Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Архитектор петр еропкин. Петр еропкин Петр еропкин

Пётр Михайлович Еропкин родился в 1689 году. Он принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Несмотря на способности к рисованию, Петра Еропкина по обычаю определили на службу в армию. Но впоследствии, император Пётр I заметил способности молодого человека. В 1716 году юноша вошёл в группу студентов, отправляемых на обучение за границу.

Во время заграничной поездки Еропкин посетил Амстердам, затем отправился в Италию. Там он пол года жил в Ливорно, обучаясь итальянскому языку и собирая книги по архитектуре. По пути в Рим юноша посетил Венецию и Флоренцию. В Риме практикой молодого архитектора руководил зодчий Себастиан Чиприани. За границей молодые люди обучались архитектуре, рисованию, философии. Вероятно, во время стажировки студенты посетили ещё и Францию, так как впоследствии Еропкин свободно владел французским языком. Таким образом, Пётр Еропкин стал одним из первых русских архитекторов, получивших зарубежное образование.

В 1724 году Пётр Еропкин вернулся в Санкт-Петербург. Император высоко оценил полученные им навыки. Еропкин стал единственным русским зодчим, сразу же получившим звание архитектора и чина подполковника. В январе 1725 года зодчий стал полковником.

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов . Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Еропкин разработал первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции". Он же перевёл на русский язык труды Палладио, добавил к ним свои комментарии.

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Английской набережной , на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №).

По инициативе кабинет-министра Артемия Волынского для развлечения Анны Иоанновны был создан Ледяной дом. Автором проекта этого дома выступил Пётр Еропкин. Здание использовалось для проведения "ледовой свадьбы" шутов императрицы.

Забота об императорском досуге не спасла Волынского от доноса и ареста. Его обвинили в заговоре и подготовке к государственному перевороту. Вместе с Волынским был арестован и Пётр Еропкин. Участников предполагаемого заговора казнили 27 июня 1740 года на Сытном рынке близ Петропавловской крепости . Тела казнённых захоронили около ограды

После смерти Петра I Еропкин работал в Москве, где сооружал триумфальные арки по случаю коронации Петра II. В Москве архитектор познакомился с Артемием Волынским, который позже женился на сестре зодчего.

При Анне Иоанновне Пётр Еропкин стал главным архитектором Санкт-Петербурга. Без его разрешения в городе ничего не строилось. Столица Российской Империи росла быстро, и этот рост главным архитектором был упорядочен. В 1737 году была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которую возглавили Пётр Еропкин и Иван Коробов . Именно ими был создан первый генеральный план Санкт-Петербурга с трёхлучевой системой улиц. Вместе с Михаилом Земцовым Петром Еропкиным были разработаны первые в России правила, которыми должны были руководствоваться все архитекторы - трактат "Должность архитектурной экспедиции".

Архитектор работал и на частных заказчиков. В 1730-х годах для барона Остермана он строил дом на Нижней (Английской ) набережной, на месте которого сейчас находится дом Лавалей (дом №4).

Ни одна из построек Петра Еропкина до наших дней не сохранилась. Однако строгая система улиц исторической части Санкт-Петербурга до сих пор хранит след его творчества.

Пётр Миха́йлович Еропки́н (около 1698 - 27 июня (8 июля ) 1740 , Санкт-Петербург ) - русский архитектор , который руководил составлением генерального плана Петербурга , разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города.

В 1716 -1724 годах обучался в Италии . С 1737 года был главным архитектором«Комиссии о Санкт-Петербургском строении» , созданной 10 (21) июля . Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737 -1741 ), перевёл на русский язык отдельные главытрактата «Четыре книги об архитектуре » Андреа Палладио (1737 -1740 ).

Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря . Позже по проектам П. М. Еропкина были возведены не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Кирочная , 8), каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве . В 1740 году был построен знаменитый Ледяной дом .



Деятельность И.Е.Забелина в области изучения и охраны памятников, его роль в создании Исторического музея в Москве; историко-философская концепция И.Е.Забелина и его «теория самобытности» русского искусства.

