Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Платежи за загрязнение окружающей среды. Сроки уплаты

Комментарий к Письму Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591: об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

    выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

    сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

    размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории.

В силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, исключены юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или иную деятельность исключительно на объектах IV категории. К данной категории объектов законодателем отнесены офисы (офисные здания).

При этом Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, факт которого удостоверяется выдачей организации (или ИП) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.

Таким образом, законодательством в настоящее время не предусматривается взимание платы за установленные в ст. 16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность исключительно на объектах IV категории. Напомним, данное освобождение действует с 1 января 2016 года (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ). К указанным объектам согласно п. 6 ч. IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:

– наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 т в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
– отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

По мнению чиновников Росприроднадзора, характерными примерами указанных объектов являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д. (см. Письмо от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054). Напомним, контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет именно Росприроднадзор (п. 3 Указа Президента РФ от 23.06.2010 № 780). Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей, что и делает довольно регулярно.

В связи с этим предлагаем обратить внимание на разъяснения, данные Росприроднадзором в Письме от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 , по поводу реализации правил об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сразу оговоримся, даны они не в пользу плательщиков экологических платежей и являют собой пример сомнительной логики официальных органов.

Дословно авторы комментируемого письма указали на следующее: в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории .

Сказанное ими, очевидно, надо понимать так. Если у хозяйствующего субъекта имеется несколько объектов, относящихся к IV категории, то плату за негативное воздействие на окружающую среду вносить не нужно, поскольку эти объекты наносят окружающей среде минимальный вред. Однако при появлении у субъекта хотя бы одного более вредного объекта (отнесенного к I, II или III категории) сразу все объекты без исключения (в том числе относящиеся к IV категории) становятся источниками, приносящими окружающей среде невосполнимый вред. А значит, их владелец, по мнению чиновников Росприроднадзора, должен вносить плату, компенсирующую подобное негативное воздействие на окружающую среду, по всем этим объектам.

Между тем вышеупомянутые законодательные нормы подобного условия не содержат. Освобождение, которое предусмотрено в п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, является безусловным. Поэтому вывод, сделанный чиновниками Росприроднадзора в комментируемом письме, явно противоречит букве закона. На наш взгляд, при наличии у хозяйствующего субъекта нескольких объектов загрязнения, один из которых относится к категории «офисные здания», вносить плату он должен за все, кроме последнего. Однако такой подход к решению данного вопроса может привести к спорам с чиновниками территориального отделения Росприроднадзора, которые обязаны учитывать позицию центрального ведомства. Не зря же в конце комментируемого письма содержится указание на то, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети Интернет.

И еще. Как упоминалось ранее, присвоение какому-либо объекту той или иной категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ).

В связи с этим возникает вопрос: нужно ли ставить на государственный учет офис (офисное здание), наносящий минимальный вред окружающей среде, для правомерного применения фискальной преференции?

В Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270 даны такие разъяснения: освобождение юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории . Иначе говоря, реализовать право на освобождение от уплаты экологических платежей организация (или ИП) может, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории.

В Письме № АС-06-02-36/3591 чиновники Росприроднадзора снова затронули данный вопрос. Они подчеркнули, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий. Поэтому, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п. 6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

С учетом сказанного получается, что офисные здания, которые в силу п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ относятся к объектам IV категории (то есть наносящим минимальный вред окружающей среде), все-таки нужно ставить на государственный учет. С этим сложно поспорить. Действительно, только при наличии у владельца офиса (офисного здания) свидетельства о постановке на государственный учет он сможет реализовать свое право на применение освобождения от уплаты экологических платежей. Иного альтернативного способа доказать (помимо получения обозначенного свидетельства), что объект относится к IV категории, действующим законодательством не предусмотрено.

Между тем несколькими месяцами ранее (а точнее, 1 декабря 2016 года) Росприроднадзор на своем сайте опубликовал информацию, из которой следовало, что большинство офисов не нужно ставить на государственный учет, так как они оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование этой позиции ведомство привело такие доводы. Собственно образование и накопление отходов на объекте не являются критериями его отнесения к какой-либо из четырех категорий негативного воздействия на окружающую среду. А в заявке о постановке объекта на государственный учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на данном объекте. Поэтому если организация(например, офис, школа или детский сад) образует отходы , но не осуществляет деятельность по их размещению самостоятельно и не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, то у такой организации объект негативного воздействия на окружающую природу не определяется . Иными словами, по мнению чиновников, большая часть офисных зданий вообще не относятся к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду. Следовательно, владельцы этих офисов не должны ставить их на государственный учет.

