Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Появление луки в ночлежке анализ сцены. М

Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому, что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре ее - не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей -людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода.

Завязка пьесы «На дне» - появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя - мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет еще на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной!.. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику - где тепло, там и родина...» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал... а барона- первый раз встречаю, да и то испорченного...» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии Среди них - острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», - определяет свое главное желание Лука. Он нагадит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы,- житье ваше- «О-ой!», «...Я и жуликов уважаю, гю-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все прыгают... так-то», «...а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...» Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для нее слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли... эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий... странствующий...» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать... Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась... осталось маленько и опричь его...»

Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны - чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя... на отца ты похож моего... на батюшку... такой же ласковый... мягкий...» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок...» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их.

Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит:- «Кто дерется там?.. Чего делят?»

Личность Луки с ее сложностью и противоречиями отображается в его речевой характеристике, его речевом портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка», - что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...», «живут - все хуже, а хотят-все лучше...» и т.д.

С конца первого до развязки третьего действия Лука находится на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь.

Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал. «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющие Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене, Рассказ Луки про «праведную землю»

Анализ первого действия драмы А.М.Горького «На дне».

Пьеса Горького «На дне» взбудоражила своим появлением общество. Первое представление её вызвало шок: неужели вместо актёров на сцену вышли настоящие ночлежники?

Действие пьесы в подвале, похожем на пещеру, приковывает внимание не только необычностью героев, оно захватывает многоголосием. Это только в первый момент, когда читатель или зритель видит «тяжёлые каменные своды» потолка, «нары Бубнова», «широкую кровать, закрытую грязным ситцевым пологом» кажется, что и лица здесь все одинаковые – серые, мрачные, грязные.

Но вот герои заговорили, и…

-…Я-говорю,- свободная женщина, сама себе хозяйка…(Квашня)

Кто это бил меня вчера? А за что били? (Сатин)

Мне вредно дышать пылью. Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр)

Какие разные голоса! Какие разные люди! Какие разные интересы! Экспозиция первого действия – это разноголосый хор героев, которые как будто бы не слышат друг друга. Действительно, каждый живёт в этом подвале так, как ему хочется, каждый озабочен собственными проблемами (для кого-то это проблема свободы, для кого-то – проблема наказания, для кого-то проблема здоровья, выживания в создавшихся условиях).

Но вот первый переломный момент действия – спор Сатина и актёра . В ответ на слова актёра: «Доктор сказал мне: ваш, говорит, организм – совершенно отравлен алкоголем»,- Сатин, улыбаясь, произносит совершенно непонятное слово «органон», а затем добавляет в адрес Актёра – «сикамбр».

Что это? Игра слов? Бессмыслица? Нет, это тот диагноз, который Сатин поставил обществу. Органон – это нарушение всех разумных основ жизни. Значит, не организм Актёра отравлен, а отравлена, извращена жизнь человеческая, жизнь общества.

Сикамбр в переводе на русский язык – «дикарь». Конечно же, только дикарь (по мысли Сатина) может не понимать этой истины.

Звучит в этом споре и третье «непонятное» слово - «макробиотика». (Значение этого понятия известно: книга немецкого врача, почетного члена Петербургской Академии Наук Гуфеланда называлась «Искусство продлить человеческую жизнь», 1797 г.). «Рецепт» продления человеческой жизни, который предлагает Актёр: «Если организм – отравлен,… значит, - мне вредно мести пол… дышать пылью…», - вызывает однозначно отрицательную оценку Сатина. Именно в ответ на это утверждение Актёра Сатин произносит насмешливо:

« Макробиотика…ха!»

Итак, мысль обозначена: жизнь в ночлежке нелепа и дика, потому что отравлены сами разумные основы ее. Это понятно Сатину, однако рецептов лечения основ жизни герой, по всей видимости, не знает. Реплику «Макробиотика… ха!» можно истолковать и иначе: какой смысл задумываться над искусством продления такой жизни. Переломный момент первой сцены приковывает внимание не только тем, что читатель определяет доминантную мысль об основах жизни, он важен и потому, что даёт представление об уровне интеллекта ночлежников в лице Сатина. И мысль о том, что в ночлежке есть умные, знающие люди, поражает.

