Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Как отремонтировать треснувший шифер на крыше. Ремонт шиферной крыши своими руками

Являясь наиболее прочным кровельным материалом, шифер применяется для покрытия зданий еще с середины прошлого века. Но, несмотря на все его положительные качества, время и механические воздействия могут стать причиной нежданных повреждений. И в этом случае очень важно знать, как заделать трещину в шифере, или ликвидировать образовавшийся скол.

Трещина в шифере – стоит ли бить тревогу?

Во избежание необходимости полной замены листа, что является непростой задачей, можно воспользоваться различными методами исправления возникшего дефекта. И, несмотря на требование наличия определенных навыков, это проще, чем произвести замену всего листа.

Наиболее часто повреждения возникают из-за «старения» шифера. Но кроме этого наблюдаются и другие причины:

  • в комплект попал лист, созданный с нарушением технологии изготовления;
  • плохое качество обработки самого листа на завершающем этапе;
  • некачественный асбестовый материал;
  • ошибка в выборе угла наклона при его укладке;
  • нарушение порядка укладки листов, что стало причиной возникновения дополнительного напряжения;
  • для крепления шифера не применялись специальные гвозди;
  • трещина появилась во время или его резки;
  • попадание твердого материала на крышу в результате порывов ветра или шалости детей.

Часто производители кровли не соблюдают требования времени затвердевания. Оно определено стандартами в 28 суток. Но, как всегда, прибыль становится приоритетом. Многие уменьшают этот срок, отправляя невыдержанные листы в реализацию. Это основная причина повышенной хрупкости шифера. Но опыт мастеров кровельного дела – источник множества рецептов, позволяющих осуществить ремонт трещин и сколов в шифере.

Наши советы и знания помогут выбрать наиболее подходящий способ. Важно обеспечить самое быстрое решение проблемы. Особенно, когда погодные условия не позволяют долго раздумывать.

Ремонт трещины шифера – способы восстановления поврежденных листов

Один из вариантов, когда производится заделка трещин в шифере, требует наличия ремонтной смеси, которая готовится самостоятельно. В состав ее входят: асбест, цемент, вода, клей ПВА. Приготовление смеси должно проводиться в соблюдении соотношений асбеста и цемента – 3 к 1, воду и клей ПВА добавляют в одинаковых количествах, чтобы получить консистенцию однородной сметаны. Очень важно уделить внимание процессу перемешивания – нельзя допускать образования комков.

Перед нанесением раствора трещину нужно подготовить. Если это просто трещина, то поверх нее, вдоль всей длины, закрепляется серпянка (лента из стекловолокна). В случае, если имеется значительное повреждение или отверстие, то его нужно заполнить, например, сырой резиной. По поврежденной поверхности теперь можно наносить полученный раствор, стремясь делать это равномерно. Причем очень хорошо будет, если смесь значительно перекроет зону повреждений.

Другой метод основан на применении специальной фольги из алюминия. Нужно предварительно нанести клей универсальной группы на фольгу, а затем ее наложить на область повреждения. Это обеспечивает очень прочное соединение фольги и кровли, предохраняя от доступа воды. Имеется еще один способ, чем замазать трещины в шифере. Для этих целей должна быть в наличии силиконовая паста. Предварительно поврежденная зона шифера должна быть очищена, обезжирена и высушена. Паста хорошо закрепится только на такой области.

Четвертым вариантом, демонстрирующим возможность того, как заделать трещину в шифере, является проверенный метод применения бутилкаучуковой ленты. Самоклеющаяся лента имеет высокие адгезионные качества. Она способна приклеиваться очень прочно практически к любому материалу – дереву, пластику, железу, стеклу, пленке . При проклейке трещины на асбестовом шифере получается высококачественная накладка, не допускающая попадания воды, выдерживающая любые климатические воздействия, перепады температур. Этой ленте не страшны ни грязь, ни пыль, ни ультрафиолет.

Опираясь на описанные варианты, предварительно нужно определиться, чем лучше всего замазать в шифере образовавшиеся трещины, или использовать ленты, чтобы получить наибольшую эффективность от примененного способа и меньшие затраты на этот ремонт.

Как заделать трещину в шифере – основные правила

Первичным этапом в процессе всегда является подготовка ремонтной зоны. Ни в коем случае нельзя приступать к работе, если этот этап не произведен. Каждый материал, а особенно раствор для ремонта, наиболее эффективен в самом начале после его приготовления. Любая задержка, приводящая к его несвоевременному использованию, может обернуться практической неудачей. Раствор потеряет свои свойства и не обеспечит качественную защиту.

Вначале убирается мусор. Тщательно промывается место повреждения, и проводится обезжиривание. Здесь можно воспользоваться бензином. При работе с асбестовым раствором необходимо использование респиратора. Смесь не нужно готовить в большом количестве. Ее свойства при длительном неиспользовании теряются. Достаточно замешивать небольшими объемами, покрывая зону трещины постепенно. Сам раствор заливается в трещину последовательно, два раза. Требуется достичь толщины слоя не менее двух миллиметров.

Если повреждение значительное – раскол произошел по всей длине листа, можно использовать эпоксидную смолу для склеивания частей листа. Предварительно изнутри для соединения применяется клейкая лента. Можно использовать фиксированную заплатку из оцинковки – в области примыкания применяется силикон или битумная мастика. Такой вариант часто используется, в случае если трещина прошла по всей поверхности листа, начиная от места предыдущего ремонта. Для этого старые крепежи изымаются. После ремонта листа крепятся обе части шифера в новых местах.

Среди различных приемов ремонта есть метод, при котором используется монтажная пена. В случае больших отверстий ее задувают в поврежденную область, соблюдая правила использования такого материала. И здесь нужно обязательно выполнить одно условие – когда пена застыла, ее нужно обрезать по контуру листа. По внешней стороне шифера вдоль повреждения саму пену требуется обеспечить защитой герметика. По нему производится дополнительная обработка кровельной мастикой, которая предназначена для гидроизоляции крыш.

Ремонт трещины, испортившей лист шифера, пройдет успешно, если обеспечить высокую адгезию материалов – поврежденную область лучше прогрунтовать клеем ПВА.

И еще одно очень важное правило. При сильных повреждениях, например, частичном разрушении листа, образовании значительных и даже нескольких отверстий, единственным решением будет только полная замена такого листа шифера. Ремонт не обеспечит шифер требуемыми свойствами, не сможет предохранить его от дальнейших повреждений и размокания. А это в свою очередь приведет к протеканию. Кроме того, следствием станут бессмысленные финансовые и трудозатраты.

Шифер — асбестоцементный кровельный материал широкого спектра применения, пользующийся спросом на протяжении многих десятилетий.

Даже при появлении новых аналогов на ранке кровли, шифер остается самым популярным среди них.

Шифер изобрели более ста лет назад. Его используют в регионах как с жарким, так и с холодным климатом. Срок службы шифера достигает 50 лет, но в большинстве случаев 20-30 лет.

Атмосферные осадки практически не влияют на эксплуатацию шифера.

Одним из основных свойств шиферной кровли, является ее маленькая теплопроводность . Когда крыша дома нагревается от солнечных лучей, климат под шифером остается довольно комфортный. А в холодное время года, обладает хорошей теплоизоляцией .

Еще очень важное преимущество шифера – это хорошая звукоизоляция . В сравнении с металлическими кровлями, он прекрасно звукоизолирует удары града, дождя, и поэтому вы практически не будете получать дискомфорт от ливней и гроз.

Шифер — тяжелый и хрупкий материал , и это является его главным недостатком.

Недостатки материала

Причины разрушения шиферных листов

Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто

Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа . Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.

Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.

При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.

В следствии этого появляются микротрещины , которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера . Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов . Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше

Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель , есть много способов ремонта.

Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:

  • Первый способ : для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА . Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
  • Второй способ : Можно использовать монтажную пену для задувания трещин . После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
  • Третий способ : Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
  • Четвертый способ : Можно использовать специальную силиконовую пасту , но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
  • Пятый способ : В продаже есть готовые смеси-шпатлевки , которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
  • Шестой способ : Применяется также бутилкаучуковая лента . С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
  • Седьмой способ : Способ замазывания швов горячим битумом . Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
  • Восьмой способ : Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой . Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!

Ремонт каучуковой лентой

Ремонт битумной мастикой

Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала .

Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:

  1. Открутить крепежи , которые удерживают лист.
  2. Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа , под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
  3. Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.

Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.

Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.

Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.

Полезное видео

Ремонт шифера на крыше своими руками на видео:

Вконтакте

Несмотря на то что современная промышленность предлагает большой выбор кровельных материалов, на протяжении многих лет шифер остаётся популярным и востребованным. Это объясняется его универсальностью, неприхотливостью и доступностью, а также тем, что этот материал не поддаётся коррозии. Во время эксплуатации шиферной крыши из-за воздействия механических нагрузок на ней могут образовываться мелкие трещины и даже большие пробоины, через которые влага проникает в подкровельное пространство. В таких случаях надо проводить ремонт шиферной крыши, но это несложно и справиться с такой работой можно самостоятельно.

Диагностика шиферной крыши

Срок службы шифера составляет 40–50 лет, а при правильной эксплуатации и больше. Несмотря на появление новых кровельных материалов, этот кровельный материал и сейчас часто используют для покрытия крыш частных домов, а также хозяйственных построек, например, гаражей сараев и т. д.

Чаще всего шифером кроют частные дома, а также хозяйственные постройки

Недостатки шифера заключаются в его большом весе и слабой устойчивости к точечным механическим воздействиям. Именно удары чаще всего являются причиной появления трещин и пробоин на таком покрытии.

Чтобы обеспечить максимальный срок службы шиферной крыши, надо проводить её периодические осмотры и вовремя устранять обнаруженные дефекты. С поверхности надо убирать мусор, тогда можно будет вовремя заметить появившиеся повреждения и устранить их.

Виды дефектов

В отличие от таких покрытий, как металлочерепица или профнастил, шифер не подвергается коррозии и его повреждения обычно связаны с механическими воздействиями.

Основные виды дефектов шиферной крыши:


Чаще всего на шифере появляются трещины, и чтобы определить, насколько опасными они являются, надо хорошо рассмотреть образовавшийся дефект:

  • трещина по верхней волне. Это наименее опасное повреждение, а заметить его проще всего. В большинстве случаев оно не приводит к появлению протечек, так как под образовавшейся трещиной не застаивается вода;
  • трещина по нижней волне. В таких случаях протечки обязательно появятся;
  • трещина поперёк листа. Это самое опасное повреждение. Оно приводит не только к протеканию крыши. Со временем такая трещина будет расширяться и переходить на волны, расположенные рядом.

Причины повреждений шифера

Чаще всего причины, которые приводят к повреждению шифера, связаны с нарушением технологии монтажа и эксплуатации кровельного покрытия, а также с воздействием механических нагрузок.

Самые распространённые причины:

  • ударные нагрузки. Это могут быть тяжёлые ветки или другие упавшие на крышу предметы, а также крупный град;
  • развитие мха и лишайника. В этом случае не только портится внешний вид покрытия, но и происходит его постепенное разрушение;

    Мох и лишайники постепенно разрушают кровельное покрытие

  • время. Хотя срок службы у шифера достаточно большой и в первые 10–15 лет проблем с его эксплуатацией, как правило, не возникает, из-за воздействия негативных внешних факторов со временем на нём могут появляться мелкие трещины;
  • застаивание воды. Как и любая другая кровля, шиферная крыша имеет слабые места, например, вокруг труб и мансардных окон, где могут образовываться излишки влаги, приводящие к появлению трещин;
  • нарушение правил и последовательности монтажа. Чаще всего это связано с неправильным уклоном шиферной крыши, из-за чего она подвергается повышенным нагрузкам;
  • неправильная фиксация листов. Рекомендуется использовать шиферные гвозди с резиновыми прокладками. Подготовленое место для крепления должно быть немного больше диаметра используемого гвоздя, чтобы компенсировать температурное расширение листов;
  • неаккуратная транспортировка листов. Сразу дефекты на новом шифере, возникшие из-за его неправильного хранения или транспортировки, можно не заметить. Проявляются они со временем, особенно при перемещении рабочих по крыше;
  • неаккуратная ходьба. При передвижении по шиферу ноги надо ставить только на гребни волн. Лучше всего уложить доски и ходить по ним, это позволяет более равномерно распределить нагрузку на покрытие, поэтому вероятность его повреждения будет минимальной;

    Наличие трапа позволяет равномерно распределять вес человека по поверхности шифера

  • резкие перепады температуры. Шифер, как и любой другой асбестоцементный материал, плохо на это реагирует;
  • снеговые нагрузки. Так как шиферная крыша имеет неровности и шероховатости, с неё плохо сходит снег. При его накоплении нагрузка на кровлю увеличивается. Во время оттепелей накапливается наледь, которая также негативно влияет на состояние шифера;
  • нарушения технологии изготовления шифера. Это может быть связано с заниженным количеством цемента, использованием коротких волокон, несоблюдением сроков выдержки (с момента производства до реализации шифера должно пройти не менее 28 дней), плохой обработкой листов.

Так как на шиферной крыше незначительные повреждения заметить довольно сложно, при её осмотре надо быть особенно внимательным. Если вовремя не заметить протечки, влага проникает в кровельный пирог, из-за чего повреждается теплоизоляция. Она также попадает на деревянные элементы стропильной системы, что со временем приводит к их гниению и разрушению.

Осматривать крышу необходимо не только снаружи, но и со стороны чердака. Наличие изнутри крыши незначительных очагов плесени указывает на небольшие протечки кровли, которые полностью себя ещё не проявили. Лучше всего проводить осмотр крыши после сильного дождя, когда протечки обнаружить намного проще.

Инструменты для ремонта

Для ремонта шиферной крыши понадобятся простые и доступные инструменты, которые должны быть в арсенале любого домашнего мастера:

Ремонт шиферной крыши разными способами

Устранить трещины, сколы и сквозные отверстия можно несколькими способами в зависимости от размера повреждения и наличия под рукой необходимых материалов.

Перед тем как начинать ремонт, крышу нужно правильно подготовить. Чтобы обеспечить максимальную адгезию раствора с покрытием, шифер надо очистить от мусора, вымыть и обезжирить. При использовании любого ремонтного состава надо расходовать его быстро, так как с течением времени эффективность применения снижается. Необходимо готовить ремонтную смесь небольшими порциями и постепенно заделывать трещины.

Цементный раствор

Самый простой, доступный и давно известный метод ремонта шиферной кровли - обычный цементный раствор:

  1. Очищают место вокруг повреждённого участка.
  2. Готовят раствор. Для этого смешивают цемент и песок в пропорции 1:2 и разбавляют водой до консистенции густой сметаны.
  3. Заделывают трещины. При помощи раствора заполняют трещины или отверстия, после чего сглаживают его и если надо, то окрашивают в нужный цвет.

Необходимо учитывать, что для высыхания раствора понадобится время, поэтому работа должна выполняться в сухую погоду, иначе дождь просто смоет ремонтный состав с крыши. Вместо цементного раствора многие мастера используют клей для монтажа керамической плитки, так как он имеет высокую влагоустойчивость и не боится перепадов температуры.

Каучуковая лента

Верхняя часть бутил-каучуковой ленты сделана из нетканого материала, что значительно упрощает процесс окрашивания после заделки повреждения. Нижняя поверхность имеет самоклеящуюся основу, поэтому ремонт шифера с её применением проводится просто и быстро.

