Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Дагомея в древней африке. Путешествие во времени: бенин


К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Дагомея была основана в XVII веке и просуществовала до XIX века, когда была завоёвана французскими солдатами из Сенегала и присоединена к Французской Западной Африке .

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Давно вы знаете этого молодого человека, княжна? – сказал он.
– Какого?
– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.



БЕНИН. ИСТОРИЯ ДАГОМЕИ.

(Николай Баландинский, 2008 г.)


Относительно подробную историю Дагомеи можно проследить начиная с XVI века. Мы знаем, что примерно в это время на территорию нынешних государств Бенин и Того с территории йоруба (в Нигерии) проникает группа племен, которые образуют две большие группы: фон и эве. Собственно говоря, именно фон и можно считать дагомейцами. Формирование чёткой государственной структуры завершается к середине XVIII века. Фон создают три небольших государства. В начале XVII века они основывают государство Аллада, а затем – Абомей и Аджаче (переименованное португальцами в Порто-Ново).

Государство Абомей было основано около 1625 года. Абомей сумел одержать верх над йорубами, хотя на протяжении всей истории Абомея йорубы то и дело брали реванш. В абомейском фольклоре йорубы представали в образе исконных врагов абомейцев-дагомейцев. Этими «кровожадными злодеями» пугали маленьких детей… Хотя сами дагомейцы отнюдь не отличались человеколюбием, если не считать, конечно, пристрастия к ритуальному каннибализму в особо торжественных случаях.

В начале XVIII века Абомей «поглощает» Алладу, Уиду и получает новое официальное название «Дагомея». Эта страна управлялась двумя «королями» - один правил днём, другой ночью. Дагомея поглощала всё больше своих слабых соседей на протяжении всего XVIII и XIX века. Впрочем, границы Дагомеи лишь слегка заходили за границы нынешнего Бенина. Поэтому не стоит считать Дагомею какой-то сверхдержавой вроде Империи Мали. Северные рубежи Дагомеи вообще не были четко обозначены. Своим последующим расцветом она обязана работорговле. Португальцы основались на Гвинейском побережье еще в начале XVII века и стали деловыми партнерами причудливой дагомейской монархии, опиравшейся на отряды женщин-амазонок, и отправлявшей мрачные ритуалы, оставлявшие после себя груды человеческих черепов во дворе королевского дворца в Абомее.

Пришедшие на смену португальцам французы заключили серию торговых и политических договоров в 1841, 1858, 1868 и 1878 годах, покуда король Беханзин не осознал наконец, что «исчислил Господь царствие» его. Сопротивление Беханзина было сломлено в 1890 году военной экспедицией Терильона. Ровно на 70 лет Дагомея стала французской колонией.

Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления князя Уагбаджи. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. Откуда взялось оно? По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, один из военачальников при осаде города Канны дал обет принести в жертву своего короля по имени Дах, что он и сделал, обмакнув в его распоротое брюхо закладной камень города Абомея. Честно говоря, версия со змеей кажется более убедительной, учитывая культ священных питонов в Уиде. Но есть еще один вариант: «дан» - это жизненная энергия в мифологии фон и эве. Скорее всего, именно она имелась в виду. Правда, географ Лев Африканский (1491-1540 гг.) упоминает какое-то государство Даума в этих краях, но нет никаких доказательств того, что он подразумевал Дагомею.

В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом становится Абомей. В 1725 году дагомейцы предпринимают успешный поход в сторону побережья и подчиняют королевство Айюду со столицей Сави (португальское «Ксавье») главным портом Фидой (Уидой). Название Айюда – португальское. Дагомейцы звали этот город Глеуэ. Уида стала символом скорби: отсюда в Америку ежегодно отправлялись десятки тысяч людей в трюмах кораблей. После обретения Бенином независимости на песчаном берегу, в самом конце «дороги рабов» был поставлен памятник – «Ворота невозвращения». Уида стала некоронованной столицей Невольничьего Берега, а Дагомея – его самым процветающим государством, затмив королевство Ашанти на западе и Эгбу на востоке, на земле йорубов.

