Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Гвардейский монитор «Сун–Ят–Сен. Биографии известных людей китая

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении - Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов - видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием - демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю - своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки - нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другие биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С ).

Тихвинский С.Л. Не был чужд утопизму (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 13. СЛАВЯНОВЕДЕНИЕ - СЯ ЧЕН. 1971 ).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Сун Цин-лин (р. 1890. г. Шанхай), вдова Сунь Ят-сена.

Иосиф Сталин . ЦК РКП(б) - ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Письмо Сталина Чугунову (критика Сунь Ятсена), 9 апреля 1927 г.

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае . Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае . Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И. Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так — свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.

Сунь Ятсен (кит.

трад. , упр. , пиньинь: Sn Yxin, палл.: Сунь Исянь; Сунь Вэнь (литературный псевдоним); Сунь Чжуншань (кит. упр. , пиньинь: Sn Zhngshn) (имя в эмиграции); 12 ноября 1866 - 12 марта 1925) - китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, один из наиболее почитаемых в Китае политических деятелей. В 1940 году Сунь Ятсен посмертно получил титул «отца нации».

Биография

Сунь Ятсен родился 12 ноября 1866 года в деревне Цуйхэн уезда Сяншань (ныне Чжуншань, провинция Гуандун). При рождении получил имя Вэнь. В дальнейшем был известен под именами Сунь Вэнь и Сунь Чжуншань «Срединная Гора» - данное имя является аналогом его японского псевдонима «Накаяма». Его родным языком был чжуншаньский вариант кантонского диалекта китайского.

Родился в бедной крестьянской семье, занимавшейся фермерством, с ранних лет должен был помогать родителям и пасти скот. Он был третьим сыном в семье. Грамоте обучился у дяди. В десять лет начинает учиться в местной школе, тогда же знакомится с Лу Хаодун (англ. Lu Hao-tung) (будущий китайский революционер, создатель эмблемы «Синее небо с белым солнцем»). Чрезвычайная бедность вынуждала китайцев покидать родные края, искать работу в других городах и странах. Старший брат Сунь Ятсена, Сунь Мэй, уехал на Гавайские острова, одно из популярных мест эмиграции. На Гавайях брат поселился на острове Мауи, где занялся земледелием и торговлей, в чём и преуспел. В двенадцать лет Сунь Ятсена отправляют к брату, и тот посылает мальчика в миссионерскую школу (англ. Iolani School) в Гонолулу.

Преподавание в школе велось на английском языке. Сунь его совсем не знал, однако за короткий срок добился таких успехов в его изучении, что даже получил награду за выдающиеся успехи из рук гавайского короля Калакауа Первого. В школе Сунь Ятсен изучает помимо языка математику, историю Великобритании, христианство и прочие предметы. В 1881 году он заканчивает школу с отличием. Он намеревался продолжить обучение и поступает в колледж Оаху (англ. Punahou School). Но брат всё больше опасается, что Сунь обратится в христианство, и в 1883 году отсылает младшего брата обратно на родину. Таким образом, в 17 лет Сунь Ятсен, уже не ребёнок, а взрослый юноша, возвращается в Китай.

Его поражает бедность родной деревни. Вновь повстречавшись с другом детства Лю Хаодуном, Сунь вместе с ним сбегает в Гонконг. Осенью 1883 года он поступает в миссионерскую школу (англ. Diocesan Boys’ School), а в начале 1884 года в «Куинс колледж» (англ. Queen’s College, Hong Kong) (Центральную государственную школу), где учится до 1886 года. В возрасте двадцати одного года Сунь Ятсен поступает на обучение в гуанчжоускую медицинскую школу, откуда перешёл в медицинский институт в Гонконге. В нём он заканчивает обучение, получив диплом лучшего студента в 1892 году.

Во время учёбы в институте Сунь Ятсен знакомится с Ян Хаолинем (англ. Yeung Hok-ling), Чэнем Шаобо (англ. Chan Siu-bak) и Ю Шаованем (Ю Ле) (англ. Yau Lit), и друзья организуют группу «Четыре бандита» (англ. Four Bandits). Собираясь на квартире при магазинчике родителей Ян Хаолиня, они обсуждают политическое положение Китая, размышляют, как можно свергнуть ненавистную многим китайцами правящую династию Цин, основанную маньчжурами. Сунь Ятсен одержим личностью Хун Сюцюаня, лидера тайпинского восстания 1850-1864 годов, узнаёт о тайном обществе «Небо и Земля» (англ. Tiandihui), целью которого было свержение маньчжурской династии и реставрация династии Мин. «Небо и земля» объединяло людей из самых разных слоёв общества и по своей сути представляла традиционную для Китая форму тайных обществ, распространённых среди народа, - хуэйданов. «Власти опираются на закон, а народ - на хуэйданы» гласит китайская пословица. Также горячей темой для обсуждений становится Франко-китайская война 1884-1885 года. Маньчжурское правительство, пойдя на поводу у Великобритании, отдало весь Вьетнам Франции и вывело с его территории свои войска, что вызвало возмущение среди китайского населения.

