Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

От языческих мятежей к социальному протесту. Сергей зверев - бойцы анархии

Владимир Васильевич Мавродин

Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв.


Введение

"История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов" (К. Маркс и Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, М., 1956, стр. 32), - так писали в "Коммунистическом Манифесте" основоположники великого учения К. Маркс и Ф. Энгельс.

Классовая борьба трудящихся масс сопровождает и возникновение феодального общества в древней Руси, установление феодальных форм эксплуатации, на начальных Этапах развития феодализма мало, чем отличавшихся от рабства. Классовая борьба проходит красной нитью через всю историю Руси периода феодальной раздробленности. Она отражает стихийное недовольство крестьянства растущим феодальным гнетом, развивающимися и распространяющимися вширь феодальными формами зависимости.

Классовая борьба крестьян побуждает феодалов стремиться к созданию мощной самодержавной власти, способной обеспечить им "право" на собственность и труд крестьянина, на него самого. Классовая борьба принимает грозный для господствующего класса характер в период централизованного Русского государства, и особенно в XVII в., когда высшим проявлением ее становятся крестьянские войны, возглавляемые И. Болотниковым и С. Разиным.

XVIII век ознаменовался новым обострением классовых противоречий, новым размахом крестьянского движения, вылившегося в самую грандиозную и последнюю в истории феодальной России крестьянскую войну - восстание Емельяна Пугачева. Создавшаяся в России в 1859-1861 гг. революционная ситуация, обусловленная гигантским размахом крестьянского движения, принудила царское правительство к проведению крестьянской реформы. В 1861 г. напуганный крестьянскими восстаниями господствующий класс дворянства, для того чтобы русское крестьянство не начало освобождаться "снизу", предпочел провести отмену крепостного права "сверху".

Но на смену старым, крепостническим формам эксплуатации в пореформенное время пришли полуфеодальные - полубуржуазные и капиталистические формы эксплуатации бесчисленного крестьянства Российской империи.

В. И. Ленин придавал огромное значение классовой борьбе крестьянства. Он подчеркивал, что у русских крестьян "века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости" (В. И. Ленин, Соч., т. 15, стр. 183). Но В. И. Ленин указывал также, что в эпоху крепостничества боровшееся против угнетателей крестьянство было не способно "ни на что, кроме раздробленных, единичных восстаний, скорее даже "бунтов", не освещенных никаким политическим сознанием..." (В. И. Ленин, Соч., т. 17, стр. 96). В те далекие времена крестьянство боролось со всей угнетавшей его крепостнической системой в одиночку, противопоставляя организованным силам феодального государства - его армии, церкви, закону, фактически лишь свою беспредельную ненависть. "Крестьяне, - писал В. И. Ленин, - не могли объединиться, крестьяне были тогда совсем задавлены темнотой, у крестьян не было помощников и братьев среди городских рабочих..." (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 7, стр. 194).

Только городские рабочие, только промышленный пролетариат, монолитный, сплоченный, организованный, руководимый своей революционной рабочей партией, мог, возглавив всенародную борьбу, привести крестьян к освобождению. Величайшая в истории человечества Октябрьская социалистическая революция победила потому, что гегемоном, руководителем в ней был самый революционный в мире пролетариат России. Совершив победоносную революцию, рабочий класс вывел многострадальное трудящееся крестьянство России на путь свободы и счастья.

Выступая на XXI съезде КПСС, Н. С. Хрущев говорил: "Наше молодое поколение не прошло той большой школы жизни и борьбы, которая выпала на долю старшего поколения. Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны, борьбы трудящихся за свое освобождение..." (Н. С. Хрущев, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 роды. Доклад и заключительное слово на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза 27 января и 5 февраля 1959 г., М., 1959, стр. 63).

В этой книжке мы расскажем о первых проявлениях классовых противоречий на Руси, о восстаниях крестьян - смердов, как называет их древнейший русский свод законов - "Русская Правда", о том, как боролся простой сельский и городской люд против угнетателей на Заре истории русского народа и государства.

Классовая борьба в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний. Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность. Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, "исстарь потягло" к его двору, к его общине, все, "куда топор, соха, коса ходили", но что теперь превратилось в собственность князя, его "мужей", дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности. Смерд запахивал своей "сошкой кленовой" тот участок земли, который он сам "выдрал" из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина. Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее "законных" прав. "Русская Правда" впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских "людей" Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, эт0 была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни. К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности. "Русская Правда" так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное. Пройдет много времени, прежде чем русский крестьянин, обобранный и забитый, приучится строго разграничивать свое и барское, позабыв о тех временах, когда его пращурам принадлежало все.

Пращуры же - современники князей Игоря и Владимира, Ярослава и Ярославичей - не могли признать такого разграничения. Они еще хорошо помнили те времена, когда не только их отцам и дедам, а им самим принадлежали земли и угодья, и, как могли, боролись за право владеть ими.

Таковы были характер и формы классовой борьбы крестьян против угнетателей в древней Руси.


Глава первая. Складывание феодальных отношений на Руси

В IX-XI вв. в древней Руси складывались феодальные отношения. Возникла феодальная земельная собственность, и на этой основе установилась феодальная зависимость сельского населения, сложился господствующий класс феодалов: князей, бояр, "лучших мужей", "старой чади", и класс эксплуатируемых: "простой чади", "людья" сел и городов. Образовался феодальный общественный строй.

Но все это сложилось не вдруг и не так скоро. Письменные источники сохранили очень мало сведений о феодальном землевладении. И это вполне естественно: земельная собственность знати была слишком обыденной вещью, и летописцы ею, попросту говоря, не интересовались.