Иван Егорович Забелин- русский археолог и историк славянофильских взглядов, специалист по истории города Москвы, почётный член Императорской Академии наук, инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

Родился в 1820 г. в Твери, в бедной семье. В 1832 г. мальчика определили учиться в Преображенское сиротское училище. Уже в годы ученичества проявился интерес к историческим знаниям. Наиболее впечатлили, по его признанию, "Жизнеописание Плутарха", "История" Карамзина и др.. Окончив курс в преображенском училище в Москве, не мог продолжать образования по недостатку средств и в 1837 г. поступил на службу в оружейную палату, как раз в тот период, когда там начался разбор и изучение огромной коллекции исторических документов, одновременно Забелин преподавал историю и археологию в Константиновском межевом институте, а потом в школе межевых топографов (до 1871). Знакомство со Строевым и Снегиревым возбудило в нем интерес к изучению русской старины. По архивным документам он написал свою первую статью о путешествиях русских царей на богомолье в Троице-Сергиевскую лавру, напечатал в извлечении в "Московских Губернских Ведомостях". Прочитанный Грановским на дому курс истории расширил исторический кругозор Забелина. В 1848 г. он получил место помощника архивариуса в дворцовой конторе, а в 1856 г. занял место архивариуса.

В 1859 г. он перешел в Императорскую археологическую комиссию младшим членом, и ему были поручены раскопки скифских курганов в Екатеринославской губернии и на Таманском полуострове, близ Керчи, давшие множество драгоценных находок пополнивших Золотую коллекцию Эрмитажа(в течение 7 лет). В 1862 г. под его руководством раскопан теперь всемирно известный Чертомлыкский курган. Среди найденных сокровищ – серебряная ваза, украшенная орнаментом и фризами, на которых изображены сцены из жизни скифов. Результаты раскопок описаны Забелиным в "Древностях Геродотовой Скифии" (1866 и 1873) и в отчетах археологической комиссии. Забелин оставил службу в комиссии. В 1879 г. избран председателем Общества Истории и Древности и затем товарищем председателя исторического музея. \в 1892 г. - почетный член Академии Наук. В 1880 г. по приглашению Думы Забелин руководил исследованиями по истории Москвы, став официальным историографом древнего города. В 1902 г. вышла его "История города Москвы" Ч.1. Автор рассматривает предпосылки к возникновению города, начало Москвы, дает подробный разбор строений Кремля. За книгу Забелин награжден золотой медалью Московского археологического общества.

Забелин являлся коллекционером древних рукописей, собирал летописные тексты, которые в 1909 поступили в Исторический музей. Обосновал археологическую теорию русского стиля. исходя из самобытности народного зодчества. Идеализируя его, он писал: "Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности".

Из ряда статей 50-х и 60-х годов, собранных в 2 томах "Опытов изучения русских древностей" (1872 - 1873), особенно выдаются: "История и древности Москвы", "Царь Алексей Михайлович", "Русская личность и русское общество накануне петровской реформы", "Размышления о современных задачах русской истории и древностей". Интересны также статьи "Черты самобытности в древнерусском зодчестве"

Кроме того, Забелиным изданы: "Историческое описание московского Донского монастыря", «Историческое описание Донского монастыря», "Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы.

Забелин скончался 31 декабря 1908 г.В своем завещании Забелин полностью выразил отношение к музею: "Наследниками своими я почитаю только свою родную дочь Марию Александровну Забелину и Императорский Российский Исторический музей имени Александра III, поэтому в случае кончины моей дочери все наследство без всякого исключения да перейдет в собственность сего Исторического музея..." Он завещал музею свое жалованье за все годы службы, а также свою библиотеку, коллекции рукописей, икон, карт, эстампов. 70 тысяч рублей выделил на приобретение новых коллекций. 170 тысяч завещал научным учреждениям, 30 тысяч - на издание своих работ.

Еропкин

Петр Михайлович [около 1698-27.6(8.7).1740, Петербург], русский архитектор. В 1716-24 обучался в Италии. В 1737 был главным архитектором Комиссии о санкт-петербургском строении. Руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив 3 главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города. Возглавил создание первого русского архитектурно-строительного трактата «Должность архитектурной экспедиции» (1737-41), перевёл на русский язык отдельные главы трактата «4 книги об архитектуре» А. Палладио (1737-40). В 1740 с группой А. П. Волынского (См. Волынский) выступил против бироновщины и был казнён.

