Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Физиологическая основа мышления. Физиологический механизм мышления

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения дей­ствительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и да­леко выходит за его пределы.

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное мышление . В ходе исторического разви­тия люди решали встающие перед ними задачи сначала в плане практической деятельности, лишь затем из нее выделилась деятельность теоретическая. Например, сначала наш далекий предок научился практически (шагами и т. д.) измерять земельные участки, и только потом на основе знаний, складывающихся в ходе этой практической деятельности, постепенно возникала и развивалась геометрия как особая теоретическая наука.

Наглядно-образное мышление. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т. е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практиче­скими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его пред­мет. Во многих случаях не требуется систематического практи­ческого манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно пред­ставлять этот объект.

Отвлеченное мышление. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей в школьном возрасте развивается - сначала в простейших формах - отвлеченное мышление, т. е. мыш­ление в форме абстрактных понятий.

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление словесно-логическое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышления словесно-логического формируются и функционируют различные виды обобщений.

Психологическая характеристика мышления

Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, носит проблемный характер и возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Следует внести разъяснения в данное определение:

1. Мышление тесно связано с такими процессами как ощущение и восприятия, которые обеспечивает чувственное по­знание. В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувствен­ного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущ­ность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредст­венно. Ни одна закономерность не может быть воспринята не­посредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем за­коны движения планет – в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи ме­жду явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определен­ные сведения и об элементарных частицах материи, и об от­дельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выяв­лении связей и отношений между вещами.

2. Чувственное познание дает человеку знание об отдельных (единичных) предметах или их свойствах, но благодаря мышлению человек способен эти свойства обобщать, поэтому мышление – обобщенное отражение внешнего мира.

3. Мышление как процесс возможен благодаря речи, поскольку мышление – обобщенное отражение действительности, а обобщить можно только с помощью слова, в речи проявляются мысли человека. О мышлении другого человека можно судить по его речи.

4. Мышление тесно связано с практической деятельностью. Практика является источником мышления: «Ничего не может быть в уме, если до этого не было во внешней практической деятельности» (А.Н. Леонтьев). Кроме этого практика является критерием истинности, правильности мышления.



5. Мышление тесно связано с решением той или иной за­дачи, возникшей в процессе познания или практической дея­тельности. Процесс мышления наиболее ярко проявляется, ко­гда возникает проблемная ситуация, которую нужно решить. Проблемная ситуация – это такое обстоятельство, в котором че­ловек встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся знаний. Эта ситуация характеризуется возникнове­нием определенного познавательного барьера, трудностей, ко­торые предстоит преодолеть в результате мышления. В про­блемных ситуациях всегда возникают такие цели, для достиже­ния которых имеющихся средств, способов и знаний оказыва­ется недостаточно.

6. Мышление социально обусловлено, оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества. Мышление есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако мышление человека не существует вне общества, вне языка и накопленных человечеством знаний. Каждый отдельный чело­век становится субъектом мышления, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики. Даже задачи, которые че­ловек ставит перед своим мышлением, порождаются общест­венными условиями, в которых он живет. Таким образом, мыш­ление человека имеет общественную природу (А.Н. Леонтьев).

