Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Презетация по литературе на тему "поэты-фронтовики". Поэты великой отечественной войны

Николай Петрович Майоров (20 мая 1919 - 8 февраля 1942) - русский поэт

Биография

Родился в деревне Дуровка Сызранского уезда Симбирской губернии в крестьянской семье. С десяти лет жил в городе Иваново. Учился в школе № 33, ныне - школа № 26. В 1937 году поступил на исторический факультет Московского государственного университета. С 1939 года одновременно учился в Литературном институте им. М. Горького, занимался в поэтическом семинаре Павла Григорьевича Антокольского.

В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Похоронен в братской могиле в селе Карманово Гагаринского района Смоленской области

Творчество

Несколько стихотворений опубликовано за время его учёбы в газете «Московский универси­тет». Две поэмы, написанные им в 1939 и 1940, не сохранились. Большинство рукопи­сей, очевидно, утеряно вместе с чемода­ном, отданным на сохранение в начале вой­ны. Сохранившиеся стихотворные произведения были опубликованы посмертно.

Его стихи отличаются большой страстностью и утверждением активности в жизни. Данное Майоровым описание Н. Гоголя, сжигающего руко­пись, позволяет предполагать, что он и сам порой критически относился к собственным стихам. Сожаление о том, чего не удалось пережить, и мотив ранней солдатской смерти говорят о предчувствии терпис дно, конечно же, собственной судь­бы. Лирика Майорова предметна, его язык большей частью жёсткий, немногословный, но, судя даже по немногим уцелевшим стихам, бога­тый.

В 2013 году были обнаружены три тетради с неизвестными школьными стихами Николая Майорова (РГАЛИ, ф. 1346, оп. 4, ед. хр. 101). Их в 1960 году передала сестра Михаила Кульчицкого – товарища Майорова по семинару П. Антокольского в Литинституте. В РГАЛИ (ф. 632, оп. 1, ед. хр. 4055-4056) также хранится личное дело студента Литературного института, к которому приложены стихи Н. Майорова (некоторые из них не публиковались в сборниках 1962 и 1972 гг).

Именем Майорова названа одна из улиц города Иванова. В Литературном сквере в Иванове установлен бюст.

Алексей Алексеевич Лебедев родился в г. Суздаль 19 июля (1 августа) 1912 г.. Русский.

Отец - юрист, мать - учительница.

В связи со служебными назначениями отца семья переезжала сначала в Шяуляй, потом в Кострому, а в 1927 году в Иваново-Вознесенск. Лебедев недолго работал подручным слесаря-водопроводчика. Потом уехал на Север, служил юнгой, а затем матросом на судах «Севрыбтреста» и торгового флота. Через три года вернулся в Иваново, поступил на строительное отделение индустриального техникума.

В 1933 году был призван в армию и направлен на Балтийский флот. Начал службу в Кронштадте, был зачислен в школу радистов, затем был направлен в Ораниенбаум в радиоотряд. В 1935 году остался на сверхсрочную. В 1936 году поступил в Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Во время советско-финской войны курсант Лебедев добровольно участвовал в боях с финским флотом на эскадренном миноносце «Ленин» в должности штурмана-стажёра. Окончил Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в 1940 году.

Начал писать стихи ещё в школьные годы. Первые публикации - во флотской газете «Красный Балтийский флот». В 1939 году была издана его первая книга «Кронштадт». В этом же году Лебедева приняли в члены Союза писателей СССР. В 1940 году вышла вторая книга поэта - «Лирика моря».

После окончания училища штурман подводного плавания Алексей Лебедев был зачислен в 14-й дивизион Учебной бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота. Служил на подводной лодке «Л-2».

Погиб вместе с подводной лодкой 15 ноября 1941 г. По свидетельству оставшихся в живых, в последние минуты, когда за кормой раздался чей-то крик о помощи, Лебедев бросил тонущему свой спасательный жилет. Из всего экипажа спаслись только три человека.

Память:

    памятник Лебедеву в Суздале (2008)

    в Иванове (в 1965 году), Суздале и Кронштадте именем Лебедева названы улицы

    в Литературном сквере города Иваново установлен гранитный бюст Лебедева

    в Иванове же на зданиях школы № 27 и архитектурно-строительного университета (бывший индустриальный техникум), где он учился, установлены мемориальные доски.

    мемориальная доска установлена в Суздале на доме, недалеко от которого жил Лебедев (настоящий дом снесён)

    один из кораблей Балтийского флота носит имя Лебедева

Памятник поэту Алексею Лебедеву установлен в Суздале на углу улиц Кремлевской и Алексея Лебедева напротив пожарной части. Авторы − скульпторы Балашов А.В. и Черноглазов И.А. Материал - бронза

Поэт изображен в морской тельняшке и с книжкой в руке.

Биография

Родился 7 ноября (20 ноября) 1916 года в деревне Клевнево (сейчас в Фурмановском районе Ивановской области) в семье крестьян.

Окончил Ивановскую текстильную фабрику-школу, учился на вечернем отделении Ивановского пединститута, работая в местной газете.

Начал печататься с 1934 года. Первый сборник стихов вышел в 1940 году в Иванове. С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной, с 1942 года работал во фронтовых газетах, в том числе в осаждённом нацистами Ленинграде. Как он позже писал о себе.

После окончания войны работал в ленинградском Комитете защиты мира, инициатор создания Зелёного пояса Славы. Член ВКП(б) с 1951 года. На Четвёртом съезде СП СССР в 1967 году он делал главный доклад о советской поэзии. Секретарь Правления СП СССР в 1986-1991, сопредседатель Союза российских писателей с 1991 года. Депутат ВС РСФСР двух созывов.

