Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Все должно быть идеально. Все НЕ должно быть идеально

Перфекционист – это человек, который подрывает своё здоровье.
А если перфекционист с крепким здоровьем, то он портит его другим

Стремление всё делать идеально, оно же – перфекционизм, - очень вредная привычка, портящая жизнь не только своему обладателю, но и всем вокруг.

Судите сами: поскольку 100 % идеала ни в чём достичь невозможно, перфекционист вечно недоволен – он сильно устаёт от избыточной работы и своих нервов, злится на себя за то, что не может сделать дело лучше (ну и на обстоятельства, что не позволяют ему этого), его мнение о себе раз от раза становится всё хуже – он ведь не достигает идеала, а тогда за что его любить-уважать?

А тем временем, что такое идеал? Выдуманная категория, не имеющая ничего общего с реальной жизнью. Если назвать идеалом просто хорошо сделанное дело, то, вернувшись к нему через день, неделю, месяц, мы всегда найдём, что ещё надо бы доделать или изменить. Стало быть, идеально сделанным оно никак считаться не может.

Основные причины перфекционизма две – это воспитание и недостаточная любовь к себе.

Родители всегда хотят, чтобы их ребёнок был успешен, хорошо учился, выделялся из толпы, и побуждают его к этому доступными способами – где-то подбодрят, а где-то припугнут (будут тройки в четверти, лишишься прогулок с друзьями), или, ещё хуже, начнут сравнивать с другими, более успешными (посмотри, вот Маша из второй квартиры всё успевает, и маме помогает, и с подружками гуляет, и учится на одни пятёрки, не то, что ты). Зерно посеяно, теперь есть идеал (Маша), образ которого со временем обрастает какими-то сверхчеловеческими возможностями и способностями, и теперь ребёнок будет стремиться стать как эта выдуманная Маша, вместо того, чтобы быть собой.

Вторая причина стараться всё делать на «пятёрочку» кроется в нашем отношении к себе, когда нам не хватает любви и поддержки – мы недостаточно даём их сами себе, и тогда используем все способы, чтобы получить их извне, т. е. от других людей.

Как получить?

Быть идеальной дочерью, матерью, женой, хозяйкой, сотрудницей. Быть идеальной во всём, чтобы получать чужое одобрение, восхищение, признание, чтобы не нам Машу, а нас – Маше, вот тогда мы чувствуем себя вроде как неплохо. Только что-то всё равно не так. Ну правильно, чужим признанием сосуд любви не наполнить, а устаёшь-то как от этой идеальности – надо же постоянно соответствовать, а где взять сил?

Так и проходит жизнь в заботах о том, чтобы «держать лицо», а что внутри? Нереализованные желания, нераскрытая личность, непонятое предназначение. А ведь это – главное. Не для того, чтобы стараться нравиться всем вокруг, приходит человек на землю.

Полноценная любовь к себе делает стремление к идеалу бессмысленным, освобождает от этого вечного стресса, когда стремишься, стараешься, а результат всё равно неидеальный, недовольству собой и окружающими… Такая любовь приводит к себе и помогает жить своей собственной жизнью, перестать решать чужие задачи и достигать чужие, навязанные нам, цели. Она учит слышать и понимать себя, говорить «нет» всему, что уводит нас от радости, жить полной жизнью, а не в ожидании, кто похвалит или полюбит. Любви к себе можно научиться, это доступно каждому, мы занимаемся этим на углублённом курсе «Хочу полюбить себя», к которому вы тоже можете присоединиться.

Вернёмся к перфекционизму, почему от него важно отказаться? Стремление к идеалу зачастую мешает нам вообще начать что-либо делать. Мы слишком увязаем в мелочах, пытаемся все продумать и просчитать заранее, и в какой-то момент начинаем думать, что это нам не по силам, нечего и браться. И сколько дел остаются несделанными по этой причине!

Если у вас есть сомнения, перфекционист ли вы, ответьте на эти вопросы.
Часто ли вы сомневаетесь в своих силах?
Присутствует ли в вас чувство вины за ошибки?
Сильно ли вас задевает критика?
Если видите, что что-то сделано неидеально, вас это раздражает или нет?
Не завышены ли ваши требования к окружающим людям?
Часто ли вы затеваете дома скандалы из-за пустяков?

Теперь – что делать?
Если вы признали в себе перфекциониста, предлагаю вам следующее.

Во-первых, примите тот факт, что всегда найдётся кто-то, кому ваша работа не понравилась.

Во-вторых, начните освобождаться от привычки всё делать самому – учитесь делегировать работу. И не переделывать её потом за другими! Контролёрство имеет глубокие корни, и с ним важно работать, лучше всего вести эту работу индивидуально.

В-третьих, ставьте перед собой реальные задачи. Вам не нужно идеально сделанное дело, а нужно удовлетворение и удовольствие от своей работы. Оцените свои силы и поставьте себе оптимальную планку. Позвольте себе сделать работу неидеально! И почувствуете, что силы перестали вас покидать, и наконец-то ушло извечное недовольство.

Если поставить себе задачу сделать дело на 100 %, это будет нереальная цель, и для её достижения придётся потратить слишком много времени и сил, а результат всё равно будет неудовлетворительным.

Если поставить цель сделать дело на 80 %, то мы закончим работу в короткий срок, не успев устать, а, получив заявленные 80 %, будем искренне собой довольны.

Так ведь нам это и нужно, разве нет?
Насладитесь хорошим результатом так же, как насладились бы отличным, и всё изменится.
Если у вас появились вопросы, пишите мне.