Физиологическая основа мышления

Физиологической основой мышления является сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полуша­рий головного мозга. Нет единого мнения о значимости и по­рядке взаимодействия всех физиологических структур, обеспе­чивающих процесс мышления. Лобные доли играют значимую роль в мыслительной деятельности как одним из вариантов це­ленаправленной деятельности. Также играют роль те зоны коры полушарий, которые обеспечивают гностические (познаватель­ные) функции мышления и речевые центры, обеспечивающие словесно-логическое мышление. Образное мышление опосреду­ется теми же структурами мозга, что и восприятие. Итогом ана­лиза и синтеза раздражителей, как внешних, так и внутренних, является образование временных связей – ассоциаций (association – союзное общество, объединение). Временные связи, или ассоциации, есть результат отражения в мозге объек­тивно существующих связей между объектами и явлениями. Ассоциативные связи представляют основу упорядочен­ного хранения информации в мозге человека, обеспечивающую быстрый поиск нужных сведений, произвольное обращение к нужному материалу. Считается, что ассоциативные поля теменной доли объединяют информацию, приходящую от соматосенсорной коры, - сообщения от кожи, мышц, сухожилий и суставов относительно положения тела и его движений - со зрительной и слуховой информацией, поступающей из зрительной и слуховой коры затылочной и височной долей. Эта объединённая информация помогает нам иметь точное представление о собственном теле во время передвижений в окружающем пространстве. Слияние сенсорных данных с информацией, извлекаемой из кладовых нашей памяти, позволяет нам осмысленно интерпретировать специфические зрительные сигналы, звуки и тактильные ощущения. Когда что-то движущееся и пушистое коснётся вашей руки, вы будете по-разному реагировать на это в зависимости от того, услышите ли вы одновременно с этим мурлыканье вашей кошки или рёв медведя. При помощи обширных нервных связей лобная кора, видимо, взаимодействует с височной корой в выполнении ряда высших мозговых функций. Например, уникальная способность человека - использование языка - основана на совместной работе ассоциативных полей височной и лобной долей, а также затылочной доли. Височная кора участвует в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению, а также в хранении и извлечении информации не только о самих прошлых событиях, но и о том, как они оценивались - как приятные или неприятные.

Мыслительные операции

Мыслительная операция – это один из способов мысли­тельной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информа­ции, которую он подвергает мыслительной переработке.

· Анализ – мыслительная операция по расчленению целого на составные элементы или вычленение части из целого. Суть состоит в том, что, вос­принимая какой-либо предмет или явление, мы можем мыс­ленно отделить в нем одну часть от другой, а затем выделить следующую часть и т.д. Позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем. Анализ возможен и при воспроизведении образа предмета по памяти.

· Синтез – противоположен анализу, т.е. построение целого из аналитически задан­ных частей, создание нового целого.

Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непрерывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности явлений. Про­цесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия нерасчлененного целого (явления, ситуа­ции). Далее на основе анализа осуществляется вто­ричный синтез. Получаются новые знания об этом це­лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего глубокого анализа и т.д.

· Сравнение – основано на установлении сходства и раз­личия между объектами. Если воспринимаемые предметы почти одинаковые, то можно легко обнаружить, чем они похожи. И, наоборот, если они почти во всем различны, то труднее найти определенное сходство между ними.

· Обобщение – объединение объектов в группу на основании представленных признаков. существенный признак – устойчивое свойство объекта, который отражает его суть, является главным, без которого этот объект не может существовать. Виды обобщений:

1. Классификация – базируясь на сравнении, позволяет разделить объекты на группы, сходные по какому-либо при­знаку.

2. Систематизация – это разделение и последующее объ­единение групп объектов или классов явлений, обладающих иерархическим устройством (на пример, систематика животных и растений, химических элементов и т. п.).

· Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо час­тей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Воспринимая какой-либо предмет, мы выделяем в нем определенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Абстракция используется при образовании и усвоении новых понятий. Например, сказав стол, представляется образ целого класса предметов. Чтобы сформировать данное понятие пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для оп­ределенного предмета или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием. Абстрактные понятия – это понятия об обобщенных признаках и свойствах предметов и явлений. Например, твердость, яркость, мудрость. Выделяют практическую абстракцию, включенную в процесс деятельности; чувственную, или внешнюю; высшую, или опо­средованную, выраженную в понятиях.

· Конкретизация – из общего определения понятия выво­дится суждение принадлежности единичных вещей и явле­ний определенному классу. В конкретном представлении мы не стремимся отвлечься от различных свойств предмета, а наоборот стараемся представить его во всем многообразии его свойств. Например, конкретизацией понятия стол являются понятия письменный стол, обеденный стол и др.

· Аналогия – умственная операция поиска сходства пред­метов или явлений в определенном отношении. В основе прове­дения аналогий лежат образование и актуализация ассоциаций.

Параметры мышления

· Стройность – выражается в необходимости мыслить в соответствии с логическими требованиями, разумно, последовательно, с отражением внутренней закономерности между явлениями и предметами, и грамматически корректно формулировать мысли.