Сунь Ятсен

Сунь Ят-сен (в китайском литературном произношении — Сунь И-сянь; др. имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь) , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане (Гонконге). С юношеских лет проникся настроениями, направленными против правившей в Китае маньчжурской династии Цин. В 1894 создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой, предпринявшую 25 октября 1895 антицинское воору- жённое выступление, окончившееся неудачей. Вынужденный эмигрировать сначала в Японию, затем в США и страны Западной Европы, Сунь Ят-сен активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае. В 1905 в Токио под его руководством была создана всекитайская революционная организация Тунмэнхой. Её программой стали выработанные Сунь Ят-сеном "Три народных принципа": национализм [свержение маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации], народовластие (учреждение республики)и народное благосостояние (уравнение прав на землю в духе утопических социалистических идей американского буржуазного экономиста Г.Джорджа). В 1905-11 под руководством Тунмэнхоя в различных провинциях Китая вспыхивали локальные антиманьчжурские вооружённые выступления. Победоносное Учанское восстание 10 октября 1911 провозгласило Китайскую республику и положило начало Синьхайской революции. По возвращении в Китай из эмиграции в конце декабря 1911 Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Китайской республики и с 1 января 1912 приступил в Нанкине к исполнению обязанностей. Под его руководством была выработана демократическая в тех условиях, временная конституция Китайской республики. Сунь Ят-сен считал возможным избежать развития капитализма в Китае, в этом В.Ленин усматривал сходство его взглядов с воззрениями русских народников. После отречения (12 февраля 1912) маньчжурской династии от престола Сунь Ят-сен вынужден был под давлением внутренней реакции сложить президентские полномочия (1 апреля 1912); однако он продолжал бороться за утверждение демократического республиканского строя в Китае, используя для этой цели партию Гоминьдан, созданную вместо Тунмэнхоя. В период военной диктатуры лидера северных милитаристов Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). В 1918 он направил В. И. Ленину и советскому правительству телеграмму, в которой писал о своём глубоком восхищении тяжёлой борьбой революционных масс России н выражал надежду на то, что в будущем революционная партии Китая и России объединятся для совместной борьбы. По просьбе Сунь Ят-сена Советское правительство направило в Гуанчжоу, где находилось с 1923 руководимое им революционное правительство Южного Китая, группу военных специалистов — видных полководцев Гражданской войны в России во главе с П.А.Павловым, затем В.К.Блюхером . На пост политического советника Сунь Ят-сен осенью 1923 пригласил опытного русского профессионального революционера большевика М.М.Бородина , при помощи которого была реорганизована партия гоминьдан. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами, чутко прислушиваясь к советам друзей из СССР. Он обогатил новым содержанием "Три народных принципа"; Под принципом национализма подразумевалось отныне сплочение всех сил страны на борьбу с империалистическим господством в Китае, уничтожение китайских милитаристских клик, объединение страны, достижение национальной независимости; под народовластием — демократизация государственной и общественной системы, введение конституционного республиканского правления; принцип народного благосостояния в новой трактовке Сунь Ят-сена означал реализацию крестьянских требований: "каждому пахарю — своё поле", улучшение жизни рабочих и ограничение монополистического капитала. В 1924 Сунь Ят-сен провозгласил три основные политические установки — нерушимый союз с Советским Союзом, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы. Эти установки становились органической составной частью "трех народных принципов". Последним документом, подписанным Сунь Ят-сеном было обращение к ЦИК СССР, в котором выражалась надежда на то, что настанет день, когда свободный и независимый Китай пойдёт рука об руку с Советским Союзом к светлому будущему человечества.

Другеи биографические материалы:

Фролов И.Т. Философ (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Юркевич А.Г. Первый президент Китайской Республики (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С).

Китайский революционер-демократ (Советская военная энциклопедия ).

Дипломат (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948).

Далее читайте:

Иосиф Сталин. ЦК РКП(б) — ЦИК Гоминдана (в связи с кончиной Сунь Ятсена).

Исторические лица Китая (биографический справочник).

Советские военные советники в Китае. Краткие биографические данные советских военных советников в Китае (1924-1928 гг.)

Русские в Китае. Краткие биографические данные чинов Шанхайского русского полка.

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Сочинения:

Избранные произведения. (Пер. с кит.). М., 1964.

Сунь Чжуншань цюаньцзи (Поли. собр. соч. Сунь Ятсена), т. I–5. Пекин, 1981–85;

Избр. произв. М., 1985.

Литература:

Тихвинский С.Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986;

Сунь Ят-сен. 1866-1966. К столетию со дня рождения. М., 1966. Библиогр.- с. 411-412;

Сунь Ятсен. 1866–1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

Л е н и н В. И.

Что такое Сун Ят-сен

Демократия и народничество в Китае.- Поли. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 21;

Ленин В. И. Обновленный Китай.- Там же. Т. 22;

Л е н и н В. И. Борьба партий в Китае.- Там же. Т. 23,

Н и к и ф о p о в В. Н. Сунь Ят-сен, октябрь 1896. М., 1978,

Матвеева Г. С. Отец республики. М., 1975;

Е ф и м о в Г. В. Буржуазная революция в Китае и Сунь Ят-сен (1911-1913 гг.). М., 1974. Биб-лиогр.: с. 396-408;

Ернашев И. Сунь Ят-сен. М., 1964,

Сунь Ят-сен. Библиогр. указ. М., 1966.

Сунь Ятсен

Биография Сунь Ятсена

Сунь Ятсен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ятсена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ятсен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ятсен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ятсену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ятсен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ятсен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году — во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ятсену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ятсен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ятсену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ятсену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь Ятсен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ятсена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ятсен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ятсеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ятсеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ятсен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ятсена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ятсен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан.

Сунь Ятсен

Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Шикань, а Сунь Ятсен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Шикая.

В период военной диктатуры Юань Шикая Сунь Ятсен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ятсен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ятсен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юнтин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ятсену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ятсен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ятсен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ятсен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ятсен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, — подчеркивал он, — совпадают с целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ятсен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ятсена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ятсен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ятсена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ятсена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншань-чжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ятсена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

Политические взгляды революционера

Советская историография ставила в вину Сунь Ятсену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ятсен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ятсен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Японии и активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ятсена в Японии относятся зарождение у него идей солидарности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободительной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ятсену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ятсена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ятсена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ятсен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ятсеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ятсена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ятсеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ятсен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», — писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ятсен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ятсен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ятсен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ятсен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, — писал в заключение книги Сунь Ятсен, — состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ятсена, — «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» — преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ятсеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ятсен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».

Солнце встает здесь рано. Оно шлет свои яркие лучи и возвещает всей Поднебесной, что настал день. И ночь уходит все дальше и дальше на север и запад, в далекие степи и полупустыни. Солнечные блики взбираются все выше по ступеням зеленеющих холмов и гор. Тут нет ни клочка пустующей земли. Все тщательно обработано: и равнины, и долины рек, и горные склоны. Но земли все равно мало. Если поровну разделить ее между всеми обитателями этих южных мест, то каждому достанется всего-навсего по полторы тысячи квадратных метров - не поле, а огород. В среднем на одно крестьянское хозяйство, а значит и на целую семью, здесь не приходится даже по одному гектару. Но и эти жалкие лоскутки земли принадлежат, как правило, помещикам, а не крестьянам. А помещику надо платить за землю рисом, плодами, трудом. Как же жить крестьянину?

