Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Меч с именем. Поименование мечей в наши дни

Мечи знаменитых людей являются источниками легенд. Подпитываемые сказаниями о кровопролитиях и завоеваниях, на протяжении всей истории были мечи, слава которых доросла до мифических пропорций из-за тенденции людей смешивать факты и вымысел до такой степени, что они оказываются неотделимы друг от друга. Некоторые из этих мечей могут на самом деле быть ожившими легендами, однако истории других настолько странные, что невольно задумываешься об их правдивости. В мире нет другого вида оружия, которое бы оставило такой впечатляющий след в человеческой истории.

10. Меч в Камне (Sword In The Stone)

Хотя легенда о короле Артуре по большой части является частью фольклора и мифом, существуют доказательства того, что история о мече в камне может быть правдивой. В Часовне Монтесьепи (Monte Siepi), Италия, существует древний меч, воткнутый в камень, который вероятно является ключом к нахождению источника легенды.

Считается, что Святой Галгано Гвидотти (Saint Galgano) был тосканским рыцарем, которому Архангел Михаил приказал отказаться от грешных привычек. Галгано сказал, что это было бы также сложно как расколоть камень, и попытался доказать свою точку зрения разломав меч о неподалёку лежащий камень. По легенде, лезвие меча вонзилось в камень, как горячий нож в масло. Меч до сих пор находится в камне, где оставил его Галгано, отказавшийся после этого от грешной жизни.

После того как Святого Галгано канонизировали, рассказ о его святом мече быстро распространился среди народа. Легенда Экскалибура (Excalibur) появилась раньше, чем Галгано, но непосредственное упоминание меча в камне добавилось к легенде вскоре после Галгано. По теории, меч святого послужил реальным прототипом меча Артура в камне.

Конечно, всё зависит от того, принадлежал ли меч Галгано на самом деле. Многие считают, что происхождение меча может быть совсем не связано со святым. Однако, Луиджи Гарласчелли (Luigi Garlaschelli) из Павийского университета (University of Pavia) недавно провёл радиоуглеродный анализ меча, который показал, что меч был изготовлен в 12-ом веке, что совпадает с жизнью Святого Галгано, хотя это, конечно же, не является доказательством правдивости непосредственной истории.

9. Кусанаги-но цуруги (Kusanagi)


По легенде, Кусанаги («Меч, скашивающий траву») был найден в теле восьмиглавого дракона, убитого богом гроз и морей. Он является частью регалий японских императоров, символом того, что древняя японская династия императоров произошла от богини Солнца – доказательство богом данного права на власть.

Считается, что Кусанаги хранится в святилище Атсута (Atsuta shrine) в префектуре Нагано (Nagano Prefecture), хотя широкой публике он не показывается, и его никто не видел уже несколько веков. Меч иногда приносят на церемонию коронации императоров, но он всегда завёрнут в ткань. Хотя его никто никогда не видел, и о мече существуют упоминания только в псевдоисторических документах и устной истории, власти Японии продолжают заставлять весь мир гадать существует ли Кусанаги на самом деле - не опровергая, но и не подтверждая его существование.

Единственное официальное упоминание меча датируется концом Второй Мировой войны – хотя император отрёкся от своей божественной природы и происхождения, он всё же приказал хранителям регалий японских императоров «защищать регалии любым способом».

8. Дюрандаль (Durandal)


На протяжении сотен лет в горе над часовней Нотр-Дам (Notre Dame chapel) в Рокамадуре (Rocamadour), Франция торчит мистический меч. Монахи говорят, что это Дюрандаль, меч паладина Роланда (Roland). По легенде, Роланд вонзил святой меч в гору, чтобы им не завладели враги. С 12-го века часовня является местом паломничества. В 2011 году меч был извлечён из горы муниципальными властями и передан в Государственный музей Средневековья - термы и особняк Клюни (Cluny Museum), в Париже, для выставки.

Но является ли на самом деле этот меч Дюрандалем? Хотя битва, при которой Роланд погиб, является хорошо задокументированным событием, первое упоминание Дюрандаля можно найти в «Песне о Роланде» (The Song of Roland), сочинённой сотни лет спустя – примерно в тот же период, когда монахи начали утверждать, что меч принадлежит Роланду. Они, скорее всего, связали свой меч с Дюрандалем по той причине, что Рокамадур был началом его путешествия, хотя его последний бой случился в сотнях километрах отсюда, в Ронсенвальской долине (valley of Roncesvaux). Так что, к сожалению, это вряд ли меч Роланда, как бы ни хотели этого монахи, исключая возможность, что Роланд смог метнуть меч на пару сотен километров. И всё же, истинное происхождение меча остаётся полной загадкой.

7. Проклятый Мурамаса (Cursed Muramasas)


Мурамаса был древним японским мечевщиком, который, согласно легенде, молился, чтобы его мечи были «великими разрушителями». За невероятное качество его мечей боги решили выполнить его желание и вселили в мечи кровожадный дух, который, если его не подпитывать битвой, доводил владельца до самоубийства или убийства. Существует бесчисленное количество историй о том, как владельцы мечей Мурамаса сходили с ума или были убиты. Мечи считались проклятыми и были запрещены императорским указом.

Указ был принят сёгуном Токугава Иэясу (Shogun Tokugawa Ieyasu), который запретил мечи после того, как от них умерла почти вся его семья. Его дед был убит мечом Мурамаса, а сам Иэясу и его отец были ранены теми же мечами. В конце концов, его жена и приёмный сын были казнены якобы проклятыми мечами.

Но были ли мечи Мурамаса на самом деле проклятыми? Скорее всего, проблема Иэясу с мечами возникла просто из-за того, что они были невероятно популярными. Мурамаса – на самом деле не один человек, а целая школа мечевщиков, которую открыл непосредственно Мурамаса. Качественные мечи Мурамаса изготавливались почти целый век и японские воины часто ими пользовались. Тот факт, что мечи Мурамаса были использованы в стольких убийствах, связанных с сёгуном, является, конечно же, совпадением.

