Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Какие бывают Будды — воплощения Просветленного. Изображения будды

Пагода Лонг Шон считается самым большим буддийским храмом Нячанга и одной из основных его достопримечательностей. Знаменита она, прежде всего, огромной белоснежной статуей сидящего в цветке лотоса Будды. Высота статуи 14 метров, и, поскольку пагода находится на холме, сидящий Будда виден с любой точки города.

Храм был построен в 1886 году на вершине горы Трай Тху (Trai Thuy) и носил название Данг Лонг. В 1900 году в Нячанге случился сильнейший шторм, а потом оползень. Пагода была разрушена. Ее восстановили и перенесли на холм к подножию горы. Позднее пагода пережила еще несколько реставраций. В истории храма есть и мрачные страницы – 1963 год. В разгар сопротивления антибуддийской политике проамериканского президента Нго Динь Зъема, монахи пагоды совершили массовое самоубийство. В том же году, в память обо всех погибших в этой борьбе, построили статую Будды, в ней – храм.

Центральный вход в пагоду и крышу украшают мозаичные драконы из частиц керамических плиток и стекла. Величественный зал главного святилища отделан в традиционном буддийском стиле – с преобладанием всех оттенков красного и охряного, с обязательной позолотой. Внутри святилища привлекает внимание гигантская восковая свеча. Она не горит, потому что буддисты предпочитают ароматические палочки. Свеча богато украшена орнаментом и красиво вписывается в общий интерьер.

От храма по длинной каменной лестнице можно подняться к статуе Будды. По пути стоит остановиться у скульптуры лежащего Будды – полюбоваться на красивую резьбу из камня. Наверху можно зайти в небольшой храм, вход в него расположен в основании статуи. Главное – оттуда открывается великолепная панорама Нячанга.

Из других интересных достопримечательностей пагоды в первую очередь стоит назвать колокол желаний. Внутри он без язычка. Человек садится под колокол, по которому монах бьет бревном. Считается, что звуковая волна, проходя через человека, уходит в пол и уносит весь негатив, одновременно исполняя загаданное желание.

Храм действующий, поэтому экскурсантам сюда лучше прийти с покрытыми коленями и плечами. А перед входом снять обувь.

Может сидеть или стоять. Правой рукой Будда делает жест варада мудра, если стоит, то держит край монашеского одеяния. Данное изображение демонстрирует альтруистические качества Будды, с ним не связано никаких определённых историй.

Будда в королевском наряде

В этом изображении Будда украшен атрибутами королевской власти (включая корону) и драгоценностями.

У изображения есть несколько вариантов. Во-первых, Будда может стоять, изображая обеими руками делая жест абхайя мудра, или же только правая рука может быть поднят в абхайя мудра, а левая - свободно висеть внизу. Во-вторых, Будда может сидеть в любом из вышеназванных положений. Так или иначе, главной особенностью данного изображения является королевский наряд Будды.

Связанная с изображением история повествует о том, как Будду призвал покровительствовавший ему Король Бимбисара, когда ему угрожал Король Джамбурати из соседнего королевства. Просвещенный находился в бамбуковом лесу и смотрел на вторжение в королевство Бимбисара, а затем явил себя в полных королевских регалиях Королю Джамбурати и продемонстрировал благодетельные силы так, что тот стал его верным учеником и больше никогда не претендовал на территории Короля Бимбисара.

Данный образ в изображении Будды распространился в конце XVI века, когда декоративное и орнаментальное искусство Аюттхайи достигло расцвета. Казалось бы, и религиозная, и художественная ценность образа должны пострадать от чрезмерной красочности наряда. Скорее всего, это было сделано для того, чтобы украсить и смягчить строгое шаблонное телосложение фигуры Будды. Нельзя отрицать изысканность, сложность, красоту замысла и искусность исполнения, однако многочисленные драгоценные камни, украшающие изображение с ног до головы, пожалуй, излишни.

При этом использование королевских регалий, чтобы подчеркнуть божественное происхождение персонажей и усилить впечатление встречаются и в других культурных религиозные традиции, в том числе к католицизме, греческом и русском православии.

В изначальной версии королевские атрибуты исчерпывались короной на голове, однако в итоге покрыли всё тело Будды. Причём наряд бывают изображён в двух вариантах: либо монашеское одеяние, покрытое драгоценностями, либо же полноценный наряд принца. В последней версии выполнены некоторых из самых знаменитых изображений Будды в Таиланде. Среди них, например, так называемый Изумрудный Будда в Ват Пхра Кео в Бангкоке.

Будда ест из котелка для милостыни

Будда только что посвятил в духовный сан сына богача и теперь спокойно ест рис из котелка для милостыни (бат).

Будда ест рисовый пудинг из котелка для милостыни

В левой руке Будды шарик рисового пудинга, а правая рука лежит на котелке. Рис был разделён на сорок девять частей, чтобы его хватило на семь недель.

Будда на Банаспати

Будда стоит на голове Брахмы, а тот, в свою очередь, приклонил колени на спине Банаспати.

В печальных мыслях

Будда стоит, скрестил руки на животе (левая снизу, правая сверху). Под деревом Бодхи Будда занят обдумыванием своих достижений в совершенном знании. Мара искушал его сразу же войти Нирвану, но Будда отказался, желая донести подлинное знание до всего мира.

Взятие савана мертвеца

Будда снял саван с гниющего трупа, отряхнул с него червей, промыл в реке и получил таким образом себе одежду.

Входящий в Нирвану

Будда умер, когда ему было восемьдесят лет, и вошёл в Нирвану.

Дарующий прощение

Будда прощает пришедшего к нему человека, осознавшего неправоту своих поступков. Есть немало вариантов этой позы, среди них, например, Будда стоит, развернув обе ладони наружу, или подняв одну руку (иногда левую, иногда правую) с ладонью, развёрнутой наружу.

Дающий первый закон

Делающий отпечаток ноги

Будду делает отпечаток своей правой ступни. Его символическое значение - движение и распространение Дхармы по всему миру.

Демонстрация чудес семье Сакри

Старейшины семьи Сакри не выразили уважение Будде, когда входили во дворец его отца, и Будда продемонстрировал им свою силу: помимо прочего, он вызвал сильный дождь, который намочил только тех, кто не выказывал ему почтения, а тех, кто относился к нему с уважением, оставил сухими.

Держащий чашу для подаяний

Будда стоит прямо и держит котелок для подаяний двумя руками на уровне живота.

Это поза относится к первому утру в Капилавасту после визита во дворец отца Будды. Родственники Будды были готовы принять в Нигродхараме, но покидая его вечером, ни один из них так и не позвал его на завтрак. А на утро Будда отправился в город, чтобы просить подаяние.

Защищенный Мукалиндой

Огромная змея защищает Будду, капюшон семиголовой кобры поднимается из-за его спины и нависает над головой. Сам Будда, находясь в глубокой медитации, сидит на кольцах змеи, которые служат основанием для изображения. В некоторые случаях Будда может изображаться полностью опутанный кольцами змеи, так, что видна остаётся только голова - к такому изображению привело буквальное понимание художниками истории.

На протяжении 42 дней великий король змей Мукалинда охранял и защищал Будду, погружённого в блаженство и не ведающего, что надвигается ужасная буря. Огромный змей обвил тело Просвещённого семью кольцами, а над головой раскрыл капюшон кобры, чтобы ничто его не помешало. Буря якобы бушевала на протяжении семи дней. Данное изображение было широко распространено в центральном Таиланде, а также пользовалось популярностью среди мастеров Кхмерского и Бирманского иконографического искусства. В Индии напротив - использовалось редко. Таиландские мастера Сукхотайи также предпочитали не обращаться к нему примерно с XIV века. В Таиланде это положение имеет название «Пхра Нак Прок».

