Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Правила посещения кладбища на пасху. Можно ли ходить на кладбище на пасху

После наступления Пасхи многие устремляются на кладбище, чтобы навести полный порядок на могилах. Люди готовятся достойно встретить родительский день (церковная Радоница, второй вторник после Светлого Воскресения).

В связи с этим часто задают вопрос: когда ехать после Пасхи на кладбище, и вообще можно ли ходить к покойным в пасхальные дни. Подробный ответ священнослужителя с разъяснением позиции церкви представлен ниже.

Поминовения по умершим церковь совершает в каждую субботу во время 2, 3 и 4 недели Великого поста (он длится до самой Пасхи). Если говорить о том, когда посещать кладбище до Пасхи в 2019 году, можно вспомнить о поминальных датах, которые установлены церковным календарем.

В 2019 году это такие даты:

  • 2 марта - Вселенская (мясопустная) родительская суббота. Поминают всех усопших православных – как родителей, так и близких, знакомых, друзей.
  • 23 марта, 30 марта и 6 апреля - Родительские субботы Великого поста в 2019 году.

То есть оптимально попасть на кладбище именно в эти дни, поскольку в храмах совершается особое моление за всех усопших. Однако допускается прийти на кладбище и в другие дни (кроме самой Пасхи).

Когда после Пасхи посещают кладбище

Часто интересуются, когда именно, в какой день нужно идти на кладбище, до или после Пасхи? Традиционно основным днем поминовения усопших считается , т.е. родительский день (второй вторник после Светлого Воскресения). В этом году такой день наступит 7 мая 2019 года.

Интересно, что несмотря на довольно скорбную обстановку и грустные раздумья, само слово «Радоница» созвучна «радости». Подобное совпадение не относится к случайным, и оно уж точно не связано с игрой слов.

Если на минуту погрузиться в саму обстановку дня и предшествующих ему событий, можно представить, что усопшие предки, дорогие люди всегда радуются, когда родные посещают их. Ведь недаром ездить и ходить на могилки, обустраивать их, убираться на кладбище, поминать покойных в молитве и милостыне считается нормальной, давно сложившейся традицией.

Память о предках священна в каждом народе, поэтому существует целая культура поминовения – создаются памятники, проводятся вечера, на которые собираются близкие. А нередко в честь знаменитых усопших даже устраивают мероприятия, носящие их имя. Именно благодаря этому ушедший человек как будто оживает, и его присутствие почти ощущается рядом с нами.

Что же касается церковных представлений — то дух усопшего бессмертен, а умирает только тело. И конечно, мы поминаем только душу. А помочь ей можно в молитве и посте. Об этом писали святые отцы, например, Иоанн Златоуст:

Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и прославляющее: это милостыня.


Когда после Пасхи посещают кладбище: позиция церкви

Официальная точка зрения православной церкви созвучна мнению, описанному выше. Действительно, когда идет светлая седмица (т.е. неделя после Пасхи), идти на могилы не стоит.

В самом визите нет никакого греха, однако человеку лучше поберечь свои эмоции от лишних потрясений. Особенно это важно для пожилых людей, которые, возможно потеряли детей. А еще – для тех, кто понес утрату совсем недавно.

В такие нелегкие минуты можно просто не сдержаться, и тогда расстройство, слезы, вполне понятная скорбь нахлынут на еще не окрепшее сердце. В то же время интуитивно понятно, что и сама Пасха, и неделя после нее – это дни светлые, когда верующие отмечают победу жизни над смертью благодаря бесконечно драгоценной жертве Христа.

Пасха, без сомнения, – главный церковный праздник. Она и является основой веры миллиардов людей на нашей планете. Воскресение Спасителя – лучшее доказательство существования жизни после смерти. А еще это дар всем живущим, которые в любой момент могут попросить прощения за свои грехи. И они непременно будут услышаны.

Поэтому предпочтительно пойти на кладбище все-таки либо перед праздником, либо после него, на Радоницу. Но в крайних случаях допустимо посещение и в светлую седмицу (а вот на , конечно, совсем нежелательно).

Только стоит иметь в виду, что до родительского дня священнослужители не смогут отслужить панихиду: это запрещает церковный устав.

Почему на кладбище ходят на Пасху

Интересно, что в народе довольно широко распространено мнение, будто надо непременно посетить могилу на Пасху. Например, прийти сразу после богослужения, оставить крашенки и куличи и т.д.

Подобное представление не вполне правильное: ведь пасхальное воскресенье – это светлый день, который буквально наполнен энергией жизни, радости, движения вперед.

