов, методов, позволяющих проанализировать самооценку личности, базируясь на разных показателях. Поэтому психология имеет в своем арсенале целый ряд экспериментальных методик обнаружения самооценки индивида, ее количественной оценки и качественной характеристики.

Личностные черты самооценки

К примеру, при помощи величины рангового соотношения можно сравнить представление субъекта о том, какие личностные черты он желал бы иметь в первую (Я идеальное), а какие качества имеет на самом деле (Я текущее). Существенным фактором в данном методе является то, что индивид в процессе прохождения исследования производит нужные вычисления самостоятельно в соответствии с имеющейся формулой, и не сообщает исследователю информацию о собственном текущем и идеальном «Я». Коэффициенты, полученные в результате исследования самооценки, позволяют увидеть самооценку в ее количественном выражении.

Популярные методики диагностики самооценки

Методика Дембо-Рубинштейн

Названная по фамилиям авторов, помогает определить три ключевых параметра самооценки: высоту, реалистичность и устойчивость. В ходе проведения исследования следует учитывать абсолютно все комментарии участника процесса, сказанные по отношению к шкалам, полюсам и его расположения на шкалах. Психологи убеждены, что внимательный анализ разговора способствует более верным и полным выводам о самооценке индивида, чем обычный анализ местоположения меток на шкалах.

Методика анализа личностной самооценки по Будасси

Дает возможность проведения количественного анализа самооценки, а также выявить ее степень и адекватность, найти соотношение своего идеального «Я» и тех качеств, которые существуют в реальности. Стимульный материал представлен набором, состоящим из 48 свойств личности, например, таких как мечтательность, вдумчивость, развязность и др. Принцип ранжирования составляет основу данной методики. Цель ее заключается в определении связей среди ранговых оценок личностных свойств, входящих в представления о себе реальном и идеальном, в ходе обработки результатов. Степень связи определяется при помощи величины ранговой корреляции.

Метод исследования Будасси основан на самооценивании индивида, которое может совершаться двумя способами. Первый – заключается в сопоставлении собственных представлений с реально существующими, объективными показателями деятельности. Второй – представляет собой сравнение собственной персоны с прочими людьми.

Тест Кеттелла

Является практически самым распространенным анкетным методом оценивания индивидуально-психологических личностных черт. Опросник направлен на обнаружение сравнительно самостоятельных шестнадцати факторов личности. Каждый из таких факторов формирует несколько поверхностных свойств, которые соединены вокруг одной ключевой особенности. Фактор MD (самооценка) представляет собой дополнительный фактор. Средние цифры данного фактора будут означать наличие адекватной самооценки, ее определенную зрелость.

Методика В.Щур

Под названием «Лесенка» способствует выявлению системы представлений детей о том, каким образом они производят оценку собственных качеств, как их оценивают окружающие и как соотносятся такие суждения между собой. Данная методика имеет два способа применения: групповой и индивидуальный. Групповой вариант проведения позволяет оперативно выявить степень самооценки у нескольких детей одновременно. Индивидуальный стиль проведения дает возможность обнаружения причины, воздействующей на формирование неадекватной самооценки. Стимульный материал в этой методике представляет собой, так называемую лесенку, состоящую из 7 ступеней. Ребенок должен определить собственное место на этой лестнице, причем на первой ступени располагаются самые «хорошие дети», а на 7-й соответственно – «самые плохие». Для проведения этой методики огромный акцент делается на создании дружественной обстановки, атмосферы доверия, доброжелательности, открытости.

Также исследовать самооценку у детей можно с помощью следующих техник, таких как методика, разработанная А.Захаровой для определения уровня эмоциональной самооценки и метод самооценки Д. Лампена под названием «Дерево», модифицированный Л. Пономаренко. Эти методики ориентированы на определение степени самооценки малышей.