Однако привлекательность изложенной позиции нивелируется ее спорностью. Ведь из нормы, установленной п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ, явственно следует, что получить освобождение от экологических платежей субъекты смогут лишь при осуществлении деятельности на объектах IV категории. А факт присвоения объекту этой категории подтверждается только свидетельством о постановке на государственный учет и ничем иным.

Экологический сбор взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду. Рассмотрим особенности платы за загрязнение окружающей среды, которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей.

Общие правила уплаты экологического сбора

Судьи указали, что плата за загрязнение окружающей среды (экологический сбор ) взимается лишь с тех организаций, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на окружающую среду (постановление Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П). Рассмотрим особенности платы за негативное воздействие на окружающую среду , которые учреждению следует учесть при расчете и перечислении экологических платежей .

Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ). Налогом на загрязнение окружающей среды этот платеж называть некорректно - по сути, плата за негативное воздействие на окружающую среду обладает функциями фискального сбора (определение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О).

Уплата экологического сбора - необходимое условие получения учреждениями права вести хозяйственную и иную деятельность. Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Кто перечисляет плату за загрязнение окружающей среды

Перечислять в бюджет экологические платежи обязаны все организации независимо от вида их деятельности. Бюджетные учреждения, имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду, - не исключение. Они платят экологические сборы в общеустановленном порядке. Плательщики экологических сборов подлежат постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по месту нахождения каждого стационарного объекта и по месту госрегистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия на окружающую среду. В случае простоя, консервации или иного приостановления деятельности обязанность перечисления платы за загрязнение окружающей среды с учреждения не снимается.

Отметим, что обособленное подразделение учреждения, например, филиал или представительство, самостоятельно плату за негативное воздействие на окружающую среду не вносит. Уплачивать экологические платежи филиал или представительство может, только если полномочия перечисления платы за загрязнение окружающей среды закреплены в положении об обособленном подразделении, а также если у руководителя такого подразделения есть соответствующая доверенность.

При заключении договора аренды плательщиком экологического сбора будет лицо, фактически эксплуатирующее арендованный объект и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду. То есть арендатор.

По мнению органов экологического контроля, все отходы наносят вред воздуху, водным объектам и почве, будь это канцелярский мусор, остатки сырья в результате производства или выхлопные газы. Однако стоит учитывать, что органы контроля зачастую неправомерно относят к негативному воздействию на окружающую среду те виды деятельности учреждения, по которым обязанность вносить экологические платежи законом не установлена. А ошибочно или излишне перечисленную плату за загрязнение окружающей среды плательщикам часто удается вернуть через суды. Так, Президиум ВАС РФ признал, что деятельность, приводящая к образованию мусора, не признается размещением отходов. Это, в свою очередь, исключает обязанность хозяйствующего субъекта вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08).

Размер платы за загрязнение окружающей среды

Порядок определения платы за негативное воздействие на окружающую среду утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее - Порядок № 632). Размер платы зависит от степени загрязнения окружающей среды. Порядком № 632 установлены два базовых норматива платы за загрязнение в пределах:

Пунктом 4 Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 , определено следующее. Нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду (предельно допустимые и временно согласованные) утверждаются для учреждений-природопользователей:

  • органами Минприроды России;
  • органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с их компетенцией;
  • другими специально уполномоченными органами в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов.

Проекты указанных нормативов разрабатываются учреждениями с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных организаций и мнения населения.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 632 базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения. Конкретные нормативы определены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 .

Плата за загрязнение окружающей среды в размерах, не превышающих нормативы, то есть установленные природопользователю предельно допустимые нормы загрязняющих веществ, объемы размещения отходов и уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов и уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. За сверхлимитное загрязнение плата увеличивается в пять раз (в увеличенном размере экологический сбор начисляется только на величину превышения). Если у учреждения не оформлено разрешение на выброс отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная.

В зависимости от вида загрязнения к базовым нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду применяют различные коэффициенты, учитывающие фактор инфляции (ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год). Чтобы определить ставку платы, нужно умножить базовый норматив на коэффициенты.

Плата за загрязнение окружающей среды транспортом

Как показывает практика, чаще всего бюджетные учреждения платят за размещение отходов и загрязнение атмосферы передвижными источниками (автомобилями). Рассмотрим последние более подробно.

Автомобили относятся к объектам негативного воздействия на окружающую среду в силу своих технических характеристик. Поэтому для них вместо предельно допустимых устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в воздух. В случае их превышения эксплуатация транспортных средств запрещается (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Проверка автомобилей на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормам проводится в рамках техосмотра (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83).