Земля никогда не отдыхает. Не знает отдыха и земледелец. Из года в год, из поколения в поколение, из столетия в столетие земля должна родить, а крестьянин - непрерывно трудиться, не разгибая спины, чтобы его семья хоть как-нибудь могла существовать. Крестьянин лелеет клочок земли, политый его потом, удобряет, обильно орошает. Единственный помощник земледельца - щедрая южная природа. Здесь почти неизвестна зима. Летом, с июня по сентябрь, жарко и влажно - много дождей. Сеют главным образом рис.

Деревни и деревушки лепятся плотно друг возле друга. Нет ни выгона, ни лужка, ни выпаса: все под посевами. Крестьянские дома - настоящие лачуги из серого кирпича, глины, тростника, тесные, низкие, темные; почти нет двора, для несложного домового хозяйства есть закуток - довольно! Густо стоят крестьянские лачуги на клочках земли между рукавами и протоками дельты Жемчужной реки, куда сливают свои воды более двадцати рек, стекающих с гор на севере, западе, востоке Гуандуна. И среди таких же ручьев, недалеко от берега моря, и совсем близко от косы, на которой расположилась португальская колония Макао, находится небольшая деревушка Цуйхэн, каких тысячи в этих местах. Запомним это название.

Юг Китая начал заселяться более двух тысяч лет назад. Здесь было сколько угодно свободной земли. А позднее, в четвертом веке нашей эры, туда бежали с Севера, спасаясь от нашествий полудиких кочевников, жители многих городов и сел. Бежали сюда тысячи семейств бедняков, укрываясь от помещиков. Бродили по горным дорогам беглые рабы. Так Юг стал очагом крестьянской вольницы. И долгие столетия был он краем непокорным, мятежным, родиной смелых народных предводителей, вождей великих восстаний.

И еще об одном следует помнить: Юг Китая - ворота во внешний мир. Через эти ворота вторглись первые пришельцы из западных стран. И Юг первым вступил с ними в бой. «Кантонская оборона» в тридцатых и сороковых годах девятнадцатого века прославила жителей Кантона (Гуанчжоу) и всей округи.

Не в первый раз взялись тогда кантонцы за оружие. На всем Юге не утихали народные восстания. Гуандун восставал против маньчжурских завоевателей еще в 1648 году. Восемь месяцев кантонцы выдерживали осаду маньчжуров, и только с помощью предателей удалось насильникам прорваться в город. Более ста тысяч патриотов пало тогда в боях. Были разгромлены и другие гуандунские города. Но борьба не прекратилась, мужество народа не угасло.

О кантонцах в одной тогдашней хронике говорится: «Никого не боятся». Кантонцы были бесстрашными патриотами. Вся округа знала об их смелой борьбе с врагами китайского народа - внутренними и внешними. Знали об этом и в деревне Цуйхэн, от которой до Кантона менее двухсот километров.

Мятежным духом был пропитан здесь, казалось, самый воздух. На гуандунской земле родился в 1814 году Хун Сю-цюань - «Хун, талантливый во всем», - ставший впоследствии вождем революционной войны тайпинов. Четырнадцать лет гремела она на китайской земле и оставила по себе глубокий след в памяти народа. Тайпины создали первое в истории Китая крестьянское государство, существовавшее до 1864 года. Отголоски этой борьбы еще долго проносились над страной, особенно над Югом. Гуандун был одной из тайпинских баз.

Когда в июле 1864 года столица Тайпинского государства - Нанкин - пала и отдельные отряды тайпинов стали отступать на юг, они добрались также и до Гуандуна, где осело много тайпинских воинов. Нашли они пристанище в деревнях дельты Жемчужной реки. Приютили их и в Цуйхэне.

Через два года после гибели Тайпинского государства, 12 ноября 1866 года, у жителя этой деревни, бедного крестьянина Сунь Дао-чуаня родился сын - пятый по счету ребенок. Мальчику всегда были рады в китайской крестьянской семье; мальчик - будущий работник! У Сунь Дао-чуаня был сын - первенец Сунь Мэй. А-мэй - звали его дома. Жизнь в деревне была малопривлекательной, и впоследствии он уехал искать счастья на Гавайские острова. Родители вдвойне радовались новому сыну. Они были люди немолодые и рождение мальчика считали хорошим, даже счастливым, предзнаменованием.

Старый Сунь, по всей вероятности, не мог бы вспомнить, когда именно его предки поселились тут, в краю рек и каналов. Они, вероятно, были «хакка» - пришлыми, как и многие обитатели этих мест. Обосновались они здесь, должно быть, давно, говорили на местном, кантонском, наречии и ничем от коренных кантонцев не отличались. Домик из серого кирпича, обмазанный глиной, в котором жила семья Сунь Дао-чуаня, был построен или куплен одним из Суней. Собственно, это была убогая, тесная хижина, в которой жила семья Суней и хранился ее неприхотливый крестьянский скарб.

Как и во всех жилищах бедных людей, его украшением был «алтарь предков», перед которым в установленное время совершалась молитва и где возжигались ритуальные свечи. С особенным старанием его украсили по случаю рождения сына. Это ведь такое событие, которое должно быть достойно отмечено. Всей родне были по этому случаю посланы яйца, сваренные вкрутую и окрашенные в красный цвет, что означало, что родился мальчик.

Когда малыш подрос, ему дали имя-прозвище Вэнь. Он любил забираться на крышу или бегать по деревне. Мать только на мгновение отвернется, а Вэня уже и след простыл. Кричи, зови - не дозовешься.

И в эти первые годы жизни очень привязался мальчик к своему дяде, учителю деревенской школы.