От IX в. вообще никаких свидетельств о феодальном землевладении до нас не дошло. Что касается X в., то от этого времени уже остались сообщения о "градах", принадлежавших князьям: о Вышгороде ("град" Ольги), Белгороде ("град" Владимира), Изяславле ("град" Рогнеды) и других. В этих княжих городах, несомненно бывших центрами хозяйства князя, занимались не только ремеслом. Они были окружены селами - княжескими сельскими поселениями, находившимися под управлением и наблюдением сельских и ратайных старост, ведавших запашкой, всякого рода слуг и челяди. Летописец случайно упомянул о некоторых из этих сел, и поэтому они стали известны нам по названиям. Это - село Ольжичи, принадлежавшее княгине Ольге, село князя Владимира Берестово. Источники называют еще село Будутино, принадлежавшее Малуше, матери Владимира, село Ракома под Новгородом, куда ездил Ярослав в свой "двор" в 1015 г. Вокруг сел лежали "нивы", "ловища", "перевесища" (Ловища - места промысла зверей; перевесища - ловчие сети, одновременно и места лова), "места", обнесенные "знаменьями" с княжеской тамгой. Князья либо присваивали свободные земли и угодья, либо захватывали земли у общин, превращая сельский люд в челядь, в рабочую силу своего хозяйства. В княжеских селах стояли "хоромы", где жил сам князь. Тут же помещались княжеские тиуны, старосты, разного рода слуги, часто занимавшие высокие посты в дворцовой иерархии, работали холопы, рядовичи, смерды. Двор заполняли всякие хозяйственные постройки: клети, овины, гумна, хлебные ямы, хлевы. Тут же располагались скотный двор и птичник. На лугах паслись стада скота и табуны лошадей с княжеским "пятном" - клеймом, - находившиеся под наблюдением конюхов и сельских тиунов или старост. На эти же выпасы гоняли свой скот княжеские смерды, холопы и прочая челядь, работавшие на князя.

Крестьянские восстания в России всегда были одними из самых массовых и значимых выступлений против официальной власти. Во многом это объяснялось тем, что крестьян и до революции, и при советской власти было абсолютное большинство. При этом именно они оставались самым ущербным и наименее защищенным социальным классом.

Одно из первых крестьянских восстаний в России, которое вошло в историю и заставило власти задуматься о том, чтобы регулировать этот социальный класс. Это движение возникло в 1606 году в южных районах России. Руководил им Иван Болотников.

Началось восстание на фоне окончательно сформированного в стране крепостного права. Крестьяне были сильно недовольны усилением гнета. В самом начале XVII века периодически совершались массовые побеги в южные районы страны. К тому же верховная власть в России была неустойчива. В Москве убили Лжедмитрия I, однако злые языки утверждали, что в действительности жертвой стал кто-то другой. Все это делало очень шатким положение Шуйского.

Недовольных его правлением было много. Нестабильной обстановку делал голод, который несколько лет не позволял собрать крестьянам богатый урожай.

Все это привело к крестьянскому восстанию Болотникова. Началось оно в городке Путивле, в котором местный воевода Шаховский помогал организовывать войска, а некоторые историки называют его одним из организаторов восстания. Помимо крестьян, Шуйским были недовольны и многие знатные фамилии, которые не нравилось, что бояре пришли к власти. Вождь крестьянского восстания Болотников называл себя воеводой царевича Дмитрия, утверждая, что тот остался жив.

Поход на Москву

Крестьянские восстания в России часто носили массовый характер. Практически всегда их главной целью была столица. В этом случае в походе на Москву участвовали около 30 000 повстанцев.

Шуйский отправляет на борьбу с восставшими войска, которые возглавляют воеводы Трубецкой и Воротынский. В августе Трубецкого разбивают, а уже в Подмосковье терпит поражение и Воротынский. Болотников успешно продвигается вперед, разбивая основные силы армии Шуйского под Калугой.

В октябре 1606 года взяты под контроль окраины Коломны. Через несколько дней войско Болотникова осадило Москву. Вскоре к нему присоединяются казаки, но рязанские отряды Ляпунова, которые также выступали на стороне восставших, переходят на сторону Шуйского. 22 ноября армия Болотникова терпит первое ощутимое поражение и вынуждена отступить к Калуге и Туле. Болотников сам оказывается теперь в блокаде в Калуге, но благодаря помощи запорожских казаков ему удается прорваться и соединиться с оставшимися частями в Туле.

Летом 1607 году царские войска начинают осаду Тулы. К октябрю тульский кремль пал. Во время осады Шуйский устроил в городе наводнение, перегодив плотиной реку, протекавшую через город.

Первое массовое крестьянское восстание в России закончилось поражением. Его лидер Болотников был ослеплен и утоплен. Воевода Шаховский, который помогал ему, насильно пострижен в монахи.

В этом восстании участвовали представители разных слоев населения, поэтому его можно назвать полномасштабной Гражданской войной, но это и стало одной из причин поражения. У каждого были свои цели, отсутствовала единая идеология.

Крестьянская война

Именно Крестьянской войной, или восстанием Степана Разина называют противостояние крестьян и казаков с царскими войсками, которое началось в 1667 году.

Говоря о его причинах, нужно отметить, что на тот момент произошло окончательное закрепощение крестьян. Бессрочным стал сыск беглых, повинности и налоги для беднейших слоев оказались непосильно большими, стремление властей контролировать и максимально ограничивать казацкую вольницу росло. Свою роль сыграли массовый голод и эпидемия моровой язвы, а также общий кризис в экономике, который случился в результате затянувшейся войны за Украину.

Считается, что первым этапом восстания Степана Разина стал так называемый "поход за зипунами", который продолжался с 1667 по 1669 год. Тогда отрядам Разина удалось блокировать важную хозяйственную артерию России - Волгу, захватить немало персидских и русских кораблей купцов. Разин достиг где обосновался и стал собирать войска. Именно там он заявил о готовящемся походе на столицу.

Основной этап знаменитого крестьянского восстания 17 века начался в 1670 году. Повстанцы взяли Царицын, Астрахань сдалась сама без боя. Воевода и дворяне, оставшиеся в городе, были казнены. Важную роль во время крестьянского восстания Степана Разина сыграл бой за Камышин. Несколько десятков казаков переоделись в купцов и проникли в город. Они убили охрану возле городских ворот, впустив основные силы, которые и захватили город. Жителям велели уходить, Камышин был разграблен и сожжен.

Когда руководитель крестьянского восстания - Разин - взял Астрахань, на его сторону перешла большая часть населения Среднего Поволжья, а также представители народностей, живших в тех местах - татары, чуваши, мордва. Подкупало то, что Разин объявлял каждого, кто переходил под его знамена, свободным человеком.

Сопротивление царских войск

Правительственные войска двинулись на Разина под предводительством князя Долгорукова. Повстанцы к тому времени осадили Симбирск, но так и не смогли его взять. Царская армия после месячной осады все-таки разбила отряды восставших, Разин был тяжело ранен, соратники увезли его на Дон.

Но его предала казачья верхушка, которая решила выдать предводителя восстания официальным властям. Летом 1671 году его четвертовали в Москве.