Поскольку рабы были основой экспорта Дагомеи, постепенная отмена рабства стала причиной её ослабления уже начиная с начала XIX века. От Дагомеи отделились области Анло и Крепи, причем не без участия французов и немцев, чьи торговые фактории начинали преобразовываться в нечто большее. Порто-Ново стал французским протекторатом, хоть и управлялся формально одним из дагомейских «принцев». На севере область Махис со столицей в Савалу отвоевала полную независимость от Дагомеи. Из нигерийского Лагоса мутили воду англичане…

Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?

В основе религии народа фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца. Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.

На побережье отправлялся другой культ, культ Змея, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви. Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.

Впоследствии сонм дагомейских духов, божков и божеств оформился в культ Вуду (или водун), который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами. Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, воскрешают мертвецов (иногда). Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».

Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор». Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.

Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.

Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний в тот злополучный вечер, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя. Эти дагомейские весталки, впрочем, не давали обета оставаться в девстве пожизненно и рубить головы мужикам. Они могли уйти со службы и завести семью. Я думаю, что они были даже завидными невестами, хотя вряд ли видавший виды гренадер в юбке мог бы стать хорошей и доброй женой; малейшая ссора с ней могла бы закончиться однозначно в её пользу.

В XIX веке личная гвардия короля, помимо «женского батальона», состояла примерно из двух тысяч стрелков, вооруженных кремневыми ружьями. В случае войны войско можно было быстро увеличить в шесть-семь раз. Для подчинения маленьких племенных союзов и микро-государств этого было достаточно, но недостаточно для противостояния с европейскими державами.

Для того, чтобы предотвратить их фатальное проникновение в Дагомею, была избрана оригинальная тактика – в стране не прокладывались дороги и не строились каналы, хотя для этого были все предпосылки. Да, европейцы дружили с Дагомеей. Сначала им нужны были рабы, затем – пальмовое масло, и если раньше военные экспедиции дагомейцев снаряжались в основном за «экспортными» рабами, то теперь – за рабами на плантации масличной пальмы. Интересно отметить, что побережье Дагомеи номинально находилось под протекторатом Португалии аж до 1886 года. В 1877 году англичане подтолкнули несколько дагомейских уездов к отделению и «добровольному» присоединению к Лагосу. Но настоящими хозяевами в стране становились французы. Французы появились в Дагомее еще в XVII веке и известно, что еще в 1670 году правитель Аллады отправил посла к Людовику XIV. Однако в следующем веке отношения с Францией пришли в упадок, и только в 1844 году в Уиде был открыт французский торговый дом фирмы «Режи & Фабр» с разрешения короля Гезо, деда последнего дагомейского короля Беханзина. В 1863 году племянник Гезо – принц Дасси – стал королем Порто-Ново под именем Тоффы. Он первым заключил договор с французами о протекторате. В 1868 и 1878 годах король Гле-Гле заключил договора с Францией уже от имени Дагомеи. Французы утвердились в Котону, Годоме и Абомее-Калаве, несмотря на тщетные протесты со стороны Португалии.

На французов точили зуб не только португальцы. Немцы, обосновавшиеся в 1884 году в Того с дипломатической помощью выдающегося немецкого путешественника и специалиста по Африке Густава Нахтигаля, мечтали вытеснить французов из Дагомеи. Когда в 1889 году Гле-Гле решил обложить иностранных коммерсантов в Котону и Уиде дополнительными налогами, Франция возмутилась, но Гле-Гле нашел неожиданных союзников в лице немцев и англичан. Для того, чтобы исправить ситуацию, Париж направил в Абомей своего посланника – лейтенанта Жана Байоля, губернатора Гвинеи (со столицей в Конакри). Прибыв в Котону, лейтенант отправил королю Гле-Гле свой жезл. По всей видимости, Гле-Гле намеревался увидеть не жезл, а шпагу в качестве смиренного подношения. Прием, который был оказан Байолю в Абомее, был не очень любезен. Лейтенанта продержали под стражей 36 дней, заставили подписать договор об отмене французского протектората над Котону (по сути, о возвращении Котону Дагомее), а под конец, для того, видимо, чтобы доставить незадачливому дипломату больше моральных страданий, вынудили присутствовать в качестве «почетного гостя» на церемонии человеческих жертвоприношений. Особенно усердствовал в глумлении над французским послом принц Кондо. Когда же наконец лейтенант Байоль выбрался из Абомея, он узнал, что спустя два дня по его отъезду Глее-Гле скончался. Королем стал принц Кондо под именем Беханзин…