Дядя - человек особенный. Он совсем недавно обосновался в Цуйхэне; всего несколько лет назад появился он в этих краях и избегал говорить, где пропадал более десяти лет. Дядя воевал. Он был солдатом Тайпинской армии. Так революция, волны которой бушевали вокруг столько лет, снова пришла в лице одного из ее бойцов в эту деревушку и тихо забралась в домик старого Суня. В рядах армии тайпинов дядя маленького Вэня прошел половину Китая, побывал и в тайпинской столице, знал дни великой славы, ему посчастливилось видеть вождей тайпинов и среди них Хун Сю-цюаня, своего земляка-гуандунца. И хотя все они погибли, а Тайпинская армия рассеялась, зажженное ею пламя теплилось в сердцах сотен тысяч уцелевших революционных солдат, которые хранили его, чтобы завещать молодому поколению, будущим революционерам. Тайпинский солдат из семьи Сунь передаст завет борьбы самому младшему Суню.

Они часто отправлялись бродить по окрестностям, по берегам ручьев и протоков.

введение 3

глава I.Биография сунь ят-сена 5

Глава ii. Политические взгляды революционера 12

заключение 17

список литературы 18

ВВЕДЕНИЕ

О Сунь Ят-сене (1866 – 1925 годы) мир узнал в конце прошлого века. Выходец из крестьянской семьи, врач по образованию, он становится профессиональным революционером. Это человек, сделавший необычайно много для Китая, практически его освободитель.

Так как Сунь Ят-сен был революционером, естественно, что он удостоился особенно пристального внимания советской исторической науки. Однако все, что он делал, интерпретировалось с точки зрения официальной идеологии. Те его Сунь Ят-сена, которые не сходились с ней, объявлялись мелкобуржуазными, ошибочными, утопичными, бесперспективными. Считалось, что Сунь Ят-сен не разглядел сущности революции в силу определенных обстоятельств. Особое внимание уделялось связям Китая с Советским Союзом и роль Октябрьской революции.

Сейчас мы должны подойти к этой проблеме без идеологических шор. Нельзя также и преуменьшать значение Сунь Ят-сена для Китая. Таким образом, в настоящее время эта проблема как нельзя актуальна.

Отсюда цель работы – изучить деятельность и политические взгляды Сунь Ят-сена.

1) рассмотреть ключевые моменты его биографии;

2) проанализировать взгляды Сунь Ят-сена.

На основе этих задач по проблемному принципу построена вся работа, состоящая из двух глав. Хронологические рамки – годы жизни Сунь Ят-сена.

В работе использовался ряд книг, важнейшая из которых – «Завещание китайского революционера: Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов» Тихвинского С. Л. В ней дана его биография и четко прослежена эволюция политических взглядов.

«Сунь Ят-сен – друг Советского Союза» того же автора – краткий конспект монографии. Некоторые сведения можно почерпнуть из статьи Б. Бородина «Геркулес Китая» в «Новом времени» за 1984 год. А «Отец республики: Повесть о Сунь Ят-сене» Г. С. Матвеевой представляет собой художественную повесть, но построенную на богатом фактическом материале.

ГЛАВА I. БИОГРАФИЯ СУНЬ ЯТ-СЕНА

Сунь Ят-Сен (Сунь Чжун-Шань, Сунь Вэнь) родился 12 декабря 1866 года в деревне Иуйхэн провинции Гуандун в семье крестьянина. С детских лет столкнулся с тяготами народной жизни, произволом китайских помещиков и маньчжуро-китайских властей.

Жена Сунь Ят-сена Сун Цинлин писала в 1927 году: «Сунь Ят-сен вышел из народа. Он много рассказывал мне о своих молодых годах. Он происходил из крестьян. Его отец был крестьянином, и все соседи в округе были крестьянами. Его семья, пока он и брат не подросли, перебивалась, едва сводя концы с концами».

До 1879 года Сунь Ят-сен помогал родителям и учился грамоте у своего дяди, затем в связи с тяжелым материальным положением семьи был послан к брату Сунь Мэю, эмигрировавшему на Гавайские острова.

При поддержке старшего брата Сунь Ят-сену удалось получить диплом врача. Брат нажил состояние, занимаясь земледелием, животноводством и мелкой торговлей. Сунь Мэй определил брата в английскую миссионерскую школу в Гонолулу, обучение в которой велось на английском языке. В 1881 году Снь Ят-сен заканчивает ее с отличием и в 1883 году возвращается в Китай.

В том же году он поступает в английский миссионерский колледж, а в 1884 – в «Куинс колледж», где учится до 1886 года. Затем Сунь Ят-сен поступает медицинскую школу, содержавшуюся английской миссией, а в 1887 году - во вновь открывшийся медицинский университет в Сягане. Его он окончил с отличием и дипломом лучшего студента.

В маньчжурской цинской династии Сунь Ят-сену видел олицетворение всех бед и основную причину неравноправия и отсталости Китая.

В 1894 году молодой патриот создал антиманьчжурскую революционную организацию Синчжунхой (Союз возрождения Китая), предпринявшую 25 октября 1895 года в Гуанчжоу (Кантон) вооруженное выступление против цинских властей. Но выступление окончилось неудачей, и Сунь Ят-сен был вынужден эмигрировать в Японию, а затем в США и страны Европы. Там он активно разрабатывал планы подготовки новых антиманьчжурских восстаний в Китае.

В Лондоне агенты циньского правительства устроили Сунь Ят-сену ловушку. В 1896 году он был обманом завлечен в здание маньчжурской дипломатической миссии в Лондоне, откуда его намеревались тайно переправить в Китай; лишь случайно Сунь Ят-сену удалось освободиться из заключения.

Британские доброжелатели Суня и местная пресса приняли активное участие в его вызволении. Цинским дипломатам было заявлено: если Сунь ят-сен не будет освобожден, у стен миссии соберется десять тысяч человек, и тогда представителям богдыхана останется пенять только на себя. Это было одним из первых действенных проявлений солидарности зарубежной общественности с борьбой китайских революционеров. Сунь Ят-сена выпустили из заключения.

Обретя свободу, он написал книгу «Похищен в Лондоне», сделавшую его известным в Европе, в том числе и в России. Среди людей, с которыми, находясь в эмиграции, Сунь Ят-сен поддерживал связи, были русские революционеры-народники, эсеры, социал-демократы. Позднее через них он познакомился с опытом русской революции 1905 – 1907 годов.

