Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Кеты народ быт и нравы. Кеты: чем интересен этот малый коренной народ Сибири

Термин «кет» был введен в обиход в 1920-х гг. Ранее в русской литературе кеты были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы. Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями так называемых енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.

Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйского, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.

Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к XVIII-XIX вв. ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

С конца XVIII в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К началу XX в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков - согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калым) за невесту.

Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К XIX в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже - православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречались захоронения в перевернутой лодке. Воздушные захоронения устраивались в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломался и портился.

Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем с развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Орудия промысла - лук и стрелы - использовались для охоты на все виды животных и птиц вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-х гг.

Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до четырех тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применялись выдолбленные из осины лодки-ветки.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Фильм «Оторванные ветром от костра…» (1991 г.) из цикла «Золотой фонд красноярского телевидения» (2012 г.). Авторы: Максим Файтельберг, Владимир Черенков. Видео предоставлено ГТРК «Красноярск»

Кеты - чудом сохранившаяся народность, проживающая вдоль берегов Енисея. Несмотря на исконно сибирские корни, кеты имеют генетическую связь с южноамериканскими индейцами. А православная вера не мешает им считать, что в период Творения они спустились на землю со звезд.

Название

Первое упоминание названия «кеты» относится лишь к 20-м годам прошлого столетия. До этого народность, проживавшую вдоль берегов Енисея, называли енисейскими остяками или енисейцами. Это название впервые встречается в российских письменных памятниках XVII-XVIII веков, в период активного освоения сибирских земель. Тогда остяками называли большую часть северных коренных жителей: хантов, югов, селькупов, эвенков. Самоназвание народности «кето» происходит от слова «кет», что значит человек. Вместе с тем до революции отдельные общины кетов называли себя по месту обитания. Например, «утэрец» - имя жителей верховий Енисея, а «пгыуырец» использовали для общего обозначения семей с низовий реки. Часть этнонимов имеет принадлежность к названиям рек или типу местности обитания: кол"лдец - проживающие на реке Подкаменная Тунгуска, где «кол» обозначало название реки, а «дец» имело общее значение «люди». Аналогично образовались названия групп кетов «кас"дец» и «щбац"дец»: «живущие на песке» и «живущие в яру», соответственно.

Где живут

Основная зона обитания кетов - северная часть Красноярского края. Большая часть народности проживает в удаленном от Красноярска более чем на 1 000 км Туруханском районе, вдоль притоков Енисея рек Курейка, Подкаменная Тунгуска, Турухан, Нижняя Тунгуска, Елогуй. Порядка 20% кетов живет в селах Суломай Эвенкийского района и Сым Енисейского.
С приходом в регион русскоязычного населения и повсеместным внедрением принципов социального устройства советской власти большая часть кетов ассимилировалась или покинула родные края. В основном представители народности живут в смешанных деревнях, однако сохранились поселения, где число кетов преобладает. Среди них:

  1. Мадуйка
  2. Келлог
  3. Суломай

Численность

Кеты - одна из самых малочисленных северных народностей, численность которой, по данным переписи 2010 года, составляет 1220 человек. Начиная с 1959 года наблюдается увеличение числа жителей, максимальный показатель показала перепись 2002 года: 1494 человека. Больше всего представителей народности - 215 человек, живет в селе Келлог, расположенном на левобережье реки Елогуй.
В связи с безработицей, тяжелыми социальными условиями, алкоголизмом, высоким уровнем травматизма повышается смертность, а рождаемость, наоборот, падает. Так, сравнивая показатели 1991 года и 2001 годов, исследователи отметили, что число пожилых людей сократилось на 1,2%, а число детей - на 11,2%.
Во многом сокращению способствует неразвитая социальная обстановка: большинство детей отправляют на обучение в интернаты, расположенные в крупных городах. Многие из них после учебы не возвращаются на родину, оставаясь работать или продолжать обучение в региональных и районных центрах.

Язык

Уникальность кетского языка в том, что на сегодняшний день он единственный из живых представителей утерянной еще в XVIII-XIX веках енисейской языковой семьи. Ранее к ней относились родственные по строению и звучанию ассанский и аринский языки, на которых разговаривали другие народности, проживавшие на современной территории Красноярского края.
Кетский язык сложный для изучения и понимания из-за обилия глагольных форм, которых насчитывается несколько сотен. В диалектах важную роль играет интонационное ударение. Существует два основных диалекта кетов: сымский и имбатский, которые имеют значительные различия, однако принадлежат к одной группе. В XIX столетии значительная часть кетов утратила свой язык, перейдя на селькупский.


Интересно, что, несмотря на самобытность, лингвисты находят в языке поразительные переплетения с совершенно непохожими на кетов народностями. Среди них:

  1. Бурушаски - язык малочисленного народа буришей, проживающих вблизи Кашмира.
  2. Сино-тибетские языки - прослеживается связь с диалектами, распространенными в Китае и на Тибете.
  3. На-дене - этническая область проживания индейцев, расположенная в Северной Америке.
  4. Абхазо-адыгские и нахские языки, распространенные на Северном Кавказе.