Уже расставшаяся со своим перфекционизмом,
Юлия Соломонова

Владимир Рудак

Первая буква получилась не совсем обычной, не кривой, а неуклюжей, что ли. Не так он пишет букву «Б». Не так. Столько лет подписывался без помарок, а тут взял и так вот опростоволосился. В школьные времена исписывал листы бумаги, стараясь все довести до автомата. Буриков. Ровненькие, старательные буквы, практически без наклона. Виновата Стремкина Алевтина. И вовсе не потому что мы всегда стремимся найти того, на кого все можно свалить. Не вовремя она подошла с конторскими бумагами. Не вовремя. Или лучше будет сказать, что неправильно подошла. Чуть не под локоть толкнула. Николай несколько раз порывался выйти из троллейбуса, чтобы вернуться в контору. Можно ведь распечатать новую бумагу, на которой он поставит правильную подпись. И ему спокойнее, и документ будет более привлекательно смотреться. Он два раза провел пером ручки по букве «Б», от чего она стала слишком жирной. Два раза! Да он в жизни так не делал. Почему он сразу не сказал Стремкиной, что надо новую бумагу, почему он не настоял на этом? Мог же. Взял бы да измял испорченный лист, чтобы она не успела его отговорить. Порвать его в клочья надо было, а не церемониться. Нечего с этими бабами рассусоливать. Уж это он хорошенько усвоил, тут ничего не скажешь. Копили они с одной дамой деньги на совместный отдых. Сам же ей и доверил сбережения. Связался с проституткой. Пожалел, когда она плакала, сидя на скамейке, во дворе его дома. Только он щедро намазал свежую французскую булочку финским маслом и уложил поверх голландский сырок с множеством дырочек, как увидел в окно ее. Выглядела она трогательно. Хотелось пригреть ее, успокоить. Спустился вниз. Подошел и спросил, что случилось. В общем, все традиционно. Конечно, перед этим переоделся. Нельзя же выскочить на улицу в спортивных брюках, купленных на распродаже в торговом центре. Сначала решил, что его мечта сбывается прямо на глазах. Несчетное количество раз Буриков представлял себе, как помогает какой-то девушке или женщине, хорошо сохранившейся, преодолеть жизненные невзгоды. Внешностью он не мог особо похвастаться, но и лошади от него в испуге не шарахались. Немного полноватый. Евнухоидный тип. Это со слов врача, который беседовал с его мамой за складной ширмой в кабинете. Они думали, что он не слышит. Все он слышит. Еще как. На слух никогда не жаловался, жаль только, что этого недостаточно, чтобы нравиться женщинам. Им же безразлично, какие у мужчины уши. Вот если их совсем не будет, это может стать проблемой, а отменный слух ничего не значит в сложном лабиринте межличностных отношений. Чем меньше у мужчины было женщин, тем он наивнее и доверчивее. Все равно что ягненок на гнущихся ножках с глазами-пуговками. Бери голыми руками и пускай на шашлык. Так с ним и расправилась проститутка. Каждую сотню с радостью отдавал ей. А она укладывала ее в коробку от туфель, оклеенную их фотографиями, и радостно вскрикивала, что скоро они полетят на Кубу. Потом вскрикивала, что совсем скоро полетят на Кубу. Потом, что вот-вот полетят. Ну а потом сама улетела вместе с коробкой. Только ободранные фотографии валялись повсюду. Как она могла себе такое позволить? Как? Сам задавался этим вопросом, и у знакомых спрашивал под видом рассказа о некоем друге, с которым так вот поступила одна особа. Даже в женский журнал написал письмо полное гнева от имени Стремкиной Алевтины, в котором она кропотливо описывала, как одна девица обманула ее интеллигентного брата. Иногда, если уж говорить начистоту, чуть не писался от радости. С романтикой подобных масштабов Буриков не сталкивался ранее никогда. Поездка на Кубу, пусть даже с бывшей проституткой, манила радужными перспективами. Сигары, кубинцы, странный, разноцветный, будто самодельный, а может, и действительно самодельный транспорт. В глубине души он чувствовал себя ловцом душ человеческих. В хорошем смысле. Сам старался вести чистый образ жизни, не мараясь в пороках, и другим в этом помогал. Хотя как измерить глубину души? Она же не колодец. Привязал груз к веревке и спускай вниз, пока в дно не упрется. В душу ведь веревку не спустишь. Проститутка — звучит грубо. Женщина,вынужденная торговать собственным телом,так будет лучше. Никто не может кинуть в нее камень, так как сам обязательно в чем-нибудь грешен. С такими словами он ввел ее в свой дом. Ехать-то ей было некуда. Притон закрыли, зарплату, или что там у них, ей никто, естественно, не выдал. На вид она не была прожженной грешницей, скорее наоборот, ландышем, который сорвал грязными ручищами некий злыдень. Буриков налил гостье грибного супа со сметаной. Понятно, что грибы не свежие, но собственного сбора. Замороженные. Едва коснулся ее смуглого плеча, как бы невзначай, когда шуровал половником в кастрюльке, отлавливая более крупные грибы, потом еще раз, когда хлеб подавал, который она не сразу взяла, а чуть погодя. С небольшим стеснением. Как щенок, который доверяет вам, но еще побаивается, отбегая в сторону и тут же возвращаясь. Кто же знал, что этот кутенок разинет свою черную пасть и сожрет доброе сердце Бурикова, даже не поперхнувшись. Еще разок он коснулся ее, когда заботливо вытирал стол и убирал сметану в холодильник. Ставил банку на полку, а сам жмурился от навалившегося доброй тяжестью счастья. В эту же ночь она легла рядом с ним, обвив его евнуходиное тело своими тонкими благодарными руками. Ей было постелено в другой комнате. Пыхтел с пододеяльником и приказывал себе мыслить философски. Он самурай. Меч — символ страстей, которые должны удерживаться в ножнах. Использовать меч можно только в благородных целях. Во спасение бедных и отверженных. Всю мощь страстей направляя в русло благородства… Но только позови она его хоть одним полусловом… только дай намек, что тоньше пузца гусеницы, как он бросился бы к ней, гулко стуча пятками по полу… От ее прикосновений он вздрогнул и чуть не заплакал, ведь женщины чаще прикасались к скелету ящера в палеонтологическом музее, чем к нему. Его не трогали очень давно. Он девственен, как пыль Луны. За исключением тех холодных и безучастных прикосновений на профилактическом осмотре в медицинском кабинете припомнить было нечего. Она была отважным археологом, раскопавшим и расчистившим от вековой пыли стойбище, где были сокрыты его пылкие чувства.

