Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Перенесение мощей святых бориса и глеба. Перенесение мощей бориса и глеба

Перенесение мощей святых страстотерпцев, Российских князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида .

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса († 1015; память 24 июля) и († 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008-1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.

В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено во 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.

Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073-1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод († 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".

Смерть Святополка Изяславича (1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман († 1079), Глеб (1078) Давыд († 1123), один из сыновей его носил имя Глеб († 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб († 1174), у Всеволода Большого Гнезда - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого († 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский "заложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035), что подтверждают записи в Минеях ХII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.

Со всей определенностью можно сделать вывод о том, что святые князья Борис и Глеб были канонизованы при великом князе Киевском Ярославе Мудром и митрополите Киевском Иоанне I, в воскресенье 24 июля 1037 года в Киевской епархии (первый этап). Последующая судьба святых мощей братьев также представляет значительный интерес: они были перенесены еще дважды, причем оба раза в воскресенье и в мае.

По смерти великого князя Киевского Ярослава Мудрого почитание святых страстотерпцев растет. Их новое перезахоронение происходит в 1072 году, когда их племянники, князья Изяслав (в то время великий князь Киевский; † 1079), Святослав († 1076) и Всеволод († 1093) Ярославичи, а также русские иерархи во главе с митрополитом Георгием († после 1073) в воскресенье 20 мая переносят останки святых братьев в новую одноглавую церковь. Церковь эта была построена стяжанием великого князя на месте прежней пятиверхой, уже ветхой.

Князья несут на своих плечах деревянный гроб Бориса, а затем в церкви перекладывают мощи в каменный саркофаг. Затем привозят на санях каменный саркофаг с мощами Глеба. При открытии гробниц святых князей митрополит благословляет трех братьев-князей рукою святого Глеба. Затем совершается Божественная литургия, после чего устраивается пир. С того времени начинается процесс общерусского прославления святых страстотерпцев Бориса и Глеба (второй этап канонизации).

Следует отметить, что, когда сначала был открыт гроб Бориса и церковь наполнилась благоуханием от мощей (немаловажный факт при уже ранее состоявшейся канонизации), митрополит Георгий, будучи «не твердъ верою к нима», упал ниц и стал молиться и просить о прощении: «Прости мя Господи, яко съгреших неверьствовахъ къ святыма твоима».

Здесь следует пояснить, что сомнения митрополита-грека были вполне естественны. Борис и Глеб - именно страстотерпцы, причастники страстей Христовых, а не мученики за веру (канонизация князей потребовала дополнительного согласования с Константинополем).

Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми – кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1102 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1111 году.

Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич. Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен.

Хочу отметить связь благоверных князей Бориса и Глеба со святителем Николем Чудотворцем.
"Радуйтеся, во граде Дорогобужи жену некую, в праздник святителя Николая работавшую, разрушением храмины ея и изсушением руки наказавшии; радуйтеся, по триех летех с верою притекавшей ко святым мощем вашим жене той исцеление подавшии." Икос 8, Из акафиста святым благоверным князьям страстотерпцам Борису и Глебу во св. Крещении Роману и Давиду, Российским чудотворцам.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были мужчинами знатного происхождения, которые унаследовали титулы князей, веровали в Господа Бога и при жизни сделали много полезных деяний. Почитают их память торжественным богослужением. Праздничные дни в православном календаре: 15 (2) мая, 6 августа (24 июля) и 18 (5) сентября.