Порядок и сроки уплаты за загрязнение окружающей среды

Согласно пункту 19 Порядка заполнения и представления формы расчета платы, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 (далее - Порядок заполнения формы), бюджетное учреждение исчисляет и уплачивает экологический сбор отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов.

Также учреждение перечисляет плату за загрязнение окружающей среды отдельно по передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, зарегистрированным на территории одного объекта административно-территориального муниципального образования (п. 20 Порядка заполнения формы). К таким объектам относятся транспортные средства (в том числе автомобили), воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, передвижные дизель-генераторные и иные установки, оборудованные двигателями, которые работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачислению в полном объеме на счета территориальных органов Федерального казначейства с последующим распределением между уровнями бюджетной системы РФ (письмо Федерального казначейства от 14 июля 2006 г. № 42-7.1-15/5.2-292).

Согласно приказу Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 , плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода перечисляется в доход бюджета не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признается календарный квартал. За нарушение сроков внесения экологических платежей учреждение могут привлечь к административной ответственности.

Учет платы за загрязнение окружающей среды

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 632, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия вносятся за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение перечисляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении учреждения. При этом следует иметь в виду, что, согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 254

Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик , или подпишитесь на журнал.

Плата за загрязнение окружающей среды – это вид сбора, который взымается с предприятий, негативно влияющих на природу. Помимо уплаты сбора, предприятия должны принимать меры по охране экологии и возмещать нанесенный ущерб. Регулирует правила уплаты Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Сбор уплачивается в Росприроднадзор (см. → ). В данной статье мы разберем какая плата за загрязнение окружающей среды.

Вредное воздействие на экологию, виды

Негативным влиянием на природу являются действия:

  • Выбросы в атмосферу вредных веществ стационарными объектами (трубы заводов, котельных, дизельные установки, резка и сварка металлов и т.д.);
  • Размещение отходов;
  • Загрязнение водных ресурсов сбросами;
  • Нанесение вреда почве и недрам земли.

Кто уплачивает сбор и объекты обложения

Платеж распространяется на физические и юридические лица, в том числе иностранные, на предприятия, организации, учреждения, индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность на территории РФ, связанную с природопользованием.

Объектами обложения являются стационарные объекты : объекты на земле, загрязняющие почву или выбрасывающие вредные вещества в воздух; объекты, на которых размещаются отходы (отвал, полигон, хранилище и т.д.).

Плата взымается по каждому объекту.

С 1 января 2015 года за выбросы в атмосферу не взымается плата с транспортных средств организаций и ИП.

По мере воздействия на экологию объекты делят на группы:

Объекты 4 группы освобождаются от уплаты платежа.

Сроки уплаты

Согласно новой статье 16.4 Закона № 7-ФЗ сбор уплачивается и предоставляется расчет по нему за календарный год до 1 марта года, следующего за отчетным (ранее сбор платили за квартал).

Каждый субъект РФ предоставляет отдельный расчет. Если на одном субъекте расположено несколько объектов, то расчеты по ним вносятся в единый расчет.

Расчет платежа

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 установлены:

  • Предельно допустимые нормативы и лимиты выбросов и сбросов в рублях за тонну, отходов – за единицу их размещения;
  • Коэффициенты с учетом экологии в разных регионах России.
  • Дополнительные коэффициенты для природоохранных зон (санатории, курорты, заповедники и т.д.).

Ставки ежегодно увеличиваются с учетом инфляции. В 2016 году коэффициент инфляции составляет 2,56, а в 2017 – 2,67.

Алгоритм расчета

  1. В первую очередь нужно узнать точные нормативы, обратившись в свой территориальный Росприроднадзор. Для этого нужно дать информацию: о виде деятельности, о выпускаемой продукции. На основании данных объекту присваивается группа (по уровню негативного воздействия) и устанавливаются ставки. Выдается разрешение, в котором прописаны нормативы и лимиты. Так же выдается свидетельство о классе опасности отходов.
  2. Определить объемы выбросов или сбросов. Для этого можно пригласить специализированную организацию.
  3. Произвести расчет, согласно правилам постановления Правительства РФ № 632 от 28.08.92.

Размер платы в пределах допустимых нормативов определяется:

Ставка нормы * объемы загрязнений* дополнительные коэффициенты.

Размер платы в пределах лимитов определяется:

Ставка лимита* (объем загрязнений лимитных – объем загрязнений в пределах допустимых нормативов) * дополнительные коэффициенты.

Размер платы за загрязнения сверх лимитов определяется:

Ставка лимита * (фактический объем загрязнений – объем лимитных загрязнений) * дополнительные коэффициенты*5 (25).