Да всем же только лучше будет, если он исправит эту никуда не годную подпись. Понятное дело, что сейчас контора уже закрыта, только сторож там сидит, но ведь можно в порядке исключения вызвать Алевтину, чтобы она приехала. Да он такси оплатит, если потребуется. Даже может вызвать такси, приехать за ней, чтобы вместе до конторы добраться. Буриков подпишется тем самым Буриковым, а не абы как. Все должно быть идеально. Нет, понятно, что все относительно. Понятно, что вы не можете быть в ответе за все беспорядки, происходящие в мире. Но у каждого есть свой малюсенький лоскуток на карте мира, за который только он несет ответственность. Вот тут-то и нужно постараться. Каждый может научитьсячто-то делать идеально. Пусть даже ставить подпись. А что не так? За всем не уследить. Но фамилию же можно написать ровно, как следует, отчетливо. Как было заведено ранее. Одно дело, если бы он сознательно решил бы изменить ее написание. Вот стукнуло ему сорок лет, и понял он, что пора что-то делать со старой подписью. Может, как-то подправить, чтобы она стала солиднее, если, конечно, до этого она была простенькой, смахивающей на детские каракули. Какие, к примеру, были подписи у известных людей? Чаще это размашистые росчерки, которые всем своим видом говорят, а то и кричат, о величии. Сразу понятно, что это не простой обыватель подписывается, а гений. Зачем обычному человеку красивая подпись? К чему тратить время на то, чтобы ее придумать, разработать, а потом еще тренироваться? За это время простой человек может сделать много полезного. Да не одну табуретку смастерить. Сколько можно уже об этом думать. Буриков понимал, что человек он не красивый, обычный. Нет, не обычный, а хуже. Евнухоидный. Одно слово. Всего одно гадостное слово. Будто ребенок камешек бросил в мутную лужу. Раз — и думать забыл. Ярмо на всю жизнь. Стучит в висках, толкается в груди, мутит сознанье. Вообще, будь он поотчаяннее, то разобрался бы круто с некоторыми товарищами. Ох, разобрался бы. Они бы просили пощады, а он был бы неумолим! Он сам как то ярмо. Хомут бестолковый. Куда повесили, там и висит. Покорно. Хомуту все одно. Он же слова не скажет поперек. Сам не соскочит с гвоздя, не побежит. Красивый автограф у Уолта Диснея, а вот у Стинга простоватый, как будто и не Стинг вовсе подписывался. У Рэя Чарльза отчетливо и величественно. У Бурикова тоже подпись не самая последняя в этом мире. Он, простите, не табуретки мастерит. Раз к нему приходят с бумагами, пусть под локоть чуть не толкают, но все-таки. Буриков. Буриков. Буриков. Все ровно. Буква к букве.