Бутил-каучуковая лента имеет самоклеящуюся основу, поэтому ремонт с её помощью выполняется очень просто

Ремонт выполняется так:


Для получения более прочной заплаты можно использовать другой способ. Сначала укладывают двухстороннюю бутил-каучуковую ленту, потом её покрывают лентой-серпянкой, а затем заплатой с клеящим слоем с одной стороны. Такое армирование позволяет проводить ремонт более качественно и надёжно.

Горячий битум

Одним из вариантов ремонта шиферной крыши является использование горячего битума:


Можно использовать готовую битумную мастику. На повреждённое место она наносится шпателем. Покрывать трещину надо минимум двумя слоями мастики толщиной не менее 1 мм.

Можно использовать уже готовую битумную мастику

Видео: ремонт резиново-битумной мастикой

Самодельная или готовая шпаклёвка

Шпаклёвку можно сделать самостоятельно или приобрести готовую смесь в магазине. Для изготовления своими руками понадобится:

  • асбест;
  • цемент;
  • клей ПВА;
  • вода.

Цемент и асбест смешивают в пропорции 2:3. Потом к ним добавляют в равных долях клей ПВА и воду, чтобы получился раствор, напоминающий густую сметану.

Порядок нанесения замазки на повреждённый шифер:


При использовании готовых шпаклёвок надо выбирать те, в состав которых входят гидроизоляционные составляющие. Порядок их нанесения следующий:


Такой ремонт надо проводить в сухую и пасмурную погоду. В этом случае шпаклёвка будет застывать равномерно и приобретёт максимальную прочность.

Монтажная пена и эпоксидная смола

Чтобы устранить щели в шифере при помощи монтажной пены и эпоксидной смолы, работа выполняется в следующем порядке:


Другие способы

Кроме распространённых способов ремонта шиферной кровли могут применять и другие методы:


Устранение других повреждений

Кроме описанных повреждений на шиферной крыше могут появляться и другие проблемы.

Как очистить шиферную крышу от черноты

Хотя шиферная крыша и имеет большой срок службы, но уже через несколько лет её эксплуатации на поверхности может начать развиваться мох, лишайники и сине-зелёные водоросли. Происходит это обычно с северной, северо-западной стороны или в тех местах, где над кровлей нависают деревья. В результате цвет шифера меняется, он начинает темнеть и теряет свою привлекательность. Для возвращения материалу первоначального внешнего вида, его надо сначала очистить, а чтобы уберечь от дальнейшего развития мха - нанести декоративно-защитное покрытие.

Проводить очистку можно несколькими способами:

Выбор способа очистки шифера будет зависеть от возможностей владельца дома, а также от состояния покрытия. Если шифер старый, то использовать сильный напор воды не стоит. Этот способ не подходит и при наличии на шифере видимых повреждений, так как вода проникнет в кровельный пирог и на стропильную систему.

Механический способ

Для выполнения работ механическим способом понадобится жёсткая металлическая щётка. Этот метод подходит для покрытий, на которых имеются видимые повреждения. Его недостаток в том, что придётся потратить много сил и времени. Кроме этого, повреждается верхний слой шифера и выделяется вредная пыль.

Для убыстрения и упрощения работы можно использовать электродрель или болгарку с насадкой-щёткой. В этом случае надо работать очень осторожно, чтобы не сильно повредить шифер. В труднодоступных местах всё равно придётся выполнять работу ручной щёткой.

Очистка от мха и лишайников может осуществляться при помощи ручной щётки или болгарки

Механический способ очистки применяется только в сухую и безветренную погоду. Кровельный материал должен быть полностью просохшим. Чтобы минимизировать контакт с образовавшейся пылью, надо обязательно использовать респиратор, очки и перчатки.

После окончания очистки крыши от мха и лишайника надо смести их остатки и при возможности промыть поверхность водой.

Видео: механическая очистка шифера

Чтобы очистка крыши заняла меньше времени и сил, можно сделать её при помощи воды, подаваемой под напором. Для этого понадобится шланг соответствующей длины и сильный напор воды. Струя должна направляться от конька к свесам крыши, иначе она будет попадать в подкровельное пространство.

Чтобы качественно вымыть шифер, нужно обеспечить хорошее давление воды

Необходимо учитывать, что мокрый мох и лишайники становятся очень скользкими, поэтому ходить надо только по сухой части шифера. Сначала проводится чистка половины ската, потом следует подождать, пока она высохнет, и только после этого можно приступать к проведению работ на второй половине. В зависимости от давления воды шланг надо держать на расстоянии 30–50 см от шифера.

Видео: мойка шифера

Химическая очистка

Раньше для устранения мха и лишайников с шиферной крыши использовали крепкий соляной раствор. Сейчас в продаже имеются специальные химические средства, например, IKOpro, GRÖN-FRI, BIO-REN, при помощи которых очистка выполняется быстрее и эффективнее :


Как отремонтировать конёк шиферной крыши

Как и любые другие работы на крыше, замену конька надо проводить, соблюдая правила техники безопасности, так как можно легко упасть с большой высоты.

Если повреждён конёк шиферной крыши, то его замена проводится в следующем порядке:

  1. Снимают повреждённый коньковый элемент.
  2. Закрывают коньковый брус гидроизоляционным материалом, например, специальной коньковой лентой. Она обеспечивает хорошую вентиляцию, но не даёт возможности попасть в подкровельное пространства насекомым, снегу и талой воде. Как эконом-вариант можно использовать обычный рубероид.

    Для гидроизоляции конька можно использовать специальную ленту или обычный рубероид

  3. Подготавливают оцинкованный лист. Его надо согнуть, при этом угол должен быть немного меньше, чем угол конька.

    Угол оцинкованного элемента должен быть немного меньше, чем угол конька

  4. Монтаж конькового элемента. Выполняют укладку подготовленных коньковых элементов с нахлёстом порядка 20 см. Фиксировать оцинкованный лист можно гвоздями. Если есть опыт, то можно сразу пробить лист и шифер, в противном случае рекомендуется делать отверстие при помощи электродрели, а потом забивать гвоздь. Крепление проводится только по вершинам волн. Можно использовать саморезы.

    Коньковый элемент фиксируют гвоздями или саморезами

Как заменить отдельные листы шифера

Бывают ситуации, когда на одном листе шифера одновременно образовалось много повреждений, или они очень большие. Проводить ремонтные работы в таком случае неэффективно и придётся полностью заменить повреждённый лист. Если крыша небольшая, то проще снять весь шифер, заменить некоторые листы и снова покрыть крышу. В том случае когда крыша имеет большую площадь, замена повреждённого листа выполняется в следующем порядке:


Капитальный ремонт шиферной крыши

Полностью удаляют старый шифер

  • Демонтаж гидроизоляционного слоя и теплоизоляции.
  • Осмотр стропильной системы. Если обнаружены следы гниения или грибок, их надо обязательно устранить и обработать.
  • Укладка гидроизоляции и теплоизоляционного материала. Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без утеплителя.

    Если крыша нежилая, то можно уложить только гидроизоляцию и обойтись без теплоизоляционного материала

  • Монтаж шифера:
  • Для увеличения срока службы шиферную крышу можно покрасить.

    Особенности ремонта шиферной кровли в зимний период

    Плановый ремонт шиферной кровли зимой обычно не проводят. При выявлении серьёзных повреждений устранить их можно и в зимний период, но надо учитывать определённые нюансы. Если надо заменить лист, то зима не будет помехой, главное, чтобы в этот день не шёл снег.

    Основные недостатки проведения ремонта крыши в зимний период:

    • короткий световой день, поэтому времени на выполнение работ будет меньше, чем летом;
    • низкая температура и снег значительно усложняют проведение работ;
    • практически невозможно работать с ремонтными составами, особенно с битумом.