При этом войска повстанцев сопротивлялись еще до конца 1670 года. На территории современной Мордовии состоялось самое крупное сражение, в котором участвовало около 20 000 повстанцев. Они были разбиты царскими войсками.

При этом разинцы продолжали сопротивляться и после казни своего предводителя, удерживая Астрахань до конца 1671 года.

Итог крестьянского восстания Разина нельзя назвать утешительным. Добиться своей цели - свержения дворянства и отмены крепостного права - его участникам не удалось. Восстание продемонстрировало раскол в русском обществе. Расправа при этом была полномасштабной. Только в Арзамасе казнили 11 000 человек.

Почему восстание Степана Разина называют Крестьянской войной? Отвечая на этот вопрос, нужно отметить, что оно было направлено против существовавшей государственной системы, которая воспринималась как главный угнетатель крестьянства.

Русский бунт

Самым масштабным восстанием XVIII века стал Пугачевский бунт. Начавшись как восстание казаков на Яике, он перерос в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов, проживавших в Поволжье и на Урале, против правительства Екатерины II.

Восстание казаков в Яицком городке вспыхнуло в 1772 году. Его быстро подавили, но казаки не собирались сдаваться. Повод у них появился, когда на Яик приехал беглый казак с Дона Емельян Пугачев, который объявил себя императором Петром III.

В 1773 году казаки вновь выступили против правительственных войск. Восстание стремительно охватило практически весь Урал, Оренбургский край, Среднее Поволжье и Западную Сибирь. Участие в нем принимали в Прикамье и Башкирии. Очень быстро бунт казаков перерос в крестьянское восстание Пугачева. Его предводители проводили грамотную агитацию, обещая угнетенным слоям общества решение самых насущных проблем.

В результате на сторону Пугачева перешли татары, башкиры, казахи, чуваши, калмыки, уральские крестьяне. Вплоть до марта 1774 года армия Пугачева одерживала победу за победой. Отрядами повстанцев руководили опытные казаки, а противостояли им немногочисленные и порой деморализованные правительственные войска. Были осаждены Уфа и Оренбург, захвачено большое количество небольших крепостей, городов и заводов.

Подавление восстания

Только осознав все серьезность положения, правительство стало стягивать основные войска с окраин империи, чтобы подавить крестьянской восстание Пугачева. Руководство армией на себя взял генерал-аншеф Бибиков.

В марте 1774 года правительственным войскам удалось одержать несколько важных побед, некоторые сподвижники Пугачева были убиты или взяты в плен. Но в апреле умирает сам Бибиков, и Пугачевское движение разгорается с новой силой.

Предводителю удается объединить рассеянные по всему Уралу отряды и к середине лета взять Казань - один из крупнейших на тот момент городов империи. На стороне Пугачева много крестьян, но в военном плане его армия значительно уступает правительственным войскам.

В решающей битве под Казанью, которая продолжается три дня, Пугачев терпит поражение. Он перебирается на правый берег Волги, где его снова поддерживают многочисленные крепостные.

В июле Екатерина II направляет на подавление восстания новые войска, которые только что освободились после завершившейся войны с Турцией. Пугачев на Нижней Волге не получает поддержки от донских казаков, его армию разбивают у Черного Яра. Несмотря на поражение основных сил, сопротивление отдельных отрядов продолжается до середины 1775 года.

Самого Пугачева и его ближайших соратников казнят в Москве в январе 1775 года.

Крестьянское восстание в Поволжье охватывает несколько губерний в марте 1919 года. Это становится одним из самых массовых выступлений крестьян против большевиков, известное также как Чапанное восстание. Это необычное название связано с зимним армяком из овчины, который назывался чапаном. Это была весьма популярная одежда среди крестьян региона во время холодов.

Причиной этого восстания стала политика большевистского правительства. Крестьяне были недовольны продовольственной и политической диктатурой, грабежом деревень, продразверсткой.

К началу 1919 года в прислали около 3,5 тысячи рабочих для заготовки хлеба. К февралю у местных крестьян изъяли более 3 млн пудов хлеба, параллельно начали собирать чрезвычайный налог, который правительство ввело в декабре прошлого года. Многие крестьяне искренне считали, что их обрекают на голодную смерть.

Даты крестьянского восстания в Поволжье вы узнаете из этой статьи. Оно началось 3 марта в селе Новодевичьем. Последней каплей стали грубые действия уполномоченных по сбору налога, которые приехали в село, требуя отдать скот и хлеб в пользу государства. Крестьяне собрались возле церкви и ударили в набат, это и послужило сигналом к началу восстания. Коммунисты и члены исполкома были арестованы, отряд красноармейцев разоружили.

Красноармейцы, впрочем, сами перешли на сторону крестьян, поэтому, когда в Новодевичье приехал отряд чекистов из уезда, им было оказано сопротивление. К восстанию начали присоединяться села, расположенные в округе.

Крестьянское восстание стремительно распространялось по Самарской и Симбирской губерниям. В селах и городах свергали власть большевиков, расправляясь с коммунистами и чекистами. При этом у повстанцев практически не было оружия, поэтому приходилось использовать вилы, пики и топоры.

Крестьяне двинулись на Ставрополь, взяв город без боя. В планах у восставших было захватить Самару и Сызрань и соединиться с армией Колчака, которая наступала с востока. Общее количество повстанцев составляло от 100 до 150 тысяч человек.

Советские войска решили сконцентрироваться на ударе по основным силам противника, расположенным в Ставрополе.

Восстало все Среднее Поволжье

Наивысшего размаха восстание достигло к 10 марта. К этому времени большевики уже подтянули части Красной армии, которые имели артиллерию и пулеметы. Разрозненные и плохо оснащенные крестьянские отряды не могли им оказать адекватного сопротивления, но бились за каждое село, которое красноармейцам приходилось брать штурмом.

К утру 14 марта был захвачен Ставрополь. Последнее крупное сражение произошло 17 марта, когда крестьянский отряд в 2000 человек был разбит возле города Карсуна. Командовавший подавлением восстания Фрунзе докладывал, что убиты были не менее тысячи восставших, еще около 600 человек расстреляны.

Разгромив основные силы, большевики начали массовые репрессии против жителей взбунтовавшихся деревень и сел. Их отправляли в концлагеря, топили, вешали, расстреливали, сами деревни сжигали. При этом отдельные отряды продолжали сопротивление до апреля 1919 года.

