Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

"белая лилия" сталинграда.

Ни в одной армии мира 1939-45г.г. кроме РККА не было женщин пилотов истребителей. Тот факт, что советские женщины участвовали в войне в качестве пилотов истребительной авиации говорит о том высочайшем уровне патриотизма, которого достиг наш народ в этой войне.

Лучшим пилотом-истребителем 2-й мировой войны была младший лейтенант Лидия Литвяк, командир звена 3-й эскадрильи 73-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт).Лилия Литвяк воевала всего 10 месяцев, но успела совершить 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, одержала 12 подтвержденных побед и погибла в бою 01.08.43г. в возрасте неполных 22 лет.
О ее жизни и смерти можно было бы снять потрясающий фильм, Голливуд просто отдыхает.Такой возможности как съемки фильма мы конечно не имеем, но постараюсь в этом посте обрисовать образ героической девушки истребителя.Воздушные бои над Сталинградом, Кубанью и Донбассом. 168 боевых вылетов и 11 блестящих побед. Истребитель с нарисованной на капоте лилией внушал ужас вражеским летчикам. А за его штурвалом сидела маленькая, хрупкая девушка - Лидия Литвяк. (по другим сведениям на машине Лидии ничего не было нарисовано)


Лидия Литвяк родилась 18 августа 1921 года в Москве. Как и многие в 30-е годы, увлеклась авиацией, став курсантом Кировского аэроклуба. После него были Херсонская авиационная школа и работа летчиком-инструктором в Калининской авиашколе, десятки часов налета и 45 обученных ею пилотов.С первых дней войны Лидия стремилась на фронт, но военная авиация не сразу открыла перед ней двери. Своего Литвяк добилась лишь зимой 1942 года, став летчиком 586 женского истребительного авиаполка.Первый боевой вылет Лидия совершила на самолете Як-1 в августе 1942 года, прикрывая Саратов от налетов нацистской авиации, а уже в сентябре добилась перевода в 437 авиационный истребительный полк, защищавший небо Сталинграда. К этому времени летчица имела одну воздушную победу в составе группы - немецкий Ju-88.


Поначалу мало кто воспринимал маленькую, светловолосую девушку всерьез. Но уже после первых вылетов над Сталинградом стало понятно, что Лиля - так называли летчицу однополчане - прирожденный летчик. 13 сентября 1942 года девушка одержала сразу две победы в одном воздушном бою, записав на свой счет гитлеровские Ju-88 и Me-109.


После этого боя по подразделениям Люфтваффе была разослана директива:
Отрывки из «Black Cross / Red Star», (русскоязычного перевода не существует).
Хроника Сталинградской битвы за воздух. Дневник командующего...?." 18 Сентября 1942 г., 12:00Погода: ясно.Жуков начал новое наступление севернее Сталинграда. Силы Вермахта находящиеся севернее города оказались под ударом не менее четырех армий большевиков. К счастью, Люфтваффе смогло ослабить силу этого наступления совершив 3 000 боевых вылетов по сравнению с 300 которые совершили ВВС Красных. Ю-88 из I./KG1 «Гинденбург» и III./KG1 «Гинденбург» также внесли свой вклад в дело победы под Сталинградом. Несмотря на то что наши потери высоки, противник понес намного большие потери. ВВС испытывают такую нехватку пилотов что начали принимать в качестве пилотов-истребителей женщин! Женщин! Одна из них даже смогла сбить Ю-88 и Ме-109 5 дней назад. Ее зовут Лилия Литвяк. Советская пропагандистская машина сделала из этого настоящую сенсацию, и привела в смущение наших пилотов-истребителей, охраняющих периметр над городом. Если вы услышите позывной «Чайка-90» немедленно перехватите эту глупую девицу и ее товарищей из 296 ИАП и… никакого благородства. Это не игра!.."
С каждым вылетом, с каждым боем побед становилось больше. Всего за время наступательных боев под Сталинградом Литвяк на истребителе Ла-5 сбила четыре вражеских самолета лично и четыре в составе группы.


Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пешком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на вражеской территории и взявший Лидию на борт своего самолета.Вскоре летчица получила и свою первую награду - орден Красной Звезды. «Для нее нет невыполнимых задач», «в воздушных боях дерется смело и энергично», «все боевые задания выполняет с желанием» - такая характеристика дается летчице в представлении к награде.