До 30-х годов сведений о наличии у кетов письменности не существовало. В этот период был создан алфавит на основе латинского, который в 70-х - 80-х годах был изменен на кириллический. Существует русско-кетский словарь, однако 98% представителей народности владеют русским на уровне родного.
Ученые всерьез опасаются за сохранение языка: к 2002 году им владело всего 30% кетов, однако постоянно в речи его использует лишь 1,5%. С конца девяностых годов прошлого века кетский начали преподавать в начальных классах местных школ. Однако высокий уровень миграции и обучение детей в интернатах оказывают негативное влияние на его сохранение.

Имена

До революции у кетов преобладали национальные личные имена, большая часть которых происходила из обычных бытовых слов, обозначающих названия:

  • насекомых
  • животных
  • явлений природы
  • растений

Примеры подобных имен: Кугом, что значит «стрела» и Дирегет - «орел». Кроме того, у каждого кета было бытовое прозвище от соплеменников, которым его чаще всего и величали. Фамилии их произошли от родовых имен предков. Типичные варианты: Имляковы - Имла, Балдины - Баллна, Когоновы - Коуэт. Некоторые фамилии, как и прежде наименования общин, имеют топонимическое происхождение, например, Уленевы - Ул’гыт, Оленевы - Ол’гыт.

История

Основная версия происхождения кетов гласит, что их далекие предки жили здесь как минимум с первого тысячелетия нашей эры. В его конце они смешались с угроязычными тюркско-самоедскими народами, а также пришедшими из Азии кочевыми племенами. Это привело к миграции в верховья и низовья Енисея и расселению по его притокам. Так, на реке Кану осел народ котты, в низовьях Ангары - ассаны, а ближе к Красноярску поселились арины.
Предки кетов обосновались в низовьях Енисея, облюбовав его притоки, реки Кас, Бахту, Сым, Елогуй, Дубчес. К XI-XIII столетию отдельные кетские группы отделились и ушли выше по Енисею на север, где позже вошли в тесный контакт с эвенками, селькупами и хантами. Сохранение аутентичных особенностей вкупе с перениманием черт культуры и быта соседних народов и сформировали самобытную кетскую нацию.
В XVI-XVII веках началось активное освоение русскими царями Сибири, в том числе и земель, на которых исторически проживали кеты. Уже в те времена малочисленная народность не оказала сопротивления, полностью приняв новые правила жизни. Так, в 1607 году кеты вошли в состав Российского государства.


Власти наложили на все местное население ясак - натуральный налог в виде пушнины. Это заставило кетов во многом изменить уклад своей жизни, сменив кочевание на оседлый образ жизни. Исследователи, изучавшие жизнь нации в дореволюционный период, отмечали повсеместную нищету, голод, болезни, низкий уровень жизни и образования.
После революции кеты приняли советскую власть: на базе крупных поселений, силами местных жителей, образовывали колхозы и совхозы. Основным направлением их деятельности остались традиционные кетские промыслы: рыболовецкий и пушной, деревообработка. В это же время разрастаются оседлые поселения, в прошлое уходят чумы и землянки, сменившиеся добротными деревянными домами.
В 90-е годы ситуация в кетских деревнях стала приближаться к критической: каждый 3 житель не имел работы, часть из них вела полу-маргинальное существование. Однако отсутствие работы и «живых» денег привело к возрождению традиционных промыслов: сегодня 80% кетов занимается рыбной ловлей и охотой. Со времен СССР сохранилось огородничество, однако его практикуют далеко не все.

Внешность

Антропологи считают, что формирование внешних признаков современных кетов началось еще в эпоху бронзы. В это время в южной части междуречья Енисея и Оби произошло смешение древних монголоидов с европеоидными представителями жителей Южной Сибири. Долгое время их относили к большому уральскому антропологическому типу, однако позже выделили отдельный енисейский.
Генетические исследования показали, что у мужчин доминирует гаплогруппа Q, которая говорит о связи с селькупами, туркменами и гуннами. Однако, как и у большинства кетов, у 60% южноамериканских индейцев встречается уникальная субклада Q1a. Это приводит ученых к мнению, что они имеют общих предков, часть которых во времена древних миграций перешла по Беринговой территории из Евразии в Америку, образовав в дальнейшем индейские племена. У женщин кетов преобладает гаплогруппа U4, которая связывает нацию с индоевропейцами.


К типичным чертам внешности кетов относят:

  • низкий рост
  • субтильность
  • более темную, по сравнению с соседними народностями, пигментацию кожи
  • темные, плотные, прямые волосы
  • высокое переносье
  • глаза голубого или серого цвета
  • покатый лоб
  • выпуклую спинку носа
  • развитые надбровные дуги

Внешне кеты напоминают американский индейцев, однако их черты лица имеют больше монгольского: скулы менее выражены, лицо более округлое, глаза небольшие.