Байоль поведал о своих мучениях своему руководству, и в 1890 году в Дагомею отправились две роты сенегальских стрелков и полурота габонских стрелков под началом Терильона. В общей сложности, «экспедиционный корпус» французов состоял из 320 человек. 20 февраля 1890 года они взяли Котону и провозгласили его французской территорией. 23 февраля, в день Советской Армии и Флота, дагомейская армия понесла еще одно поражение от французов. Однако уже 1 марта атака дагомейских амазонок-мужеистребительниц отбросила французов обратно к Котону. Французские торговцы в Уиде были частью убиты, частью закованы в кандалы и отправлены вглубь страны. Терильон потерял сорок человек убитыми и ранеными, а армия Беханзина насчитывала как минимум две тысячи стрелков. Пусть ружья у них были большей частью кремневые, но пуля – дура, сами понимаете, нас Суворов этому учил. Однако Беханзин повел себя странно. Он объявил, что не намерен отвоевывать Котону, а хочет захватить Порто-Ново и посчитаться со своим братом Тоффой. Французская канонерка «Изумруд» 28 марта пришла на помощь Тоффе. Она прошла вверх по реке Веме и расстреляла несколько дагомейских деревень. Уже в апреле французская эскадра у берегов Дагомеи насчитывает шесть кораблей, а сухопутный контингент – 895 человек. Решающая битва разворачивается у деревни Атиупа 18 апреля. Убиты 1500 дагомейцев и 8 французов. Армия дагомейцев рассредоточивается, собираясь с силами для последующей борьбы, но наступает сезон дождей и лихорадок. Не до войны. Новый командующий французским корпусом полковник Клипфель предлагает снова послать эскадру вверх по Веме и в одну кампанию захватить Абомей. Однако осуществление этого плана решено отложить.

Начинаются переговоры. Король Беханзин пытается задобрить французов. Он отпускает пленников из Абомея, и подобно Александру Ярославичу Невскому посылает с ними «звуковое письмо»: «На вас, бусурман французских, зла не держим. Дворян наших дагомейских из полону отпустите, города наши Котону и Порто-Ново верните, супостата Тоффу отдайте нам на суд». К Беханзину отправляют переговорщиков, но он уже занят войной с йорубами, и явно дает понять, что ему пока не до них. Только третий посланник, священник отец Доржер, добивается успеха, и 3 октября 1890 года в Уиде подписывается договор, по которому Беханзин обязывается уважать права французов на Порто-Ново и Котону. Более того, Франция обязала Беханзина прекратить человеческие жертвоприношения.

Дагомея недолго оставалась свободной. В 28 мая 1893 года во главе французских войск становится полковник Доддс. Именно этому человеку суждено было поставить точку в истории Дагомеи. 19 сентября он бьет дагомейцев у Догбы, 4 октября – у Погессы, 6 октября – у Адегона. 6 ноября взята Канна, и, наконец, 17 ноября – Абомей, столица Дагомеи. Однако, как говаривал Де Голль, «проиграна битва, но не проиграна война». Правда, сказал он это много позже, когда немцы уже маршировали по Парижу в очередной раз… Эта аналогия вполне к месту: Беханзин помогали продолжать сопротивление немецкие добровольцы из соседнего Того. В Абомее им даже поставлен памятник. Однако, всё это уже не имело смысла. В январе 1894 года Доддс берет Беханзина в плен.

… Границы новой колонии Франции были определены франко-германской конвенцией 23 июля 1893 года и англо-французской конвенцией 12 февраля 1898 года. В 1919 году к Французской Дагомее была присоединена восточная часть бывшего Германского Того.

Беханзин вместе с несколькими женами был отправлен в ссылку сначала на Мартинику, потом в Алжир, где и скончался в 1906 году. В Абомее Беханзину поставлен памятник как национальному герою. Такой же памятник поставлен Тоффе в Порто-Ново. Оставляя за скобками вопрос об исторической справедливости, хочу только отметить, что Мартиника – не самое плохое место для почетной ссылки.

В 16 веке на территории современного западноафриканского Бенина были различные мелкие государства, которые затем объединились в удивительную страну Дагомея, которая прославилась своей мощью, торговлей людьми и религией Вуду. Понятно, что такое сочетание проявилось в очень диковинных традициях и образе жизни, поэтому сохранившиеся постройки и сейчас интересны туристам.