Тест Т.Лири

Предназначен для выявления самооценки путем оценивания поведения индивидов, близких людей, описания идеального образа «Я». При помощи этого метода становится возможным выявить превалирующий тип отношения к окружающим в самооценке и во взаимооценке. Опросник содержит в себе 128 оценочных суждений, которые представлены восемью типами взаимоотношений, объединяющихся в 16 пунктов, которые упорядочены по поднимающейся интенсивности. Метод выстроен таким образом, что суждения, ориентированные на определение какого-нибудь типа взаимоотношений, располагаются не подряд, а сгруппированы по 4 типа и через равное число определений они повторяются.

Методика диагностики самооценки Г. Айзенка

Применяется для определения самооценки таких состояний психики, как фрустрация, ригидность, тревожность, агрессивность. Стимульный материал представляет собой перечень состояний психики, свойственных либо не свойственных испытуемому. В процессе интерпретации результатов определяется характерный для испытуемого уровень выраженности изучаемых состояний.

Также к методам анализа самооценивания относят:

Методику А. Липкиной под названием «Три оценки», при помощи которой диагностируется уровень самооценки, ее устойчивость либо неустойчивость, аргументация самооценки;

Тест под названием «Оцени себя сам», который позволяет определить виды самооценки личности (заниженную, завышенную и т.д.);

Методика под названием «Справлюсь или нет», ориентированная на выявление оценочной позиции.

В общем смысле методы диагностики ориентированы на определение степени самооценки, ее адекватности, на изучение общего и частного самооценивания, на выявление соотношения образов «Я» реального и идеального.

Развитие самооценки

Формирование и развитие различных сторон самооценки проистекает в разные возрастные периоды. В каждый отдельно взятый период жизни индивида социум или физическое развитие предписывает ему развитие наиболее значимого фактора самооценки именно на данный момент.

Отсюда следует, что формирование личностного самооценивания проходит через определенные этапы развития самооценки. Конкретные факторы самооценивания должны образовываться в наиболее подходящий для этого период. Поэтому для развития самооценки наиболее значимым периодом считается раннее детство. Ведь именно в детстве личность приобретает фундаментальные знания и суждения о собственной персоне, мире, людях.

Развитие самооценки в воспитании

Очень многое в формировании адекватного уровня самооценивания зависит от родителей, их образованности, грамотности поведения в отношении ребенка, степени принятия ими ребенка. Так как именно семья является для маленького индивида первым социумом, а процесс изучения норм поведения, усвоения морали, принятых в данном социуме называется социализацией. Малыш в семье сравнивает свое поведение, себя со значимыми взрослыми, подражает им. Для детей важным в раннем детстве является получение одобрения взрослого. Самооценка, заданная родителями, усваивается ребенком беспрекословно.

Развитие самооценки детей

В дошкольном возрастном периоде родители пытаются привить детям элементарные нормы поведения, такие как корректность, вежливость, чистоплотность, коммуникабельность, скромность и др. На данном этапе невозможно обойтись без шаблонов и стереотипов в поведении.

Так, например, женской части населения с детства внушается, что им надлежит быть мягкими, послушными и опрятными, а мальчикам – что они должны держать свои эмоции под контролем, ведь мужчины не плачут. Вследствие такого шаблонного внушения в дальнейшем происходит оценивание детьми на предмет наличия у их сверстников нужных качеств. Отрицательными будут такие оценки или положительными зависит от разумности родителей.

В младшем школьном возрастном периоде приоритеты начинают меняться. На данном этапе на передний план выходят успеваемость в школе, прилежность, освоение правил школьного поведения и общения в классе. Теперь к семье прибавляется еще один социальный институт под названием школа.

Дети в этом периоде начинают сравнивать себя со сверстниками, они желают быть такими как все или даже лучше, тянутся к кумиру и за идеалом. Этот период характеризуется навешиванием ярлыков на детей, которые еще не научились делать самостоятельные выводы.

Так, например, непоседливого, активного ребенка, которому довольно трудно вести себя спокойно и он не способен усидеть на одном, назовут хулиганом, а ребенка, который с трудом усваивает школьную программу – неучем или лентяем. Так как малыши в этом возрастном периоде еще не умеют критически относиться к чужому мнению, то мнение значимого взрослого будет авторитетным, вследствие чего примется на веру, и малыш будет учитывать его в процессе самооценивания.

