Портал о ремонте ванной комнаты. Полезные советы

Анализ стихотворения цветаевой мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что вы больны не мной (Цветаева Марина Стихи) Марина цветаева мне нравится анализ

Это стихотворение известно широкой публике по песне, которая прозвучала в любимом россиянами новогоднем фильме «Ирония судьбы…». Пугачевой удалось передать проникновенность этого весьма женского текста.

Впрочем, ощущения, которые переданы в стихотворении Цветаевой, вполне может испытывать и мужчина.

Лёгкая грусть от того, чего нет, чего не может быть… но что вполне можно представить. Хотя и говорится, мол, «никогда» шар земной не уйдёт из-под ног. Но никогда нельзя сказать на сто процентов.

Лирическая героиня связана отношениями, вполне возможно, что счастливыми. Но вдруг в её жизни появляется человек, ради которого можно было бы всё бросить. И он тоже, судя по всему, не одинок. Если бы герои встретились раньше… Любовь сравнивается с болезнью: кто-то «болен» кем-то другим.

В стихотворении ритмично единоначалие: «Мне нравится». И идёт перечисление всего приятного, что бывает между влюбленными. Например, закатные часы или солнце, но не просто светило, а именно звезда над головами у двоих, которые связаны любовью.

Но не только приятное упомянуто. К счастью героев, можно не смущаться, не следить строго за каждым своим словом, боясь испортить впечатление. Можно не ввязываться в игру словами, видимо, в шутливых, но полных смысла диалогах с возлюбленным. Когда каждое слово, жест, взгляд приобретают особое значение. Постоянно думать, что может подумать любимый человек. Спасибо за ночной покой – можно спать, не мечтая, не волнуясь… Однако эти тревоги и волнения иногда приравниваются к счастью.

Подобное иногда испытывают люди после расставания, когда всё «отболело». Можно спокойно общаться, можно видеть некогда близкого человека с новым партнёром. При этом не ревновать, не беспокоиться.

В данной ситуации героиня, действительно, очень хорошо владеет собой. У неё разум важней сердца. Так можно сказать, что, если нет детей, то не нужно ни за кем ухаживать, никого кормить, ни с кем играть. Не нужно, но кто сказал, что не хочется? И за некоторыми сложностями столько счастья, заботы и любви.

Она смогла, кажется, извлечь все уроки, пережить отношения, не начав их. Возможно, это только кажется… И всё лишь женское кокетство. Или грусть от невозможности любить того, кто, действительно, нравится. Не зря ведь в самых последних строках вместе с благодарностью звучит вдруг «увы». А в начале собеседника она называет «мой нежный».

Такое противоречивое, как сама женщина, стихотворение.

Эпитеты. Анализ по плану

Анализ стихотворения Мне нравится, что Вы больны не мной по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Рыцарь на час Некрасова

    Это очень длинное стихотворение, состоящее из маленьких и больших строф. Ровное по ритму, но нельзя сказать, что лёгкое при чтении. В нём много описаний (с метафорами и эпитетами), много философских размышлений поэта

  • Анализ стихотворения Пушкина Поэт

    В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон».

  • Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей Некрасова

    Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы.

  • Анализ стихотворения Не надо звуков Мережковского

    Стихотворение Д. С. Мережковского «Не надо звуков» относится к тому периоду его написания, когда творчеству поэта было свойственно обращение к Богу. Автор стихотворения считал, что только вера способна избавить

  • Анализ стихотворения Пушкина Брожу ли я вдоль улиц шумных

    Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия. Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни. Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости.


Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!

Обновлено: 2011-05-09

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Историко-биографический материал

История создания и дата написания стихотворения

Стихотворение написано в 1915 году. Обращено к М.А.Минцу, тогда – близкому другу ее сестры Анастасии, впоследствии мужу. Существует мнение, что Цветаева описывает в этом произведении свои личные чувства. Широкую известность и большую популярность это стихотворение приобрело благодаря кинофильму «Ирония судьбы, или с легким паром».