При нескольких видах загрязнений, расчет ведется по каждому виду, потом полученные результаты суммируются.

В зависимости от соблюдения норм и лимитов применяются коэффициенты с 2016 года по 2019 следующие:

Случай применения коэффициента Коэффициент
Отходы, переработанные самостоятельно в производстве, пущены во вторичное использование 0
Выбросы (сбросы) в пределах установленных нормативов 1
Масса отходов в пределах установленных лимитов 1
Выбросы в пределах объемов временно допустимых выбросов в период мероприятий по охране экологии и повышении эффективности защиты природы. 5
Массы отходов, превышающие установленные лимиты 5
Выбросы (сбросы), превышающие объем, установленный специальными разрешениями 25

Остальные коэффициенты, применяющиеся в расчете:

  • Коэффициент экологической значимости (в каждом регионе свой по атмосфере, почве и воде);
  • Дополнительный коэффициент для особых природных зон равен 2 (какие именно зоны: районы крайнего севера и приравненные к ним районы, охраняемые заповедные зоны, национальные парки, курорты, санатории, зоны стихийных бедствий, зоны под действие международных конвенций);
  • Дополнительный коэффициент на выбросы в атмосферу городов равен 1,2 (если объект зарегистрирован в городе);
  • Коэффициенты инфляции равны: в 2016 году 2,56, а в 2017 – 2,67.

В целях стимулирования организаций проводить меры по эффективному использованию отходов и защите окружающей среды, с 1 января 2016 года введены коэффициенты, уменьшающие ставку платежа:

Класс опасности отходов Природоохранные меры Коэффициент
5 Создание предприятиями добывающей промышленности полостей в почве для размещения отходов. 0
Отходы производства или потребления в пределах лимитов Отходы размещены на объектах, которые являются собственностью организации (например, мусорный контейнер на территории, принадлежащей организации). 0,3
4 и 5 Отходы добывающей и перерабатывающей промышленности, образовавшиеся в результате проведения утилизации. 0,5
3 0,64
4 Результат обезвреживания отходов 3 класса 0,49
4 Результат обезвреживания отходов 2 класса 0,33

Пример #1. Расчет платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Организация использует дизельную установку, которая зарегистрирована в Уральском экономическом регионе, в городе Екатеринбург. За 2016 год установка потребила 3000 литров дизеля. Выбросы составили в пределах установленных норм. Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Расчет ведется в тоннах, поэтому литры дизеля нужно перевести в тонны:

  1. Перевести в кг, для этого литры нужно умножить на плотность: 3000*0,83=2490 кг.
  2. Кг перевести в тонны: 2490/ 1000=2,49 тонн.
  • Ставка платы за дизель составляет 2,5;
  • Установка зарегистрирована в Уральском регионе, поэтому коэффициент экологической значимости составит 2;
  • Установка зарегистрирована в городе, поэтому применяется дополнительный коэффициент 1,2;
  • Коэффициент инфляции на 2016 год составляет 2,56;
  • Выбросы в пределах нормы, поэтому коэффициент соблюдения норм составит 1 (таблица 2).

Сумма платежа составит:

2,49*2,5*2*1,2*2,56*1=38,25 рублей.

Пример #2. Расчет платежа за сброс в водные ресурсы

Предприятие находится в республике Карелия.Допустим, за 2016 год осуществило сброс в водные ресурсы Магния 2 тонны, в том числе:

  • В пределах норматива – 0,8 тонн;
  • В переделах лимита – 1,5 тонны.

Сколько составит платеж за негативное воздействие на окружающую среду?

Нам известно (согласно нормативным документам):

  • Ставка за сброс магния в пределах нормы 6,9, а в пределах лимита 34,5
  • Коэффициент экологической значимости республики Карелия (Бассейн Балтийского моря) равен 1,13;
  • Карелия – район, приравненный к районам Крайнего Севера, поэтому применяется коэффициент для особых природных зон – 2.
  • Коэффициент инфляции 2,56;
  • Коэффициент сверхлимитного загрязнения 5 (таблица 2).

Порядок расчета:

  1. Определить плату в пределах норматива: 6,9*0,8*1,13*2*2,56=31,92
  2. Определить плату в пределах лимита: 34,5*(1,5-0,8)*1,13*2*2,56=139,72
  3. Определить плату сверх лимита: 34,5*(2-1,5)*1,13*2*2,56*5=499

Общая сумма составит:

31,92+139,72+499=670,64 руб.

Предприятие заплатит 670,64 рубля.

