Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Святитель николай в толмачах. Храм святителя николая в толмачах

Мы начинаем небольшую серию выпусков о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. Об истории этой уникальной церкви, её внутреннем убранстве и пребывании в ней Владимирской иконы Пресвятой Богородицы рассказывают настоятель храма протоиерей Николай Соколов и заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталия Николаевна Шередега.

– Слева от меня вы видите купола храма святителя Николая в Толмачах, а мы сейчас находимся на его колокольне. И наш сегодняшний выпуск передачи «Хранители памяти» открывает небольшой цикл рассказов об этом храме.

Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее:

– Дорогие братья и сестры, все телезрители, кто сегодня смотрит нашу программу! Мы находимся в уникальном храме, который расположен почти в самом центре нашей столицы, города Москвы. Имя этой церкви – храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. В своем бытовании он насчитывает уже почти три с половиной столетия.

Впервые он упоминается в 1625 году, но был построен несколько раньше. Сначала здание было деревянное, затем каменное, потом перестраивалось. И сегодня храм предстоит перед нами после всех происшествий, связанных с событиями 1917 года и позже. Сейчас он во всей красе, как его видел Павел Михайлович Третьяков.

В 1856 году семья Третьяковых приобретает рядом с этим храмом усадьбу, и он становится приходским храмом. Павел Третьяков, его брат, мать и близкие друзья посещали этот храм постоянно. Есть место, отмеченное в церкви, где Павел Михайлович находился во время богослужения. Храм украшался, посещался первоиерархами Русской Православной Церкви.

Очень много внимания интерьеру храма и его украшению уделил святитель Филарет Московский (Дроздов), который ныне канонизирован. Он служил в этом храме, освящал престолы, по его эскизам делались росписи и украшения. Храм святителя Николая в Толмачах сегодня предстоит таким, каким он был в конце XIX -начале XX века. Но если мы придем сюда, то увидим, что здесь не все так, как было, а есть нечто совершенно новое.

Начиная с 1992 года храм получает статус первого в России действующего храма-музея. Это одновременно и храм Православной Церкви, и музей, который прилегает к Третьяковской галерее. Как только здесь была налажена коммуникация, создан определенный климат, установлена сигнализация, приборы для пожаротушения, то появилась возможность принести сюда все возможные иконы.

Часть из них была в храме еще до его закрытия. А часть – это совершенно новые иконы, но они здесь предстали в подлинном интерьере храма, для которого они и были написаны. Это пристенные иконостасы, а также второй, третий, четвертый и пятый ярусы центрального иконостаса. И сегодня церковь хранит многие иконы, начиная с XII - XIII веков и заканчивая некоторыми современными образами тех святых, которые прославились в XX веке, будучи служителями этого храма.

Это отец Илия Четверухин, который был последним настоятелем до закрытия храма святителя Николая в Толмачах, это старец, отец Алексий Зосимовский, который 28 лет был в этом храме диаконом, и затем ему Господь судил перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери вынуть жребий на служение Святейшему Патриарху Тихону. И еще мученик Николай Рейн, который тоже служил в этом храме.

Я упомянул сейчас великую святыню России – Владимирскую икону Божией Матери. Ничто не бывает в мире и жизни случайного. Старец Алексий Зосимовский, еще будучи здесь диаконом с именем Федор, очень почитал эту икону. После смерти супруги он принял монашество с именем Алексий, был рукоположен в иеромонаха и из этого храма направлен на служение в Московский Кремль, где, как он пишет в воспоминаниях, много раз и почти ежедневно молился перед чудотворным образом Владимирским.

Какие это были молитвы? О чем молился этот вдохновенный старец? Мы можем только догадываться. Но спустя десятилетия икона Владимирской Божией Матери попадает в Третьяковскую галерею, сохраняется там на протяжении всех смутных семидесяти лет.

И после завершения реконструкции храма на самом высоком уровне Святейшим Патриархом и президентом России было принято решение о том, что икона будет находиться в действующем храме. Куда именно ее поместить, еще не знали, и была возможность различных вариантов: Кремль, или Храм Христа Спасителя, который только начинался строиться, или какой-то другой московский храм.