· Продуктивность – требование мыслить так логично, чтобы ассоциативный процесс приводил к новым знаниям. Это итоговое свойство мыслительной деятельности, в результате которой происходит адекватное отражение существенных сто­рон объективного мира и его взаимосвязей.

· Целенаправленность – необходимость мыслить ради ка­кой-либо реальной цели.

· Темп – скорость протекания ассоциативного про­цесса, условно выражающаяся в количестве ассоциаций в еди­ницу времени.

· Доказательность – способность последовательно обос­новать свое мнение или решение.

· Гибкость и подвижность – умение быстро отказаться от ранее принятых решений, если они перестали удовлетворять изменившейся ситуации или условиям, и найти новые.

· Экономич­ность – выполнение определенной мысли­тельной задачи с помощью наименьшего числа ассоциаций.

· Широта – кру­гозор, способность использовать при мыслительном про­цессе круг разнообразных фактов и знаний и умение вне­сти в них важное и новое.

· Глубина – способность вникать в суть явлений, не ограничиваясь кон­статацией лежащих на по­верхности фактов, умение дать оценку наблюдаемым явлениям.

· Критичность – умение адекватно оценивать резуль­таты собственной мыслительной деятельности, т.е. насколько мы выявляем недостатки в своих суждениях и суждениях других людей.

· Самостоятельность – способность самосто­ятельно наметить требующий решения вопрос и независи­мо от мнения окружающих найти на него ответ.

· Пытливость – стремле­ние дознаться до основных при­чин наблюдаемых явлений и фактов, всесторонне их изу­чить.

· Любознательность –стремление узнать то новое, с чем человек встречается в жизни.

· Находчивость – умение быстро найти способ ре­ше­ния мыслительной задачи.

· Остроумие – способность к неожиданным, нешаблон­ным умозаключениям, которые воз­никают на основе скрытых от других смысловых связей. В остроумии проявляются такие ка­чества ума, как глубина, гибкость, быстрота и т. д.

· Оригинальность – индивидуаль­ное качество мысли­тельного процесса, накладывающее от­печаток на все его прояв­ления, заключается в способности прийти к правильным выво­дам нешаблонным путем.

Формы мышления

1. Понятие – процесс отражения существенных свойств предметов или явлений и объединение их в слове. Каждое слово – это понятие. В основе понятий лежат наши знания об этих предметах или явлениях. Различают общие и единичные понятия. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и тоже название (напри­мер, стул, здание, болезнь и др.). Единичные понятия обозна­чают какой-либо один предмет (например, «Енисей», «Саратов» и др.).

2. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждение подтверждает или отрицает отношения между предметами и явлениями действительности. Это определяется тем, что любой предмет объектив­ной реальности находится в самых разнообразных связях с дру­гими предметами и явлениями. Суждение бывает общее, частное и единичное. Общие касаются всех предметов данной группы, частные – некоторых, а единичные – только одного.

3. Умозаключение – процесс, приводящий к новому зна­нию из одного или нескольких предшествующих суждений. Умозаключение чаще используется в процессах теоретического мышления. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

· Индуктивное умозаключение – этоумозаклю­чение от частного суждения к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод. Например, для того, чтобы узнать, тонут ли все металлические предметы, необходимо проводить эксперимент, погружая в воду металлические предметы различного характера, веса, плотности, размера.

· Дедуктивное умозаключение – умозаключение делается исходя из последовательности общего суждения к частному.При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали. Например, зная, что все березы сбрасывают листву на зиму, мы можем утверждать, что какая-либо отдельная береза зимой также будет без листвы.

· Умозаключение по аналогии это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Тема 9. Мышление и воображение

1. Сущность, особенности, механизмы мышления

3. Речь как основа мышления

4. Сущность, функции, физиологический механизм воображения

5. Виды воображения

Вопрос

· Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых и закономерных свойств, связей и отношений между познаваемыми предметами.

Проблема мышления долгое время не была предметом изучения психологии, а изучалась философией и логикой. В настоящий момент мышление изучается психологией, физиологией, кибернетикой, лингвистикой. В рамках психологии существуют различные теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология).

Материалистическая психология рассматривает мышление как процесс, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных» действий.

Особенности мышления как познавательного процесса:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер . Человек имеет возможность познать не только то, что непосредственно в восприятии не представлено. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и обязательно на прошлый опыт.