6. Хондзё Масамунэ (Honjo Masamune)


Противоположностью проклятых мечей Мурамаса являются мечи легендарного священника и мечевщика Масамунэ. Легенда гласит, что Масамунэ и Мурамаса проверяли, кто из них является лучшим мечевщиком, опуская лезвия в речку. В то время как меч Мурамаса разрезал всё, чего касался, меч Масамунэ не разрезал ничего, что было этого недостойно – даже воздух.

Хотя работы Масамунэ считаются национальными японскими достояниями, один из мечей так и не был найден. После капитуляции Японии во Второй Мировой войны, «Хондзё Масамунэ» был отдан американскому солдату, сержанту Колди Бимору (Sgt Coldy Bimore), который, скорее всего, забрал его домой в качестве сувенира. Загадочного американского солдата так и не нашли, как, впрочем, и самого меча. Несмотря на неоспоримую ценность меча (он оценивается в несколько миллионов долларов), коллекционеры мечей не приблизились ни на шаг к нахождению легендарного утерянного меча Масамунэ.

5. Жуаёз (Joyeuse)


Жуаёз, легендарный меч Карла Великого (King Charlemagne), по легенде менял свой цвет 30 раз за день и был настолько ярок, что затмевал Солнце. Начиная как минимум с 1271 года, два меча под названием Жуаёз были частью церемонии коронации во Франции. Но так как два меча не могут быть знаменитым Жуаёзом, тайна того, какой из них на самом деле является мечом «императора Римской империи» (Holy Roman Emperor), остаётся нераскрытой.

Жуаёз, находящийся в Лувре (Louvre), перенёс сильные изменения за свою длительную историю. Самой старой его частью является рукоятка, происхождение которой недавние исследования датировали промежутком с 10-го по 11-й век. Карл Великий скончался в 813 году, так что меч немного не совпадает с жизнью императора Священной Римской Империи.

Другим претендентом на звание является «Сабля Карла Великого», расположенная в Венской сокровищнице (Imperial Treasury) в Австрии. Неизвестно, как она стала частью французских Имперских клейнодов (French Imperial Regalia), но сабля датируется началом 10-го века – ближе, чем Жуаёз, но всё же не может быть легендарным мечом Карла. Саблю, скорее всего, создали мечевщики из Венгрии, что добавило лишних легенд, что это известный «меч Атиллы», который Марс, бог войны, якобы дал Аттиле, вождю Гуннов (Attila the Hun). К сожалению, это также не является правдоподобным с точки зрения истории.

4. Меч святого Петра (St. Peter’s Sword)


Существует несколько легенд о мече, использованном Святым Петром для отрезания уха помощника верховного жреца в Гефсиманском саду (garden of Gethsemane). В соответствии с английской мифологией меч вместе со Святым Граалем (Holy Grail) в Англию привёз Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea). Однако в 968 году епископ Иордан привёз меч в Польшу – и именно этот меч, по его словам, был настоящим мечом Святого Петра. Меч Епископа, считающийся настоящей реликвией, остался в Польше и затем был перевезён в Музей Архидиоцеза (Archdiocese Museum) в городе Познань (Poznan).

Принадлежал ли загадочный меч Святому Петру? Некоторые утверждают, что меч был изготовлен на восточной границе Римской империи в первом веке, но доказательств этому нет, кроме (возможно неправильной) веры тех, кто хотят считать, что меч является настоящей реликвией. Меч в Польше является фальшионом (falchion) – разновидностью меча, которую не использовали во времена Святого Петра. Исследования металла также показали, что меч был изготовлен после смерти святого.

3. Меч Уоллеса (Wallace Sword)


Если верить легенде, Уильям Уоллес (William Wallace) – главный персонаж фильма Храброе Сердце (Braveheart) – использовал человеческую кожу для изготовления ножен, рукоятки и портупеи. «Донором» плоти был Хью де Крессингхэм (Hugh de Cressingham), казначей Шотландии, которого Уоллес освежевал после победы в Битве на Стерлингском мосту (Battle of Stirling Bridge).

По одной легенде, Уоллес использовал одну полоску кожи Крессингхэма для портупеи. По другим легендам Уоллес и его соратники использовали кожу Крессингхэма для подпруги седла. Легенда распространилась ещё дальше, когда Яков IV (King James IV) приказал заменить ножны, рукоятку и портупею чем-то более подходящим для такого великого меча. Меч, находящийся сейчас в Монументе Уоллеса (National Wallace Monument), уже является изменённой версией изначального меча.

Обладал ли когда-то Уоллес мечом-«Франкенштейном»? Хотя с Крессингхэма действительно содрали кожу, более вероятно, что Уоллес использовал кожу сборщика налогов для портупеи, а не для частей меча. История также произошла в Англии, а значит, скорее всего, была направлена на то, чтобы шотландский герой выглядел варваром. Всё же, мы понимаем нелюбовь Уоллеса к сборщикам налогов. Однако, вполне можно допустить, что он использовал кожу одного из них для украшения своего меча. Как и в случае многих других легенд, правда была затеряна в прошлом.

2. Меч Гоуцзяня (Sword Of Goujian)


В 1965 году в сыром склепе в Китае был найден выдающийся меч – несмотря на то, что ему более 2 000 лет, на нём не было ни малейшей капли ржавчины. Лезвие было настолько нетронуто временем, что когда один из археологов испробовал его остроту пальцем, пролилась кровь. Помимо его внеземной стойкости, гравировка меча была настолько искусна, что археологи не поверили, что такой детальности можно было достичь в те времена. На тот момент меч был настоящей загадкой.

Дальнейшее исследование гравировки показало, что это был меч Гоуцзян (Goujian), принадлежащий царю Юэ (Yue king), и считается, что это легендарный меч, упоминавшийся в утерянной истории царства Юэ (The Lost History of Yue). Согласно легенде, когда ван Гоуцзяня (King Goujian) оценил свою коллекцию мечей, это был единственный достойный меч. Меч был настолько великолепен, что считалось, что его изготовили совместными усилиями Небеса и Земля.