Обратим внимание и на то, как Сатин преподносит свои убеждения . Было бы вполне объяснимо, если бы избитый накануне ночлежник напрямую сказал бы о том ненормальном состоянии общества, которое заставляет людей вести себя не по-человечески. Но он почему-то произносит совершенно непонятные слова. Это явно не демонстрация знания иноязычной лексики. Тогда что? Ответ, который напрашивается, заставляет призадуматься о нравственных качествах Сатина. Может быть, он щадит самолюбие Актёра, зная о повышенной эмоциональности его? Может быть, он вообще не склонен обижать человека, даже такого, который многого не знает? И в том, и в другом случае мы убеждаемся в деликатности и тактичности Сатина. Не странно ли присутствие таких качеств в человеке «дна»?!

Другой момент, на который нельзя не обратить внимания: совсем недавно мы видели: «Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит» (ремарка к 1 действию), теперь, разговаривая с Актёром, Сатин улыбается. Чем вызвана такая резкая смена настроения? Возможно, Сатину интересен ход спора, возможно, он чувствует в себе ту силу (и интеллектуальную, и духовную), которая выгодно отличает его от Актёра, признающего собственную слабость, но, возможно, это не улыбка превосходства над Актёром, а добрая, сострадательная улыбка по отношению к человеку, нуждающемуся в поддержке. Как бы мы не расценили улыбку Сатина, получается, что в нём живут настоящие человеческие чувства, будь то гордость от осознания собственной значимости, будь то сострадание к Актёру и желание поддержать его. Это открытие тем удивительнее, что первое впечатление от гула голосов ночлежников, не слушающих, оскорбляющих друг друга было не в пользу этих людей. («Козёл ты рыжий!» /Квашня – Клещу/; «Молчать, старая собака» /Клещ – Квашне/и т.д.).

После спора Сатина и Актёра резко меняется тональность разговора. Послушаем, о чём говорят герои теперь:

Люблю непонятные, редкие слова…Есть очень хорошие книги и множество любопытных слов… (Сатин)

Я вот скорняком был…Своё заведение имел…Руки у меня были такие жёлтые – от краски…Я уж думал, что до самой смерти не отмою…А вот они руки…Просто грязные…Да! (Бубнов)

Образование – чепуха, главное – талант. А талант – это вера в себя, в свою силу. (Актёр)

Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать, да! (Сатин)

Какие они люди? Рвань, золотая рота…Люди! Я – рабочий человек… Мне глядеть на них стыдно…(Клещ)

У тебя совесть есть? (Пепел)

О чём думают, о чём размышляют герои «дна»? Да о том же, о чём размышляет любой человек: о любви, о вере в свои силы, о труде, о радостях и горестях жизни, о добре и зле, о чести и совести.

Первое открытие, первое изумление, связанное с прочитанным у Горького – вот оно: люди «дна» - это обычные люди, это не злодеи, не изверги не мерзавцы. Они такие же люди, как и мы, только живут в других условиях. Может быть, именно это открытие потрясло первых зрителей пьесы и потрясает всё новых и новых читателей?! Может быть…

Если бы Горький завершил первое действие этим полилогом, наш вывод был бы верен, но драматург вводит новое лицо. Появляется Лука « с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса». Кто он, человек, приветствующий всех: «Доброго здоровья, народ честной!»

Кто он, человек, утверждающий: « Мне всё равно! Я и жуликов уважаю, по- моему, ни одна блоха не плоха: все чёрненькие, все прыгают…»(?)Размышляя над вопросом о том, кто же такой Лука, думаем, прежде всего, о том, что драматург даёт своему герою странное имя. Лука – это святой, это тот самый библейский герой ?