Место стихотворения в творчестве поэта

В этот период Цветаева пишет стихотворения, вошедшие в сборник «Юношеские стихи».

Главная тема стихотворения

Тема любви

Проблема стихотворения

Проблема противоречивости и неоднозначности чувств и внутреннего состояния.

Композиция стихотворения

Стихотворение можно разделить на три части. Из первой мы узнаем о том, что героиня отказывается от возможных отношений. Во второй говорится о том, что «он» принимает ее решение. В третьей выражена ее благодарность за понимание, хоть здесь и сквозит сожаление.

Лирический герой

Героиня, возможно, сама еще не разобралась в своих чувствах и ее внутренний мир трудно понять. Она испытывает нежность к адресату послания, но при этом ярко подчеркивает важность своей личной свободы.

Преобладающее настроение, его изменение

В стихотворении «Мне нравится…» перед нами предстает необычный образ лирической героини. Каждая женщина счастлива, когда ее любят, а героиня, наоборот, рада, что ее не любят. Но в стихотворении не слышится радости, оно размеренно и спокойно. Постоянно повторяющаяся анафора показывает, что героиня как бы уговаривает сама себя в том, что она и так счастлива без этой любви.

Любовь она даже называет болезнью и очень точно называет все ее симптомы, выраженные в форме метафор и сравнений:

«… и никогда тяжелый шар земной,

Не уплывет под нашими ногами»;

«И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами».

Во второй части стихотворения уже слышится чувство сожаления:

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуя!

И здесь же она называет этого человека, к которому, казалось бы, равнодушна, «мой нежный».

А третья строфа полностью противоречит двум предыдущим. В ней лирическая героиня благодарит нелюбимого за любовь, за каждую минуту, проведенную вместе:

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите…

И если во второй строфе было только чувство сожаления, то в третьей героиня открыто говорит об этом:

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!

Она говорит, что счастье было так близко, но, увы, не накрыло их с головой.

Грусть и радость в одно время. Героиня благодарит за нелюбовь, но это «спасибо», как ком в горле.

В целом стихотворение похоже на романс, читается оно на одном дыхании. Его можно назвать элегией, но оно оставляет не тяжелые думы у читателя, а легкий осадок грусти.

Любовная лирика

Ритм и рифма. Способы рифмовки

1-я строфа ABAB ABAB

(мной – вами – земной – ногами

Смешной – словами – волной – рукавами)

2-я строфа ABAB CBAD

(мне – другую – огне – целую

Нежный не – всуе – тишине - аллилуйя)

3-я строфа ABAB CBCB

(рукой – сами – покой – часами

Луной – головами – мной – вами)

Эмоции вызванные при прочтении

Только Цветаева могла с такой простотой и искренностью выразить свои чувства, желание счастья.

Это стихотворение о любви, в которой героиня и герой боятся (или не хотят) признаться. И потому любовь везде читается, как «не-любовь».

В стихотворении царит слово «нет»:

«больны не мной», «не вас целую», «не-гулянье под ЛУНОЙ» И т.д. Говорить «нет» любви спокойней для влюблённых: проще не пускать чувство в сердце, чем страдать от неразделённости. Ведь и герой, и героиня не одиноки.

«Мне нравится ещё, что Вы при мне / Спокойно обнимаете другую, / Не прочите мне в адовом огне / Гореть за то, что я не Вас целую … ».

Но это всё же одиночество, одиночество вдвоём, потому что все мысли заняты Им, «виновником недуга». Да и герой любит, «не зная сам», заставляя себя молчать, тая в себе нежное признание и допуская лишь в свои стихи «дыхание» любимой, но такой далёкой.