    Если возникла необходимость отремонтировать шиферную крышу зимой, надо придерживаться таких правил:


    При работе на крыше надо всегда использовать страховку, особенно это актуально в зимнее время.

    Защита шифера от дальнейших разрушений

    Если шифер на крыше одновременно начал трескаться в разных местах, то здесь только одним ремонтом обойтись не удастся. Обычно такое случается при нарушении правил монтажа. Лучше всего провести капитальный ремонт крыши и уложить шифер в соответствии с требованиями технологии. Временно исправить ситуацию и защитить шифер от дальнейших разрушений можно несколькими способами:


    Видео: особенности резиновой краски

    Несмотря на большое количество современных кровельных материалов, шиферная крыша до сих пор не утрачивает свою популярность. Ремонтопригодность такого покрытия высокая, поэтому все работы по его восстановлению можно выполнить самостоятельно. Так как шифер - это всесезонный материал, при отсутствии снега и дождя ремонтировать крышу можно как летом, так и зимой.

    Кровля из шифера еще недавно пользовалась популярностью благодаря универсальному применению. Прочный и неприхотливый материал был доступен большинству потребителей. Однако даже прочные асбестовые волокна плохо выдерживают механические нагрузки, которые становились причиной образования мелких трещин, пропускающих воду. Несмотря на то, что шифер не подвержен коррозии, как металлические покрытия, ремонт такой кровли все-таки необходимо делать. Поэтому многие задают вопрос, как отремонтировать шифер.

    Причины разрушения шиферной кровли

    Повреждение хрупкого шифера происходит в следующих случаях:

    • Под действием ударной нагрузки или при неаккуратном передвижении по крыше.
    • В результате падения веток деревьев образуются микротрещины.
    • На поверхности шифера происходит образование мха и лишайника, которые способствуют разрушению кровельного материала.
    • Временное разрушение, процесс которого начинается уже после 10 лет эксплуатации.
    • В местах скопления дождевой воды может происходить разрушение материала. Такие слабые места чаще всего наблюдаются вокруг трубы или чердачного окна.
    • Если наклон ската не соответствует шиферной кровле, то также может наблюдаться застаивание воды.
    • Использование для монтажа шифера обычных гвоздей без резиновой прокладки может стать причиной образования трещин.
    • Перевозка и хранение по несоответствующим правилам. Последствия такого нарушения могут быть выявлены только в процессе эксплуатации.
    • В результате резкой смены температуры на шифере также образуются микротрещины.
    • Если крепежные элементы не соответствуют отверстию. Место для крепления должно немного превышать размеры гвоздя, чтобы при его сезонном расширении не произошло разрушение шифера.
    • Шероховатая поверхность шифера является причиной постоянного скопления снега в зимний период. Под воздействием первых весенних лучей происходит таяние снежного покрова, в результате этого вода направляется вниз. Однако над карнизом, где кровля всегда холоднее, снег тает медленнее, и стекающая вода вновь застывает. Образующаяся наледь медленно разрушает кровельный материал.


    Стоит отметить, что появление трещин обусловлено не только воздействием природных явлений.

    Большую роль в этом процессе играет неправильная технология изготовления, при этом нарушение может быть выявлено на любом этапе:

    • Некоторые материалы взяты в меньшем количестве, чем требуется по заводской рецептуре.
    • Использование коротких асбестовых волокон.
    • Обработка готового материала, несоответствующая требованиям качества.
    • Отклонения от основных технологических правил.

    Способ обнаружения дефектов шифера

    Визуально обнаружить трещины на шиферной крыше довольно сложно, чего нельзя сказать о профнастиле. Однако контролировать процесс эксплуатации все-таки нужно, поэтому при осмотре шиферной крыши необходимо обратить внимание на следующий момент.


    Одним из признаков повреждения кровли становится запах сырости в чердачном помещении. Незначительные трещины в шифере дают возможность дождевой воде попадать на стропила и теплоизоляцию. В результате деревянная стропильная система и утеплитель напитываются влагой и начинают портиться. Следовательно, настало время ремонта шиферной крыши. Чтобы определить дефект на ранней стадии, необходимо посещать чердак после каждого дождя, и проверять состояние кровли.

    Определение «болезни» по трещинам на шифере

    Наличие трещин на выступающих волнах требует наложения заплат и сверху, и снизу.

    Если трещины образовались в нижних волнах, то ремонт предстоит более сложный. Герметичность этого места становится невозможной из-за постоянного скопления воды.

    На сложность ремонта шифера влияет непосредственное расположение трещины:

    • Проще всего увидеть трещину, проходящую по верхней волне, которая считается самой безобидной. В этом месте вода не застаивается, поэтому протеканий быть не должно. Ремонтные работы подразумевают использование оцинкованного железа и специальной кровельной ленты. Железо необходимо выгнуть по форме волны и подложить под шифер, а лентой накрывают трещину сверху.
    • Наиболее опасной является трещина, идущая в нижней волне. Именно она становится причиной протечек. В этом случае для решения проблемы, чем заделать дырки в шифере, следует запастись герметиком, латкой и согнутым листом оцинковки.
    • Самые серьезные проблемы возникают в том случае, когда обнаруживается трещина поперек листа. Со временем такой дефект становится шире и постепенно переходит на другие волны.

    Чем заделать трещины и дыры в шифере - правила ремонта крыши

    Прежде, чем заделать дырку в шифере на крыше, необходимо осуществить процесс подготовки поверхности. Он подразумевает очистить крышу от мусора, мха и лишайников, и хорошо промыть ее струей воды под сильным напором.


    Для решения вопроса, чем заделать трещину в шифере на крыше, можно ознакомиться с несколькими способами, которые подразумевают использование доступных материалов и новинок строительного рынка.

    Устранение дефектов с помощью песка и цемента

    Для работы понадобятся сухой цемент и песок в пропорции 1:2. Компоненты хорошо перемешивают и добавляют воду до нужной консистенции. Приготовленный раствор вымешивают и заделывают им трещины или отверстия. Отремонтированный участок оставляют до полного высыхания раствора, затем окрашивают в нужный цвет.

    Применение бутил-каучуковой ленты

    Иногда решить проблему, чем заделать трещину в шифере, помогает использование специальной ленты. Верхняя часть материала сделана из нетканого материала, что во многом облегчает процесс окрашивания.


    Процесс ремонта шифера в этом случае протекает в следующем порядке:

    • Участок, подлежащий ремонту, обезжиривают обычным бензином
    • Удаляют с ленты защитную полоску.
    • Клейкой стороной прикладывают ленту к поврежденному участку и приклеивают.
    • Готовый участок красят в подходящий цвет.

    Ремонт горячим битумом

    Заделать трещины можно с помощью ленты-серпянки и расплавленного битума. Для этого необходимо нанести на поврежденное место жидкий битум, затем приклеить ленту-серпянку и вновь нанести битум. Чтобы расплавить битум, понадобится костер, старое ведро и два кирпича.


    Разжигают костер и по бокам укладывают кирпичи. На них ставят ведро с кусочками битума. В процессе расплавления можно добавить в битум немного отработки, чтобы раствор стал более эластичным. Такой мастикой можно пользоваться даже при очень низкой температуре.

    Применение битумной мастики

    С помощью битумной мастики для шифера очень легко заделать трещины в шиферном листе. Для этого поверхность очищают и покрывают слоем грунтовки. Далее с помощью шпателя наносят слой мастики. Для лучшего растекания мастики можно добавить немного воды, но допускается использование в неразбавленном виде. Наносить можно неопределенно количество слоев, важно, чтобы каждый слой хорошо высох. Опытные мастера рекомендуют наносить мастику в два слоя толщиной не меньше 1 мм.