Святые пережили смутную эпоху христианских гонений и язычничества, а потому их мощи нашлись с трудом. Могилу убиенного князя Бориса нашли около города Вышгорода, находящегося близ Киева. А через некоторое время стало известно, где был погребён и благоверный Глеб. Его мощи нашли в нескольких километрах от Смоленска – в городке Смядыни. Получив разрешение от местного руководства на извлечение их мощей, архиепископы перевезли их по реке Днепр в Киев. Там, в честь князей, в 1026 году была основана и освящена пятиглавая церковь, куда и по сей день съезжаются верующие для молитвы святым. Прихожане верят в чудодейственную силу данного места, так как здесь было замечено большое количество исцелений и очищений грешных личностей. Сюда приводили огромное количество людей с вредными привычками или печальным прошлым. Они проводили несколько дней в окружении служителей Вышгородского Борисоглебского собора и ощущали значительное облегчение. Большая часть из них бросали курить или употреблять алкоголь, а разуверившиеся – ценить каждый миг жизни и верить в светлое будущее.

В историческом контексте Вышгородская церковь была довольно популярной среди семейства Ярославичей, которые ежегодно приходили на службу, посвященную памяти Бориса и Глеба. После объединения своих княжеств они приняли решение установить ежегодное празднование в честь святителей – 2 (15) мая. На первом богослужении присутствовали такое выдающиеся личности, как митрополит Георгий Киевский и Неофит Черниговский. Сюда же съехались епископы, игумены и духовенство с самых дальних уголков Киевской Руси. Интересно то, что Святослав Ярославич намеревался отреставрировать храм, соорудив вокруг него каменное обрамление. Когда начались работы, Святославу во сне явился архангел Гавриил, который строго запретил мужчине возводить вокруг церкви каменную кладку, но он не принял во внимание вещее виденье и продолжал свою работу. Через месяц он умер от неизвестной болезни, так и не закончив своё дело. В 1093 году князь Всеволод решил закончить кладку из камня, но достроил её, она обрушилась в ту же ночь.

Почитание страстотерпцев было наиболее развито во время правления внуков Ярослава, но не привело к позитивным последствиям, ведь являлось неким соревнованием между братьями. Каждый из них хотел всё больше угодить Богу и святым материальными благами, но мужчины забывали и о чистоте души, которая достигается посредством покаяния и молитв. К примеру, Святополк велел своим мастерам написать иконы в честь страстотерпцев, выполненные из серебра, а его брат на следующий день отдал приказ на изготовление золотых икон и образов Борису и Глебу.

Стоит отметить, что святые были одними из первых русских мужей, которых канонизировали как в России, так и в Византии. Священники византийских церквей вели ежегодную службу в их честь, а инициатором действа стал преподобный Иоанн I (митрополит 1008-1035 годов). Этот факт способны подтвердить летописи, находящиеся в городе Минея. Это свидетельствует об особом почитании и уважении страстотерпцев не только в Киевской Руси, но и в других государствах. Их мощи являются национальной гордостью и символом православной религии.


Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115);

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019 - 1054) глубоко почитал своих братьев, святых мучеников Бориса (+ 1015; память 24 июля) и Глеба (+ 1015; память 5 сентября). Было известно, что убиенный князь Борис погребен в Вышгороде, близ Киева. Вскоре были найдены святые мощи благоверного князя Глеба на Смядыни, неподалеку от Смоленска, откуда их перевезли по Днепру в Киев. Киевский Митрополит Иоанн I (1008 - 1035) с собором духовенства торжественно встретили нетленные мощи святого страстотерпца и положили в Вышгороде у храма святого Василия Великого, где находились мощи мученика Бориса. Вскоре место погребения прославилось чудотворениями. Тогда мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально устроенной часовне. 24 июля 1026 года был освящен построенный Ярославом Мудрым пятиглавый храм в честь святых мучеников.

В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев становится семейным храмом Ярославичей, святилищем их братской любви и совместного служения Родине. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 2 мая. История его установления связана с предшествовавшими событиями русской истории. 2 мая 1069 года вошел в Киев великий князь Изяслав, изгнанный с княжения за семь месяцев до этого (в сентябре 1068 года) в результате восстания киевлян. В благодарность за Божие содействие в установлении мира на Русской земле князь построил вместо обветшавшего храма, воздвигнутого в 1026 году, новый, "в верх один". На освящении его присутствовали два митрополита, Георгий Киевский и Неофит Черниговский, с епископами, игуменами и духовенством. Перенесение мощей, в котором участвовали все трое Ярославичей (Изяслав, Святослав, Всеволод), было приурочено ко 2 мая, это число и было утверждено для ежегодного празднования.