(Обратимся к Библейской энциклопедии. Поинтересуемся, что сказано там о Луке: «Лука Евангелист – писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Нового Завета. По свидетельству Евсения и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиоха. Апостол Павел именует его врачом возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своему обращению, сердечно привязавшись к апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил служению Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда сам хотел идти (Лука X,1).Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском Соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостольское служение, мы находим точные и определённые сведения, описанные им самим в книге Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа, двум ученикам, шедшим в Емманус под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл.XIV). Когда Лука присоединился к апостолу Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим, до времени первого его темничного заключения в оном и оставался при нём. И во время вторых уз апостола незадолго до его смерти он тоже был при нём, тогда как все прочие оставили Апостола; вот почему так трогательно звучат слова Павла в конце II послания к Тимофею: «Дамас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалоники, Крискент в Галатею, Тит в Далматию. Один Лука со мною». По кончине апостола Павла о последующей жизни Луки из Священного Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался в 80-летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.»).

Исходя из этих представлений о Луке, мы можем говорить о том, что Лука – врачеватель сердец, странник, носитель христианской морали, учитель заблудших душ во многом напоминает Евангелиста Луку.

В то же время, возникает и другой вопрос: может быть, Лука – лукавый, двуличный человек? А может быть Лука - «светоносный» (ведь именно так переводится это имя)?

Однозначно ответить на эти вопросы очень сложно, ведь даже сам драматург порой видел в своём герое святого, порой лжеца, порой утешителя.

Первые слова Луки настораживают: он настолько равнодушен по отношению к людям, что все они для него одинаковы?! («Все чёрненькие, все прыгают») А может, он так мудр, что видит в любом просто Человека?! («Доброго здоровья, народ честной!»). Прав Пепел, называя Луку «занятным». Действительно, он по-человечески интересен, неоднозначен, по-стариковски мудр: «Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны!»

Да, люди могут быть недовольны тем, что «старикашка» видит их тайные желания, понимает больше, чем сами герои (вспомним разговоры Луки с Пеплом); люди могут быть недовольны и тем, что Лука говорит так убедительно и так мудро, что его слова трудно оспорить: «Сколько это разного народа на земле распоряжается…и всякими страхами друг дружку стращает, а всё порядка нет в жизни и чистоты нет…».

Первый шаг Луки в ночлежке – желание «помести»: «Ну-ка хоть я помету здесь. Где у вас метла?» Подтекст фразы очевиден: Лука появляется в подвале, чтобы сделать жизнь людей чище. Но это одна часть правды. Горький философичен, поэтому есть и другая часть правды: может быть, Лука появляется, поднимает пыль (взбудораживает людей, заставляет их взволноваться, озаботиться своим существованием) и исчезает. (Ведь такое значение тоже есть у глагола «помести». В противном случае надо было сказать «подмести», «подмету»).

Лука уже при первом появлении формулирует несколько основных положений отношения к жизни:

1) – Они бумажки -то все такие – все никуда не годятся.

2) – А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…

3) –И всё гляжу я умнее люди становятся, всё занятнее…И хоть живут всё хуже, а хотят всё – лучше…Упрямые!

4) – А разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть – а всегда своей цены стоит!

Вот теперь, размышляя над некоторыми положениями жизненной правды Луки, мы можем приблизиться к моменту истины: в страшной, неправедной жизни есть одна ценность и одна правда, которую нельзя оспорить. Эта правда – сам человек. Лука заявляет об этом при своём появлении.

Драматург размышлял о проблеме человека многие годы. Вероятно, появление Луки в первом действии пьесы «На дне» - кульминационный момент этого действия не только потому, что герой намечает одну из главных проблем пьесы – как относиться к человеку; появление Луки - наиболее яркий момент и потому, что от него тянутся лучи- мысли к следующим действиям драмы.

«Без имени нет человека», - открытие Актёра во втором действии;

«Человек – вот правда»,- заключительное признание Сатина. Такие признания – явления одного порядка.