В те времена возле мест обитания народа появляются племена фон (ставшие предками дагомейцев) и эве. Именно представители фон создали маленькие государства: Аллада, Абомей, Аджаче.

Абомей появился в 1625 году, с этого года обычно и ведут историю Дагомеи, хотя некоторые учёные называют поздние даты. Жители этого государства стали заядлыми врагами с йоруба, на то время они победили, но столкновения продолжались постоянно.

Название Дагомея появилось уже в начале 17 века, когда Абомей покорил Алладу и Уиду. Подобное расширение влияния длилось два ближайших века, при этом площадь мало увеличивалась, она только немного превышала современные земли имеющие весьма малые размеры.

Имеются противоречия по поводу значения слова «Дагомея»:

  • изначально оно звучало Дан-хоме, что можно перевести как «Чрево змея», подобное объяснение логично, так как среди местных культ змей очень почитался, в Уиде по сей день сохранился Храм питонов;
  • другой вариант происхождения связан со словом «дан», означающим по верованиям фон жизненную энергию.

Захват Аллады случился в 1724 году, тогдашние дагомейцы это город полностью разрушили вместе с жителями, впрочем, позже объявили его священным. В следующем году успехом закончился поход на королевство Айюду, где удалось взять и крупный порт Уида. Это место было особенным на гвинейском побережье - отсюда направлялся огромный поток кораблей с рабами. Теперь здесь на берегу в современной Африке имеются «Врата невозврата», ставшие грустным памятником прошлого расцвета работорговли.

Проблемы в Дагомее начались незадолго до Африки, и дело было в том, что здешнее процветание зависело в основном от массовой торговли рабами, эти земли были центром Невольничьего берега, поэтому отмена рабства ударила по положению страны, которая постепенно стала гаснуть.

Европейские колонисты (французы, немцы), которые раньше вели здесь торговлю, стали проявлять иной интерес, с их помощью начали отделяться разные провинции. В результате государственная независимость полностью утратилась, и республика Дагомея стала из которой со временем образовался Бенин.

Рабовладельческая республика Дагомея

Общая история независимой первоначальной Дагомеи насчитывала менее 300 лет, однако этот период в истории Западной Африки весьма занятный, ведь местная культура имеет особенные традиции и уникальный колорит.

Здесь, как и на большей части Чёрного континента, повсеместно рьяно придерживались уважение к предкам являлось основой религии. Даже в королевском дворце постоянно заботились об умерших правителях, им в мир мёртвых посылали слуг, для этого умерщвляли челядь, а вместе с ними «отправлялся» кто-то их знати, последний становился загробным послом.

Когда же умирал король, то его похороны сопровождались торжественными и массовыми ритуалами - множество людей становилось жертвами. Умершие обычные люди хоронились под собственными кроватями, на которых до этого умирали, причём тогда могли даже положить в могилу и убитого ребёнка погибшего в качестве жертвы.

Ещё одним развитым и почитаемым в южных районах был культ Змея, это даже подтверждается существующим ныне Храмом питона. По этим традициями жертвы также приносились, но намного меньшие и не человеческие, повсеместно по поселениям имелись соответствующие фетиши.

Все эти традиции и ритуалы стали основой для религии которая тут встречается и в современном мире. Этот культ являлся основным для республики Дагомея, и сейчас многие бенинцы сохраняют в той или иной степени эту веру.

В государстве была монархия, правитель назывался королём, которого считали божественным существом, поэтому практически никто его не видел. Его трон стоял на черепах тех, кого он победил в боях. Помимо официальной жены он имел гарем, но власть и признание имели только законные дети.

В городе Абомея с каждым правителем отстраивались Королевские дворцы, которые теперь отреставрированы и охраняются ЮНЕСКО, ведь эти строения красочно рассказывают об истории исчезнувшей небольшой африканской державы.

В королевстве существовала особенная охрана - сотни невинных девушек, подобно усердно и жесткого защищали короля. Они были отличными воинами, но могли покинуть такую службу и выбрать в дальнейшем семейную жизнь.

Однако были войска и более традиционные - мужские, несколько тысяч стрелков отменно владели ружьями. При необходимости оборонные силы практически мгновенно увеличивались в разы, поэтому древняя республика Дагомея так умело захватывала соседние племена. Только подобных масштабов оказалось недостаточно для противостояния колонистам.