Одежда

Мужской и женский костюм кетов основан на одежде распашного типа. Основными элементами повседневного наряда были:

  • нательная рубаха: чуть ниже пояса - у мужчин и до середины бедра - у женщин.
  • Натазники - штаны из ровдуги (выделанной из оленьей шкуры замши) длиной до колен или чуть ниже.
  • Летом суконный халат котл’ам или ровдужный хэлтам, запахивающийся на левую сторону у живых, на правую - у мертвых при похоронах. Длина у мужчин доставала до колен, у женщин - до щиколоток.
  • Зимой носили бэсем - стеганую парку из беличьих шкур с мехом внутрь или кат - меховую парку из оленьих шкур. Северные кеты, занимавшиеся оленеводством, носили малицы, свойственные народностям приуральского типа.

Мужчины свою одежду подпоясывали низко, короткими поясами. Женщины для этих целей использовали широкие пояса длиной до 20 м, которыми обворачивались несколько раз, чтобы одежда прилегала плотно. Одежду украшали вышивкой с национальными строго геометрическими орнаментами, защитными символами. В качестве материала использовался бисер, медные бляшки, бейки, меховую окантовку, бусины, нити из белого подшейного оленьего волоса.


На ноги летом надевали туфли-черки из кожи с круглым носом и коротким пришитым голенищем. Альтернативный вариант - доходящие до середины голени полусапоги из ровдуги. Для защиты от влаги и дождя сверху надевали шкурки гагары, снятые чулком. Зимнюю обувь делали из камуса - шкурки оленя с голени, которая не скользила. Сверху к ней пришивали суконное голенище, а внутрь клали сухую траву. Для тепла дополнительно надевали специальные чулки из сукна или ровдуги, мужчины часто крепили их подтяжками, вышитыми бисером.
Традиционный головной убор - платок из покупного ситца. И мужчины, и женщины носили его одинаково: сворачивали по диагонали и завязывали узлом под подбородком. Зимой охотники дополняли их меховыми налобниками из беличьих хвостов, чтобы сохранить голову в тепле, но не закрывать уши для лучшей слышимости. Традиционно же использовался меховой капор из оленьих или беличьих шкур, наподобие эвенкийского.


Интерес вызывает традиционная прическа:

  • дети носили волосы распущенными;
  • юноши и девушки - одну косу с косоплеткой;
  • замужние женщины - две косы с вплетенными в них украшениями из бусин;
  • мужчины - одну косу;
  • вдовы - распущенные волосы.

Мужчины

Мужчина считался главным в кетском обществе, решал все социальные вопросы. Из числа мужчин выбирались старейшины, собиравшие ясак и назначавшие общественных торговцев, реализовывавших пушнину в других поселениях. Задача мужчины - обеспечить пропитание и жилье своей семье. Наследование происходило по мужской линии к младшему сыну, могло переходить к братьям покойного. Однако в случае, если близких родственников мужского пола не было, принять наследство могла жена.

Женщины

Женщины играли в кетском обществе второстепенную роль. Они приходили в дом к мужу и брали на себя все заботы по ведению домашнего хозяйства. Больше всего в них ценились трудолюбие, кроткий нрав, хозяйственность, владение ремеслами. Им запрещалось участвовать во многих религиозных ритуалах, переступать через оружие: на всякий случай, перед охотой его специально окуривали, чтобы очистить от женского духа.
Этот обряд восходит к древней мифологии кетов, где жена верховного мужского божества Есь, которую звали Хоседэм, разгневала мужа. По поверью, она изменила ему с Месяцем, за что было свергнута из верхнего мира на землю. С тех пор она стала олицетворять зло, нагонять беды и несчастья, повелевать злыми духами. Однако женщин не обижали и не унижали, относились к ним с любовью, ценили, как матерей и жен.

Семейный уклад


Кеты жили небольшими одно- или двух-поколенными семьями, детей в которых было немного. По традиции старшие сыновья строили свои дома сами, дочери уходили в дома мужей, а младший сын наследовал все накопленное родителями.
Малые семьи чаще всего жили рядом со своими родственниками, образуя большие родоплеменные общины. Число чумов в них в среднем составляло 8 штук, однако встречались и крупные поселения до 30-40 чумов. Это объяснялось кочевым укладом жизни, когда зимние стоянки менялись на летние и наоборот.
Во многих родовых общинах строго запрещались браки между ее членами. В других же, наоборот, долгое время сохранялись пережитки левирата и сорората. Брачный возраст у девушек составлял 15-17 лет, у юношей - 17-19 лет. Поскольку свадьбы случались по сговору, часто девочка начинала жить в семье мужа в 11-12 лет. Случались и обратные ситуации: чтобы не отпускать из семьи рабочие руки, девушку не выдавали замуж до 20-25 лет.

Жилище


Традиционное летнее жилище кетов - конусообразный чум из бересты, посаженной на тонкие прутья, скрепленные вверху специальными сучками или обручами. Зимой и в постоянных местах обитания строили полу-землянки, которые называли баннусами. Их укрепляли вертикальными столбами, верх покрывали землей, дерном или ветками, зимой делали ледяные окошки. Пол засыпали грунтом, сверху клали пихтовый лапник, который раз в 2-3 дня заменяли.