Святослав Ярославич, княживший в Киеве в 1073 - 1076 гг., предпринял попытку сделать Борисоглебский храм каменным, но успел довести кладку стен лишь до восьми локтей. Всеволод (+ 1093) достроил церковь, но она в ту же ночь обрушилась.

Почитание святых Бориса и Глеба сильно развилось в эпоху внуков Ярослава, приводя нередко к своеобразному благочестивому соревнованию между ними. Сын Изяслава Святополк (+ 1113) устроил святым серебряные раки, сын Всеволода Владимир Мономах (+ 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но их превзошел сын Святослава Олег (+ 1115), знаменитый "Гориславич", упоминаемый в "Слове о полку Игореве". Он "умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно". Церковь была готова в 1011 году. Расписав ее, Олег "много понуждал и молил Святополка, чтобы перенести в нее святые мощи". Святополк не хотел, "зане не он создал ту церковь".

Смерть Святополка Изяславича (+ 1113) вызвала в Киеве новый мятеж, который едва умирил Владимир Мономах, ставший в этом году великим князем. Решив скрепить дружбу со Святославичами совместным торжеством перенесения мощей в Олегов храм, он дал знать Олегу и Давыду (+ 1123). "Владимир, собрав сыновей, и Давыд и Олег со своими сыновьями пришли к Вышгороду. И все святители, игумены, черноризцы, поповство сошлось, наполнив весь город и по стенам градским не уместились". Наутро, 2 мая 1115 года, в Неделю жен-мироносиц, начали петь утреню в обеих церквах - старой и новой, началось перенесение мощей. При этом произошло своеобразное разделение: "и повезли на санях сначала Бориса, с ним шли Владимир, митрополит и духовенство". За ним на других санях повезли святого Глеба: "с ним шел Давыд с епископами и духовенством". (Олег ждал всех в церкви.)

Это разделение соблюдалось и в дальнейших поколениях. Святой Борис считался небесным покровителем преимущественно Мономашичей, святой Глеб - преимущественно Ольговичей и Давыдовичей. Доходило до того, что Владимир Мономах в своем "Поучении", говоря о Борисе, не упоминает Глеба, а в роду Ольговичей, наоборот, ни одного княжича не назвали именем Борис.

Вообще же имена Борис и Глеб так же, как Роман и Давид, были излюбленными во многих поколениях русских князей. Братья Олега Гориславича носили имена Роман (+ 1079), Глеб (+ 1078), Давыд (+ 1123), один из сыновей его носил имя Глеб (+ 1138). У Мономаха были сыновья Роман и Глеб, у Юрия Долгорукого - Борис и Глеб, у святого Ростислава Смоленского - Борис и Глеб, у святого Андрея Боголюбского - святой благоверный Глеб, у Всеволода Большое Гнездо - Борис и Глеб. Среди сыновей Всеслава Полоцкого (+ 1101) - полный набор "борисоглебских" имен: Роман, Глеб, Давид, Борис.

Вышгородские святыни были не единственным центром литургического церковного почитания святых страстотерпцев Бориса и Глеба, распространенного по всей Русской земле. Прежде всего, существовали храмы и монастыри в конкретных местностях, связанных с мученическим подвигом святых и их чудесной помощью людям: храм Бориса и Глеба на Дорогожиче, на пути в Вышгород, где святой Борис, по преданию, испустил дух; Борисоглебский монастырь на Тме, близ Твери, где конь Глеба повредил ногу; обители того же имени на Смядыни - на месте убиения Глеба и на реке Тверце, близ Торжка (основан в 1030 г.), где хранилась глава святого Георгия Угрина. Борисоглебские храмы были воздвигнуты на Альте - в память победы Ярослава Мудрого над Святополком Окаянным 24 июля 1019 года, и на Гзени, в Новгороде - на месте победы над волхвом Глеба Святославича.