Идущий в медитации

Будда шагает, левая лодыжка приподнята, ладони скрещены (левая снизу, правая сверху) на верхней части бёдер. Будда получил исчерпывающее знание и после этого посвятил себя обучению Дхамре страдающих и несчастных людей на всей земле.

Идущий или гуляющий Будда

Будда идёт, слегка приподняв правую ступню над землёй, а левой твёрдо стоя на земле, держа левую руку на уровне груди (даруя просвещение, благословляя всех существ, рассеивая страх), а правая в этом время грациозно и естественно свисает. Тело образует уравновешенную позу, изогнутую в трёх местах - трибханга или S-образную, весьма популярную в индийской скульптуре. Будда собирается произнести проповедь о своём озарении. Фигура находится в динамичном положении, она будто бы замерла в движении, как на видеозаписи, поставленной на паузу. Это символизирует заботу и внимание Будды к каждому действию. Он знает, что больше не переродится.

Изложение великой истины

Обе руки расположены в позиции витарка мудра.

Касание волос

В этой позе Будда поднимает свою правую руку, собираясь вырвать из головы восемь волосинок, чтобы подарить торговцам Тапуссе и Бхалике в качестве реликвий. После просвещения Будда не ел сорок девять дней, а они предложили ему рис, а позже стали его первыми учениками.

Купающийся под дождём

Правой рукой Будда поливает себя дождевой водой.

Во время засухи в Косала, Сравасти народ обратился к Будде за помощью. Увидев страдающий от недостатка воды рис, Будда попросился постирать свои одеяния. По дороге к пруду разверзлись небеса и на землю обрушился ливень, под которым и искупался Будда.

Медитация

Бодхисаттва находится в позе йоги: руки лежат на ступнях, левая ладонь лежит на правой и принимает чашеобразную форму. Глаза смотрят на кончик носа или вовсе прикрыты. Как правило, статую в этой позе выражают блаженное состояние. Это одна из самых популярных поз в Таиланде, там она известна как «острая боль самадхи».

Это позиция изображает важный и героический эпизод, когда Бодхисаттва поклялся не вставать с места до тех пор, пока не достигнет просвещения и не получит высшее знание. Он стремится найти причину страданий и возможность отказа от них и в процессе поиска становится Буддой. Вступив в самый глубокий этап погружения в мысли - дхьяну, состояние полного спокойствия, в котором отсутствуют как боль, так и радость, он достиг полного и окончательного просвещения.

По тайской традиции, Будда в состоянии медитации больше всего подходит людям, родившимся в четверг. Они чаще всего становится судьями, юристами и учителями.

Медитация в алмазной позиции

Будда находится в позиции закрытого лотоса, подошвы его ступней вывернуты наверх, при этом ноги плотно перекрещены, а руки лежат на коленях.

Особой популярностью эта поза пользовалась на севере Таиланда, в ней были выполнены статуи, найденные вокруг Чиангсьен.

Наставление пяти учеников

Будда сидит в позе йоги, расположив руки в положении обучения мудра. Всего есть четыре варианты позиции, которые отличаются использованием рук. Во-первых, Будда может изображаться с левой рукой, лежащей на колене, и с правой, расположенной на уровне груди в положении витарка (большой палиц соединён с указательным, другие пальцы слегка согнуты и направлены вовне). Во-вторых, Будда может быть изображён в дхармачакра мудра («вращающий колесо закона»), в процессе произнесения первой проповеди перед пятью учениками. В-третьих, он может просто сидеть в состоянии медитации. В-четвёртых, может изображаться с поднятой правой рукой, чем привлекает внимание учеников и призывая их приблизиться.

Достигнув просвещения, Будда оставил Бодх Гайя и отправился на поиски пяти аскетов, с которыми он провёл шесть лет. Он поделился с ними новообретённым знанием в Дхаммачакра Паваттана Сутта. Здесь он объяснил им «Средний Путь», Четыре Благородных Истины и доктрину Восмеричного Пути, основу всех форм буддизма. Друг Будды Конданна с радостью принял это знание, а затем убедил четырех других - Ваппу, Бхуддйю, Маханану и Ассаджу.

Обдумывающий старость

Будда находится в отдыхающей позиции (позе открытого лотоса): его руки расположены на коленях ладонями вниз.

В последний год жизни Будда проводил сезон дождей в Велуване, роще на пике Раджагриха Вултурес, принсённой в дар Королём Бимбисара. К тому моменту ему было восемьдесят лет, он был тяжело болен, но героически переносил свою болезнь. Более того, она служила ему темой для проповеди о скоротечности жизни. Он рассказывали про старика Ананда, который сравнивал своё тело с повозкой, которую нужно чинить с помощью ремней и бамбука, и настаивал на неизбежности старости и смерти для всего сущего.

Обучение матери в небесах Таватимса

Объединение четырёх котелков для милостыни

Стражи четырёх направлений явились к Будде и предложили милостыню, каждый в своём котелке. Будда не хотел выказывать никому из них предпочтения, поэтому объединил все четыре котелка в один.

Останавливающий Мару

Бодхисаттва находится в позе йоги, левая рука лежит на колене, правая поднята, будто бы для отражения атак трёх дочерей Мары. У этой позиции есть два разных варианта. Один - сидя, с левой рукой на подоле, а с правой - на уровне груди (как в абхайя мудра), как бы запрещая дочерям Мары соблазнять. Второй - позиция медитации, когда обе руки лежат на коленях.

Также у этого изображениея есть и две разных интерпретации. Первая соответствует отражению Бодхисаттвой атаки дочерей Мары. Вторая отсылает к моменту, когда Бодхисаттва пребывал в блаженстве под деревом Баньян, а сам Мара искушал его сразу войти в Нирвану. Однако Бодхисаттва отказался, сказав, что время для этого ещё не время, потому что люди ещё не получили учение, а праведный образ жизни пока не распространился.

Удерживающий родственников от вражды

Будды стоит, его правая рука находится в положении абхайя мудра, а левая свешивается вниз, при этом слегка касаясь одежды.

Изображение отсылает к эпизоду, когда Будду после трёхмесячного отсутствия вернулся из небес Таватисма и остановил вражду родственников его отца и матери из-за права собственности на участки реки, которая протекала между их владениями. Родственники договорились и мирно поделили участки и, при посредничестве Будды, прекратили противостояние.

Остановка статуи из сандалового дерева

Будда стоит, правая рука висит вдоль тела, а левая поднята, чтобы остановить своё изображение из сандалового дерева от приближения. Внушительное изображение этой позы находится в парке Пхуттхамонтон в провинции Накхон Патхом. Там этот жест соединён с движением идущего. Ещё одна скульптура из Аюттхайи, древней столицы Сиама, сейчас находится в Бангкоке, в восточном вихарне Ват По.

Эту позицию можно случайно спутать с «Удерживанием родственников от вражды», но это разные позы.

По легенде, пока Будда в течение трёх месяцев пребывал в небесах Таватимса и проповедовал там для своей матери, на вершине горы Меру, что находится в центре вселенной и где обитают тридцать три бога, отвечающие за благосостояние людей, Король Удаяна создал изображение Будды из сандалового дерева и поместил в большом холле в саде Джетавана в Шравасти, на месте, где обычно сидел Будда. Когда же настоящий Будда наконец-то возвратился, статуя чудесным образом ожила и приветствовала его. Однако Будда левой рукой остановил деревянное изображение и приказал ему вернуться на место, дабы служить образцом для будущих статуй, которые будут делать после его смерти.