После консультации и непростых дебатов было принято решение, что Владимирская икона Божией Матери остается в Третьяковской галерее. Но не просто в зале, а в действующем храме-музее. И сегодня мы с вами находимся в этом храме, где центральным образом является чудотворная икона Божией Матери «Владимирская», которая хранится здесь с 1999 года. Повторяю, это произошло, когда был полностью закончен ремонт, сделан иконостас и киот для иконы, тоже прошедший непростой путь, когда было подготовлено все необходимое, чтобы сохранять эту икону.

Было три или четыре варианта различных киотов. И, благодаря руководству завода полиметаллов, который тогда возглавлял Валерий Викторович Крюков, создан этот совершенно уникальный киот, который одновременно и хранит Владимирскую, и соблюдает необходимые параметры влажности, температуры, и независим от общего энергоснабжения. Он может находиться несколько суток без общего электричества. Это, конечно, уникальное изделие, которое позволяет нам сегодня видеть Владимирскую икону Божией Матери во всей ее дивной красоте. Потому что сегодня мы ее видим со всех сторон: и спереди, и с тыльной стороны, в окружении сонма икон, которые находятся в храме. Начиная с 1999 года перед ней непрестанно совершаются молитвы.

Храм является действующим, поэтому здесь по согласованию с дирекцией галереи происходят все необходимые службы, которые полагаются по уставу Церкви. И, начиная с полудня до вечера, храм работает как зал Третьяковской галереи. Храм-музей открыт ежедневно, кроме понедельника, и тысячи людей со всего православного мира (из России и из-за рубежа) приходят, чтобы помолиться перед дивным Владимирским образом.

Шередега Наталия Николаевна, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи:

– Это храм, с которым связана и судьба Замоскворечья, и судьба Павла Михайловича Третьякова, основателя Третьяковской галереи, и всего нашего музея, и очень многих святынь нашего отечества, в том числе собранных здесь из разграбленных и разоренных храмов и, наконец, ставших доступными не только как музейные экспонаты, но и как, в первую очередь, предметы жизни православного христианина.

Наш храм находится в Толмачах. Это Толмачевская слобода, рядом с Кадашевской слободой. Здесь издревле, с конца XVII века, находился храм сошествия Святого Духа, который имел придел святителя Николая. В XVII веке здание было отстроено, потом претерпевало изменения. Основная конструктивная система, в которой мы сейчас находимся, сложилась уже в середине XIX века.

Я хочу напомнить, что очень многие предметы культа и произведения искусства, которые сейчас перед нами, перешли сюда из самого древнего храма, на месте которого стоит нынешняя церковь Николы в Толмачах. В первую очередь это касается иконостаса. Он является сборным из икон, находившихся некогда в двух церквях. Пятиярусный иконостас восстановлен в соответствии с традицией.

Мы видим, в первом ярусе располагаются иконы святителя Николая, Богоматери, Спасителя и сошествия Святого Духа. Они – из собрания Третьяковской галереи, и принадлежали самому древнему храму, который был на этом месте. О том, что они были созданы в конце XVII века художником Салтановым специально по заказу устроителей этого храма, свидетельствуют надписи на иконах.

Верхние ряды икон созданы также очень известными художниками, в частности, это мастер Тихон Филатьев и его артель, мастера конца XVII века, которые писали эти иконы для церкви Рождества Богородицы на Полянке. После ее разграбления образа через мастерские попали в фонды Третьяковской галереи. А эти фонды в 30-40-е годы находились там, где находимся мы сейчас. Почему?

В 1929 году церковь святителя Николая в Толмачах была закрыта, были снесены главы и колокольни, и тело храма удалось чудом сохранить только потому, что в нем был устроен запас фонда древнерусского искусства Третьяковской галереи. Поэтому мы считаем себя как бы ответственными за то, что сохранили основу храма и привезенные сюда иконы. Из них был восстановлен иконостас.