Как мечу удалось сохраниться в таком великолепном состоянии на протяжении более 2 000 лет? Исследования показывают, что мечевщики Юэ достигли такого высокого уровня металлургии, что смогли добавить антикоррозийные сплавы в лезвия. Их мечи также обрабатывались противокоррозийными веществами, которые помогли им сохраниться в отличном состоянии такое долгое время. Помимо этого, по счастливому стечению обстоятельств, ножны этого меча были почти воздухонепроницаемыми, что предотвратило окисление и позволило легендарному мечу остаться в таком первозданном состоянии – даже после того, как он провёл два тысячелетия в гробнице.

1. Семиветвистый меч (Seven-Branched Sword)


В 1945 году в Исоноками-дзингу (Isonokami shrine), Япония, был найден таинственный меч. Меч был очень необычным – из его боков выступало шесть ответвлений (конец лезвия считается седьмым ответвлением). Меч был в плохом состоянии, но тусклую надпись на лезвии всё ещё можно было прочитать. Точный перевод оспаривался несколько раз, но можно точно сказать, что меч был подарком от короля Кореи японскому монарху.

Это описание совпало с мечом, описанном в Нихон сёки (Nihon Shoki), документе, описывающем раннюю историю Японии. Если это был тот же меч с семью ответвлениями, который был дан полумифической императрице-шаману Дзингу (Jingu), он являлся бы важным признаком того, что легенда стала фактом.

Дата изготовления меча совпала с достоверными источниками в Китае, Корее и Япония. Исоноками-дзингу был также упомянут в других документах, датирующихся временем Нихон сёки, так что меч мог оставаться в святыне с древних времён. Учёные считают, что меч с семью ответвлениями является тем самым мечом из легенды, так что императрица-шаман Дзингу получила своё место в официальной истории.

+ Тисона (La Tizona)


Тисона является мечом легендарного Эль Сида (El Cid), который сражался как за христианскую армию, так и за мусульман в Испании. В музее в Бургосе (Burgos), Испания, выставлен меч, который, как утверждают представители музея, является мечом самого Эль Сида.

Меч якобы был передан Маркизу де Фальсу (Marquis of Falces) королём Фердинандом (King Ferdinand) в 1516 году. Затем его из поколения в поколение передавали члены семьи Фальс, но, в конце концов, он был отдан Военному Музею Мадрида (Madrid Military Museum) в 1944. Там он оставался шестьдесят лет, и в его происхождении никто не сомневался, но затем Маркиз продал его автономной области Кастилия и Леон, для выставки в музее Бургоса.

После продажи меча министерство культуры, связанное с Военным Музеем, начало распространять информацию о том, что меч на самом деле был изготовлен несколькими веками позднее смерти Эль Сида. Кастилия и Леон ответили на это проведением другого исследования, подтвердившего происхождение меча, и сказали, что министерство просто завидовало из-за того, что потеряло меч.

В эпической поэме Слово об Эль Сиде (Lay of El Cid) говорится, что Тисона настолько пугала врагов, что они падали в обморок при одном виде меча. Меч в Бургосе может и не заставил никого упасть в обморок, но, как минимум, он умело вызывает вокруг себя множество споров. Происхождение меча остаётся предметом горячих споров.

+ Ульфберхт (Ulfberht)


Хотя на данный момент о них уже забыли, в прошлом викинги обладали особой разновидностью мечей, намного превосходящих любое другое европейское оружие. Мечи Ульфберхт опережали своё время на тысячи лет и ими владели исключительно элита воинов викингов.

Что делало ульфберхты настолько хорошими? В то время как мечи викингов в основном были изготовлены из низкоуглеродистой стали с примесью шлаков, металл этих мечей по прочности соответствовал современной стали. На них присутствовала надпись "+ULFBERH+T” и сопоставимые по качеству мечи появились в Европе только во время промышленной революции. То, как викинги смогли создать эти мечи, пока остальная Европа могла похвастаться только сталью, разбивавшейся как стекло, является загадкой.

Учёные на данный момент считают, что секрет ульфберхтов заключался в тигельной стали, которую викинги привозили из Ирана и Афганистана. Нет точных данных кем являлся Ульфберхт – и был ли это один человек – но он был единственным европейским кузнецом, который в то время работал с тигельной сталью. И это сделало его мечи оружием, на голову превосходящим всё остальное.

До широкого распространения железа и стали мечи делали из меди, а затем из сплавов меди с оловом либо мышьяком - бронза. Бронза очень устойчива к коррозии, поэтому мы имеем достаточно много археологических находок бронзовых мечей, правда, атрибуция и чёткая датировка их довольно часто очень затруднены.

Бронза - довольно прочный материал, хорошо держащий заточку. В большинстве случаев применялась бронза с содержанием олова порядка 10 %, отличающаяся умеренной твёрдостью и сравнительно высокой пластичностью, однако в Китае использовалась бронза с содержанием олова до 20 % - более твёрдые, но при этом и более хрупкие (иногда из твёрдой бронзы делали только лезвия, а внутреннюю часть клинка - из более мягкой).

Бронза является дисперсионно-твердеющим сплавом и не может подвергаться закалки подобно стали, однако может быть значительно упрочнена холодной деформацией (проковкой) режущих кромок. Бронза не может «пружинить», как закалённая сталь, зато сделанный из неё клинок может гнуться в значительных пределах, не ломаясь и не теряя свойств - выправив, его можно снова использовать. Часто для предотвращения деформации на бронзовых клинках присутствовали массивные рёбра жёсткости. Длинные клинки из бронзы должны были быть особо склонны к изгибанию, поэтому применялись довольно редко, типичная длина клинка бронзового меча - не более 60 сантиметров. Тем не менее, называть короткие бронзовые мечи исключительно колющими совершенно неверно - современные эксперименты, напротив, показали весьма высокую рубящую способность данного оружия, его сравнительно небольшая длина ограничивала лишь дистанцию боя.

Так как основной технологией обработки бронзы было литьё, из неё было сравнительно просто изготовить более эффективный сложноизогнутый клинок, поэтому бронзовое оружие древних цивилизаций нередко имело изогнутую форму с односторонней заточкой - сюда относятся древнеегипетский хопеш, древнегреческая махайра и позаимствованный греками у персов копис. Стоит отметить, что все они по современной классификации относятся к саблям или тесакам, а не мечам.