Отдыхающий или Спящий Будда

Будда лежит на правом боку, его ступни и правая рука лежат параллельно друг другу. Его монашеские одежды традиционно открывают правое плечо, которое в этом изображение, как правило, лежит на подушке. При этом левая рука находится параллельно телу, а левое плечо закрыто.

В индийское традиции эта положение Махапариниббана - окончание жизненного пути Будды и вхождение в нирвану. Однако в Таиланде после Сукхотайского периода его воспринимают иначе. Там такое положение означает, что Будда просто отдыхает. Кроме того, опять же, согласно индийской традиции, изображение фигуры в лежачем положении должно быть таким же, как и в стоячем, только горизонтальное. Этим объясняется наличие «летающей полы» у монашеской робы, что создаёт «неземное» впечатление.

Открывающий мир. Соединяющий три мира: Небеса, Землю и Ад

Спустившись с небес Таватимса, Будда сотворил чудо: он объединил три мира - Небеса, Ад и Земли, и обитатели каждого из них смогли видеть друг друга.

Отстранение Ваккали

Левая рука Будда лежит на коленях, а правой он совершает жест отстранения.

Брамин Ваккали впечатлился внешним видом Будды, однако Будда сказал ему, что не внешности и физическому состоянию не следует уделять внимания, ибо рано или поздно они померкнут и придут в упадок, вместо этого должно следовать дхарме.

Первая проповедь

Будда явился в Парк Оленей в Исипатана около Бенареса, где прочитал свою первую проповедь Пяти ученикам.

Повелевающий водами или Останавливающий Океан

Будда стоит, обе ладони подняты, будто он пытается что-то оттолкнуть. Поза похожа на «Возвращение из небес Таватимса» с двойным витарка мудра, но путать их не следует.

В Таиланде эта поза называется «Останавливающий Океан или Предотвращение Поднятия Вод», но при этом происходит она от наводнения в Сахарам, который находится на берегу реки в Индии.

Будда явился в лагерь Казуара, где находилось около тысячи огнепоклонников и попросился на ночлег. Его поселили в ветхом домике на берегу реки, который часто затапливало. Чтобы предотвратить это, Будда заставил воды утихнуть и так показал Казуару и его сторонникам истинный путь.

Подчиняющий Мару или Призвание Земли как свидетеля

Будда сидит в позе йоги, держит левую руку на своей ступне, ладонь повёрнута кверху. Правая рука расположена на колене и показывает на землю, иногда слегка её касаясь.

Это поза, также известная под названием «Призвание Земли как свидетеля», наиболее популярна в Таиланде. Мара со своей ордой искушал Бодхисаттву: демоны сулили ему власть, богатство и плотские утехи. Однако Будда презрением отверг их все и продолжил размышления. Это отторжение Мары символизирует победу над собой.

Показывающий на труп

Будда на три дня задержал кремацию трупа, он хотел, чтобы люди смотрели на него и раздумывали о скоротечности жизни и временности их пребывания в этом мире.

Получающий воду

По дорогу в Капилавасту Будду одолела болезнь. Он обратился к Ананде с просьбой принести немного воды из ближайшей реки. Однако в тот день через реку уже переехало множество телег, так что вода была невероятно грязной и едва ли пригодной для питья. Но когда Ананда зачерпнул воду, она оказалась чистой.

Получение связок травы

Как-то вечером после ужина Бодхисаттва получил от брахмана Соттхия восемь связок срезанной травы. На этой траве Будда смог удобно устроиться под деревом Бодхи в Бодх Гая.

Посвящение в духовный сан первого ученика

Упатисса и Колита прошли посвящение в духовный сан, получив при этом высший ранг.

Предсказывающий

Призвание Земли в свидетели или Подавление Мары в хрустальном дворце

Призывающий Дождь

Будда стоит, его правая рука расположена на уровне груди, в положении витарка мудра, и будто бы призывает дождь, а левая ладонь собрана в горсть, будто прося подношение, в неё должна собраться дождевая вода. В некоторых вариантах позиции Будда может сидеть с перекрещенными ногами (положение рук сохраняется). Стиль одежды может быть либо кандагарский, либо северо-западной Индии: монашеское одеяние спадает симметричными волнами. Ступни поставлены естественно, не так формально, как обычно бывает у других тайских статуй того же времени.

Эта поза набрала популярность в Дваравати монского периода. Сидячий варианта был создан по приказу короля Рамы I, с тех пор это изображение использует в процессии пахотного фестиваля в середине мая. Стоячий вариант ввёл Рама V.

Принимающий манго

Будда сидит в положении йоги и держит манго в правой руке, рука лежит на колене.

Когда Будда был в Велуване, некие люди потребовали, дабы он явил им чудо, тем самым доказав своё могущество. Тогда Будда взял плод манго и выжал его в котелок, сок выпил, а косточку посадил в землю, из которое немедленно выросло огромное дерево и тут же начало обильно плодоносить.

Принятие рисового угощения от Суджата

Будда сидит в положении медитации, его ладони открыты и вывернуты наружу. После того, как Бодхисаттва понял, что умерщвление плоти не являются путём к просвящению, он принял еду от Суджата, закончив тем самым свой экстремальный аскетизм. После этого он оставил в Урвеле отшельников, с которым прошёл этот путь, а сам отправился в Бодх Гая.

Принятие чернильного орешка

Маленький чернильный орешек Будда держит в правой руке.

На седьмую неделю после просвещения Будда сидел под деревом Кет. В этот момент Индра предложила ему чернильный орешек.

Приручение дикого слона Налагири

Будда стоит, его права рука находится на уровне талии, ладонь повёрнута вниз. Некий недоброжелатель направил к Будде своего слона Налагири, дабы тот нанёс ему вред. Однако Будда его приручил.

Продевание нитки в иголку

Обе руки Будды находятся перед его грудью, он сосредоточен на продевании нитки в иголочное ушко.

Будда изготавливает одежду из лохмотьев, снятых с мертвеца. Занимаясь этим делом и концентрируясь на пронизывании, он получает озарение, которое приводит его к пониманию последней из Четырех Благородных Истин - Восьмеричного Пути.

Проповедующий Ангулимале

Ангулимала был бандитом и серийным убийцей, который должен был заплатить своему наставнику долг - тысячу пальцев правой руки. Чтобы выплатить этот долг, он убивал невинных отсекал их пальцы и делал из них гирлянду. Но однажды в лесу ему повстречался одинокий Будда. Убийца достал меч и побежал за ним, но несмотря на то, что Будда шёл медленно, Ангулимала никак не мог его догнать. Когда разбойник начал выбиваться из сил, он крикнул Будде, чтобы он остановился, но что тот ответил: «Я уже стою, Ануглимала, и всегда стоял. Поскольку я милосерден ко всему живому, а ты - беспощаден. Поэтому я стою, а ты всё ещё нет». После этого Анлугимала бросил свой меч и получил благословение Будды.

Проповедующий отцу

Будда, проповедующий в последний раз

В последний день жизни Будды Ананда по его приказу пошёл в город, дабы нести его слово народу. Путешественник иной веры по имени Субхадда пришёл к Будде, чтобы задать несколько вопросов. Будда разъяснил ему, что достигнуть просветления вне буддизма невозможно. Субхадда проникся его идеями и даже решил стать монахом. Хотя для последователей других религий, как правило, существует «испытательный срок» перед вступлением в сан, но для Субхадда сделали исключение, и он немедленно стал последним прямым учеником Будды.