Запах рисовой пудры кружил в воздухе. Привкус металла на губах – яда страшнее не придумаешь. Этот яд отравлял все – природу, дом, жизнь дорогих сердцу людей. Его уже не изгнать из сознания. И боль, бьющаяся в венах… Молочно- серое небо плачет, и его слезы, сползающие по стеклу, отливают красным. Кривые развалины… Ветер поднял облачко сухой пыли и понес навстречу. Горький запах гари еще сохранился, но теперь к нему примешался сладковатый запах цветов… Это было в какой-то другой, совсем не реальной жизни.
Кира резко открыла глаза.
Белая занавеска тревожно колыхалась на ветру, билась и трепетала, словно испуганная птица. Кира, боязливо оглядев комнату, ожидая, что из угла вылезет что-то неведомое и страшное, встала с дивана. Ступая босыми ногами по ледяному полу, она думала только об одном – ночные кошмары никогда не становятся реальностью, иначе это было бы слишком страшно.
Это все настроения последних дней сказываются: усталость, бессонница, нервозность. Это все они виноваты. Надо как-то перебороть все это, лечь спать и забыть… забыть… На пол со стуком упала книжка, и девушка испуганно оглянулась. На мгновение показалось странным, что у неё валяется пошлый любовный роман, но тут же она вспомнила – роман ей дала Женя или Лиза, или кто-то другой. Она пристально посмотрела на обложку и с отвращением отвернулась.
Она захлопнула окно, не глянув во влажную темноту ночи, которая пахнула тмином и чуть подвявшей травой. Кажется, только прошел дождь- мокрый холод пробрался по её ногам под рубашку, и кожа покрылась мурашками. Инстинктивно включила свет, но легче на стало- слабое мерцание ночника придавало стенам какой-то больничный цвет, словно в сумасшедшем доме. Казалось, что маленькие цветочки жимолости на обоях кривятся и усмехаются. За окном проехала машина, и тени от фар пробежали по стенам и потолку.
Девушка подошла к зеркалу и посмотрела на свое отражение. Она выглядела совсем больной из-за осунувшегося, желтовато-блеклого лица и каких-то слишком больших, лихорадочных глаз. Кира собрала темно-русые волосы в пучок и распустила их водопадом по плечам.
- Ой, страшная я… страшная, - прошептала она, проводя пальцами по щекам.
Это было каким-то кошмаром. Уже несколько дней она не знала покоя из-за непонятной, смутной тревоги, которая то засыпала беспокойным и жалким сном в глубине души, то просыпалась и начинала тянуть из Киры жилы. Иногда казалось, что все кончилось, улетучилось отравленной дымкой с рассветом… Но проходило пару дней, и все начиналось сначала…
Звонкая трель дверного звонка разлилась по квартире. Девушка вздрогнула и несколько секунд не двигалась. Потом пошла к двери.
- Кто там? – собственный голос показался ей чужим и неприятным – каким-то надтреснутым т звенящим. –Кто там?
- Девочка моя, это папа, - тихий голос за дверью заставил девушку вздрогнуть. – Кира…
Она открыла дверь и молча пропустила в коридор отца. Он похудел за последние дни и выглядел усталым. Его большие глаза – они достались по наследству и Инне, - смотрели испуганно и сонно, словно его только что подняли с постели каким-то страшным воплем. Одежда на нем была мятая и местами грязная. Пахло от него дешевым коньяком и рыбой. Маленький ручки мелко тряслись.
- Папа, что случилось? –девушка повела его в комнату. – Ты так плохо выглядишь.
- Не спал три ночи.
- А что случилось? Опять мама? – девушка присела на край подлокотника, нерешительно обхватив шею отца. - Что у вас там стряслось?
- Ничего, милая моя, ничего. Просто я вдруг понял, отчего ты от нас сбежала.
Девушка отшатнулась от него и подошла к окну. Машинально взяла со стула красивую малиновую шаль и судорожным движением накинула её на плечи. Шаль была мамина и пахла её сладковатыми духами. Еще той мамы, которую так обожал отец и боготворила Кира.
- Иногда мне кажется, что Софья сошла с ума. Все время что-то бормочет, - прошептал её отец, наблюдая за дочерью, а потом вдруг словно опомнился.- Тетя Лена нашла тебе работу. Сказала, хорошую. Вроде, даже в богатом дом. Хотя мама не одобрила бы.
- Ха! – вырвалось у Киры. – Неужели наша богатая тетушка вспомнила о нас, отец? Или мама опять на поклон ходила? Неужели опять ходила, да?
- Ну зачем ты так, доченька! Мы же ради тебя стараемся. Ты же у нас одна дочка-то…
Кира задрожала и прижалась щекой к стеклу. Длинная прядь прилипла к стеклу. Она некоторое время молчала, судорожно сглатывая рыдания. Её отец хотел было подойти к ней, но что-то удерживало его на расстоянии. Потом вдруг девушка резко повернулась к нему, и он увидел, как бешено блестят её глаза. Бледные губы пытались что-то выговорить, но с первого раза не выходило – в горле стоял ком. Она подошла к нему и замерла.
- Единственная дочка, говоришь? А как вы меня хотели продать Борису? А? Как вы радовались любой его подачке? – слезы брызнули у неё из глаз, и она оттерла их ладонями. – Отец, я могу многое вспомнить.
Отец испуганно заморгал глазами, казалось, задыхается. Но отвести взгляда от дочери он не мог.
- Кирочка… Кирочка… Мы же хотели, как лучше… -прошептал он.
- Лучше? – мрачная улыбка проступила на её губах. – Папа, как же это могло быть лучше, если я ему нужна была только для того, чтобы свое тщеславие удовлетворить… Еще бы… Он же за мной еще с восьмого класса ухаживал, - девушка принялась ходить по комнате, теребя бахрому шали. – Я его всегда ненавидела. Всегда!!! За то, что он был такой мерзкий и двуличный. Я не могла даже представить, чтобы он поцеловал меня, чтобы обнял. Меня от него тошнило! Он столько зла сделал. Еще в школе… Он же Максима сдал, и его из школы выгнали! А потом… потом…– сердце девушки сжалось от боли. –Лишь из-за того, что я любила его! Это он виноват… А вы…вы же это знали. Я говорила вам. Я говорила: «Нет, нет! Только не Борис! Только не он!» А вам было все равно… все равно.
-Кира! Ну что ты, дочка, – беспомощно шептал отец. –Мы же любим тебя.
- А потом он появился. На машине. С цветами. И все. Вы растаяли, -голос девушки взвился до потолка, и она опустилась на стул совершенно без сил. - Вы меня хотели ему продать… Какие вы были счастливые, папа. А меня тошнило от одного лишь его прикосновения! Липкие, похотливые, гадкие руки! Холодные губы. Папа! Я не знала, что уже делать…
Отец подошел к ней и тихо обнял. Мокрая щека дочери прижалась к его животу.
- Борис приходил к нам. Он хочет вернуть тебя. Очень. Он раскаивается. Ему хочется, чтобы ты вернулась. Кирочка, может быть, ты подумаешь немножко…
- И мама тоже этого хочет? Да? И ты пришел меня уговаривать, папа, - прошептала девушка помертвевшими губами. –Папочка… папочка… неужели же и ты тоже хочешь, чтобы я с Борисом… опять? Папа…
- Нет, нет, что ты, дочка, - залепетал отец, отмахиваясь от неё руками. – Я… того… хотел…
Девушка отшатнулась от него и прошла к дивану. Её нежное личико исказила гримаса боли и страха. Она закусила кончик шали.
- Папа… а я думала, что ты меня любишь, - выдавила она из себя, сжав вспотевшими ладонями подушку. - А ты просто… просто хочешь меня продать, как и мама. Сплавить поскорее… Да еще и барыш неплохой получить на старость и белые тапочки!
Слезы хлынули по её щекам, солоновато- горькие, с привкусом полыни и засахаренного варенья. Она принялась оттирать их и не заметила, как тихонько вышел отец, осторожно прикрыл дверь.
Ветер, ворвавшийся в комнату, поднял к потолку бумажку со стола.