Является автором надписей на пропилеях у входа на Пискарёвское мемориальное кладбище и на монументе героическим защитникам Ленинграда. Вместе с Семёном Гейченко Дудин был инициатором проведения на Псковщине в Михайловском Всесоюзных пушкинских праздников поэзии. За организацию и проведение Всесоюзного пушкинского праздника поэзии и пропаганду творчества А. С. Пушкина в 1977 года Дудину было присвоено звание «Почётный гражданин Пушкинских Гор». Стихи Дудина высечены на обелиске на могиле неизвестного солдата, при входе в Михайловские рощи со стороны деревни Бугрово.

Совместно с С. С. Орловым он написал сценарий фильма «Жаворонок» (1964), посвящённый подвигу танкистов, оказавшихся в плену на территории Германии.

Перевёл много стихов с языков народов СССР. Гонорар за книгу «Земля обетованная», изданную в 1989 году в Ереване, поэт передал жертвам землетрясения в Армении.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х», хотя подлинность его подписи подвергается сомнению.

Умер 31 декабря 1993 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в деревне Вязовское Фурмановского района Ивановской области.

На стихи Михаила Дудина звучат песни в кинофильмах «Укротительница тигров» и «Максим Перепелица», была написана кантата Юрия Левитина «Вечерние песни», цикл песен Златы Раздолиной) и песни других композиторов (в том числе Давида Тухманова, Андрея Петрова и Юрия Антонова). На стихотворение «Снегири» написал свою, ставшую шлягером, песню не только Юрий Антонов, но ранее и Евгений Жарковский.

Произведения

· Ливень (1940)

· Волга (1942)

· Фляга (1943)

· Военная Нева (1943)

· Дорога гвардии (1944)

· Костёр на перекрёстке (1944)

· Цветам - цвести (1944)

· Переправа (1945)

· Вчера была война (1946)

· Считайте меня коммунистом (1950)

· Родник (1952)

· Мосты. Стихи из Европы (1958)

· Четвёртая зона (1959)

· До востребования (1963)

· Жаворонок (сценарий к фильму, 1964)

· Татарник

· Дерево для аиста (1980)

· Песни моего времени (1986)

· Зёрна (1987)

· Заканчивается двадцатый век (1989)

· Земля обетованная, 1989, Ереван, Армения

· Судьба (1991)

Награды и премии

· Герой Социалистического Труда (1976)

· Государственная премия СССР (1981) - за циклы стихов «Седое сердце», «Дерево для аиста», «Полярный круг», «Западный берег», «Забытая тетрадь»

· Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1972) - за книгу стихов «Время»(1969)

· два ордена Ленина

· орден Октябрьской революции

· орден Трудового Красного Знамени

· орден Отечественной войны II степени

· орден Дружбы народов

Память

· В июне 2012 года в Санкт-Петербурге в районе новостроек «Северная долина» появилась улица Михаила Дудина, на которой 20 ноября того же года была торжественно открыта памятная доска в честь поэта.

Биография

Родился 31 апреля 1920 года в Иваново-Вознесенске в рабочей семье. Кончил 30-ю школу города Иваново(ныне школа № 26: на здании этой школы установлена мемориальная доска в честь поэта).

В 1939-1940 годах участвовал в боях с белофиннами (пулемётчик стрелковой роты). С 1941 по 1945 год - участник Великой Отечественной войны (пулемётчик).

После войны окончил литературный факультет ИГПИ и Высшие литературные курсы СП СССР. Член Союза писателей с 1947 года. На протяжении 20 лет возглавлял Ивановскую организацию писателей. Избирался (в течение нескольких созывов) депутатом Ивановского городского Совета народных депутатов. Был почетным гражданином города Иваново. В этом же городе учреждена премия имени поэта Владимира Жукова.

Награды и премии

· Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1977) - за книгу стихов «Иволга».

· орден Красного Знамени

· орден Отечественной войны I степени,

· орден Отечественной войны II степени

· орден Трудового Красного Знамени

· орден «Знак Почета»

· орден Октябрьской Революции

· орден Дружбы народов.

Михаил Александрович Дудин (1916-1993)
Владимир Семёнович Жу́ков (1920-1997)

ПОЭТЫ ФРОНТОВИКИ

ГРАЧЕВ Николай Григорьевич (19.02.1921) – 11.05.1993)

Родился в Иваново-Вознесенске в рабочей семье, закончил 9 классов 34-й школы, работал табельщиком, счетоводом. В начале Великой Отечественной войны призван в армию. После краткосрочной подготовки в пехотном училище в звании младшего лейтенанта был направлен на Юго-Западный фронт. В мае 1942 г. при окружении трех наших армий под Харьковом попал в плен, где провел три года, пройдя через несколько концентрационных лагерей. Освобожден чешскими партизанами. В декабре 1945-го вернулся в Иваново. Работал на заводе «Ивтекмаш», окончил машиностроительный техникум.

Первая книга его стихов «Песня о солнышке» вышла в 1951 г. В 1962 г. Н.Грачев был принят в Союз советских писателей. Окончил Высшие литературные курсы. Один за другим выходят его поэтические сборники, много публикуется в журналах. Поразительной по трагическому накалу является его книга «Поющие лошади. Стихи о фашистском плене».

Петрухин, Иван Иванович

(р. 15. 01. 1918)

Род. в с. Ивановка Тульской обл. Участник и инвалид Великой Отеч. войны. Окончил Тумановский сельскохозяйственный техникум (1950). Работал агрономом. Был несправедливо репрессирован. Он прошел по своим фронтовым дорогам – сначала горьким путем отступления, потом участвовал в крупнейших операциях по разгрому фашистов под Корсунь-Шевченковским, воевал на Сандомирском плацдарме, при форсировании Вислы, на втором Прибалтийском фронте, в Курляндии. Был пять раз ранен, потерял правую руку.

Награжден орденами "Славы" 2-й и 3-й степени, тремя медалями "За отвагу".

Член СП СССР (1986).