Ольговичи и Мономашичи состязались в создании великолепных храмов святым мученикам. Сам Олег, кроме Вышгородского храма, воздвиг в 1115 г. Борисоглебский собор в Старой Рязани (почему и епархия называлась позже Борисоглебской). Его брат Давыд строит такой же в Чернигове (в 1120 г.). В 1132 г. Юрий Долгорукий построил церковь Бориса и Глеба в Кидекше на реке Нерли, "где было становище святого Бориса". В 1145 г. святой Ростислав Смоленский "зяложи церковь каменну на Смядыни", в Смоленске. В следующем году возник первый (деревянный) Борисоглебский храм в Новгороде. В 1167 г. на смену деревянному закладывается каменный, оконченный и освященный в 1173 году. Строителем церкви новгородские летописи называют Сотко Сытинича - былинного Садко.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008 - 1035), что подтверждают записи в Минеях XII века. Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах XII - XIX веков.

Тропарь

Днесь церковная разширяются недра,/ приемлющи богатство Божия благодати,/ веселятся русстии собори,/ видяще преславная чудеса,/ яже творите приходящим к вам верою,/ святии чудотворцы Борисе и Глебе,// молите Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак

Явися днесь в стране Русстей/ благодать исцеления/ всем, к вам, блаженнии,/ приходящим и вопиющим:// радуйтеся, заступницы теплии.

Молитва

О, двоице священная, братия прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровьми своими, яко багряницею, украсившиися, и ныне со Христом царствующии! Не забудите и нас, сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом диавола воздвизаемую от ближних и чуждых. Молю вас, грешный раб Божий (имя), о христолюбивии страстотерпцы, испросите у великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением град сей и всех чтущих святую память вашу, во веки веков. Аминь.

Святые страстотерпцы, Борисе и Глебе, молите Бога о нас!


Благоверные Борис и Глеб вместе с равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром стали первыми святыми на Руси. Удалось ли сохранить за тысячу лет сохранить их мощи и где они сейчас находятся?

Святые князья страстотерпцы Борис и Глеб – мощи утрачены

Святые князья Борис и Глеб - младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича, крестившего Русь. Святые погибли в междусобице, возникшей после смерти их отца, от руки своего старшего брата Святополка. Князья Борис и Глеб (†1015) - первые по времени канонизации русские святые. Мощи святых были утрачены во время нашествия Батыя в 1240 г.
На илл.: Борис и Глеб на конях. XIV в.

Почитание святых Бориса и Глеба набрало силу примерно через сто лет после их смерти. Доходило даже до благочестивого соревнования между состоятельными людьми – кто лучше украсит ковчег со святыми мощами. Как сообщает календарь издательства Московской Патриархии, сын Изяслава Святополк († 1113) устроил святым серебряные раки. В свою очередь Владимир Мономах († 1125) в 1002 г. тайно, ночью прислал мастеров и оковал серебряные раки листами золота. Но всех превзошел Олег (1115), знаменитый «Гориславич», упоминаемый в «Слове о полку Игореве». Он «умыслил воздвигнуть сокрушившуюся каменную (церковь) и, приведя строителей, дал в обилии всего, что нужно». Церковь была готова в 1011 году.

Центром почитания Бориса и Глеба стала церковь в их честь, построенная в Вышгороде. Кроме мощей в ней хранились и другие реликвии, связанные с братьями, в том числе меч святого князя Бориса. А в Новгороде в честь святых каменный храм, если верить новгородским летописям, построил былинный Садко, он же Сотко Сытинич.