Еще раз подчеркиваю, что храм был закрыт в 1929 году, а уже в 80-90-е годы при Юрии Константиновиче Королеве (это бывший директор Третьяковской галереи, знаменитый художник) началась работа по восстановлению храма Николы как храма-музея, который одновременно является действующей церковью со всей полнотой православной жизни и музеем. Потому что за все то, что находится здесь (исключая частные пожертвования), за все эти иконы ответственность несут хранители-реставраторы Третьяковской галереи, то есть мы работаем совместно.

Нам очень повезло. Мы работаем с замечательным настоятелем и замечательным составом священнослужителей, у нас замечательный хор певчих и помощников отца Николая, которые в дружбе и сотрудничестве с нами осуществляют общее дело хранения.

– В следующем выпуске мы продолжим рассказ о храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.

Эта Церковь располагается рядом с Третьяковской Галереей - одним из главных музеев страны. Вернее, даже, не рядом, а на самой территории музея, поэтому иногда эту церковь называют храмом в Третьяковской галерее.

Третьяковская галерея: храм

Формально - это домовый храм, что очень необычно. Потому что, как правило, под домовыми церквями подразумеваются те, которые располагаются внутри зданий (например, больниц или вокзалов) - то есть, обычные помещения, переоборудованные или изначально оформленные, как храм: алтарь, иконостас.

Реже встречаются домовые храмы в виде крошечных церквушек на территории, допустим, богатых усадеб. Но церковь у Третьяковской галереи - редкий случай, когда домовым является самый обычный по архитектуре храм. Он, в общем-то и есть, и был всегда обычной приходской церковью формально домовой она сейчас считается, потому что здание принадлежит Третьяковской Галерее располагается, как мы уже сказали, на территории, которая относится к музею.

Храм у Третьяковской галереи освящен в честь Николая Чудотворца, и официально его название: храм Николая Чудотворца в Толмачах. Толмачи - так именовался долго время весь этот район. Как память об этом - Большой и Малый Толмачевские переулки, возле- или на которых расположена церковь.

Храм у Третьяковской Галереи, история

У храма Николы в Толмачах богатая история. Большой материал - настоящий исторический труд, - опубликовал об этом храме сайт pravoslavie.ru.

Сначала - как нередко бывает, - здесь располагалась деревянная церковь. В XVII веке на этом месте возвели каменный храм, который потом несколько раз достраивался и перестраивался.

В 1812 году эта церковь оказалась единственной в округе постройкой, которая уцелела во время «наполеоновского пожара». Уцелела, но затем полгода не действовала - потому в храм было некому ходить, жилые дома все сгорели.

Также церковь у Третьяковской галереи была закрыта в советское время - с 1929 года по 1993.

Вот, так она выглядела в 20-х:

А так - за некоторое время до того, как ее начали восстанавливать.

А так она выглядит сейчас:

С каждый стороны - совершенно иной, свой облик:

Красивая высокая колокольня, которая видная издалека.

Храм у Третьяковской Галереи: расписание богослужения, как добраться

Службы в церкви у Третьяковской Галереи служатся не каждый день. Но литургии по субботам и воскресениям - всегда. Начало - как правило в 9:00.

Добраться до храма Николы в Толмачах проще всего на метро: станция «Третьяковская» оранжевой или желтой веток. Пять минут пешком до Третьяковской Галереи.

Адрес храма: Малый Толмачевский переулок, дом.9.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

В преддверии Дня Святой Троицы из зала постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах была перенесена икона «Троица» письма преподобного Андрея Рублева.

Это случается всего один раз в год для того, чтобы прихожане храма и паломники во время праздничных богослужений могли поклониться почитаемому образу.

Храм открыт с 09.00 до 20.00.

Расписание богослужений в храме святителя Николая в Толмачах:

4 июня в Духов день престольный праздник храма начало Литургии в 9.00,. В 15.00 накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери – акафист с водосвятием. В 17.00 Всенощное бдение.

Храм святителя Николая в Толмачах находится при Третьяковской галерее, и имеет статус храма-музея. В нем созданы все условия для хранения уникальных икон. На постоянной основе в храме находится почитаемая Владимирская икона Божией Матери.