Игорь Мартьянов

Игорь Вячеславович Мартьянов родился в 1920 году в Иванове. В 1939 году поступил в Московский архитектурный институт, из которого в том же году
был призван в армию. Служил в должности шофера танкоремонтного батальона стрелкового полка на Северо-Западном фронте. Войну закончил в Чехословакии. После победы стал профессиональным журналистом. Участник Великой Отечественной Войны. Активно сотрудничал во фронтовых и армейских газетах. Награжден орденом «Красной Звезды».

Стихи начал печатать с 1934 года. Первая публикация состоялась в Ивановской областной пионерской газете «Всегда готов!». После войны печатался в сатирическом журнале «Крокодил». Член Союза писателей СССР.

Николай Иванович Силков

Николай Иванович Силков родился в 1923 году в Калужской области в крестьянской семье. После окончания Юхновской средней школы в1941 году сразу же был призван в армию. С начала Великой Отечественной – на фронте. Спустя полгода получил ранение при освобождение родной Калужской области. После госпиталя был направлен в танковое, а затем – артиллерийское училище. Командиром самоходной установки прошел от Таганрога до Днепра.

Осенью 1943 года после тяжелейшего ранения потерял зрение и ногу. С 1946 живет в Иванове. Его жизненным подвигом стало преодоление слепоты.

Стихи пришли к нему как второе зрение. С 1951 года он публикуется в Ивановской периодике. Поэтические сборники члена Союза писателей России Н. Силкова: «Исходный рубеж», «Жизнь свое берет».

Маргарита Павловна Лешкова(1914-1998)

Маргарита Павловна Лешкова родилась в Петербурге. Участница Великой Отечественной войны, имеет медаль «За оборону Ленинграда». В 60-е годы переехала жить в Шую. Первые стихи опубликовала в 1933 году в ленинградском журнале «Резец». Печаталась в районной и областной периодике, журнале «Волга», коллективных сборниках, альманахах. Автор поэтических сборников «Живая вода», «Листопад».

Иван Васильевич Ганабин(1922-1954)

Иван Васильевич Ганабин родился в 1922 году на Владимирщине, в деревне Коломихе. Жил в Вязниках в Юже. Окончив в 1940 году среднюю школу, был призван в ряды Военно-Морского флота. Служил на Балтике. Участвовал в Великой Отечественной Войне. Был разведчиком и комендором, зенитчиком и журналистом.
После демобилизации поступил в литературный институт имени А.М. Горького. За годы учебы выпустил два сборника стихов - «Первый выход» (1950) и «В дороге» (1951).

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

Внеклассное мероприятие в 6 «В» классе

(1 час 20 мин.)

Пресс-конференция «Поэзия подвига»

(Поэзия Великой Отечественной войны)

Цель внеклассного мероприятия: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны, познакомить с творчеством поэтов-фронтовиков.

Задачи:

Образовательные: знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков; совершенствование навыков выразительного чтения стихотворений о войне.

Развивающие: развитие эмоциональной, познавательной сфер, творческих способностей обучающихся; формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге; развитие различных операций мышления и видов памяти.

Воспитательные: воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории Отечества; формирование высоконравственной гражданской позиции.

Форма проведения: пресс-конференция.

Предварительная подготовка к мероприятию : учитель рекомендует обучающимся литературу для домашнего чтения, предлагает познакомиться с творчеством одного из поэтов, выучить наизусть стихотворение; обучающиеся распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку, оформляют зал, выпускают газеты, готовят обзор книг о Великой Отечественной войне.

Оборудование урока: презентация, эпиграф А.Т.Твардовского, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации, газеты, записи песен военных лет.

ТСО: компьютер, подключенный к системе Интернет, интерактивная доска, проектор, музыкальный центр.

Методы и приемы:

по источникам информации: вербальный, наглядный, практический;

по степени взаимодействия: проектная работа, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Обучающиеся занимают определенные места: за центральным столом сидят ведущие (2 уч.), «корреспондент» (1 уч.), «фотокорреспондент» (1 уч.) и «журналисты» (2 уч.); за первым столом - «литераторы» (4 уч.); за вторым – «исследователи» (3 уч.) творчества молодых поэтов, погибших во время войны; стол № 3 – чтецы (5 уч.); стол №4 – художники и оформители (2 уч.), «библиотекари»
(2 уч.).

Контроль за пресс-конференцией осуществляет учитель.

II. Введение.

Учитель объявляет тему мероприятия.

Эпиграф (написан на плакате):

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

(А.Т.Твардовский)

1. Презентация темы, целей и задач пресс-конференции (Презентация, слайды № 1, 2).

2. Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война» (Приложение № 1), затем громче… (Презентация, слайды № 3, 4, 5, 6, 7, 8). После припева музыка смолкает. Говорят ведущие.

Ведущий 1.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но в памяти людей навечно останутся события военной поры.

Ведущий 2.

Священная российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги на Курской дуге, под Москвой и в Ленинграде, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».

Ведущий 1.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

3. Продолжает звучать песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 2.

Эта песня заставляет вспомнить, что война – страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

III. Вопросы, задаваемые корреспондентом «литераторам» о поэзии Великой Отечественной войны.

1 . Сколько поэтов и писателей было на фронте? Назовите их имена. (Свыше 2-х тысяч писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Аркадий Гайдар, Юрий Крымов, Иосиф Уткин, а также молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров).

2. Какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Поэзия военных лет говорила правду о происходящем на фронте. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания, помогала людям жить).

3. О каких поэтах-фронтовиках вы подготовили краткие выступления? (Презентация, слайд № 9). Какие стихи о войне взволновали вас?

а) Краткие выступления «литераторов» (не более 3-х минут) о жизни и творчестве К.Симонова, С.Орлова, Д.Самойлова, А.Суркова (Презентация, слайды № 10, 11, 12, 13, 14).

б) Чтение стихотворений этих поэтов.

Константин Симонов

"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины"

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Константин Симонов.

Всемирная библиотека поэзии.

Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998.

http://rupoem.ru/simonov/ty-pomnish-alesha.aspx

Константин Симонов

"Жди меня"

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Русские поэты. Антология в четырех томах.

Москва: Детская литература, 1968.

http://rupoem.ru/simonov/zhdi-menya-i.aspx

Сергей Орлов

"Его зарыли в шар земной"

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

Строфы века. Антология русской поэзии.

Сост. Е.Евтушенко.

Минск, Москва: Полифакт, 1995.

Давид Самойлов

"СОРОКОВЫЕ"

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

http://lit.peoples.ru/poetry/david_samoilov/poem_13506.shtml

Александр Твардовский

"Василий Теркин: 7. О награде" (отрывок)

Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.

Буду ль жив еще?- Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.

Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.

http://rupoem.ru/tvardovskij/net-rebyata-ya.aspx

Алексей Сурков

"Бьется в тесной печурке огонь"

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

в) Прослушивание аудиозаписи песни «В землянке» , слова А.Суркова, музыка К.Листова (Приложение № 2).

IV. Вопросы, задаваемые корреспондентом «исследователям» творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

1. Какая тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите.

Герои поэзии военных лет – это воины-освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом).

2. В каком стихотворении бойцы клянутся отомстить врагам и присягают Отчизне победой? Кто его автор? (Это стихотворение называется «Присягаем победой», его автор Алексей Сурков).

а) Чтение детьми стихотворения А.Суркова «Присягаем победой» (в сокращении)

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Каждым колосом наших колхозных полей,

Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

Жизнью наших детей мы клянемся сегодня тебе –

Смять фашистскую гадину в грозной, суровой борьбе.

Слышишь, Родина! Залпы, грозны, -

Это пушки запели победную песню войны.

Видишь, Родина! Пыль над полями легла –

Это наша пехота в штыки на фашистов пошла.

Это встал для победного боя советский народ.

Грозным взглядом окинул бессмертную ширь.

Закалённый в сражениях советский народ-богатырь.

Мы проучим налётчиков наглых в жестоком бою.

Мы раздавим коричневую змею.

Бить фашистов, не зная пощады в борьбе,

В первый день испытанья

Клянёмся, Отчизна, тебе!

Ведущий 1.

Писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов.

Послушайте песню на стихи Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон» в авторском исполнении.

б) Прослушивание аудиозаписи песни (Приложение № 3).

Ведущий 2.

Молодые поэты Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний ушли на фронт и отдали свои жизни за Родину (Презентация, слайды № 15, 16).

Ведущий 1.

Николай Майоров писал о своем героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Ведущий 2.

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьме в Берлине. Поэзия Мусы Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли.

«Поэты – фронтовики»

Поэтический вечер.

ЦЕЛЬ: воспитывать чувство патриотизма, познакомить с творчеством поэтов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Ведущий 1:

Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали «поганые полки половецкие», не одно столетие длилось татарско-монгольское иго, настала «гроза 1812 года»

История человечества – это, к сожалению, история воин, больших и малых. Это потом, для истории, -поле Куликово, Бородино, Прохоровка…Для русского солдата – это просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку…И умирать…В чистом поле…Под небом России… Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг.

Ведущий 2.

И в 20 веке эта доля не миновала русского человека. 22 июня1941 года на нашу землю пришла самая жестокая, самая кровопролитная война в истории человечества. В памяти народа этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1818-ти дней и ночей Великой Отечественной.

Годы Отечественной войны не забудутся никогда.

Ведущий 1.

Много говорится о подвиге солдата, офицера, маршала, целых полков, дивизий, армий. И это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о тех, кто поставлял в эти грозные годы «душевные боеприпасы», нельзя забывать о подвиге, который вместе со своим народам, со своей страной свершила в эти годы наша литература.

Разящую силу слова писателей вынуждены были признать даже наши враги. Так, статья А.Толстого «Фашисты ответят за свои злодеяния» вызвала у врагов прилив бешенства. И берлинское радио подняло истошный вой в адрес автора, а И. Эренбургу популярному публицисту тех лет, фашистами была обещана виселица.

Ведущий 2.

Нет, не могли молчать и не молчали музы литературы, когда гремели пушки Великой отечественной!

Трудно переоценить значение того, что делала тогда литература. Есть множество свидетелей фронтовиков о том, какую роль она играла в военных их судьбах. Стихотворение К.Симонова «Жди меня», опубликованное в феврале 1942 года, сразу завоевало сердца наших солдат. Его вырезали из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах своим женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов (Ученик читает стихотворение).

Ведущий 1.

Каждому фронтовику известно, как тревожила и согревала песня «В землянке» поэта В.Сурикова и композитора К.Листова. (Звучит песня).

Ведущий 2.

С особым волнением читаем мы о судьбах молодых поэтов, не вернувшихся с полей сражения. Ведь многие из них были почти мальчиками, мечтали посвятить себя литературе, писали талантливые стихи и, если бы не война, может быть, стали такими же классиками. Как Пушкин и Лермонтов (Исполняется песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».)

Ведущий 1 .

До Великой Отечественной войны в Советском Союзе насчитывалось 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417.

На фронтах войны погибло 48 поэтов. Самому старшему Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

Учащиеся рассказывают о погибших поэтах.

Борис Смоленский (1918-1941). С первых дней Великой Отечественной войны – на фронте. Фронтовые стихи, а также поэма о Гарсии Лорке, о которой он упоминает в письмах к близким, погибли. Погиб в бою 16 ноября 1941 года. Как бы предвидя собственную судьбу, Борис писал:

Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучиться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав…

Николай Майоров (1919-1942) так писал о своем поколении:

Мы были высоки, русоволосы,

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

В воспоминаниях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ярость дней,-

Свой добрый век мы прожили как люди -

И для людей.

Студент-историк и поэт Николай Майоров, политрук пулеметной роты, был убит в бою под Смоленском 8 февраля 1942 года

Борис Богатиков (1922-1943 гг.) с самого начала войны в армии.