Кира поправила волосы и огляделась. Дом, в который её направила заботливая тетушка, был очень красивый, большой, окруженный золотистым, нежным садом. Пушистые астры напоминали праздничные шары – душистые, нежные, очаровательные. К свеженькой, чистенькой двери вела аккуратная дорожка, обсаженная цветочками.
Внутри дом был просто великолепен. В большом холле почти не было мебели, только тумбочка для писем у двери и очень красивая, орехового дерева вешалка для вещей. На ней висело черное мужское пальто, от которого исходил терпкий запах дорогих сигарет. Пол устилала темно-шоколадный, как Кира заметила, ковер. В центре комнаты располагалось несколько диванов, обитых светлой кожей и стеклянный столик. Вдоль стены тянулись темные книжные шкафы –их было великое множество. В этой комнате не было ничего лишнего. Все предельно просто и от того стильно. И кресло, и торшер с красной бахромой. Такой уютный уголок уединения на огромном оазисе суетливости. Все было дорого, красиво и аристократично.
Справа от входа располагалась кухня, плавно преходящая в столовую. При всей своей современности она была настолько уютной, домашней, даже какой- то деревенской, что невольно сразу же хотелось начать готовить – эти забавные связки лука, перцев, душистых трав, распространяющих острый, приятный запах, эти деревянный ложки, большой стол и красивые стулья...
Кира провела рукой по дорогой отделке камина – резные ангелочки, цветы и фрукты. В камине весело потрескивали дрова, распространяя мягкий яблоневый аромат. В эффектном шкафу стоял позолоченные фолианты, к которым, наверное, даже страшно было прикоснуться.
Она была невысокой, пухленькой, но очень милой женщиной лет пятидесяти со очень светлыми, волосами, уложенными в кудряшки. Белоснежный костюм подчеркивал пышность и мягкость форм. Очаровательная улыбка притаилась в ямочках. Синие глаза искрились смехом, она едва сдерживалась – видно, что-то очень сильно рассмешило её. Её губы то и дело складывались в яркую розочку, словно для поцелуя. Кира смущенно улыбнулась. Девушка какое-то время смотрела на её ухоженные руки с безупречным маникюром, а потом перевела взгляд на её мужа.
Он был довольно симпатичен, определенно, но было в нем что-то непонятное, размытое, тщательно завуалированное, загримированное. Он был, возможно, старше жены, но держался необычайно прямо и величественно, да и выглядел моложаво. Лицо с крупными чертами обрамляли каштановые волосы с серебристыми прядями. Рот был чувственный, красиво очерченный, как у женщины. Зеленые глаза смотрели холодно, яркие льдинки в обрамлении густых, каких –то по-девичьи мягких ресниц. Взгляд этих глаз производил какое-то тягостное впечатление. Наверное, все дело в этих глазах. Они были не очень подвижные, мрачные и холодные.
- Вас прислала Елена Кирилловна? – мелодичным голосом произнесла хозяйка, подходя ближе.
- Да. Я от неё.
- Я- Жанна, - она улыбнулась. – А вы хорошенькая, - это было сказано без ревности или оценки, она просто констатировала факт. – Это мой муж. Владимир Львинский.
Она подняла глаза на него и встретилась взглядом с его холодными глазами. Выражение этих глаз не изменилось, и Кира неожиданно смутилась. Предательская краска разлилась по щекам и шее, хлынула к ушам. И тут Владимир улыбнулся – вернее, растянул свои губы в подобии улыбки. Глаза же его не улыбались, в них только забегали странные огоньки. Он посмотрел на жену.
- Я очень рад. Как вас зовут? – низким, рокочущим голосом сказал он.
- Кира… - выдавила она, окончательно смешавшись.
Неожиданно Жанна рассмеялась серебристым смехом и легонько ударила мужа по руке.
- Прекрати, Вова! Ну что ты за мальчишка еще! – она повернулась к девушке. – Ничего, милая, это его любимая игра – смущать новеньких. На прочность проверяет. Все ему еще игрушки.
Но Кира почему-то подумала, что это какая-то другая игра. Не очень хорошая, наверное.
Дальше была стандартная беседа. Кира отвечала спокойно, как прилежная, но туповатая ученица, отвечающая экзамен. И все это была из-за спокойного взгляда хозяина дома, который смотрел на неё на протяжении всей беседы. Он слушал её чрезвычайно внимательно, хотя казалось, то и дело уходил в свои собственные мысли. Иногда хмурил густые золотистые брови.
Жанне требовалась помощница по дому, так как через несколько недель к ним должны были переехать дочь и сын. Девочка училась в каком-то платном пансионате в Лондоне, но сейчас на неё напала осенняя хандра, и маленькая плакса попросилась домой. Молодой человек был подающим надежды художником и учился с сестрой, но уже заканчивал школу, брал уроки в модной студии.
Жанна гордилась детьми и почти каждую минуту вставляла в свою речь что-нибудь об их выдающихся талантах. Владимир пару раз кивнул, но, кажется, все это ему жутко надоело и уже раздражало. Он все время о чем-то думал.
Неожиданно зазвонил телефон, и Жанна, окутанная волной дорогого парфюма, выпорхнула из комнаты. Кира напряженно сидела в кресле, боясь сделать лишнее движение. Хозяин дома пружинсто поднялся и подошел к окну.
- Вы не против, если я закурю? – спросил он.
- Нет, конечно.
Он достал красивую темно-вишневую трубку, ловко набил её табаком и закурил. Он задумчиво смотрел в окно, выпуская легкие колечки дыма.
- Вам нужна работа? – мягко развернувшись на каблуках, сказал Владимир. – Вы выглядите очень усталой. Плохо спите, как я понимаю…
- Да… то есть нет. Почему вы спрашиваете? –напряглась Кира в мягком кресле.
- Я не люблю бледных женщин. Это ни кого не красит, а тем более такую юную девушку. Круги вон под глазами… Простите мою не учтивость, барышня, - хрипло рассмеялся он, - просто я врач, и сразу могу определить что не так. Вот у вас бессонница да еще и невроз. Вы так напряжены. Расслабьтесь. Есть вас тут не собираются, - все это было проговорено спокойным, менторским тоном, с чуть вкрадчивыми интонациями, как будто он говорил с сопливым ребенком, которого надо было успокоить и отвлечь от гнетущих мыслей.
У него был мягкий, теплый, сочный баритон с бархатистыми переливами. Обволакивающий, нежный водопад сладкого елея. Кира почувствовала, как на её плечи навалилась усталость прошедших дней, и со вздохом откинулась в кресле. Несколько волнистых прядей выбились из тщательно уложенной прически, и она заправила их за ухо.
- Нервы, нервы, нервы… Вам бы отдохнуть на природе, воздухом подышать, поспать хорошенько. Понежиться на солнышке. Это я вам, как доктор говорю.
Солнышко ласково припекало, золотистые пылинки грациозно кружились в тонких лучах, что просачивались в комнату сквозь шторы. Они танцевали, прыгали, искрились.
Кира закрыла глаза, расслабленно положив руки на подлокотники кресла.
Наваждение развеялось, когда в комнату вошла Жанна. Какое-то время она стояла в дверях, задумчивая и даже немного погрустневшая. Она закусила свою пухлую губку белыми зубами и нахмурилась. Но потом она кашлянула, и Кира резко выпрямилась в кресле, ошарашено хлопая ресницами. Владимир так и стоял у окна, наблюдая за бликами солнца. Только вот лицо у него на какое-то мгновение стало злым и мрачным, но потом снова- безмятежным и задумчивым. Он вздохнул и повернулся к жене. Она нежно улыбнулась ему.
- Звонил Сашенька. Они приедут на пять дней раньше. Поэтому я думаю, - она внимательно посмотрела на Киру, - вы нам подходите. Жду вас завтра в восемь утра. С вещами. Ведь вы согласитесь жить здесь? До города добираться далеко. Да и первое время у вас на поездки просто не будет ни сил, ни времени. Мне бы хотелось, чтобы вам было комфортно жить и работать здесь.
- Да, конечно.
Приехало такси, Кира отпаривалась домой. Уезжала она с тяжелым чувством.