Летом 1905 года он создал в Японии новую, более массовую, чем Синчжунхой, революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига).

Программой Союзной лиги стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

На протяжении 1895 – 1911 годов руководимые Сунь Ят-сеном революционные организации провели десять вооруженных восстаний против циньской монархии, пока, наконец, 10 октября 1911 года не началась Синьхайская революция, вспыхнувшая в городе Учане и провозгласившая Китайскую республику.

В ходе успешно проведенного восстания против манчжурской власти в Учане 10 октября 1911 года была провозглашена Республика и создано революционное правительство провинции Хубэй, обратившееся с призывом к народу всей страны свергнуть власть маньчжурской монархии. Восстание быстро распространилось на южные и восточные провинции Китая, и к декабрю власть циньской династии сохранилась лишь на территории трех провинций: Чжали, Хэнань и Ганьсу.

По возвращении в Китай из эмиграции в декабре 1911 года Сунь Ят-сен был избран первым временным президентом Республики, в исполнение обязанностей которого официально вступил 1 января 1912 года. В этот день в Наньцзине (Нанкине) состоялась торжественная церемония вступления Сунь Ят-сена на пост временного президента Китайской Республики. 12 февраля вдовствующая императрица Лунь Юй от имени последнего маньчжурского императора малолетнего Пу И и всей цинской династии отреклась от престола. Но власть была передана «либеральному» генералу Юань Ши-каю, ставшему 15 февраля 1912 года временным президентом Китайской Республики.

За свое короткое правление Сунь Ят-сен успел провести ряд демократических законов и распоряжений, направленных на защиту свободы и имущества граждан. Была принята буржуазно-демократическая конституция, аннулированы все старые акты о купле-продаже людей, отмене телесных наказаний, провозглашена свобода печати, собраний, запрещен ввоз предметов искусства за границу, пресечена спекуляция рисом и т. д. Он отказался утверждать кандидатуру старшего брата на видный чиновничий пост, проявив таким образом свою принципиальность.

Однако завоевания революции 1911 года сохранить не удалось. К числу объективных факторов, повлиявших на поражение революционеров-республиканцев, следует отнести слабость буржуазии и пролетариата. Все еще сильны были феодалы, компрадоры и милитаристы. В результате президентом стал их ставленник Юань Ши-кань, а Сунь Ят-сен вынужден был уйти в отставку.

В отставке он занялся пропагандой своих планов экономического развития Китая. Но среди его сторонников сильны были соглашательские элементы. Они надеялись парламентским путем устранить Юань Ши-кая.

В период военной диктатуры Юань Ши-кая Сунь Ят-сен создал в эмиграции (Япония, 1914) новую революционную организацию Чжунхуа гэминдан (Китайская революционная партия). 21 июня 1916 года Суань Ят-сен вернулся из эмиграции. 18 сентября 1917 года в Гуанчжоу состоялось официальное открытие парламента. Решено было начать военную кампанию против милитаристского Севера.

Сунь Ят-сен стал генералиссимусом Южного Китая. Но у него не было реальной власти. Войска «Южной Федерации» принадлежали различным провинциальным милитаристским кликам. И когда в начале мая 1918 года главарь гуансийской группировки генерал Лу Юн-тин потребовал смещения верховного главнокомандующего, Сунь Ят-сену пришлось подать в отставку и выехать в Шанхай. Он решает на время отойти от активной революционной деятельности и завершает уже частично написанный труд «Программа строительства страны», состоящий из трех самостоятельных книг: «Духовное строительство» («Учение Сунь Вэня»), «Материальное строительство» («Промышленный план») и «Социальное строительство» («Первые шаги народовластия»). Он надеялся использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае.

Сунь Ят-сен с энтузиазмом встретил Великую Октябрьскую революцию. По его просьбе Советское правительство направило в Гуанчжоу – столицу революционного правительства Южного Китая группу военных специалистов.

На пост своего политического советника Сунь Ят-сен пригласил осенью 1923 года старого русского революционера М. М. Бородина, при помощи которого была реорганизована Национальная партия, ставшая коалицией всех антифеодальных и антиимпериалистических сил. Сунь Ят-сен установил тесную переписку с советскими дипломатами.

В Советской России Сунь Ят-сен видел верного и надежного союзника борцов за свободу и независимость Китая. «Цели китайской революции, - подчеркивал он, - совпадают чс целями русской революции, как и цели русской революции совпадают с целями революции китайской. Китайская и русская революции идут по одному пути. Поэтому Китай и Россиия не только находятся в близких отношениях, но по своим революционным связям воистину составляют одну семью».

В 1924 году, на I съезде гоминьдана Сунь Ят-сен

провозгласил свои три основные политические установки – нерушимый союз с Советской России, союз с компартией Китая, опора на рабоче-крестьянские массы.

Смерть Сунь Ят-сена 12 марта 1925 года помешала ему довести до конца дело национального освобождения Китая. Он скончался от рака желудка и печени в Пекине, куда, несмотря на тяжелый недуг, приехал, чтобы достичь национального единства, прекращения междоусобных войн и сплочения всех сил Китая для борьбы с милитаризмом и империализмом.

За день до смерти Сунь Ят-сен составил Завещание китайскому народу и продиктовал Послание Советскому Союзу, чьи тексты выбиты на беломраморной стене в мемориальном павильоне Сунь Ят-сена на территории старинного храма Биюньсы в северо-западном предместье Пекина. В пагоде за павильоном замурованы одежда и головной убор Сунь Ят-сена. Надолго суньятсеновский френч – чжуншаньчжуан стал излюбленной одеждой многих китайцев. Прах Сунь Ят-сена покоится в величественном мавзолее в Нанкине – городе, где он был избран первым президентом Китайской Республике.