Новый чемодан длиной в полметра,

Кружка, ложка, ножик, котелок…

Я заранее припас все это,

Что б явиться по повестке в срок.

Как я ждал её! И наконец - то

Вот она, желанная в руках!..

…Пролетело. Отгремело детство

В школах, в пионерских лагерях.

Молодость девичьими руками

Обнимала и ласкала нас,

Молодость холодными штыками

Засверкала на фронтах сейчас.

Молодость за все родное биться

Повела ребят в огонь и дым,

И спешу я присоединиться

К возмужавшим сверстникам своим.

11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту он поднимает в атаку автоматчиков и во главе их врывается во вражеские окопы. В этом бою Борис Богатиков пал смертью храбрых. Он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени. Его имя навечно занесено в списки дивизии, его автомат передавался лучшим автоматчикам взвода.

Иосиф Уткин (1903 – 1944), Глубоким лиризмом проникнуты стихи. Поэт во время войны был военным корреспондентом.

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны,

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его. Дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен:

К переднему краю прорвется такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет…

Но не сбылись мечты Иосифа Уткина. Он погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

Павел Коган (1918 – 1942). Незадолго до войны он написал удивительные стихи.

Светлая моя звезда,

Боль моя старинная.

Гарь приносит поезда,

Дальнюю, полынную

От чужих твоих степей,

Где теперь начало

Всех начал моих и дней

И тоски причалы.

Сколько писем нес сентябрь.

Сколько ярких писем…

Ладно – раньше, но хотя б

Сейчас поторопиться.

В поле темень, в поле жуть –

Осень над Россией.

Поднимаюсь, Подхожу

К окнам темно-синим.

Темень. Глухо. Темень. Тишь.

Старая дога.

Научи меня нести

Мужество в дороге.

Научи меня всегда

Цель видать сквозь дали.

Утоли, моя звезда,

Все мои печали.

Темень, Глухо, Поезда

Гарь несут полынную.

Родина моя. Звезда.

Боль моя старинная.

Поэзия Павла Когана проникнута глубокой любовью к Родине, гордостью за свое поколение и тревожными предчувствиями военной поры.

Мы были всякими. Но, мучаясь,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

Они нас выдумают мудрых,

Мы будем строги и прямы,

Они прикрасят и припудрят,

И все – таки пробьемся мы!

Но людям Родины единой,

Едва ли им дано понять,

Какая иногда рутина

Вела нас жить и умирать.

И пусть я покажусь им узким

И их всесветность оскорблю,

Я – патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю,

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыскать,

Чтоб так пахнуло на рассвете,

Что дымным ветром на песках…

И где ещё найдешь такие

Березы, как в моем краю!

Я б сдох, как пес от ностальгии,

В любом кокосовом раю.

Но мы ещё дойдем до Ганга,

Но мы ещё умрем в боях,

Чтоб от Японии до Англии

Сияла Родина моя.

С начала войны Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые, едет на фронт. Здесь назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. 23 сентября 1942 года лейтенант Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит на сопке Сахарная голова под Новороссийском.

Владимир Чугунов (1911 – 1943). Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской Дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: «Здесь похоронен Владимир Чугунов – воин – поэт – гражданин, павший 5 июля 1943 года».

Если я на поле ратном,

Испустив предсмертный стон,

Упаду в огне закатном,

Вражьей пулею сражен,

Если ворон, словно в песне,

Надо мною круг замкнет,-

Я хочу, чтоб мой ровесник

Через труп шагнул вперед.

Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов (1919 -1944) был талантливым поэтом.

Ещё утром дым клубится

Над развороченным твоим жильем.

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнем.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война, Но мы упрямо верим,

Что будет день,- мы выпьем боль до дна.

Широкий мир нам вновь откроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

Последний враг. Последний меткий выстрел.

И первый проблеск утра, как стекло.

Мой милый друг, а все-таки как быстро,

Как быстро наше время протекло.

В воспоминаньях мы тужить не будем,

Зачем туманить грустью ясность дней,-

Свой добрый век мы прожили как люди-

И для людей.

Георгий Суворов погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарву. За день до своей гибели 15-летний поэт написал эти строки.

Старший лейтенант Григорий Акопян , командир танка.

Мама, я ещё вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобой,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми делами и словами.

Верь мне, мама,-

Он придет, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одари мир спасенный нас

И венцом немеркнущим, и славой!

Григорий Акопян погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, двумя орденами «За отвагу». Ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Шполы».

Муса Джалиль (1906 -1944). В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненный, был взят в плен. В концлагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок – тюрьму Моабит. В тюрьме поэт создал цикл стихотворений – гимн стойкости человека, убежденного в правоте своего дела.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Нынче отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя,

Пел я, вступая за Родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня бойцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней борьбы прозвучит.

В 1944 году моабитские палачи казнили поэта.

После победы бельгиец Андре Тиммер-манс, бывший заключенный маобита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие тетради со стихами. «Моабитские тетради» - это удивительный литературный памятник нашей эпохи. За них поэту Мусе Джалилю посмертно была присуждена ленинская премия.

Борис Котов (1909 – 1942). Писал искренние и добрые стихи.

Ветер вскинул пыль повыше,

И, немного погодя,

Вдруг ударили о крышу

Две дробиночки дождя,

И, качая подорожник,

Заставляя травы лечь,

Обложной осенний дождик

Начинает землю сечь.

Это снова ранний вечер

Тенью встанет у окон

И в туман оденет плечи

Потемневший террикон.

Выйдет позднею порою

Вновь соседка на крыльцо,

От дождя платком закроет

Моложавое лицо.

Дым осядет полновесный,

Листья ринутся во тьму…

И опять подступит песня

Близко к сердцу моему.