Еще одно крупное восстание времен Гражданской войны произошло в Тамбовской губернии, его еще называют Антоновским мятежом, так как фактическим лидером повстанцев был эсер, начальник штаба 2-й повстанческой армии Александр Антонов.

Крестьянское восстание в Тамбовской губернии 1920-1921 годов началось 15 августа в селе Хитрово. Там был разоружен продотряд. Причины недовольства были схожи с теми, которые спровоцировали бунт в Поволжье годом ранее.

Крестьяне начали массово отказываться сдавать хлеб, уничтожать коммунистов и чекистов, в чем им помогали партизанские отряды. Восстание стремительно распространялось, охватив часть Воронежской и Саратовской губернии.

31 августа был сформирован карательный отряд, который должен был подавить мятежников, но оказался разгромлен. При этом восставшим к середине ноября удалось создать Объединенную партизанскую армию Тамбовского края. Свою программу они основывали на демократических свободах, призывали к свержению диктатуры большевиков, созыву Учредительного собрания.

Борьба в антоновщиной

В начале 1921 году численность повстанцев составила 50 тысяч человек. Под их контролем была практически вся Тамбовская губерния, движение по железным дорогам было парализовано, советские войска несли большие потери.

Тогда Советы принимают крайние меры - отменяют продразверстку, объявляют полную амнистию для рядовых участников восстания. Перелом наступает после того, как Красная армия получает возможность перебросить дополнительные силы, освободившиеся после разгрома Врангеля и окончания войны с Польшей. Численность красноармейцев к лету 1921 года достигает 43 000 человек.

Между тем повстанцы организовывают Временную демократическую республику, главой которой становится лидер партизан Шендяпин. В Тамбовскую губернию прибывает Котовский, который во главе кавалерийской бригады разбивает два повстанческих полка под руководством Селянского. Сам Селянский получает смертельное ранение.

Бои продолжаются до июня, части Красной армии громят мятежников под командованием Антонова, отряды Богуславского уклоняются от потенциально генерального сражения. После этого наступает окончательный перелом, инициатива переходит к большевикам.

Таким образом, в подавлении восстания участвуют около 55 000 красноармейцев, определенную роль играют репрессивные меры, которые большевики принимают против самих восставших, а также их семей.

Исследователи утверждают, что при подавлении этого восстания власти впервые в истории применили химическое оружие против населения. Хлор особой марки был использован, чтобы вынудить отряды повстанцев выйти из тамбовских лесов.

Достоверно известно о трех фактах применения химического оружия. Некоторые историки отмечают, что химические снаряды привели к гибели не только повстанцев, но и гражданского населения, которое никак не было задействовано в восстании.

Летом 1921 года основные силы, участвовавшие в бунте, были разгромлены. Руководство издало приказ о разделении на небольшие группы и переходу к партизанским действиям. Повстанцы вернулись к тактике партизанского боя. Боевые действия в Тамбовской губернии продолжались до лета 1922 года.

Почему 17 век называют «бунташным» веком? Название происходит от слова «бунт». И действительно 17 столетие на Руси «пестрит» бунтами, крестьянскими и городскими восстаниями.

Общая характеристика 17 столетия

Каждый новый век приносит «новый порядок». 17 столетие в России не относится к исключениям. В этот, по словам современников, «смутный» период на Руси произошли следующие события:

  • Конец царствования династии Рюриковичей: после смерти Ивана Грозного, на трон претендовали два его сына - Фёдор и Дмитрий. Малолетний царевич Дмитрий погиб в 1591 году, а в 1598 году умирает «слабоумный» Фёдор;
  • Время правления «неприрождённых» государей: Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский;
  • В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь - Михаил Романов. С этого момента начинается эпоха правления династии Романовых;
  • 1645 году после смерти Михаила Фёдоровича на трон поднимается его сын - Алексей Михайлович, который за мягкий характер и доброту был прозван «тишайшим царём»;
  • Конец 17 века характеризуется настоящей «чехардой» престолонаследия: после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор взошел на престол. Но после шести лет правления он умирает. Наследники Иван и Пётр были малолетними, и фактически управление большим государством переходит к их старшей сестре - Софье;
  • После ряда восстаний, голода и неспокойных лет правления «неприрождённых» царей, правление первых Романовых знаменуется относительным «успокоением»: войны практически не велись, внутри страны проводились умеренные преобразования;
  • Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги;
  • К событиям 17 века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов, привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия;
  • Господствующее положение занимал феодальный уклад. При этом проявлялись первые зачатки капитализма;
  • Произошло оформление крепостного права: крестьяне - это собственность помещика, которая могла продаваться, покупаться и передаваться по наследству;
  • Усиление роли дворянства: дворянин не мог быть лишен поместья;
  • Городское население было признано особым сословием: с одной стороны оно было независимым, а с другой - прикреплено к городам (посадское население) и вынужденное платить «тягло» – денежные и натуральные повинности;
  • Увеличение прямых налогов;
  • Ограничение казачьей вольности;
  • В 1649 году издается Соборное Уложение - главный свод законов, который касается всех отраслей и сфер государственного управления от хозяйства до государственного устройства;
  • Экономика страны держится на сельском хозяйстве;
  • Освоение новых территорий в Сибири, Поволжье и на южных границах государства.

Рис. 1. Красная площадь во второй половине 17 века в картине Васнецова

Бунты «бунташного века»

Все кратко вышеперечисленные события 17 века привели к ухудшению экономического и социального положения населения России, и как следствие - к массовому росту недовольства.

Внутренние противоречия, частая смена власти, «авантюрные» новшества, обнищание населения, голод, экономическая отсталость - это основные причины нарастающего «брожения» среди горожан и сельского населения.

Внизу всё постоянно тлело, и нужна была только искра, чтобы разжечь большой пожар - народные движения. Однако, для каждого бунта нужна была своя искра - конкретная причина. В следующей таблице представлены самые крупные восстания «бунташного века» в России с описанием самой главной причины, указанием даты, участников движения, изложением хода восстания и подведением итогов.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Медные монеты 17 века

Таблица «Бунташный век»

Событие

Дата

Соляной бунт в Москве

Главная причина - увеличение налога на соль по инициативе Бориса Морозова в 1646 году. В результате указа в несколько раз увеличивается цена на этот незаменимый продукт, и как следствие - уменьшение засолки рыбы и голод;

Основные участники - посадские люди, к которым впоследствии присоединись стрельцы и дворяне, недовольные злоупотреблением царских приближенных;

Вспышка произошла в то время, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья. Толпа остановила экипаж царя и потребовала отставки царских приближенных. Дабы утихомирить народ, царь пообещал разобраться, но в этот момент произошло непредвиденное - сопровождавшие государя придворные ударили несколько человек нагайками, чем и спровоцировали мятеж. Восставший народ ворвался в Кремль. Были растерзаны толпой основные царские приближенные - Плещеев, Траханиотов, дьяк Назария. Боярина Морозова удалось спасти.