Понятно, что кладбище настраивает на совсем другую волну. Интересно: если даже просто идти мимо незнакомых могил по территории, на которой никто из родных не захоронен, то легкое волнение пробежит даже у самого спокойного человека. И ему уж точно не захочется радоваться, пританцовывать, петь и веселиться.

Поэтому в светлый день Пасхи лучше пойти домой, к друзьям, родным, соседям. Как говорится, всему свое время.


Можно ли на Пасху ходить на кладбище – вопрос, волнующих многих людей. Ответ на него единогласен – нельзя. А всё потому, что Пасха – это главный церковный праздник, который с нетерпением ждут верующие люди. Он наглядно доказывает, что жизнь победила смерть. Первым это сделал Иисус Христос. И каждый человек, который идёт за ним, уже имеет вечную жизнь.

В этот день не вспоминают умерших, а радуются и отмечают светлый праздник. На Пасху не принято заупокойных служб. Поездка на кладбище в Воскресение Христово считается грехом. Потому что этот праздничный день, являющийся первым в череде сорока праздничных дней, нужно провести с семьей и близкими. Пасха – праздник живых.

Посещение кладбища на Пасху: история возникновения обычая

У некоторых людей и сегодня появляется желание сходить на Пасху на кладбище. Традиция эта появилась в советское время. Дело в том, посещение кладбища на Пасху до революции 1917 года не практиковалось. В те времена люди шли в церковь, чтобы отстоять службу. Селянам приходилось порой преодолевать немалый путь, чтобы попасть в храм. Церкви в то время строили в основном возле кладбищ и поэтому после службы верующие заодно посещали могилы предков. Наводили порядок на погосте и вспоминали былые времена.

С приходом советской власти большинство церквей разрушили, а посещение уцелевших жестоко каралось. Вот тогда верующие и решили на Пасху посещать кладбища. Такие визиты никто не запрещал. Особенно эта традиция прижилась в деревнях и селах.

Сегодня же священники во всеуслышание сообщают, что ходить на Пасху на кладбище не следует. Ведь для этого есть специально отведенные , например, родительские субботы.

Пасха – это светлый праздник, в который отмечается воскресение Христа из мертвых. Поэтому важно думать о хорошем и радоваться всему, что мы имеем. Ведь то, что Иисус воскрес, доказывает, что смерти нет, а есть только переход в вечную жизнь.

Когда идти на кладбище – до или после Пасхи?

Сходить на кладбище можно до Пасхи. Для этого есть специально выделенные дни – родительские субботы. Во время Великого поста их три. В любой из этих дней можно посетить могилы предков.

После Пасхи на погост идут тоже в специально отведенный день – , который выпадает на вторник после пасхальной недели. Перед посещением кладбища священники рекомендуют сходить в церковь и помолиться за умерших родственников, а уже после этого ехать на погост.

Как правильно поминать усопших?

Молитва за усопших – самое главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, умерший человек не нуждается ни в гробе, ни в кресте, ни в памятнике – все это дань традициям. Вечно живая душа покойного испытывает большую потребность в постоянной молитве. Ведь она уже не может делать добрых дел, которыми бы смогла умилостивить Бога. Вот почему долг любого православного христианинадомашняя молитва за усопшего, молитва на кладбище у могилы.

Особенную помощь оказывает поминовение в Церкви. Прежде чем идти на кладбище, следует посетить храм. Прийти к началу службы, подать записку с именами усопших для поминовения в алтаре. После Литургии необходимо отслужить панихиду.

Действеннее будет молитва, если поминающий сам в этот день причастится. Также можно подать милостыню нищим, попросив их помолиться об усопших.

Как вести себя на кладбище?

Придя на кладбище нужно зажечь свечу и ещё раз помолиться за усопшего. Хорошим обычаем является приглашение священника на могилу, который служит заупокойную литию.

На могиле обязательно нужно прибраться. Вспомнить хорошие моменты из жизни покойного. Большинство людей оставляют на могилках конфеты и печенье. Священники утверждают, что делать так не нужно и лучше раздать еду нищим.

Видео: Можно ли ходить на кладбище на Пасху: что говорит церковь?

Пасха – главный для православных христиан праздник – в 2019 году будет отмечаться 28 апреля. Накануне, в Страстную седмицу, верующие приводят в порядок свои дома и готовятся к встрече праздника.

Начиная со Страстной пятницы все работы по дому нужно прекратить, нельзя трудиться на приусадебном участке или даче, стирать, шить, вязать, вышивать, а также мыться, стричься и т. п.

В Страстную субботу не стоит поминать усопших, хотя посещать кладбища не запрещается. И вот наступает светлый день Пасхи, когда заканчивается Великий пост и многие запреты для верующих снимаются.