Весной 1942 года Борис Котов ушел в армию и стал минометчиком в одной из стрелковых частей. 29 сентября 1943года он погиб в бою на днепровском плацдарме. Сержанту Б.Котову посмертно присвоено звание героя советского Союза.

Алексей Лебедев (1912 -1942). Накануне войны он окончил Высшее военно-морское краснознаменное училище имени Фрунзе. Воевал на военной подводной лодке.

Или помните, или забыли

Запах ветра, воды и сосны,

Столб лучами пронизанной пыли

На подталых дорогах весны?

Или вспомнить уже невозможно,

Как виденья далекого сна,

За платформой железнодорожной

Только сосны, песок, тишина.

Небосвода хрустальная чаша,

Золотые от солнца края.

Это молодость чистая ваша,

Это нежность скупая моя.

В ноябре 1941 года подводная лодка, на которой А.Лебедев был штурманом, при выполнении боевого задания в Финском заливе наскочила на мину. Лейтенант А.Лебедев погиб вместе со своим кораблем.

Всеволод Багрицкий . С первых дней войны рвался на фронт. Перед войной написал стихотворение «Дорога в жизнь».

Почему же этой ночью

Мы идем с тобою рядом?

Звезды в небе – глазом волчьим…

Мы проходим теплым садом,

По степи необозримой,

По дорогам, перепутьям…

Узнаю по звездам путь я.

Мимо речки под горою,

Через южный влажный ветер…

Я да ты, да мы с тобою.

Я да ты со мною на свете.

Мимо речки, мимо сосен,

По кустам, через кусты.

Мимо лета, через осень,

Через поздние цветы…

Мимо фабрики далекой,

Мимо птицы на шесте,

Миом девушки высокой-

Отражения в воле.

Владислав Занадворнов (1914-1942) был призван в феврале 1942 в рды Красной Армии.

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!

Это вовсе не дымное поле сраженья,

Это даже не смерть и отвага. Она

В каждой капле находит свое отраженье.

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок;

Это – в жизни короткой последний рассвет

Над изрытой землей. И лишь как завершенье-

Под разрывы снарядов, при вспышках гранат-

Беззаветная гибель на поле сраженья.

Владислав Занадворнов был участником великой битвы на Волге и погиб героической смертью в ноябрьских боях 1942 года.

Юрий Инге )1905-1941). День 22 июня 1941 года застает Юрия в Таллинне. Он пишет стихотворение «Война началась», которое в тот же день передает радио Ленинграда. С большой активностью включается в работу краснофлотской печати, из-под пера появляются призывные стихи, стихотворные фельетоны, подписи к сатирическим плакатам, а также рассказы, очерки, фельетоны. 28 августа 1941 года фашисты торпедировали корабль «Вельдемарас». Ю. Инге находился на его борту. В этот день газета «Красный Балтийский флот» напечатала его последнее стихотворение. Инге знали и ненавидели гитлеровцы. В освобожденном Таллинне были обнаружены документы гестапо. Имя Юрия Инге значилось в списке заочно приговоренных к смерти.

За мирное счастье на свете

Дерется советский народ

И враг его, сеющий ветер,

Свинцовую бурю пожнет.

Мы клялись родимой отчизне

И клятву сдержали не раз,

Ни крови, ни счастья, ни жизни

Мы не пожалеем сейчас.

Шагайте по выжженным нивам

Глашатаи мирной страны,

Карайте мечом справедливым

Врагов, что погибнуть должны.

Пройдя пограничные знаки,

Минуя засады и ров,

Разрушим клинками атаки

Гнездо озверевших врагов.

Нам это спокойно и четко

Сказала Советская власть.

Получена первая сводка…

Товарищ! Война началась!

Ведущий 2.

Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий и многие другие- все они были очень молоды, большинству из них не было и 20 лет, когда они погибли. Почти все они пошли на фронт добровольцами, причем некоторых не брали по состоянию здоровья, но они всё же добились своего.

Читая внимательно стихи молодых авторов того времени, нельзя не обратить внимания на одну трагическую особенность. Почти все они сознают то, что, если будет необходимо, они погибнут. Они знали, на что идут, и бесстрашно смотрели в глаза смерти.

Безгранично любя жизнь, эти самые необыкновенные, негероические люди, тем не менее, в течение четырех долгих лет ежедневно рисковали ею, самоотверженно шли на подвиг, на смерть, чтобы только приблизить победу.

Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил

Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в ВО войне, суждено остаться в истории.

Наша победа не меркнет никогда… Все меньше остается ветеранов среди нас. Многие ушли. И нам надо окружить заботою тех, кто еще с нами.

Задача нашего поколения - сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны.

XX – начала XXI веков глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть. Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды. Писатели-фронтовики являются теми авторами, которые в своих произведениях выражают точку зрения, что исход войны решает герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущий свой крест и общую ношу.

Самые достоверные произведениями о войне создали писатели-фронтовики: , Г. Бакланов, Б. Васильев, .

Одной из первых книг о войне была повесть Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда», о которой с большим уважением отзывался другой писатель-фронтовик Вячеслав Кондратьев. Он называл её своей настольной книгой, где была вся война с ее бесчеловечностью и жестокостью, была «наша война, которую мы прошли». Эта книга была опубликована сразу же после войны в журнале «Знамя» (1946, № 8–9) под названием «Сталинград» и лишь позже ей дали название «В окопах Сталинграда».

А в 1947 году была написана повесть «Звезда» Эммануилом Генриховичем Казакевичем (1913-1962), писателем-фронтовиком, правдивая и поэтичная. Но в то время она была лишена правдивого финала, и только теперь она экранизирована и восстановлена в её первоначальном финале, а именно – гибели всех шестерых разведчиков под командованием лейтенанта Травкина.

Вспомним также другие выдающиеся произведения о войне советского периода. Это «лейтенантская проза» таких писателей как, Г. Бакланова, К. Воробьева.