Развитие самооценки в переходном возрасте

К переходному возрастному периоду доминирующая позиция отдается природному развитию, ребенок делается более независимым, трансформирует психически и меняется физически, начинает бороться за собственное место в иерархии сверстников.

Теперь для него главными критиками являются товарищи-ровесники. Данный этап характеризуется формированием представлений о собственной внешности и успешности в социуме. При этом подростки сначала учатся подвергать собственной оценке других и только через время себя.

Результатом этого является известная жестокость индивидов подросткового возраста, которая появляется в ходе жесткой конкуренции в иерархии сверстников, когда подростки уже могут осудить других, но еще не умеют адекватно оценивать себя.

Только к 14 годам у индивидов формируется способность самостоятельно адекватно оценивать других. В этом возрасте дети стремятся познать себя, достичь самоуважения, сформировать самооценку. Важным на этом этапе является ощущение принадлежности к группе себе подобных.

Индивид всегда стремится хотя бы в собственных глазах быть хорошим. Отсюда, если подросток не будет принят в школьной среде сверстников, не понят в семье, то он будет искать подходящих себе друзей в другой среде при этом нередко, попадая в так называемую «дурную» компанию.

Развитие самооценки подростков

Следующий этап развития самооценивания начинается после окончания школы и поступления в высшее учебное заведение или не поступления. Теперь индивида окружает новое окружение. Данный этап характеризуется взрослением вчерашних подростков.

Поэтому в этом периоде важным будет тот фундамент, состоящий из оценок, шаблонов, стереотипов, который был создан ранее под влиянием родителей, ровесников, значимых взрослых и другого окружения ребенка. К этому этапу обычно уже выработана одна из стержневых установок, представляющая собой восприятие собственной личности со знаком плюс или минус. Другими словами в данный этап индивид входит со сформировавшимся хорошим либо негативным отношением к собственной персоне.

Установка самооценки

Установка самооценки – это своеобразная готовность индивида к свершению действий определенным образом, то есть она предшествует всякой деятельности, поведенческим реакциям и даже мыслям.

Субъект с негативной установкой самооценки, любое свое качество или победу будет истолковывать с невыгодной позиции для себя. Он будет считать в случае своих побед, что ему просто повезло, что победа не является результатам его работы. Такой индивид просто не способен замечать и воспринимать собственные положительные черты и качества, что ведет к нарушению адаптации в социуме. Так как социум оценивает индивида по его поведению, а не только в соответствии с его поступками и действиями.

Индивид с позитивной установкой самооценки будет обладать устойчивой высокой самооценкой. Любые собственные неудачи такой субъект будет воспринимать в качестве тактического отступления.

В заключение следует отметить, что ключевые этапы развития самооценки, как утверждают многие психологи, индивид проходит в детском возрастном периоде, поэтому основополагающую роль для образования адекватного уровня самооценки все же играет семья и сложившиеся отношения в ней.

Индивиды, семьи которых основаны на взаимопонимании и поддержке в жизни становятся более удачливыми, адекватными, самостоятельными, успешными и целеустремленными. Однако наряду с этим для формирования адекватного уровня самооценки необходимы надлежащие условия, к которым относят взаимоотношения в школьном коллективе и в среде ровесников, удачи в институтской жизни и др. Также в формировании самооценки не последнюю роль играет и наследственность индивидуума.

Роль самооценки

Роль самооценки в развитии личности представляет собой практически основополагающий фактор для дальнейшей успешной жизненной реализации. Ведь так часто в жизни можно встретить по-настоящему талантливых людей, но не добившихся успеха вследствие неуверенности в собственном потенциале, таланте и силах. Поэтому вырабатыванию адекватного уровня самооценки необходимо уделять особое внимание.

Самооценивание может быть адекватным и неадекватным. Соответствие мнения личности о собственном потенциале ее реальным способностям считается основным критерием оценивания данного параметра.

При невыполнимости целей и планов индивида говорится о неадекватном самооценивании, также как и при чрезмерно заниженном оценивании своего потенциала. Отсюда следует, что адекватность самооценки подтверждается только на практике, когда индивид способен справиться с поставленными для себя задачами, или суждениями авторитетных специалистов в подходящей сфере знаний.