«Можно ли на Пасху поехать на кладбище?» – интересуются некоторые люди. Действительно, такая традиция появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты.

В те времена россияне были лишены духовного общения и отстранены от церкви. Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. Чтобы хоть как-то отметить праздник, люди посещали могилы своих родных и близких.

Церковь же на вопрос: «Разрешено ли в Пасху посетить кладбище?» отвечает отрицательно. Не только в этот день, но и в течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы), когда мы отмечаем светлый и радостный праздник Воскресения Христова, не принято огорчаться и печалиться.

Напротив, следует радоваться, угощать друзей и родных, приглашать их к себе в гости. Одним словом, делать все, что приносит радость вам и другим людям.

Пасхальную неделю также называют Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская. В эти дни богослужение в храмах совершается по особому чину с пасхальными песнопениями. Во многих церквях в Светлую седмицу всем желающим разрешается звонить в колокола.

Можно ли ездить на Пасху на кладбище?

Нет, в соответствии с издавна сложившимися традициями это не принято. На Пасху и в Светлую седмицу в православных церквях не ставят свечи за упокой усопших и не поминают почивших.

Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом. Православная церковь не рекомендует верующим посещать места захоронений усопших.

Ведь Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью. Так что в праздник Пасхи на кладбище не ездят.

Для этого существуют другие специальные дни или, как их принято называть, родительские субботы. Именно субботы, которые в Ветхом завете назывались днями покоя, а в Новом – днями прощения и отпущения грехов, наиболее подходят для молитв об упокоении умерших.

В родительские субботы принято поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее будет подаяние в церкви, тем лучше будет чувствовать себя душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: это Троицкая родительская суббота, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

Когда можно съездить на кладбище после Пасхи?

День, когда нужно посещать могилы родственников и приводить их в порядок после Пасхи – это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения, который в 2019 году выпадает на 7 мая.

Ее также называют Радуница, Навий день, Красная горка, Могилки, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье. В некоторых странах, например, в Беларуси и на Украине, это официальный выходной, установленный специально для поминовения умерших.

За несколько веков сложились традиции этой памятной даты, многие из которых соблюдаются поныне. Накануне Радоницы стоит посетить кладбище, чтобы сделать там уборку. В старину это было принято делать начиная с Навского четверга на пасхальной неделе.

На Радоницу в храмах совершается панихида, на которой священники возносят молитвы за умерших. Верующие вспоминают о том, как Христос сошел в ад и вывел оттуда уверовавших в него людей, избавив их от духовной смерти.

Как говорит церковь, в этот день не стоит предаваться глубокой скорби. Поминая усопших, верующие выражают веру в бессмертие души и всеобщее воскресение.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Отправляясь на заупокойную литургию, люди готовят записки с именами усопших родственников или друзей. Эти листочки опускают в подготовленные урны или передают батюшке. Можно принести в качестве пожертвования для бедных продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи, а также муку для просфор, кагор для совершения литургии и др.

На Радоницу принято угощать друзей и знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. Однако угощение должно носить лишь символический характер, ведь в этот день главное – молитва за ушедших в мир иной родных и за их будущее воскресение.

Обычай же оставлять на могилах продукты и спиртные напитки, устраивать там затсолья, является пережитком язычества, ведь души усопших не нуждаются в мирской пище. В православных семьях подобный обычай соблюдаться не должен.

Также на Радоницу нельзя ругаться, кричать, сквернословить и плохо отзываться об усопших.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, ездят ли в Пасху на кладбище, и проведете этот день в соответствии с православными традициями.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR
AREPO
TENET
OPERA
ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики ».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство . Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос »».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти ».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения ». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых ».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК
Журнал «Нескучный сад»

Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники: Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). — Посещать могилы на саму Пасху — верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня. — Поход на кладбище — в Пасху распространенная ошибка, так как — это праздник живых. То же касается церковных праздников — Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. — крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди — уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. — Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей.. — Согласно православным церковным традициям и Уставу — кладбище нужно посещать — на 9-й день после Пасхи — Радоницу — усопшие тоже должны чувствовать — праздник Пасхи. — Название этого дня — Радоница — говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. — На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших. — Для того чтобы разделить радость Пасхи этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на 9-ый день от главного праздника Пасхи. — Радоница (Радуница) — поминальный день приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Название — "радоница", происходит от слова "рад" — радость о грядущем воскресении мёртвых, а также от литовского — rauda — "плач с причитанием". Радоница это Пасха для тех, кто находится в мире ином . Радоница — выпадает на вторник второй недели после Пасхи . — «Христос Воскресе!» — также можно поздравить и своих усопших, мы приходим к своим родным, поздравляем их, говорим. Главное, что эти дни проникнуты не скорбью, а радостью и надеждой, что мы все воскреснем. — В Радоницу — поминовение усопших совершается в понедельник или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем для посещения погоста. Посещение кладбища — на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что — Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним. После Пасхи же 1-м днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница — в этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках . Слово — Радоница — созвучно слову — «радость». — Продолжается самый главный христианский праздник — Пасха, все вокруг радуются Воскресению Христа и Его победе над смертью. И поэтому, поминая в этот день — своих близких в молитвах, должны, прежде всего, порадоваться вместе с ними о Воскресшем Спасителе, который сошёл в ад и вывел оттуда праведников. — Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. Чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них — субботы — 2-ой, 3-ей и 4-ой недель поста. — Когда по православной традиции правильно поминать усопших и ходить на кладбище — после Пасхи? — Начиная — с Радоницы — 1-го вторника после пасхальной недели — снова совершаем панихиды — полные заупокойные богослужения. Правильно — сходить после зимы на могилки, последний приют ваших близких. Обычно после Пасхи идут на кладбище — на Радоницу (это 2-ой вторник после Пасхи — 9-ый день после Пасхи) — это день особого поминовения усопших, — родительский день. — На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя . — Радоница — всегда отмечается — в 1-вый вторник после пасхальной недели. — А 1-я послепасхальная родительская суббота выпадает — на 49-й день после Христова Воскресения, накануне — Пятидесятницы — дня сошествия Святого Духа на апостолов. Пасха — великий православный праздник. Люди готовятся к нему, наводят порядок и чистоту в домах. — Если человек верующий, если он соблюдал Великий пост и старается жить по церковным законам, то на вопрос о том, — «можно ли на пасху ходить на кладбище?» ответ будет «нет» . Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день Радоницу (от слова радость — ведь праздник Пасхи продолжается) — и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели . — У этого дня отдельное название Радоница . — Он выделен именно для того, чтобы посетить кладбище и помянуть усопших . — В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище — помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им. —На кладбище — нужно идти в родительский день , который бывает через неделю от Пасхи в следующий вторник . — Священники сходятся во мнении, что лучше совершать этот ритуал в специально установленные для него дни . — А вот по прошествии недельного Пасхального ликования и об умерших не грех помолиться. — Вначале в храм — на Радоницу, а потом — и на кладбище в самый раз, только с молитвой о родных. — Посещать кладбища правильно на Радоницу после Пасхи . Посещать кладбище после пасхи — через 7 дней — это лучший вариант, тогда можно хоть каждый день. — Во все остальные дни, если появляется желание, рекомендуют посещать церковь и ставить свечки за упокой. — Следующие подходящие дни для посещения кладбища, могилки сродников по плоти и по крови — этовторая суббота после Пасхи . — Для этого есть и другие поминальные дни — понедельник, вторник через неделю после Пасхи , Троицкая родительская суббота; Духов день — Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа: Празднуется — в первый понедельник после Троицы . — Обычно в церкви рекомендуют посещать погост в дни поминовений усопших, в день кончины того, кого собираются посещать на кладбище — в Радоницу, а также допускается посещение кладбища каждую субботу — она считается заупокойным днем. — НА КЛАДБИЩЕ: Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь. Не плюйте и не мусорьте. По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома. Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека. — До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. — Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо потому, что оно облегчает душе усопшего переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. — Когда можно ходить на кладбище: в день похорон; ко дням поминовения усопших относят — 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти; каждый год в день ухода человека из жизни; в поминальные дни — понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной; 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста; Троицкая суббота — день перед праздником Святой Троицы; Дмитровская суббота — первая суббота ноября; Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту. — Когда православие не приветствует посещать могилы родных и ходить на кладбище: в такие христианские праздники — как Пасха, Благовещение и Рождество Христово; Троица на кладбище тоже не отмечается — на Троицу ходят в церковь; считается, что не нужно идти на погост после заката солнца; женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой женщины. — Неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом. Но есть и другое мнение, что такие памятные даты, как день рождения или день Ангела, тоже служат поводом для поминовения ушедшего из жизни. В эти дни можно еще и священника на могилку пригласить. — Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в 3-й день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного». Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан — Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу — «покой» — Церковь молится за всех перешедших в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботу в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни («деды»): В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. — это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться рядом с их погребенными телами. Самое лучшее, что человек можете сделать для умерших — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: — «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Когда — ходить на кладбище: В ситуации когда живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой. Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы. Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином. В случае когда что-то обронили на мертвую землю на кладбище на могилке — лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет — очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы). Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь. При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище — это священная земля, место покоя усопших.