Добиваться лучшего результата - похвальное качество характера. Однако как быть, если оно становится гипертрофированным и подчиняет себе всю жизнь человека?

Стремление к лучшему результату и достижению цели знакомо каждому. Однако бывает так, что человек посвящает значительную часть жизни или даже всю ее тому, чтобы быть совершенным всегда и везде. Любую неудачу он воспринимает как провал, унизительное поражение, что, в свою очередь, лишь усиливает его стремление сделать все еще лучше в следующий раз. Психологи называют таких людей перфекционистами (от англ. perfection - совершенство), а болезненное стремление к совершенству - перфекционизмом.

Сила одержимости

Перфекционизм можно разделить на три степени выраженности: слабую, среднюю и сильную.

Слабая степень перфекционизма
Перфекционизм носит эпизодический характер и проявляется только в определенных ситуациях. Например, человек, покупая какую-либо вещь, планируя отпуск или поход в ресторан, в какой-то момент может проявить настойчивую избирательность, стремление выбрать лучшее из возможного. Или внезапно обнаруживает повышенную склонность к поиску недостатков в приобретаемом товаре, однако через некоторое время успокаивается либо переключается на другую деятельность. Позже и сам удивляется: почему вдруг ему показалась важной такая, по большому счету, мелочь? Это вполне здоровое проявление перфекционизма.

Средняя степень перфекционизма
Стремление к совершенству начинает занимать значительную часть жизни. Обычно оно проявляется в какой-нибудь одной области, например, в работе. Человек замечает, что для него крайне важно, чтобы все было в порядке, лежало на своих местах, выполнялось самым надлежащим образом. Он сильно расстраивается и злится, когда все же находится кто-то или что-то не столь совершенное. Про такого человека часто говорят, что он страдает «синдромом отличника».

Одержимость совершенством наглядно продемонстрировал фильм «Черный лебедь»
Даррена Аронофски. Главная героиня Нина все свои силы тратит на то, чтобы достичь
совершенства буквально в каждом балетном па, выполнить все максимально правильно.
Измученная постоянным недовольством собой, движимая отчаянной попыткой добиться
признания, Нина боится конкуренции и старается практиковаться еще больше. Однако
ее движения, хотя и исполненные идеально, теряют очарование из-за холодной
механистичности, о чем балерине все время напоминает ее директор.


Сильная степень перфекционизма

Перфекционизм становится устойчивой личностной поведенческой моделью, которая подчиняет себе все другие. Для человека жизненно важно, чтобы все было идеально. Страсть к совершенству превращается в настоящую одержимость, над которой утрачивается контроль. Когда говорят о перфекционизме, обычно имеют в виду его среднюю и сильную степени: стремление к совершенству накладывает отпечаток на характер и жизнь человека.

Перфекционизм снаружи

Психологический и социальный портрет перфекциониста
Стопроцентный перфекционист со стороны выглядит как надменный, высокомерный и эгоистичный человек. Если уж он уверен в чем-то, его трудно переубедить, и он вряд ли готов считаться с мнением окружающих.
При общении с перфекционистом складывается ощущение, что он интересуется лишь собственными достижениями и занимаемым статусом. Большую важность для него имеет престиж, ему нравится чувствовать себя человеком с особыми привилегиями. Рядом с перфекционистом окружающие понимают, что их самих и их действия постоянно оценивают. Для него мир имеет четкую иерархию, делясь на тех, кто ниже, - к ним он испытывает отвращение и снисходительную жалость, и тех, кто выше, - этим он мучительно завидует, но маскирует зависть с помощью презрения.