Прозрение героев в финале пьесы, оптимистическое звучание «На дне» стало возможным, в том числе и потому, что в пьесе появился Лука, подействовавший на тёмный мир, как «кислота» на ржавую монету, высветивший и лучшие, и худшие стороны жизни. Конечно, деятельность Луки разнопланова, многие дела и слова этого героя могут быть истолкованы прямо противоположным образом, но это вполне естественно, ведь человек – явление живое, меняющееся и изменяющее мир вокруг себя. Что бы ни говорил Лука , как бы он не аргументировал то или иное положение, он по-человечески мудро, иногда с усмешкой, иногда с хитрецой, иногда серьёзно ведет читателя к пониманию того, что есть в мире Человек, а всё остальное – дело его рук, его ума, совести. Именно это понимание и ценно в герое Горького, появившемся среди разуверившихся людей и исчезнувшем тогда, когда в людях проклюнулось, проснулось, ожило то ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗЕРНО, которое до поры до времени дремало. С появлением Луки жизнь ночлежников приобретает новые, человеческие грани.

Прочитано первое действие пьесы. Рассмотрены взаимоотношения героев, личностные характеристики ночлежников, выявлены композиционные особенности этого важного для пьесы действия. Наряду с теми промежуточными выводами, которые мы делали по ходу анализа, вероятно, стоит сделать общий вывод о звучании первого действия.

Зададимся вопросом, какую роль в контексте драмы играет первое действие? На этот вопрос можно ответить по-разному: во-первых, в нём намечены те темы, которые будут звучать на протяжении всей пьесы; во-вторых, здесь сформулированы (пока ещё очень приблизительно) принципы отношения к человеку, которые будут разрабатываться и Лукой, и Сатиным по ходу драмы; в-третьих, и это особенно важно, уже в первом действии пьесы, в расстановке героев, в их словах мы видим отношение писателя к ЧЕЛОВЕКУ, мы ощущаем, что главное в пьесе – авторский взгляд на человека, на его роль и место в мире. Интересно с этой точки зрения обратиться к признанию Горького, прозвучавшему в статье «О пьесах»: «И с т о р и ч е с к и й ч е л о в е к, тот, который за 5-6 тысяч лет создал всё то, что мы именуем культурой, в чём воплощено огромнейшее количество его энергии и что является грандиознейшей надстройкой над природой, гораздо более враждебной, чем дружественной ему, - этот человек как художественный образ – превосходнейшее существо! Но современный литератор, драматург имеет дело с б ы т о в ы м ч е л о в е к о м, который веками воспитывался в условиях классовой борьбы, глубоко заражён зоологическим индивидуализмом и вообще является фигурой крайне пёстрой, очень сложной, противоречивой… мы должны показать его самому себе во всей красоте его запутанности и раздробленности, со всеми «противоречиями сердца и ума».

Уже первое действие драмы «На дне» реализует эту задачу, именно поэтому мы не можем однозначно толковать ни один характер, ни одну реплику, ни один поступок героев. Очевиден в первом действии и исторический пласт, который интересовал писателя: если принять во внимание исторические корни Луки, то читатель может проследить путь Человека от самых истоков до современного драматургу момента, до начала XX века. Очевиден в первом действии и другой пласт – социально - нравственный: Горький рассматривает Человека во всём многообразии его проявлений: от святого – до оказавшегося «на дне» жизни.

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

    Как появляется Лука в пьесе?

Лука входит в ночлежку с Наташей.

    Важно ли его появление в пьесе? Почему?

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

    Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

    Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

    Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

    По душе ли приходится Лука ночлежникам?

Да.

    С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

    Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

    Где мы видим нравственную деградацию героев?

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

    Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

    Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Настя (разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр (верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел (новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю - в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

    Является ли значимым в произведении стихотворение, прочитанное Актёром?(стр.378-379)

Да.

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

    В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

    Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» - это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

    Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают - он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру - он уверен, что «после тюрьмы - нет ходу!».

    Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

    К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника (Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).


Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

А. С. Пушкин

Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» - «Без солнца». Солнце забыло осветить мрачный подвал, похожий на пещеру, где обитают грешники, утратившие своё человеческое достоинство, честь, совесть, надежду, веру. Утратили способность к сочувствию и состраданию. Они не могут найти выход со дна жизни.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Их души исчерпаны до дна – нет в них любви и милосердия, только отчаяние, ожесточение и озлобленность. Кто же поможет им найти в мире дорогу « правде святой», кто навеет им «сон золотой», заставит поверить в себя, возвысит над пошлостью мира?

