Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Дуэль между онегиным и ленским месяц. Евгений онегин отрывок - дуэль

Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.

О подробностях дуэли между Пушкиным и Дантесом современники судили (и мы, потомки, тоже) по воспоминаниям секундантов – Данзаса со стороны Пушкина и д,Аршиака со стороны Дантеса. Общее описание дуэли сходится, расхождения лишь в оценках поведения дуэлянтов. Разумеется, Данзас (соученик Пушкина по Лицею, друг) был "за" Пушкина, д,Аршиак (соотечественник, родственник) "за" Данзаса, но оба описали события по возможности объективно.

Со слов Данзаса.
Несмотря на ясную погоду, дул довольно сильный ветер. Морозу было градусов пятнадцать. <…>
Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, Пушкин упал. Секунданты бросились к нему, Дантес намеревался сделать то же, но Пушкин удержал его словами: "Attendez! je me sens assez de force pour faire mon coup" (подождите, у меня ещё достаточно сил, чтобы сделать свой выстрел) .

Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и поэтому Данзас подал ему другой (Д,Аршиак заметил, что это было не по правилам) .
Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина, куда он ранен, Дантес отвечал: "Je crois que j"ai la balle dans la poitrine" (я думаю, я ранен в грудь).
- Браво! – вскрикнул Пушкин и бросил пистолет в сторону. Но Дантес ошибся: он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку.

Со слов д,Аршиака.
Накануне дуэли секундант присутствовал при разговоре Геккерна с Дантесом. "Отец и сын" обсуждали детали поединка. Дантес сказал: "Если потребуется, поверьте, я сумею действовать так, что Пушкин не даст и одного выстрела! Я отправлю его к праотцам прежде, чем он успеет об этом подумать, и, уж во всяком случае, раньше, чем он спустит курок".

На поединке, "признав по лицу Пушкина всякий мирный исход исключенным, Жорж решил отстоять свое право на жизнь. Смертный приговор, написанный на лице Пушкина, вызвал его противника на первый и спешный выстрел. Поэт, видимо, ждал, чтоб д"Антес подошел к барьеру, имея в виду в этот момент разрядить свое оружие. Этот расчет необходимо было разрушить. Военное воспитание и строевая служба д"Антеса давали ему несомненное стратегическое преимущество пред бретером-литератором. Успех дуэли обеспечивался не только меткостью выстрела, как, вероятно, полагал Пушкин, но и правильным маневрированием после сигнала, о чем поэт, видимо, не подумал. Это и погубило его".

Здесь можно провести сопоставить дуэли Онегина+Ленского и Пушкина+Дантеса. В общих чертах дуэли сходятся, ибо правила проведения дуэлей были известны многоопытному дуэлянту Пушкину. В романе "Евгений Онегин" Пушкин пишет о поединке так:

Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.

Дальше произойдёт то, что произойдёт в будущей реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Дантес работал на опережение, он не дошёл одного шага до барьера и выстрелил в то время, пока Пушкин ещё целился. Поэт Пушкин упал, выронив пистолет.
Онегин тоже не дошёл до барьера и выстрелил первый, пока Ленский ещё прицеливался. Поэт Ленский упал и тоже выронил пистолет.
Дантес убил Пушкина. Онегин убил Ленского.

Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет.

В фильме-опере "Евгений Онегин" режиссёр и сценарист Роман Тихомиров великолепно создал сцену дуэли! Эта картина была для Тихомирова дебютом в кинорежиссуре, и он тщательно подготовился к написанию сценария и к работе режиссёра-постановщика: проштудировал "Евгения Онегина", воспоминания Данзаса и Д,Аршиака, либретто Константина Шиловского и проникся музыкой Чайковского.

Перед ним стояла сложная задача - дуэль самый ответственный эпизод в романе. Изначальные события подводят к дуэли, и последующие действия также отталкиваются от неё. Как показать эту важную часть на экране?!

В театре внимание на самой дуэли не акцентируют, на сцене показывают лишь раздумья-переживания Ленского, жертвы в любовном треугольнике. Ленский душевно поёт "Куда, куда вы удалились" и удаляется вглубь сцены, где полумрак и неясные фигуры... выстрел, трагедийная музыка, и - всем понятно, что дуэль состоялась, и Ленский убит.


Акт II, картина 5-я "Дуэль Онегина и Ленского". Онегин – П. Норцов, Ленский – Б.Бобков, Секундант – Ф.Светланов.
Большой театр, 1948–1952

В фильме полумраком не обойдёшься, там всё на виду. Гениальный режиссёр Роман Тихомиров показывает настоящую зиму, мороз, пар изо рта... Так было написано в романе, так будет происходить в 1837 году. Тихомиров объединяет текст романа, текст либретто и воспоминания секундантов в одно целое, как скульптор обрубает всё лишнее, и снимает сцену дуэли.