В вечной погоне за идеалом
Перфекционист готов на все ради достижения цели. Он не терпит провалов и ошибок, поэтому тщательно контролирует исполнение обязательств, держит эмоции под контролем . В мире, по мнению перфекциониста, все должно быть правильно. Он бывает разочарован, когда сталкивается с обратным. И такое случается довольно часто, ведь его представления об идеальном часто нереально завышены.
Перфекционист поглощен своими представлениями об идеальном и совершенном. Другие люди, по его мнению, должны соответствовать этому грандиозному образу, быть ему под стать. Если же кто-то высказывает сомнение в его позиции и убеждениях, то рискует удостоиться язвительных замечаний, осмеяния.

Драма в отношениях
В близких отношениях перфекционист воспринимается холодным и отстраненным. Он может сказать что-то обидное или причинить боль и не заметить этого. Его любимый человек должен соответствовать идеалу. Для перфекциониста гораздо важнее то, во что он одет и как выглядит, чем то, что он чувствует. Если в какой-то момент перфекционист вдруг видит, что его любовь перестала быть идеалом, то воспринимает это как предательство, испытывает разочарование и злость. И тогда он может с легкостью отвергнуть любимого человека.

Перфекционизм изнутри

Попробуем заглянуть во внутренний мир перфекциониста. Это даст возможность чуть лучше понять его и, возможно, проникнуться сочувствием и сопереживанием.

  • На самом деле перфекционист отчаянно нуждается в понимании, человеческом тепле и поддержке, но не умеет ее получать. Он отчужден от окружающих и страдает от этого. Он отчужден и от себя самого - в глубине души у него настоящие чувства, но он убегает от них.
  • Завышенные требования перфекциониста к себе и другим сопровождаются колоссальным внутренним напряжением. Он устал от того, что вынужден все силы тратить на соответствие собственным представлениям об идеале.
  • Перфекционисту действительно трудно признаться, что он в чем-то неправ. Из-за того что самооценку перфекциониста подкрепляют только его достижения, он принимает свои неудачи и ошибки слишком близко к сердцу. Если кто-то обнаруживает его несовершенство, перфекционист испытывает такое чувство стыда и ярости, что ему сложно справиться с этим.
  • При достижении новой высоты или цели перфекционист не способен наслаждаться успехом , но вынужден это скрывать. Иначе его сочтут слабым, что не соотносится с его идеальным образом. И здесь он испытывает стыд.
  • Ему невыносимо находиться в контакте с людьми, ведущими себя неформально. Он чувствует стыд и, мгновенно защищаясь от этого переживания, обесценивает их.
  • Перфекционист глубоко страдает от внутреннего самоосуждения, защищаясь тем, что обвиняет других.
  • Он завидует другим и тщательно скрывает это. Бывает, что и от самого себя.
  • Перфекционист боится, что кто-то обнаружит хрупкость и искусственность созданного им величественного грандиозного образа. Он вынужден тратить массу энергии на его поддержание, что изрядно его выматывает.
  • Перфекционисту неведомо чувство бессилия. Ему сложно смириться с тем, что он не в силах изменить.

В чем причина перфекционизма?

Обычно причина кроется в раннем детстве и особенностях воспитания . Рассмотрим классический пример.
Родители считают своей основной задачей мотивировать ребенка на успех и всячески поддерживают в нем стремление к достижениям. Они вознаграждают похвалой и дают любовь лишь в том случае, если ребенок соответствует их представлениям: отличник, послушный, примерный. А если он делает что-то не так, реагируют жесткими запретами. Возможно, унижают и стыдят.
Почему они так поступают? Родители возлагают на ребенка свои надежды и чаяния, верят в то, что он особенный, поддерживая в нем это убеждение. И таким образом удовлетворяют собственную потребность в достижениях, гордо заявляя окружающим, какой прекрасный во всех отношениях у них сын (или дочь).

«Программа» на всю жизнь
Со временем такой ребенок привыкает игнорировать свои желания и чувства. Он обращает внимание лишь на то, что является социально одобряемым, достойным, престижным. В итоге вынужден достигать этих целей, надеясь получить награду, как в детстве. Однако она не приносит ему желаемого удовольствия. И где-то глубоко внутри себя он понимает: это совсем не то, что ему нужно.

Современные исследования в области психологии показывают, что
обратной стороной «синдрома отличника» чаще всего оказываются
хроническая усталость,постоянное перенапряжение, недовольство
собой и другими, разочарование и апатия.

Как бороться с перфекционизмом?

Допустим, вы осознали, что перфекционистом оказался ваш близкий человек или знакомый. Перестаньте злиться на него и постарайтесь его понять. Хорошим итогом такого понимания станет теплое и доброе отношение к данному человеку. Тем более что ему действительно этого так не хватает.
Если вы подозреваете, что сами являетесь перфекционистом, попробуйте честно ответить на вопрос: насколько для вас жизненно необходимо и важно быть совершенным и идеальным, достигать наилучшего результата несмотря ни на что, всегда и везде?
Если вы вполне способны пережить разочарование от неудавшегося проекта или недостигнутой цели и найти в себе силы двигаться дальше, то вам не о чем беспокоиться. Если же образ перфекциониста вам близок и вы одержимы совершенством, попробуйте обратиться за помощью к психологу. Ведь для решения такой серьезной психологической проблемы требуется настоящий специалист. И пусть он будет неидеальным.

Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Павел Соболевский, психолог

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога! В последнее время в обиходе стало часто появляться слово перфекционист и многие задаются вопросом — кто это? Сегодня я подробно раскрою определение этого слова и расскажу о положительных и отрицательных чертах такого типа личности. В статье вы также увидите несколько фото, которые иллюстрируют образно говоря «Ад» и «Рай» для перфекциониста.

Слово перфекционист происходит от английского perfect, что в переводе означает совершенство. Но поскольку совершенных людей не бывает, то перфекционисты просто к этому стремятся.

Перфекционизм может быть как адекватной чертой личности, так и отклонением от нормы, в этом случае это невростеническая форма. В книге Тала Бен-Шахара “Парадокс перфекциониста” эти типы называются адаптивный и дезадаптивный перфекционизм.