(слева направо): Лилия Литвяк, Екатерина Буданова, Мария Кузнецова
Ожесточенные бои на Кубани. 22 апреля 43-го Лидия участвовала в перехвате группы из 12 Ju-88 в районе Ростова-на-Дону. В этом воздушном бою летчица снова одержала победу: несколько дерзких маневров, меткий огонь - и один вражеский бомбардировщик упал на землю. Внезапно в бой ввязалось еще шесть нацистских самолетов - истребителей Ме-109. Схватка на больших скоростях с невероятными виражами, с нечеловеческими перегрузками длилась более 15 минут. Летчица получила серьезное ранение, но несмотря на это сумела привести подбитый самолет на родной аэродром. После этого боя Лидия Литвяк была признана асом.



1 августа 1943 года самолет Лидии Литвяк последний раз поднялся в воздух. Советские войска прорывались к Донбассу, и в районе реки Миус шли тяжелые бои. Совершив три боевых вылета подряд, она уничтожила два вражеских самолета лично и еще один в группе, а из четвертого девушка не вернулась.Свидетели последнего боя летчицы рассказывали, что видели, как ее самолет был подбит. Были организованы поиски, но они вскоре прекратились, и Лидию признали пропавшей без вести.



Но Лидию искали, искали упорно. Ещё летом 1946 года командир 73-го гвардейского истребительного авиаполка И. Запрягаев послал в район Мариновки на машине несколько человек для поисков её следа. К сожалению, однополчане Литвяк опоздали буквально на несколько дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были уничтожены…
Белые пятна в судьбе героической летчицы исчезли лишь в 1971 году, когда останки Лидии Литвяк обнаружили в братской могиле в селе Дмитровка Донецкой области. В ноябре 71-го в приказ Главного управления кадров о судьбе летчицы внесли изменение: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.». А в 1990-м, благодаря стараниям однополчан, гвардии младший лейтенант Литвяк посмертно стала Героем СССР.

За 8 месяцев на фронте летчица совершила 168 боевых вылетов, одержала 11 побед лично, 3 в составе группы и уничтожила 2 аэростата-корректировщика, став одной из самых результативных летчиков-асов среди женщин.


Самолет с бортовым номером 23 на таком же летала Лидия Литвяк

Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. С 14 лет занималась в аэроклубе. В 15 лет она уже совершила свой первый самостоятельный полет. После окончания Херсонской авиационной школы лётчиков-инструкторов работала в Калининском аэроклубе. Подготовила 45 лётчиков. В 1937 году отец Лидии был арестован и расстрелян.

В 1942 году вступила в созданный женский авиационно-истребительный полк, приписав недостающие 100 часов налёта. Освоила истребитель Як-1.Первый боевой вылет совершила в небе над Саратовым. В августе 1942 года в группе сбила немецкий бромбардировщик Ju-88. В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Юго-Восточный фронт).

13 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ju-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109, оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 м поразила Ju-88. Затем в паре с Р. Беляевой сбила Me-109. В это время на капоте её самолёта по её просьбе была нарисована белая лилия и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда» и Лилия стала её радиопозывным.

Вскоре её перевели в 9 гвардейский Одесский истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Л.Л.Шестаков. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296 истребительный авиационный полк, летала на Як-1. 11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ju-88 и в группе FW-190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лёчиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.

23 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.

22 марта в районе Ростова-на Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.

После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.

5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.

В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, на максимальной скорости пролетела к аэростату и мощным огнём из всего вооружения разнесла его в клочья. За эту победу она получила орден Красного Знамени.

21 мая 1943 года в бою погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза Алексей Фролович Соломатин.

15 июня Лидия Литвяк сбила Ju-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась. 18 июля в схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.

В конце июля — начале августа 1943 года в районе реки Миус происходили тяжёлые бои по отражению контрудара II немецкого танкового корпуса. Немецкое командование стянуло в район боёв большое число самолётов. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета в ходе которых сбила лично 2 самолёта противника и 1 в группе. Из четвёртого вылета самолёт не вернулся. Командование дивизии подготовило представлению Лидии Литвяк к званию Героя Советского Союза, но прошли слухи, что девушка попала в немецкий плен и представление было отложено.

Послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитриевка.

5 мая 1990 Президент СССР Горбачёв подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно.

Победы в воздушных боях:

13 Сентября 1942 г. Ju-88
11 Февраля 1943 г. Ju-87
11 Февраля 1943 г. FW-190 (в группе)
22 Марта 1943 г. Ju-88 Ростов-на-Дону
22 Марта 1943 г. Ме-109
5 Мая 1943 г. Ме-109
7 Мая 1943 г. Ме-109
31 Мая 1943 г. Воздушный шар
16 Июля 1943 г. Ju-88
16 Июля 1943 г. Ме-109 (в группе)
19 Июля 1943 г. Ме-109
21 Июля 1943 г. Ме-109
1 Августа 1943 г. Ме-109 (в группе)
1 Августа 1943 г. Ме-109

Все победы одержаны на самолёте Як-1. Всего побед: 11 (+ 3 в группе).

Награды:
- Орден Ленина
- Орден Красного Знамени
- Орден Красной Звезды
- Орден Отечественной войны 1 степени

Память:

В Москве на доме No14 по улице Новослободской, в котором она жила и откуда ушла на фронт, установлена мемориальная доска.
Одна из московских улиц названа её именем.
Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ СТАЛИНГРАДА. Летчица-истребитель. Позывной -"Белая Лилия" Многим в России известны имена летчиков, защищавших небо нашей Родины в суровые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и подвиги, cовершённые ими. О некоторых написаны книги и сняты фильмы. Такие имена, как Александр Покрышкин, Григорий Речкалов, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, известны нам с детства. Знаем и о женщинах-летчицах, принимавших участие в войне. В основном нам известны те, кто служил в полках лёгких ночных бомбардировщиков По-2, о которых много написано и снят фильм «В небе ночные ведьмы». Эти женщины внесли огромный вклад в разгром немецких захватчиков и приближения Победы. Но не все знают, что были среди этих хрупких девушек и женщин лётчики-истребители. На фронтах воевало три истребительных полка, укомплектованных одним женским составом, а также в некоторых истребительных дивизиях были сформированы отдельные женские звенья. Об одной из таких легендарных женщин, летчике-истребителе, Герое Советского Союза гвардии младшем лейтенанте Лидии Владимировне Литвяк эта статья. Дорога в небо Лидия Литвяк родилась в Москве 18 августа 1921 года. Это были сложные для молодой страны годы - только что закончилась Гражданская война, в стране была разруха. Отец Лидии был железнодорожником, трудился в депо. В сложном 1937 году по ложному доносу он был арестован и расстрелян, как «враг народа». Так как это могло сильно навредить, молодая девушка тщательно скрывала этот факт. Лидия Владимировна рано «заболела» небом, в 14 лет наравне с взрослыми она записалась в аэроклуб - в те годы в СССР был брошен клич: «Молодежь - в ОСОАВИАХИМ!», и уже в 15 лет совершает свой первый самостоятельный полёт. Затем она заканчивает курсы геологов и отправляется в экспедицию на Крайний Север. Следующей ступенькой на пути к небу была Херсонская авиационная школа лётчиков-инструкторов, закончив которую Литвяк становится одним из лучших инструкторов в аэроклубе города Калинин. К началу войны она успела подготовить 45 курсантов. На фронт С началом войны, в июне 1941 года, стране потребовались квалифицированные пилоты и Лидия записалась добровольцем. В начале командование не предполагало использовать женщин в качестве истребителей, им отводились второстепенные роли. Но постепенно из-за потери большого количества кадровых лётчиков взгляды резко изменились. Осенью 1941 года государственный Комитет Обороны во главе с И.В.Сталиным постановил сформировать три женских авиаполка. Эти части формировались под руководством легендарной лётчицы, Героем Советского Союза Марии Расковой. Лидия, узнав в начале 1942 года о формировании истребительного авиаполка, приписала к своему налёту 100 недостающих часов и была сразу зачислена в 586-й ИАП. И уже в июне этого года совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовым на самолёте Як-1. В августе этого же года, имея на своем счету одну групповую победу (Ju-88) добилась перевода в 286-ю истребительную авиадивизию. Но уже в начале сентября нескольких лучших лётчиц дивизии, в том числе и Лидию Литвяк, переводят в «мужской» 437-й ИАП Сталинградского фронта, для прохождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5. Уже 13 сентября, во время своего второго вылета в составе этого полка, девушка сбивает два немецких самолёта - истребитель Me Bf 109-F2 и бомбардировщик Ju 88-A1.