Жилище состояло из одной комнаты, в которой оборудовали открытый очаг, наподобие камина, который назывался чуваш. В центре находилось несколько низких столов из дерева, за которыми обедали. Летом часто жили в лодках-илимках: они отличались большими размерами, имели мачту и парус, а также довольно просторную каюту, обшитую сверху берестой. Она состояла из двух частей: в первой жили, а во второй хранили утварь.

Жизнь

Традиционные занятия кетов - охота и рыболовство. Последним занимались круглый год, однако основной улов приходился на лето, тогда же делали запасы на зиму: рыбу вялили, сушили и солили. Для ловли использовали сети и остроги, делали примитивные лодки-долбянки или усовершенствованные илимки с мачтами и каютой. Оленей разводили лишь в северных поселениях и использовали в качестве транспорта.
80% охотничьего промысла составляли белки: их пушнину использовали для погашения ясака и применяли в быту. Реже добывали горностая, колонка, соболя, используя для этих целей специальные сети с колокольчиками: этот метод они переняли лишь в XVIII столетии у русских.


Большую важность имела охота на диких оленей и лосей: в ремеслах и быту использовались их шкура и рога. Летом охотились на диких уток, ставили силки на глухарей. Для охоты использовали луки, с приходом русских повсеместно распространилось огнестрельное оружие.
Особое отношение было к охоте на медведя: на хозяина леса ходили целыми общинами, разделывали тушу в лесу, а шкуру отдавали охотнику, выследившему зверя. Затем устраивали большой праздник, во время которого ели медвежатину, исполняли ритуальные песни и танцы. Медведь был сакральным животным: считалось, что в его обличье приходят духи предков.
Высоких успехов кеты достигли в металлургии: изготовленные ими ножи и наконечники для стрел ценились во всем регионе. Мужчины занимались обработкой дерева и рогов, женщины шили из шкур и покупного сукна одежду, вышивали, делали домашнюю утварь из бересты, создавали меховые аппликации.

Религия

Формально кеты исповедуют православие, однако фактически оно тесно переплетено с традиционными верованиями. Считается, что христианство удалось закрепить в регионе еще в XVIII столетии, однако на деле его приняли лишь в конце XIX века, когда миссионеры стали трактовать священные тексты с учетом местной мифологии.


Кеты делили мир на верхний, где обитало верховное божество Есь, нижний, где жили люди, и подземный со злыми духами. О происхождении народа существует космологическая теория: кеты считают, что они прибыли сюда со звезд, в знак чего украшают свою одежду символическими знаками.
Шаманы в части селений играли факультативную роль: делали предсказания и занимались знахарством. В большей части общин они были незаменимы: участвовали в похоронных и свадебных обрядах, могли влиять на погоду, проводили ритуалы для успешной охоты.

Традиции

Как и у многих других народов, у кетов особую ценность представляют похоронные и свадебные традиции, многие из которых сохранились до сегодняшних дней. Свадьба начиналась со сватовства: жених с родственниками привозил к чуму выбранной невесты котел с дарами: беличьими шкурками, украшениями, сукном. В случае положительного решения котел оставался нетронутым, при отказе его переворачивали вместе с подарками.
Решение о свадьбе принимали старшие родственники невесты. Далее происходило обсуждение со сватами размера выкупа, который составлял от 150 до 450 беличьих шкур: собирать его сторона жениха могла годами. Свадебный ритуал проводил шаман: он связывал косы жениха и невесты, после чего обходил вокруг них три раза, закольцовывая их общность. Во время свадебного пира муж и жена сидели в разных чумах, а их родные веселились, устраивали соревнования по стрельбе из лука и народные гулянья.
Похоронные обряды делились на традиционные земные и воздушные. Ко второму варианту прибегали, когда хоронили мертворожденных, детей до года и шаманов. Их заворачивали в оленьи шкуры, часто дополнительно клали в деревянный гроб. После этого тела умерших размещали на ветвях деревьев или в специально выдолбленных стволах. При похоронах в земле глубоко закапывали уважаемых и богатых людей, а у бедных могилы были неглубокими.


Особенности

Отличительная особенность кетов - низкий рост. Его средний показатель составляет 140 см у мужчин и женщин, что делает кетов самой низкорослой нацией в континентальной части Евразии. Для сравнения, средний рост пигмеев, которые в общем представлении считаются самыми низкорослыми в мире, составляет 144 см.

Удивительным образом сохранившаяся аутентичность кетов на протяжении последних столетий находится под угрозой: с каждым годом все меньше представителей нации владеет родным языком и остается жить в исторической местности. Важная задача в этой ситуации - создание этнографических парков и улучшение социально-культурного положения народности.

Видео

Общая информация

Кеты - коренной народ, живущий в среднем течении Енисея. Самоназвание – кет («человек»). Русские называли кетов в прошлом остяками, енисейскими остяками, енисейцами. Отдельные группы кетов были известны в ХVII веке как инбаки, югунь, земшаки и богденцы.