Юрий Васильевич Бондарев (1924), бывший офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, автор лучших книг о войне – «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Горячий снег» (1969). Одно из достоверных произведений, написанных Бондаревым о войне – роман «Горячий снег» о Сталинградской битве, о защитниках Сталинграда, для которых он олицетворял защиту Родины. Сталинград как символ солдатского мужества и стойкости проходит по всем произведениям писателя-фронтовика. Его военные произведения пронизаны романтическими сценами. Герои его повестей и романов – мальчики вместе с совершаемым героизмом ещё успевают подумать о красоте природы. Например, горько плачет по-мальчишечьи лейтенант Давлатян, считая себя неудачником не потому, что его ранили и ему больно, а от того, что он мечтал попасть на передовую, хотел подбить танк. О сложной жизни после войны бывших участников войны его новый роман «Непротивление», какими стали бывшие мальчики. Они не сдаются под тяжестью послевоенной и особенно современной жизни. «Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» – так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении в книге «Мгновения».

Вспомним Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975), автора суровых и трагических произведений, который первым рассказал о горькой правде попавшего в плен и прошедшего сквозь ад земной. Повести Константина Дмитриевича Воробьева «Это мы, Господи», «Убиты под Москвой» написаны по собственному опыту. Сражаясь в роте кремлевских курсантов под Москвой, попал в плен, прошел через лагеря на территории Литвы. Бежал из плена, организовал партизанскую группу, влившуюся в литовский партизанский отряд, а после войны жил в Вильнюсе. Повесть «Это мы, Господи», написанная в 1943 году, опубликована была лишь через десять лет после его смерти, в 1986 году. Эта повесть о муках молодого лейтенанта в плену несет в себе автобиографичность и сейчас высоко оценивается по сопротивляемости духа как явление. Пытки, расстрелы, каторжный труд в плену, побеги… Автор документирует кошмарную явь, обнажает зло. Повесть «Убиты под Москвой», написанная им в 1961 году, остается одним из самых достоверных произведений о начальном периоде войны в 1941 году под Москвой, куда попадает рота молодых курсантов, почти без оружия. Гибнут бойцы, мир рушится под бомбами, раненые попадают в плен. Но их жизнь отдана Родине, которой они верно служили.

Среди наиболее заметных писателей-фронтовиков второй половины XX века можно назвать писателя Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). Его простая и прекрасная повесть «Сашка», напечатанная еще в 1979 году в журнале «Дружба народов» и посвященная «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым» – потрясла читателей. Повесть «Сашка» выдвинула Вячеслава Кондратьева в ряд ведущих писателей фронтового поколения, для каждого из них война была своя. В ней писатель-фронтовик рассказывает о жизни обычного человека на войне, нескольких днях фронтовой жизни. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне, а главным был быт, неимоверно трудный, с огромными физическими нагрузками, тяжелый быт. Например, утренний минный обстрел, раздобыть махорки, похлебать жидкой каши, греться у костра – и герой повести Сашка понимал – надо жить, надо подбивать танки, сбивать самолеты. Захватив немца в коротком бою, он не испытывает особого торжества, он вроде негероический вовсе, обычный боец. Повесть о Сашке стала повестью о всех фронтовиках, мучимых войною, но сохранивших свое человеческое лицо даже в невозможной ситуации. А затем следуют повести и рассказы, объединенные сквозной темой и героями: «Дорога в Бородухино», «Житье-бытье», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке», «Знаменательная дата». Произведения Кондратьева – это не просто правдивая проза о войне, это правдивые свидетельства о времени, о долге, о чести и верности, это мучительные раздумья героев после. Для его произведений характерна точность датировки событий, их географическая и топографическая привязка. Автор был там, где и когда были его герои. Его проза – свидетельства очевидца, её можно рассматривать как важный, хотя и своеобразный исторический источник, вместе с тем она написана по всем канонам художественного произведения. Слом эпохи, происшедший в 90-е годы, который не дает покоя участникам войны и они испытывают нравственные страдания, катастрофически повлиял на писателей-фронтовиков, привел их к трагическим ощущениям обесцененного подвига. Не из-за нравственных ли страданий трагически ушли из жизни писатели-фронтовики в 1993 году Вячеслав Кондратьев, а в 1991 году Юлия Друнина.

Вот еще один из писателей-фронтовиков, Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), написавший в 1973 году остросюжетное произведение «Момент истины» («В августе сорок четвертого») о военной контрразведке – СМЕРШе, герои которой обезвреживают врага в тылу наших войск. В 1993 году опубликовал яркую повесть «В кригере» (кригер – вагон для перевозки тяжелораненых), которая является продолжением повести «Момент истины» и «Зося». В этом вагоне–кригере собрались уцелевшие герои. Недолеченных их, страшная комиссия распределяла на прохождение дальнейшей службы в отдаленных районах Крайнего Севера, Камчатки, Дальнего Востока. Их, отдавших жизнь за Родину, искалеченных, не пощадили, отправили в самые отдаленные места. Последний роман о Великой Отечественной войне Владимира Осиповича Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне...» (Наш современник. – 2005. – №№ 11,12; 2006. – №№1, 10, 11, 12; 2008. – №10) остался незавершенным и публиковался после смерти писателя. Этот роман он написал не только как участник войны, но и основываясь на архивные документы. События в романе начинаются в феврале 1944 года с форсирования Одера и длятся до начала 90-х годов. Рассказ ведется от имени 19-летнего лейтенанта. Роман документирован приказами Сталина и Жукова, политдонесениями, выдержками из фронтовой печати, которые дают беспристрастную картину боевых действий. Роман без всяких прикрас передает настроение в армии, вступившей на территорию врага. Изображена изнанка войны, о который раньше не писали.