Спустя две недели очередная победа- еще один Ju 88-А1. И еще одна в паре с летчицей Р.Беляевой - Me Bf-109 F2. Вскоре Литвяк переводят в отдельное женское звено при штабе дивизии, а оттуда в 9-й гвардейский Одесский ИАП - полк асов, воевавший на Як-1. Рождение аса. 23 февраля 1943 года Лидия Владимировна получает свою первую боевую награду - орден Красной Звезды. К этому времени на борту её Яка красовалось 8 звезд - 8 воздушных побед. В это же время капот ее истребителя украсила ярко-белая лилия- знак отличия пилота, которому разрешена «свободная охота». Изменился и позывной Лидии, теперь её знали как «Белая лилия-44»(44 - это бортовой номер её самолёта). В середине марта воздушная обстановка на фронте осложнилась - начинались бои за завоевание господства в воздухе в небе Кубани. По документальным свидетельствам ежедневно над Кубанью происходило до 80 воздушных боев, с большими потерями с той и другой стороны. В таких боях пилоты становились асами. 22 марта Лидия участвовала в перехвате группы Ju 88-A1 в районе Ростова-на-Дону. В этом трудном и долгом бою она сбивает еще один самолет, но на помощь своим бомбардировщикам из облаков пришла «шестерка» Me Bf 109-G6. Это была новая модификация этого самолета, с более мощным двигателем и пушечным вооружением. Бой на больших скоростях и невероятных виражах с нечеловеческими перегрузками длился более 15 минут. Лётчица была ранена, самолет имел серьёзные повреждения, но ей всё же удалось дотянуть до аэродрома и посадить искалеченный истребитель. Именно после этого боя Лидия Литвак была признана асом. После лечения в госпитале девушка возвращается в родной полк. И уже 5 мая еще не окрепшая участвует в боевом вылете - сопровождает наши бомбардировщики. Во время этого вылета отбивает несколько атак немецких истребителей и сбивает один из них. Через два дня очередная победа - еще один Me Bf 109-F2. В конце мая Литвяк проводит уникальную атаку и уничтожает в воздухе аэростат-корректировщик противника, который долго не могли уничтожить. Лидия зашла на него с территории противника со стороны солнца. Атака длилась всего 39 секунд. За эту победу гвардии младший лейтенант Лидия Владимировна Литвяк была награждена орденом Боевого Красного Знамени. О её подвигах в небе написали во всех газетах и её имя стало известно всей стране. Короткое счастье и горечь потерь На фронте жизнь не заканчивается и Лидия встретила там свою любовь. Это был лётчик этого же полка, её ведущий Алексей Саломатин. Молодые люди полюбили друг друга и в апреле 1943 года, в перерыве между боями, расписались. Но война, есть война. Она внесла коррективы и в эту молодую семью. 21 мая 1943 года молодая девушка испытала боль близкой утраты. В тяжёлом неравном бою, прикрывая своего товарища погиб её муж - Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Фролович Саломатин. Горечь невосполнимой утраты захлестнула Лидию. 