Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Компоненты когнитивной сферы. Основные свойства внимания

Развитие когнитивной сферы.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Развитие когнитивной сферы.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Раннего детства - от 1 года до 3 лет.

Краткая характеристика периода

От 1 года до 3 лет).

Основные задачи психологической диагностики в раннем возрасте:

· изучение сформированности навыков самообслуживания;

· исследование адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;

· исследование уровня развития познавательных процессов;

· изучение особенностей эмоциональных проявлений;

· выявление симптомов кризиса 3 лет;

· выявление особенностей предметной деятельности;

· изучение темперамента;

· исследование взаимоотношений со взрослыми (родителями, педагогами) и сверстниками.

Новообразования. Восприятие, речь, наглядно - образное мышление, выделœение ʼʼЯʼʼ в структуре самосознания.

Ведущая деятельность. Предметно – манипулятивная

Поведение. Поведение ребенка раннего возраста называют ʼʼполевымʼʼ. Ребенок раннего возраста бесконечно активен, он постоянно чем- то занят. Все, что ребенок видит вокруг себя, он хочет потрогать руками. Л.С. Выготский объясняет это особенностями сознания ребенка, а именно единством восприятия, аффекта͵ действия. Каждая воспринимаемая вещь эмоционально притягательна и соответствующим образом провоцирует ребенка на действие, в связи с этим каждый предмет окружающей действительности для него мотивационно заряжен.

Развитие предметной деятельности. Около 1 года действие с предметамиимеет манипулятивный характер.
Размещено на реф.рф
В 1ᴦ. 6мес. - 2ᴦ. действия и способы обращения ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению предметов. К 1ᴦ.6мес. дети начинают выполнять действия, которые они наблюдают у взрослых: укачивает куклу, катит машинку, чисти, моет и др.
Размещено на реф.рф
На третьем году жизни дети от полного выполнения действий начинают переходить к его символическому изображению. Дети используют предметы в игре не только по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям, замыслу игры. В раннем возрасте возникает индивидуальная предметная игра. К 3 годам дети много играют игрушками, конструируя, строят из них что- то новое. В данный период появляются первые попытки к рисованию.

Восприятие. Раннее детство – сензитивный период развития восприятия, от которого зависит совершенствование всœех других познавательных способностей. На третьем году жизни ребенок может дифференцировать величину предмета (большой - маленький), основные цвета и геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник).

Речь. В возрасте одного года ребенок произносит отдельные слова. Примерно до 1ᴦ. 6мес.- 1 ᴦ. 8мес. у ребенка в основном развивается понимание речи при незначительном приросте активного словаря, при этом активно используется мимика и жесты. До 1ᴦ. 6 мес. ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов, но употребляет их редко. После этого происходит резкий скачок в развитии речи, и к 2годам дети знают около 200 слов. К 2 годам в норме ребенок говорит двух – трех словные предложения, используя слова заменители, к примеру: ʼʼМама дай лялюʼʼ. На третьем году ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят взрослые. Детям нравится слушать рассказы, сказки. Словарный запас составляет около 1200-1300 слов.

Мышление. От 1года до 3 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, действия с предметами заменяются действиями с их образами. При этом способность решать задачи во внутреннем плане несколько отстает от способности решать задачи в практическом плане. Ребенок может абстрагировать и выделять форму и цвет предмета͵ способен к классификации по цвету, форме, величинœе.

Развитие личности. В данный период значительные изменения происходят в структуре самосознания ребенка. К 3 годам происходит разделœение ситуации ʼʼпра-мыʼʼ, которая формируется в период младенчества и суть, которой Л.С.Выготский определяет как первоначальное сознание психической общности, предшествующее сознанию собственной личности. Проявляется это в том, что ребенок не осознает себя независимым от окружающих и, в первую очередь, от матери. Говоря о себе, он видит себя как будто со стороны: ʼʼПетя хочет гулятьʼʼ, ʼʼМаше больноʼʼ. К 3 годам в речи ребенка появляется местоимение ʼʼЯʼʼ, что свидетельствует об осознании себя и противопоставлении себя другим. Это выражается в возрастном кризисе в следующих симптомах: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм.

Психолого-педагогические параметры определœения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение

(Печора К.Л.)