Адекватная самооценка личности представляет собой реалистичное оценивание индивидом собственной личности, качеств, потенциала, способностей, поступков и т.д. Адекватный уровень самооценивания помогает субъекту относиться к собственной персоне с критической точки зрения, правильно соотносить собственные силы с целями разной степени серьезности и с запросами окружающих. Можно выделить ряд факторов, влияющих на выработку адекватного уровня самооценивания: собственные мысли и структуру восприятия, реакцию окружающих, опыт коммуникативного взаимодействия в школе, в среде ровесников и семье, различные заболевания, физические дефекты, травмы, уровень культурности семьи, окружения и самого индивида, вероисповедание, социальные роли, профессиональную реализованность и статус.

Адекватное самооценивание дарит индивиду ощущение внутренней гармонии и стабильности. Он чувствует себя уверенным, вследствие чего способен, как правило, выстраивать взаимоотношения позитивного характера с окружающими.

Адекватная самооценка способствует проявлению собственных достоинств индивида и одновременно с этим скрывать или компенсировать имеющиеся дефекты. В целом адекватное самооценивание ведет к достижению успешности в профессиональной сфере, обществе и межличностных отношениях, открытости для обратной связи, что ведет к приобретению положительных жизненных навыков и опыта.

Высокая самооценка

Обычно, среди обывателей принято считать, что наличие высокого уровня самооценивания априори ведет к счастливой жизни и реализации в профессиональной сфере. Однако данное суждение, к сожалению, далеко от правды. Адекватная самооценка личности не является синонимом высокого уровня самооценки. Психологи утверждают, что высокая самооценка наносит вред личности не меньше, чем низкое самооценивание. Индивид с завышенной самооценкой просто не способен принимать и считаться с чужими мнениями, взглядами, отношением к системе ценностей других. Высокая самооценка способна приобретать негативные формы проявления, выражающиеся в гневливости и словесной защите.

Субъекты, обладающие неустойчивой высокой самооценкой склоны занимать защитную позицию вследствие надуманного преувеличения угрозы, способной нанести удар по их самомнению, уровню уверенности и задеть самолюбие.

Поэтому такие личности находятся в напряженном и настороженном состоянии постоянно. Данная усиленная оборонительная позиция говорит о неадекватном восприятии окружающих индивидов и среды, психической дисгармонии, низкой степени уверенности в собственной личности. Индивиды с устойчивой самооценкой, с другой стороны, склонны воспринимать себя со всеми дефектами и изъянами.

Они ощущают себя, как правило, безопасно, вследствие чего не склонны обвинять других, применяя вербальные защитные механизмы, оправдываться из-за прошлых ошибок, неудач. Можно выделить два признака опасно завышенной самооценки: безосновательно высокие суждения о самом себе и приумноженный уровень нарциссизма.

В целом, если индивид обладает устойчиво высоким уровнем самооценки – это не так уж и плохо. Часто родители, сами не отдавая себе в этом отчет, способствуют формированию у ребенка завышенного уровня самооценивания. При этом они не понимают, что если выработанная завышенная самооценка малыша не будет подкреплена реальными способностями, то это приведет к понижению уверенности ребенка в себе и неадекватному уровню самооценивания в сторону уменьшения.

Поднятие самооценки

Так устроена человеческая природа, что каждый индивид против своей воли подвергает сравнению собственную личность с другими. При этом критерии для такого сравнения могут быть самыми различными, начиная от уровня дохода и заканчивая душевным равновесием.

Адекватная самооценка личности может возникнуть у индивидов, умеющих относиться рационально к себе. Они отдают себе отчет в том, что всегда быть лучше других просто невозможно, поэтому и не стремятся к этому, вследствие чего они ограждены от разочарований из-за рухнувших надежд.

Индивиды с нормальным уровнем самооценки общаются с окружающими с позиции «на равных», без ненужного заискивания или заносчивости. Однако таких людей встречается мало. По данным исследований более 80% современников обладает заниженной самооценкой.