19 июля того же года новая личная трагедия - погибла её лучшая подруга Екатерина Буданова, которая считалась самой результативной из женщин-асов, на её счету было 11 побед (у Лидии на тот момент было 10 плюс 3 в группе). Девушка поклялась мстить врагу за родных и близких не щадя своей жизни. Лидия и сама не раз была на волосок от смерти - её дважды сбивали над территорией, занятой противником. Но оба раза она благополучно возвращалась в часть. Первый раз она 3 дня выбиралась с территории противника - шла по ночам, чтобы не попасть в плен, а второй раз её спас товарищ, пилот совершил рискованную посадку рядом со сбитой машиной лётчицы и вывез её в кабине своего самолета. Последний вылет 1 августа 1943 года Лидия Владимировна Литвяк совершила свой последний боевой вылет. Звено Як-1 прикрывала штурмовики Ил-2, идущие на штурмовку позиций противника. Для Лидии это был уже четвертый вылет за день. В предыдущих вылетах она уже сбила один самолёт противника. В районе работы штурмовиков наше звено встретилось с большой группой немецких истребителей, по количеству в 3 раза превосходившей наши Яки. Не смотря на это наши истребители вступили в неравную схватку. По свидетельству очевидцев, сразу четыре Me Bf 109-G6 устремились к самолёту с белой лилией на борту - самолёт Лидии был хорошо известен немецким пилотам. Завертелась смертельная карусель - 1 против 4. Воздух оглушал, рёв двигателей, работавших на пределе, и разрывали пушечные очереди. Вот из этого хаоса вывалился истребитель, объятый пламенем - Литвяк сбила второй за день и двенадцатый по счёту самолёт врага. Но бой был неравным. Несколько пушечных очередей трёх немецких истребителей «прошили» Як Лидии Владимировны. Объятый пламенем самолет легендарной лётчицы и смелой девушки упал в лес возле деревни Дмитриевка. Через две недели ей должно было исполниться всего 22 года. Командование полка срочно организовало её поиски. Но ни самолёта, ни лётчицы найти не удалось. Именно из-за этого Лидии Литвяк так и не было присвоено звание Героя Советского Союза, которое полагалось за 10 воздушных побед. А её имя на десятилетия «выпало» из истории. Звезда Героя Даже то, что поиски Лидии, что в далёком 1943 году не привели к её нахождению, родные и однополчане девушки упорно их продолжали. И, наконец, в 1979 году они достигли долгожданного успеха. Было найдено и подтверждено документально, что останки гвардии младшего лейтенанта Литвяк Лидии Владимировны 1921 года рождения захоронены в братской могиле на территории села Дмитриевка Шахтёрского района, на донецкой земле. В 1988 году в её личном деле запись «пропала без вести» изменили на другую «погибла при выполнении боевого задания». После этого ветераны 9-го гвардейского ИАП, в котором она служила и воевала, написали письмо в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством о присвоении ей звания Героя Советского Союза. Просьба однополчан не осталась без ответа. Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года - Лидии Владимировне Литвяк было присвоено долгожданное и полностью ею заслуженное звание Героя Советского Союза (посмертно). А 25 октября 1993 года Указом Президента Российской Федерации, как признание ее боевых заслуг во время Великой Отечественной войны, Лидии Владимировне Литвяк присвоено звание Героя России (посмертно). Эпилог Лидия Литвяк в годы войны стала настоящей легендой. Сбила больше всех самолетов среди женщин-пилотов. Была трижды ранена, дважды совершала вынужденную посадку на территории противника, но смогла вернуться в свой полк. За свой недолгий боевой путь совершила 186 боевых вылетов и провела 69 воздушных боев. На своём счету имеет 12 подтверждённых побед. И хочется выразить низкий поклон её родственникам, однополчанам, друзьям, что не опустили руки и продолжали поиски легендарной лётчицы, а также всем тем, кто им в этом помогал и вернул нам её незаслуженно забытое имя. Спасибо вам от всего послевоенного поколения. Боевой путь Лидии Литвяк 1940 год - Становится летчиком-инструктором ОСОАВИАХИМа Октябрь 1941 года - Проходит боевую подготовку г. Энгельс Январь 1942 года - Зачислена в женский 586-й ИАП Сентябрь 1942 года - Направлена в 437-й ИАП Февраль 1943 года - Первая награда - орден Красной Звезды Май 1943 года - Орден Боевого Красного Знамени Август 1943 года Погибла в бою одержав свою 12 победу Май 1990 года присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) Октябрь 1993 года присвоено звание Героя России (посмертно)