Стихотворение состоят из трёх строф; первые две строфы — чувства поэтессы, её ощущения, раскрытие её внутреннего мира, её тайны, изображение любви как мучительного чувства. Мир лирической героини зыбок, не определён, «разорван». Понятно, что тот хвалёный покой, который «суждено беречь», — лишь фикция, самообман. Цветаева пишет о покое, благодаря которому «никогда тяжёлый шар земной / Не уплывёт под нашими ногами». Её лирическая героиня говорит «спасибо» за «ночной ПОКОЙ», «за редкость встреч» и «не-гулянья» так настойчиво, будто убеждает себя, что так лучше.

Последние строфы стихотворений — это

вздох сожаления:

… 3а то, что Вы больны- увы! — не мной,

За то, что я больна — увы! — не Вами!

Сила чувства — в этом печальном «увы»

Пространство лирической героини то расширяется до размеров Вселенной, где «шар земной» не кажется уже беспредельно огромным; то сужается, сосредотачиваясь на одном человеке, которому посвящены все эти строки. Расставание героев, а точнее, невозможность соединения, предстаёт перед читателем историей женской души — идеального мира тонких, благородных чувств. Цветаева ничего не объясняет, не говорит о своих чувствах прямо. Она представляет свои переживания, не называя их.

Цветаевское стихотворение построено на контрасте, ярко рисующем драматизм ситуации, сложность и напряжённость разрыва между героями; в основе стихотворений лежит конфликт между желаемым и действительным, между «да» и «нет».

Любовь же понимается как болезнь, «недуг. Любовь-болезнь- устойчивый образ, известный ещё со времён Пушкина.

Но является ли освобождение от этой «болезни» отрадой? Цветаева пишет:

Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами …

Любовь — тайна, которая может открыться далеко не всем.

Цветаева благодарит за любовь «и сердцем и рукой», а ведь предложение руки и сердца — знак того, что герои будут наконец вместе. Но у Цветаевой «сердце И рука» — символ обратного: она благодарит, зная, что соединение невозможно.

Цветаева ощущает странное противоречие: они любят, но вместе быть не могут, или не любят, но не разлучаются.

Цветаева упоминает церковный обряд венчания:

Никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя! ..

В этом стихотворении слово «любовь» вообще не звучит, будто Цветаева боится произнести его, боится дать имя своему чувству. Свои чувства она предпочитает обозначить нейтральным — «нравится». Такое простое, осторожное, ничего не значащее слово, повторяющееся несколько раз, «усиливающее» само себя этими повторами и выливающееся в прекрасное и простое «Вы … любите».

Используемое Цветаевой единоначалие (анафора) и даёт нагнетание впечатлений, эмоций в первых двух строфах (<<Мне нравится … »). Но эти эмоции не находят выхода: последние две строки — почти повторение первых двух строк — символ безысходности.

Круг замкнулся! Нагнетание отчаяния — и в перечислениях «за то … », «за мой ночной покой … », «за редкость встреч … », «за не-гулянье … », «за солнце, не у нас над головами … », Это почти обвинение в бегстве от истинного чувства, брошенное и «герою», И себе самой.

У Цветаевой огонь получает определение «адовый»- огонь, пожирающий грешные души. Но имя героини — не имя грешницы; скорее, это имя святой, которое нельзя упоминать «всуе » так же, как имя Бога. Святость героини — в её страданиях, несмотря на то что «можно быть смешной — / Распущенной … Можно, но зачем? Вероятно, чтобы скрыть замешательство при виде того, кого так хочется назвать в глаза: «Мой нежный » !

Стихотворения написано пятистопным ямбом, стихом неторопливым, размеренным, спокойным, нежно-исповедальным, создающим печально-элегическое настроение. Можно лишь представлять, какая гамма эмоций и чувств прячется под этой размеренностью и мнимым спокойствием. Монологи поэтессы — «печально-сдержанный сказ », полный музыкальности. Перед читателем — поэтические романсы. Взволнованность повествования и раздумье передаются самой ритмикой ямбического стиха: паузами, аритмией в последних строфах:

… 3а то, что Вы меня — не зная сами!-

Так любите …

… 3а то, что я больна — увы!- не Вами!