Такие индивиды уверены, что во всем хуже окружающих. Для индивидов с низкой самооценкой свойственна постоянная самокритичность, чрезмерное эмоциональное напряжение, постоянно присутствующее чувство вины и стремление всем нравиться, постоянные жалобы на собственную жизнь, грустная мимика и сутулая осанка.

Поднятие самооценки считается довольно эффективным методом успешности в межличностных отношениях профессиональной и социальной сфер. Ведь довольный собой и радующийся жизни субъект гораздо привлекательнее вечно жалующегося нытика, активно старающегося угождать и поддакивать. Однако нужно понимать, что повышением самооценки не происходит за одно мгновение. Ниже предложено несколько советов, способствующих нормализации уровня самооценивания.

Сравнение с другими лицами

Нужно запомнить одно самое главное правило, никогда и ни при каких обстоятельствах не следует себя подвергать сравнению с другими лицами. Ведь всегда в окружении найдутся субъекты, которые в каких-то аспектах будут хуже или лучше других. Нужно учитывать, что каждая личность индивидуальна и обладает только ей присущим набором качеств и характеристик.

Постоянное сравнение способно только загнать индивида в глухой угол, что неизменно приведет к потере уверенности. Следует найти в себе достоинства, положительные черты, склонности и использовать их адекватно ситуации.

Для поднятия самооценки важно уметь ставить перед собой цели, задачи и реализовывать их. Поэтому следует написать перечень целей и качеств со знаком плюс, способствующих достижению таких целей. Одновременно с этим, необходимо написать перечень качеств, препятствующих достижению целей. Это даст понять индивиду, что все неудачи являются результатом его действий, поступков, а сама личность на это не влияет.

Следующим шагом на пути повышения самооценки является прекращение поисков недостатков в себе. Ведь ошибки – это не трагедия, а всего лишь приобретение опыта обучения на своих ошибках.

Комплименты окружающих следует воспринимать с благодарностью. Поэтому нужно отвечать «спасибо», вместо «не стоит». Такой ответ способствует восприятию психологией индивида положительной оценки собственной личности, и в дальнейшем она становится ее неизменным атрибутом.

Следующий совет заключается в смене окружения. Ведь оно оказывает ключевое влияние на уровень самооценки. Люди, позитивного склада характера, способны конструктивно и адекватно оценивать поведение, способности других, что может помочь повысить уверенность. Такие люди должны превалировать в окружении. Поэтому нужно постоянно стараться расширять круг коммуникативного взаимодействия, знакомясь с новыми людьми.

Индивиды с адекватным уровнем самооценки живут, руководствуясь собственными желаниями, мечтами и целями. Невозможно иметь нормальную самооценку, если постоянно делать то, что ожидают другие.

Методика Экспресс диагностики уровня самооценки личности применяется для быстрой оценки своих возможностей. Как ни парадоксально, но человек такой, каким он сам себя представляет, ощущает и создаёт (см. рис. №1). На основе существующей самооценки человек каждодневно делает выбор как себя вести, самооценка обеспечивает относительную стабильность личности и может являться толчком к развитию личности. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному внутреннему и/или межличностному конфликту.

Самооценка в психологии это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценки себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценки выступает система личностных смыслов человека.

Тест Экспресс диагностика уровня самооценки личности (Методика диагностики самооценки):

Инструкция.

Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния: очень часто, часто, иногда, редко, никогда.

Опросник методики экспресс диагностики самооценки.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Я чувствую свою ответственность по работе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупцом.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я допускаю ошибки в своей жизни.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я часто смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

23. Я часто волнуюсь и понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди все в жизни принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не так общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Ключ к тесту, обработка и интерпретация результатов.

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям по следующей шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл

Никогда - 0 баллов

А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл по всем 32 суждениям.

Уровни самооценки:

Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки , при котором человек правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки , при котором человек лишь время от времени старается подладиться под мнения других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки , при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с чужими мнениями и считает себя хуже других.

Рисунок №1. Причины заниженной (низкой) самооценки.