ГЛАВА II . ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Советская историография ставила в вину Сунь Ят-сену, что он не понимал классового характера общественных противоречий, важности антиимпериалистических и антифеодальных задач назревавшей революции и сводил все существующие противоречия к чисто национальным конфликтам между китайцами и маньчжурами. Опасаясь открытого вмешательства западных держав в ход будущей революции, он не выдвигал в своей программе каких-либо антиимпериалистических лозунгов. Более того, он неоднократно заверял империалистические страны в том, что революционеры будут стремиться соблюсти все ранее заключенные договоры и соглашения, если западные державы будут соблюдать нейтралитет.

Во время, когда Сунь Ят-сен находился в Японии, там пышным цветом расцвели разного рода шовинистические теории о превосходстве «народов желтой расы» над «народами белой расы», входившие составным элементом в кампанию подготовки к войне. Апеллируя к общественному мнению. Сунь Ят-сен напоминал, что сейчас Китай ожидает от Япониии активной помощи в борьбе с маньчжурской династией, поддерживаемой иностранными державами, представительницами «народов белой расы», которые в середине XIX века появились на Дальнем Востоке как поработители «желтой расы».

К периоду пребывания Сунь Ят-сена в Яполнии относятся зарождение у него идей солидерности стран Азии и начало его личного участия в национально-освободтельной борьбе азиатских народов против гнета колонизаторов. Так, он помогал филиппинским революционерам. В свою очередь филиппинские революционеры симпатизировали Сунь Ят-сену в его борьбе за свержение цинской династии и даже оказывали материальную поддержку Союзу возрождения Китая. Однако эта поддержка была поддержкой таких же революционеров, а от империалистических держав дожидаться помощи было нечего.

Вера Сунь Ят-сена в возможность получения революционерами эффективной помощи со стороны империалистических держав была сильно поколеблена вероломным отказом Англии и Японии от поддержки восстания на Юге, акциями иностранных интервентов в Северном Китае и их сговором с манчжурским двором.

Отношение Сунь Ят-сена к иностранным державам начинает меняться. Если раньше он надеялся на возможность поддержки какой-либо из них, то теперь приходит к пониманию того. что все державы, сотрудничающие с цинским режимом, заинтересованы в сохранении манчжурской династии и не могут быть союзниками революционеров.

Как уже говорилось, летом 1905 года Сунь Ят-сен создал в Японии новую революционную организацию Тунмэнхой (Союзная лига). Ее программой стали выработанные Сунь Ят-сеном «три народных принципа»:

1) национализм (свержение чужеземной маньчжуро-цинской династии и восстановление суверенитета китайской (ханьской) нации;

2) народовластие (учреждение республики);

3) народное благоденствие (уравнение прав на землю в духе идей американского буржуазного экономиста Г. Джорджа).

Политические взгляды Сунь Ят-сена отразились и в его труде «Программа строительства государства». Как говорилось выше, она состояла из трех самостоятельных частей – книг «Духовное строительство (Учение Сунь Вэня)», «Материальное строительство (Промышленный план)» и «Социальное строительство (Первые шаги народовластия)».

Среди положений внешнеполитического характера, высказанных Сунь Ят-сеном на страницах книги «Учение Сунь Вэня», необходимо отметить его призыв к соотечественникам следовать примеру Японии, добившейся таможенной независимости от иностранцев и отменившей всю систему неравноправных договоров, почти в одно время с Китаем навязанных ей иностранными державами. Сунь Ят-сен неоднократно подчеркивал, что Япония – единственное государство в Азии, добившееся независимости от капиталистических держав и вставшее на путь промышленного развития. «Китай еще нельзя считать полностью независимым государством; его можно назвать лишь полунезависимой страной: на нашей территории еще есть концессии других держав, существует право экстерриториальности иностранцев, наши таможни все еще находятся в руках иностранцев», - писал он.

Бичуя на страницах своей книги произвол и беззаконие китайских милитаристов, Сунь Ят-сен противопоставлял мрачной картине китайской действительности идеализированное описание деятельности буржуазных государств в Европе и Америке, политика которых якобы направлена на защиту интересов своих народов, поощрение ученых, стимулирование земледелия, промышленности и торговли.

В поисках выхода из тяжелого положения. В котором оказался Китай. Раздираемый междоусобицей милитаристов, Сунь Ят-сен предложил воспользоваться «случаем, ниспосланным небом», то есть использовать военную промышленность, созданную разными странами Европы и Америки в ходе I мировой войны и ставшую ненужной в связи с окончанием войны, для разработки неистощимых природных богатств Китая.

Сунь Ят-сен надеялся на щедрые капиталовложения различных стран в экономику Китая, привлечение в широких масштабах иностранных ученых. Но Сунь Ят-сен в предисловии к «Материальному строительству» совершенно четко и ясно объяснял, что, планируя привлечение иностранного капитала к промышленному развитию Китая, он имеет в виду одно непременное условие – контроль за реализацией этих планов должен осуществляться китайским правительством.

«Моя идея, - писал в заключение книги Сунь Ят-сен, - состоит в желании использовать иностранный капитал для создания социализма в Китае и, гармонично сочетая эти две экономические силы. Движущие человечество вперед, заставить их действовать вместе и тем самым ускорить развитие будущей мировой цивилизации».

Последняя, третья из книг, входивших в «Программу строительства государства» Сунь Ят-сена, - «Социальное строительство (Первые шаги народовластия» - преследовала, по замыслу автора, цель популяризации в Китае идей буржуазной демократии. В условиях феодального произвола и беззакония, чинимых китайскими милитаристами и империалистами в Китае. Защита Сунь Ят-сеном идей буржуазной демократии объективно имела положительное значение: он призывал различные слои народа к сплочению, к борьбе за демократические права.

Умирая, революционер думал о будущем страны. В своем Завещании Сунь Ят-сен призывал своих соратников «вести борьбу в союзе с народами мира, строящими отношения с нами на основе равенства».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сунь Ят-сен. Является выдающеся личностью в истории Китая. Выходец из крестьян, он сумел получить высшее образование и всю жизнь посвятил служению народу.

Глубокая патриотичность и любовь к стране и народу отличали Сунь Ят-сена. Он увидел плоды главного дела своей жизни – свержения цинской маньчжурской монархии. Но он также хотел вывести Китай из кризиса, преобразовать его. Как это сделать, он изложил в «Программе строительства государства».