На титул самого древнего меча в мире на сегодняшний день претендует бронзовый меч, который найден российским археологом А. Д. Резепкиным в Республике Адыгея, в каменной гробнице новосвободненской археологической культуры. Этот меч в настоящее время выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Данный бронзовый протомеч (общая длина 63 см, длина рукояти 11 см) датируется второй третью 4-го тысячелетия до н. э. Нужно отметить, что согласно современным стандартам это скорее кинжал, а не меч, хотя форма оружия говорит о том, что оно вполне подходило и для рубящих ударов. В мегалитическом захоронении бронзовый протомеч был символически согнут.

До этой находки самыми древними считались мечи, найденные итальянским археологом Пальмиери, который в верховьях Тигра в древнем дворце Арслантепе обнаружил клад с оружием: наконечники копий и несколько мечей (или длинных кинжалов) длиной от 46 до 62 см. Находки Пальмиери датируются концом 4-го тысячелетия.

Следующей по времени крупной находкой являются мечи из Арслантепе (Малатья). Из Анатолии мечи постепенно распространяются как на Ближний Восток, так и в Европе.

Меч из местечка Бет-Даган вблизи Яффы, датируемый 2400-2000 годами до н. э., имел длину порядка 1 метра и сделан из практически чистой меди с небольшой примесью мышьяка.

Также весьма длинные бронзовые мечи, относящиеся примерно к 1700 г. до н. э., были обнаружены в ареале Минойской цивилизации - так называемые мечи «тип А», имевшие общую длину около 1 метра и даже больше. Это были преимущественно колющие мечи с сужающимся клинком, видимо, рассчитанные на поражение хорошо бронированной цели.

Очень древние мечи были найдены при раскопках памятников Харрапской (Индской) цивилизации, с датировкой по некоторым данным вплоть до 2300 г. до н. э. В ареале культуры охряной расписной керамики найдено множество мечей, датируемых 1700-1400 г.г. до н. э.

Бронзовые мечи были известны в Китае как минимум со времён государства Шан, самые ранние находки относятся примерно к 1200 г. до н. э..

Множество кельтских бронзовых мечей обнаружено на территории Великобритании.

Железные мечи известны как минимум с с VIII века до н. э, а активно начинают применяться с VI века до н. э. Хотя мягкое, не поддающееся закалке железо и не имело особых преимуществ над бронзой, оружие из него быстро стало дешевле и более доступно, чем бронзовое - железо встречается в природе намного чаще меди, а необходимое для получения бронзы олово в древнем мире вообще добывалось всего лишь в нескольких местах. Полибий упоминает, что галльские железные мечи III века до н. э. часто гнулись в бою, вынуждая владельцев выправлять их. Некоторые исследователи считают, что греки просто неправильно интерпретировали галльский обычай изгибать мечи, приносимые в жертву, однако сама способность сгибаться без излома является отличительной особенностью именно железных мечей (из стали с низким содержанием углерода, не поддающейся закалке) - меч из закалённой стали можно только сломать, а не изогнуть.

В Китае стальные мечи, значительно превосходящие по своим качествам и бронзовые, и железные, появились уже в конце периода Западного Чжоу, хотя и не получили широкого распространения вплоть до эпохи Цинь или даже Хань, то есть, конца III века до н. э.

Примерно тогда же стали применять оружие из стали, в том числе - подобной сварной дамасской, жители Индии. Согласно периплу Эритрейского моря, в I веке н. э. индийские стальные клинки поступали в Грецию.

Найденный в Ветулонии этрусский меч VII в. до н. э. был получен соединением нескольких частей с различным содержанием углерода: внутренняя часть клинка была выполнена из стали с содержанием углерода порядка 0,25 %, лезвия - из железа с содержанием углерода менее 1 %. Другой романо-этрусский меч IV века до н. э. имеет содержание углерода до 0,4 % что подразумевает применение в его изготовлении науглероживания. И тем не менее, оба меча отличались невысоким качеством металла, с большим количеством примесей.

Повсеместный переход к клинкам из закалённой углеродистой стали сильно затянулся - так, в Европе он закончился лишь около X века н. э. В Африке железные мечи (мамбеле) применялись ещё в XIX веке (хотя стоит отметить, что обработка железа в Африке началась очень рано, причём за исключением средиземноморского побережья, Египта и Нубии Африка «перескочила» бронзовый век, сразу перейдя к обработке железа).

Самую большую известность в классической древности получили следующие виды колюще-рубящих мечей:

-Ксифос

Древнегреческий меч общей длиной не более 70 см, клинок заостренный, листовидной формы, реже прямой;

Общее название всех мечей у римлян, сегодня обычно ассоциируется со специфическим коротким мечом легионера;

Скифский меч - с VII до н. э.;

Меотский меч - с V по II век. до н. э.

Позднее рубящие мечи начали использовать кельты и сарматы. Сарматы применяли мечи в конном бою, их длина доходила до 110 см. Перекрестье сарматского меча достаточно узкое (шире лезвия всего на 2-3 см), рукоять - длинная (от 15 см), навершие - в форме кольца.

Спата, имеющая кельтское происхождение, использовалась как пешими воинами, так и всадниками. Общая длина спаты доходила до 90 см, крестовины не было, навершие - массивное, шаровидное. Первоначально острия спата не имела.

В последний век существования Римской империи спата стали стандартным оружием легионеров - как кавалеристов, так и (более короткий вариант, иногда называемый «полуспатой» - англ. semispatha) пехотинцев. Последний вариант считается переходным от мечей античности к оружию Средних веков.

Итак, цикл статей "Меч с именем" подходит к концу. В завершающем тему материале мы бы хотели остановиться подробней на современном проявлении традиции поименования личного оружия, и помочь читателю определиться с возможным именем для своего собственного клинка.

Традиции поименования современного оружия

В наши дни традиции дарения имен личному оружию практически исчезли, став еще одним ореолом таинственной романтичности над славным прошлым далеких предков.