Лит.: Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы под ред. акад. И. Э. Грабаря, М., 1954, с.221-34.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Еропкин" в других словарях:

    Пётр Михайлович (ок. 1698 1740), архитектор. Под его руководством составлен генеральный план Санкт Петербурга (с 3 лучевой композицией Адмиралтейской части, 1737), создан первый русский архитектурно строительный трактат Должность архитектурной… … Русская история

    Фамилия (иногда пишется как Яропкин). Известные носители: Еропкин, Афанасий Иванович (казнён 1497) боярский сын на службе у московского князя Ивана III. Еропкин, Василий Михайлович (1807 1890) русский генерал майор Еропкин, Дмитрий Иванович (1908 … Википедия

    Дмитрий Иванович Еропкин Еропкин в экспедиции по наблюдению зодиакального света, 1934 год Дата рождения: 16 (29) августа 1908 Место рождения … Википедия

    Пётр Михайлович Еропкин Пётр Михайлович Еропкин Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения около 1698 Дата смерти 27 ию … Википедия

    Пётр Дмитриевич Еропкин (1724 1805) видный российский военный и государственный деятель, участник Семилетней войны, сенатор, московский главнокомандующий. Пётр Дмитриевич Еропкин Сын рижского вице губернатора Дмитрия Фёдоровича Еропкина (? 1750) … Википедия

    Пётр Михайлович Еропкин Пётр Михайлович Еропкин Годы жизни Гражданство Россия Дата рождения около 1698 Дата смерти 27 ию … Википедия

    Еропкин - Петр Михайлович (ок. 1698 1740) русский архитектор градостроитель. В числе петровских пенсионеров учился в Италии. Начиная с 1725 г. им в Петербурге проведен ряд мероприятий по осушению города и устройству набережных, руководил он крупными… … Архитектурный словарь

    ЕРОГИН ЕРОНИН ЕРОПКИН ЕРОПОВ ЕРОХИН ЕРОХОВ ЕРОФЕЕВ ЕРОШЕВ ЕРОШИН ЕРОШКИН ЕРОФЕЕВСКИЙ ЕРОШЕВСКИЙ ЕРОНОВ ЕРОФЕЕНКО ЕРОХАНОВ ЕРОШЕНКО ЕРУШЕВИЧ 1. Церковное имя Иерофей (др. греч. hieros священный, theos бог) вышло из употребления еще в прошлом веке … Русские фамилии

Книги

  • Практика управления. Серия «1 С:Консалтинг» , Белов А. Г., Бондарев А. В., Буравлева Е. В., Быкова Н. С., Васильев С. Е., Власов М. Г., Гаврилова Е. В., Голышева Е. М., Гречишкин К. С., Еропкин М. А., Завьялкин Д. В., КалашниковаИ. Г., Капитонов Н. А., Киселева А. В., Кислова А. С., Кудинов А.В., Лебедев С. А., Леонова О. Я., Любовина Д. А., Павлов В. А., Пасечник И. В., Пиголкин С. В., Пикурен В. А., Разина Л.В., Решетов М. Е., Соловьев С. Н., Сумаев А. М., Тимашов А. А., Тимошин А. Г., Шальнева. Назначение книги Практика управления. Серия«1 С:Консалтинг»-дать целостное представление о современных инструментах управления и функциональных возможностях решений…
  • Записки члена Государственной думы. Воспоминания. 1905-1928 , Еропкин Аполлон Васильевич. Мемуары А. В. Еропкина, русского публициста и общественного деятеля, охватывают период с 1905 по 1928 г. Он начинает их в то время, когда его избирают депутатом от Рязанской губернии в…

Был удивлен, встретив в одном из материалов о царствовании Анны Иоанновну фразу, что «Ледовый дом» для свадьбы шутов был построен знаменитым архитектором. И хоть архитектура – не мой «конек», я полез в поисковик. Второй раз я удивился, когда, вообщем, без труда нашел биографию этого архитектора, благодаря Википедии и статьям Я.Ш. Каждана на сайте московского архитектурного института (МАРХИ) и Дмитрия Швидковского в журнале "Наше Наследие". Впрочем, перейдем от слов к делу! Пардон за каламбур, уж очень эта фраза напоминает известный сыскной девиз во времена Анны Иоанновны.

Пётр Михайлович Еропкин

Георгий Грачев Пётр Михайлович Еропкин (гравюра из журнала "Русская старина") 1889 г.