Можно сказать, что перед нами формула любви, её точное определение. Стоит лишь убрать многочисленные отрицания — и ясно становится, что любовь — это «быть больными друг другом . , это ощущение зыбкости зе-мли, это умение «быть смешной » , «играть словами», «краснеть удушливой волной » , ревновать, твердить «имя нежное » , лишиться «покоя » , понимать «испуг глаз . , искать встреч «и днём, И ночью » , И «закатными часами » , «ввечеру» И «утром рано …. Но многократный повтор отрицательных частиц «не» И «ни » , использование отрицательного местоимения «никогда» говорит О том, что счастье невозможно: герои живут на одной земле, но солнца им светят разные, освещая разные жизненные пути, разные судьбы.

0 / 5. 0

На стихотворение написан очаровательный романс. Это одно из наибо­лее музыкальных произведений раннего творчества . Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится крас­неть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. Героиня упивается возможностью безудержно, безоглядно выражать свои эмо­ции, не надевая на себя маску притворства, что как нельзя удачно соответствует ее темпераментному нраву:

Мне нравится, что можно быть смешной
- Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Парадоксальность заложена в самой ситуации. Оказывает­ся, не сковывая свободу лирической героини, не тревожа ее по­кой, герой тем самым невольно делает ее счастливой. А любовь ведь и реализуется в том, чтобы подарить человеку счастье:

Спасибо вам и сердцем и рукой За то,
что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.

Подобное отношение к любви, а в особенности к венча­нию, взламывало сложившуюся и устоявшуюся в литературе романтическую традицию. Оно подчеркивало неординарность цветаевской героини, неженскую логику ее рассуждений.

Произведение словно сплетено в венок из многочислен­ных анафорических повторов, большую часть из которых со­ставляют отрицания. Центральный ключевой повтор «Мне нравится, что вы больны не мной», обрамляя стихотворение, образует кольцевую композицию.

Примечательна звуковая организация стихотворения. В то время как основной повтор строится на игре сонорных соглас­ных, большая часть художественных деталей организована также еще и по принципу ассонансных созвучий: «редкость встреч» , «закатными часами» , «негулянье под луной» и т.д.

Столь продуманный мелодический рисунок стиха свидетель­ствует о значительном росте поэтического мастерства М.И. Цве­таевой, о ее способностях к дальнейшему совершенствованию, а точнее, к дальнейшей огранке ее художественного таланта.

«Мне нравится, что вы больны не мной...»


На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной...» написан очаровательный романс. Это одно из наиболее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цветаевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения людей в некое театрализованное действие, в ходе которого приходится краснеть и притворяться. Отсутствие же любви воспринимается как определенная свобода в отношениях. Героиня упивается возможностью безудержно, безоглядно выражать свои эмоции, не надевая на себя маску притворства, что как нельзя удачно соответствует ее темпераментному нраву:

Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.

Парадоксальность заложена в самой ситуации. Оказывается, не сковывая свободу лирической героини, не тревожа ее покой, герой тем самым невольно делает ее счастливой. А любовь ведь и реализуется в том, чтобы подарить человеку счастье:

Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами.

Подобное отношение к любви, а в особенности к венчанию, взламывало сложившуюся и устоявшуюся в литературе романтическую традицию. Оно подчеркивало неординарность цветаевской героини, неженскую логику ее рассуждений.

Произведение словно сплетено в венок из многочисленных анафорических повторов, большую часть из которых составляют отрицания. Центральный ключевой повтор «Мне нравится, что вы больны не мной», обрамляя стихотворение, образует кольцевую композицию.

Примечательна звуковая организация стихотворения. В то время как основной повтор строится на игре сонорных согласных, большая часть художественных деталей организована также еще и по принципу ассонансных созвучий: «редкость встреч», «закатными часами», «негулянье под луной» и т.д.

Столь продуманный мелодический рисунок стиха свидетельствует о значительном росте поэтического мастерства М.И. Цветаевой, о ее способностях к дальнейшему совершенствованию, а точнее, к дальнейшей огранке ее художественного таланта.