Со времен средневековья утекло немало воды, и стремительно развивающиеся технологии изменили отношение людей к оружию. Меч рыцаря был предметом сугубо личным, индивидуальным. Он изготавливался руками кузнеца, и в какой-то мере всегда был уникален, ведь даже одинаковые мечи ручной работы неизбежно имеют свои индивидуальные черты. Современное же оружие, в массовом порядке изготавливаемое на заводах, полностью обезличено. Какой смысл давать имя автомату, если вечером сдашь его в арсенал, а завтра возьмешь другой?

Вторая причина угасания традиции - призывная система формирования войск. Основу крупных армий мира составляют люди, призванные на службу либо добровольно принявшие её на некоторый, как правило непродолжительный, срок. Для средневекового рыцаря меч был не просто оружием, но инструментом, с помощью которого он строил свою жизнь. Для современного молодого призывника - это лишь часть его обязанности, с которой он расстанется достаточно скоро.

Третьей же причиной являются запреты на хранение оружия. Так, если раньше никто не мог запретить воину повесить над камином верный клинок, послуживший ему во многих битвах, то сейчас иметь собственное оружие могут очень немногие. В основном это сотрудники силовых структур, действующие военные.

Однако отголоски старинной традиции все же доносятся и до наших времен. Так, в России существует именное наградное оружие, выдаваемое на основании указа Президента. В основном к наградному оружию относятся пистолеты, но в некоторых случаях это может быть и холодное оружие: шашки, кинжалы. Конечно, именное оружие подразумевает лишь указание имени владельца и особую дарственную надпись на нем, а также отделку и художественное оформление. Поэтому, несмотря на всю почетность обладания подобным оружием (а вручают его крайне редко и лишь за выдающиеся заслуги), в нём все же нет той истории, что впитал в себя каждый из поименованных мечей древности. Ведь они были не просто украшением, врученным за славные деяния - они были оружием, эти деяния совершившим.

Однако хоть современное оружие уже редко удостаивается собственного имени, традиция, как и сам рыцарский дух, еще живет в сердцах тех, для кого честь и романтика старины - не пустое слово. Ведь и в наше время можно купить настоящий меч, как в старину, выкованный руками кузнецов. А имея доброе, любимое оружие, быстро понимаешь, что собственное имя для меча - лучший способ ощутить сродство и духовную связь.

Как назвать свой меч

Конечно, не существует никаких официальных инструкций, рекомендаций или правил по именованию мечей. Это дело в первую очередь очень личное. В какой-то мере это можно сравнить с выбором имени для ребенка, ведь оно дается один раз, а радовать должно всю жизнь. Поэтому, выбирая имя для клинка, можно придерживаться нескольких советов:

1. Не берите чужих имен.

Имя дается мечу для того, чтобы подчеркнуть его индивидуальность, тем самым укрепив свою духовную связь с ним. Называя Экскалибуром самый обыкновенный каролинг Раннего средневековья, воин подменяет своей фантазией о легендарном мече тот настоящий, что держит в руке, а значит, относится к своему оружию без искреннего уважения. Это как называть свою возлюбленную именем известной супермодели: сравнение, может быть, и лестное, но... Кроме того, наречение простого меча именем легендарного оружия - дурной тон в глазах других воинов.

2. Пустой пафос меч не красит.

Большинство героических мечей получали свое имя лишь за те или иные особенности, им присущие, или подвиги, с их помощью совершенные. Поэтому называть клинок "Убийца драконов" стоит лишь в двух случаях: если он технически к этому пригоден (обладает выдающимся размером, крепостью и поражающей возможностью), либо им уже был сражен дракон-другой. А так как такой возможности как правило нет, подобное имя едва ли пригодится кому-либо. Назвать же тщательно, до зеркального блеска отполированный меч "Сияющим" - вполне разумная идея, к тому же такое имя обязывает не поддаваться лени и ухаживать за клинком как следует.

3. Имя меча можно взять из его истории.

Свой первый меч автор этих строк получил в дар от своей невесты. Простой клинок, он был в первую очередь символом любви и уважения к увлечению историей рыцарства и средних веков. Он никогда не бывал в бою, да и не был для него предназначен. Поэтому меч получил имя Любодар (дар любви), которое носит и по сей день. Другой меч, уже боевой, носит имя Веритас ("истина" по-латыни), поскольку принес победу в поединке для снятия ложного обвинения.

4. Если имя не приходит на ум - не стоит торопиться.

Этот абзац можно считать общим выводом из всего сказанного выше. Иногда честь обладания превосходным мечом кружит голову, и хочется дать ему имя как можно скорей. А варианты либо все какие-то глупые и неподходящие, либо кажутся надуманными. В этом случае не стоит спешить: освойтесь с оружием, используйте его в деле, и со временем оно само подскажет идею для своего истинного имени.

На этом мы заканчиваем публикацию цикла "Меч с именем", посвященного самым известным поименованным мечам прошлого и настоящего, реального и вымышленного. В дальнейшем вас ждут другие публикации и статьи, на самые разнообразные темы, касающиеся средневекового оружия и рыцарства. И вы можете повлиять на тему будущих статей! Пишите нам свои отзывы об уже написанном и пожелания по тематике будущих статей на нашу почту, а также в специальных темах на форуме и ВКонтакте:

  • Тизона , Тисона (Tizona) - меч а, национальное сокровище Испании, знаменитое по «Поэме о моем Сиде». Отнят им у короля Букара (в испанском эпосе). Меч, считающийся Тизоной, экспонируется в Мадриде. Его второй меч: Колада - менее знаменитый клинок. Добыт Сидом у графа Раймонда Беренгария Братоубийцы (в испанском эпосе).
  • Шойс - меч .

Легендарные и вымышленные и европейского эпоса

Мечи разных народов

  • Хрисаор - золотой меч королевы феи, символ высшего одухотворения, принадлежала Артегалу (Artegal). Другой меч из «Королевы Фей» - Сангламор (Sanglamore) - принадлежал Браггадоккио (Braggadochio). Меч короля Артура в этой поэме зовется Morddure . ( , «Королева Фей»)

Мечи в

  • Меч, вложенный в глыбу красного мрамора, которая приплыла по воде в замок . Согласно надписи на рукояти, извлечь его мог лишь тот, кто станет славнейшим на свете рыцарем. Из всех рыцарей вынуть меч смог только юный . Именно ему было суждено впоследствии найти и стать его хранителем.