2. Мышление отражает окружающую действительность обобщенно. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. Обобщенность мышления связана с его знаковым характером.

3. Мышление дает возможность устанавливать связи между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений или отдельные явления.

4. Мышление – всегда отражение связей и отношений между предметами и явлениями в словесной форме.

5. Мышление всегда связано с практической деятельностью человека, это не просто «созерцание» внешнего мира, а такое отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на преобразование внешнего мира. Дл я того, чтобы осуществить в окружающей действительности разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой.

Мышление человека качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом является речь и др. используемые при этом знаковые системы, с помощью которых человек получает возможность существенно расширить свои моделирующие способности.


Физиологический механизм мышления

С физиологической точки зрения процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую коры больших полушарий головного мозга. В осуществлении процессов мышления принимает участие вся кора головного мозга.

Для процесса мышления прежде всего имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. Поскольку деятельность отдельных участков коры всегда детерминируется внешними раздражениями, постольку образующиеся при их одновременном возбуждении нервные связи отражают действительные зависимости между явлениями и предметами мира. Эти закономерно вызываемые внешними раздражениями связи (ассоциации) и составляет физиологическую основу процесса мышления.

Мышление по своей регулятивной функции выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.

Источником и начальным моментом мышления является проблемная ситуация – ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. Проблемная ситуация – это конфликт между тем, что дано человеку и тем, чего он должен достигнуть.

Характеристики проблемы:

цель (ориентировочная основа для решения задач);

условия, в которых задана данная цель;

потребность в достижении цели;

недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий.

В процессе решения задач выделяется три типа мыслительных действий :

I. Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. На основе полученной информации, анализа условий возникает гипотеза, предположение, проект решения задачи. Гипотеза способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли и, в конечном итоге, переходит в план решения.

II. Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.

III. Нахождении ответа состоит в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет – процесс решения продолжается снова и продолжается до тех пор, пока решение не будет согласовано с условиями задачи.

Вопрос

Мышление включает ряд таких операций как сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция . С их помощью осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства, составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

· Сравнение – это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств, отношений друг с другом и выявлении общности и различий между ними.

· Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

· Синтез - это мыслительная операция, позволяющая переходить в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

· Абстрагирование - это мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

· Обобщение – это объединение многих предметов и явлений по какому-то общему признаку.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаключение.

· Понятие - форма мышления, отражающая существенные связи, и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов.

Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и общими. Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

· Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждении или отрицание чего-либо.

Понятия могут быть истинными и ложными.

· Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

Способы мышления:

· Индукция – это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.

· Дедукция – это способ мышления, способ мышления, при котором умозаключение идет от общего к частному.

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849-1936), характеризуя мышление, писал: "Мышление - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом". С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга. Для процесса мышления, прежде всего, имеют значение те сложные временные связи, которые образуются между мозговыми концами анализаторов. По мнению Павлова: "Мышление... ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли". Таким образом, эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации ) и составляют физиологическую основу процесса мышления .

Проблемы для обсуждения :

  • 1. Мышление как предмет изучения психологии и логики.
  • 2. Психологические концепции изучения мышления и их философская основа.
  • 3. Психологическая сущность мышления и особенности его протекания.
  • 4. Физиологическая основа мышления.

Формы мышления

В психологической науке различают такие логические формы мышления, как:

  • · понятия;
  • · суждения;
  • · умозаключения.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:

  • · общими и единичными;
  • · конкретными и абстрактными;
  • · эмпирическими и теоретическими.

Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие есть мысль, в которой отражены присущие только отдельному предмету и явлению признаки.

В зависимости от типа абстракции и обобщений, лежащих в основе, понятия бывают эмпирическими или теоретическими. Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического понятия выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного). Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя. Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Например, суждение: "Металлы при нагревании расширяются" - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.

Суждения образуются двумя основными способами:

  • · непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
  • · опосредствованно - путем умозаключений или рассуждений.

В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: "Этот стол коричневый". Во втором случае с помощью рассуждения из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Дмитрий Иванович Менделеев на основании открытого им периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Суждения могут быть:

  • · истинными;
  • · ложными;
  • · общими;
  • · частными;
  • · единичными.

Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения - это суждения не соответствующие объективной реальности. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: "Все рыбы дышат жабрами". В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: "Некоторые студенты - отличники". В единичных суждениях - только к одному, например: "Этот ученик плохо выучил урок".

Умозаключение - это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называют посылками умозаключения. Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и общей посылок является силлогизм. Примером силлогизма может служить следующее рассуждение: "Все металлы - электропроводны. Олово - металл. Следовательно, олово - электропроводно". Различают умозаключение:

  • · индуктивное;
  • · дедуктивное;
  • · по аналогии.

Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Общее понятие о мышлении


Мышление - высший познавательный процесс, свойственный только человеку.
В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам возможность понять закономерности окружающего нас материального мира и закономерности нашей собственной психической жизни.
В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер и совершается в понятиях.
Мышление дает нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем и не видим.
Мышление дает нам также возможность предвидеть ход событий и результаты наших действий в будущем.
Таким образом, мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними. Процесс мышления начинается с возникающей у человека потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения.
Мыслить беспредметно, мыслить «вообще» невозможно; наше мышление всегда направлено на тот или иной объект действительности.
Когда мы рекомендуем школьнику подумать, то всегда указываем на то, о чем надо думать, т. е. на какой вопрос надо ответить, какую задачу надо решить.
Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Расширяются знания человека - появляются новые вопросы, активизируется мысль.
Процесс решения любой мыслительной задачи начинается лишь после того, как осознано то, что надо решать, т. е. обдумано.
Недостаточно одних знаний и для того, чтобы ответить на возникший вопрос, необходимо еще владеть этими знаниями, уметь применить их в нужный момент.

Физиологические механизмы мышления

Современная наука еще недостаточно изучила физиологические механизмы мыслительной деятельности человека. В общих чертах о физиологии мышления можно сказать следующее.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.
В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга образуются временные нервные связи или ассоциации, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.
«Мышление, - указывает И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».
В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигнальные и второсигнальные.
Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. Однако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.
Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова - «сигналы сигналов» - являются обобщенными раздражителями, которым соответствуют сложные системы временных связей.
Со словом, указывал И. П. Павлов, - «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов,- принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.
Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы.
Если слова - вторые сигналы - не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вторая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систему не может служить основой мышления, правильно отражающего окружающую действительность.
Однако в этом взаимодействии первой и второй сигнальных систем ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. И. П. Павлов указывал, что вторая сигнальная система направляет нервные процессы первой сигнальной системы.

Мышление и речь

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Какими реально-жизненными фактами подтверждается единство мышления и речи?
Оно подтверждается фактом взаимного общения людей. Люди сообщают, излагают, передают свои мысли друг другу при помощи речи. Если в словаре человека отсутствует соответствующее слово, при помощи которого он хочет выразить нужную мысль, то эта мысль не может быть сообщена другому человеку. Точно так же, когда мы выражаем свою мысль словами, которых нет в словаре наших слушателей, наши мысли для них будут недоступными.
Все это говорит о том, что вне речи, как средства общения, обмен мыслями между людьми практически невозможен.
Единство мышления и речи подтверждается тем фактом, что люди мыслят при помощи слов на соответствующем языке. Каждый человек обдумывает что-либо при помощи слов своего родного языка: русский - на русском, француз - на французском, англичанин - на английском. Если человек хорошо владеет двумя-тремя языками, он будет выражать свои мысли на том языке, которым пользуется в данный момент как средством общения.
Однако, говоря о единстве мышления и речи, нельзя делать вывод, что они тождественны. Мышлению и речи присущи свои особенности, мышление не сводится к речи.
Различие между речью и мышлением заключается прежде всего в том, что одна и та же мысль одинаково может быть выражена на разных языках. Например, изложенные в данной главе мысли останутся неизменными, тождественными, независимо от того, на каком языке они будут написаны - на русском или на немецком. Изменятся слова, их речевая форма и структура, а мысли останутся теми же.
Далее, различие между речью и мышлением заключается в том, что одинаковая мысль на одном и том же языке может быть выражена разными словами. Этот факт объясняется тем, что понятие и слово не всегда однозначно совпадают. Существует очень много понятий, которые могут быть выражены разными словами, или звуковыми комплексами.
Например, русское слово «медведь» обозначает определенное понятие - вид животного. В этом состоит основное значение этого слова, но наряду с основным значением слово «медведь» может употребляться и в значении «неуклюжий, неповоротливый человек». Основное значение слова «корень» - определенная часть растения. Но оно также употребляется для обозначения понятия корня слова или понятия корня в математике.
Итак, наряду с такой связью слова с понятием, которая образует основное значение слова, оно также может иметь производные и переносные значения (синонимы, метафоры, аллегории и т. п.). Только в научной терминологии, как правило, соотношение слова и понятия более однозначно - в научной терминологии недопустима многозначность слова. Обычные слова имеют несколько значений, т. е. обладают относительно широким диапазоном смысловых оттенков.