В итоге было повышено жалование стрельцам, были заменены судьи, понижена цена на соль и проведена посадская реформа.

Волнения в Новгороде и Пскове

Главная причина - отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;

Основные участники - митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове.

Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича.

В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.

Медный бунт в Москве

Главная причина - введение медных денег по цене серебрянных, в результате чего увеличился выпуск ничем не подкрепленных медных монет, подорожали цены на продукты, крестьяне отказывались продавать свою продукцию за медь, наступил голод в городе и наблюдался всплеск фальшивомонетничества;

Основные участники - крестьяне пригородных сел, ремесленники, мясники;

Воинственная многотысячная толпа направилась к дворцу Алексея Михайловича в Коломенском, требуя выдать всё тех же царских приближенных-изменников. После угроз царь велел подоспевшим стрельцам и солдатам обуздать восставших. В результате около 7 тысяч человек были убиты, 150 повесили, а остальных сослали в Сибирь.

В итоге , несмотря на кровавую расправу все же медные монеты были изъяты из обращения.

Восстание Степана Разина

1667-1671 года

Главной причиной восстания стал социальное расслоение донского казачества на «домовитых» – наживших имущество благодаря русскому царю и служивших ему, и на «голутвенных» (голытьба) - недавно прибывших и промышлявших разбоем. Последние ненавидели дворян и бояр.

Сенька Разин - донской казак и вождь восстания.

Первые походы Степана Разина - это в основном нападения на караваны судов с одной целью - грабеж. Они не носили социального характера, кроме того, что взятым им пленным из простых крестьян и работников была дарована воля. Однако в дальнейшем успешные походы превратили небольшую разбойничью банду Разина в войско около 7000 человек. Изменился и характер походов: с покорением Астрахани, Саратова, Самары возросли и амбиции казачьего атамана. Он объявил, что его войско поддерживает якобы выживший царевич Алексей, опальный патриарх Никон, а сам он защитник простого люда, намеревающийся распространить казачьи порядки на всю Русь.

Однако вскоре в Симбирске он потерпел поражение, и впоследствии бунт был жестоко подавлен, а сам Разин казнён.

Стрелецкий бунт или «Хованщина»

Нельзя выделить одну причину восстания . С одной стороны - недовольство стрельцов злоупотреблениями их начальников и задержкой жалованья. С другой - борьба между двумя кланами - Милославских и Нарышкиных. Дело в том, что после смерти Федора Алексеевича на трон претендовали два малолетних царевича - Иван и Пётр, за которыми соответственно стояли Милославские с царевной Софьей, и Нарышкины. На Земском соборе было решено передать правление в руки Петра. Однако противоборствующая сторона воспользовалась недовольством московских стрельцов и с их помощью, поддерживая их требования, «протолкнули» компромиссное решение - поставить на царство сразу двух братьев при регентстве царевны Софьи.

Основные участники - Московские стрельцы под предводительством князей Хованских;

Стрельцы и простой народ захватили Кремль. Во время восстания были убиты брат царицы Афанасий Нарышкин, известные бояре, князь Юрий Долгорукий. Царевна Софья в благодарность за помощь царевичу Ивану даровала стрельцам имущество убитых бояр и обещала выплатить жалованье за 40 лет. Однако, это не усмирило бунтовщиков, и она становилась заложником их возрастающих амбиций: Хованский претендовал на самостоятельную роль и свержения Романовых. В результате был схвачен и казнен вместе с сыном. Стрельцы оказались без вождя и вынуждены были сдаться на милость царевны;

В итоге Софья правила 7 лет, а начальником Стрелецкого приказана был назначен новый преданный правительнице человек - Шакловитый.

Общей чертой всех бунтов 17 века в России являлась стихийность и ярко выраженные царистские иллюзии. Иными словами «бунтари» и их вожди не думали и не предпринимали никаких действий против царя. Наоборот, они верили в его абсолютную власть и непогрешимость, и полагали, что самодержец не ведает, что творят его подданные - бояре, думные люди, помещики, воеводы.

Рис. 3. Портрет царя Алексея Михайловича

Все народные восстания кроме Стрелецкого бунта произошли во время царствования Алексея Михайловича, парадоксально прозванного Тишайшим.

Что мы узнали?

17 век в истории России, изучаемый в 10 классе, запомнился «обилием» народных восстаний и бунтов. О том, какое это было столетие, с кем связаны народные движения - с какими именами, правлением каких царей и какими городами на карте России, рассказывает подробная таблица «Бунташный век».

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.9 . Всего получено оценок: 834.

Народные восстания в 60--70-х гг. XI в

Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068--1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) -- Изяслав, Святослав и Всеволод -- от половцев.

В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Восстания конца 60-х -- начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. «Русская Правда» была дополнена рядом статей, получивших название «Правда Ярославичей» (в отличие от первой части кодекса -- «Правда Ярослава»). Смысл дополнений -- защитить имущество феодала и его вотчину. Из «Правды Ярославичей» мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий-- огнищанин (от слова «огнище» -- дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.

Богатство вотчины составляла земля, поэтому княжеская межа охранялась чрезвычайно высоким штрафом. На этой земле работали зависимые смерды и рабы (холопы, челядь). Руководили работами ратайные (полевые) старосты, которым подчинялись рабы, и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. В вотчине имелись также ремесленники и ремесленницы.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и усилила разницу в плате за убийство различных категорий населения, отразив заботу государства о защите собственности, жизни и имущества феодалов. Самый большой штраф платили за убийство старших дружинников, огнищан, княжеских подъездных, жизнь которых оценивалась в 80 гривен. Жизнь свободного населения -- людей (мужей) -- оценивалась в 40 гривен; жизнь сельских и ратайных старост, а также ремесленников -- в 12 гривен; жизнь смердов, живших в вотчинах, и рабов -- в 5 гривен.