у в садах Кингстон Морварда, Англия]]

мечи

  • Бегаллта (Begallta, «Маленькая Фурия») - меч Диармайда (), ирл. Его второй меч:
  • Дирнуин (Dyrnwyn) - меч короля Стратклайда Ридерха (Riderch I of Alt Clut), горевший огнем, но не оставлявший ожогов.
  • Каладболг - меч а. В первоначальных версиях мифа использовался ом. Отождествляется с ом более позднего времени. Обладал достаточной силой, чтобы срезать три холма. Другой меч Фергуса назывался Леохайн (Leochain ).
  • Клив-Солаш, Claíomh Solais (Claidheamh Soluis, «Меч Солнца, Меч Света») (меч Нуаду) - меч легендарного короля Ирландии , представителя , который невозможно было отразить. Одно из 4 сокровищ племен богини Дану. Также отождествлялся с более поздним Экскалибуром.
  • Орна - меч Тетры, короля фоморов, который нашёл воитель Огма в битве при Маг Туиред. Разговаривал.

Скандинавские и германские мечи

  • Альдеринг (Adelring) - меч, фигурирующий в нескольких датских балладах. Его нашёл Дидерик (Diderik) в логове дракона. Также это имя меча Сиворда Снаренсвенда (Sivord Snarensvend), одолженного его братом (зятем) Хаагеном (Haagen), в «Sivord and Brynhild». Также это меч, который дала Свендалю (Svendal, Svedal, Svennendal) его мать, разговаривая с ним из могилы. Под именем Aaddellring фигурирует как оружие, о котором мечтал клеветник Раффеунгаард (Raffeuengaard), но обвиненная леди Гунер (Guner), жена герцога Хендрика, дала его Мемерингу, который сразился за неё. Обвинитель взял на поединок меч Судвинд (Sudwynd), но все равно проиграл. И, наконец, меч Гралвера, победителя драконов, в «Gralver kongesøn».

а в исландском манускрипте]]

  • Ангурва, Энгервадель (Angurva, Angurvadel, Angurvadil, Angurvddel) - меч Фритьофа (Фритиора). Украшен магическими рунами, которые ярко разгорались в дни войны и тухли в мирное время. («Сага о Фритьофе Смелом»,).
  • Атвейг - пел от счастья, когда его вынимали из ножен (вариант: пел перед битвой во имя Христа), но с него стекали капли крови от горя, если бой шёл вдалеке.

Мечи рыцарских романов и песен

Имена мечей из французской рыцарской литературы в большинстве случаев следует склонять и переводить на русский язык, используя женский род.

  • Адолейк (Adolake, Hatholake) - меч сэра Торрента Портенгейльского (Torrent of Portyngale), выкован Вейландом.
  • Аронди (Arondie, Arondight, Arondight) - меч а. Получил его в возрасте 18 лет во время посвящения в рыцари . Упоминается также другой его меч - Chastiefol , а против саксов он сражался мечом по имени Seure . В итальянском эпосе он владел мечом Кьяренца (Chiarenza, «Ясность»).
  • Балсвенден (Balswenden, Palswendin) - меч Таргиса Туртозского (Targis von Tortôse), одного из сарацинских графов Марселя, врага Роланда
  • Батисм (Batism) - меч сарацинского рыцаря Фьерабраса (, Ferumbras). Два других его меча, выкованные тем же кузнецом по имени Ansias - Florence и Graban .
  • Биттерфер (Bitterfer) - меч, который дала Горну принцесса Римнельд. Выкован Вейландом. (Английская баллада «Король Горн»). Его другой меч - Блауайн (Blauain), захвачен им у ирландского короля Малакина (Malakin).
  • Васке (Waskë) - меч Зинтрама (Sintram), персонажа Фридриха де ла Мотт Фукэ.
  • Галатин (Galatine, Galatyn, Galantyne) - меч сэра а.
  • Альтеклер, Отклер (Hauteclaire, «Высокосветлый») - меч Оливье, выкован Геласом. Согласно поэме «Жирар Вианский», до Оливье этот меч принадлежал римскому императору Клозамонту, который потерял его в лесу. После того как меч был найден, его отдали папе римскому, но затем им завладел , отец Карла Великого, который подарил его одному своему вассалу; последний продал его еврею Иоахиму, ровеснику Понтия Пилата (). Во время поединка с Роландом у Оливье ломается меч. Роланд разрешает ему дослать в Виану за другим. Тогда Иоахим присылает ему Альтеклер, и поединок заканчивается миром.
  • его второй меч - Глориоза (Glorieuse, «Славная») ;
  • Мармадуаз (Marmadoise) - меч Фроля Немецкого (Frolle d’Allemagne) в артуровском цикле, противопоставлялся Экскалибуру.
  • Морглэ, Моргли (Morglay, Mor-glaif) - меч Бевиса Хэмптонского ().
  • Рос (Rose, Rosse, Rossë; Rôse) - меч, первоначально принадлежавший Орниту Ломбардскому (Ortnit of Lombardy), но найденный Вольфдитрихом (Wolfdietrich).
  • Сантакрукс (Santacrux) - меч Тибо де Совиньи (Thibault de Sauvigny), («Le Chevalier au bouclier vert»).
  • Фламберж, Фламберг, Фруберта, Флоберж, Фламборж (Flamberge, Floberge, Flamborge) - меч Рено де Монтабана (Renaud de Montauban), одолженный ему кузеном Можисом (Maugis), выкован ом. Также упоминался как принадлежавший Карлу Великому, сделан Галасом.
  • Эгекинг (Egeking, Erkyin) - меч, который взял Грим (Grime), чтобы сразиться с рыцарем Грейстилом (Greysteel), победившим его друга Эгера (Eger) и жестоко отрубившим последнему мизинец в знак победы.