Однако, поклониться «Троице», приложиться к ней, помолиться перед ней удается в храме только раз в год.

По словам главного хранителя Третьяковской галереи Татьяны Городковой это событие сложно переоценить.

«Это всегда очень волнующее событие, поскольку «Троица» – икона древняя, очень хрупкая, состояние ее сохранности таково, что оно требует постоянного и очень внимательного, вдумчивого контроля со стороны и хранителей Третьяковской галереи и, конечно, реставраторов.

Икона Андрея Рублева по летописи была написана для Троице-Сергиевой Лавры, которая является духовным центром русской жизни. Соответственно самая главная икона Лавры очень дорога для каждого верующего русского человека. С другой стороны этот образ имеет и необъятную духовную глубину.

Протоирей Андрей Румянцев, клирик храма св. Николая в Толмачах: В иконе Святой Троицы мы видим полноту христианского представления о Боге, о мире и о месте человека в этом мире».

Говоря об этом мире и о значении в нем рублевской «Троицы», Татьяна Городкова заметила, что этот образ давно стал значимым уже не только для русских людей.

Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи:

«Я могу, как хранитель, сказать, что «Троица» преподобного Андрея Рублева, конечно, давно уже переросла пределы отношения к ней как к иконе. Потому, что она является не только признанным величайшим достижением древнерусской живописи, но является неотъемлемой частью как нашей культуры, так и мировой культуры в целом».

Фото Михаила Моисеева:

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Значительная часть его убранства – экспонаты из собрания музея. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе “Святитель Николай”, “Сошествие Святого Духа на апостолов”, а также заалтарные кресты, литургическая утварь (Мастер “М.О.” Потир, 1838).

Здесь же в специально оборудованной витрине хранится величайшая русская святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Галереи – икона “Богоматерь Владимирская” (XII век). Её пребывание в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника.

Первое упоминание о деревянной “Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтечь, что за Москвою-рекою в Толмачах” содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год.

Каменный храм был возведен в 1697 году “гостем”, прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным, и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась “Сошественскою”, а затем стала опять прописываться “Николаевской”.

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М.Демидова.

В 1834 году, по прошению прихожан и “согласно с мыслию Митрополита Филарета”, была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М.Шестакова и возведена новая колокольня.

В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

“В моем сознании встает образ человека, служившего примером трезвенной, сосредоточенной жизни.., сочетавшего владение богатством внешним с нищетой духовной. Это проявлялось в его смиренной молитве”, – так вспоминал о П.М.Третьякове диакон Федор Соловьев, прослуживший в храме 28 лет, впоследствии старец Зосимовой пустыни схииеромонах Алексий.

Храм удостаивали своим посещением Первоиерархи и Иерархи церкви. В 1924 году в храме совершил богослужение Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий Зосимовский перед Владимирской иконой Богоматери.

Архиерейским Собором в августе 2000 года причислены к лику святых старец Алексий Зосимовский (1846–1928), мученик Николай Рейн (1892–1937), бывший прихожанин храма Решением Священного Синода в 2002 году был канонизирован как священномученик протоиерей Илия Четверухин (1886–1932), последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году.

Богослужения в храме возобновлены в 1993 году. 8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена настенная живопись.

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца "в Толмачах" , домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее .

Первое упоминание о деревянной еще "Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах" содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за год. "Толмачи" - слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда - в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики - татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в году "гостем", прихожанином церкви Воскресения в Кадашах , Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа , а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с по годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась "Сошественскою", а затем стала опять прописываться "Николаевской".

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых "Основы Православия".

Настоятели

  • Василий Павлов (сер. XVIII в.)
  • Иоанн Васильев (22 сентября 1770 - 1791)
  • Иоанн Андреев (май 1791 - 1812)
  • Николай Яковлев (1813 - ?)
  • Иванович Смирнов (1816 - 1828)
  • Николай Розанов (1828 - 1855)
  • Василий Нечаев (1855 - 1889)
  • Димитрий Касицын (1889 - 3 декабря 1902)