Прощание с Весали

Будда стоит, смотрит через правое плечо (иногда - через левое), держит правую руку на животе.

Оправившись после болезни, вызванной заражённой свининой, Будда решает навсегда покинуть Весали. Зная, что больше не вернётся, он смотрит на город в последний раз.

Пускание пустого котелка для милостыни по воде

Съев все сорок девять порций, на которые Бодхисаттва разделил рис, он отпускает опустевший котелок для милостыни плыть по реке Неранджара. В случае если котелок не утонет, а поплывёт против течения, то это знак, что Будда достигнет просвещения. Если котелок поплывёт против течения и не утонет, это будет означать, что просвещение достижимо для Бодхисаттвы.

Путешествие на корабле

Будда располагается сидя, причём в так называемом западном положении, также известном как европейское. У изображения может быть два варианта. В одной руки опираются на колени, в другом правая рука находится на уровне груди, а её ладонь развёрнута наружу.

Достигнув просвещения, Будда собирался посетить отца, однако для этого ему понадобилось пересечь реку.

Разъяснения предзнаменований

Правая рука Будды расположена на колене, ладонь повёрнута. При этом левая рука находится на уровне груди, а ладонь её повёрнута наружу.

Будда сообщал Ананде, что в его силах продлить ему жизнь, если тот попросит. Однако Ананда дважды отверг предложение Будды, так как попал под влияние Мары. Тогда Будда отправил Ананду прочь и сделал ему предсказание, что он неминуемо умрёт и войдёт в Нирвану.

Рассматривание пищи в котелке для милостыни

Спустя восемь дней после становления Бодхисаттвы монахом, местный правитель впервые дал ему пищу.

Решение войти в Нирвану

Будда держит правая руку на груди.

Будда погружён в размышления о собственной старости и близости и неизбежности смерти. Он принимает решение войти в Нирвану в ночь полнолуния, за три месяца до своей смерти.

Решение стать монахом

Несмотря на усиленную охрану, Сиддхарта покидает дворец в Капилавасту верхом, в сопровождении его возничего Чандаки.

Спускающийся с небес

Индра создал три лестницы, соединившие небо и землю. Одну для себя, вторую для Будды, третью для брахманов.

Стоящий Будда

Глаза Будды опущены, сам он стоит, свесив руки вдоль тела.

Эта поза Будды свидетельствует о его полной уверенности в своих действиях.

Уединение в лесу

Будду утомили монахи Косамби, разделившиеся на две группы и утратившие гармонию, и он предпочёл уединение в собственном лесу.

Здесь на него обратил внимание слон Палилайка и предложил Будде напиться воды, в то время как обезьяна принесла ему улей с медовыми сотами.

Указывающий на Мару

Правую руку Будда держит согнутой в локте, её ладонь направлена наружу, а указательный палец показывает вверх. Левая рука свободно висит вдоль тела.

Будда посетил недавно умершего и указал на Мару, осматривающегося в облаках в тщетной надежде поймать дух покойного.

Умерщвление плоти

Худой и истощённый Будда сидит в позе для медитации. Целых шесть лет он практиковал крайний аскетизм и был на грани гибели от истощения. Однако в итоге он осознал, что между крайним аскетизмом и мирским существование есть и «средний путь».

Чудо в Сравасти

Будда сидит в «европейской» манере, будто бы на стуле. Ноги слегка расставлены, правая рука расположена на уровне груди и сложена в положение витарка мудра (большой палец соединён с указательным, остальные слегка согнуты), левая - лежит на колене. При этом ступни Будды опираются на лотос. Кроме того, в некоторых случаях Будда может изображаться в стоячем положении.

Чудо в Сравасти - это проявление могущества перед неверующими, дабы убедить скептиков и представителей всяческих религиозных сект. Будда показал им свой небесный ореол и явил себя самого в возвеличенной форме, что сопровождалось бурями с громом и молниями и землетрясениями. Также Будда сотворил самого себя, сделав Двойное явление.

July 6th, 2012

Есть такие объекты в мире, о которых вроде бы все знаешь, которые неоднократно видишь на фотографиях, но все равно, встречая очередной раз интресное изображение - восхищаешься тем людям, которые это делали.

Давайте еще раз посмотрим и почитаем об этой всемирноизвестной статуи Будды.

В китайской провинции Сычуань близ города Лэшань в толще скалы высечена гигантская скульптура Будды Майтрейи. На протяжении 1000 лет лэшаньская статуя высотой 71 метр удерживала первую позицию в рейтинге самых высоких монументов мира. По мнению древних зодчих, великое должно найти воплощение в гигантских размерах, ведь Майтрею почитают все школы буддизма. Майтрея — это грядущий Учитель человечества. Рано или поздно он появится на Земле, достигнет просветления и будет проповедовать дхарму — путь благочестия. Статуя Будды в Лэшане — одна из самых древних в мире. Она установлена в том месте, где сливаются три реки, встречные воды которых создают опасные водовороты.



Как гласит легенда, монах Хай Тун решил умилостивить стихию, вырубив в скале скульптурный образ верховного божества. Много лет монах странствовал по городам и сёлам, собирая деньги на сооружение статуи, и в 713 году начал строительство. Хай Тун умер, когда изваяние Будды было изготовлено лишь до колен, но он успел достичь своей благородной цели.


Вырубая статую в скале, рабочие выбрасывали каменные осколки в реку, вследствие чего частично засыпали водные потоки. Таким образом, получилось, что Будда укротил бурный нрав реки. По преданию, когда местный властелин потребовал от Хай Туна передать ему пожертвования, собранные на строительство статуи, тот ответил: «Лучше я выколю себе глаза, чем отдам сокровища Будды». Вскоре правитель явился к монаху за деньгами, но он выхватил нож и исполнил клятву, лишив себя глаза. Растерянный вымогатель отступился. После смерти монаха его дело продолжили правители Сычуани, и через 90 лет, в 803 году изваяние Просвётленного было закончено.

Статуя Будды в Лэшане — воплощение мироздания. Гигантский, 70-метровый Будда сидит лицом к водным просторам, положив руки на колени. Его огромная, 15-метровая голова высится вровень со скалой, а стопы упираются в реку. Уши Будды (каждое — по 7 метров) вырезаны из дерева и искусно присоединены к каменному лицу. Просветлённый «одет» в каменную тунику, складки которой отводят дождевые воды, препятствуя растрескиванию горной породы.

В стенах, окружающих статую, высечены каменные изображения 90 бодхисаттв — духовных наставников людей. В изголовье великана установлена пагода и разбит храмовый комплекс с парком. На фоне монумента зрители кажутся крошечными насекомыми.


Поток туристов, словно пчелиный рой, окружает со всех сторон голову Будды и каскадом спускается вниз по скале к его стопам. На любом из пальцев ног гиганта (длина пальца — 1,6 м) может усесться небольшая группа туристов. Каждый зритель пытается найти самую удобную точку для обзора, но вынужден осматривать изваяние лишь в боковом ракурсе. С вершины скалы виден беспристрастный лик Просветлённого, тогда как его ноги и тело скрываются под уступом. Внизу всю панораму занимают колени Будды, над которыми где-то в вышине проглядывает гигантское лицо.