От языческих мятежей к социальному протесту

Вторая половина IX и X век в русской истории стали временем грандиозных перемен и в первую очередь в сфере социально-экономической и политической. Наступление частной собственности и частного собственника на свободный мир прошлого круто менял судьбы людей. Принятие Русью христианства означало начало крушения старой языческой веры, которая долгими веками господствовала в душах и думах людей.

Все эти перемены проходили почти синхронно, хотя их темпы по сравнению с рядом западноевропейских стран были замедленными в силу общих геополитических, причин развития восточнославянских земель. Но к концу X - началу XI в., они становились все более и более ощутимыми, вносили совершенно иные краски в жизнь сотен тысяч людей. Особенно болезненно эти перемены выявлялись в периоды острых общественных потрясений - тяжких княжеских междоусобиц, иноземных нашествий, стихийных бедствий - засух, голода, пожаров. В эти дни обострялись обычные беды, всплывали старые обиды, несчастья сплачивали людей на почве общих интересов, ненависти к тем, кого они считали виновными за все свои горести и унижения.

Долгое время в нашей науке господствовал классовый подход к общественным явлениям, выдвинутый на первый план марксизмом. Именно этот подход призван был объяснить течение истории борьбой антагонистических классов в обществе, хотя, думается, что основоположники марксизма, как подлинные диалектики, вовсе не стремились найти простейшую логическую отмычку, которая объясняла бы все сложнейшие перипетии общественной жизни от глубокой древности до современности. И такую отмычку спроецировали уже их так называемые последователи, которые борьбу сделали смыслом и своей жизни. И как объяснить нарастание общественного противоборства в Древней Руси в то время, когда классовая структура феодального общества лишь складывалась и когда совсем иные мотивы поднимали людей на общественное противоборство". Причем социальный мотив был лишь одним из многих, что влиял на общественное поведение людей,

Человеческая природа, человеческая жизнь и человеческое общество устроены так, что противоречия между отдельными людьми, между спаянными одними интересами группами людей, между целыми сословиями и классами неизбежны. Неизбежность этих противоречий объясняется многими причинами. Во-первых, тем, что люди от рождения отличаются разными способностями. Это не позволяет им одинаково воспринимать мир и при равных условиях обретать равные возможности. Во-вторых, неравенством самих этих условий, определяемых социальным положением людей (князь, дружинник, смерд), в которых даже более одаренные по рождению вынуждены занимать низшие ступени общественной лестницы. В-третьих, сочетанием различных жизненных ситуаций, в которых люди проходят свой жизненный путь. По существу, судьба каждого человека неповторима, как неповторим и он сам. Человек весьма редко осознает свою истинную ценность, которая определяется как его врожденными способностями, так и объективными условиями его существования и тем самым объективными возможностями его самовыражения. Зато каждый человек, даже весьма ограниченных умственных способностей, прекрасно понимает и ощущает превосходство другого и, в первую очередь, в сфере общественного положения. Именно это во многом сближает весьма разных людей в большие группы по интересам: в одном случае по ущемленным интересам, в другом -- по защите своего уже завоеванного привилегированного положения. Так было всегда, во всех обществах, так будет и впредь, пока будет жив человеческий род.

Но это вовсе не значит, что люди находятся в постоянной борьбе друг с другом. Люди, группы, сословия, классы нуждаются друг в друге и в то же время индивидуальные интересы людей, их общественные интересы порой прямо противоположны. Личные интересы человека-двигатель общества, но интересы людей одновременно являются взрывоопасным «материалом», который может это общество взорвать, если накал противоречий переходит в накал страстей, которые усиливаются в том случае, если они овладевают большими массами, чьи интересы совпадают.

Древняя Русь не была в этом смысле исключением.

Первые крупные общественные схватки в зарождающемся государстве возникли тогда, когда Киев подминал под себя другие племенные княжения. Древлян, вятичей, членов других племен сплачивало желание отстоять свою независимость и свободу. И здесь сходились интересы, скажем, древлянского князя Мала и безвестного древлянского смерда. Несколько раз поднимали в X в. восстание против Киева древляне, вятичи; самостоятельный путь исторического развития искали полочане. Племенной сепаратизм был главным общественным чувством, которое сплачивало людей и поднимало их на борьбу.

К концу XI в. Русь, кажется более не тревожили племенные или региональные распри и ничто не нарушало ее внутреннего государственного покоя. Но это было обманчивое впечатление. Да, пожаров, вроде племенных восстаний, больше не было, но угли политического сепаратизма, который уходил еще в прошлую племенную жизнь, тлели постоянно. Это чувствовалось в постоянной угрюмой настороженности вятичей, в особой позиции Полоцка, который десятилетиями из поколения в поколение своих князей Рог-волдовичей вел нескончаемую войну с Киевом, и в извечной оппозиции Новгорода, не забывшего свои былые вольности еще варяжской поры.

По мере развития общественных отношений на Руси, появления богатых и бедных, складывания княжеско-боярско-дружинной верхушки, начала ее наступления на земли свободных крестьян племенной сепаратизм отступал в тень. Но другие противоречия выходили на первый план.

С конца X в., со времени введения христианства на Руси появились противоречия между теми, кто был предан старой языческой вере, и носителями идей христианства. Язычество было сильно, как уже говорилось, на севере и северо-востоке страны. Именно на новгородском севере, на вятичском северо-востоке вспыхнули первые пожары неповиновения. Нежелание принять христианство в качестве новой религии шло рука об руку со старыми племенными традициями. А обострявшиеся социальные отношения, потеря частью населения свободы, повышение налогового гнета со стороны государства и частных владельцев лишь осложняли общую обстановку в этих частях страны.

Ряд мятежей произошел в связи с введением христианства на Новгородской земле.

В 1024 г. на северо-востоке страны, в Суздальской земле произошло новое выступление народа. Это было время большого голода. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Люди бросились во дворы богачей, стали избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы -- языческие жрецы. Так в этом мятеже сплелись мотивы социальные, религиозные и племенные. Потребовалось вмешательство самого великого киевского князя Ярослава. Он явился в Суздальскую землю с дружиной, схватил и казнил руководителей мятежа -- волхвов, утихомирил край.