Существует несколько видов перфекционизма:

  • направленный на себя: стремление быть идеальным;
  • направленный на других: высокие требования к окружающим;
  • направленный на мир: убежденность в том, что мир должен соответствовать определенным правилам и законам.

Некоторые считают что перфекционист и идеалист это синонимы, но это понятия из разных областей и между ними не так уж много общего.

В интернете есть множество фотографий на тему “рай и ад для перфекциониста”. Здесь я подобрал наиболее яркие примеры. Возможно такое название несколько утрировано, но доля истины в этом, конечно, есть.

На картинках “рай перфекциониста” все аккуратно и гармонично. Каждый предмет находится на своем месте, все должно соответствовать по форме, размеру и цвету.

Если обычный человек посмотрит фотографии “ад перфекциониста”, то он возможно ничего не заметит, ну или какая то явная дисгармония слегка резанет глаз. Но для перфекциониста это действительно настоящий кошмар.

Причины появления перфекционизма

Перфекционизм развивается с раннего детства. Если родители проявляют к ребенку любовь и похвалу только во время его успехов, то скорее всего он вырастет перфекционистом. В школе такие дети бояться получить плохую оценку, так как это может вызвать неодобрение родителей. Порой даже четверка может вселить в них ужас, поэтому перфекционизм часто называют “синдром отличника”.

Как правило, мужчины сильнее подвержены риску стать перфекционистом, так как с самого детства на них возлагают большие надежды. Мужчина — это будущий глава семьи, а значит на нем лежит ответственность за жену и детей. Поэтому с самого детства сильный пол становится требовательным по отношению к себе и окружающим.

Но порой и женщины взваливают на свои хрупкие плечи непосильную ношу и стараются быть совершенными во всех сферах жизни: в семье, карьере, внешности и т.д. Часто такое происходит из-за фильмов и журналов. Насмотревшись на красивые образы, у женщины возникает мечта во всем соответствовать этим идеалам. Но в реальной жизни, в отличии от телеэкрана, невозможно во всем быть безупречной.

Личные качества перфекционистов

Как у любого типа личности у перфекционистов есть свои положительные и отрицательные стороны. Выделяют следующие наиболее распространенные признаки:

  • желание сделать все идеально;
  • скурпулезность;
  • повышенное внимание к мелочам;
  • болезненное восприятие критики;
  • завышенные требования к себе и другим

Положительные качества

Основная положительная черта перфекциониста — это упорный труд и работа над собой. Такие люди кропотливо оттачивают свое мастерство в выбранной области и не останавливаются, пока не достигнут наилучших результатов.

Многие известные люди добились успеха именно благодаря этому качеству. Например, Стив Джобс. Он требовательно относился к своим сотрудникам и к качеству выполняемой работы. По его указаниям даже скрытым микросхемам придавали эстетический вид. Также к этому списку можно отнести Льва Толстого, Ницше, Канта, Александра Македонского и т.д.

Перфекционисты являются хорошими работниками. Если вы поручили ему задание, то можете быть уверенны, что оно будет выполнено качественно. Но не стоит давать ему такую работу, которую необходимо сделать срочно, так как из-за излишней тщательности, выполнение может затянуться надолго.

Перфекционисты аккуратны и чистоплотны. Их рабочий стол всегда идеально убран, на нем не увидишь творческий хаос, как у многих работников. В их доме всегда безупречный порядок, все стоит на своих местах и разложено по полочкам.

Отрицательные качества

Очень тяжело перфекционистам приходится в семейной жизни. В их подсознании есть недосягаемый идеал семьи, и если вдруг что-то не соответствует этому образу, то начинаются попытки переделать своих домочадцев. Здесь начинаются проблемы, поскольку перевоспитать людей практически не возможно, то их постигает разочарование и раздражительность.

Еще одно негативное влияние перфекционизма — это страх не справиться с работой или сделать ее не качественно. Личность, которой овладел такой страх, называется прокрастинатор. Жизненное кредо таких людей: “Или все — или ничего”. Как правило, прокрастинаторы-перфекционисты даже не приступают к работе, если знают, что не смогут сделать ее безупречно.

Из-за постоянного стремления добиться наивысшего успеха, такие люди перестают получать удовольствие даже от хороших результатов. Им все время кажется, что необходимо сделать еще лучше. Это вызывает эмоциональное истощение и часто приводит к стрессам и депрессии.

Как перестать быть перфекционистом

Людей, чью жизнь омрачает излишний перфекционизм, интересует вопрос: как стать менее требовательным к себе и к другим? На этот счет психологи дают следующие рекомендации:

  1. Расставьте приоритеты. Следует понимать, что невозможно преуспеть во всех областях. Выберите наиболее важные цели, и не тратьте свои нервы и силы на второстепенные вещи.
  2. Учитесь радоваться любым результатам. В мире существует не только черное и белое (успех или неудача), но также и промежуточные тона. Даже если результат не отвечает вашим ожиданиям, можно просто порадоваться полезному опыту.
  3. Даже если вы еще далеки от идеального образа или ваши близкие не отвечают возложенным ожиданиям, у всех есть хорошие качества и успехи, пусть даже небольшие. Не нужно концентрироваться только на негативе, не забывайте отмечать, когда видите что-то хорошее.
  4. Почаще отдыхайте. Перфекционисты подвержены перенапряжению и истощению, так как они трудятся и работают над собой практически без перерыва. Выделите хотя бы 1 день в неделю, который вы посвятите отдыху. Займитесь медитацией или йогой, чтобы снять нервное напряжение.

Наверное каждый смог узнать в этом описании кого-то из своих знакомых, или возможно вы сами являетесь перфекционистом. Надеюсь из этой статьи вы смогли почерпнуть что-то полезное для себя, тогда добавляйте ее себе в социальные сети и делитесь с друзьями. С уважением, Руслан Цвиркун.