Порядок постановки на учет

Порядок постановки на учет прописан в новой статье 69.2 Федерального закона № 219-ФЗ. правила действуют с 1 января 2015 года.

В течение шести месяцев с даты ввода в эксплуатацию объекта организация-плательщик обязана встать на учет в Росприроднадзор. Предприятия, которые ведут деятельность на объектах еще до первого января 2015 года, должны встать на учет до 2017 года. Для этого нужно подать соответствующее заявление в бумажном или в электронном виде с электронной подписью.

Организации выдаются нормативы на пять лет. Ежегодно организация обязана подтверждать неизменность данных.

Если у плательщика произошли какие-либо изменения, то в течение 30-ти дней об этом нужно уведомить Росприроднадзор.

О каких изменениях нужно уведомлять:

  • Замена или преобразование организации;
  • Смена реквизитов (наименование, адрес и т.д.)
  • Изменение места регистрации объекта;
  • Изменения в технологии, влияющие на виды и объемы выбросов (сбросов, отходов);
  • Изменения в обезвреживании выбросов или отходов.

Если организация прекращает вести деятельность на объекте, то нужно подать акт о ликвидации или консервации объекта. В этом случае организацию снимают с учета и платеж не платится.

Организации, работающие на объектах 1,2 и 3 групп с 1 января 2015 года обязаны составлять программу экологического контроля. По итогам отчетного периода в Росприроднадзор подаются сведения о назначенных лицах по контролю, о проведенных мероприятиях и о результатах контроля.

Отчетность по платежу

До 10 марта года, следующего за отчетным нужно предоставить в территориальный орган Росприроднадзора форму «Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду».

Помимо Декларации необходимо представлять технический отчет, подтверждающий неизменность производства и сырья. Технический отчет подается через год, после утверждения нормативов и в течение 10-ти дней. Например, нормативы утвердили 15.03.2016 года, значит отчет нужно подать до 25.03.2017 года. И так ежегодно. Отчет так же подается и в бумажном, и электронном виде. Если его не предоставить, то платеж будет исчисляться как сверхлимитное загрязнение.

Если у организации есть опасные отходы, то нужно предоставить паспорта на каждый вид отходов, подтверждающие класс опасности (исключение – 5 класс опасности).

Штрафы и санкции за нарушение правил уплаты

Вид нарушения Штраф с организации Штраф с должностных лиц Штраф сграждан
Умышленное искажение или скрытие информации:

– о состоянии окружающей среды и природных ресурсов;

– о загрязняющих источниках;

– о возникновении радиации.

20-80 3-6 0,5-1
Умышленное искажение или скрытие данных:

– полученных в результате проведения плана по экономическому контролю;

– в заявлении при постановке на учет;

– в декларации;

– отчета о выполнении мер по повышению эффективности использования отходов.

20-80 3-6 0,5-1
Несвоевременная постановка на учет или отсутствие постановки на учет 30-100 5-20
Отсутствие паспортов с указанием класса опасности отходов До 100

За просрочку платежа начисляются пени в размере 1/30 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день просрочки.

Ответы на актуальные вопросы по плате за загрязнение окружающей среды

Вопрос №1. Нужно ли платить плату за негативное воздействие на природу офисам?

Если есть отходы от компьютерной и орготехники, лампы, бытовые отходы, то платить платеж нужно. Если офис заключит договор со специализированной компанией по утилизации отходов и отходы перейдут в собственность этой компании, то платеж будет платить эта компания, а не офис.

Вопрос №2. Освобождены ли от платежа арендаторы?

За объект взымается платеж, не зависимо от формы собственности. Если в договоре аренды оговорено, что плату вносит арендодатель, то тогда арендатору платить платеж не нужно.

Вопрос №3. Что будет, если не получить паспорт на отходы?

Если на предприятии имеются отходы с классом опасности, то на них обязательно нужно получить паспорта. В противном случае грозит штраф до 100 000 рублей.

ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем - природопользователи).

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды производится в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природный среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 г. 632, и Инструктивно-методическими указаниями, утвержденными Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.93 г. Природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России величину платы за загрязнение окружающей природной среды на год с поквартальной разбивкой и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года необходимые сведения.