Сперва королевство активно торговало лишь рабами, затем к нужному заграничным покупателям грузу добавилось и пальмовое масло. Со временем европейцы перестали мирно торговать с Дагомеей, они просто захватили её.

К:Появились в 1620 году К:Исчезли в 1900 году

История

Истоки Дагомеи прослеживаются до племени аджа из прибрежного королевства Аллада , которые переселились на север и осели среди жившего там народа фон . Начиная с 1650 года пришельцы стали господствовать над фон и соседним народом уэгбаджа и провозгласили одного из своих представителей королём. Столица Абомей стала центром централизованного государства с глубоко укоренённым и священным культом короля. При этом предкам королевского рода приносились человеческие жертвы. Всё в стране принадлежало непосредственно королю, который взимал налог на всю сельскохозяйственную продукцию.

Однако больше всего экономика Дагомеи выигрывала от работорговли на побережье. Продавая европейцам рабов для Америки , короли Дагомеи закупали ружья и другое огнестрельное оружие, с помощью которого они проводили политику экспансии. В эпоху правления короля Агаджи с по 1732 год Дагомея сумела завоевать Алладу, из которой происходила её правящая элита, получив прямой доступ к побережью. Однако соседнее государство Ойо , являвшееся главным конкурентом в торговле рабами, так и не было завоёвано, и само сумело навязать Дагомее обязанность платить ему дань . Несмотря на это, Дагомея сохранила независимость и продолжала расширять свои владения благодаря торговле рабами, а позднее и торговле пальмовым маслом с плантаций. Король и дальше владел монополией на всю страну и всю торговлю.

Окончательно Дагомея была завоёвана в 1894 году французскими войсками, преимущественно африканского происхождения.

Культура

См. также

Напишите отзыв о статье "Дагомея"

Литература

  • Robert Cornevin: Histoire du Dahomey . Editions Berger Levrault, Paris 1962
  • Auguste Le Hérissé: L’Ancien Royaume du Dahomey . H. Charles-Lavauzelle, Paris 1911
  • Melville J. Herskovits: Dahomey, an Ancient West African Kingdom . J. J. Augustin, New York 1938