Русский архитектор, представитель классицизма. Один из первых русских архитекторов и теоретиков архитектуры.
Еропкин принадлежал к древнему, хотя и обнищавшему роду. Родоначальником дворян Еропкиных считается Иван Евстафьевич Еропка - потомок князя Ростислава Смоленского, внука Владимира Мономаха. Отец Петра, Михаил Федорович, был жалован царем Алексеем Михайловичем и Петром I вотчинами в Московской губернии и других районах России. Женат он был на Устинье Софроновне Карповой. У Петра был еще брат Алексей и сестра.
С раннего детства Петр отличался большими способностями в науках и рисовании, но по обычаю того времени был определен на военную службу. Петр I внимательно приглядывался к способностям молодых дворян, способности к рисованию Петра Еропкина были замечены императором. В 1716 году он повелел отобрать 20 (по другим сведениям – только 8) способных людей для отправки их на обучение за границу в Голландию и Италию. В их число попал и Петр Еропкин. Он был направлен Петром I в Рим для изучения архитектурного искусства, рисования, философии и итальянского языка.

Италия

Еропкин вместе с тремя соучениками сначала направился в Амстердам, а оттуда на корабле прибыл в Ливорно. В этом городе «студент» прожил полгода, изучая язык и собирая литературу по архитектуре.
Затем Петр с товарищами отправился в Рим, побывав по пути в Венеции и Флоренции. Особое восхищение вызвала у Еропкина Венеция, любовь к которой он сохранил на всю жизнь.
В Риме его практическими занятиями по архитектуре руководил архитектор Себастиано Чиприани. Следует отметить, что П.Еропкин и Т.Усов были первыми русскими людьми, получившими архитектурное образование в Италии. В Риме Еропкин с благоговением изучал великие творения итальянских мастеров, ибо никакой другой город не заставляет так чувствовать архитектуру, как Рим. Петр Еропкин внимательно изучал творения архитекторов, штудировал трактаты Виньолы и Палладио. Все находившиеся в Риме ученики представили в качестве отчета в Петербург чертежи знаменитой римской церкви Сан Карло «У четырех фонтанов» архитектора Франческо Борромини.

Чертеж храма, составленного П.М.Еропкиным.

За восемь лет учебы (1716 - 1724) Еропкин, вероятно, побывал и во Франции, поскольку он свободно владел французским языком.

Творить на благо

В 1724 году Еропкин вернулся в Россию. Петр I был очень доволен его успехами. Об этом свидетельствует то, что Еропкин был единственным среди русских зодчих, кто с самого начала своей деятельности был удостоен "Поименным Указом" Петра I высокого звания подполковника и архитектора, а в январе 1725 года полковника. В качестве испытания Еропкин вместе с Усовым получил от Петра задание создать проект и модель дворца для села Преображенского под Москвой, в котором Петр долгое время жил. Проект был одобрен, и архитектору поручили возглавить строительство. В 1820-х годах Еропкин строил дворец и планировал парк в Преображенском и, возможно, усадебный дом в Глинках. Работал также над восстановлением Ново-Иерусалимского монастыря после пожара. Ещё при жизни Петра I Еропкиным был разработан нереализованный из-за смерти царя проект Александро-Невского монастыря.

После смерти Петра I правителем России становится 12-и летний Петр II. Для его коронации Еропкиным был составлен проект торжественных арок. Проект был утвержден 9 января 1727 года и Еропкин отправился в Москву, где строит три триумфальные арки.

В 1731 году Петр Еропкин знакомится с Артемием Петровичем Волынским (1689- 27 июня (8 июля) 1740) - кабинет-министром императрицы Анны Иоанновны, государственным деятелем и дипломатом.

Отношения между ними стали еще более тесными после женитьбы А.П.Волынского на родной сестре Еропкина. В апреле 1731 года Еропкин проектирует каменные палаты А. П. Волынского на Рождественке в Москве (в этом доме сейчас размещается Московский архитектурный институт).

Главный архитектор

При Анне Иоановне Еропкин был главным архитектором, без разрешения которого в Петербурге ничего не строилось. Нужно отметить, что многие важнейшие градостроительные особенности Петербурга возникли именно в правление императрицы Анны Иоанновны. С 10 (21) июля 1737 года Еропкин стал Главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении», куда входили Земцов, Коробов и Трезини-младший.
Главная задача Комиссии - "...показать улицы и места.. в какой пропорции.. где публичным площадям быть...". Еропкин руководил составлением генерального плана Петербурга, разработал проекты планировки и застройки его центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, намеченных еще Петром I, и определил пути дальнейшего развития города.