Общая платы за загрязнение окружающей природной среды складывается из платы: за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитные выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за их превышение (лимитные и сверхлимитные выбросы, сбросы) за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" установлено, что 10 % платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) вредных веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия направляется в федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды. Перечисление предприятиями 10 % платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально. Не внесенные в платежи взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ" в других словарях:

    Плата за загрязнение окружающей природной среды - 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и… … Официальная терминология

    ПЛАТА ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ - форма возмещения вреда, причиняемого окружающей природной среде предприятиями, учреждениями, иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с… … Большой бухгалтерский словарь

    Устанавливается на основании Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060 1 Об охране окружающей природной среды. Дифференцированные ставки за загрязнение окружающей природной среды, в том числе атмосферного воздуха, устанавливаются органами… … Энциклопедия юриста

    НАЛОГИ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ - (англ. effluent taxes) – обязательные платежи за загрязнение окружающей среды, соответствующие причиненному ущербу. В наст. время действует т.н. 10% ная плата за загрязнение окружающей среды, взимаемая согласно инструкции ГНС РФ № НП 4 02/86н от… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Среди косвенных налогов особое место по своему назначению занимают налоги, связанные с охраной окружающей среды, относимые в доку … Википедия

    Платность природопользования Большой юридический словарь

    Платность природопользования - принцип использования природных ресурсов в РФ юридическими лицами, исключения из которого предусмотрены законодательством. П.п. находит выражение в плате за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за др. виды воздействия на … Энциклопедия права

    Промышленное производство - (Industrial production Index) Определение промышленного производства, тенденции развития производства Информация об определении промышленного производства, тенденции развития производства Содержание Содержание Обозначение и качество окружающей… … Энциклопедия инвестора

    НДПИ - (severance tax) НДПИ это налог на добытые полезные ископаемые, изымаемый с пользователей недр Информация о НДПИ, расчет и порядок уплаты налога в соответствии с налоговой ставкой на определенный вид полезного ископаемого Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия.Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, реакционные и другие природные ресурсы) взима… … Википедия

Сущность экологических налогов – в том, что государство взимает плату за воздействие на окружающую среду, эксплуатацию природных ресурсов.

На сегодняшний день, точное понятие экологического налога отсутствует в Законодательстве РФ. Но в нашей стране его используют неофициально для обозначения некоторых платёжных обязательств:

  1. Платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Утилизационный сбор.
  3. Экологический сбор.

Какие налоги относятся к экологическим?

В связи с использованием определённых объектов природы, возникает необходимость уплатить налоговый сбор. Рассмотрим подробнее, в каких ситуациях это происходит.

  1. . В 2016 году его надо платить, если доказано, что транспортное средство наносит вред окружающей среде.
  2. Налог по добыче полезных ископаемых. Например, при добыче природных ресурсов, включая уголь и нефть, которые относятся к числу исчерпаемых.
  3. Водный налог. Платится в России за внесение дисбаланса в окружающую среду при использовании водных ресурсов.
  4. Сбор за эксплуатацию водных биологических ресурсов в России, объектов животного мира. Этот налог платится, если ущерб природе причинён в результате охоты или других видов ловли животных.
  5. Земельный.

Порядок оплаты налогов за воздействие на окружающую среду

Обязанность по перечислению денежных средств в бюджет государства лежит на руководстве организаций, работающих в сфере природопользования. А также экологический налог в 2016 году платят фирмы, арендующие оборудование, которое наносит вред окружающей среде.

Расчёт денежной суммы экологического налога в 2016 году осуществляется самостоятельно руководством, на основании:

  1. Постановления Правительства РФ №632 от 1992 года . Этим же документом руководствуются при заполнении налоговой декларации.

Кто платит сбор за мусор?

Иногда обязанность по перечислению денежных средств за мусор в России лежит даже на тех, кто использует . Как и заполнение налоговой декларации.

Общее правило гласит, что плата за мусор взимается, когда размещаются отходы потребления и производства. Размещение – это не только складирование отходов в мусорные баки.

Другое дело – если предприниматель ведёт деятельность, и сам заключает договор со специальной фирмой по вывозу мусора (работающей по ).

Выплата налогов тогда определяется условиями договора. Например, если по договору право собственности на отходы принадлежит фирме – тогда экологический сбор становится обязательным.

Общие правила уплаты экологического сбора

Экологический налог в России официально был введён только в 2015 году законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» .

Плательщиками этого сбора, предусмотренного статьей 24.5 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ , являются организации и фирмы, импортирующие или производящие товары вместе с упаковкой, которые утилизируются после утраты потребительских свойств.

Но экологический налог в 2016 году нужно платить только в том случае, если компания не выполняет свои обязательства по утилизации.

Перечень товаров и других предметов, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств в России, указывается в распоряжении Правительства РФ от 24.09.2015 за номером 1886-р .

Расчётные коэффициенты по каждому виду товара и упаковки помогут разобраться в том, должен ли тот или иной предприниматель платить .