Язык - кетский. Диалекты – имбатский и сымский, которые значительно отличаются друг от друга в области фонетики, морфологи и лексики. Некоторые исследователи даже считают их отдельными языками. Подавляющая часть современных кетов говорит на имбатском диалекте, который подразделяется на говоры. Кетский язык относится к числу изолированных среди языков всех других народов Сибири. Лингвисты указывают на общие черты в основных принципах его построения с некоторыми языками кавказских горцев, басков и североамериканских индейцев. Письменности у кетов не было, она формируется в настоящее время на основе русской графики. Все современные кеты говорят на русском языке, некоторые владеют селькупским и эвенкийским языками. Принято считать, что предки современных кетов сформировались в эпоху бронзы на юге междуречья Оби и Енисея в результате смешения европеоидов Южной Сибири с древними монголоидами. Примерно в 1 тысячелетии новой эры они вступили в контакты с тюркским и самодийско- угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере.

Территория расселения и численность

В начале 17 века кетские племена занимали обширную территорию по рекам Кан (правый приток Енисея), Усолка, Она (левобережье низовий Ангары), по Енисею от современного Красноярска до устья реки Тубы. К первой половине 19 века почти все они утратили свой язык, слившись с русскими, эвенками, с предками современных хакасов. И только самые северные кеты, жившие ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую и Бахте сохранили свои язык и этнические признаки.

В настоящее время основная часть кетов живет в Туруханском, Северо- Енисейском и Енисейском районах Красноярского края, а также в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. Они сосредоточены в основном в 13 селах. Живут здесь совместно с русскими, селькупами, эвенками и другими народами. В селах Келлог, Фарково, Мадуйка и Советская Речка они являются преобладающей частью населения. В поселках Сургутиха, Бакланиха, Горошиха их доля составляет около 30 %. В других селах кеты представлены незначительно: от 5 до 15 %.

Общая численность кетов по переписи 2002 г. составляла 1494 человека.

Образ жизни и система жизнеобеспечения

Традиционный хозяйственный комплекс кетов, характерный для охотничьего населения таежной зоны, сложился задолго до переселения предков современных кетов на Енисейский Север. В результате взаимодействия со своими самодийско-язычными соседями у большинства кетов появилось таежное оленеводство. Основным занятием большинства кетов в XIX веке были охота и рыболовство. Охота давала мясо для пищи и шкуры для одежды и обуви. Большое значение имел промысел копытных – лося и оленя, а также водоплавающей и боровой дичи. С приходом русских выросло значение пушной охоты. У северных (курейских) кетов рыболовство преобладало над охотой. Добывали рыбу круглый год. Оленеводство было подсобной отраслью. Оленей использовали исключительно как транспортное средство во время зимнего охотничьего промысла. За последние десятилетия в образе жизни кетов произошли существенные изменения. Хозяйственные реорганизации советских лет (коллективизация, преобразование колхозов в государственные промысловые хозяйства, переселение в крупные многонациональные поселки и др.) привели к сокращению занятости кетов в охоте и рыболовстве. Полностью утрачено оленеводство. Изменилась социально-профессиональная структура. Значительная часть кетов стала работать в новых отраслях – звероводстве, молочном животноводстве, огородничестве. Появилась собственная интеллигенция. Около 15 % всех кетов является городскими жителями. Однако и поныне важную роль в обеспечении семей кетов продуктами играет таежный промысел. Из-за трудностей со снабжением его значение в жизнеобеспечении даже выросло. Особенно значимым стало рыболовство.

Этно-социальная обстановка

Как и в других северных регионах, этно-социальную обстановку в Туруханском районе определяют проблемы безработицы и связанный с этим низкий уровень жизни коренного населения, состояние здоровья кетов, низкий уровень развития социальной сферы. В ходе рыночных реформ в районе практически разрушена экономическая база сельхозпредприятий, обеспечивавшая наибольшую занятость кетов. К концу 90-х гг. работы не имело 58 % кетов. Не смогли решить проблем занятости коренного населения и появившиеся в последние годы семейно-родовые хозяйства. Большинство из них к концу 90-х гг. из-за экономических трудностей прекратили свою работу. Несколько кетско-эвенкийских семейно-родовых хозяйств работает только в Байкитском районе Эвенкийского автономного округа. В национальных селах Туруханского района в целом удалось сохранить социально-культурные учреждения. В каждом кетском селе имеются фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), школы, клубы, детские сады, однако многие из них не работают из-за отсутствия специалистов. В селе Келлог большинство предметов ведут учителя без специального образования. С большими перебоями работает школа в п. Мадуйка. По этой же причине не работают фельдшерско-акушерские пункты в Сургутихе, Советской Речке, где живет значительная часть кетов. В целом по району из 18 ФАПов заведующие имеются только в 9. Отсутствие медработников на местах ведет к нерациональному расходованию средств на санитарную авиацию. В 1998 г. только на санзадания до Советской Речки администрация района израсходовала почти 1 миллион рублей. У кетов района продолжает сохраняться достаточно высокая рождаемость – 21,4 на 1000 человек (общая по району – 11,7), однако и смертность заметно выше общерайонной – соответственно 12,7 и 10,8 на 1000 человек. В структуре смертности коренного населения преобладает смертность, связанная с травматизмом и несчастными случаями – 59 %. Среди умерших по этим причинам лица в возрасте до 40 лет составляют более 73 %. Особую озабоченность вызывает состояние здоровья молодежи.