В 1068 г. в Русской земле произошло еще одно крупное общественное потрясение. Все началось с поражения от половцев русского войска, которым командовал сам великий князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, и его братья Святослав и Всеволод. Разгромленная и потрепанная в открытом бою княжеская дружина заперлась за киевскими стенами и со страхом ждала появления врагов. Именно в это время началось брожение среди горожан. Они требовали у князя оружие и были готовы защитить город. На горе горожане собирались кучками, в толпе говорили, что князья их предали, что воевода Коснячко нарочно не дает им оружие, опасаясь, что оно повернется против богатых людей. Ремесленно-торговый Подол гудел. Там шло нескончаемое вече. Люди требовали освободить из тюрьмы вероломно захваченного сыновьями Ярослава их соперника, неустрашимого воина и талантливого полководца полоцкого князя Всеслава. Народ требовал поставить его во главе войска в борьбе с половцами. Одновременно раздавались голоса о злоупотреблениях княжеских воевод и управителей, о притеснении народа, несправедливых поборах. На Подоле восстали холопы и растерзали бывшего в Киеве новгородского епископа Стефана, который пытался их унять. С Подола сотни людей двинулись к княжескому дворцу, ко двору ненавистного воеводы Коснячко. Другая часть направилась к тюрьме, где томился полоцкий князь Всеслав.

Восставший народ захватил и разгромил многие дворы княжеских бояр и воевод. Княжеский дворец был окружен возбужденной толпой. Близкие к Изяславу люди советовали князю послать воинов к тюрьме и убить Всеслава, но князь колебался. Время было упущено. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь, его брат Всеволод со своими чадами и домочадцами, среди которых был и будущий великий киевский князь пятнадцатилетний Владимир Всеволодович Мономах, бежали.

Толпа разгромила и разграбила княжеский дворец. Оттуда было унесено много золотых и серебряных изделий, дорогие меха. Князь Всеслав был освобожден из тюрьмы и возведен восставшим народом на киевский стол. Изяслав бежал в Польшу.

Семь месяцев правил в Киеве Всеслав -- избранник народа. Но прежние правители Киева не сдавались. К этому времени Святослав Черниговский, брат великого князя, разгромил половцев и обезопасил на время русские границы. Изяслав собрал в Польше большую рать и двинулся на Киев, вместе с ним шли польские отряды. Всеслав с киевлянами выступили навстречу. Войска сошлись близ самого Киева. Но битва не состоялась. В канун ее, ночью Всеслав тайно покинул киевлян и бежал к себе в Полоцк. Оставшееся без вождя войско побежало. Вскоре войско Изяслава было уже около стен Киева. Восставший город открыл ворота великому князю и повинился.

Но Изяслав не сразу вошел в город. Сначала он послал туда своего сына Мстислава с дружиной. Тот учинил жестокую расправу над мятежниками, убил около 70 горожан -- зачинщиков бунта, тех, кто участвовал в освобождении и возведении на престол Всеслава, часть мятежников он приказал ослепить, иных же наказал, даже не проведя расследования. Город был повержен. Лишь после этого Изяслав вступил в Киев. Тут же он послал войско в Полоцк и занял его. Всеслав бежал из города в леса.

Так закончилось это первое крупное восстание на Руси, в котором уже просматриваются социальные мотивы. Новые заботы начинают оттеснять на второй план прежние племенные и религиозные интересы.

Пламя мятежа, охватившее Киев, распространилось и на другие русские земли. Бунтовали смерды вокруг самого Киева. Отказывалось платить дани и налоги население Смоленской земли. Поднялся народ в далеком Белоозере. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Мятеж возглавили здесь два волхва, которые, призывали простых людей к расправе над имущими.

Были разграблены житницы, амбары, медуши богатых людей. Отряд восставших насчитывал около 300 ^человек. Потребовались немалые усилия со стороны властей для подавления мятежа. Волхвы были схвачены и увиты великокняжеским воеводой Яном Вышатичем.

В Новгороде в 1071 г. начался мятеж, направленный против епископа, христианской веры. И снова волхв встал во главе восставших. По существу, город разделился надвое. На епископском дворе стояла княжеская дружина. Весь остальной город оказался в руках восставших. И только убийство волхва во время переговоров помогло обезглавить восстание и рассеять восставших.

Лишь к 1072 г. на Руси был восстановлен порядок и трое Ярославичей, Изяслав, Святослав и Всеволод предприняли меры по успокоению земли. Жестокие кары, обрушившиеся на мятежников, были лишь частью этих мер. Другой частью стала разработка нового законодательства, так как старая Ярославова «Русская Правда» уже не отвечала запросам времени.

В истории Древней Руси случилось несколько народных восстаний. Сейчас, благодаря работам И. Я. Фроянова, Π. П. Толочко, А. Г. Кузьмина пересмотрен прежний подход к этим выступлениям как "антифеодальным". Возникавшие между княжеской властью и народом конфликты не носили классового характера, более того, по мнению Кузьмина, "в то время крестьянские или городские общины, отстаивая свои традиционные права, на феодальные основы не покушались" .

Первым из народных бунтов того времени стало Киевское восстание 1068 г. Этот бунт вспыхнул после поражения русских войск в битве с половцами на реке Альте и отказа князя Изяслава Ярославина выполнить вечевое решение о выдаче киевлянам оружия из своих арсеналов и коней для вторичного сражения с половцами. (О войнах с половцами см. параграф 2.7)

Новым князем на вече был провозглашен Всеслав Полоцкий, находившийся в плену у Изяслава. Узнав об этом, свергнутый князь ушел в Польшу, где надеялся найти помощь – польский король приходился ему племянником. Надежды Изяслава оправдались: с польской помощью он двинулся в Киев. Посаженный народом князь Всеслав бросил выступившее с ним против Изяслава и поляков войско и бежал в родной Полоцк. Утром войско узнало, что осталось без вождя и отступило к Киеву.

Тогда роль посредников взяли на себя братья Изяслава. Святослав и Всеволод обратились к нему с предложением не водить поляков на Киев и примириться с киевлянами. Так и вышло, хотя казни все-таки произошли. Были лишены жизни 70 горожан, участвовавших в освобождении из "поруба" (тюрьмы) Всеслава.