Со ставками можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 .

Потому важно запомнить несколько правил.

  1. Если фирма производит товары, указанные в перечне, то она и утилизировать их может самостоятельно.
  2. А можно воспользоваться услугами сторонней организации.
  3. Но экологический налог в 2016 году придётся заплатить, если не было утилизировано нормативное количество отходов.

Предполагается, что импортёры и производители сами будут отчитываться по вопросам выполнения нормативов, либо отклонения от них. Но пока нет единой формы, с помощью которой это можно было бы сделать.

Как рассчитать налоги тем, кто не занимается утилизацией?

Общая сумма экологического налога в 2016 году вычисляется отдельно, по всем видам товаров, которые требуют утилизации. Формула будет такой:

Иногда в формулу подставляется масса готового товара, а иногда – количество единиц, для которых необходима утилизация.

Нормативы утилизации вместе со ставками экологического сбора помогут понять, какой показатель надо использовать для того или иного вида товара.

Сроки и отчётность

Согласно действующему законодательству, экологический налог в 2016 году перечисляется до 20 числа месяца, который следует за отчётным периодом. А сам отчётный период – это календарный квартал.

Как уже сказано выше, все расчёты вместе со ставками организация проводит самостоятельно, в зависимости от объёма загрязнений, возникающих по причине осуществления деятельности. Декларация расчёта по подобным платежам состоит из нескольких частей:

  1. Начинается с титульного листа, согласно кодексу по налогам.
  2. Далее идёт общая сумма, которую нужно перечислить в бюджет.
  3. Потом Раздел 1. Он посвящён выбросу вредных веществ в атмосферу стационарными объектами.
  4. Раздел 2. То же самое, только по объектам передвижным.
  5. Раздел 3. С информацией по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты.
  6. Раздел 4. Посвящён размещению отходов от производства и потребления.

В расчёт уплаты со ставками надо включить только те разделы, которые действительно необходимы организации. В зависимости от того, какое негативное воздействие на окружающую среду она оказывает. Например, не нужно прикладывать и заполнять 1-й раздел, если отсутствуют стационарные объекты, которые выбрасывают вредные вещества в окружающую среду.

Есть несколько способов для предоставления декларации вместе со ставками:

  • В электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи, или же на магнитных носителях.
  • На бумажных носителях. Заказным письмом с уведомлением, или через представителя организации.

В электронном виде декларации и расчёты должны иметь формат XML, как говорит налоговый Кодекс РФ.

В электронном виде декларацию можно не представлять, если плата составляет менее 50 тысяч рублей. В противном случае это требование обязательно для выполнения.

Куда сдавать отчёт, перечислять деньги?

В настоящее время, согласно текущему законодательству, доходы в бюджет по негативному воздействию окружающей среды могут принимать только территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Коротко такая организация называется Росприроднадзором. Она и определяет, кто платит взносы.

В такие территориальные органы отчётность сдаётся только в скреплённом или , прошитом и пронумерованном виде. Документ подаётся по адресу нахождения стационарного объекта загрязнения, а также там, где проходила государственная регистрация объекта передвижного.

Отдельный расчёт уплаты сдаётся по каждому источнику загрязнения, даже если их несколько. Если несколько объектов загрязнения эксплуатируется на территории одного объекта, уплата отражается по ним в виде единого расчёта. Но лист заполняется отдельно, по каждому из муниципальных учреждений.

С какого времени перечисляются экологические платежи?

Экологические платежи должны перечисляться в бюджет с того момента, как в силу вступило постановление Правительства №344 . Это время считается с 30 июня 2003 года.

С этого времени должны платить налог те предприятия, которые работали и до этого, но экологические сборы не перечисляли. Если компания образовалась позже, то она производит уплату с момента начала деятельности.

О некоторых особенностях расчёта

По каждому загрязняющему веществу и отходу суммы платежа учитываются отдельно. Это касается и каждого вида топлива, на котором работают передвижные объекты. Рассчитывая уплату за экологические выбросы, надо учитывать несколько факторов:

  1. Дополнительные коэффициенты 2 и 1,2.
  2. Коэффициент экологической значимости для региона.

Выбросы так же требуют определения сразу нескольких показателей:

  • Коэффициент для взвешенных веществ.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость региона.

Наконец, когда считается плата за отходы, опираются на:

  • Коэффициент месторасположения объекта, где размещаются отходы.
  • Дополнительный коэффициент 2.
  • Экологическая значимость.

Коэффициент с учётом инфляции может добавляться ко всем перечисленным выше схемам. Он устанавливается в Федеральных бюджетах на очередной календарный год.