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дагомея

– Что будем с делать с ними? – судорожно вздохнув, показала на сбившихся в кучку малышей, Стелла. – Оставлять здесь никак нельзя.
Я не успела ответить, как прозвучал спокойный и очень грустный голос:
– Я с ними останусь, если вы, конечно, мне позволите.
Мы дружно подскочили и обернулись – это говорил спасённый Марией человек... А мы как-то о нём совершенно забыли.
– Как вы себя чувствуете? – как можно приветливее спросила я.
Я честно не желала зла этому несчастному, спасённому такой дорогой ценой незнакомцу. Это была не его вина, и мы со Стеллой прекрасно это понимали. Но страшная горечь потери пока ещё застилала мне гневом глаза, и, хотя я знала, что по отношению к нему это очень и очень несправедливо, я никак не могла собраться и вытолкнуть из себя эту жуткую боль, оставляя её «на потом», когда буду совсем одна, и, закрывшись «в своём углу», смогу дать волю горьким и очень тяжёлым слезам... А ещё я очень боялась, что незнакомец как-то почувствует моё «неприятие», и таким образом его освобождение потеряет ту важность и красоту победы над злом, во имя которой погибли мои друзья... Поэтому я постаралась из последних сил собраться и, как можно искреннее улыбаясь, ждала ответ на свой вопрос.
Мужчина печально осматривался вокруг, видимо не совсем понимая, что же здесь такое произошло, и что вообще происходило всё это время с ним самим...
– Ну и где же я?.. – охрипшим от волнения голосом, тихо спросил он. – Что это за место, такое ужасное? Это не похоже на то, что я помню... Кто вы?
– Мы – друзья. И вы совершенно правы – это не очень приятное место... А чуть дальше места вообще до дикости страшные. Здесь жил наш друг, он погиб...
– Мне жаль, малые. Как погиб ваш друг?
– Вы убили его, – грустно прошептала Стелла.
Я застыла, уставившись на свою подружку... Это говорила не та, хорошо знакомая мне, «солнечная» Стелла, которая «в обязательном порядке» всех жалела, и никогда бы не заставила никого страдать!.. Но, видимо, боль потери, как и у меня, вызвала у неё неосознанное чувство злости «на всех и вся», и малышка пока ещё не в состоянии была это в себе контролировать.
– Я?!.. – воскликнул незнакомец. – Но это не может быть правдой! Я никогда никого не убивал!..
Мы чувствовали, что он говорит чистую правду, и знали, что не имеем права перекладывать на него чужую вину. Поэтому, даже не сговариваясь, мы дружно заулыбались и тут же постарались быстренько объяснить, что же здесь такое по-настоящему произошло.
Человек долгое время находился в состоянии абсолютного шока... Видимо, всё услышанное звучало для него дико, и уж никак не совпадало с тем, каким он по-настоящему был, и как относился к такому жуткому, не помещающемуся в нормальные человеческие рамки, злу...
– Как же я смогу возместить всё это?!.. Ведь никак не смогу? И как же с этим жить?!.. – он схватился за голову... – Скольких я убил, скажите!.. Кто-нибудь может это сказать? А ваши друзья? Почему они пошли на такое? Ну, почему?!!!..
– Чтобы вы смогли жить, как должны... Как хотели... А не так, как хотелось кому-то... Чтобы убить Зло, которое убивало других. Потому, наверное... – грустно сказала Стелла.
– Простите меня, милые... Простите... Если сможете... – человек выглядел совершенно убитым, и меня вдруг «укололо» очень нехорошее предчувствие...
– Ну, уж нет! – возмущённо воскликнула я. – Теперь уж вы должны жить! Вы что, хотите всю их жертву свести на «нет»?! Даже и думать не смейте! Вы теперь вместо них будете делать добро! Так будет правильно. А «уходить» – это самое лёгкое. И у вас теперь нет больше такого права.
Незнакомец ошалело на меня уставился, видимо никак не ожидая такого бурного всплеска «праведного» возмущения. А потом грустно улыбнулся и тихо произнёс:
– Как же ты любила их!.. Кто ты, девочка?
У меня сильно запершило в горле и какое-то время я не могла выдавить ни слова. Было очень больно из-за такой тяжёлой потери, и, в то же время, было грустно за этого «неприкаянного» человека, которому будет ох как непросто с эдакой ношей существовать...
– Я – Светлана. А это – Стелла. Мы просто гуляем здесь. Навещаем друзей или помогаем кому-то, когда можем. Правда, друзей-то теперь уже не осталось...
– Прости меня, Светлана. Хотя наверняка это ничего не изменит, если я каждый раз буду у вас просить прощения... Случилось то, что случилось, и я не могу ничего изменить. Но я могу изменить то, что будет, правда ведь? – человек впился в меня своими синими, как небо, глазами и, улыбнувшись, горестной улыбкой, произнёс: – И ещё... Ты говоришь, я свободен в своём выборе?.. Но получается – не так уж и свободен, милая... Скорее уж это похоже на искупление вины... С чем я согласен, конечно же. Но это ведь ваш выбор, что я обязан жить за ваших друзей. Из-за того, что они отдали за меня жизнь.... Но я об этом не просил, правда ведь?.. Поэтому – это не мой выбор...