Азиатские мечи

и морской дракон]]

  • Аль-самсама (‏الﺼامﺼىما, Al-samsama) - меч ского поэта-воина Амр бен Мадикариба аль-Зубайди (Amr b. Ma"dīkarib al-Zubaidī; Amr bin Maadi Karib), по прозвищу Abu Thaur («отец быка»).
  • Гань Цзян (Gàn Jiàng, 干将) и Мо Се (Mò Xié, 莫耶) - легендарные мечи, выкованные из метеоритного железа китайским кузнецом Гань Цзяном, и названные в честь него и его жены, которая бросилась в пламя, чтобы огонь достиг той температуры, при которой только и можно закалить такой меч (туда добавился жар её сердца - любви к мужу).
  • Дхами (Dhami, «острый») - меч Антара, чёрного арабского воина-поэта.
  • Зуль-хайят (‏,ذو الحيات Zool hyyat, Ḏū l-hayat) - меч врага Антара Залим ибн-Харита (Zalim ibn-Harith), а затем Харит аль-Залима (Harith al-Zalim).
  • Зу-ль-фака́р (ذو الفقار, Зульфакар, Зульфикар, Джуль Факар, «Бороздчатый», досл. «Имеющий позвонки») (Zulfiqar) - меч-зульфикар а, прежде - его тестя пророка а. Он же упоминается как скимитар Dhu" l Fakdr (Dhu al-faqar, «Решительный») . Не сохранился. Всего у Мухаммада было 9 мечей, прочие:
    • ""Al-"Adb (аль-Адб),
    • Al Battar (аль-Баттар «Задира, Вояка») ,
    • Al-Ma’thur (аль-Маатур),
    • Al-Mikhdham (аль-Михзам),
    • Al-Rasub (аль-Расуб),
    • Al-Qadib (аль-Кадиб),
    • Halef (Hatf, Халеф, Хатф, «Смертная»),
    • Medham, Qal’i (Мезам, Кали)
  • Кусанаги, Кусанаги-но-цуруги, Цумугари-но-Тати (Kusanagi-no-tsurugi, 草薙の剣, Tsumugari no Tachi, 都牟刈の太刀, «Небесный меч») - священный меч, преподнесённый богине богом , принадлежит к (Япония). Добыт, согласно преданию, из хвоста восьмиголового дракона. Мог управлять ветрами. Перед этим из другого меча Сусаноо богиней Аматэрасу были созданы при творении мира три женщины.
  • Меч Гоуцзяня (кит. 越王勾踐劍, Sword of Goujian) - меч царя Гоуцзяня, (Китай, ), археологическая находка, насчитывающая ок. 2500 лет.
  • Небесная Воля Тхуан Тхиен (вьет. 順天, Thuận Thiên, Heaven"s Will) - мифический меч вьетнамского царя Ле Лоя (:vi:Lê Lợi), освободившего в XV в. свою страну от китайского владычества.
  • Ратна Мару (Ratna Maru) - меч .
  • Самсамха (Samsamha, Sansamha) - меч , халифа Багдадского.
  • Семизубый меч (Нанацусая-но-тати, Ситисито, Seven-Branched Sword, 七支刀) - одно из национальных сокровищ Японии, IV в. до н.э.
  • Хондзё Масамунэ (本庄正宗)- лучший клинок работы великого японского оружейника (1288-1328). Исчез в г., одно из самых ценных разыскиваемых произведений японского искусства.
  • Шамшир-е Зоморроднегар (شمشیر زمردنگا, «Украшенный Изумрудами») - меч Эмира Арсалана (Amir Arsalan), принадлежавший до этого (в персидском фольклоре).

Вымышленные мечи в современных произведениях

Похищающий Ситу, отсекает крылья Джатаю своим мечом Чандрахасом ]]

В зарубежном фэнтези

  • Rhindon

У Дженифер Роберсон (Легенды о Тигре и Дел):

  • Разящий - клинок Танцора Меча Тигра
  • Бореал - магический северный клинок (яватма) Дел
  • Самиэль - магический северный клинок (яватма), полученный Тигром в Стаал-Уста
  • Калландор - кристаллический меч, «Меч-Который-Не-Меч», меч, которого нельзя коснуться, один из артефактов Эпохи Легенд.
  • Меч истины - в одноимённом цикле
  • Меч Кринг - в рассказах «Пришествие Восьми» и «Притяжение Черва», принадлежал герою Хруну-Варвару

У Филиппа Пулмана

  • Чудесный нож - в рассказах «Чудесный нож» и «Янтарный телескоп», принадлежал герою Уиллу.
  • Лед - клинок Неда Старка из валирийской стали, впоследствии перекованный на два других меча.
  • Ласточка - меч, который был вручен Цири, когда её принудили сражаться на арене цирка;
  • Сигилль из Махакама - меч, который был подарен ведьмаку Геральту краснолюдом Золтаном Хивайем.

Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» - знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. Представляем вам 10 самых известных смертоносных реликвий в истории.

1. Меч в камне

Многие помнят легенду о короле Артуре, повествующую о том, как он вонзил свой меч в камень, чтобы доказать своё право на трон. Несмотря на совершенную фантастичность этой истории, она, возможно, основана на реальных событиях, только произошедших гораздо позже предположительного времени правления легендарного короля бриттов.
В итальянской часовне Монте-Сьепи хранится глыба с крепко засевшим в ней клинком, который, по некоторым данным, принадлежал тосканскому рыцарю Гальяно Гвидотти, жившему в XII-м веке.Согласно легенде, Гвидотти отличался скверным нравом и вёл довольно распущенный образ жизни, поэтому однажды к нему явился архангел Михаил и призвал его встать на путь служения Господу, то есть податься в монахи. Рассмеявшись, рыцарь заявил, что уйти в монастырь ему будет так же трудно, как разрубить камень, и в подтверждение своих слов он с силой ударил клинком лежавший неподалёку валун. Архангел явил упрямцу чудо - лезвие легко вошло в камень, и поражённый Гальяно там его и оставил, после чего встал на путь исправления и позже был канонизирован, а слава о его мече, пронзившем камень, разнеслась по всей Европе.
Подвергнув глыбу и меч радиоуглеродному анализу, сотрудник Университета Павии Луиджи Гарласкелли обнаружил, что какая-то часть этой истории вполне может быть правдой: возраст камня и меча насчитывает около восьми веков, то есть совпадает со временем жизни сеньора Гвидотти.