Изваяние не создано для созерцания: в буддизме всё мироздание есть не что иное, как тело Будды (Буддха-кайя) или тело Истины (дхарма-кайя), и оно непостижимо с помощью чувств или ума. Но именно дхарма-кайя связывает человека с истинно сущим, позволяя ему достичь чистейшего и высочайшего состояния «надмирного» бытия. Как говорили в Китае: «Мы обретаем Совершенное Просветление, когда сердце сливается с основанием каменного монумента». Интересно, что в эпоху средневековья тело Будды было скрыто под 13-ярусным храмом-теремом, но эта постройка сгорела во время пожара.

Большой Будда впечатляет не только своими размерами, но и своей выразительностью: облик гиганта буквально дышит благородством, величием и добротой.


Будда Майтрея в Лэшане — усмиритель водной стихии.

Внутри скульптурного произведения искусно проведена водоотводная конструкция, которую со стороны практически невозможно заметить. Гроты и канавки, спрятанные в складках одежды, на руках, голове, груди Будды, выполняют функции водоотводов и защищают скульптуру от выветривания и разрушения.


Наверху, на самой горе, в изголовье Будды находится пагода душ высотой в 38 метров, а также храмовый комплекс и парк. На стенах вокруг гиганта выдолблены изображения Бодхисаттв (их более 90) и многочисленные изображения Будды.


Майтрея считается грядущим воплощением Великого Учителя человечества, и его почитают все буддийские школы, веря, что однажды он появится на Земле, обязательно достигнет просветления и станет проповедовать людям путь благочестия - дхарму.


Статуя Будды в Лэшане установлена в месте слияния трех рек. Когда-то их стремительные потоки, встречаясь, вили бурные и опасные водовороты. По легенде, буддийский монах Хай Тун, видя это, решил усмирить стихию, изваяв гигантскую скульптуру Учителя в прилегающем горном ущелье.

Сейчас, приехав в Лэшань, любой турист может полюбоваться впечатляющим изваянием. Лицо Будды Майтрейи обращено к реке, гигантские руки сложены на коленях; его 15-метровая голова достигает вершины скалы, а огромные ноги (длина пальцев около 1,6 м) почти упираются в реку. Вырезанные из прочного дерева 7-метровые уши Учителя искусно подогнаны к каменному лицу. Будда одет в тунику, по тщательно вырезанным каменным складкам которой во время дождя стекает вода, препятствуя разрушению скальной породы.

В изголовье колоссального монумента выстроен храмовый комплекс с небольшим парком, а в окружающих статую скалах высечены изваяния 90 бодхисатв - духовных наставников человечества.

В эпоху Средневековья скульптура Будды была скрыта под выстроенным над нею 13-ярусным храмом, но эта постройка была уничтожена пожаром, и теперь, как и прежде, скалы являются единственными стенами для гигантского изваяния.

Что интересно, полностью охватить взглядом статую Будды в Лэшане почти невозможно: сверху открыт беспристрастный лик, но ноги скрываются под горным выступом, а снизу ноги можно рассмотреть превосходно, зато лицо статуи почти полностью закрывают огромные колени. Самый лучший ракурс - сбоку, но и он не позволяет в подробностях разглядеть весь монумент.

Такая особенность придана скульптуре совсем не случайно. Она прекрасно согласуется с буддийской доктриной мироздания, согласно которой весь мир - это тело Будды (Буддха-кайя) или же тело Закона (Дхарма-кайя), которое с точки зрения чувств и ума является непостижимым. Поэтому статуя Будды в Китае не предназначена для разглядывания. Будучи материальным воплощением Дхарма-кайи, она связывает людей с истинно сущим, позволяя им достичь особого состояния чистейшего надмирного бытия, что, как считают буддисты, является подлинной целью жизни каждого человека. По этому поводу китайцы говорят следующее: «Мы обретаем Совершенное Просветление в тот момент, когда наше сердце сливается с основанием каменного изваяния».


И уж можно точно быть уверенным, что в этой статуе отсутствуют

Одна из древних столиц государства. В нем практически нет достопримечательностей, интерес представляет только статуя сидящего Будды и большое красивое озеро, на берегах которого и стоит сам город.


Сидящий Будда в Курунегале

Как в старинной сказке, город Курунегала окружен семью горами. Самая восточная из них — каменная скала, очень высокая, не меньше 150 метров. Венчает её огромная белоснежная статуя сидящего Будды . Он сидит в позе лотоса, медитируя. Лицом статуя повернута на юг. Это современная скульптура. Высота этого сидящего Будды составляет 88 футов, это почти 30 метров, а весит скульптура около 550 тонн. Скала, на которой стоит статуя, похожа на согнутую спину слона. Именно поэтому скала так и называется — Слоновья. Подходящим к нему паломникам статую видно уже за несколько километров. А еще её в городе видно отовсюду. По верованиям буддистов, Будда, сидящий над городом, охраняет его и всех горожан. Каждый, входящий в город, непременно пройдет мимо нее. И не удивительно, что он является негласным символом Курунегалы. Не смотря на то, что это место паломничества для буддийских монахов, здесь также можно встретить много групп туристов. Со Слоновьей скалы можно долго любоваться окрестностями. Поднимитесь повыше, и Вы выйдете на просторную смотровую площадку. С нее открывается чудесная панорама на долину и на город.

Статуя Сидящего Будды в Курунегале — фото

На вершину холма можно подняться по каменным ступенькам. Они вырублены из скалистых пород и довольно замшелые. Эти ступеньки неглубокие и довольно крутые, так что подъем по ним может представлять определенные трудности. Для подстраховки есть перила. Общая же длина подъема по этим извилистым дорогам составляет около двух километров. Но даже такой крутой и трудный подъем не мешает верующим, паломникам и монахам пройти этот путь. Попробовать свои силы могут и обычные туристы. Немного поднять Вам настроение во время трудного подъема помогут вездесущие обезьяны. Они в этой местности обитают повсюду. Кому не хочется идти пешком, можно проехать по асфальтированной дороге на автомобиле. Только к самому Будде уже возле самой вершины надо будет все же пройти пешком, а транспорт оставить на стоянке. Всю красоту и необычность города Вы сможете ощутить, только поднявшись на вершину холма. Только там она становится понятна. И точно так же становится ясным, что статуя сидящего Будды установлена на самой высокой точке города. Возле него ощущается покой и умиротворение.

Как добраться до статуи сидящего Будды в Курунегале

Город Курунегала находится почти в 120 километрах от столицы Шри-Ланки — (это если ехать на северо-восток), и всего в 40 километрах от . От этих городов ходят автобусы, можно заказать и такси. Из центра самой Курунегалы к статуе можно подъехать на тук-туке. О стоимости надо договориться с водителем заранее. Посещение статуи сидящего Будды абсолютно бесплатное.