Этно-культурная ситуация

Бытовой уклад кетов в селах ничем не отличается от русского населения. Некоторые черты традиционного быта сохраняются лишь в период нахождения на промысле, которым занимается незначительная часть кетского населения. Из традиционной материальной культуры сохраняются ставшие межнациональными транспортные средства (лодки, лыжи, ручные нарты), зимняя обувь, а также некоторые орудия труда. В большей мере сохраняются отдельные элементы традиционной духовной культуры – религиозные воззрения, семейно-родовые и погребальные культы, изобразительное искусство, устное, особенно песенное народное творчество. В 1989 г. кетский язык считали родным 48,8 % кетов. В период между переписями 1979-1989 гг. доля считающих кетский язык родным сократилась почти на 12 %. В настоящее время восстановлено прерванное в конце 30-х гг. преподавание кетского языка в начальных школах, в поселке Келлог его учат в старших классах как факультатив. Созданы букварь и другие пособия на родном языке, учебные кетско-русский и русско-кетский словари. Принятые в этом отношении меры способствовали тому, что темпы сокращения родного языка несколько замедлились. Предпринимаются меры по организации сельских музеев. На средства федерального бюджета ведется строительство двух этнокультурных центров – в поселках Келлог и Фарково.

Органы управление и самоуправление

В структуре Туруханской районной администрации имеется специалист, курирующий проблемы коренных малочисленных народов района. Весьма заметное место занимают их проблемы и в деятельности районной администрации в целом. Кеты возглавляют ряд сельских администраций в национальных поселках. Интересы кетского населения, других коренных народов района в последние годы защищает Ассоциация кетского народа Туруханского района, созданная в начале 90-х гг. Она имеет свои отделения в национальных селах.

Правовые документы и законы

Законодательно-правовая база по кетам отсутствует. В Уставе Красноярского края о кетах даже не упоминается, в нем содержится лишь несколько малозначащих общих фраз о содействии сохранению и развитию национальных и этнических обычаев и традиций всех народов, населяющих край. На краевом уровне не принято пока ни одного документа, гарантирующего права кетского народа на самостоятельное развитие. Но разрабатываются новые проекты региональных законов, в которых будут отражены права коренных народов Севера.

Современные проблемы окружающей среды

Экологическая ситуация ухудшается. В последние годы в Туруханском районе ведутся активные геолого-разведочные работы, открыто ряд перспективных месторождений полезных ископаемых, в связи с чем администрация района уже ставит вопрос о компенсации ущерба неизбежно причиняемого местному населению при разведке и добыче минеральных ресурсов.

Перспективы сохранения кетов как этноса

Кеты, как этническая система, безусловно, находятся в «зоне риска». Невысокая численность, усиление ассимилятивных процессов (более половины семей – смешанные в национальном отношении) делают их этническое будущее трудно предсказуемым. Вместе с тем, этническое самосознание кетов отличается стабильностью. Растет интерес к своему историческому прошлому, национальной культуре. Концентрация кетов в границах одного административного района, статус коренного народа, рост самостоятельности в решении своих внутренних проблем также способствуют этнической стабильности. Представляется, что будущее кетского этноса будет во многом зависеть от успешного решения социально-экономических проблем района.

Энциклопедии сообщают нам, что кеты – один из малочисленных коренных народов Сибири. Кеты проживают главным образом на территории Красноярского края России, и по переписи 2010 года их насчитывалось 1219 человек. Максимальная численность кетов была зафиксирована переписью 2002 года – 1494 человека. До революции русские называли кетов «енисейскими остяками», отличая их от просто «остяков», как звали народ ханты в Западной Сибири.

Уникальный язык

В первой половине XIX века, в первых опытах классификации языков народов мира, язык кетов был отнесён к «енисейской языковой семье». Тогда она насчитывала немало народов: помимо кетов, это были арины, ассаны, пумпоколы, котты, юги и др. Впрочем, первые три исчезли уже к началу XIX века, ашкиштимы, байкотцы, яринцы и ряд других – намного раньше. О них сохранились лишь упоминания.
Все они жили в Средней Сибири в бассейне Енисея и частично Оби. В настоящее время термин «енисейская семья» ещё продолжают употреблять, хотя не все лингвисты согласны с тем, что эти языки, располагавшиеся в одном ареале, имели общее происхождение. Их изучение затрудняется отсутствием живых носителей и письменных памятников. Принадлежность кетского языка, как и чукотского, корякского, юкагирского, эскимосского, алеутского и т.п. к обширной семье палеоазиатских языков считается общепринятой. «Енисейские языки» означают локальную группу этих, в большинстве уже мёртвых, языков.
Согласно концепции общего происхождения языковых макросемей, у палеоазиатских языков глубокие общие корни с языками кавказской и сино-тибетской семей (сино-кавказская макросемья). Однако эта концепция остаётся гипотетической и не доказанной.
Специалисты отмечают уникальную по сложности глагольную морфологию кетского языка. Число его носителей неуклонно уменьшается. В 2002 году только 30% кетов владели родным языком, сейчас их осталось менее 20%. В 1930-е годы для кетов, как и для большинства бесписьменных народов СССР, была придумана письменность на основе латиницы, но она оставалась неиспользованной. Только в 1980-е годы разработали кетскую кириллическую письменность, но и её не спешат внедрять в образовательный процесс для этого малого народа.