    Использование замазки из асбеста, цемента и ПВА

    Чтобы приготовить замазку, необходимо взять цемент и асбест в соотношении 2:3. Также понадобится раствор из клея ПВА и воды, которые взяты в равных пропорциях. Из всех компонентов готовят смесь и перемешивают. Раствор должен иметь густоту сметаны.


    Наносить замазку нужно на предварительно очищенную и просушенную поверхность. Смесью заполняют дырки в шифере и обрабатывают раствором, приготовленным из 1 части клея и 3 частей воды. Затем наносят еще два слоя замазки.

    Ремонт готовой шпаклевкой

    В строительном магазине можно приобрести готовую смесь для шпаклевания. Эти растворы содержат гидроизоляционные материалы, поэтому могут использоваться для ремонта шиферной крыши.

    Процедура ремонта подразумевает выполнение следующих действий:

    • Поверхность тщательно очищают.
    • Ремонтируемый участок обезжиривают растворителем или ацетоном и оставляют для просыхания.
    • Наносят слой жидкой грунтовки.
    • Поверх грунтовки наносят шпаклевку, используя специальный пистолет или обычный шпатель, и оставляют на 6 часов.
    • По истечении этого времени проблемное место накрывают стеклотканью и наносят еще один слой шпаклевки.

    Применение пены и эпоксидной смолы

    Устранение проблемы, чем заделать дыры в шифере, с помощью пены и смолы выглядит следующим образом:

    • Место ремонта хорошо очищают и обезжиривают.
    • Трещину заполняют монтажной пеной и оставляют для высыхания примерно на сутки.
    • Поверх пены наносят герметик и покрывают ремонтируемое место эпоксидной смолой.


    Смолу вполне можно заменить жидким пенопластом, но стоит помнить, что он быстрее разрушается под воздействием солнечных лучей.

    Накладка жестяных заплаток

    Проблема, чем заделать дыры в шифере на крыше, актуальна для многих людей. Дефект в виде больших дыр и трещин можно устранить с помощью жестяной заплатки. Для этого делают следующее:

    • Из куска жести вырезают заплатку и сворачивают в трубочку.
    • Заталкивают ее в дыру и делают отверстие посередине.
    • В это отверстие вставляют болт, имеющий прокладку, и прижимают.
    • Имеющиеся зазоры заполняют герметиком.

    Ремонт трещин с помощью олифы и мела

    Олифу и мел хорошо перемешивают, полученную смесь наносят на предварительно очищенную поверхность. После высыхания ремонтируемый участок красят масляной краской.

    Применение влагостойкого клея

    Использование такого способа возможно только на идеально чистой поверхности, поэтому прежде, чем заклеить шифер на крыше, его хорошо промывают, протирая жесткой щеткой. После высыхания каждый дефект заклеивается куском плотной ткани, промоченной влагостойким клеем.


    При этом важно, чтобы ткань выходила за края отверстия на 3-4 см. Поверх заплатки наносят еще один слой клея. Затем ремонтируемый лист переворачивают и дырку заполняют бетонным раствором. На немного схватившийся бетон накладывают еще одну заплатку и заливают клеем для шифера.

    Устранение дефектов шифера с помощью алюминиевой фольги

    Используя обычную алюминиевую фольгу, можно также устранить некоторые дефекты на шифере.

    Для этого выполняют такие действия:

    • Удаляют старый крепежный элемент.
    • Вырезают заплатку из фольги.
    • Закрепляют фольгу на нужном участке и прижимают саморезом.
    • Если ремонт проводился на цветной кровле, то заплатку красят в аналогичный цвет.

    Способы защиты шиферной крыши от дальнейшего разрушения

    Если при визуальном осмотре обнаружились дефекты в разных местах крыши, то ситуация становится достаточно сложной. Чаще всего такое происходит в результате ошибок, совершенных в процессе монтажа кровельного материала. В этом случае простой ремонт может решить проблему только временно, поэтому важно остановить или свести к минимуму процесс разрушения.

    Для достижения поставленной цели можно воспользоваться полоской плотной ткани, которую предварительно пропитывают краской. Полоской накрывают трещины, образовавшиеся на шифере.

    Можно закрепить трещину еще одним способом: в трещине высверливают дырку и закручивают саморез. При этом отверстие дополнительно заделывают кровельным герметиком, который стянет края.

    Когда-то шиферная кровля считалась едва ли не самой универсальной: доступная, прочная и неприхотливая. Дешево и сердито, как говорится. Но при всей прочности асбестовых волокон такие листы мало устойчивы к механическим нагрузкам: со временем на них всегда появляется много мелких трещин, через которые легко просачивается влага. К счастью, шиферная крыша хотя бы не подвержена коррозии, как металлическая, которая покрывается ржавыми пятнами от малейших царапин, и все же ремонт придется все-таки делать время от времени. Так чем заделать трещину в шифере и остановить дальнейшее разрушение других листов? Сейчас мы во всем разберемся подробнее.

    Повреждается хрупкий шифер довольно легко:

    1. От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
    2. От микротрещин из-за падающих веток дерева.
    3. От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
    4. От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
    5. От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб. Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
    6. Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
    7. Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
    8. Неаккуратная перевозка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
    9. Резкие перепады температур. Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
    10. Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.

    И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно. И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями). Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.

    Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:

    • В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
    • Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
    • В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
    • Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
    • Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).

    А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.

    Как обнаружить дефекты покрытия?

    Согласитесь, что по внешне неоднородной шиферной крыше довольно сложно заметить новые дефекты или трещины, тогда как на гладкой фальцевой кровле или профнастиле это сделать несложно даже с соседской постройки. А потому обратите внимание на такие тревожные признаки, что вашу крышу нужно срочно чинить:

    Дело в том, что незамеченные протечки довольно коварны: стропила сразу напитываются влагой, теплоизоляция сыреет и портится, а потолку необходим ремонт. Зайдите на чердак, если у вас есть подобные подозрения: если вы чувствуете запах сырости, значит, проблема есть. А отдельные пятна плесени говорят о том, что где-нибудь трещина в шифере есть, но пока о себе не дает знать, кроме как небольшими протечками. Проверяйте подкровельное пространство шиферной крыши также после каждого ливня.

    Ставим «диагноз» по трещинам листов

    Если трещины пошли по выступающим волнам шифера, тогда закладки необходимо накладывать и снизу, и сверху.

    Трещины в нижних волнах требуют самых сложных решений. Ведь именно здесь будет постоянно застаиваться вода, и довольно сложно достичь необходимой герметичности.

    Но давайте посмотрим сначала на саму трещину – от этого многое зависит:

    1. Трещина, которая идет по верхней волне шифера (ее легче всего заметить), обычно не дает протеканий ввиду того, что вода под ней не застаивается. Это – самая безобидная трещина, и заделать ее легко – просто согните оцинкованное железо и подсуньте под шифер, а саму трещину накройте специальной кровельной лентой.
    2. Трещина, которая идет по нижней волне , самая опасная – здесь без протечек не обойтись. Используйте герметик, латку и согнутый лист.
    3. Трещина, которая пошла поперек листа шифера , самая опасная! И одними протеканиями здесь не обойтись – трещина станет расширяться и перейдет в будущем на последующие волны.

    Определились с будущим ремонтом? Действуйте осторожно! Помните, что во многих странах мира это покрытие для крыши и вовсе запрещено из-за вреда для здоровья, а потому при демонтаже старых листов или механической обработке защищайтесь от асбестовых волокон. Вот, как это делают профессиональные бригады:

    Как заделать на шифере трещины и отверстия?

    Перед тем, как положить любую заплату, начала важно полностью очистить ремонтируемую поверхность от мусора и мха, а затем помыть ее мощной струей воды. А вот чем заделать дыры и дырки в шифере на крыше доступными материалами и новинками строительного рынка:

    Способ №1. Цемент и песок

    Приготовьте смесь из одной части сухого цемента и двух просеянного песка. Залейте водой и вымешивайте до нужной консистенции. Заделайте. Дайте трещинам хорошо просохнуть и окрасьте их в подходящий цвет.