Сравнение

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Сравнение - это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.
В познавательной деятельности сравнение играет крайне важную роль.
При сравнении прежде всего требуется решить, что сравнивать и по каким направлениям должно пойти сравнение. Сравнение предметов и явлений происходит всегда с определенной точки зрения, под каким-то углом зрения, ради решения какого-то вопроса. В любой деятельности сравнение служит какой-то познавательной цели, т. е. оно целенаправленно.
В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.
Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на их различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения полезности для человека, сравнение будет направлено на установление сходных признаков между ними. Если же изучается строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения устанавливаются многие различия между ними.
Сравнительное изучение неодинаково в зависимости от объема сравниваемых предметов. Можно сравнивать предметы по какому-нибудь одному признаку или одновременно по нескольким признакам. Пример сравнения по одному признаку - сравнение торфа и каменного угля по калорийности. Сравнение по нескольким признакам - сравнение Каспийского и Черного морей с точки зрения их глубины, величины, богатства рыбой, значения в торговле и т. п.
Сравнительное изучение различается в зависимости от того, какие признаки сравниваются - внешние или внутренние.
Сравнение может быть неодинаковым в связи с тем, как, сравниваются признаки: в состоянии статики (неподвижности) или в состоянии их изменения и развития.
Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, научным или поэтическим и т. п. Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается их разнообразие.
С помощью мыслительной операции сравнения мы приобретаем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным элементом других процессов мышления, обуславливает развитие наших мыслительных способностей

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в евоем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Ф. Энгельс писал, что мышление состоит столько же в разложении предметов на их составные элементы, сколько и в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза.
Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные формы психической деятельности - ощущения и восприятия, не говоря уже о мышлении.
Нервным механизмом психических процессов анализа и синтеза являются основные закономерности деятельности коры головного мозга. «В действительности, - говорит И. П. Павлов,- анализаторная и синтезирующая работа нервной системы постоянно встречаются и перемежаются между собой...». Иными словами, большие полушария являются органом анализа раздражителей и органом образования новых связей, т. е. синтеза. Анализирующая и синтезирующая деятельность мозга обеспечивает широту и глубину приспосабливания, уравновешивания и взаимодействия организма с окружающей средой.
В чем же заключаются особенности мыслительных операций анализа и синтеза у человека?
Специфическая особенность анализа и синтеза у человека заключается в том, что человек может отвлекаться, т. е. абстрагироваться от конкретного предмета, когда выделяет его определенные свойства и качества или объединяет их. Это возможно потому, что у человека есть вторая сигнальная система. Анализирующая и синтезирующая деятельность коры больших полушарий включает в себя не только сигналы первой сигнальной системы, но и сигналы второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.
Восприятие характеризуется целостным отражением предметов действительности во всей их сложности и конкретности. Чтобы понять эту сложность и конкретность предмета или явления, необходимо расчленить его на составные части. Так, химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможности выделить составные элементы этих процессов - химические элементы, атомы и молекулы.
Следует помнить, что анализ не является простым механическим перечислением всех возможных признаков и свойств пред ме т а. Анализ всегда является целевым, т. е. направлен на решение какой-то определенной задачи. В мыслительной деятельности анализу подвергаются лишь те элементы, признаки и свойства предмета, которые имеют значение для изучения этого предмета. Анализ может быть сложным и простым, т. е. сводится или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в анализирование более глубокое и детальное, т. е. анализ возникает сначала в практической деятельности, а затем перерастает в мыслительный анализ. Чтобы научиться мысленно, в уме, выделять отдельные части сложного механизма, надо иметь необходимую практику, т. е. хорошо знать данный механизм. Чтобы мысленно расчленить мотор автомобиля на соответствующие части, необходимо несколько раз его разобрать. Для всякой творческой, научной деятельности решающее значение имеет мыслительный анализ, т. е. умение в уме выделить необходимые части того или иного объекта.
Как и процесс анализа, синтез возникает вначале в практическом действии. Чтобы собрать в уме тот же мотор, необходимо научиться собирать его на практике.
Наиболее простой формой синтеза является суммирующий синтез. Суммирующий синтез характеризуется простым подведением итогов полученных знаний, в результате его человек не получает новых знаний. Например, перечисление прочитанных повестей А. С. Пушкина является суммирующим синтезом.
Наиболее высокой и сложной формой синтеза является синтез обобщающий. Примером такого синтеза является мыслительная деятельность школьника при овладении им чтением и письмом- когда нужно уметь соединять отдельные буквы в слова, а слова - в предложения. С помощью этого вида синтеза учащийся может составить план изучаемого раздела программы, создать целостную историко-географическую картину при изучении той или иной страны; усвоить принципы работы паровой машины или электромотора при изучении их составных частей. Такой синтез дает возможность человеку теоретически обобщить полученные знания и вывести из них определенные правила и законы.