План Санкт-Петербурга. 1744 г.

Знаменитое «трехлучие», знакомое Еропкину по Риму - направление Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта от окраины к Адмиралтейству, ориентируясь на его шпиль, предложил именно он. Стиль градостроительных работ Еропкина принято называть – русское императорское барокко. Еропкин умел с удивительным искусством включить в свои планы уже существовавшие здания и улицы, великолепно использовать живописные изгибы рек. На планах Еропкина, несмотря на все последующее строительство, можно узнать современный центр Петербурга.

Архитектор П.М.Еропкин Проект планировки района Адмиралтейства. Конец 1730-х годов.

Еропкин с коллегами создал изысканный и сложный вид города, позже, как написал Дмитрий Швидковский в журнале "Наше Наследие" (2003), «в эту оправу грандиозного барочного организма Петербурга Франческо Бартоломео Растрелли и мастера, близкие ему, вставляли, будто драгоценные камни, великолепные дворцы и церкви».

По проекту П. М. Еропкина в 1740 году была возведена не сохранившаяся мазанковая лютеранская церковь Святой Анны (Annenkirche) на Пятой Линии Литейной части (сейчас улица Кирочная, 8). Здание было заложено 3 мая 1735 года, храм был торжественно освящен 26 октября 1740 года через четыре месяца после смерти Еропкина. 20 июля 1775 года на месте этой церкви был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена.

Лютеранская церковь Святой Анны. Гравюра Гоберта с рисунка А. М. Горностаева. 1834 г.

П.М.Еропкин был не только талантливым архитектором, но и крупным теоретиком архитектуры.
Cовместно с М.Земцовым он создает первый архитектурно-строительный трактат "Должность архитектурной экспедиции" (1737-1741гг.), в котором расписаны обязанности и права архитекторов.
В 1737-1740 годах перевёл на русский язык главы трактата «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио и дал к ним свои комментарии. Трактат состоял из 30 глав, содержал много сведений о строительных материалах и об их изготовлении, рекомендуемых типах конструкций стен, фундаментов, крыш, перекрытий. Неизданная рукопись трактата была увезена Коробовым в Москву и увидела свет лишь в ХХ веке.

Ледовый дом

В 1740 году вокруг кабинет-министра А.П.Волынского образовался кружок друзей-единомышленников, выступивших против «бироновщины». В группу, наряду с А.Ф.Хрущевым, Ф.И.Соймоновым, П.И.Мусиным-Пушкиным и другими, вошел и Еропкин. Нащокин называл Еропкина "одним из людей, славных своим разумом".
К началу 1740 года положение Волынского при дворе стало ухудшаться. Как пишут историки, стремясь восстановить свое влияние на царицу, Артемий Волынский с рвением вызвался устроить "ледовую свадьбу" шутов Анны Иоанновны - князя Михаила Алексеевича Голицына и калмычки Авдотьи Ивановны Бужениновой.

Валерий Якоби Ледяной дом 1878 г.

Для этого он обратился к Еропкину за помощью в строительстве «Ледового дома», который предложил построить камергер А. Д. Татищев. По проекту П.Еропкина на Неве между Адмиралтейством и Зимним Дворцом из ледовых блоков был возведен дворец - знаменитый Ледяной дом.

Дом имел восемь сажен в длину, две с половиной в ширину и три в вышину. Впереди дома стояло шесть ледяных пушек и две мортиры, у главных ворот - два дельфина, из пасти которых била горящая нефть. Кровля дома украшена была статуями.

План Ледового дома.

Внутреннее устройство дома также сделано было изо льда. По сторонам дома воздвигнуты были высокие пирамиды с примерными часами и с фонарями на окнах.
Вблизи дома помещались ледяной слон, из хобота которого бил горящий нефтяной фонтан, и ледяная баня, которую топили соломою. Внешний вид дома и подробное описание его дает С. Н. Шубинский в книге "Исторические очерки и рассказы" (1893).

Ледяной дом разрез левой комнаты - лицевая и задняя сторона