    Способ №2. Бутил-каучуковая лента

    Хороша также в качестве заплатки на дырки и трещины специальная бутиловая каучуковая лента. Что хорошо, ее поверхность сделана из нетканного материала, благодаря чему такую заплатку хорошо окрашивать в нужный оттенок. А работать с ней тоже просто:

    • Шаг 1. Обезжирьте ремонтируемый участок шиферного листа бензином.
    • Шаг 2. Снимите с ленты защитную полосу и приклейте ее к поврежденному месту.
    • Шаг 3. Окрасьте в цвет, чтобы ваша кровля не выглядела «латанной».

    Используют для ремонта также готовые бутиловые заплатки:

    Для заделки трещин шифера используют также серпянку – ленту, которая придает прочность шпатлеванному стыку листов прочность. Для этого на трещину сначала наносится слой битума, затем на него – серпянка, а затем все снова промазывается битумом.

    Или примените более дорогой современный вариант лент, которые предназначены специально для ремонта таких кровель:

    Способ №3. Горячий битум

    Подготовить битумную мастику на костре не сложно:

    1. Разжигаем костер, ставим по бокам два кирпича.
    2. Берем старое ведро, кладем в него кусок битума.
    3. Ставим ведро на костер и осторожно помешиваем, чтобы ничего не загорелось.

    Если вы работаете при минусовых температурах, добавьте в битум 10% отработки, чтобы придать ему эластичности и избежать растрескивания мастики. Особенно, если вы обрабатываете края шиферных листов:

    Подходит горячий битум также для заделки небольших трещин:

    Но помните, что любые замазки дают только временный эффект. Проблема использования традиционных замазок для шифера состоит в том, что этот кровельный материал мало поддатлив для расширения, тогда как у замазок обычно совсем другой коэффициент. Вот почему через несколько циклов колебания температур проблемы с протечками снова возвращаются. И иногда намного проще и надежнее просто заменить дефектный лист.

    Способ №4. Замазка из асбеста, цемента и ПВА

    Сначала берем асбест в готовом виде. Если таковой не получилось раздобыть, просто натрите его на терке из куска шифера. Обязательно во время такой работы защитите дыхательные пути!

    Итак, для приготовления смеси вам понадобится перемешать 2 части цемента, 3 асбеста и жидкий раствор из клея ПВА и воды, взятых поровну. Перемешиваем смесь, пока та не загустеет, как сметана. Если вы перед ремонтом очищали часть шифера, ждите, пока тот не высохнет окончательно. Далее нанесите изготовленную смесь, обработайте раствором ПВА и воды (теперь соотношение 1:3) и нанесите еще 2 слоя смеси.

    Способ №5. Готовые шпатлевки

    Для ремонта такой кровли хорошо подходят готовые смеси, в которые включены гидроизоляционные материалы. Работать с ними нужно так:

    • Шаг 1. Хорошо зачищаем ремонтируемую поверхность.
    • Шаг 2. Обезжириваем участок при помощи растворителя или ацетона, хорошо просушиваем.
    • Шаг 3. Грунтуем поверхность смесью для ремонта, только разбавленной до жидкого состояния.
    • Шаг 4. Наносим смесь при помощи специального пистолета или шпателя.
    • Шаг 5. Через 6 часов накрываем стеклотканью и кладем новый слой смеси.

    Обратите внимание, что проводить такие ремонтные работы на шиферной кровли нужно в сухую и пасмурную погоду, чтобы нужные компоненты в смесях высохли не торопясь.

    Способ №6. Пена и эпоксидная смола

    Заделывают трещины и дыры в шифере также жидким пенопластом, но для этого вам придется приобрести целый баллон. Практикуется среди домашних умельцев и так называемый «трехслойный» метод:

    • Шаг 1. Зачищаем и обезжириваем участок.
    • Шаг 2. Заделываем трещину монтажной пеной.
    • Шаг 3. Высушиваем или просто оставляем на сутки.
    • Шаг 4. Наносим герметик.
    • Шаг 5. Покрываем все это смолой.

    Подходит для ремонта шиферной крыши также эпоксидная смола, которая намного меньше разрушается под ультрафиолетовыми лучами, чем пенопласт.

    Это дорогостоящий, но надежный метод справиться с небольшими проблемами, правда по наклонной плоскости пользоваться им неудобно. Так, если шиферный лист раскололся по всей длине, скрепите волнистые стыки эпоксидным клеем. Но для начала закрепите их вместе снизу монтажной клейкой лентой, и только потом заполните зазор сверху.

    Способ №7. Жестяная заплатка

    Этот метод подходит для ремонта больших дырок и трещин в шиферной крыше. Итак, шаг за шагом:

    • Шаг 1. Вырезаем заплатку из жести, сворачиваем в трубочку.
    • Шаг 2. Заталкиваем в дыру так, чтобы в середине заплатку можно было проделать отверстие.
    • Шаг 3. В отверстие вставляем болт с прокладкой и прижимаем.
    • Шаг 4. Заливаем строительным герметиком зазоры.

    К ремонту шиферной крыши подходить нужно серьезно. Если заплатка будет пропускать хоть немного воды и дальше, стропила со временем придут в полную непригодность.

    Способ №8. Олифа с мелом

    Это – один из самых проверенных народных методов. Итак, зачищаем трещины, тщательно замазываем, и по высыханию красим масляной краской. Вот и все!

    Способ №9. Влагостойкий клей

    • Шаг 1. Хорошо промываем листы обычной водой, трем их жесткой щеткой.
    • Шаг 2. Ждем, когда шифер высохнет и заклеиваем каждую дырку куском плотной ткани так, чтобы ее края выходили за пределы отверстия примерно на 3-4 см. Для этого пропитываем латку влагостойким клеем.
    • Шаг 3. Поверх латки еще раз наносим слой клея (Эмалит).
    • Шаг 4. Переворачиваем поврежденный лист и заполняем отверстие бетоном.
    • Шаг 5. Как только раствор схватится, клеем другую заплатку.
    • Шаг 6. В конце трещины сверлим отверстие и заделываем его эластичным герметиком.

    Способ №10. Алюминиевая фольга

    Поможет справиться с трещинами также обычная алюминиевая фольга:

    • Шаг 1. Удалите с листа прежний крепеж.
    • Шаг 2. Закругляем у заплатки углы.
    • Шаг 3. Крепим фольгу и прижимаем ее саморезом.
    • Шаг 4. Если шифер на вашей крыше цветной, докрасьте в тот же цвет и заплатку.

    В крайних случаях легче заменить какой-либо участок шиферной кровли, чем его отремонтировать. Тогда вырежьте из новых листов нужные элементы:

    Нередко также в негодность приходит конек шиферной крыши, который не сложно заменить на металлический или деревянный:

    Как защитить шифер от дальнейших разрушений?

    Хуже ситуация, если кровля начала лопаться в разных местах. Это обычно свидетельствует об ошибках монтажа в свое время, и обычный ремонт шифера на крыше даст только временный эффект. Необходимо срочно останавливать процесс разрушения:

    • Способ №1. Для того, чтобы предотвратить растрескивание, временно положите на трещину пропитанную краской полоску ткани.
    • Способ №2. Также, чтобы трещина не пошла дальше, в ней сверлят отверстие и фиксируют саморезом. Причем такое отверстие нужно заделать дополнительно кровельным герметиком, который будет стягивать, как резина, края отверстия.

    Но, если в ближайшее десятилетие вы менять всю крышу не собираетесь, тогда подходите к вопросу ремонта более глобально:

    Или вот так:

    Вот и все! Подбирайте тот метод, материалы для которого у вас уже есть и вы знаете, как с ними работать.