Три книги, входящие в «Программу строительства государства», представляли собой, по существу, попытку систематизированного изложения политической и экономической программы Сунь Ят-сена в новых условиях. Сложившихся после окончания первой мировой войны. Планы Сунь Ят-сена были связаны с его иллюзиями о возможности мирного послевоенного урегулирования империалистических противоречий между участниками первой мировой войны и с его надеждами на возможность изменения политики держав в отношении Китая.

В Советском Союзе большинство взглядов Сунь Ят-сена сочли утопичными, ошибочными и бесперспективными, так как они не соответствовали официальной идеологии. Тем не менее Сунь Ят-сен стал одним из самых почитаемых исторических деятелей в советской историографии. Наша сегодняшняя задача – объективно оценивать его вклад в мировую историю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

2. Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

3. Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

4. Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.


Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986.

Тихвинсский С. Л. Сунь Ят-сен – друг Советского Союза. М., 1966.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 22 – 23.

Матвеева Г. С. Отец республики. Повесть о Сунь Ят-сене. М., 1975.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 7.

Бородин Б. Геркулес Китая. // Новое время. 1984. №45. С. 23.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 129.

Тихвинсский С. Л. Завещание китайского революционера:Сунь Ят-Сен: жизнь, борьба, эволюция политических взглядов. М., 1986. С. 128.

Бородин Б. Геркулес Китая // Новое время. 1984. №45. С. 23.

СУНЬ ЯТСЕН

СУНЬ ЯТСЕН (диалектная версия от Сунь Исянь; Сунь Чжуншань, псевдоним Сунь Вэнь) - китайский революционер, первый президент Китайской Республики (1912), мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге (1892). В 1895 создал революционную организацию “Союз возрождения Китая”, ставившую целью свержение маньчжурской династии Цин (1644-1912). После неудачного вооруженного выступления в январе 1895 эмигрировал, жил в Японии, США, Западной Европе. В 1905 в Токио создал организацию Тунмэнхуэй (“Объединенный союз”), возглавившую Учанское восстание (1911), которое положило начало антимонархической Синьхайской революции. Был избран первым Временным президентом Китайской Республики (январь-апрель 1912). В 1923-24 реорганизовал Гоминьдан (Национальную партию) и положил начало созданию южнокитайской революционной базы, откуда власть Гоминьдана впоследствии распространилась на всю страну.

Социально-политические программы Сунь Ятсена основывались на “трех великих принципах”, известных в китайской марксистской литературе как “три народных принципа” (сань минь чжуи): “национализм”, “народовластие”, “народное благосостояние”. До Синьхайской революции принцип “национализма” у Сунь Ятсена означал “национальную революцию” - свержение маньчжурской династии; “народовластие” - “политическую революцию”, т. е. свержение монархии; “народное благосостояние” - “социальную революцию” и обеспечение социальной справедливости. Последняя может быть достигнута путем сосредоточенияобщественного богатства в руках государства при ограниченном использовании частного предпринимательства. В период сотрудничества с Коминтерном “три народных принципа” претерпели изменения. Принцип “национализма” стал толковаться как борьба с империализмом и китайскими милитаристами за объединение страны. Принцип “народовластия” означал устроение государства на основе всеобщего избирательного права и разделения властей, причем к исполнительной, законодательной и судебной властям добавлялись экзаменационная (организация должностной аттестации) и контрольная власти, продолжающие традиционные для Китая политические институты. Политическая реформа рассчитана на три этапа: “период военного правления”, “период политической опеки” со стороны правящей партии, “период конституционного правления”. Принцип “народного благосостояния” - это “социализм”, или принцип “Великого единения” (Да тун). Он осуществляется путем реализации принципа “каждому пахарю - свое поле” посредством тщательно подготовленного выкупа земли у помещиков.

Собственно философские построения Сунь Ятсена комбинируют элементы китайских и современных ему западных теорий. Особое внимание он уделял проблеме соотношения “знания и действия” (чжи - син). Выработал собственную концепцию - “действие легко, знание трудно”, - подняв статус знания. В свете своей гаосео-праксеологической концепции интерпретировал развитие человечества: на 1-м этапе люди “не знали и действовали”; на 2-м - “действовали и затем уже знали”; на 3-м - “знают и затем действуют”. Отождествлял таи цзи (“Великий предел”) с западным понятием “эфир”, в котором видел творящий хаос, порождающий материю. Принял эволюционную теорию Ч. Дарвина только в отношении природы. Человеческое сознание рассматривал как некий итог развития “жизненного начала”, подразумевая под ним биологическую клетку, в духе неовитализма наделенную “чувством и сознанием”. Отрицал правомерность перенесения концепции борьбы за существование на человеческое общество, полагал, что социальный прогресс основывается на “всеобщем принципе” (гун ли, см. ^Тв-принцип; здесь - синоним справедливости) и “благосмыслии” (лян чжи, см. также Ван Янмин) - врожденном “знании блага”. Надежды на лучшее будущее для Китая связывал с его культурно-гуманитарным превосходством над Западом. Социально-политические теории Сунь Ятсена легли в основу политической практики и фразеологии партии Гоминьдан.

Соч.: Сунь Чжуншань цюаньцзи (Полн. собр. соч. Сунь Ятсена), т. 1-5. Пекин, 1981-85; Избр. произв. М., 1985. Лит.: Тихвинский С. Л. Завещание китайского революционера. Сунь Ятсен: жизнь, борьба и эволюция политических взглядов. М., 1986; Сунь Ятсен. 1866-1986. К 120-летию со дня рождения. М., 1987.

  • - в поздней кит. нар. миф. бог-покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - - китайский революционер, первый президент Китайской Республики, мыслитель. Родился в зажиточной крестьянской семье. Окончил медицинский институт в Гонконге...

    Философская энциклопедия

  • - - древнекитайский полководец, стратег, теоретик военного искусства и основоположник “школы военной философии” ...

    Философская энциклопедия

  • - выдающийся китайский революционер-демократ и государственный деятель...

    Дипломатический словарь

  • - Один из первых лидеров националистической революции в Китае. Родился в бедной крестьянской семье в южной провинции Гуандун...