Мощи святых Бориса и Глеба были утрачены во время нашествия хана Батыя в 1240 году, когда вышгородскй храм был разрушен. Вместе с мощами святых братьев во время нашествия были утрачены мощи и других древнейших святых русской земли – равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. По счастью, в XVII веке мощи были снова найдены.

Святая равноапостольная княгиня Ольга – в Москве, возможно, есть частичка мощей

Святая равноапостольная Ольга († 969) была супругой великого князя Киевского Игоря и взяла на себя руководство государством после смерти мужа в 945 году. Первая из русских правителей приняла христианство. При ней Церковь становится значительной силой в русском государстве. Бабушка равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь

Около 999 года святой Равноапостольный князь Владимир приказал перенести тело своей бабушки княгини Ольги в первый каменный храм древней Руси – храм Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Во время перенесения люди увидели, что мощи сохраняются нетленными, так произошло первое в русской истории обретение нетленных мощей. Святые мощи были положены в каменный гроб и установлены в успенском храме, называемом так же Десятинным. Название возможно связано с церковно-административной реформой князя Владимира, установившего церковную десятину. Случилось так, что мощи разделили судьбу храма, в котором находились.

Во время нашествия татар на Киев в 1240 году Десятинная церковь была разрушена, а мощи оказались сокрыты под спудом, вместе с мощами святого князя Владимира. В XVII веке, согласно церковному преданию, мощи были найдены киевским митрополитом Петром Могилой, проводившим раскопки Десятинной церкви. В начале XVIII века мощи вновь, по неизвестной причине, были окончательно утрачены. До недавнего времени.

В храме свт. Николая в Пыжах (Большая Ордынка д. 27а/8, ст. м. Третьяковская) хранится небольшая икона святой Ольги с частичкой мощей. Как рассказали нам в храме, икона была пожертвована одной из прихожанок. В семье этот образ с благоговением передавали из поколения в поколение. По семейному преданию, частичка мощей принадлежит св. равноап. княгине Ольге. По будням святыня выставлена в трапезной части храма, и к ней свободно можно приложиться.

Также несколько лет назад на Украине заявила о себе некоторая семья, называющая себя «потомками» равноапостольной княгини и якобы сохранившая мощи княгини Ольги. Семья, насколько можно судить по сообщениям в СМИ, планирует построить свой собственный храм.

Святой равноапостольный князь Владимир – мощи сохранились


Святой князь Владимир († около 1015) крестил Русь, изменив исторический путь страны на тысячелетие вперед.
Фото Геннадия Шишкина. РИА Новости

После нашествия татар, мощи святого князя Владимира, как и мощи святой княгини Ольги, оказались под развалинами Десятинной церкви. В 1635 году киевский митрополит Петр Могила обнаружил два саркофага, в одном из которых, по его предположению, находились мощи святого Владимира. «В воспоминание будущим родам» святитель достал из гроба главу (череп и нижнюю челюсть) и кисть правой руки, эти святыни хранились в Киеве до самой революции.

В советское время мощи оказались в лаврском Музее культов и быта. Перед войной скульптор-антрополог Михаил Герасимов увез мощи для воссоздания исторического облика князя Владимира в Ленинград, где они во время войны бесследно исчезли. Так бы все и закончилось, если бы митрополит Петр Могила в свое время не подарил часть главы (а именно – челюсть) царю Михаилу Федоровичу. Царь поместил святыню в Успенский собор Московского Кремля

После революции эта часть мощей хранилась в кремлевских в музеях. По случаю тысячелетия крещения Руси в 1989 году Церкви были переданы несколько мощевиков, один из них был с мощами святого князя. В 2005 году, по просьбе предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, мощи крестителя Руси были возвращены в город, с которого все началось – Киев. В связи с празднованием 1025-летия Крещения Руси ковчег с мощами возят по городам, после чего он вернется обратно в Киево-Печерскую Лавру.

Подготовил Кирилл Миловидов