Чем хорош интернет так это замечательной возможностью поиска информации и просвещения. Сегодня дети больше играют в танчики, а не узнают историю Великой Отечественной, хотя именно в этой истории скрыты огромные кладези воспитательной и житейской мудрости. как знать, если бы о Великой Отечественной войне больше бы рассказывалось молодёжи Украины, то не было бы там тех событий, которые могли присниться солдатам Победы только в страшном сне...

Лидия Литвяк

Лидия Владимировна Литвяк стала в годы войны леген-дой. Она сбила больше вражеских самолетов, чем какая- либо другая женщина-истребитель в истории воздушных сражений. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса как женщина-лётчик, одержавшая наибольшее число побед в воздушных боях.

За свой недолгий боевой путь она сделала 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боев, совершила две вынужденные по-садки на территории противника и смогла вернуться в свой полк, была трижды ранена, теряла близких людей, но продолжала бороться. Лидия летала на истре-бителе Як-1 и погибла, имея на своем боевом счету 12 личных подтвер-жденных воздушных побед; 4 самолёта врага она сбила в группе.

Руководить формированием этих полков было поручено Герою Советского Союза летчице Марине Расковой. В начале 1942 года, узнав, что формируется женский истребительный авиационный полк, Лидия приписала к имевшемуся налету 100 недостающих часов и была зачислена в 586-й истребительный полк. И уже в июне совершила свой первый боевой вылет в небе над Саратовом.

В августе 1942 года, имея на счету одну групповую победу над Ю-88, Лидия добилась перевода в 268-ю истребительную авиационную дивизию. В начале сентября 1942 года лучших боевых летчиц (в их числе была Лидия Литвяк с по-другой Катей Будановой) напра-вили на Сталинградский фронт в «мужской» 437-й истребитель-ный авиационный полк для про-хождения дальнейшей службы на истребителях Ла-5.

13 сентября во время своего второго боевого вылета Лилия Литвяк сбила два самолета Вf109 и Ju 88. Спустя две недели она одержала свою третью побе-ду, сбив еще один Ju 88. Затем в паре с летчицей Р. Беляевой сбила Bf109. Вскоре Лидия была переведена в отдельное женское звено, организованное при штабе дивизии, а оттуда в полк асов - 9-й гвардейский Одесский истре-бительный авиационный полк. 23 февраля 1943 года Лидии Литвяк вручили первую боевую награду - орден Красной Звезды. К тому времени на ее счету зна-чилось уже 8 воздушных побед.

Лидия Литвяк была ещё совсем юной девушкой - ей едва исполнился 21 год. Молодой и очень романтичной: по воспоминаниям, Лидия носила длинные шарфы, сшитые из парашютного шёлка, и всегда держала в кабине истребителя букетик полевых цветов. На капоте своего Як-1 она нарисовала яркую белую лилию.

В марте обстановка в воздухе стала гораздо сложнее. 22 марта в районе Ростова-на-Дону Лидия участвует в перехвате группы Ju 88. Во время долгого и трудно-го боя ей удалось сбить один из вражеских бомбардировщиков. Но на помощь «юнкерсам» по-дошла шестерка Bf 109 и сходу пошла в атаку. Более 15 минут продолжался бой, в котором лет-чица была ранена и с большим трудом смогла привести иска-леченный истребитель домой.

Именно после этого боя она была признана асом. После лечения в госпитале летчица вернулась в полк. И уже 5 мая, еще не совсем окрепнув, вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков. Во время вылета завязался воздуш-ный бой, и Лидия сбила истреби-тель противника. А через два дня сбила еще один Bf109. В конце мая на участке фрон-та, где действовал полк, появил-ся аэростат-корректировщик артиллерийского огня. Неод-нократные попытки сбить его ни к чему не привели. Литвяк смогла справиться с этой зада-чей. Взлетев, она прошла вдоль линии фронта, затем углубилась в тыл противника и зашла на аэростат с захваченной врагом территории, со стороны солнца. Атака длилась менее минуты! За эту победу младший лейтенант Лидия Литвяк была награждена орденом Красного Знамени. О подвигах летчицы написали в газетах, ее имя стало известно всей стране.

Лидия Литвяк прославилась еще двумя своими подвигами. В течение нескольких недель ее самолет дважды был сбит за линией фронта, и оба раза Лида оставалась невредимой, избегала плена и возвращалась домой, чтобы вновь принять участие в боях. В первый раз ей удалось бежать самой и добраться пеш-ком. А во второй раз ее спас товарищ - пилот, совершивший отчаянную посадку на враже-ской территории и взявший Ли-дию на борт своего самолета.

В апреле 1943 года весьма популярный журнал "Огонёк" поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и короткое пояснение: "12 самолётов противника сбили эти отважные девушки".

21 мая 1943 года в тяжелом бою погиб муж Лидии - Герой Советского Союза гвардии ка-питан Алексей Фролович Соломатин .