Вопросы к матери ребенка Параметры Оценка в баллах
1. Какое из перечисленных настроений преобладает? Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное
  1. Как засыпает Ваш ребенок?
Быстро, до 10 минут Медленно
  1. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр.
  1. Какова длительность сна?
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен
  1. Какой аппетит у Вашего ребенка?
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой
  1. Просится ли на горшок?
Просится Нет, но бывает сухой Нет, ходит мокрый
  1. Как относится к высаживанию на горшок?
Положительно Отрицательно
  1. Есть ли отрицательные привычки (сосœет палец, раскачивание)?
Нет Есть (какие именно?)
  1. Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам и дома, и в незнакомой обстановке?
Проявляет Только в привычной обстановке
  1. Проявляет ли интерес, активность при обучении?
Проявляет Недостаточно Не проявляет
  1. Инициативен ли в игре?
Способен сам найти себе дело Играет только со взрослыми Не умеет играть
  1. Инициативен ли во взаимоотношениях со взрослыми?
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается по инициативе взрослого Не идет на контакт со взрослыми
  1. Инициативен ли в отношении с детьми?
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми
  1. Был ли опыт разлуки с близкими?
Нет Да
  1. Как перенес разлуку?
Очень тяжело Спокойно

Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Минимальное количество баллов – 16. Печора К.Л. предлагает вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:

3 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли-сад;

2,5 – 2 балла – готов условно;

2 – 1,6 балла – не готов.

Мы предлагаем качественный анализ ответов на вопросы, который позволяет выделить сферы, требующие развивающей работы: взаимоотношения со взрослыми, отношения с детьми, культурно-гигиенические навыки, развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Для изучения психофизиологической адаптации детей к условиям детского сада можно использовать методику ʼʼЛист адаптацииʼʼ (журнал ʼʼОбручʼʼ № 3, 2000 г). Методика основана на методе экспертных оценок, в качестве экспертов могут выступать воспитатели. Критериями адаптации служили: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит

Экспертам предлагается оценить поведенческую реакцию в соответствии с представленной шкалой.

1. Эмоциональное состояние

3. Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

2. Улыбается, настроение хорошее, спокоен.

1. Иногда задумчив, замкнут.

–1. Легкая плаксивость.

–2. Плачет за компанию, плач приступообразный.

–3. Сильный профилактический плач, подавленное настроение.

2. Социальные контакты ребенка

3. Много друзей, охотно играет с детьми.

2. Сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

1 Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

–1. Невесел, с детьми не контактирует, даже вовлечен в игру.

–2. Проявляет тревогу, бросает начатые игры.

–3. Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.

3. Сон ребенка

3. Сон спокоен, глубокий, засыпает быстро.

2. Сон спокойный.

1. Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.

–1. Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

–2. Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

–3. Отсутствие сна, плач.

4. Аппетит ребенка

3. Очень хороший аппетит, съедает всœе с удовольствием.

2. Нормальный аппетит, ест до насыщения.

1. Аппетит выборочный, но насыщенный.

–1. Отвергает некоторые блюда, капризничает.

–2. Приходится следить затем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

–3. Отвращение к еде, кормление мучительно.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до – 3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всœем четырем факторам можно получить +12 или –12 в интервале чего определяются уровни адаптации. Продолжительность адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в детском саду) или быть долгой. Уровень, то есть успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций.

Диагностика уровня психического развития детей раннего возраста (1,5-3 года). (По Н.А. Рычковой, 2001)

При исследовании фиксируется понимание инструкции, быстрота͵ точность выполнения, адекватность действий, заин­тересованность, принятие помощи, установка на результат, обучаемость, реакция на успех.

Развитие когнитивной сферы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Развитие когнитивной сферы." 2017, 2018.

Одной из основ психогенеза личности является познание и преобразование человеком мира, который его окружает. Собственным опытом, успехами и ошибками, радостями и горем человек формирует в себе модель мира, которая является центральной частью его психической жизни. Эту модель обычно описывают в виде взаимодействия таких крупных блоков, как психические функции, структура ценностей, цензура и система психологической защиты - барьеров.

Когнитивная, то есть познавательная сфера личности имеет принципиальное нагрузки в плане построения модели мира. Среди познавательных процессов выделяют ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, внимание. Научно-психологический подход требует аналитического рассмотрения процессов познания, однако в реальной психической жизни все эти процессы слиты, едины и зависят от структуры и содержания личности человека, его мотивов, глобальной цели и тому подобное.

Человек осуществляет познавательную деятельность, ибо она активно ставит перед собой цель, старается ее достичь. Познание не является пассивным процессом, оно всегда сопряжено с преобразованием познанного. В познании различают две ступени - так называемого чувственного отражения и отражение абстрактно-теоретического. К первой степени относятся ощущения, непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. Физиологически эти знания обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы.

Ощущения, восприятия и представления существуют как у человека, так и у животных. Однако эти формы чувственного отражения у них не тождественны. Труд и речь сформировали специфически человеческие ощущения и восприятия, отличающиеся содержанием, физиологическими механизмами и месту в процессе познания. У животных это, как правило, высшая форма ориентировки, а у человека - начальная форма познания.