Сидящий Будда в Курунегале на карте

БУДДА И ЕГО УЧЕНИЕ

Клан Шакия жил в предгорьях Гималаев, в районе Северной Индии (Южный Непал). У правителя клана Шутходана Гаутамы и королевы Махаман не было детей. И вот однажды королеве приснился странный сон. Четыре ангела, появившиеся с 4-х сторон света, подхватили ее и перенесли к горному озеру на вершине Гималаев. Здесь ее искупали и нарядили в небесные одежды. Внезапно возникший маленький белый слоненок с цветком белого лотоса, потрубил, обошел вокруг три раза и вошел в нее с правой стороны. После этого королева забеременела. Король и подданные с нетерпением ожидали рождение наследника. По древнему обычаю королева отправилась рожать в родительский дом, а по дороге присела отдохнуть в прекрасном цветущем саду Лумбини. Она протянула правую руку, чтобы сорвать ветку, и в это момент родился принц. Это случилось в полнолуние 8 апреля 623 г до нашей эры. Принца назвали Сидхартха Гаутама (Сидхартха-исполнение желаний). Радость короля была безгранична, но вскоре радость сменилась печалью: на седьмой день королева умерла. Ее младшая сестра Махапраджапати стала приемной матерью и воспитала принца с любовью и заботой. Отшельник Асита, живший в горах недалеко от столицы, заметив сияние, исходившее из дворца, воспринял это как хорошее знамение, пришел во дворец и был представлен ребенку. Посмотрев на принца, он предсказал: "Если принц останется во дворце, он станет великим правителем и завоюет весь мир. Но, если он предпочтет жизнь религиозную, станет Буддой, спасителем мира". Счастливый отец был польщен таким пророчеством, но позже стал беспокоиться о вероятности выбора второго пути. В возрасте 7 лет принц начал изучать гражданские и военные науки, но его мысли занимали совсем другие вещи. Одним весенним утром он выехал с отцом на прогулку. Вместе они наблюдали, как фермер вспахивал поле, и в это время птица присела на борозду и склевала червяка, которого плуг крестьянина вывернул наружу. Принц присел под деревом и прошептал: "О боже! Неужели все живые существа убивают друг друга?". Ребенок, рано потерявший мать, был глубоко потрясен трагедией этих маленьких существ. Душевная рана увеличивалась с каждым днем. Вспоминая пророчество старика, корольстарался любовью и заботой направить мысли сына в другое русло. В возрасте 19 лет принц женился на принцессе Яшодаре, двоюродной сестре, и в течение последующих 10 лет жизнь протекала в увеселенных забавах. И хотя принц имел все, чтобы быть счастливым, печали мира, окружавшие его, переполняли его чувствительную душу. Мысли принца всегда возвращались к проблеме страдания, когда он пытался понять смысл человеческой жизни. "Великолепие дворца, здоровое тело, юность - какое все это имеет значение? Однажды мы все заболеем, постареем и не избежим смерти, перед которой все равны. Должен существовать выход. Так же как теплу противопоставлен холод, а свету темнота, так и счастье должно противостоять печали".

Будда не был богом или пророком, а был обычным человеком: рожден как человек, жил как человек и как человек умер. Что открыл Будда? Главный принцип реальности - все, что имеет начало, имеет и конец, и страдания не исключение. Главная мысль его учения - отсутствие постоянства в мире времени и прстранства. Жизнь, говорил Будда, состоит из двух составных: физического тела и разума. Тело кажется нам нашим собственным, и в то же время мы не можем им полностью управлять. Оно подвержено болезням, старости и, наконец, смерти. Разум еще более непостоянен, чем тело. Мысли человека, его характер и стремления постоянно меняются, иначе нет прогресса и развития. Таким образом, жизнь, комбинация тела и разума, продолжается до тех пор, пока существуют желания и амбиции, что порождает страдания. Причина страданий - эгоизм, вера в свое исключительное "я". Эгоизм, в свою очередь, питает жажду жизни в широком смысле этого слова (жажду удовольствий, жаду власти, жажду богатства, жажду господства...), ввергая нас в бездну самсары, бесконечный цикл перерожлений. Причиной перерождений является карма - закон зависимости, закон причины и следствия. Карма, итог желаний, мыслей, поступков прошлых жизней и настоящей, создает новую жизнь. Новое тело и разум - результат прежних тел и разумов. Наша будущая жизнь это продукт тех карм плюс кармы настоящей. До нас и после нас бесконечная вереница жизней прошедших, настоящих и будущих до тех пор, пока мы не положим им конец. Остановить процесс существования можно лишь уничтожением кармы, с исчезновением котрой исчезнут и причины, необходимые для перерождений. Отсюда следует из замкнутого круга самсары в Нирвану. Нирвана это не рай, это иной мир более высокого уровня развития. Учение Будды суммировано в то, что называется Четыре правды: - рождение, жизнь, болезнь и смерть. Страдания: - страдания возникают из-за эгоистических желаний, амбиций. Избавиться от желаний - уйти от страданий. Пути избавления от страданий. Избавиться от страданий можно с помощью:
-правильного понимания;
-правильного намерения;
-правильной речи;
-правильного поведения;
-правильного образа жизни;
-правильного стремления;
-правильной заботы;
-правильного мышления.

Процесс этот эволюционный, проходящий многие этапы духовного развития. Учение Будды невозможно объяснить только посредством притч. Будда говорил, что врата успеха открыты для всех, богатых и бедных, святых и преступников, часто сравнивая человека, стремящегося к совершенству, с цветком лотоса. "Цветок белого лотоса рождается под грязной мутной водой пруда. Достигнув поверхности, бутон вырастает над водой и, рассцветая, приносит радость всем кто его видит. Так и человек, рожденный при неблагоприятных обстоятельствах, в плохом окружении, без условий для социального и духовного развития, может достич зрелости и совершенства". Следуя учению Будды, заповедям (не убей, не укради, не лги, не пей, не прелюбодействуй), совершая правильные поступки, человек поднимается выше и выше по лестнице духовного развития. Будда предостерегает тех, кто решил следовать его примеру, избегать самоистязаний и самопотаканий. Потакание слабостям низко, самоистязание сумашедствие, обе крайности бесполезны. Существует Средний Путь, который помогает заглянуть в самого себя. Награда - знание, спокойствие, уравновешенность, идеальный мир. Будда не претендовал на роль первооткрывателя и не утверждал, что его путь единственно правильный. Каждый, кто захочет и приложит усилия, откроет свой путь и прийдет к совершенству, потому что итог жизни всегда один и тот же - Нирвана. Буддизм - Закон Освобождения - не религия в общепринятом смысле этого слова, так как учение не сконцентрировано на боге. Будда не верил во всемогущего и всевидящего властелина, контролирующего человеческую судьбу, награждающего или карающего. Учение признает безграничные скрытые возможности самого человека и объясняет, что Ваше спасение в Ваших руках. В буддизме нет молитв о спасении и заступничестве. Молитвы приобретают характер частных эгоистических сделок с богом для осуществления земных амбиций. Вместо молитв буддизм предлагает медитацию. Медитация это не молчаливое созерцание, а активная тренировка ума, ведущая к самсовершенствованию и самоконтролю. Буддизм предоставляет совершенную свободу мысли, не требуя слепой веры, вера заменена уверенностью, основанной на знании и путем анализа, благодаря чему буддизм часто называют Вибхаджавада - Религия Аналитического Знания. Будда представляет собой бессмертный идеал человечества - Человека Совершенного. Его образ в храме создает чувство присутствия самого учителя, что в свою очердь вдохновляет верующих следовать его примеру. Буддисты не молятся Будде, а посредством цветов и благовоний отдают дань уважения учителю и его учению. Реликвии также не являются необходимостью, но они помогают, но они помогают концентрировать внимание верующих на учении. Сам Будда не поощрял поклонения себе, говоря: "Тот отдает мне дань уважения, кто претворяет в жизнь мое учение. Кто видит и понимает учение, то видит и понимает меня". Буддизм можно без сомнения сравнивать с наукой, хотя их нужно рассматривать как параллельные учения. Наука имеет дело с материей, а буддизм с моральным и духовным развитием (различен предмет изучения). Буддизм нельзя также назвать чистой философией, так как философия имеет дело со знанием и не касаетсч практики, в то время как буддизм связан с реализацией знаний на практике.