Более успешным оказалось Киевское восстание 1113 г. Оно предшествовало вокняжению в Киеве Владимира Мономаха. Это обстоятельство привлекло к произошедшему народному возмущению самое пристальное внимание историков, начиная с В. Н. Татищева. Мятеж вспыхнул в стольном граде сразу же после кончины великого князя Святополка Изяславича, попустительствовавшего произволу ростовщиков, закабаливших многих горожан. Во время восстания были разграблены дворы евреев-ростовщиков, а также терема тысяцкого Путяты Вышатича и сотских, персонально ответственных за творившийся произвол. Тогда бояре и митрополит Никифор, опасаясь эксцессов со стороны взбунтовавшегося народа, призвали на княжение популярного своими победами над половцами переяславского князя Владимира Мономаха. В этой связи следует отметить, что его вокняжение прошло с нарушением прав сыновей второго Ярославича – Святослава: Давыда Святославича Черниговского, Олега Святославича Новгород-Северского и Ярослава Святославича Муромского, по лествичному праву имевших преимущество перед Владимиром Всеволодичем.

Согласно принятому новым киевским князем "Уставу о резах и закупах " вводились предельная общая сумма процентных платежей по долгам (в зависимости от суммы основного долга) – 50% и предельный срок их взимания – три года. Фактически это избавляло бедноту от угрозы длительной или вечной кабалы.

Законодательство Древней Руси

В эпоху родового строя у славян действовало обычное устное право, основанное на принципе кровной мести обидчику. О некоторых славянских традиционных правовых обычаях сохранились известия в "Повести временных лет". У руси, т.е. у варягов, в X в. существовал свой "Закон Русский", о котором упоминается в знаменитых княжеских договорах с греками. Несомненно, он был распространен на всей территории, контролируемой киевскими князьями. Однако юридические нормы "Закона Русского" неизвестны. Но действовали они эффективно и одобрялись верхами общества. Об этом свидетельствует попытка Владимира Святославича ввести после крещения "Эклогу" – византийский свод законов VIII в. Однако по требованию старшей дружины этот жестокий кодекс, содержащий в основном членовредительные наказания, был отменен, и в судопроизводстве снова стала использоваться система штрафов, часть которых шла дружинникам.

Тем не менее, необходимость новых законов была очевидной – хотя бы потому, что старое и племенное (обычное), и дружинное право фиксировали порядки, возникшие еще в языческое время. Не случайно первыми из дошедших до нас письменных правовых актов оказались церковные уставы Владимира Святославича и его сына Ярослава Мудрого. Христианство в ту пору еще только утверждалось на Руси, и вводившим его князьям требовалось точное законодательное определение прав и привилегий церкви и духовенства. Церковь, кроме значительных судебных полномочий, получила под свой надзор систему мер и весов, а также ежемесячное содержание в виде десятины от княжеских доходов. Суд митрополита и епископов распространялся на всех служителей церкви. На церковный суд выносились и все семейные споры, тяжбы и преступления.

Однако новый уклад жизни потребовал переработки и других правовых норм. Результатом ее стало появление самого древнего из дошедших до нас законодательных документов – "Русской Правды". Составление этого кодекса началось при Ярославе Мудром в 1016 г.

Процесс сложения "Русской Правды" растянулся на долгие годы. Исследователям известны несколько ее редакций, составленных из уставов самого Ярослава, его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода и внука Владимира Мономаха.

Краткая редакция памятника включает следующие документы:

  • "Правда Ярослава". Время создания этого княжеского устава большинство ученых относило и относит к 1016 г., но некоторые (С. В. Юшков, Μ. Н. Тихомиров) – к 1030-м гг. К этому документу относятся ст. 1–8 Краткой редакции;
  • "Правда Ярославичей". Она не имеет точной даты, однако некоторые исследователи полагают, что ее приняли на княжеском съезде в Вышгороде в 1072 г. К "Правде Ярославичей" относят ст. 19–41 этого правового документа;
  • "Покои вирный " – юридическая норма, определившая порядок кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры). Покон был составлен в 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);"
  • "Урок мостникам" – устав, регулировавший условия оплаты труда мостников – строителей мостовых или, по другим предположениям, мостов – 1020-е или 1030-е гг. (ст. 43).

Пространная редакция состоит из двух частей: "Устава Ярослава Владимировича" и "Устава Владимира Всеволодича Мономаха" с позднейшими изменениями и дополнениями, принятыми во время киевского княжения Владимира Мономаха. Подругой версии, к "Уставу Владимира Мономаха" можно отнести только ст. 53, содержащую упоминание князя. Пространная редакция насчитывала 121 статью.

Сокращенная редакция относится к значительно более позднему периоду. По А. А. Зимину, она была составлена в XVI – начале XVII в. путем сокращения Пространной редакции. По Μ. Н. Тихомирову – в конце XV в. в Московском княжестве после присоединения к нему в 1472 г. территории Великой Перми, где она и была написана, что нашло свое отражение в использованном в пей денежном счете. Сокращенная редакция насчитывала 50 статей.

Если древнейшая "Правда Ярослава" пытается лишь ограничить распространение такого патриархального пережитка, как кровная месть, путем уменьшения количества родственников, имеющих право мстить за смерть сородича, и замены кровной мести денежным штрафом, то уже в "Правде Ярославичей" кровная месть за простое, неразбойное убийство полностью заменена на денежный штраф. Причем вира (штраф за убийство в пользу князя) и головничество (штраф за убийство в пользу родственников) разнились в зависимости от степени знатности погибшего. Если за убийство княжеского слуги нужно было уплатить князю и родственникам штрафы по 80 гривен, что равнялось стоимости 80 рабочих быков или же почти 16 кг серебра, то жизнь смерда ценилась в 16 раз меньше, а смерть холопа приравнивалась к порче имущества ("а в холопе и в робе виры нетуть"). В том случае, если убийца оставался не обнаружен, то штраф за него платила община. Это так называемая "дикая вира", вводившая понятие коллективной ответственности за непредотвращенное или нераскрытое преступление на общинной земле.

Любой другой штраф назывался "продажа", а вознаграждение потерпевшему – "урок".

Наиболее тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. Уличенный в этих злодеяниях преступник подвергался потоку и разграблению. Если разграблением называлась конфискация имущества, то потоком – первоначально высылка преступника, а позднее – обращение его в рабство вместе со всей семьей.

Появление на Руси письменного законодательства – свидетельство завершения процесса становления государства. "Русская Правда" – свод законов, который имел хождение и юридическую силу во всех русских землях. Он повлиял на дальнейшее развитие, как русского, так и литовского законодательства.

  • Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2003.
  • Резы – древнерусское слово для обозначения ссудных процентов.
  • Закуп – крестьянин, получивший от землевладельца-боярина ссуду и обязанный ее отработать.