Алексей Фролович Соломатин

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 296-го истребительного авиационного полка (позднее 73-й гвардейский истребительный авиационный полк) 268-й истребительной авиационной дивизии, 8-я воздушная армия, Южный фронт - старший лейтенант Соломатин к февралю 1943 года совершил 266 боевых вылетов, в 108 воздушных боях лично сбил 12 и в группе 15 самолётов противника. В начале 1943 года в полк пришла служить Лидия Литвяк и была назначена ведомой к Соломатину.

Капитан Соломатин погиб 21 мая 1943 года в учебном воздушном бою над хутором Павловка Красногвардейского (ныне Красносулинского) района Ростовской области. Самолет разбился на глазах своих боевых товарищей и любимой. Похороны Соломатина состоялись на площади х. Павловка. Всего на его боевом счету было 17 самолётов противника сбитых лично и 22 - в группе.

19 июля летчица пережила еще одну трагедию - погибла ее лучшая подруга Катя Буданова, которая считалась самой удачли-вой из советских летчиц-асов, на ее счету было 11 уничтоженных вражеских крылатых машин (у Лидии тогда их было десять плюс три, сбитых в группе).

Екатерина Буданова

1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила свой послед-ний боевой вылет. В составе звена Як-1 она сопровождала идущие на задание штурмовики Ил-2. В воздухе их самолеты встретились с большой группой немецких истребителей. Расска-зывают, что к Яку с белой лили-ей на борту устремились сразу несколько «мессершмитов». Это был четвертый вылет за день. В свой последний день жизни Лидия сбила еще два самолета противника. Самолет легендарной летчицы упал возле деревни Дмитриевка. Через две недели ей исполнилось бы 22 года. Были срочно органи-зованы поиски. Однако ни само-лета, ни летчицы найти не уда-лось. Именно поэтому ей тогда так и не присвоили звание Героя Советского Союза, полагавшееся за десять воздушных побед.

За свою короткую, чуть более года, боевую карьеру она выполнила 186 боевых вылетов, провела 69 воздушных боёв и одержала 12 подтверждённых побед.Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го (31-го гвардейского) истребительного авиаполка Герой Советского Союза Б.Н. Ерёмин вспоминал: «Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух..

Лидия Владимировна Литвяк была представлена командованием полка к званию Героя Советского Союза посмертно. Вскоре с вражеской территории вернулся один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных жителей, на дорогу возле села Мариновка сел наш истребитель. Лётчиком оказалась девушка - белокурая, небольшого роста. К самолету подошла автомашина с немецкими офицерами, и девушка уехала с ними... Большинство авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки выяснить судьбу Лидии. Но тень подозрений уже вышла за пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Командование дивизии, проявив «осторожность», не утвердило представление Литвяк к званию Героя Советского Союза, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сказала механику самолёта, своей подруге: «Больше всего я боюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, только не это». Для такого беспокойства имелись веские основания. Отец Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» в 1937 году. Девушка прекрасно понимала, что значит ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и ничто не спасёт её честного имени. Судьба сыграла с ней злую шутку, уготовив именно такую участь.

Летом 1979 года их поиски увенчались успехом. Находясь в районе хутора Кожевня, ребята узнали, что летом 1943 года на его окраине упал советский истребитель. Пилотом, раненым в голову, была женщина. Было установлено, что извест-ная летчица Лидия Владимиров-на Литвяк похоронена в брат-ской могиле в селе Дмитриевка Шахтерского района Донецкой области.

В июле 1988 года в личном деле Литвяк запись «пропала без вести» была наконец заменена на «погибла, выполняя боевое задание». И ветераны полка, в котором она воевала, возобно-вили ходатайство о присвоении летчице звания Героя Советского Союза.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии младшему лейтенанту Литвяк Лидие Владимировне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина № 460056 и медаль "Золотая Звезда" № 11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

Награждена орденами Ленина (5.05.1990, посмертно), Красного Знамени (22.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (10.09.1943, посмертно), Красной Звезды (17.02.1943), медалью "За оборону Сталинграда" (1943). В городе-герое Москве на доме № 14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена на мемориале на месте захоронения, в селе Дмитровка Шахтёрского района Донецкой области.

Спасибо alex_serdyuk за материал использованный в посте, который им был подготовлен ранее.