Владимир Осипович Богомолов так писал о своей главной, как он считал, книге: «Это будет отнюдь не мемуарное сочинение, не воспоминания, а, выражаясь языком литературоведов, «автобиография вымышленного лица». Причём не совсем вымышленного: волею судеб я почти всегда оказывался не только в одних местах с главным героем, а и в тех же самых положениях: в шкуре большинства героев я провёл целое десятилетие, коренными прототипами основных персонажей были близко знакомые мне во время войны и после неё офицеры. Этот роман не только об истории человека моего поколения, это реквием по России, по её природе и нравственности, реквием по трудным, деформированным судьбам нескольких поколений – десятков миллионов моих соотечественников».

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев (р. в. 1924), лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии имени «Апрель». Он автор любимых всеми книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты шли солдаты», которые были экранизированы в советское время. В интервью «Российской газете» от 01.01.01 г. писатель-фронтовик отметил востребованность военной прозы. К сожалению, его произведения не переиздавались десять лет и только в 2004 году, накануне 80-летия писателя, вновь переизданы издательством «Вече». На военных повестях Бориса Львовича Васильева воспиталось целое поколение молодежи. Всем запомнились светлые образы девушек, соединивших в себе правдолюбие и стойкость (Женя из повести «А зори здесь тихие...», Искра из повести «Завтра была война» и др.) и жертвенную преданность высокому делу и любимым (героиня повести «В списках не значился» и др.)

Евгений Иванович Носов(1925-2002), отмеченный Сахаровской литературной премией вместе с Константином Воробьевым (посмертно) за творчество в целом (преданность теме), отличается принадлежностью к деревенской теме. Но он же создал не забываемые образы крестьян, которые готовятся к отправке на войну (повесть «Усвятские шлемоносцы») как к концу света, прощаются с размеренной крестьянской жизнью и готовятся на непримиримый бой с врагом. Первым произведением о войне был рассказ «Красное вино победы», написанный им в 1969 году, в котором герой встретил День Победы на казенной койке в госпитале и получил, вместе со всеми страдающими ранеными, стакан красного вина в честь этого долгожданного праздника. Читая рассказ, будут плакать взрослые, пережившие войну. «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…» – так написал о Носове его друг писатель-фронтовик Виктор Астафьев. В повести «Хутор Белоглин» Алексей, герой повести, все потерял на войне – ни семьи у него, ни дома, ни здоровья, но, тем не менее, остался добрым и щедрым. Евгений Носов написал на рубеже веков ряд произведений, о которых Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая ему премию своего имени: «И, донося через 40 лет всю ту же военную тему, с горькой горечью вcколыхивает Носов то, что больно и сегодня… Этой неразделенной скорбью замыкает Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня». Произведения: «Яблочный спас» «Памятная медаль», «Фанфары и колокола» – из этого ряда.

Среди писателей-фронтовиков незаслуженно обделенным в советское время был Андрей Платонович Платонов (1899-1951), которого литературная критика сделала таковым лишь потому, что его произведения были другими, слишком достоверными. Например, критик В. Ермилов в статье «Клеветнический рассказ А. Платонова» (о рассказе «Возвращение») обвинил автора в «гнуснейшей клевете на советскую семью» и рассказ был объявлен чуждым и даже враждебным. На самом же деле, Андрей Платонов офицером прошел всю войну, с 1942 по 1946 годы. Он был военным корреспондентом «Красной звезды» на фронтах от Воронежа, Курска до Берлина и Эльбы и своим человеком среди солдат в окопах, его называли «окопный капитан». Одним из первых Андрей Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе «Возвращение», который был опубликован в «Новом мире» уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова «… шли теперь жить точно впервые, в болезнях и счастье победы. Они шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…». А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

(р. 1921 г.) – участник Великой Отечественной войны, полковник, ученый-историк, автор серии книг: "В строю", "Огненными верстами", "Бои продолжаются", "Полковник Горин", "Хроника предвоенных лет", "В заснеженных полях Подмосковья". Что стало причиной трагедии 22 июня : преступная беспечность командования или вероломство врага? Как преодолеть растерянность и неразбериху первых часов войны? О стойкости и мужестве советского солдата в первые дни Великой Отечественной войны рассказывается в историческом романе «Лето надежд и крушений» (Роман-газета. – 2008. – №№ 9–10). Там же представлены образы военачальников : главнокомандующего Сталина, маршалов – Жукова, Тимошенко, Конева и многих других. Захватывающе и динамично написан другой исторический роман «Сталинград. Сражения и судьбы» (Роман-газета. – 2009. – №№ 15–16.) Сражением века названа битва на Волге. Завершающие части романа посвящены суровой зиме годов, когда в смертельной схватке сошлись более двух миллионов солдат.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image003_37.jpg" width="155" height="233 src=">

(наст. фам. – Фридман) родился 11 сентября 1923 г. в Воронеже. Воевать ушел добровольцем. С фронта был направлен в артиллерийское училище. Завершив учебу, попал на Юго-Западный фронт, затем на 3-й Украинский. Участвовал в Ясско-Кишиневской операции, в боях в Венгрии, во взятии Будапешта, Вены. Войну закончил в Австрии, в звании лейтенанта. В гг. учился в Литературном институте. Книга «Навеки – девятнадцатилетние» (1979) была отмечена Государственной премией. В 1986-96 гг. был главным редактором журнала «Знамя». Умер в 2009 г.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image005_22.jpg" width="130" height="199 src=">

https://pandia.ru/text/78/575/images/image015_4.jpg" width="150" height="194">

(наст. имя – Кирилл) родился 28 ноября 1915 г. в Петрограде. Учился в МИФЛИ, затем в Литературном институте им. М. Горького. В 1939 г. в качестве военного корреспондента направлен на Халхин-Гол в Монголию. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в армии: был собственным корреспондентом газет «Красная Звезда», «Правда», «Комсомольская правда» и др. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны работал редактором журнала «Новый мир» и «Литературной газеты». Умер 28 августа 1979 г. в Москве.

https://pandia.ru/text/78/575/images/image027_1.jpg" width="170" height="228">

Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.