Дагомея (Dahome, Dahomey) - негритянское государство в северо-западной Африке, на Невольничьем берегу. Граничит на З с Того, на С с областью Маге (Mähe), на В с государством Иоруба и английской колонией Лагос; на Ю примыкает к Бенинскому заливу, на берегах которого область Порто-Ново и гавани Котону, Видах и Большой Попо, согласно договору, находятся во владении французов. Пространство более 10400 кв. км; жителей до 600000 (в 1891 г.), из которых 360000 живут в областях, находящихся под властью французов. Вдоль песчаного побережья, отделенные от моря узкими косами, тянутся лиманы, сообщающиеся с морем лишь во время разливов. Непосредственно над ними поднимается до болот Лама (Ко), имеющих 10-12 км ширины, низкое плато, поросшее густыми лесами. На С в окрестностях главного гор. Абоме начинается волнистая холмистая страна, красная, железистая почва которой покрыта частью тропической растительностью, частью обширными саваннами с рощами пальм и хлопчатника. С С под 8° с. ш. Д. примыкает к горной стране Маге, откуда берет начало единственная значительная река Д. Веме (Wheme) или Окпара, судоходная лишь на небольших протяжениях, имеющая 700м ширины и впадающая в море близ Порто-Ново. Климат очень нездоровый на побережье, но становится более сносным внутри страны. Дождливое время года продолжается от середины апреля до конца августа; самые лучшие месяцы сентябрь и октябрь. Фауна и флора типичны для тропической Африки. Главный продукт - пальмовое масло; кроме того, на особенно тщательно возделанных полях растут кукуруза, сорго, маниок, бататы и земляные орехи, а в покрытой садами местности между Абоме и Канной - всевозможные овощи. Из домашних животных держат овец, свиней и различный породы кур. Дичи почти вовсе нет. Население, по-видимому, принаддежит к корню эве (Ewe); по крайней мере его язык (фон , по которому называется и самый народ) считается одним из наречий эве . Первоначальные жители (эйо) почти совершенно истреблены. Жители умны, способны к ученью и отличаются церемонной вежливостью, переходящею в рабское подобострастие по отношению к королю и всякого рода властям. Религия, не смотря на веру в высшее, недостижимое существо, воплощенное в солнце, представляет собою фетишизм. Дагомейцы обращаются с молитвами не только к змеям, леопардам и обезьянам, но даже к европейскому оружию. Убежденные в бессмертии души, дагомейцы, вместе с тем, не считают преступлением умерщвление ближних. Их знаменитые человеческие жертвоприношения носят на себе скорее характер религиозного фанатизма, чем кровожадной жестокости. Жен покупают и считают полной собственностью мужей. Каждый мужчина и юноша несет воинскую повинность; до 800 женщин, отказавшихся от брака, составляют отряд амазонок, охраняющий короля; смелостью и бесстрашием они стремятся превзойти мужчин. В мирное время дагомейцы - прилежные земледельцы и искусные садовники; их промышленность ограничивается тканьем, гончарным ремеслом и изготовлением сабель. Король считается божеством и пользуется абсолютной властью над жизнью и имуществом своего народа. Кроме множества женщин и рабынь, он имеет любимую жену, сыновья которой пользуются правом престолонаследия. Детям остальных жен раздаются доходные должности. Существуют министры королевского дома, финансов, юстиции и военный. Чиновников, управляющих страною (кабессеры), назначает король; чем дальше от резиденции, тем безграничнее их деспотизм. Армия состоит из 4500 чел. регулярных войск, 10000 иррегулярных и корпуса амазонок: она вооружена 8000 магазинных ружей, 4000 старых ружей и несколькими пушками, саблями, косами и луками. Главный город - Абоме (см.), или Абгоме, в 120 км от берега; превосходное шоссе соединяет его с отстоящей на 10 км Канной, летней резиденцией, имеющей около 10000 жит. Аллада (прежде Ardrah), к югу от болота Лама, в здоровой местности - прежняя столица; еще и теперь король прежде вступления на престол в Абоме должен торжественно восседать на древнем троне в Аллада; теперь это важный торговый пункт. Видах или Глехуэ (Whydah, Glehuö), португ. Айюда (Ajuda), с фортом - французская гавань и центр морской торговли. Ценность обмена товаров при ввозе и вывозе через все гавани составляет около 15 млн. фр. Дагомейцы были прежде незначительным народом, с главным городом Дахиф. Старшина Такудун овладел в начале XVII ст. Абоме и основал государство Д., расширявшееся путем завоеваний. В 1772 г. Д. впервые вступила в сношения с европейцами и заключила договоры о вывозе невольников. Человеческие жертвоприношения вызвали неудовольствие европейцев; они были отменены, но скоро восстановлены, не смотря на возражения английского консула. Португалия в 1885 г. объявила свой протекторат над страною, но уже в 1887 г. формально отказалась от него. Франция твердо укрепилась на берегу. В 1878 г. король Гле-Гле уступил ей владычество над Котону; в 1883 г. она заключила договор с владетелем Порто-Ново, в 1885 г. заняла Большое Попо и принудила в 1890 г. короля Беганзина признать ее власть над Порто-Ново и согласиться на занятие Видаха. Беганзин, смотревший с возрастающим неудовольствием на быстро развивающееся процветание прибрежных пунктов, объявил весною 1892 г. войну Франции. Французы в течение дождливого времени должны были вести оборонительную войну, но в августе перешли под начальством ген. Доддса в наступление и, несмотря на упорное сопротивление дагомейцев, совершили победоносный поход, окончившийся взятием Абоме.