Зарецкий отмечает барьер, хлопает три раза в ладоши, противники сходятся... светит солнце, блестит снег. Со стороны Зарецкого видно, как на вершине снежного холма дуэлянты делают неуверенные шаги: первый, второй... пятый... Пока Ленский готовится к выстрелу, Онегин стреляет. В сценарии соблюдены правила дуэли: десять шагов между барьерами. От каждого барьера по пяти шагов в поле на продвижение противников и для выстрела на ходу.

Так сделал Онегин. Так сделал Дантес. Соперники с их благородными душами опоздали, упустив момент. Свершилась трагедия.
Зарецкий снимает фуражку и говорит: "Убит!" Онегин не верит, он в отчаянии:

В тоске сердечных угрызений,
Рукою стиснув пистолет,
Глядит на Ленского Евгений.
"Ну, что ж? убит",- решил сосед.

Онегин натурально переживает, его глаза полны слёз... Все чувства на виду, всё показано крупным планом! Такое не увидишь в театре даже в бинокль – внутренние переживания мастерски выставляются наружу без эффектных театральных жестов и поз. Это возможно только в кино. "Кино - великая сила!" Читатель/зритель не домысливает, как в книге или в театре, он - видит! Выражение глаз, мимика, слёзы, жесты, поза - всё работает на раскрытие состояния Онегина - убить на поединке человека из-за пустячной размолвки, это непоправимая ошибка, ужас, кошмар, трагедия.
Онегин убил не просто человека - друга.

Дантесу проще. Пушкин был для него лишь противником, которого надо победить. "Д"Антес вообще не испытывал никакого сожаления или раскаянья. Он считал, что совершилось неизбежное - в смертельной борьбе он отстоял свою жизнь; все остальное отступало в тень".
Дантес убил не просто человека - врага.

Из д,Аршиака: "Я воротился к нашим саням. Д"Антес стоял перед ними, молчаливый и бледный, крепко сжав зубы и неподвижно смотря вперед своими стеклянными зрачками, словно вправленными в тонкие черные ободки".
Он лишил жизни человека, в котором ещё несколько минут назад:
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь,-
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.

Фильм-опера "Евгений Онегин, 1958. Реж. Роман Тихомиров.
Онегин - Вадим Медведев.
Ленский - Игорь Озеров.
Зарецкий - в титрах не указан.

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

М. Лермонтов.

Теме дуэли между Ленским и Онегиным посвящена вся 6-я глава романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Этой главе будет посвящен данный анализ. Первые 2 строфы рассказывают о завершении праздника . Их мы упускаем.

Композиция

Переживания , ее ревность служат преддверием трагедии и предпосылкой к . С переживаний девушки начинается 3-я строфа. Татьяну томят, волную смутные предчувствия, но в чем их причина, она понять не в состоянии.

Знакомит читателя с , который станет секундантом , и который косвенно сыграл не последнюю роль в этой дуэли. опасался, что Зарецкий ославит его на всю округу, если тот протянет руку перемирия. 4 строфы Пушкин посвятил знакомству с этим литературным героем. Зарецкий приехал к Онегину и привез ему от Владимира картель – вызов на дуэль.

Когда Зарецкий ушел, Онеги н задумался над своим поведением (как бы это шаблонно ни звучало). Он осуждал самого себя, понял, что во всем был не прав.

Все-таки, он, Евгений, старше, опытнее, и должен был проявить немного мудрости. А теперь, когда в дело

Вмешался старый дуэлист;

Он зол, он сплетник, он речист,

О перемирии не может быть и речи. Онегин все- таки побаивался «мнений света». Последующие 4 строфы посвящены переживаниям Ленского, его встрече с . Затем вклинивается строфа, посвященная влюбленной Татьяне, которая, если бы только подозревала о дуэли, могла помирить соперников. Затем снова строфы о бессонной ночи Ленского и его стихотворение. Наступает утро, и события получают свое развитие. Дуэль состоялась за старой мельницей. Онегин привел вместо секунданта француза недворянского сословия. Это было серьезным нарушением дуэльного кодекса. Но Зарецкий, который вправе был остановить дуэль только по одному этому обстоятельству, только закусил губу.

Тут Пушкин снова повторяет мысль о том, что

дико светская вражда

Боится ложного стыда.

Приближается кульминация романа. Вот секунданты готовят пистолеты, Зарецкий отмеряет расстояние.

Убит поэт. Онегин в растерянности. Он не хотел смерти Ленского, и не ожидал такого исхода. Он еще не верит, взывает к Ленскому, надеется, что тот всего лишь ранен, что он потерял сознание. Онегин зовет друга. Но нет. Ленский убит. От одного этого слова, произнесенного Зарецким, Евгения бросает в дрожь. Он отходит, зовет людей. Зарецкий осторожно кладет в сани легкое тело юноши, и везет его домой.