2. Кусанаги-но цуруги

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. - «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги - «меч, собирающий облака рая».Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз - даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.
Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

3. Дюрандаль

На протяжении веков прихожане часовни Нот-Дам, расположенной в городе Рокамадур могли видеть застрявший в стене меч, который, по преданию, принадлежал самому Роланду - герою средневековых эпосов и легенд, существовавшему в действительности.Согласно легенде, он швырнул свой волшебный клинок, защищая часовню от неприятеля, и меч так и остался в стене. Привлечённые этими байками монахов, в Рокамадур потянулись многочисленные паломники, которые пересказывали историю о мече Роланда друг другу, и таким образом легенда распространилась по всей Европе.Однако, по мнению учёных, меч в часовне - вовсе не легендарный Дюрандаль, которым Роланд наводил ужас на своих врагов. Знаменитый рыцарь Карла Великого погиб 15 августа 778-го года в битве с басками в Ронсевальском ущелье, расположенном в сотнях километров от Рокамадура, а слухи о «Дюрандале», засевшем в стене, начали появляться только в середине XII-го века, практически одновременно с написанием «Песни о Роланде». Монахи просто связали имя Роланда с мечом, чтобы обеспечить себе стабильный поток прихожан. Но отвергая версию о Роланде как владельце клинка, специалисты не могут ничего предложить взамен - кому он принадлежал, вероятно, так и останется тайной.Кстати, сейчас меча в часовне нет - в 2011-м году его извлекли из стены и отправили в парижский музей Средневековья. Интересно также, что в французском языке слово «Durandal» женского рода, так что Роланд, вероятно, питал к своему мечу не дружескую привязанность, а настоящую страсть и вряд ли мог швырнуть свою возлюбленную об стену.

4. Кровожадные клинки Мурамасы

Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.
Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, - не более, чем легенда.

5. Хондзё Масамунэ

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.Конечно, это чистейшей воды вымысел - Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.
Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

6. Жуайёз

Клинок Жуайёз (в пер. с фр. «joyeuse» - «радостная»), по легенде, принадлежал основателю Священной римской империи Карлу Великому, и долгие годы служил ему верой и правдой. По преданию, он мог до 30-ти раз в день менять цвет лезвия и яркостью своей затмевал Солнце. В настоящее время существует два клинка, которыми мог владеть знаменитый монарх.
Один из них, долгие годы использовавшийся в качестве коронационного меча французских королей, хранится в Лувре, и вот уже сотни лет не утихают споры относительно того, действительно ли рука Карла Великого сжимала его рукоять. Радиоуглеродный анализ доказывает, что это не может быть правдой: сохранившаяся старая часть выставленного в Лувре меча (за прошедшие сотни лет его не раз переделывали и реставрировали) создана между X-м и XI-м веками, уже после смерти Карла Великого (император скончался в 814-м году). Некоторые полагают, что меч был изготовлен после разрушения настоящего Жуайёза и является его точной копией, либо в нём присутствует часть «Радостной».Вторым претендентом на принадлежность легендарному королю считается так называемая сабля Карла Великого, находящаяся сейчас в одном из музеев Вены. Относительно времени её изготовления мнения специалистов расходятся, но многие признают, что она всё-таки могла принадлежать Карлу: вероятно, он захватил оружие в качестве трофея во время одного из своих походов в Восточную Европу. Конечно, это не знаменитый Жуайёз, но, тем не менее, сабля не имеет цены как исторический артефакт.

7. Меч Святого Петра

Существует легенда, что клинок, являющийся частью экспозиции музея польского города Познань - не что иное, как меч, которым апостол Пётр отрубил ухо рабу первосвященника во время ареста Иисуса Христа в Гефсиманском саду. Этот меч в 968-м году привёз в Польшу епископ Иордан, который всех уверял, что клинок принадлежал Петру. Приверженцы этого мифа полагают, что меч выкован в начале I-го века где-то на восточных окраинах Римской империи
Большинство исследователей, однако, уверены, что оружие изготовлено гораздо позднее описываемых в Библии событий, это подтверждает анализ металла, из которого выплавлен меч и лезвие типа «фальшион» - во времена апостолов таких мечей просто не делали, они появились лишь в XI-м веке.

8. Меч Уоллеса

Согласно преданию, сэр Уильям Уоллес, военачальник и предводитель шотландцев в борьбе за независимость от Англии, после победы в битве на Стерлингском мосту обтянул рукоять своего меча кожей казначея Хью де Крэссингема, занимавшегося сбором налогов для англичан. Надо думать, несчастному казначею пришлось перед смертью пережить немало ужасных минут, потому что кроме рукояти Уоллес сделал из того же материала ножны и портупею.
По другой версии легенды, Уоллес изготовил из кожи только портупею, но сказать что-либо наверняка сейчас невероятно сложно, потому что по требованию короля Якова IV Шотландского меч подвергся переделке - старая изношенная отделка меча была заменена на более подобающую этому великому артефакту.

9. Меч Гоуцзяня

В 1965-м году в одной из древних китайских гробниц археологи нашли меч, на котором, несмотря на сырость, окружавшую его долгие годы, не было ни единого пятнышка ржавчины - оружие было в прекрасном состоянии, один из учёных даже порезал палец, когда проверял остроту лезвия. Тщательно изучив находку, специалисты с удивлением констатировали, что ей не менее 2,5 тысяч лет.Согласно наиболее распространённой версии, меч принадлежал Гоуцзяню - одному из ванов (правителей) царства Юэ в период Вёсен и Осеней. Исследователи полагают, что именно этот клинок упоминался в утерянном труде по истории царства. По одной из легенд, Гоуцзянь считал этот меч единственным стоящим оружием в своей коллекции, а в другом предании говорится, что меч настолько прекрасен, что мог быть создан только совместными усилиями Земли и Небес.

10. Семизубый меч

Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия - на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка - поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. - «Семизубый меч»).
Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.