Завязка действия начинается с появления Луки. Имя этого «странного старичка», странника символично и имеет двоякое значение. С одной стороны, Лука – «свет», с другой – «лукавый», так называют дьявола, склоняющего человека на грехи. Имя «Лука» носит один из апостолов Христа, написавший Евангелие. Лука соблазнил ночлежников надеждой на новую жизнь, но покинул их в самый трудный момент, не укрепив в них веру в себя. С образом Луки связана центральная проблема пьесы: что лучше – истина или сострадание?

Первая реплика Луки: «Доброго здоровья, народ честной!» - говорит о его приветливости и доброжелательности. На слова Буднова: «Был честной, да позапрошлой весной», - Лука отвечает: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…» В этих словах Луки выражено христианское отношение к грешникам: не осуждать, ибо все во грехе. Фраза, обращённая к Наташе: «Где тут, милая, приспособиться мне?» - имеет скрытый смысл. Луке – везде место, «где тепло, там и родина». Он, как толстовский Платон Каратаев, ни к чему в жизни не привязывается сильно, со всем мирится, ко всему может приспособиться. Речь Луки, пересыпанная пословицами и поговорками, тоже напоминает речь «круглого» Платона Каратаева.

В сцене появления Луки лейтмотивными можно считать слова Бубнова, которые он повторяет дважды: «А ниточки – то гнилые…» Эти слова подчёркивают разорванность человеческих связей, разобщённость людей. Песня Луки: «Середь ночи…путь – дорогу не видать…» - имеет глубокий подтекст. «Ночь» - это внутреннее состояние людей «дна». Онисбились с пути и не видят своей дороги. Вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Бесы»:

Сбились мы, пути не видно…

Центральное место в этой сцене занимает разговор о человеке. Глубоко символичны слова Луки о том, что мнение человека о себе и окружающих о нём часто не совпадают и даже бывают противоположными. «Всё слиняло, один голый человек остался», - говорит Бубнов, а Лука обобщает:» Все, значит, равны». «Бывшие люди» равны в своей судьбе, все они оказались на дне, вне общества, но не понимают друг друга, не поддерживают собратьев по несчастью. Лука понимает, что в жизни людей нет порядка и чистоты. Порядок – это гармония, согласие, единение людей. Никто не хочет навести в ночлежке порядок и чистоту, подмести полы. И Лука, вопрошая: «Что с вами будет?» - берёт метлу и начинает мести. Путь из этого ада наверх, в счастливую райсткую жизнь, идёт через чистилище. Люди должны нравственно очиститься, навести порядок в своей душе. Символичен образ Алёшки с его жизненным кредо: «ничего не хочу, ничего не желаю!» и слова полицейского Медведева о нём «Очень любит беспорядок».

Лука один позаботился о больной Анне и помог ей дойти до своей постели. В его словах утверждается ценность человека вообще: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Заканчивается 1 действие самохарактеристикой Луки: «Мяли много, оттого и мягок…»

Страдание очистило душу Луки, сделало её восприимчивой к чужой боли. По словам Сатина, Лука «проквасил сожителей»». «подействовал … как кислота на старую и грязную монету..» Сможет ли Луки вывести бывших людей на новую дорогу? Ответ мы получим, прочитав пьесу до конца.


Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.
Как появляется Лука в пьесе?
Лука входит в ночлежку с Наташей.
Важно ли его появление в пьесе? Почему?
Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.
Какое описание мы можем дать этому герою?
Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.
Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?
Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.
Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?
Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.
По душе ли приходится Лука ночлежникам?
Да.
С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.
Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»
Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?
Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать "бывшими людьми", то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.
Где мы видим нравственную деградацию героев?
когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».
Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?
Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.
Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?
Настя (разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.
Актёр(верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.
Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.
Пепел(новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю - в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.
Является ли значимым в произведении стихотворение, прочитанное Актёром?(стр.378-379)
Да.
Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?
Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.
В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)
жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.
Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?
а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» - это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.
Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?
Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают - он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру - он уверен, что «после тюрьмы - нет ходу!».
Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?
Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.
К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.
Например: «Ты -надейся, ты -верь!»
Что происходит с героями дальше?
Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника (Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему? С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).