    Кровля из шифера очень популярна на протяжении длительного времени.

    Такая популярность была достигнута благодаря низкой стоимости материала, хорошим эксплуатационным качествам, а также простоте укладки.

    На сегодня в европейских странах запрещено производить материалы, в состав которых входит асбестоцемент.

    В России шифер продолжают выпускать, и он очень востребован, хотя существует множество других кровельных материалов с аналогичной стоимостью.

    Но в большинстве случаев через десять - пятнадцать лет кровля из шифера теряет свою прочность и на ней появляются трещины. Но далеко не всегда нужно делать полную замену всего кровельного покрытия.

    Можно выполнить небольшой ремонт крыши, целью которого будет заделка небольших трещин и дыр в шиферных листах. Иногда такой ремонт является довольно трудоемкой задачей. Данная статья расскажет, как и чем заделать дырки в шифере.

    Основные причины появления дефектов

    У асбестового шифера длительный срок службы, но со временем под действием погодных условий он теряет свои защитные свойства. Причинами выхода из строя могут быть неправильная укладка кровельного материала, хождение по шиферу, неправильная транспортировка и т.д.

    1) Повреждения, полученные при транспортировке материала. На шифере появляются мелкие трещины и сколы, которые могут оказаться незамеченными в момент монтажа.

    Казалось бы, такие мелкие изъяны не должны доставить хлопот. Но через некоторое время такие трещины могут вызвать появление серьезных повреждений.

    2) Повреждения, возникшие в момент укладки листов. Небольшие трещины, возникшие в результате сильного давления гвоздей при выполнении монтажа могут вызвать крупные повреждения.

    Это может привести к необходимости полной замены покрытия крыши. Со временем мелкие трещины становятся все больше и перерастают в отверстия. В местах крепежа отламываются куски шифера.

    3) Неправильно просверленные отверстия для крепежных элементов также могут стать причиной появления трещин в материале.

    Согласно технологии диаметр отверстия должен быть больше диаметра гвоздя, но это правило часто забывают, в результате чего спустя некоторое время на шифере могут появиться сколы и длинные трещины.

    4) Также может произойти растрескивание шиферного листа из-за перепадов температуры. Асбестовый шифер хорошо впитывает воду и когда наступает резкое похолодание до минусовой температуры он становится хрупким.

    Даже несильный удар по шиферному листу может привести к тому, что он развалится на части. Поэтому желательно весной проверять кровлю и заменять поврежденные листы на новые.

    5) Еще одной причиной появления дефектов может быть неосторожное перемещение по кровельному покрытию.

    Со временем на кровельном покрытии могут появиться лишайники и мох и если их не удалять, то шифер может потерять свои защитные свойства.

    Как и чем заделать дырки в шифере?

    Выбор способа восстановления кровельного покрытия зависит от размеров повреждения и его типа. Выделяют 3 способа ремонта поврежденного покрытия:

    Кардинальный ремонт (замена всей кровли и стропильной системы). Данный способ используют в случае если сильно повреждены стропила и кровельное покрытие. Также его используют при полной смене кровельного материала на другой, который требует другого устройства конструкции стропильной системы и обрешетки.

    Выборочная замена листов. В этом случае производят замену листов с дырами, сколами и трещинами. Также нужно проверить состояние конструкций крыши.

    Выполнение косметического ремонта, который заключается в заделке дыр и других мелких дефектов. Для этого нужно накладывать заплаты либо заделывать трещины с помощью специальных смесей.

    Но все же чем заделать дыры в шифере чтобы достичь максимального эффекта? Можно купить готовую смесь либо изготовить ее самостоятельно.

    Сначала рассмотрим второй случай.

    Первым делом очищаем ремонтируемую поверхность от мха и скопившегося мусора. Затем как следует помыть ее мощной струей воды. Во время просыхания поверхности изготавливаем смесь, состоящую из цемента, асбеста и клея ПВА.

    Сначала покупаем асбест в готовом виде либо натираем его из куска шифера на терке. Асбест вреден для организма, поэтому при выполнении данной работы нужно защитить дыхательные пути. Для изготовления самой смеси берем 3 части асбеста, 2 части цемента и раствор из ПВА и воды в соотношении один к одному. Усердно перемешиваем полученную смесь, пока она не загустеет до консистенции сметаны.

    Заделывать дыру в листе нужно следующим образом:

    Ждем полного просыхания ремонтируемой поверхности;

    Наносим изготовленную смесь на поврежденный участок;

    Обрабатываем поврежденное место раствором ПВА и воды (в соотношении 1: 3);

    Наносим еще 2 слоя ремонтной смеси (толщина каждого слоя более 1 мм);

    Для выполнения такого ремонта необходима сухая, но в то же время не солнечная погода, поскольку в изготовленной смеси асбест должен просохнуть самостоятельно.

    Существуют и готовые смеси для ремонта, в состав которых входят гидроизоляционные материалы. При их использовании нужно заранее очистить поверхность от мусора и обезжирить ее с помощью ацетона либо растворителя. Затем необходимо просушить поверхность.

    Поврежденную поверхность грунтуют жидким раствором смеси для ремонта. После этого смесь наносят с помощью шпателя или специального пистолета. Ждем 5-6 часов, накрываем стеклотканью и опять кладем слой смеси.

    Несмотря на широкий ассортимент кровельных материалов, шифер на сегодняшний день пользуется не меньшей популярностью, чем еще пару десятков лет назад. Такой спрос на покрытие обусловлен сравнительно низкой ценой на него. При этом актуальность материала очень оправдана, если крыша имеет простую конфигурацию (1-2 ската). Однако стоит знать, что со временем прочность шифера значительно снижается, что провоцирует появление на нем мелких и крупных трещин или дырок. Поэтому в статье ниже мы узнаем, чем заделать трещину в шифере на крыше или как справиться с дыркой на нем.

    Причины разрушений шифера

    Чтобы не искать ответ на вопрос, чем заклеить шифер, стоит знать, что дырки или трещины в нем могут появляться по разным причинам, которые можно предотвратить. Но основными из них являются:

    • Износ покрытия с течением времени. Как правило, через 10-15 лет материал становится более хрупким, что провоцирует подверженность точечным ударным нагрузкам (падение обледенелой ветки, плода и пр.).
    • Склонность шифера скапливать влагу в затененных участках крыши. В этом случае там, где листы покрытия более увлажненные и при этом отсутствует прямой солнечный свет, разрастается мох. Как правило, это северная сторона крыши. Мох является разрушающим органическим веществом для асбестоцемента.
    • Неправильно собранная система водоотведения с крыши. При застаивающейся дождевой воде в определенных участках кровли прочность покрытия начнет снижаться, что приведет к появлению трещин или дыр со временем. Здесь стоит брать во внимание и несоблюдение условий эксплуатации шифера. То есть, если угол уклона скатов не соблюден, вода будет застаиваться на крыше.
    • Грубые нарушения при укладке листов шифера. В частности речь идет об использовании простых гвоздей без резиновых прокладок для фиксации листов кровли и о неверной укладке листов, при которой кровля теперь испытывает постоянное напряжение.
    • Несоответствие отверстий под гвозди и саморезы при укладке материла. Если они слишком маленькие, то со временем металл, склонный к сезонным расширениям, разрушит структуру асбестоцементного листа и на его поверхности появятся пробоины, которым потребуется восстановление.
    • Несоблюдение условий транспортировки и хранения покрытия. В этом случае маленькие микротрещины будут незаметны вначале, а потом придётся искать ответ на вопрос, как заделать трещину в шифере.

    Важно: если все перечисленные возможные причины появления трещин на шифере не про вас, значит, вы приобрели некондиционный товар, который был произведен с грубыми нарушениями технологий. В частности могли быть нарушены пропорции компонентов, добавлены короткие волокна асбеста или была проведена некачественная конечная шлифовка/обработка покрытия с сокращение срока его отстаивания.

    Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины

    Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:

    • Влажное и подгнивающее дерево стропил;
    • Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
    • Пятна на полу чердака в определенном месте.

    Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:

    • Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
    • Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
    • И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.

    Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.

    Ремонт шиферного листа

    Стоит знать, что любые ремонтные манипуляции с шифером нужно проводить только после его очистки от мусора и мха, тщательной мойки и просушки. Кроме того, следует обезжирить трещину или дыру ватой, смоченной в растворителе или ацетоне.

    Вариант ремонта 1

    Если вы не знаете, чем заделать дырки в шифере, то самым простым и дедовским методом, с помощью которого можно заделать прореху, является использование битумной мастики. Раньше только ею замазывали любые отверстия в стенах дома или забора/кровли. Ее готовят просто в ведре на костре, расплавляя до вязкого состояния. Если ремонтные работы ведутся в холодную погоду (при минусах), то в массу битума нужно добавить около 10% отработки, чтобы мастика была пластичной. Готовой смесью понемногу наполняют трещину, выравнивая ее уровень вровень с листом.

    Важно: но стоит помнить, что такой способ заделать трещины на шифере не самый надежный. Дело в том, что битумная мастика имеет свойство расширяться при плюсовых температурах и снова сжиматься на холоде. В результате такой деформации через несколько циклов смены температуры дыра снова будет давать течь.

    Вариант ремонта 2

    А можно использовать цементно-песчаную смесь, если вы не знаете, чем и как заделать дырки в шифере. Для приготовления смеси нужно смешать названные компоненты в соотношении 1:2. Массу развести водой до консистенции густой сметаны. Полученным раствором замазывают дыры и трещины и оставляют сохнуть в тени. Готовый отремонтированный лист можно окрасить в нужный цвет.

    Вариант ремонта 3

    Также для герметизации кровель из шифера можно использовать готовый шпаклевочный раствор и не мучиться особыми изобретениями. Смесь можно купить в специализированном магазине. Перед ее нанесением поверхность трещины или дыры нужно хорошо прогрунтовать. Затем на проруху наносят шпаклевку и по истечении шести часов прикрывают ее куском стеклоткани. Сверху наносят еще один слой шпаклевки, и таким образом использование герметизирующей комбинации спасает шифер.

    Важно: накладывать шпаклевочную смесь можно с помощью шпателя или пистолета. При этом ремонт лучше проводить в сухую погоду при сильной облачности, чтобы шпаклевка могла высохнуть не торопясь.

    Вариант ремонта 4

    А здесь для того чтобы замазать шиферную крышу, можно использовать смесь цемента, асбеста и клея ПВА. Такая масса является очень пластичной и хорошо укладывается во все стыки и зазоры шифера.

    Итак, готовим смесь:

    • Сначала смешаем в равных частях воду и клей ПВА. Всё хорошо перемешаем до однородного состояния.
    • Теперь смешаем в отдельной емкости цемент и асбест в пропорциях 2:3.
    • Все компоненты смешиваем до состояния очень густой сметаны.
    • В отдельной емкости готовим ещё раствор ПВА из трех частей воды и одной части клея.
    • Готовую, обезжиренную и высушенную поверхность трещины замазываем полученной смесью из клея, цемента и асбеста. Сверху смазываем дополнительным раствором клея. И снова наносим сверху еще два слоя из асбестоцемента.

    Вариант ремонта 5

    А таким способом можно заделывать дыры от гвоздей, которые со временем раскрошились и теперь пропускают воду. В этом случае нужно взять кусок алюминиевой фольги и вырезать из нее латку по нужному размеру дыры. Фольгу смазывают универсальным клеем и сажают латку на дыру.

    Важно: отверстие под саморез в этом случае придётся теперь сделать в другом месте листа.

    Вариант ремонта 6

    Тут, чтобы починить большой пролом или дыру от гвоздя, можно для латки использовать жесть. Из нее вырезают кусок, сворачивают в трубочку и, сминая, заталкивают в дыру. Необходимо так затрамбовать жесть, чтобы она максимально заполнила собой отверстие. Теперь в жестяной пробке сверлят отверстие под саморез и фиксируют шифер на крыше с использованием качественной резиновой прокладки. В этом случае вода не будет протекать под крышу.

    Вариант ремонта 7

    Ремонту отверстий в шифере также поможет обычная монтажная пена. Мастера используют ее для заполнения трещин и щелей в шиферной кровле. Это хороший вариант ответа на вопрос, как отремонтировать и герметизировать шиферный лист. Смесь наносят на чистый и обезжиренный ремонтопригодный участок, и таким образом заделывают прореху. Затем после высыхания обрабатывают трещину герметиком и все смазывают эпоксидной смолой.

    Вариант ремонта 8

    Часто мастера заклеивают трещины в АЦЛ бутил-каучуковой лентой. Она, кстати, хороша под покраску, что позволит вашей крыше не иметь вид латанной. Ленту укладывают на трещины в шифере после их чистки и обезжиривания. Хорошо прижимают, а после высыхания окрашивают в любой цвет.

    Важно: лист шифера с заделанными дырами и трещинами прослужит еще максимум 3-5 лет. Поэтому при первой же возможности лучше смените лист покрытия. В противном случае затраты на восстановление сгнившей стропильной системы могут быть куда большими, чем траты на новый шифер и работу по его замене.

    • Дефекты шифера и причины их появления
    • Подготовительная работа и способы по заделке трещин
    • Еще несколько простых способов

    Чем заделать трещину в шифере на крыше? Такой вопрос часто можно услышать от дачников, у которых течет крыша домика, накрытая шифером уже не одно десятилетие. А поменять, в силу разных причин, нет возможности.

    Появление трещин в шифере может быть связано как с механическими повреждениями, так и при неправильной укладке и эксплуатации.

    Дефекты шифера и причины их появления

    Старый, добрый, проверенный годами серый волнистый шифер. Казалось бы, сносу ему нет. Однако в действительности далеко не так. Трещины, сколы, дыры - привычное для него дело. Ремонт? Да, возможен. Но нужно четко понимать, что заплатки надолго не спасут. Если только на короткое время, пока средства на радикальный ремонт аккумулируются, но потом все равно кровлю необходимо менять. Увы, шифер не самый технологичный материал. А начинать следует с определения причин, способствующих появлению этих самых трещин. И таких причин может быть много.

    • естественное «старение» материала либо его эксплуатация сверх положенного срока;
    • несоблюдение технологического процесса производства; вольности могут быть самыми разнообразными: например, не соблюдается норма заложенного в растворе цемента, вместо длинных асбестовых волокон используются короткие, не выдержаны сроки по отвердеванию листа и т. д.;
    • шиферная крыша базируется на неверно выбранном угле наклона скатов;
    • нарушение требований изготовителя во время транспортировки шифера, ошибки при подготовке к крепежным работам, при укладке и монтаже;
    • использование при крепеже не шиферных (со специальными прокладками из резины), а обычных гвоздей;
    • механическое воздействие на шифер.

    Перед началом ремонта шифер следует почистить веником и водой.

    Чтобы знать, как отремонтировать шифер, нужно определить, к какому виду относится планируемая работа.

    1. Радикальный (полный) ремонт, подразумевающий замену всей кровельной системы, а именно: стропил, покрытия крыши. Используется, когда шиферные листы и стропила серьезно повреждены или человеку просто захотелось поменять шифер на иной кровельный материал, а для него требуется совершенно другая конструкция стропил и обрешетки.
    2. Частичный ремонт. Происходит, когда требуется поменять старый шифер, испещренный трещинами, сколами и большими дырками, на новые листы.
    3. Косметический ремонт. В этом случае небольшие дефекты шифера заделываются заплатами, специальными составами и пр.