ПОЗЫ БУДДЫ

Первоначально Будда изображался только в "позе лотоса". Этот образ был навеян видением Будды, восседающего на троне победы под деревом знаний в период прозрения. Колоссальная скульптура этого типа находится в Гал Вихара в (XII век). Но самая древняя скульптура, Самадхи Будда (Будда в глубокой медитации), относится к III веку до нашей эры и хранится в музее . Со временем значение учения Будды возросло, и появились статуи Будды в позах стоя и лежа, все колоссальных размеров. Одна из ранних статуй стоящего 13 метрового Будды, Аукана Будда, найдена в 51 км. от Анурадхапуры и датируется V веком нашей эры. В Гал Вихара в Полоннаруве есть вариация этого типа статуй (руки скрещены на груди, тело расслаблено) - очень распространенная поза Будды в Индии. Целью скульптора древности являлось стремление умолить божественную натуру Будды и подчеркнуть его человечность. Различаются два типа лежащего Будды: - Будда, у которого большие пальцы ног соединены вместе, считается отдыхающим (исходя из древних буддийских коммениарий, эта поза называется "позой льва": голова льва отдыхает на правой лапе); - Будда, пальцы ног которого слегка врозь, в процессе входа в Нирвану.

ЖЕСТЫ РУК

Дэана мудра: одна ладонь лежит в другой, ладони согнуты и естественно отдыхают на коленях ("поза лотоса"). Абхая мудра (жест протекции): правая рука поднята от локтя, ладонь открыта, а пальцы ладони соединены вместе. Витарка мудра (жест учения рассуждения): указательный палец правой руки, поднятой от локтя, соединен с большим пальцем в кольце. Бумиспарша мудра: пальцы правой руки достают до пола, призывая в свидетели землю-мать. Дармачакра в переводе с санскрита Dharmasakra означает "колесо учения" (в учении течения Махаяна). Восемь спиц колеса символизтрует Восемь Путей, с помощью которых человечество прийдет к спасению: правильное понимание, правильная речь, правильное поведение, праильный образ жизни, правильное стремление, правильное мышление, правильная забота, правильная медитация. Течение Теравада трактует слово как "колесо жизни", символизирующее восемь состояний жизни: радость-горе, богатство-бедность, слава-забвение (унижение), прибыль-убыток. Но как бы то ни было, дармачакра, как и вращающееся колесо телеги, означает бесконечное движение вперед. Задолго до появления статуй и реликвий Будды дармачакра служила предметом поклонения, а теперь является символом Буддизма.

РЕЛИКВИИ

Согласно буддийскому канону, описывающему жизнь и последние дни Будды, после кремации Будды фрагменты его физических останков, которые теперь называются реликвиями, были разделены на восемь частей и распределены между соседними государствами, принявшими к тому времени Буддизм. Каждая реликвия была замурована в ступе, в девятой ступе замурована урна, в десятой пепел. Согласно традиции существует 3 вида реликвий: - шаририка (физические): волос, кость, зуб; - парибогика (утилитарные): предметы, которыми Будда пользовался при жизни, как, например, нищенская чаша Будды; - уддешика (мемориальные): статуи, ступы. Физические реликвии занимают самое важное место, так как являются фрагментами физических останков тела Будды, что помогает представить Будду в плоти.

Ступа или дагоба - архитектурное нововведение, импортированное из северной Индии, обычно заключает в себе реликвии Будды или другие святыни раннего буддизма, которым поклоняются даже сегодня и изначально представляла собой простую насыпь земли со всавленной в середину деревянной мачтой. Время от времени правящие монархи вносили свои усовершенствования и в процессе времени ступы раннего периода не сохранились в своем первозданном виде. Зонтик на мачте, древний восточный символ королевской власти, и платформа, поддерживающая зонтик, были добавлены позже. Кольцо из камня вокруг основания ступы не позволяло земле осыпаться. Согласно хроникам, слоны, обутые в кожаные ботинки, утрамбововали землю. Познее к верхней части зонтика добавили шпиль. Со II века до нашей эры начали строить ступы из кирпича на фундаменте. Внутри каждой ступы находится комната, украшенная живописью и скульптурами. В комнате замурованы реликвии - предметы, принадлежащие Бкдде, или фрагменты его физических останков. Впоследствии ступы стали строить на платформах (иногда 3-х ярусных) с входом с 4-х сторон света. Ступеньки начинались ванночками с водой для омовения ног верующих. Вокруг ступы напротив каждого входа цветочные алтари.

ЛУННЫЙ КАМЕНЬ

Уникальной особенностью буддийских храмов Шри-Ланки является "лунный камень", высеченный из камня полукруг в виде половинки луны, украшающий вход в храм. Несколько концентрических панелей изображают животных, птиц и растения. Но "лунный камень" создан не для того, чтобы радовать глаз, а содержит в себе сущность самого Буддизма. Каждый шаг имеет свое значение: - стилизованные языки пламени (в виде цветочных лепестков) на наружном полукруге камня означают состояние мира, разрушение и мученическую смерть, от которых человек ищет спасение, входя в храм; - животные (слоны, лошади, буйволы, львы) отображают животный инстинкт человека, который он пытается скрыть, входя в храм; - лебедь, занимающий особое место в восточной мифологии, всегда присутствует на "лунном камне". Говорят, что если смешать молоко с водой, лебедь выпьет только молоко, оставив воду. Так и Вы сможете выделить чистоту и правду учения Будды из трясины других доктрин; - ползучие растения символизируют поиск правды через страдания (циклы рождений и смерти); - заключительная панель всегда полураскрытый цветок лотоса, символ чистоты и совершенства, означает скоротечность жизни; тот, кто продолжает поиск, всегда приходит к прозрению.

В окружении, в котором вырос Будда, лотос рос в изобилии в прудах и озерах и использовался как декоративный элемент в религиозных церемониях. Сидячая поза Будды со скрещенными ногами (Будда в медитации) в живописи и скульптуре называется падмасана, "поза лотоса". Постамент, на котором Будда сидит или стоит, изображает распустившийся цветок лотоса - символ чистоты и совершенства. Стилизованный лотос занимает главное место в росписях потолков и стен храмов. Часто в своих притчах Будда обращался к лотосу для сравнения.