Сложный антропологический тип

Первые исследователи кетов (в частности, знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен) нашли в кетах больше европеоидной примеси по сравнению с соседними им коренными народами Сибири (тунгусами-эвенками, остяками-ханты, вогулами-манси и т.д.). В последующем эта гипотеза не нашла поддержки в науке. Но учёные, тем не менее, отметили особый склад кетов и выделил их в самостоятельный енисейский тип большой монголоидной расы.

Загадка происхождения

По археологическим данным, формирование народов енисейской семьи происходило на юге Сибири, откуда в I тысячелетии н.э. предки кетов были вытеснены мигрировавшими тюрками. Так кеты оказались в долине Среднего Енисея, где и произошло дальнейшее становление народа.
Сравнительно-генетические (в том числе палеогенетические) исследования, развернувшиеся в конце ХХ века, внесли в эту простую схему существенные коррективы, заметно усложнили её и задали учёным ряд загадок. Оказалось, что у кетов безраздельно (94%) доминирует Y-хромосомная (мужская) гаплогруппа Q. В настоящее время основные её носители – индейцы Южной Америки, у которых она также повсеместно преобладает (более 60%). У некоторых народов Евразии гаплогруппа Q также встречается довольно часто: у селькупов (66-70%), у разных этнографических групп туркмен (до 73%). Считается, что эта же гаплогруппа была широко распространена у гуннов. Однако только у кетов и у индейцев Южной Америки доминирует субклада Q1a.
В то же время доминирующей мт-ДНК (женской) гаплогруппой у кетов является U4. Она же представлена у народов ряда культур от мезолита до бронзового века в Восточной Европе: Веретье, хвалынской, днепро-донецкой, ямной, катакомбной. Многие исследователи считают, что среди носителей двух последних культур находились языковые предки индоевропейцев.
Таким образом, сравнительно-генетические исследования отчасти подтвердили старую гипотезу Нансена об участии европеоидного субстрата в сложении кетов. Получается, что преобладающая женская гаплогруппа этого народа имеет, вероятно, европейское происхождение (даже индоевропейское, если говорить о генетических связях с народами определённых лингвистических семей). В то же время отдалённые генетические предки кетов «по мужской линии» не только участвовали в первом «открытии Америки», но, по-видимому, преобладали в том миграционном потоке, который первый перебрался по Берингии, когда та ещё была сушей, из Азии в Новый Свет.

Последний из народа югов

Самым близкородственным к кетам народом являются юги. Он исчезает буквально на наших глазах. До революции югов отличали от кетов, называя «сымскими остяками». После революции югов в переписях стали учитывать как кетов, их язык классифицировали как диалект кетского, отдельной письменности для него так и не было никогда разработано.
В 2002 году юги были впервые учтены как отдельный народ при переписи населения. Тогда югами записалось 134 человека. Но ещё в 1980-е годы полевые исследования выявили, что носителей югского языка осталось в живых только два человека. Перепись 2010 года зафиксировала последнего человека, владевшего югским языком.
Таким образом, в настоящее время кетский язык остался, очевидно, последним живым языком енисейской семьи или енисейской группы в семье палеоазиатских языков.

В своих поисках ариев я нашла вот эу информацию.

"На берегах Енисея, в дремучих таежных дебрях, живет удивительный народ — кеты .

Их всего-навсего тысяча человек, а кетский язык знают и того меньше — несколько сотен. Представители этого маленького народа совершенно не похожи на своих соседей — селькупов, хантоа, якутов — скуластых, желтокожих, с раскосыми глазами, словом, принадлежащих, к «монголоидному» типу. У кетов светлые, почти белые волосы, орлиный нос, голубые глаза, отчасти они напоминают европейцев, отчасти — американских индейцев."

"Откуда пришел этот народ на берега Енисея? Почему он говорит на языке, совершенно не похожем на язык их соседей, да и вообще не имеющем родства ни с одним языком мира? Кто предки этого народа?