Расчёт платы и сопутствующие документы

Нормативные документы, которые действуют сейчас, не предусматривают дополнительного пакета документов к текущей отчётности. Но территориальные органы могут выдвинуть свои требования к предоставлению дополнительных бумаг.

  • Документы для подтверждения фактического использования отходов.
  • Договор на передачу отходов.
  • Нормативные документы, включающие лимиты на размещение, ПДС, разрешения ПДВ и заключения.
  • Договор аренды, свидетельство на то, что помещение находится в собственности.

Такая информация особенно важна, если дело касается крупных плательщиков. Иногда хватает лишь одной справки о производственной деятельности предприятия.

У каждого территориального органа свои правила сотрудничества. Лучше заранее об этом узнать, посетив соответствующий офис.

Малое и среднее предпринимательство. Как они платят за отходы?

Согласно законодательству, представители и среднего бизнеса также должны составлять отчёт об использовании товаров и отходов.

А затем, согласно действующим нормам, проводить утилизацию. Отчётность направляется представителям территориальных органов Росприроднадзора, до 15 января года, следующего за отчётным периодом.

При этом отчётность должна быть подтверждена не только договорами со сторонними организациями, но и лицензиями этих организаций.

Иначе все документы просто утратят силу. Если документы или подтверждения отсутствуют, к налогу применяют повышающий коэффициент до 0,5 единиц.

Нужно ли офисам платить за отходы?

Может показаться, что деятельность офисов никак с этим не связана, поскольку их деятельность не влияет на окружающую среду. Но это не так.

Росприроднадзор ждёт, что платежи должны поступать от любых организаций и предприятий. Это касается и тех, кто связан с так называемым офисным бизнесом.

Ведь отходы потребления образуются всегда, включая отработанные лампы накаливания или люминесцентные лампы, мусор, картриджи от оргтехники и так далее.

Но надо учитывать, что экологический сбор должен платить тот, кому отходы принадлежат. И здесь всё снова определяется тем, как заключён договор с организацией, выводящей мусор.

Если он находится в собственности организации – она и платит налог. Если нет – то платить должны те, кто занимается вывозом.

О платежах за загрязнение воздуха автомобилями

Раздел 2 в отчётности заполняют те организации, у которых есть передвижные источники загрязнения. Не важно, находятся ли они в собственности, или были арендованы.

Для транспортных средств отдельно не устанавливают предельный уровень выбросов в атмосферу. Зато есть технические нормативы по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении техосмотра специалисты проверяют, насколько то или иное транспортное средство соответствует указанным требованиям.

Запрещается эксплуатировать транспорт, если он выделяет количество вредных веществ больше, чем указано в действующих нормативах. Или запрет накладывается до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Масса выброса загрязняющих веществ не определяет нормативы по плате. Здесь определяющим фактором выступает разновидность используемого топлива, его вид.

Нормативы нужно умножать на количество топлива, которое было фактически израсходовано. Первичные бухгалтерские документы по учёту помогут точно рассчитать, сколько топлива ушло в том или ином случае. В объёмных единицах топливо учитывается у тех, кто ведёт путевые листы.

Но за тонну топлива отдельно устанавливаются базовые нормативы платы. Литры переводятся в тонны для тех, кто заинтересован в точных расчётах. Для этого объём материала умножаем на плотность.

Предупреждения руководителям и бухгалтеру

Если на предприятии образуются отходы 1-4 классов опасности, то паспорта необходимо иметь на каждый из них. Это касается и несортированного мусора, относящегося к бытовым помещениям. Иначе организации грозит штраф за то, что она не выполняет экологические требования. Размер штрафа доходит до 100 тысяч рублей.

Материальные расходы в пределах утверждённых лимитов – вот в какой раздел включают экологические платежи, чтобы правильно рассчитать налог на прибыль. Но при расчёте налога не должны учитываться выбросы, которые выходят за пределы норматива.

Для единого налога на УСНО действуют аналогичные правила. Суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду способны уменьшить налоговую базу.

Можно сказать, что экологические платежи – это такие же обычные налоговые сборы, требующие отражения в отчётности.

Но при расчётах налогов их включают лишь в том случае, если они уплачены за предельно допустимые сбросы и лимиты.

Всё остальное – это прочие расходы, которые просто не учитываются для налогообложения. Контролирующие органы могут запросить информацию по отходам, если на предприятии эксплуатируется транспорт, но плата за него не вносится.

При отсутствии реакции на запрос возникает опасность серьёзного штрафа.

Порядок расчета экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в Беларуси значительно упрощен