    Политология. Словарь.

  • - Сунь У, - др.-кит. полководец и воен. теоретик...

    Советская историческая энциклопедия

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель сапожников, чеботарей и шорников. В основе образа С. Б. реальное историческое лицо - стратег 4 в. до н. э. Сунь Бинь, потомок основателя военной науки в...

    Энциклопедия мифологии

  • - в поздней китайской народной мифологии бог - покровитель лекарей, аптекарей и торговцев снадобьями...

    Энциклопедия мифологии

  • - см. Сунь Ят-сен....
  • - , китайский революционер-демократ. Родился в крестьянской семье. В 1892 окончил медицинский институт в Сянгане...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Сунь У, древнекитайский полководец и военный теоретик. Родился в царстве Ци. В 514-496 до н. э. был военачальником царства У и успешно руководил походами против царств Чу, Ци и Цзинь...

    Большая Советская энциклопедия

  • - в китайской мифологии бог - покровитель сапожников и кожевников...
  • - в китайской мифологии три божества - повелители неба, земли и воды. Изображались в облике чиновников с письменными принадлежностями в руках...

    Большой энциклопедический словарь

  • - в китайской мифологии бог - покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо...

    Большой энциклопедический словарь

  • - китайский политический деятель. Создал в 1894 организацию Синчжунхой, в 1905 - более массовую организацию Тунмэнхой. Вождь Синьхайской революции 1911-13, первый президент Китайской республики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - древнекитайский военный теоретик и полководец в 6-5 вв. до н. э. Автор трактата о военном искусстве...

    Большой энциклопедический словарь

"СУНЬ ЯТСЕН" в книгах

СУНЬ ЯТСЕН

Из книги 100 знаменитых анархистов и революционеров автора Савченко Виктор Анатольевич

СУНЬ ЯТСЕН (род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Сунь-Цзы

Из книги Законы успеха автора

Сунь-Цзы Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Если вы знаете своих врагов и себя, вы одержите победу во всех сражениях; если вы не знаете своих врагов, но знаете себя, вы выиграете одно из каждых двух сражений и одно проиграете;

СУНЬ-ЦЗЫ

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

СУНЬ-ЦЗЫ Сунь-Цзы, Сунь У (544–496 до н. э.) – древнекитайский полководец и военный теоретик. Благоприятные возможности множатся, если ими умело пользуются. Управлять многими людьми – то же самое, что и управлять несколькими. Это вопрос организации. Вождь ведет не силой, а

Сунь-цзы

Из книги Душа Востока автора Хорев Валерий Николаевич

Сунь-цзы Принято считать, что автором трактата «Искусство войны» является знаменитый полководец Сунь У, современник Конфуция (VI в. до н. э.).Стратагемы, проверенные им в бесконечных войнах, безошибочно действуют и в наши дни, например в бизнесе. Владельцы многих японских

2. Революционное движение и Сунь Ятсен

Из книги История Китая автора Меликсетов А. В.

2. Революционное движение и Сунь Ятсен С особой силой антиманьчжуризм получил выражение в деятельности другой группы оппозиционеров - китайских революционеров, поставивших перед собой задачу свержения маньчжурской династии и установления в Китае республиканской

СУНЬ ПИН

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

СУНЬ ПИН (? - после 342 до н.э.) Главнокомандующий армией древнекитайского царства Ци. История Древнего Китая не донесла до нас имен героев из числа рядовых воинов или младших военачальников. О них тогда попросту не писали. Но вот героические имена полководцев-победителей

Сунь-Цзы

Из книги Разведка и контрразведка автора Лекарев Станислав Валерьевич

Сунь-Цзы Ставший широко известным благодаря популяризации достижений синологии «Трактат о военном искусстве» Сунь-Цзы является древнейшим военно-теоретическим исследованием. Известно, что Сунь-Цзы (Сунь У) родился в царстве Ци. В 514 – 496 годах до н.э. был военачальником в

Сунь Ятсен и его философия

автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен и его философия Лидирующую роль играли гуандунцы: Кан Ювэй, переживший чистку 1898 г.; Тан Шаои, выпускник Колумбийского университета, который вел новые переговоры в 1908 г. о компенсации Вашингтону за американские потери в ходе «боксерского» восстания; Сунь

Сунь Ятсен - президент Китая

Из книги История Дальнего Востока. Восточная и Юго-Восточная Азия автора Крофтс Альфред

Сунь Ятсен - президент Китая Сунь Ятсен прочитал о восстании «двойного десятка», пребывая в гостинице «Браун палас хотел» в Денвере, штат Колорадо. Он прибыл в Шанхай через два с половиной месяца, где лейтенанты засвидетельствовали свое почтение ему как основателю новой

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.)

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Сунь Ятсен (Род. в 1866 г. – ум. в 1925 г.) Лидер китайской революции 1911 г., создатель Китайской республики. Сунь Ятсен (в китайском литературном произношении – Сунь И-сянь; другие имена: Сунь Чжуншань, Сунь Вэнь), сын бедных родителей, родился 12 ноября 1866 года в Сяншань (ныне

Начало революционного движения. Сунь Ятсен

Из книги автора

Начало революционного движения. Сунь Ятсен В те же годы зарождалось другое оппозиционное течение, которое со временем станет для династии опаснее реформистского – революционное. Его становление связано в первую очередь с именем великого политического деятеля,

Сунь-цзы

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Сунь-цзы Между VI и IV вв. до н. э.Великий китайский полководец и мыслитель. Автор «Трактата о войне». Один из выдающихся последователей учения Конфуция.Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.Взимание непомерных налогов - это путь,

23. СУНЬ ЦЗЫ

Из книги 100 великих полководцев автора Лэннинг Майкл Ли

23. СУНЬ ЦЗЫ китайский теоретик (ок. 400–330 до н. э.) В IV в. до н. э. китаец Сунь Цзи написал классический труд «Пин-фа» («Искусство войны»). Одно из самых ранних дошедших до нас сочинений по военной теории и стратегии. Многие столетия этот трактат, разделенный на тринадцать

Сунь Ят-сен

БСЭ

Сунь-Цзы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