Суждение

Содержание понятия раскрывается в суждении.
Пример суждения: «лампа есть прибор для освещения». Образуя суждение, мы познаем связи и отношения между предметами или явления: ми реального мира, т. е. раскрываем содержание понятия.
Суждение - это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.
Примерами утверждающего суждения могут быть такие суждения, как «сумма углов треугольника равна двум прямым углам» или «психика есть функция мозга».
К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие признаков, принадлежащих предмету. Например: «эта реке не судоходна» или «эта пища не полезна».
Из этих примеров видно, что суждение раскрывает содержание понятия. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения, иначе это понятие не будет раскрыто.
Когда человек высказывает суждение, что «бытие определяет сознание» или «сознание вторично, бытие первично», он должен знать эти понятия. Если человек не знает данных понятий, суждение о них невозможно.
Знать какой-нибудь предмет - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.
В конечном счете истинность суждений проверяется общественной практикой человека. Но, кроме этого, существует и логическая проверка истинности суждения посредством умозаключения.

Умозаключение

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным логическим выводам.
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе предметов и явлений в чем-либо однородных. Когда мы изучаем предметы и явления, то с помощью сравнения и анализа обязательно устанавливаем что-то общее и существенное в них. Это дает нам возможность найти сходное и различное в этих предметах и явлениях и опустить то, что является несущественным и второстепенным. Затем, при помощи синтеза мы обобщаем сходные признаки этих предметов и явлений и делаем общий вывод или заключение, устанавливаем общее правило или закон.
Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащийся установил, что корова полезна, лошадь полезна, овца также полезна, т. е. отобрал те свойства домашних животных, которые составляли содержание понятия полезности. Затем на основе этого школьник строит обобщающее заключение - «все домашние животные полезны».
В результате индуктивного умозаключения человек устанавливает причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
Например, школьник, наблюдая ряд единичных случаев расширения тел (следствие) при их нагревании (причина), путем обобщения и индукции устанавливает такую закономерность, что при нагревании тела расширяются.
Таким образом, основное значение индуктивного умозаключения состоит в том, что оно дает нам новые знания, помогает находить новые общие законы и правила.
При дедуктивном способе рассуждения процесс мышления противоположен индуктивному. Дедуктивное умозаключение дает человеку познание свойств и качеств предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже расширяются, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители между рельсами устанавливают определенный зазор.
Зная правило, что при умножении величин с одинаковыми знаками «плюс» будет знаком произведения, школьник будет правильно и вместе с тем уверенно решать любую задачу подобного типа.
Индуктивные и дедуктивные умозаключения связаны между собой так же, как мыслительные операции анализа и синтеза. Они никогда не протекают один без другого.


Похожая информация.