Вторая ступень познания - логическое познание - присуще только человеку. К нему относятся мышление и воображение. Мышление базируется на чувственном познании и протекает в форме образов, так и понятий, выделяя существенные связи предметов и явлений. Воображение заключается в создании образов объектов и процессов, которых человек не воспринимала, которые, возможно, не существуют в окружающей среде. Мышление и воображение являются основой специфически человеческого познания, преобразовательной функции человеческого интеллекта, продуктивности и творческой деятельности личности.

в Целом структуру когнитивной сферы личности можно показать графически (рис. 8).

Рис. 8. в

Психические процессы образуют структуру интеллекта человека, хотя понятие интеллектуальной сферы личности значительно шире, нежели когнитивной. Интеллект как понимание, розсудок, постижение разумом представляет собой систему умственных операций с образами, символами, знаками, объединенную определенным когнитивным стилем и стратегией решения задач, умственную способность, способности, одаренность. Поэтому интеллектуальную деятельность связывают прежде всего с відображувальною и регулятивной деятельностью, которая заключается в способности эффективно решать задачи, учиться использовать накопленный опыт для решения новых и ф о лем, лучше приспосабливаться к новой ситуации. Эти способности в значительной мере обусловлены функциями мышления" в частности логического, устойчивого внимания, оперативной памяти, а также восприятия, воображения, интуиции, познания нового и реализации его результатов.

Интеллект как познавательная деятельность человека органически сочетает в себе как уже приобретенный опыт (знания, умственные навыки и умения), так и способность дальнейшего самостоятельного приобретения и творческого применения на практике. Поэтому обе эти категории не могут рассматриваться без учета способностей и определенной одаренности человека, его умственной работоспособности, умение творчески решать новые задачи, проницательности, сообразительности, любознательности, речевой совершенства

Большое значение в интеллектуальных способностях имеет соотношение теоретического и практического, логического и образного компонентов. Интеллектуальные операции и опыт в основном связаны с реальными предметами и действиями с ними или с их символическими определениями. Интеллектуальная деятельность опирается на работу левого (словесно-логического) полушария головного мозга или правого (образно-конструктивной)" то предоставляет ей индивидуальной специфичности, определяет рациональный, імажинативний или наглядно-действенный преимущественный способ познания, определенный когнитивный стиль, а их взаимодействие обеспечивает целостность відображувальної деятельности, актуализацию творческого потенциала личности.

Интеллект-весьма сложное интегративное психическое явление, включающее в свою структуру ряд познавательных процессов и их результативных элементов. Но он не может быть сведен к одному из них, например, мышления, воображения, памяти или опыта. Так, мышление тесно связано с интеллектом, но интеллект и мышление не тождественны. Часто можно заметить снижены познавательные возможности при сохранении розсудкової деятельности (анализа, синтеза, суждений) и мисленнєвого процесса как такового. Большой запас знаний (эрудиция) - важное свойство интеллекта. Однако нельзя оценить ум человека только значительным объемом знаний, потому что сама эрудиция еще не определяет всего интеллекта.

Итак, интеллектуально-творческая, когнитивная сфера личности обеспечивает динамическое отражение действительности и ЕЕ преобразование, формирование опыта, построение модели мира, регуляцию деятельности. В этой сфере специфически взаимодействуют психические процессы, обеспечивая единый поток целостной сознательной відображувальної и преобразовательной продуктивной деятельности.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие

результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.

Рис. 1.1 . Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

«Неудача» бихевиоризма 1 . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?



Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

1) по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

2) по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие .

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.


Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Внимание

Внимание – это направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Отличительные признаки внимания – избирательность, несамостоятельность, включенность в другие психические процессы.

Виды внимания

По направленности внимание делят на внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на внешние объекты. Люди, у которых преобладает этот вид называются экстерналами. Внутреннее направлено на свои переживания, мысли. Те, у кого преобладает этот вид называются интерналами.

По участию волевой регуляции внимание делят на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание отличается наличием цели и волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием и цели и волевого усилия. Но зато здесь присутствуют факторы привлечения непроизвольного внимания (сила, неожиданность, новизна раздражителя, контрастность, динамичность, отношение объекта внимания к потребностям личности).

Основные свойства внимания : объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, полезависимость.

Объем внимания – это количество объектов, одновременно охвачены вниманием. Нормальный взрослый человек охватывает вниманием от 4 до 8 объектов.