В развязке сюжета Пушкин пишет о том, какая судьба ждала Ленского, если бы он остался жить. И что в том плохого? Все так живут и совсем не факт, что он носил бы оленье украшение. Если бы он не погиб, он успел бы оставить после себя продолжение, радовался бы жизни, наслаждался. А так

любовник молодой,

Поэт, задумчивый мечтатель,

Убит приятельской рукой!

В развязке Пушкин дает описание местечка, где молодой поэт был похоронен, так и не успев познать всех прелестей жизни.

Литературные герои

В эпизоде дуэли задействованы следующие литературные герои:

Онегин и Ленский – это главные герои сюжета. Владимир Ленский — сгорающей от ярости и ревности, и вызвавший противника на дуэль. Онегин – чувствует за собой вину сначала за то, что дразнил юношу , а в конце – за гибель Ленского.

Герои второго плана – секунданты Зарецкий и месье Гильо.

Отец семейства холостой, принимает самое деятельное участие в событиях. Здесь Ольгу и Татьяну можно отнести к эпизодическим героиням. Ольга появляется только когда Ленский приезжает к ней. А Татьяна со своими переживаниями и вовсе оказывается в тени.

Построение стиха

Глава написана «Онегинской строфой», которую поэт разработал специально для этого романа. В ней 14 строк: 3 четверостишия и 2 строки дополнительные:

  • первое четверостишие рифмуется перекрестной рифмой,
  • второе четверостишие — смежной, или парной рифмой,
  • в третьем четверостишии рифма кольцевая,
  • последние строки зарифмованы попарно.

Ударные рифмы практически везде сочетаются с безударными. Почти все произведение написано четырехстопным ямбом. Этот стихотворный ритм оказался наиболее удобным для повествования.

Гибель Ленского можно назвать кульминацией романа «Евгений Онегин», а 6-ю главу — одной из самых волнующих и значимых во всем романе.

Остановимся подробнее на описании дуэли. В чем богатство языка Пушкина?
Сцена дуэли действительно очень богата разнообразными художественными приемами. Глаголы, существительные, числительные в сцене дуэли обладают ничуть не меньшей силой, чем определения - эпитеты; предложения, лишенные сравнений, не становятся от этого менее выразительными. Анализ описания дуэли мы можем начать как раз с глаголов.


Пушкин детально описывает, как заряжались пистолеты:
Вот пистолеты уж блеснули.
Вот порох струйкой сероватой
Гремит о шомпол молоток.


Сказуемые в этом отрывке более всего завладевают нашим вниманием, заставляют следить за каждым этапом подготовки пистолетов, позволяют видеть и слышать происходящее. Пистолеты не просто извлечены из футляров - они «блеснули». Молоток «гремит» - стук его далеко разносится в звонком зимнем воздухе. Обратим внимание на одну особенность всех действий, изображенных в отрывке: здесь нет человека, хотя его руками все делается. Действуют пистолеты, молоток, пули, порох, кремень (гремит молоток, уходят пули, щелкнул курок]. Этот прием, выдвигающий на первый план орудия смерти, словно наделенные способностью двигаться самостоятельно, подчеркивает неизбежность приближающейся катастрофы.


Эпитеты в отрывке точные, очень скупые: признак дается только там, где он необходим: ствол граненый, сероватая струйка пороха, кремень зубчатый, надежно ввинченный.
Обратим внимание на композиционную роль этой картины: она замедляет действие и тем самым усиливает напряжение. Подробное описание того, как заряжаются пистолеты, превращается в страшную сцену спокойной,методической подготовки убийства.


Подтекст этой сцена - страстный гуманизм поэта: вместе с ним мы с ужасом и возмущением следим за приготовлением к убийству чело века человеком.
Существенную роль в изображении дуэли играют числительные. Они так и врезаются в память, заставляя нас напряженно следить, как "педант" Зарецкий отмеряет тридцать шесть шагов, как идут дуэлянты к роковой черте. Пушкин отлично понимает силу этих чисел и повторяет: «четыре перешли шага, четыре смертные ступени...».


Самый трагический момент, когда с выстрелом Онегина обрывается жизнь Ленского, описан совсем просто: здесь нет ни сравнений, ни метафор и только один простой эпитет «тихо»:

Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил...

Тревога за судьбу персонажей сменяется трагедией случившегося. Время
замедляется, наступает страшная тишина:
...поэт
На грудь кладет тихонько руку
Роняет молча пистолет,
И падает...
Мысль о смерти связана с представлением о вечном холоде. И мгновенный холод, который охватывает Онегина, это не только чувство ужаса, но и ледяное дыхание смерти. Далее мы читаем строки, изобилующие метафорами и сравнениями:


Дохнула буря, цвет прекрасный
увял на утренней заре.
Потух огонь на алтаре!..

Сравнить умолкнувшее сердце с опустевшим, покинутым домом - для этого нужна была смелость гениального новатора, сумевшего простые слова общенародного языка сделать «чистым золотом» поэзии.


В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы «задумчивый мечтатель» не был «убит приятельской рукой»