На эти вопросы у науки нет ответов. Одни ученые считают, что предками кетов были североамериканские индейцы; другие думают, что кеты — последние представители палеоазиатцев, древнейших обитателей Северо-Восточной Азии, вытесненных затем монголоидными племенами; а третьи предполагают, что кеты — последние потомки создателей древнейшей цивилизации Индостана. Ведь названия многих гор и рек на Алтае, в Тибете, Южном Енисее очень похожи на кетские слова. Но убедительных доказательств нет ни у одной точки зрения.
До Октябрьской революции уровень жизни и культура кетов, или, как их называли русские купцы, «енисейских остяков», были как у самых примитивных племен на земле — австралийцев, бушменов, индейцев Амазонки. По представлениям кетов, весь мир делится на «верх» и «низ» Енисея, его «каменную» и «войлочную» стороны. На севере, в устье Енисея, к которому, кстати сказать, не могло быть применено кетское слово «сесь» — «река»,— он был особым объектом,— так вот, в устье Енисея небо сходилось с Землей и там обитал злой дух Хосядэм, подобие нашей сказочной бабы-яги. На юге, у истоков Енисея, небо тоже сходилось с Землей, и там обитала «мать жизни», Томэм. Кеты не знали о том, что есть множество таких же рек, как Енисей, что вокруг раскинулся бескрайний мир, что за тайгой лежит огромная страна Россия. Само слово «кет» означает «человек». Остальные же принадлежат к «нелюдям», злым духам и всякой нечисти, наподобие леших, ведьм, болотных чертей.
Сохранилась от старых времен и одна удивительная игра, очень похожая на наши шашки. Но борьбу ведут не «белые» и «черные», а фигурки женщин и мужчин. Почти точно такие же шашки были найдены за тысячи километров от Енисея,— при раскопках таинственного города древней Индии Мохенджо-Даро. Что это? Случайное совпадение? Или же правы те ученые, которые утверждают, что кеты — последние остатки создателей культуры Мохенджо-Даро, которые в течение многих веков вытеснялись с юга на север и прошли путь от жаркой Индии до таежной Сибири? Когда-нибудь наука решит эту загадку. Но кетские шашечные фигурки интересны не только своим родством с шашками древнейшего города Индии. Ведь война «мужчин» и «женщин» — это отражение той борьбы, которая в Незапамятные времена шла между мужчинами и женщинами за право господства в обществе, борьбы матриархата и патриархата!
Мир, созданный всемогущим богом по имени Эсь; медведь — «злой дух» и одновременно «человек», наделенный душой; мифический «Адам» кетов — первый шаман
Альбэ , от которого пошел весь род людской, - все эти наивные и мистические представления кетов безвозвратно ушли в прошлое.
Современные кеты уже живут не в чумах, а в домах. Ежедневно радио сообщает им обо всех событиях, происходящих в мире. Возвращаются в родные места кеты, получившие высшее образование. Уже просто невозможно говорить о них как о племени. И только глубокие старики сохранили в своей памяти старинные предания, понятия и мифы...


Культовый предмет "инь"

А это Дощечка нарты. Кеты.


Описание достаточно стандартно - мировое древо с луной и солнцем, верхний и нижний мир.
Но почему древо виде трезубца?

Их настойчиво изучают ученые, восстанавливая архаическое, древнее понимание мира кетами. И цель этой «реконструкции» — узнать не только о происхождении и истории удивительного народа, но и о самом далеком прошлом всего человечества, о его «детстве», от которого не осталось почти никаких следов. Ведь быт, суеверия, трудовые навыки, мифы кетов Енисея, папуасов Новой Гвинея,- ведов Цейлона, кубу Суматры и других «языческих» народов являются своего рода «живыми ископаемыми». И хотя ни одно из нынешних племен, даже самое дикое, не повторяет в точности первобытное и за каждым из них — целые века и тысячелетия развития культуры, но у них больше, чем где бы то ни было, сохранились пережитки каменного века.

Из книги А.Кондратова "Кто ты, Адам?"

А вот что говорит о кетах Википедия.
" Предки кетов предположительно жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т. н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др.
Язык кетов - изолированный язык, единственный живой представитель енисейской семьи языков. На нём говорят кеты в районе бассейна реки Енисей. Российскими учёными предпринимались попытки установить взаимосвязи между кетским языком и языком бурушаски, а также с сино-тибетскими языками и языками североамериканских индейцев на-дене, чье самоназвание похоже на самоназвание кетов. Часто енисейские языки включают в гипотетическую сино-кавказскую макросемью.
По некоторым данным в I тыс. н. э. они вступили в контакты с тюрко-самодийско-угроязычным населением и в результате миграций оказались на Енисейском Севере. В частности, по реке Кану (правый приток Енисея) были расселены котты, по рекам Усолке и Оне (левобережье низовий Ангары) асаны, на Енисее в районе Красноярска арины, выше их по правобережью Енисея до устья реки Тубы яринцы и байкотовцы. Ниже по Енисею и его притокам Касу, Сыму, Дубчесу, Елогую, Бахте, по низовьям Подкаменной Тунгуски обитали предки современных кетов. Некоторые кетоязычные группы в IX—XIII вв. ушли на север, осев на среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем кеты продвигались на север вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мадуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев. В начале XVII века известны три родовые локальные группы — земшаки в низовьях Подкаменной Тунгуски, богденцы в устье Бахты и инбаки в бассейне Елогуя.

С кетами некоторыми исследователями связывается