Концентрация – это степень сосредоточения внимания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В основе хорошей переключаемости лежит подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

Распределение – способность одновременно удерживать в сфере сознания несколько объектов или деятельностей.

Устойчивость – время сосредоточения интенсивного внимания на объекте. Длительность сосредоточения является показателем умственной работоспособности. В норме взрослый человек способен удерживать произвольное внимание до 15 – 20 минут.

Полезависимость – привязанность внимания к внешне наблюдаемым характеристикам объектов. На этом свойстве, а также на некоторых законах восприятия базируется явление маскировки объектов.

2.2.4. Память

Память – когнитивный психический процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Традиционно выявляют следующие основные процессы памяти: запоминание; сохранение и забывание; воспроизведение.

Виды запоминания:

по участию волевой регуляции: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

по уровню осмысления: осмысленное и механическое.

Для повышения продуктивности запоминания используют т.н. мнемотехники – приемы эффективного запоминания (ассоциация, повторение, выделение логической структуры и др.).

Объем сохраненной информации зависит от объема информации, сроков хранения, характера запоминаемого материала (форма, осмысленность, значимость). Так при запоминание совокупности несвязанных объектов через 9 часов человек теряет уже до 60% информации. А через 10 дней у него остается только 10%.

Причины забывания : угасание нервных связей в силу недостаточно частого использования информации; вытеснение деструктивной информации, оказывающей разрушающее воздействие на личность; отбор функционально-значимой информации, той, что пригодится в жизни, влияние проактивного-и-ретроактивного торможения.

Проактивное торможение – тормозящее влияние на запоминание предшествующей информации. Ретроактивное торможение – тормозящее влияние последующей информации на переработку и запоминание предшествующей информации.

Воспроизведение делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Виды и типы памяти.

По времени хранения информации выделяют следующие виды памяти:

1. Сенсорная. Функционирует на основе остаточных возбуждений в рецепторах органов чувств. Время хранения информации от 2 до 10 секунд. Особо яркие стимулы могут оставлять возбуждение и дольше.

Кратковременная (КП) . Функционирует на основе остаточных возбуждений в коре головного мозга. Время хранения информации в КП обычно не превышает 15 – 20 минут. Объем КП равен 7±2 объекта. Высокая помехочувствительность: любой отвлекающий фактор стирает информацию из памяти.

Долговременная (ДП) . Функционирует на основе структурных изменений в нервных клетках. Время хранения информации от нескольких часов до нескольких десятилетий (а у животных даже столетий). Объем безграничен. Измеряется объем ДП не объектами, а единицами информации (битами). Низкая помехочувствительность. Отвлекающие факторы информацию не стирают, т.к. она записана в структуре молекул нервных клеток.

Типы памяти определяются по характеру запоминаемого материала и по преобладанию в процессе деятельности (вербальная или речевая; образная; двигательная; эмоциональная).

Мышление

Мышление – это когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового.

По уровню отвлеченности (а также по характеру оперируемого материала) выделяют:

наглядно-действенное,

наглядно-образное,

словесно-логическое;

В случае наглядно-действенного мышления человек оперирует самими объектами. При наглядно-образном оперирует образами объектов, а не объектами. В случае словесно-логического мышления оперирует символами объектов (в том числе речевыми).

По степени развернутости процесса мышления выделяют:

дискурсивное (развернутое),

интуитивное (свернутое) .

По уровню продуктивности выделяют:

1. творческое (продуктивное),

2. репродуктивное.

По уровню абстрагирования решаемых задач от конкретной ситуации выделяют:

1. прологическое мышление,

2. логическое мышление.

Прологическое мышление привязано к реальности. Логическое мышление абстрагируется от реалистичности и только оперирует понятиями, свойствами, символами, объектами.

Интеллект – система мыслительных операций, посредством которых субъект перерабатывает информацию.

Основные мыслительные операции: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных свойств), синтез (мысленное объединение составных частей, свойств объекта в единое целое), сравнение (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них сходства), противопоставление (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них различий), обобщение (мысленное объединение объектов по их существенным признакам), конкретизация (движение мысли от общего к частному, приведение примера), классификация (отнесение объекта к определенному классу объектов), абстрагирование (отвлечение свойств объекта от самого объекта), аналогия (установление подобия объектов относительно каких-либо качеств), систематизация (упорядочивание объектов по ряду оснований, установление взаимосвязей между группами объектов).

Основная проблема интеллекта – проблема НОРМЫ, определение ее границы, т.е. того количества баллов по определенному тесту, ниже которого человека уже считают олигофреном. Нормы исторически обусловлены. Т.к. уровень Интеллекта во многом определяется педагогической системой, принятой в обществе.