ПРИХОД БУДДИЗМА НА ШРИ-ЛАНКУ

Буддизм, возможно, достиг Шри-Ланки раньше, но формально завезен в III веке до нашей эры. В 247 г индийский император Асока послал первых буддийских миссионеров, среди которых находился его сын Махинда, к ланкийскому королю. Правящий монарх Анурадхапуры Деванампиятисса преследовал оленя в лесу Михинтале, когда услышал, как кто то позвал его: "Тисса!" На мгновение король расстерялся: кто решился назвать его по имени. Оглядевшись, он увидел фигуру в шафранной робе с шестью компаньонами на вершине горы. Нищенствующий монах был некто иной, как Арахат Махинда (Святой Махинда). Миссионеры привезли с собой учение Будды. Махинда был мудрым учителем и решил проверить интеллигентность короля, загадав ему загадку: - Король, как называется это дерево? - Это дерево Манго. - А есть ли здесь другие деревья кроме этого манго? - Да, другие деревья манго. - А есть ли здесь деревья кроме этого манго и других манго? - Здесь много деревьев, которые не манго. - А есть ли здесь другие деревья кроме манго и деревьев не манго? - Это манго. Удовлетворенный ответами Тиссы, монах поведал ему учение Будды. Послушав проповедь, король признал мудрость учения и пригласил Махинду в Анурадхапуру, где Арахат обратил в Буддизм 7000 человек за 7 дней. Когда Махинда сказал королю: " У нас нет ничего, чему можно поклоняться", Тисса послал к императору Асоке за реликвиями. Монах Сумана отправился в Индию и принес кость ключицы Будды, его чашу для поданий и саженец дерева-БО с великой помпой и построил первую на Шри-Ланке ступу Тупарама, куда была заключена кость ключицы Будды. В Михинтале, где была прочитана первая проповедь, Тисса построил первый монастырь для Махинды и его сподвижников, где Махинда прожил 48 лет, вплоть до своей смерти. Вообще, время прибытия Виджая (основоположника сингальской нации) на остров Тамбапани, совпавшее с моментом смерти Будды, говорят, оказало огромное влияние на историческую роль Шри-Ланки, как покровителя веры. Сингалы считают, что на них возложена важная миссия: сохранить и распространить буддизм. Поэтому все правители острова строили много монументов религиозного характера. Впечатляющие размеры ступ Анурадхапуры и Полоннарувы демонстрируют огромное влияние веры на государство и его правителей. Два очень важных события произошли в древней Шри-Ланке, повлиявшие на манеру богослужения и будизм в целом. Первое событие это саженец дерева-БО, посаженный в королевском саду в Анурадхапуре, - один из самых святых объектов поклонения для миллионов буддистов. Так как первоначального дерева в Непале более существует, то это самое старое, исторически документированное дерево на земле, которому XXIII века - Шри Маха Бодхи.

СВЯТЫЕ МЕСТА

Значительная часть жителей острова практикует буддизм, главную религию государства с 247 г до нашей эры. За многовековую историю страны распри на религиозной почве никогда не возникали. Дух терпимости и сострадания, основные принципы буддизма, преобладают и в наши дни. В многорелигиозном обществе, таком как Шри-Ланка, люди всех религий имеют святые места. У буддистов их 16, которые, как считают, посетил сам Гаутама Будда. Согласно хроникам Махавамса (Великие Хроники Сингалов), через 9 месяцев после прозрения, в полнолуние Phusa (согласно древнему индийскому лунному календарю десятый месяц года) Будда прибыл на остров, чтобы распространить свое учение. Еще при жизни он знал, что Шри-Ланка это место, где его доктрина будет сиять в лучах славы. По легенде Будда посетил остров 3 раза, чтобы учить, проповедовать, улаживать споры в 16 местах. Эти места известны не только среди паломников Шри-Ланки, но и среди верующих всего буддийского мира. Махиянгама, между Канди и Бадулла - первое место, которое посетил Будда. Здесь он подарил свой волос старейшине местности, почитаемого теперь как бог Саман. Реликвию поместили в ларец из сапфира и заключили в ступу. Ступа была перевтроена последующими правителями острова. Келания - храм на западном побережье острова немного севернее Коломбо. На восьмом году после прозрения Будда посетил это место. Считают, что золотое кресло, украшенное драгоценными камнями, на котором сидел Будда, читая проповедь, замуровано в ступе. В полнолуние декабря (месяс Дуруту) в честь этого события здесь проходит религиозное шествие с выносом святых реликвий на всеобее обозрение. Нагадипа - небольшой островок около полуострова Джафна, где в давние времена жили племена нага. Будда прибыл сюда, чтобы разрешить спор между двумя правителями, возникший из-за трона, украшенного драгоценными камнями. Храм и монастырь были построены на том своем месте.

Тиссамахарама - в бытность свою одна из древних столиц Ланки и бастион сингальских королей. Город был известен как Махагама (*великий город*) и являлся вторым по величине и значимости после королевской столици Ануадхапуры Северо-Центральной провинции. Ступа Тиссамахарама, которой не менее 2000 лет, непрерывно реставрировалась и перереставрировалась, вплоть до наших дней. В Катарагме находится святилище лесного бога Сканды Кумарая, сына индуистского бога Шивы. Изначально чисто индуистская часовня теперь считается также и буддийской, по крайней мере, в течение последних XXIII веков, с тех пор как Будда посетил это место. Буддийская часовня построена невдалеке от индуистской часовни, в нескольких километрах от Селла Катарамы, комплекса древних пещер и храмов. Гора Шри Пада или Пик Адама, как португальцы называли гору, священна для буддистов, индуистов, мусульман и христиан. На вершине горы отпечаток ступни (*шри пада*), как считают буддисты, принадлежит Будде. декабря по апрель тысячи верующих взбираются на гору, чтобы прикоснуться губами к священному следу. Другие восемь святых мест находятся в Анурадхапуре. Шри Маха Бодхи - саженец дерева-БО (фикус религиоза), под которым принц Сидхарта Гаутама достиг прозрения и стал Буддой.

Тупарама - первое религиозное сооружение Анурадхапуры и первая ступа, построенная на Шри-Ланке в III веке до нашей эры, где заключена маленькая частица правой ключицы Будды. Настоящая ступа построена в 1862 г на месте разрушенной ступы в VII веке. Руванвели или Махатупа (Великая ступа) - построена на фундаменте из золотого гравия королем Дутугемуну во II веке до нашей эры. Согласно хроникам, был объявлен конкурс на лучший проект и выбран один из пятисот предложенных. Победивший архитектор в ответ на вопрос короля, какую ступу он построит, попросил принести золотой сосуд с водой. Набрав в руки воды, он вылил ее обратно в сосуд, где образовался большой пузырь, и он ответил: "Вот такой я ее и построю". К сожалению после многократных реставраций ступа потеряла свою первоначальную форму. Абхаягирия - 115 м ступа построена королем Гаджабаху (114-136 гг.) во II веке до нашей эры, и по размерам уступала лишь ступе Джетеаванараме. Согласно записям китайского монаха Фа-Хсиена, путешествовавшего по Шри-Ланке в пятом веке нашей эры (411-413 гг.), Будда прибыл на остров и, обладая сверхъестественными способностями, одной ногой ступил в севрной части Анурадхапуры, а другой на вершине горы Шри Пады. Над отпечатком ступни в Анурадхапуре была построена дагоба, украшенная серебром и золотом, а затем и монастырь на 5000 монахов. Ланкарама - небольшая ступа, построенная королем Валагамбаху, какое-то время служила ему убежищем во время акупации Анурадхапуры тамильскими завоевателями. Джетавана - самая высокая ступа в мире, построена королем Махасеной (275-301 гг.) в конце III века н.э. и являлась в то время третьим по величине монументом в мире (120 м), уступая лишь пирамидам Хеопса и Кафрена. Принято считать, что в ступе замурован фрагмент кушака, которым подпоясывался Будда. Каим образом и когда реликвия появилась на Шри-Ланке неизвестно. Мирисавети - первая ступа короля Дутугемуну, построенная в честь победы над тамильским королем Эрала. Легенда гласит, что перед битвой Дутугемуну решил искупаться и перд тем как зайти в воду, воткнул свой скипетр, с заключенной в него реликвией, в песок. Выйдя из воды, король хотел взять скипетр, но не смог. Считая это хорошим знамением, над скипетром была построена ступа, 60 м в высоту. Исурумуния - самый древний монастырский комплекс на Шри-Ланке, основанный королем Деванампиятиссой в III веке донашей эры. Монастырь вырублен в скале. Считают, что здесь совершались ритуалы вызывания дождя. Согласно традиции, каждый верующий должен посетить святые места, в первую очередь в Анурадхапуре, хотя бы раз в жизни.