Основные свойства мышления :

Если качества мышления представить в виде шкалы, то на разных ее полюсах будут противоположные характеристики:

гибкость ↔ ригидность;

широта ↔ узость;

глубина ↔ поверхностность;

сообразительность ↔ инерционность (тугодумие);

критичность ↔ некритичность;

эвристичность (нестандартность) ↔ стандартность;

самостоятельность ↔ несамостоятельность;

креативность ↔ стимульность (уровень интеллектуальной мотивации).

Воображение

Воображение – когнитивный процесс создания новых образов на основе образов восприятия и памяти.

Виды воображения

По воплощению в деятельности выделяют:

1. Пассивное – образы создаются, но не воплощаются в действительности(выделяют разновидности: преднамеренное и непреднамеренное). Например, образы сновидений, галлюцинации (непреднамеренные образы), грезы и мечты (преднамеренные).

2. Активное – образы создаются и воплощаются в действительностиВыделяют такие разновидности, как творческое и воссоздающее воображение. Воссоздающее – создание образов соответственно словесному описанию, рисунку, чертежу. Без чего людям и книги читать неинтересно (ведь представит описанные автором миры, пейзажи они не могут). Творческое воображениесамостоятельное создание новых образов.

Основные психологические механизмы (техники) создания новых образов:

Агглютинация – синтез отдельных частей или свойств различных образов).

Гиперболизация – сильное преувеличение или преуменьшение количества деталей, размеров, искажение пропорций объектов.

Заострение – небольшое преувеличение или преуменьшение существенных деталей образа.

Схематизация – сглаживание различий в однотипных образах и четкое выделение сходных особенностей.

Типизация – выделение существенных особенностей различных но относящихся к одному классу образов и воплощение их в конкретном образе. Буквально это создание типа.

Аналогия – создание новых образов на основе сравнения.

Речь

Язык – это система знаков, опосредующих психическую деятельность. Языки не сводятся к вербальным. Выделяют: также язык жестов, язык танца, язык программирования, язык иконы и др.

Речь – процесс использования языка в ходе общения; когнитивный процесс порождения высказывания.

Основные функции речи:

в общении (коммуникация, экспрессия),

в памяти (хранение общественного опыта),

в мышлении (сигнализация, обобщение).

Виды речи

По форме выделяют:

а. письменная

б. устная (диалогическая и монологическая).

Внутренняя

Этапы порождения речевого высказывания

внутренняя речь;

произнесение (внешняя речь);

восприятие речи (декодирование звуков или знаков);

понимание (декодирование смыслов).

Психологическое строение слова

Слово состоит из внешней оболочки (звук или знак) и внутреннего строения, т.е. системы значений.

Значение слова – это предметная отнесенность слова. Оно конвенционально. Значение делится на прямое (денотативное) и дополнительное (конотативное).

Смысл – это индивидуальное субъективное значение слова. Смысл слова выражает отношение человека к ситуации. Смысл непередаваем. Он определяется следующими факторами:

системой ассоциативных, дополнительных значений,

ситуативным контекстом,

речевым контекстом,

паралингвистическими и экстралингвистическими средствами речи (сила голоса, тембр, темп, акценты, паузы, мимика, пантомимика).

Основные направления развития речи в онтогенезе: расширение лексики, интериоризация, переход от ситуативной речи к контекстной и развитие речевых функций от коммуникации к саморегуляции.



Когнитивная сфера человека: структура и значение

Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.


Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами,

когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.


Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.



Типы памяти

Двигательная память - автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.



Эмоциональная память

это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях.

Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неѐ.



Образная память

Это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности.


Словесно-логическая память

это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.


Непроизвольная память

называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить.


Произвольная память


Кратковременная память

это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.


Долговременная память

информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.




воображение

это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им.





Виды воображения

  • Активное
  • Пассивное
  • непреднамеренное

Активное воображение

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего.


Пассивное воображение

человек уходит в область фантастических, далѐких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.. Пассивное воображение создаѐт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.


Непреднамеренное воображение

возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения ), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации ) и т.д.


Основные функции воображения

  • активизация наглядно-образного мышления,
  • управление эмоционально-потребностными состояниями,
  • произвольная регуляция познавательных процессов,
  • создание и реализация внутреннего плана действий,
  • управление физиологическими состояниями.


Виды внимание

  • Произвольное
  • Непроизвольное
  • послепроизвольное

Основные свойства внимания

УСТОЙЧИВОСТЬ

это его способность длительно сосредотачи-ваться на определѐнных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.


СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).


Объѐм

количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчѐтливости. Средний объѐм внимания – 5-7 единиц информации.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.


ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ

– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.